УДК 332.54
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕДЕНИЯ КАДАСТРА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Челядинова Ксения Михайловна
Старший лаборант кафедры Землеустройства и кадастров Красноярский государственный
аграрный университет Россия, город Красноярск
Аннотация: Изучены нормативно-правовые и методические основы ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации. Исследована структура и состав ООПТ России. Озвучены проблемы государственного кадастра особо ограняемых природных территорий. Освещены основные составляющие информационного обеспечения кадастра особо ограняемых природных территорий.
Ключевые слова: особо охраняемые природныетерритории, кадастр особо охраняемых природных территорий, информационное обеспечение кадастра.
INFORMATION SUPPORT FOR CADASTRE OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES IN KRASNOYARSK
REGION
Kseniya M. Chelyadinova
Senior laboratory assistant of Land planning and cadastres Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk krosh.
Abstract: Studied regulatory and methodological foundations State Cadastre of specially protected natural territories (SPNT) in the Russian Federation. The structure and composition of specially protected natural territories in Russia. Voiced the problems of state cadastre of specially protected natural territories. Announced the main components of information support of cadastre protected areas.
Keywords: protected areas, cadastre of the protected areas, information support cadastre of the protected areas.
Согласно земельному законодательству, особо охраняемые природные территории (ООПТ) - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [1].
С учетом особенностей режима ООПТ различаются следующие категории данных территорий (рис. 1):
Рис. 1 Виды ООПТ
ООПТ могут иметь:
1) федеральное значение (являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, а именно Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации);
2) региональное значение (являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
3) местное значение (являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления) [1].
В Красноярском крае существует семь заповедников федерального значения общей площадью 9,5 млн. га. Кроме того в регионе созданы национальный парк, природный парк, три государственных природных заказника федерального значения и 27 государственных природных заказников краевого значения.
Ради устойчивого развития природных регионов Российской Федерации необходимо создание эффективной научно-обоснованной системы ООПТ, в частности создание базы данных ООПТ. Для этой цели существует Государственный кадастр ООПТ.
Для успешного функционирования Кадастра необходима устойчивая нормативно-правовая база. Законодательное регулирование деятельности ООПТ в России обеспечивается Федеральным законом №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», где в Статье 4 диктуются общие положения государственного кадастра ООПТ. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов [1].
Приказ Минприроды России № 69 от 19.03.2012 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» также устанавливает правила ведения кадастра ООПТ.
Кадастр ООПТ решает следующие основные задачи [2]:
1. накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООПТ, мониторинг ООПТ;
2. анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;
3. обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти
федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.
В основу существующей системы ведения государственного кадастра ООПТ положена форма собственности. «Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется:
1. по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории;
2. по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
3. по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований - органами местного самоуправления».
Во исполнение постановления Правительства России от 19 октября 1996 г. № 1249 приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. № 312 утверждены Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.
Согласно данным правилам, государственный кадастр ООПТ содержит сведения: О правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ; о географическом положении, границах и площади ООПТ; об административной и ведомственной подчиненности; о задачах, возложенных на конкретные ООПТ; о режиме и способах особой охраны этих территорий; об охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим); об экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценностях этих объектов;о степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов; о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ, способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ и их охранных зон; о степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;о мерах, предлагаемых по восстановлению и воспроизводству растительного и животного мира конкретных ООПТ; о структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений; о юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства, сроки, штаты); о финансировании и материально-технической базе ООПТ; о последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ); о лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее; об источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ [3].
В Красноярском крае учет таких территорий ведет Управление Росреестра по Красноярскому краю. Оно осуществляет сбор, обработку и обновление информации по охране окружающей среды и экологии, сведений об ООПТ федерального, регионального и местного значения.
Основной проблемой нормативно-правового регулирования кадастра ООПТ является то, что особо охраняемые природные территории ныне остались без комплексного правового и организационного обеспечения государственного кадастра ООПТ. Суть в том, что ранее действовал Приказ Госкомэкологии РФ от 04.07.1997 N 312 (ред. от 31.03.1998) «Об утверждении Правил ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» Но документ был признан утратившим в силу в связи с изданием Приказа Минприроды РФ от 15.01.2008 №2 «Об утверждении Административного регламента
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения», но и тот в свою очередь был признан утратившим силу Приказом Минприроды РФ от 27.03.2009 № 75 «О признании утратившим силу Приказа Минприроды России от 15 января 2008 г. №2». Тремя годами позже был издан Приказ Минприроды России № 69 от 19.03.2012 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий», но тот и вовсе не вступил в силу.
В качестве информационного обеспечения ведения кадастра ООПТ также выступает планово-
картографический материал. Базовыми картографическими материалами для ведения кадастра являются карты и планы:
- топогеодезической основы;
- границ административно-территориальных образований, населенных пунктов, кадастровых районов и кварталов;
- границ земельных участков владельцев и пользователей;
- строений, сооружений и других земельно-кадастровых объектов.
Без данных планово-картографических материалов невозможно будет установить границы ООПТ, и как следствие, невозможно будет поставить объект на учет. И поэтому необходимо обратить внимание на проблемы, связанные с созданием таких материалов: сложность заключается в трудностях съемки - некоторые ООПТ сильно удалены от объектов государственной геодезической сети и для установления их границ нужно применять иные методы, помимо геодезического.
Другой не менее важной составляющей информационного обеспечения Кадастра является экологический мониторинг. Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во-вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не допускаются. Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создать предпосылки для определения мер по корректировке возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
На сегодняшний день не существует единой системы экологического мониторинга территории, управление экологической ситуацией в целом не регламентируется никакими нормативами, что делает невозможным разработку долговременной и масштабной стратегии устойчивого развития природных регионов. Хотя экологический мониторинг территории мог бы полностью удовлетворить информационные потребности Кадастра.
Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных задач правового регулирования земельных отношений. Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.
На землях особо охраняемых территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. Юридическое значение этих земель состоит в том, что, признав земли особо охраняемых территорий в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей.
Ведение кадастра ООПТ помогает осуществлять контроль за использованием особо охраняемых территорий, а значит, сохранять природное и биологическое разнообразие края и страны в целом. Именно поэтому важно создание и внедрение единой технологии кадастрового учета особо охраняемых территорий.
Список литературы
1. Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях.
2. Приказ Минприроды России № 69 от 19.03.2012 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».
3. Приказ Минприроды РФ от 15.01.2008 №2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения»
4. Приказ Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. № 312 «Об утверждении Правил ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».
5. Кревер В.Г., Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития /В.Г. Кревер, М.С. Стишов, И.А. Онуфреня — Москва: «ОрбисПиктус», 2009.
6. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России : учеб.и справ, пособие / В. Ф. Протасов. - Москва.: Финансы и статистика, 1999.