ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО:
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ
D.B. Sayfullaev
Information Support of Foreign Policy: Comparative Analysis of the Experience of Russia and the USA
The new trends of information support of foreign policy in the United States and Russia are analyzed. The fundamentals of traditional mass media management and the use of effective mechanisms and tools of advocacy are considered.
Key words and word-combinations: information support, foreign policy, mass media, social networks, Russia, the USA.
Анализируются новые тенденции информационного обеспечения внешней политики Соединенных Штатов Америки и России. Рассматриваются фундаментальные основы управления традиционными СМИ и использования эффективных механизмов и инструментов пропагандистской деятельности.
Ключевые слова и словосочетания: информационное обеспечение, внешняя политика, СМИ, социальные сети, Россия, США.
УДК 327 ББК 66.4(0)
Д.Б. Сайфуллаев
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА РОССИИ И США
ВВ современных мировых политических процессах наблюдаются тенденции глобализации, равно как и интеграции и реинтеграции, с одной стороны, а с другой — нарастающие региональные, локальные конфликты и продолжающийся мировой финансово-экономический кризис. Это создает условия для доминирования ведущих технологически и экономически развитых стран над странами менее развитыми, вставшими на самостоятельный путь развития.
В данном контексте ведущие государства для защиты и реализации своих интересов во внешнеполитической деятельности активно внедряются новые методы, формы и механизмы по влиянию на зарубежную аудиторию, которые не требуют применения военной силы, не нуждаются в привлечении больших людских ресурсов, но способны действенно под-
24 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
чинить граждан других стран. Широко используются информационно-коммуникационные технологические преимущества, посредством которых оказывается влияние на зарубежную аудиторию. В свою очередь, применение новых технологий и методов влияния на зарубежную аудиторию имеет как положительные стороны — для воздействующей страны, так и отрицательные — для страны, на которую такое воздействие оказывается.
В США и некоторых странах Запада появилось и успешно развивается «виртуальное посольство», представляющее собой некий синтез ценностей и пропаганды, создатели которого надеются воздействовать на общественное мнение других стран, сформировать благоприятный имидж, завоевать симпатии и менять настроения международной общественности.
Так, в США намечается устойчивая тенденция, когда президент использует социальные сети и приложения на мобильных устройствах для информирования граждан о своей деятельности, в том числе и о внешней политике страны.
Число подписчиков американского президента Б. Обамы в Facebook составляет около 24 млн, а в Twitter — почти 11 млн [1]. Фотографии, видео и комментарии президента моментально выкладываются в блогах и форумах, которые привлекают огромный интерес со стороны пользователей. Фотографии, на которых Б. Обама изображен как сильный и уверенный в себе лидер, публикуются каждый день через социальные сети. При этом многие журналисты отметили, что доступ к самому президенту становится все труднее, за последнее время резко сократилось количество интервью президента крупным СМИ, поэтому они вынуждены использовать те фотографии и видео, которые выпускаются Белым домом. Тем самым формируется тот имидж, который диктуется самим Вашингтоном.
Между тем в России также наблюдается аналогичная тенденция. В Концепции внешней политики Российской Федерации в числе основных целей внешней политики государства подразумевается, в частности, работа «над созданием положительного образа России, при этом совершенствуя систему применения мягкой силы». У Президента РФ есть личный видеоблог, который становится площадкой интерактивного общения для его посетителей [2] .
В Администрации российского Президента существуют структуры, отвечающие за информационное обеспечение внешней политики. Отдел аккредитации и брифингов управления пресс-службы Президента РФ занимается организацией работы со СМИ, в частности информационным обеспечением встреч, визитов и выступлений Президента РФ. Отдел оперативной информации занимается мониторингом СМИ и составлением соответствующих информационных материалов по его итогам, в которых отражаются основные оценки деятельности Президента РФ в СМИ.
В конце мая 2009 г. в структуре Администрации Президента РФ была образована неформальная комиссия, призванная улучшить имидж России за рубежом. Эту структуру возглавляли руководитель президентской Администрации и его заместитель. Глава МИД и помощник президента по международным вопросам также вошли в состав комиссии. Задачей новой организации являлась работа на упреждение, предотвращение появления негативных
2014 • ВЕСТНИК ПАГС
информационных поводов и разработка стратегии противодействия им. Кроме того, используется практика создания прямых каналов коммуникации с гражданами, выезжающими за рубеж, с целью обеспечения связи в случае возникновения кризисных ситуаций. Например, все клиенты сотового оператора МТС, прибыв за границу, получают бесплатные SMS-сообщения с номерами телефонов экстренной связи с российскими посольствами. Сравнительно недавно был обновлен интерфейс веб-сайта МИД России. Вместе с тем в июне 2012 г. МИД РФ запустило первый аккаунт в YouTube. В скором времени планируется создать страницы ведомства в Facebook и увеличить число посольских микроблогов в Twitter.
Ведущие зарубежные страны к настоящему моменту выработали фундаментальные основы информационного обеспечения внешней политики в виде управления традиционными СМИ, оперативно внедряют новейшие методы и формы информационного обеспечения внешней политики с активным применением современных технологий связи и коммуникаций.
Отдел связей с мировыми СМИ Государственного департамента США является структурным подразделением Бюро по связям с общественностью. Имеет шесть региональных медиа-хабов: в США и Европе; Дубае; Лондоне; американский региональный медиа-хаб; африканский медиа-хаб; медиа-хаб Восточной Азии и Тихого океана. Основная задача отдела — «содействие обеспечению передачи точной информации о внешнеполитических приоритетах США со стороны ведущих мировых СМИ». Медиа-хабы тесно сотрудничают с крупными информационными агентствами, которые формируют основной поток новостей в мире [3].
Сайт Государственного департамента функционирует на разных языках: английском, испанском, французском, русском, арабском и китайском. Этот ресурс позволяет организовывать прямое взаимодействие с Интернет-пользователями через блоги, а также через социальные сети, такие, как Facebook, Flickr, Twitter. Сайт имеет свой канал на Youtube, организуются веб-чаты и подскасты, есть доступ к видео- и аудиоархивам. Таким образом, на сайте используется широкий спектр ресурсов для информирования о внешней политике — от новостей до социальных сетей и видео-хостинга Youtube.
Координирующая роль в организации информационного обеспечения внешней политики России возложена на Департамент информации и печати (ДИП) МИД. В рамках ДИП существуют несколько отделов. Сферой деятельности Отдела оперативной информации является непосредственное распространение официальной информации по внешнеполитическим вопросам, то есть доведение до российской и мировой общественности официальной позиции России по текущим международным проблемам.
Отдел по работе с российскими СМИ занимается непосредственным взаимодействием с представителями российских СМИ, ориентирован на меры долгосрочного характера. Одним из основных направлений его деятельности является информационное обеспечение поездок министра иностранных дел за рубеж.
26 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
Отдел оперативного мониторинга СМИ занимается выпуском трех видов продукции: оперативной сводки, обзора прессы и внешнеполитического обзора центральной политической печати. В его задачу входит отслеживание особенностей освещения внешнеполитических событий в СМИ.
В Соединенных Штатах намечается тенденция, когда СМИ «сглаживают острые углы» внешней политики Вашингтона. Здесь была разработана теория под названием «Эффект CNN», согласно которой развитая сеть круглосуточного вещания формирует мнение американского народа о внутренней и внешней политике страны. При этом СМИ показывают государство как поборника демократии и прав человека.
Один из наглядных примеров — это эпизод с шоу «This American Life» на национальном общественном радио США. Шоу получило престижнейшую премию «Пибоди», которая дается за выдающиеся заслуги в области электронной журналистики. Была отмечена передача, в которой освещалась резня в Гватемале в 1982 г., когда жители целой деревни были зверски убиты. Однако авторы передачи «забыли» показать вовлеченность США в эти события. Именно американское правительство помогало в снабжении оружием, подготовке и экипировке правительственных войск, совершивших данное преступление. Президент Б. Клинтон признал вину США, однако авторы шоу решили не показывать США с отрицательной стороны.
В информационном обеспечении внешней политики России также задействованы крупные информационные агентства. Крупнейшим из них является ИТАР-ТАСС. Оно имеет 80 отделений и корпунктов в России и в СНГ и около 60 в странах дальнего зарубежья. Агентство выпускает 45 оперативных лент информации, из них шесть — на иностранных языках.
Российское агентство международной информации « РИА Новости» является самым цитируемым источником информации из всех российских и иностранных аналогов в России, причем по этому показателю оно лидирует не только в СМИ, но и в русскоязычных блогах. Агентство поддерживает свои сайты на 14 языках, ведет более 20 новостных лент, имеет представительства и корпункты более чем в 40 странах мира, выпускает печатные СМИ, издаваемые за рубежом.
«Интерфакс» с самого начала было ориентировано на распространение «достоверной информации» о России за рубежом. Агентство имеет дочерние предприятия: «Интерфакс-Америка», «Интерфакс-Европа», «Интерфакс-Германия», отдельные информационные агентства, работающие в регионах и странах СНГ, что позволяет доводить информацию до сведения зарубежных граждан напрямую, без посредников, существенно снижая риск искажения информации и негативных комментариев. Данная особенность работы агентства дает ему возможность выступать в качестве эффективного канала передачи внешнеполитической информации.
Государственная радиовещательная компания «Голос России» и телеканал «Russia Today» представляют собой инструменты международного вещания, которые обеспечивают донесение позиции России до мировой об-
2014 • ВЕСТНИК ПАГС
щественности [4]. «Голос России» ведет вещание на русском и 31 иностранном языках, транслирует около 350 программ о разных сферах жизни в России. Эфир радиостанции доступен также через Интернет, что делает ее более открытой для максимального числа слушателей. Россия начала использовать возможности международного телевещания с 2005 г., когда был образован канал «Russia Today» (RT). Отмечалось, что RT будет отражать российскую позицию по главным вопросам международной политики. RT имеет корреспондентские бюро в Киеве, Владикавказе, Тбилиси, Лондоне, Париже, Вашингтоне, Нью-Йорке, Иерусалиме и Каире. RT сегодня представлен как в мировых кабельных и спутниковых телевизионных сетях (по официальной информации, программы канала регулярно смотрят более 90 млн подписчиков платного телевидения во всем мире), так и в Интернете, где его эфир доступен в онлайн-режиме. Кроме того, у RT есть свой канал на YouTube, где выкладываются избранные материалы и сюжеты.
Таким образом, сегодня существует тенденция активного использования цифровой дипломатии как ресурса и инструмента пропаганды внешнеполитической деятельности для воздействия на зарубежную аудиторию. Так, публичная дипломатия пополнилась общением в социальных сетях, вследствие чего появилось «твипломаси», а президенты, премьеры, министры, главы внешнеполитических ведомств и послы, которые выходят в социальные сети, становятся «твипломатами».
Новые медиа (социальные сети и блоги) как инструмент пропаганды внешней политики оказывают огромное влияние на зарубежную аудиторию. В настоящее время практически любой гражданин при желании в режиме реального времени может быть сопричастен к любому внешнеполитическому событию и пропаганде какой-либо страны и даже способен оказать определенное влияние. В этих условиях особую роль играют аналитические, общественно-политические медиа как инструменты пропаганды внешнеполитической деятельности.
В целом эти тенденции будут усиливаться, и, возможно, в ближайшем будущем обострится противостояние между США и Россией за влияние на зарубежную аудиторию путем модернизации информационного обеспечения внешней политики.
Библиографический список
1. URL: http://word-it.ru/?p=2448.
2. URL: https://twitter.com/RremlinRussia.
3. URL: http://www.state.gOv/r/pa/ime/index.htm.
4. URL: http://www.group.interfax.ru.
28 2014 • ВЕСТНИК ПАГС