001: 10.24411/2072-4098-2018-10112
Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
А.А. Варламов
профессор кафедры землепользования и кадастров ФГОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва) С.А. Гальченко
заведующий кафедрой землепользования и кадастров ФГОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», профессор, академик Российской академии естественных наук, доктор экономических наук (г. Москва) Д.В. Антропов
доцент кафедры землепользования и кадастров ФГОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», член-корреспондент Российской академии естественных наук, доцент, кандидат экономических наук (г. Москва)
Светлана Альбертовна Гальченко, [email protected]
Управление земельными отношениями должно охватывать весь спектр общественных отношений - от социального управления до экономического, правового, экологического и других видов управления.
Прежде чем рассмотреть вопрос информационного обеспечения управления земельными ресурсами и место в нем кадастровой и мониторинговой информации, рассмотрим понятия «информация» и «информатизация» и их содержание в процессе управления.
Информация (от латинского ^огтайо -осведомлять) - в общем виде это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Взаимосвязь понятий «информация» и «управление» опирается на распространенный теоретический постулат, в соответствии с которым информация - это выражение некоего различия и разнообразия. В практическом аспекте информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях или процессах независимо от формы их представления. Информация, зафиксированная на любом материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, называют документированной информацией (документом).
Понятие «информация» имеет большое число определений, поэтому за основу можно принять определение, данное в Федеральном законе от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В этом законе под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представлениях; под информатизацией - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Главная задача информатизации - удовлетворение информационных потребностей и обеспечение прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, создание необходимой инфраструктуры, без которой невозможно эффективное функционирование экономических систем любого уровня, а также управление ими.
Принято выделять три составляющие, которые оказывают определенное влияние на процесс информатизации:
1) программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;
2) информационные технологии;
3) пользовательские и информационные системы.
Для первой составляющей характерно преобладание рыночного спроса на персональные компьютеры. В мире объем мирового рынка информационных технологий ежегодно увеличивается на 6-7 процентов.
Вторая составляющая включает:
• компьютерные программы (в том числе электронные учебники, тестовые системы и т. п.);
• интеллектуальные экспертные системы;
• базы данных, электронные библиотеки, издательские системы;
• средства коммуникации (в том числе электронная почта, конференции, сети обмена данными);
• технологии информационной безопасности.
Третья составляющая - сумма знаний и умений по использованию средств вычислительной техники. Эту сумму принято определять как уровень общественного обучения, зависящий от степени проникновения информационной технологии в деятельность организаций, то есть в конечном итоге зависящий от информационной культуры общества.
Государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со следующими сферами ведения:
• федеральные информационные ресурсы;
• информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (далее -информационные ресурсы совместного ведения);
• информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
Главное назначение информации в системе управления земельными ресурсами - служить основой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов. Ведущую роль при этом имеет экономическая информация.
По назначению в процессе управления земельными ресурсами информация подразделяется на два вида:
1) управляющая, которая формируется в процессе управления и доводится до субъекта для исполнения и использования (нормативная, плановая, контрольная информация);
2) осведомляющая, используемая для обоснования принятия решений (учетная и отчетная информация), например передача информации о состоянии земельных ресурсов и отчетность территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии перед вышестоящими органами власти.
Сбор, обработка и анализ информации определяют поведение системы управления в целом, поэтому важно определить компоненты управления информационными ресурсами и их взаимосвязи на различных административно-территориальных уровнях.
Информационные ресурсы - совокупность информационных материалов (информационных документов, массивов информации), имеющих социальную значимость и используемых в общественной практике. В формальном (юридическом) смысле информационными ресурсами являются отдельные документы и отдельные массивы (совокупность) документов, документы и их массивы в информационных системах. Как элемент имущества информационные ресурсы могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, предприятий и обществ.
По непосредственному назначению информационные ресурсы можно разделить на три основные группы:
1) государственные;
2) специальные;
3) общедоступные (массовые).
Информационные ресурсы государственного характера включают различные кадастры, управленческую, социальную, статистическую, финансовую и коммерческую информацию, используемую для решения государственных задач и задач стратегического развития отраслей народного хозяйства. Специальные информационные ресурсы содержат экономическую, научно-техническую, производственную, технологическую, маркетинговую информацию, предназначенную для специалистов отдельных отраслей народного хозяйства. Информационные ресурсы массового характера - это правовая, политическая, учебная, справочная, архивная информация, информация о рынке земли и иной недвижимости.
Информационные ресурсы должны отвечать следующим условиям:
• информация должна быть достоверной и актуальной;
• информация должна быть достаточно полной и отвечать запросам потенциальных потребителей информации и инвесторов;
• информация должна быть разделена по уровню конфиденциальности;
• доступ к открытой информации должен быть максимально облегчен;
• информационные ресурсы различных территориальных уровней, а также различных ведомств должны быть сопоставимы в целях формирования единого информационного пространства.
Эффективное использование любого информационного ресурса возможно лишь при условии, когда до потенциальных пользователей (потребителей) информации доводятся сведения о его существовании, составе и порядке доступа к нему, поэтому важное значение имеет организация информационных массивов (совокупность зафиксированной информации, предназначенной для хранения и использования).
К основным методам сбора информации для целей управления земельными ресурсами следует отнести:
• съемки и обследования;
• запрос данных;
• расчет и моделирование данных;
• анкетный опрос;
• исследования поведения потребителей по отношению к объекту;
• испытания системы («пилот-проекты»).
Информационная потребность в системе управления земельными ресурсами - это потребность в информации (о земле, об объектах недвижимости и иные сведения), возникающая когда цель, стоящая перед потребителем (пользователем) в процессе его профессиональной деятельности, не может быть достигнута без определенного управляющего воздействия, то есть без вмешательства извне в виде информации. Таким образом, информационная потребность неразрывно связана с деятельностью потребителя информации.
В целом информационная деятельность призвана способствовать обеспечению доступа граждан и организаций к необходимой им информации, реализации возможности производить и распространять информацию, расширению возможности органов управления, юридических и физических лиц участвовать в процессе управления земельными ресурсами.
Необходимым условием успешного решения этих задач является государственная информационная политика, направленная на поощрение добросовестной информационной деятельности, борьбу с монополизмом, контроль за чрезмерной концентрацией собственности в информационных организациях, выработку и реализацию действенных механизмов защиты интеллектуальной собственности, формирование и развитие информационной инфраструктуры, развитие информационной культуры общества.
Под информационным обеспечением управления земельными ресурсами сле-
дует понимать процесс предоставления обработанной соответствующим образом информации о земельных участках и об объектах недвижимости, иных информационных услуг заинтересованным пользователям (органам управления, отдельным лицам или их группам) в соответствии с их информационными потребностями для решения вопросов по управлению земельными ресурсами конкретного территориального уровня.
Задачами информационного обеспечения управления земельными ресурсами являются:
• предоставление необходимой информации (пакета документов) органам управления и иным заинтересованным лицам;
• консультации по вопросам состояния и развития земельного рынка;
• консультации по правым вопросам (в том числе по правовому режиму земельных участков);
• анализ эффективности системы управления земельными ресурсами, использования земель;
• прогноз развития земельного рынка;
• прогноз развития информационного рынка;
• прогноз землепользования.
При управлении земельными ресурсами на уровне Российской Федерации, региональном и муниципальном уровнях, помимо кадастровой и мониторинговой информации, используются информация об объектах недвижимости, экономике, инфраструктуре, о численности населения и другие данные.
Источниками информации для целей управления земельными ресурсами являются:
• органы государственной власти;
• органы, осуществляющие учет объектов недвижимости и регистрацию прав на недвижимость;
• территориальные органы министерств и ведомств;
• информационные службы, статисти-
ческие управления и т. п.;
• организации, осуществляющие оценку и операции с объектами недвижимости;
• организации, осуществляющие мониторинг земель, государственный земельный контроль;
• органы, в которых ведутся базы данных о состоянии земельных ресурсов и об объектах капительного строительства (кадастр недвижимости, земельный, государственный, градостроительный, водный, лесной и иные кадастры);
• юридические и физические лица.
В связи с этим важно создать на каждом административно-территориальном уровне информационное пространство, которое могло бы удовлетворять потребностям земельной службы и других заинтересованных ведомств и организаций.
Информационное пространство - совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
• информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания;
• организационные структуры, обеспечивающие функционирование информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, поиск, распространение информации;
• средства информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технические средства и нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам с помощью соответствующих информационных технологий.
В процессе формирования информационного пространства России не только создается техническая и технологическая структура информатизации, обеспечивающая взаимодействие производителей информации и ее потребителей, распространение знаний, накопленных в информационных банках данных, но и учитываются социальные, экономические и политические аспекты, возникающие при его интеграции в мировое информационное пространство. Информационная деятельность, объединяющая информационные процессы в обществе, определяет его экономический потенциал наравне с материальным производством, поэтому объективные знания, хранящиеся в информационных банках данных, только тогда становятся фактором прогрессивных социально-экономических изменений, когда они находят заинтересованного в них потребителя и доступны ему. Для этого в первую очередь необходимы правовые и экономические основы - законодательные и нормативные акты, определяющие и гарантирующие права и обязанности юридических и физических лиц по
* *
формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки; экономические регуляторы, стимулирующие активное создание и использование информационных ресурсов.
Основным аспектом формирования информационного пространства России для целей управления земельными ресурсами является преодоление информационной разобщенности управленческих структур и кадастров, создание единой информационной системы о земельных участках и иных объектах недвижимого имущества. Также для формирования информационного пространства России необходимо сопряжение новых информационных технологий с традиционными средствами распространения информации (печатные и электронные средства массовой информации, библиотеки и архивы) и организация доступа к ней.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об информации, информатизации и защите информации : Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.
Окончание. Начало на с. 12
«Массовый сегмент, как и обычно, остается самым стабильным сектором первичного рынка: цены в новостройках, несмотря на выход больших объемов нового предложения, растут очень плавно по мере роста строительной готовности. При этом качественные характеристики современных проектов, благодаря жесткой конкуренции среди застройщиков, отвечают самым высоким требованиям и позволяют сделать оптимальный выбор покупателям с различным уровнем дохода. В частности, сегодня средний бюджет покупки в комфорт-классе составляет 10,5 млн руб., в экономе - 7,2 млн», - поясняет председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.
Минимальный же порог входа на рынок новостроек в массовом сегменте сегодня намного доступнее, чем два-три года назад. К примеру, если в 2014 году минимальный бюджет покупки на первичном рынке Москвы составлял 4,1-4,3 миллиона рублей, то теперь аналогичный объект можно приобрести за 3,1-3,8 миллиона рублей.
Информация предоставлена ведущим менеджером по связям с общественностью компании «<БЕСТ-Новострой» Натальей Чистяковой