УДК 004:007:316.77:352/354:347.78:323
ЩЕГОЛЕВА Н.А., Информационное общество и ШАШКОВА А.А. государство: специфика
взаимодействия (правовой анализ)
В статье рассматриваются основные принципы формирования информационного общества. Анализируется его правовая основа. Характеризуются направления и механизм развития информационного общества в России. Определяется роль государства в формировании современного информационного общества.
Ключевые слова: информационное общество, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, основные принципы и направления развития информационного общества в Российской Федерации, План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года.
Значительную роль в формировании современного информационного общества - общества нового типа, стратегическими ресурсами которого являются знание и информация, а основной ценностью - экономия времени за счет использования информационных, телекоммуникационных и компьютерных технологий, играет политика государств в сфере информационных, телекоммуникационных и компьютерных технологий.
22 июля 2000 года на саммите стран «Большой Восьмерки» была принята Оки-навская Хартия глобального информационного общества (далее - Окинавская Хартия).
Участники саммита рассматривали информационно-коммуникационные технологии как наиболее важные факторы, влияющие на формирование общества XXI века, оказывающие воздействие на образ жизни людей, их образование и сферу деятельности, а также на взаимодействие власти и гражданского общества.
По мнению участников саммита, основная нагрузка по созданию транспарентной и недискриминационной политики в сфере развития информационного общества, разработке национальных стратегий и формированию соответствующей нормативной правовой базы должна лечь на пра-
вительства государств. При этом была отмечена роль частного сектора в разработке информационных и коммуникационных сетей в информационном обществе.
В Окинавской Хартии определены стратегические направления деятельности государств по переходу к информационному обществу:
проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;
рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;
разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;
развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего
спроса на специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий во многих секторах экономики;
активное использование информационно-телекоммуникационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.
Основные положения Окинавской Хартии глобального информационною общества были учтены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года (далее - Стратегия).
Стратегия определяет информационное общество как общество с высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти1.
Основной целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий2.
Помимо Окинавской хартии глобального информационною общества политико-правовой основой Стратегии являются Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», Тунисское обязательство, а также иные международные документы, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам развития информационного общества (Женева, 2003 год - Тунис, 2005 год), Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Доктрина информационной безопасности в Российской Федерации, федеральные законы (Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»; Федеральный закон от 27 июля 2006 года
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»), а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяющие направления социально-экономического развития, повышения эффективности государственного управления и взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года № 966 «О Концепции правовой информатизации»; Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»; Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002 -2010 годы)»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годы»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р «О Концепции региональной информатизации до 2010 года»)3.
В Стратегии определены основные принципы развития информационного общества в России:
партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
свобода и равенство доступа к информации и знаниям;
поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
обеспечение национальной безопасности в информационной сфере4.
Главным механизмом реализации Стратегии должен был стать План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года (далее - Национальный
план). Изначально проект Национального плана состоял только «из перечня документов, которые необходимо принять, чтобы, реализовав их, приступить к построению информационного общества»5.
На заседании Государственного совета Российской Федерации 17 июля 2008 года по вопросам реализации Стратегии советник Президента Российской Федерации Л.Д. Рейман отметил: «Сегодня нужно не перечень документов делать, а делать какие-то конкретные уже шаги ... Нужна конкретика»6.
В итоге было решено проект Национального плана доработать, предусмотрев в нем мероприятия по основным направлениям реализации Стратегии, сроки и целевые показатели их выполнения, ответственных исполнителей, а также параметров финансирования.
После доработки проект Национального плана был представлен на первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации (далее - Совет) 12 февраля 2009 года.
После активного обсуждения проекта Национального плана участники заседания Совета пришли к выводу о необходимости дополнительной проработки ряда вопросов, в том числе:
повышение доступности современных инфокоммуникационных услуг для населения на всей территории страны;
создание системы аттестации государственных гражданских служащих на владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе с использованием сети Интернет;
переход органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием единого сайта в сети Интернет;
совершенствование законодательства в области использования электронных документов в Российской Федерации;
совершенствование правоприменительной практики в области защиты персональных данных при их автоматизированной обработке в государственных и муниципальных информационных систе-мах7.
Кроме того, одной из предложенных на заседании Совета инициатив было рассмотрение проекта Национального плана не до 2015 года, как предлагалось ранее, а на трехлетний период, «что позволит совместить реализацию плана с формированием бюджета»8.
Соответственно утверждение проекта Национального плана очередной раз было отложено.
Несколько подробнее остановимся на роли Совета в формировании и реализации государственной политики по построению информационного общества.
Совет - совещательный орган при Президенте Российской Федерации, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 года № 1576 в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием информационного общества в Российской Федерации.
Основными задачами Совета являются: подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, а также по определению ключевых мер и механизмов, включая государственную поддержку, необходимых для решения этой проблемы;
рассмотрение основных вопросов развития информационного общества в Российской Федерации, а также определение способов и форм их решения;
подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам реализации Стратегии развития информаци-
онного общества в Российской Федерации, а также по иным вопросам развития информационного общества в Российской Федерации;
рассмотрение и утверждение Плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, разрабатываемого Правительством Российской Федерации;
анализ практики реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и иных программ и проектов в области развития информационных и телекоммуникационных технологий, оценка эффективности мер, направленных на развитие в России информационного общества, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в этой области;
проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с развитием информационного общества в Российской Федерации;
представление Президенту Российской Федерации ежегодно доклада по вопросам развития информационного общества в Российской Федерации9.
В рамках Совета созданы девять межведомственных рабочих групп по основным направлениям реализации Стратегии:
по вопросам формирования национальной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения на её основе доступности населению на территории всей страны современных информационно-коммуникационных услуг;
по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке, а также подготовке квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий;
по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и социальной защиты населения;
по использованию информационно-коммуникационных технологий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
по вопросам национальной промышленности и информационных технологий в Российской Федерации;
по вопросам формирования в Российской Федерации электронного правительства;
по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе культурного и гуманитарного наследия;
по вопросам сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития.
Одним из первых поручений Председателя Совета - Президента Российской Федерации Д.А. Медведева межведомственным рабочим группам стала подготовка предложений для включения в Национальный план с учетом состоявшегося обсуждения на заседании Совета 12 февраля 2009 года.
В июле 2009 года на VI Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» на рассмотрение и общественное обсуждение был представлен доработанный проект Национального плана.
В окончательной редакции Национальный план был утвержден решением Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 13 февраля 2010 года № Пр-35710, т.е. только спустя два года со дня утверждения Президентом Российской Федерации самой Стратегии.
Утвержденный Национальный план -«системная основа осуществления координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по построению информационного общества»11 - включает в себя мероприятия по указанным выше основным направлениям реализации Стратегии.
Особое внимание следует обратить на мероприятия по сокращению различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития, выделенные в отдельное направление Национального плана, несмотря на то, что в первоначальном проекте Наци-
онального плана, по оценкам Губернатора Тверской области Д.В. Зеленина, региональный и муниципальный аспекты фактически отсутствовали12.
Субъектами Российской Федерации также были представлены предложения для включения в Национальный план мероприятий по развитию информационного общества с учетом региональных особенностей.
Одновременно органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработаны и утверждены планы мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъекте Российской Федерации на 3-летний период (далее - региональные планы):
Постановление Правительства Нижегородской области от 31 мая 2010 года № 320 «Об утверждении плана по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Нижегородской области на 2010-2012 годы»13;
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2010 года 32 «О Плане мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Санкт-Петербурге на 2010-2012 годы»14;
Распоряжение Правительства Камчатского края от 15 июля 2010 года № 345-РП «Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Камчатском крае на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов»15;
Распоряжение Губернатора Курской области от 31 декабря 2009 года № 1111-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Курской области Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства»16;
Распоряжение Губернатора Орловской области от 20 июля 2010 года № 25-р «Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Орловской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов»17 и т.д.
В региональные планы вошли мероприятия Национального плана, по которым ответственными исполнителями являются субъекты Российской Федерации («Обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с помощью Интернет-сайтов», «Использование электронного документооборота в деятельности органов власти», «Подготовка региональных программ и планов по развитию информационного общества на региональном и муниципальном уровнях в соответствии с едиными требованиями» и т.д. - всего 33 мероприятия Национального плана), а также мероприятия, отражающие региональную специфику построения информационного общества и формирования электронного правительства.
Утверждение Стратегии потребовало помимо разработки и принятия Национального и региональных планов значительного совершенствования существующей нормативной правовой базы.
Среди наиболее значимых нормативных правовых актов, регулирующих процессы построения информационного общества в Российской Федерации, можно отметить:
Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»18;
Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»19;
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»20;
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»21;
Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»22;
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»23;
Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»24;
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 года № 755 «О Совете главных конструкторов по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти»25;
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»26;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»27;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года»28;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»29.
Таким образом, Стратегия стала фундаментальной основой для подготовки и уточнения нормативных, доктринальных, концептуальных и программных документов, определяющих цели и направления государственной политики в области построения информационного общества в Российской Федерации.
Планомерная реализация основных мероприятий и направлений Стратегии позволит России к 2015 году войти в двадцатку ведущих стран мира в области развития информационного общества.
1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации
7 февраля 2008 г № Пр-212 // Российская газета. 2008. № 4591.
2 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 2008. № 4591.
3 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 2009. № 7; Доктрина информационной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации
9 сентября 2000 года № Пр-1895 // Российская газета. 2000. № 187; Федеральный закон
от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Российская газе-
та. 2002. № 6; Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Российская газета. 2006. № 165; Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»// Российская газе-
та. 2006. № 165; Указ Президента Российской
Федерации от 28 июня 1993 года № 966 «О Концепции правовой информатизации»// Российская газета. 1993. № 132; Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гаран-
тиях прав граждан на информацию»// Россий-
ская газета. 1994. № 4; Постановление Прави-
тельства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 годы)»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 5. Ст. 531; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годы»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 46. Ст. 4720; Распоряжение Правительства Российской Федерации от
17 июля 2006 года № 1024-р «О Концепции
региональной информатизации до 2010 года»/
/ Собрание законодательства Российской Фе-
дерации. 2006. № 30. Ст. 3419.
4 Стратегия развития информационного
общества в Российской Федерации, утверж-
денная Президентом Российской Федерации
7 февраля 2008 года № Пр-212// Российская газета. 2008. № 4591.
5 http://news.kremlin.ru/transcripts/819
6 http://news.kremlin.ru/transcripts/819
7 http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3487
8 http://news.kremlin.ru/transcripts/3161
9 Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 года № 1576 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 44. Ст. 5049.
10 http://www.infosovet.ru
11 http://news.kremlin.ru/transcripts/3161.
12 http://news.kremlin.ru/transcripts/3161.
13 http://www.government.nnov.ru
14 http://www.gov.spb.ru
15 http://www.kamchatka.gov.ru
16 http://www.rkursk.ru
17 http://www.adm.orel.ru
18 Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»// Российская газета. 2008. № 265.
19 Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. 2009. № 25.
20 Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// Российская газета. 2010. № 168.
21 Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// Российская газета. 2010. № 169.
22 Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»// Российская газета. 2008. № 108.
23 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»// Российская газета. 2009. № 88.
24 Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»// Российская газета. 2010. № 79.
25 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 года № 755 «О Совете главных конструкторов по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 39. Ст. 4615.
26 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»// Российская газета. 2009. № 229.
27 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2372.
28 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.
29 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»// Российская газета. 2009. № 247.