Научная статья на тему 'Информационное обеспечение управления земельными ресурсами'

Информационное обеспечение управления земельными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2972
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / КАДАСТРОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ РАЗОБЩЕННОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР / INFORMATION RESOURCES OF JOINT MANAGEMENT / COMPONENTS OF THE INFORMATION SPACE / CADASTRAL INFORMATION / INFORMATION FRAGMENTATION OF MANAGEMENT STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варламов А. А., Гальченко Светлана Альбертовна, Антропов Д. В.

В статье рассматриваются вопросы информационного обеспечения управления земельными ресурсами в Российской Федерации. Проанализированы понятия «информация» и «информатизация» и их содержание, условия использования информации о земельных ресурсах и других объектах недвижимости, основные аспекты формирования информационного пространства России. Делается вывод о том, что для эффективного управления земельными ресурсами необходимо преодоление информационной разобщенности управленческих структур и кадастров, а также сопряжение новых информационных технологий с традиционными средствами распространения информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Варламов А. А., Гальченко Светлана Альбертовна, Антропов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF LAND ADMINISTRATION

The article deals with the issues of information support of land management in the Russian Federation. The concepts of «information» and «informatization» and their content, the conditions for using information about land resources and other real estate objects, the main aspects of the formation of the information space of Russia are analyzed. It is concluded that for effective land management it is necessary to overcome the informational disunity of management structures and cadastres, as well as the pairing of new information technologies with traditional means of disseminating information.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение управления земельными ресурсами»

001: 10.24411/2072-4098-2018-10112

Информационное обеспечение управления земельными ресурсами

А.А. Варламов

профессор кафедры землепользования и кадастров ФГОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва) С.А. Гальченко

заведующий кафедрой землепользования и кадастров ФГОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», профессор, академик Российской академии естественных наук, доктор экономических наук (г. Москва) Д.В. Антропов

доцент кафедры землепользования и кадастров ФГОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», член-корреспондент Российской академии естественных наук, доцент, кандидат экономических наук (г. Москва)

Светлана Альбертовна Гальченко, [email protected]

Управление земельными отношениями должно охватывать весь спектр общественных отношений - от социального управления до экономического, правового, экологического и других видов управления.

Прежде чем рассмотреть вопрос информационного обеспечения управления земельными ресурсами и место в нем кадастровой и мониторинговой информации, рассмотрим понятия «информация» и «информатизация» и их содержание в процессе управления.

Информация (от латинского ^огтайо -осведомлять) - в общем виде это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Взаимосвязь понятий «информация» и «управление» опирается на распространенный теоретический постулат, в соответствии с которым информация - это выражение некоего различия и разнообразия. В практическом аспекте информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях или процессах независимо от формы их представления. Информация, зафиксированная на любом материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, называют документированной информацией (документом).

Понятие «информация» имеет большое число определений, поэтому за основу можно принять определение, данное в Федеральном законе от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В этом законе под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представлениях; под информатизацией - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Главная задача информатизации - удовлетворение информационных потребностей и обеспечение прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, создание необходимой инфраструктуры, без которой невозможно эффективное функционирование экономических систем любого уровня, а также управление ими.

Принято выделять три составляющие, которые оказывают определенное влияние на процесс информатизации:

1) программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;

2) информационные технологии;

3) пользовательские и информационные системы.

Для первой составляющей характерно преобладание рыночного спроса на персональные компьютеры. В мире объем мирового рынка информационных технологий ежегодно увеличивается на 6-7 процентов.

Вторая составляющая включает:

• компьютерные программы (в том числе электронные учебники, тестовые системы и т. п.);

• интеллектуальные экспертные системы;

• базы данных, электронные библиотеки, издательские системы;

• средства коммуникации (в том числе электронная почта, конференции, сети обмена данными);

• технологии информационной безопасности.

Третья составляющая - сумма знаний и умений по использованию средств вычислительной техники. Эту сумму принято определять как уровень общественного обучения, зависящий от степени проникновения информационной технологии в деятельность организаций, то есть в конечном итоге зависящий от информационной культуры общества.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со следующими сферами ведения:

• федеральные информационные ресурсы;

• информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (далее -информационные ресурсы совместного ведения);

• информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

Главное назначение информации в системе управления земельными ресурсами - служить основой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов. Ведущую роль при этом имеет экономическая информация.

По назначению в процессе управления земельными ресурсами информация подразделяется на два вида:

1) управляющая, которая формируется в процессе управления и доводится до субъекта для исполнения и использования (нормативная, плановая, контрольная информация);

2) осведомляющая, используемая для обоснования принятия решений (учетная и отчетная информация), например передача информации о состоянии земельных ресурсов и отчетность территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии перед вышестоящими органами власти.

Сбор, обработка и анализ информации определяют поведение системы управления в целом, поэтому важно определить компоненты управления информационными ресурсами и их взаимосвязи на различных административно-территориальных уровнях.

Информационные ресурсы - совокупность информационных материалов (информационных документов, массивов информации), имеющих социальную значимость и используемых в общественной практике. В формальном (юридическом) смысле информационными ресурсами являются отдельные документы и отдельные массивы (совокупность) документов, документы и их массивы в информационных системах. Как элемент имущества информационные ресурсы могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, предприятий и обществ.

По непосредственному назначению информационные ресурсы можно разделить на три основные группы:

1) государственные;

2) специальные;

3) общедоступные (массовые).

Информационные ресурсы государственного характера включают различные кадастры, управленческую, социальную, статистическую, финансовую и коммерческую информацию, используемую для решения государственных задач и задач стратегического развития отраслей народного хозяйства. Специальные информационные ресурсы содержат экономическую, научно-техническую, производственную, технологическую, маркетинговую информацию, предназначенную для специалистов отдельных отраслей народного хозяйства. Информационные ресурсы массового характера - это правовая, политическая, учебная, справочная, архивная информация, информация о рынке земли и иной недвижимости.

Информационные ресурсы должны отвечать следующим условиям:

• информация должна быть достоверной и актуальной;

• информация должна быть достаточно полной и отвечать запросам потенциальных потребителей информации и инвесторов;

• информация должна быть разделена по уровню конфиденциальности;

• доступ к открытой информации должен быть максимально облегчен;

• информационные ресурсы различных территориальных уровней, а также различных ведомств должны быть сопоставимы в целях формирования единого информационного пространства.

Эффективное использование любого информационного ресурса возможно лишь при условии, когда до потенциальных пользователей (потребителей) информации доводятся сведения о его существовании, составе и порядке доступа к нему, поэтому важное значение имеет организация информационных массивов (совокупность зафиксированной информации, предназначенной для хранения и использования).

К основным методам сбора информации для целей управления земельными ресурсами следует отнести:

• съемки и обследования;

• запрос данных;

• расчет и моделирование данных;

• анкетный опрос;

• исследования поведения потребителей по отношению к объекту;

• испытания системы («пилот-проекты»).

Информационная потребность в системе управления земельными ресурсами - это потребность в информации (о земле, об объектах недвижимости и иные сведения), возникающая когда цель, стоящая перед потребителем (пользователем) в процессе его профессиональной деятельности, не может быть достигнута без определенного управляющего воздействия, то есть без вмешательства извне в виде информации. Таким образом, информационная потребность неразрывно связана с деятельностью потребителя информации.

В целом информационная деятельность призвана способствовать обеспечению доступа граждан и организаций к необходимой им информации, реализации возможности производить и распространять информацию, расширению возможности органов управления, юридических и физических лиц участвовать в процессе управления земельными ресурсами.

Необходимым условием успешного решения этих задач является государственная информационная политика, направленная на поощрение добросовестной информационной деятельности, борьбу с монополизмом, контроль за чрезмерной концентрацией собственности в информационных организациях, выработку и реализацию действенных механизмов защиты интеллектуальной собственности, формирование и развитие информационной инфраструктуры, развитие информационной культуры общества.

Под информационным обеспечением управления земельными ресурсами сле-

дует понимать процесс предоставления обработанной соответствующим образом информации о земельных участках и об объектах недвижимости, иных информационных услуг заинтересованным пользователям (органам управления, отдельным лицам или их группам) в соответствии с их информационными потребностями для решения вопросов по управлению земельными ресурсами конкретного территориального уровня.

Задачами информационного обеспечения управления земельными ресурсами являются:

• предоставление необходимой информации (пакета документов) органам управления и иным заинтересованным лицам;

• консультации по вопросам состояния и развития земельного рынка;

• консультации по правым вопросам (в том числе по правовому режиму земельных участков);

• анализ эффективности системы управления земельными ресурсами, использования земель;

• прогноз развития земельного рынка;

• прогноз развития информационного рынка;

• прогноз землепользования.

При управлении земельными ресурсами на уровне Российской Федерации, региональном и муниципальном уровнях, помимо кадастровой и мониторинговой информации, используются информация об объектах недвижимости, экономике, инфраструктуре, о численности населения и другие данные.

Источниками информации для целей управления земельными ресурсами являются:

• органы государственной власти;

• органы, осуществляющие учет объектов недвижимости и регистрацию прав на недвижимость;

• территориальные органы министерств и ведомств;

• информационные службы, статисти-

ческие управления и т. п.;

• организации, осуществляющие оценку и операции с объектами недвижимости;

• организации, осуществляющие мониторинг земель, государственный земельный контроль;

• органы, в которых ведутся базы данных о состоянии земельных ресурсов и об объектах капительного строительства (кадастр недвижимости, земельный, государственный, градостроительный, водный, лесной и иные кадастры);

• юридические и физические лица.

В связи с этим важно создать на каждом административно-территориальном уровне информационное пространство, которое могло бы удовлетворять потребностям земельной службы и других заинтересованных ведомств и организаций.

Информационное пространство - совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

• информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания;

• организационные структуры, обеспечивающие функционирование информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, поиск, распространение информации;

• средства информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технические средства и нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам с помощью соответствующих информационных технологий.

В процессе формирования информационного пространства России не только создается техническая и технологическая структура информатизации, обеспечивающая взаимодействие производителей информации и ее потребителей, распространение знаний, накопленных в информационных банках данных, но и учитываются социальные, экономические и политические аспекты, возникающие при его интеграции в мировое информационное пространство. Информационная деятельность, объединяющая информационные процессы в обществе, определяет его экономический потенциал наравне с материальным производством, поэтому объективные знания, хранящиеся в информационных банках данных, только тогда становятся фактором прогрессивных социально-экономических изменений, когда они находят заинтересованного в них потребителя и доступны ему. Для этого в первую очередь необходимы правовые и экономические основы - законодательные и нормативные акты, определяющие и гарантирующие права и обязанности юридических и физических лиц по

* *

формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки; экономические регуляторы, стимулирующие активное создание и использование информационных ресурсов.

Основным аспектом формирования информационного пространства России для целей управления земельными ресурсами является преодоление информационной разобщенности управленческих структур и кадастров, создание единой информационной системы о земельных участках и иных объектах недвижимого имущества. Также для формирования информационного пространства России необходимо сопряжение новых информационных технологий с традиционными средствами распространения информации (печатные и электронные средства массовой информации, библиотеки и архивы) и организация доступа к ней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об информации, информатизации и защите информации : Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.

Окончание. Начало на с. 12

«Массовый сегмент, как и обычно, остается самым стабильным сектором первичного рынка: цены в новостройках, несмотря на выход больших объемов нового предложения, растут очень плавно по мере роста строительной готовности. При этом качественные характеристики современных проектов, благодаря жесткой конкуренции среди застройщиков, отвечают самым высоким требованиям и позволяют сделать оптимальный выбор покупателям с различным уровнем дохода. В частности, сегодня средний бюджет покупки в комфорт-классе составляет 10,5 млн руб., в экономе - 7,2 млн», - поясняет председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.

Минимальный же порог входа на рынок новостроек в массовом сегменте сегодня намного доступнее, чем два-три года назад. К примеру, если в 2014 году минимальный бюджет покупки на первичном рынке Москвы составлял 4,1-4,3 миллиона рублей, то теперь аналогичный объект можно приобрести за 3,1-3,8 миллиона рублей.

Информация предоставлена ведущим менеджером по связям с общественностью компании «<БЕСТ-Новострой» Натальей Чистяковой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.