Научная статья на тему 'Информационное общество и демократия'

Информационное общество и демократия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
568
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное общество и демократия»

Ю. Г. Просвирнин,

доктор юридических наук, профессор, директор Воронежского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ДЕМОКРАТИЯ

В 50—70-е гг. XX в. стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, начало которой проложила научно-технологическая революция, вызвавшая бурное развитие техники и в первую очередь электронно-вычислительной. Проблема существования и бытия человека в полностью «технозированном» и ¿информатизированном» мире вызвала к жизни концепцию «информационного общества».

В самом общем представлении информационное общество — это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека1. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой — постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому, служит основным средством межличностных взаимоотношений.

Поскольку речь идет о некоторой новой стадии развития общества, ее более правильно определять на основе анализа изменения производительных сил и производственных отношений.

В XX в. преобладали теории, базирующиеся на периодизации общественного развития с учетом способа производства и форм собственности. В соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса в истории человеческого общества известны пять общественных формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Крах советской политической системы вызвал к жизни новые подходы к рассмотрению основных этапов развития общества. С экономической точки зрения в научной литературе сегодня выделяют доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество2.

Информационное общество как качественно новый этап цивилизационного развития человечества рассматривают и представители технологического подхода. По мнению сторонников данной точки зрения,

1 См.: Тоффлер О. Третья волна. М., 2002. 776 с.

2 См.: Колин К. К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика. М., 2000. С. 172—173.

© Просвирнин Ю. Г., 2006

2006, № 1

не тип государственного устройства, способ производства или форма собственности являются главными отличительными признаками того или иного этапа развития общества, а его технологическое устройство, которое и определяет образ жизни и деятельности людей. Поэтому история человечества — это закономерная последовательность технологических революций, «...радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада, который, в свою очередь, определяется средствами и способами организации общественного производства и жизнеобеспечения общества»3.

Технологический уровень развития общества неразрывно связан с его информационным обеспечением. А. И. Ракитов доказал, что в основе каждой технологической революции лежит информационная революция, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития4.

Информационный подход к истории развития цивилизации предполагает рассмотрение основных этапов развития общества через призму информационных революций. Разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества исследователи рассматривают «...как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации — информационного общества»9.

Построение информационного общества возможно лишь тогда, когда всех граждан, все государственные и общественные институты сближают общее миропонимание и наличие достаточной информации. Эта мысль давно получила признание в юридической литературе. «Демократия основывается на плюрализме гражданского общества. Свободный доступ, обмен и получение информации затрудняет процессы превращения властных политических структур в самодовлеющий институт»6.

Таким образом, становление информационного общества явилось одной из ведущих мировых тенденций на рубеже тысячелетий. Именно это фиксирует Окинавская хартия о глобальном информационном обществе, которая подписана руководителями семи ведущих стран и 40 Президентом России в августе 2000 г.

Информационное общество определяют по-разному. Одни считают, что это общество, в котором обеспечивается «легкий и свободный доступ к информации по всему миру», другие — что это общество, в котором «основными объектами и результатами труда большинства являются информация и знания»,

3 Колин К. К. Указ. соч. С. 41.

4 См.: Ракитов А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998. 104 с.

5 Колин К. К. Указ. соч. С. 48.

6 Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996.

С. 389.

Первыми идеологами концепции формирования информационного общества как закономерной стадии развития цивилизации считают зарубежных ученых Д, Белла, К, Кояму, И. Мартина, И. Масуду, Ф. Маш-лупа и Э. Тоффлера. Начало же развитию этой теории положил американский экономист Ф, Машлуп. Проанализировав информационный сектор экономики США, он в первой половине 60-х гг. XX в. разработал экономическую теорию информации и ввел в научный оборот термин «информационное общество»7. Вслед за ним Р. Лэйн выдвинул (5 идею «общества знания» и определил основные его особенности8. Французский социолог А. Турен обозначил новый формирующийся строй как особое «программируемое» общество9. В начале 70-х гг. ряд концепций нового развивающегося общества был выдвинут учеными Японии, США, Канады, Франции и других стран. Эти концепции раскрывают информацию в качестве основной движущей силы общества, от которой зависят способ материального производства, социальное устройство и формы духовного производства.

Таким образом, понятие «информационное общество» получило широкое распространение, но однозначного определения и четко разработанной его концепции пока не существует. Современные социологи и политологи по-разному отвечают на вопрос о месте информационного общества в историческом развитии человечества. Одни из них термины «информационное общество» и «постиндустриальное общество» употребляют как синонимы. Другие считают, что информационное общество — это лишь разновидность постиндустриального общества. Третьи видят в информационном обществе один из этапов развития постиндустриального общества. Четвертые вообще выводят информационное общество за рамки постиндустриального общества, представляя его в качестве новой ступени общественного прогресса, идущего на смену постиндустриализму.

Вместе с тем, несмотря на различные названия и множество выдвинутых концепций новой информационной эры, все ученые едины в том, что речь идет о новой ступени общественного развития. Анализ точек зрения ведущих специалистов, занимающихся исследованием информационного общества, позволяет выделить основные технологи- 41 ческие, экономические, политические параметры, характеризующие информационное общество.

В предшествующие информационному обществу эпохи основные усилия общества в технологическом плане были направлены на облегчение физического труда человека при помощи использования мускульной силы животных и различных механизмов. Информационное общество на-

7 Cm.: Machlup F. The production and distribution of knowledge in the United States. Princeton, 1962. 416 p.

8 Cm.: Lane R. E, The decline of politics and ideology in a knowledgeable society // Amer. Sociol. Rev. 1966. Vol. 21, № 5. P. 649—662.

9 Cm.: Touraine A. La société post-industrielle. Paris, 1969. 319 p.

Просвирнин, Информаиионное общество и демократия

2006, № 1

правлено на облегчение и интенсификацию в первую очередь интеллектуальной деятельности человека на базе эффективного использования новейшей информационной техники и технологии, в том числе искусственного интеллекта. Поэтому с технологической точки зрения информационное общество характеризуют:

— наличие и широкое использование различных информационных средств, в первую очередь подключенного к телекоммуникационным сетям персонального компьютера, как неотъемлемого атрибута всех субъектов этого общества;

— интенсивное развитие всех технических средств с помощью внедрения новейших материалов и технологий;

— слаженная работа локальных, корпоративных, национальных и международных телекоммуникационных сетей, обеспечивающих оперативную коммуникацию между членами общества, государственными и общественными организациями вне зависимости от их места нахождения;

— новые виды деятельности в телекоммуникационных сетях;

— усиление роли центров, осуществляющих автоматизированную генерацию, хранение, обработку и использование различных видов информации.

С экономической точки зрения информационное общество — это общество, в котором:

— ведущей отраслью экономики является интеллектуальное производство;

— информационные ресурсы рассматриваются как самый большой потенциальный источник капитала, а информация является производительной силой;

— информационный сектор экономики развивается более быстрыми темпами, чем остальные отрасли, промышленность по показателям занятости и доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а в сфере услуг преобладают сбор, обработка, хранение и распространение информации;

— информация становится предметом массового потребления и доступна каждому благодаря относительной ее дешевизне.

С социально-политической точки зрения информационное общество представляет собой открытое демократическое общество, в котором:

— основную социальную группу составляют работники информационной сферы;

— соблюдаются демократические права и свободы граждан;

— гарантирована доступность информации каждому; каждый член общества имеет возможность своевременно и оперативно получать с помощью телекоммуникационных сетей полную и достоверную информацию любого вида и назначения из любого государства, независимо от места его нахождения в пространстве.

Таким образом, информационное общество — это демократическое общество, целью которого является достижение более высокого уровня

благосостояния граждан путем эффективного использования различных видов информации (как ранее созданной, так и постоянно генерируемой обществом) с помощью вычислительной техники или других средств сбора, обработки, хранения и передачи информации.

Для уяснения вопроса об отношении современных обществ к информационному необходимо выделить основные его характеристики. К их числу относят: 1) доступность информации и ее реальное обеспечение с помощью технических средств; 2) производство информации в объе- (5 мах, необходимых и достаточных для обеспечения жизнедеятельности и развития общества во всех его частях и направлениях; 3) ускоренная автоматизация и роботизация во всех сферах производства и управления; 4) преимущественное развитие сферы информационной деятельности и услуг10. Ранние абстрактные определения, гласящие, что в информационном обществе каждый человек мол-сет получить любую нужную ему информацию в любое время и в любом месте, уступают описаниям новых геополитических и экономических реалий, и, если речь идет о некоторой новой стадии развития общества, ее более правильно определять на основе анализа изменения производительных сил и производственных отношений.

С этой точки зрения информационное общество может быть определено как общество, в котором основным предметом труда большей части людей являются информация, а орудием труда — информационные технологии. Общественные отношения во многом определяются именно этим обстоятельством. Соответственно экономика общества ориентирована на производство прежде всего продуктов информационной и интеллектуальной деятельности, связанных с выработкой новой информации и накоплением знаний, преобразованием их в состояние, удобное для потребления другими людьми, и продажей этих продуктов. По существу, информационное общество есть общество, основу жизнедеятельности которого составляют информационные технологии.

Не прибегая к количественным оценкам, можно привести следующие основные признаки информационного общества: формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной, а на их основе экономической интеграции стран 43 и народов; становление и в последующем доминирование в экономике стран, наиболее далеко продвинувшихся на пути к информационному обществу, новых технологических укладов; создание рынка информации и знаний в дополнение к рынкам природных ресурсов труда и капитала и превращение информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития за счет расширения доступа к ним; возрастание роли инфраструктуры в системе общественного производства и усиление тенденций к совместному функционированию в экономике информационных и денежных потоков; фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных

10 См.: Рахитов А, И. Философия компьютерной революции. М., 1991. С. 56.

Просвирнин, Информаиионное общество и демократия

2006, № 1

продуктах и услугах; повышение уровня образования, научно-техничес-кого и культурного развития за счет расширения возможностей системы информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и соответственно повышение роли квалификации, профессионализма и способности к творчеству как важнейших характеристик услуг труда; повышение значимости проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, создание эффективной системы гарантий прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации, а также ее охрану от неправомерного использования.

Все перечисленные признаки характеризуют уровень развития информационной среды общества и степень эффективности использования информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Обычно количественные, технологические по своей природе показатели, например число компьютеров на душу населения, или число пользователей в сети Интернет, или даже доля затрат в валовом внутреннем продукте на информатизацию, хотя и не бесполезны, но весьма относительны и не отражают глубинных социально-экономических и социально-культурных перемен в этой области11.

Движение к информационному обществу является неизбежным, постепенным и достаточно длительным процессом. Неравномерность мирового экономического развития ведет к существенным различиям в степени продвижения разных стран к информационному обществу. Среди специалистов нет единой точки зрения о том, на каком этапе развития находятся современное человеческое сообщество в целом и отдельные страны в частности. По мнению К. К. Колина, «...сегодня, в самом начале XXI века, большая часть развитых стран мира все еще находится в стадии индустриальных обществ, а наиболее развитые из них (главным образом страны «большой семерки») — в стадии перехода от постиндустриального к информационному обществу. Что же касается России, то она по своим макроэкономическим характеристикам относится к развивающимся странам, и в ней только начался переход от индустриального к постиндустриальному обществу»12.

44 К числу таких макроэкономических характеристик можно отнести структуру реального сектора экономики, где преобладает производство сырья, энергии и неконкурентной продукции обрабатывающей промышленности; доминирование в экономике России реликтовых технологических укладов; неразвитость инфраструктуры; отсутствие национальной телекоммуникационной сети; низкий уровень информационных потребностей в обществе. Для преодоления этого отставания необходимо принятие таких мер, как увеличение в экономике России сектора информационно-коммуникационных технологий (в 2005 г. доля этой от-

11 См.: Парламентские слушания «О построении в России информационного общества» // http://www.akdi.ru.

12 Колин К. К. Указ. соч. С. 173.

расли в ВВП составила 5,3 %, а в технологически развитых странах —

30 % и выше)( т.е. ускоренное развитие отечественного производства в сфере ИКТ; обеспечение равного доступа граждан и организаций страны к современным технологиям; информатизация государственного и муниципального управления13.

Для того чтобы реализовать эти задачи, необходимо обеспечить ряд условий. Во-первых, это политические условия ускоренного роста рыночной и социально-культурной инфраструктур: разумная децентрали- 5 зация хозяйственного управления и неукоснительное соблюдение принципов федерализма, независимости СМИ, целенаправленное формирование доверия населения к экономической и социальной политике государства. Во-вторых, сохранение и развитие системы «Образование — наука», которая позволит занимать лидирующее положение в периодически возникающих принципиально новых направлениях в науке и технологиях. И если уровень этой системы будет достаточно высоким, то, начиная с равных позиций с другими странами, российская экономика может получить долговременные конкурентные преимущества. В-треть-их, последовательное превращение информационного пространства России в составную часть мирового информационного пространства (отдельным направлением этого процесса является создание в Российской Федерации единого информационно-правового пространства, являющегося неотъемлемым элементом информационного общества).

Вступление России в информационное общество может рассматриваться как одно из важных условий ее экономического процветания и духовного развития, а также сохранения стратегической стабильности в мире, поскольку информационное общество — явление международное, а не национальное. Именно поэтому в «Окинавской хартии о глобальном информационном обществе» отмечается необходимость содействия в продвижении телекоммуникационных услуг, создании правовой среды, поддерживающей развитие информационных услуг и технологий, осуществления руководства в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство; обеспечения экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству по оптими- 45 зации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе. Задача, подчеркивается в Хартии, заключается не только в содействии переходу к информационному обществу, но и в реализации его полных экономических, социальных и культурных преимуществ.

“ Из выступления В. В. Путина на заседании президиума Государственного совета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации» 16.02.2006 г. // http://www.kremlin.ru/appears/2006/02/16/ 2325_type63378 type63381_101794.shtml.

Просвирнин, Информаиионное общество и демократия

2006, № 1

Для достижения этих целей руководители восьми мировых держав акцентировали внимание на реализации следующих ключевых направлений:

— проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;

— рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей и использование преимуществ новых информационных технологий;

— разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;

— удовлетворение растущего спроса на специалистов в области информационных технологий во многих секторах нашей экономики;

— активное использование информационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению в рел-симе реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Все это требует надлежащего законодательного обеспечения от каждого государства. Вместе с тем в российском информационном законодательстве существуют определенные пробелы: не приняты законы о праве на информацию, об охране персональных данных, о телевидении14. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных прав, о средствах массовой информации, об информации, информатизации и защите информации, об участии в международном информационном обмене. Не установлены четкие правила эксплуатации ИКТ в учреждениях, а информационные технологии не вносят ожидаемого вклада в повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов. Весьма актуальной является разработка нормативных документов, регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых ими, а ресурсы, которые не подлежат разгосу-46 дарствлению, — типа статистической информации, — должны быть четко перечислены. Необходимо определить место и роль России в международных программах типа глобальной информационной инфраструктуры.

Подводя итоги анализа, можно констатировать, что информационное общество — одна из теоретических моделей, используемых для

14 Европейская конвенция о трансграничном телевидении была открыта Комитетом министров Совета Европы для подписания 5 мая 1989 г. и вступила в силу 1 мая 1993 г. Комитет министров утвердил 9 сентября 1998 г. протокол, вносящий изменения в ее текст. С ним официально согласились участники Конвенции, после чего 1 октября 2000 г. он вступил в силу.

описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационно-коммуникационные технологии. Информационное общество — это общество, в котором информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИКТ становятся главным средством р повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и науки. .Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор — уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации, что гарантируется законом (государственная и другие виды тайны также определяются законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компью-терно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США — в 80-е гг., в Западной Европе — в 90-е, в России Концепция формирования и развития единого информационного пространства была одобрена решением Президента РФ 23 ноября 1995 г.). Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя мировую «информационную экономику»; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законода-тельно-правовую систему. В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, «физической» экономикой.

Принципиальные изменения в обществе с переходом в новое качество не могут не затрагивать основные его элементы, в том числе политическую систему.

Под воздействием новых информационных технологий происходят сдвиги в сторону открытости и прозрачности политических процессов, расширения участия граждан в общественной жизни, изменения функ-

Просвирнин, Информаиионное общество и демократия

2006, № 1

ций и увеличения числа политических факторов, плюрализации интересов в политическом процессе, дальнейшей эволюции системы опросов общественного мнения, предвыборных кампаний, отбора кандидатов и т.п.

Развитая и сильная демократия возможна только там, где граждане могут влиять на государственную власть и контролировать ее. Это предполагает тесное взаимодействие политической системы и гражданского общества через различные информационные каналы, а следовательно, развитие различных форм информатизации.

Развитая система информирования граждан, несомненно, способствует увеличению общественного доверия, так необходимого для эффективного функционирования власти. Для формирования устойчивой обратной связи важно и то, что информатизация предоставляет возможность интерактивного взаимодействия. Не только граждане получают достаточно полную информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, но и у этих органов появляется дополнительный канал получения информации от населения. Это ведет к увеличению таких форм взаимодействия, которые ряд авторов называют «моральными ресурсами, т.е. ресурсами, объемы которых в процессе использования не столько сокращаются, сколько нарастают, а исчерпание наступает только в том случае, если ими не пользуются»15.

Одной из форм такого взаимодействия являются информационнокоммуникационные технологии, особенно в условиях увеличения числа индивидуальных пользователей Интернет. Они предоставляют возможность качественно новой связи между органами власти и обществом в интерактивном пространстве, способствуют обмену взглядами, идеями, практическими предложениями в разных областях общественной жизни.

Европейский научный фонд — European Science Foundation — предусмотрел основные направления исследований в рамках проекта ESF «К электронной демократии» в рамках Программы финансирования участия ученых из Центральной и Восточной Европы и стран бывшего СССР в семинарах, конференциях, коллоквиумах:

48 — поддержка выборов с помощью сети Интернет;

— использование средств сети Интернет для агрегирования предпочтений и поддержки переговоров;

— поддержка прямой демократии с помощью сетевых методов;

— использование средств сети Интернет для информирования населения и вовлечения в процесс принятия решений.

В целом использование Интернет в гражданском обществе может быть представлено как постоянно действующее средство решения многочисленных задач, в числе которых организация электронного взаимодействия структур гражданского общества и обеспечение их

15 American Economic Review Proceedings. N. Y., 1994. P. 74.

влияния на власть; сбор и распространение силами общества информации о политических, экономических и социальных процессах; организация дискуссий национального, регионального и местного масштаба по общественно значимым проблемам; контроль за деятельностью органов государственной власти, избранных политиков в промежутках между выборами; использование новых оригинальных методов массовых исследований в сфере изучения общественного мнения; правовое просвещение и консультирование. (5

С целью решения указанных проблем, дальнейшего развития и широкого применения ИКТ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 была утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002—2010 годы». Особый интерес вызвали поставленные в ней задачи по информационному взаимодействию государства и общества: максимальное расширение объема информации, предоставляемой обществу; создание механизма общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций; создание эффективной системы предоставления государственных услуг гражданам в наиболее удобной для них форме.

В рамках работ по обеспечению информационной прозрачности и открытости государства для общества осуществляется расширение объема информации, обязательной к общественному раскрытию органами государственной власти, реализован комплекс мер по повышению открытости государства на федеральном, региональном и местном уровнях. Принято Постановление Правительства Российской Федерации от

12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»16, которое утвердило перечень сведений о деятельности этих органов, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования (53 позиции), и обязало федеральные органы исполнительной власти обеспечить доступ граждан и организаций к информации об их деятельности путем создания своих информационных ресурсов, своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет. 49

На заседании президиума Государственного совета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации», состоявшемся 16 февраля 2006 г. в Нижнем Новгороде, отмечалось, что на сегодня в основном решены задачи, связанные с формированием базовой информационно-технологической инфраструктуры органов государственной власти. Реализуется ФЦП «Электронная Россия». 70 % субъектов Российской Федерации имеют собственные программы информатизации. Сформирована система повышения квалификации государственных служащих в области информационных технологий. В некоторых субъектах

16 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 7. Ст. 658.

4. Заказ 4293

Просвирнин, Информаиионное общество и демократия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006, № 1

Российской Федерации созданы единые центры обработки данных, обеспечивающие сбор необходимой информации со всех муниципальных и территориальных органов власти, социально значимых хозяйствующих субъектов, которая учитывает более 10 тысяч показателей в режиме online. Сформирована инфраструктура электронно-цифровой подписи, обеспечивающая возможность развития электронной коммерции на территории регионов. Наиболее примечательным является опыт по построению регионального «электронного правительства», при котором руководство субъектов Российской Федерации действительно имеет возможность в любое время получить комплексную оценку положения дел с заданным уровнем детализации, увидеть сценарий социально-экономического развития, просчитать возможные решения, спрогнозировать последствия17.

К примеру, на сайте Юго-Восточного административного округа г, Москвы помещен раздел «Электронная демократия» — простая и удобная информационно-коммуникационная форма общения граждан и власти, которая обеспечивает доступ жителей округа и организаций ко всей необходимой открытой информации: той информации, которая необходима людям для жизни, для ведения бизнеса, для образования, для решения всех жизненных задач. Использование этого раздела гражданами предполагает участие в законотворческой деятельности Государственной Думы Российской Федерации и Московской Городской Думы; предложения и отзывы жителей на представленную в разделе информацию направляются депутатам округов для рассмотрения в дальнейшей работе; также предоставлена возможность участия в нормативно-правовой деятельности Правительства Москвы и префектуры ЮВАО, что позволяет использовать отзывы жителей в своей деятельности.

Таким образом, потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на государственный аппарат в целом ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. Возникает вероятность осуществления непосредственной демократии с помощью информационных технологий («электронная форма демократии»), а интенсивное внедрение таких технологий в государственные органы приближает их к гражданам, качественно улучшает и расширяет связь с населением («электронное правительство»)18. Появляются предпосылки

17 Подробнее см.: Стенографический отчет о заседании президиума Государ-

ственного совета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации» // http://www.kremlin.ru/appears/2006/02/16/ 2325^уре63378 type63381_101794.БМт1.

18 Интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества, получили в современной литературе устойчивое наименование «электронного правительства» (е-Соуегпте^,). По поводу употребления этого словосочетания следует согласиться с М. С. Вершининым в том, что прямой перевод «е-СоуегптепЬ не совсем корректен, поскольку «понятно, что имеется в виду не только сетевая инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления» (Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001. С. 117). Кроме того, этот термин

расширения числа вопросов, принимаемых путем референдумов (особенно на региональном и муниципальном уровнях), участия в электронном голосовании, влияния на курс проводимой государством, федеральными и местными властями политики, оперативного доступа неограниченного количества людей к текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разработки.

Под «электронной демократией» в наиболее обобщенном плане следует понимать основанный на применении ИКТ механизм обеспечения (5 политической коммуникации, способствующий реализации принципов народовластия и позволяющий привести политическое устройство в соответствие с реальными потребностями становящегося информационного общества. Электронная демократия мало чем отличается от простой демократии — это использование достижений последних ИКТ для решения тех же задач, которые решаются этой самой демократией. Информационно-коммуникационные технологии — это то, что обеспечивает реализацию свободной демократии, они оказываются самостоятельным субъектом рассмотрения в понятии «электронная демократия», средством, меняющим качество: при их использовании происходит качественный скачок как во времени, так и в пространстве.

В свою очередь, использование ИКТ способствует принципиальному расширению возможности граждан организованно, точнее, «самооргани-зованно» отстаивать свои интересы и на региональном, и на государственном уровне. Благодаря этим технологиям группа людей, имеющих возможность принимать участие в выработке и принятии политически значимых решений, значительно увеличивается — потенциально до уровня всего политически активного населения.

Таким образом, информационное общество оказывает существенное влияние на реализацию прав граждан, на трансформацию многих демократических институтов. В процессе его становления возникают проблемы взаимодействия с такими традиционными институтами демократии, как гражданское общество и государство.

На наш взгляд, диалектика такого соотношения видится в следующем.

выводит за пределы рассмотрения местное самоуправление, органы которого, согласно Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти. В связи с этим, на наш взгляд, более правильным было бы говорить об электронной инфраструктуре государственного и муниципального управления, которая бы объединяла в себе технологии информационного взаимодействия между органами власти и гражданами, органами власти и институтами гражданского общества, включая бизнес-структуры и общественные объединения, а также между разными государственными и муниципальными учреждениями. Что же касается термина ^электронное правительство», то представляется целесообразным соотнести его с одним из функциональных компонентов данной инфраструктуры, связанным с деятельностью органов исполнительной власти Российской Федерации. Аналогичным образом можно, например, выделить на уровне местного самоуправления подсистему «электронных муниципалитетов».

Просвирнин, Информаиионное общество и демократия

2006, № 1

Гражданское общество, расположенное между политической (государственной) и производственной сферами и образующее промежуточную среду между ними, представляет собой систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, ассоциаций, союзов по интересам (профессиональным, творческим, культурным, просветительским, конфессиональным, житейско-бытовым и т.д.), связанных не столько вертикальными, иерархическими зависимостями, сколько го-ризонтально-сетевыми взаимоотношениями. «На смену вертикальным структурам, — отмечает О. Э. Лейст, — пришло преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества»19.

Интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации в конечном счете обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии. Общеизвестно, что развитие гражданского общества генерирует демократизацию политической системы, расширение прав и свобод граждан соответственно достигнутому уровню гражданских отношений и правосознания граждан. Разумеется, наличие разветвленной сети общественных организаций, объединяющих на добровольной основе граждан, еще не дает оснований для того, чтобы говорить о зрелом и хорошо функционирующем гражданском обществе. Их число вовсе не свидетельствует об их действенности. В полной мере о ней можно говорить лишь в том случае, если эта сеть не замкнута сама на себя, а постоянно и эффективно взаимодействует с политической системой, в первую очередь с институтами государственной власти. Как демократизм политической системы, так и зрелость гражданского общества прямо пропорциональны широте и интенсивности взаимодействия между ними.

Информационное общество можно считать формой гражданского общества, признаком его зрелости, инструментом для цивилизованного воздействия на власть путем прямой связи с государственными структурами, непосредственного ознакомления членов общества с разраба-52 тываемыми законопроектами и внесения в них поправок, формирования общественного мнения и т.п. Принципиальное изменение характера ИКТ позволяет преодолеть и сформулированный Робертом Михельсом так называемый «железный закон олигархий», в соответствии с которым постулируется доминирование хорошо организованных властных элит над априори слабоорганизованным большинством20.

Фактическую монополию элит на решение всех важных вопросов, связанных с жизнедеятельностью общества, разрушает не просто со-

19 Лейст О. Э. Сущность права: Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 180.

20 Подробнее см.: Олсон М. Логика коллективных действий. М., 1995. С. 124—

циальная активность граждан, а возможность непосредственного участия их в формировании официальной позиции, формулировании соответствующей правовой базы и — что важно — в осуществлении реального контроля за процессами претворения решений. Прозрачность всех властных процедур предопределяет невозможность корпоративных договоренностей, применения двойных стандартов и других манипуляций с законом. Виртуальное сообщество граждан больше не нуждается в особых средствах заявления собственной позиции, чтобы преодолеть инерцию внутренней организации властной элиты, что выступает прикладным проявлением возможностей электронной демократии.

Таким образом, идеи формирования эффективного гражданского общества приобретают с развитием информатизации необходимую материальную базу, а принципиальное снижение издержек распространения информации и межличностной коммуникации, связанное с развитием ИКТ, позволяет говорить о создании системы демократически управляемого большого национального государства, преодолевая сформулированный еще философами античности барьер в несколько тысяч человек — как предельном возможном числе граждан для демократически управляемого полиса. Формирование информационного общества свидетельствует не только о перспективах дальнейшей демократизации политической системы, но и о создании работоспособных, альтернативных государственным механизмам решений многих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.