Научная статья на тему 'Информационное обеспечение управления природно-ресурсным комплексом территории'

Информационное обеспечение управления природно-ресурсным комплексом территории Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
414
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Незамайкин В.Н.

На современном этапе необходимо управлять не отдельными природными ресурсами, а всем природно-ресурсным комплексом территории в целом. Очевидно, современное эффективное управление более всего нуждается в релевантной информации, актуализация которой должна происходить практически в режиме реального времени. В статье рассматривается, каким образом должна быть сформирована информационная основа для управления природно-ресурсным комплексом территории (ПРКТ). Для этого анализируется существующая структура и принципы построения информации о природных ресурсах в Российской Федерации...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение управления природно-ресурсным комплексом территории»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫМ КОМПЛЕКСОМ ТЕРРИТОРИИ

В.Н. НЕЗАМАЙКИН, кандидат экономических наук, доцент Государственный университет управления

На современном этапе возникла необходимость в управлении не отдельными природными ресурсами, а всем природно-ресурсным комплексом территории в целом. Очевидно, современное эффективное управление более всего нуждается в релевантной информации, актуализация которой должна происходить практически в режиме реального времени. Рассмотрим, каким образом должна быть сформирована информационная основа для управления природно-ресурсным комплексом территории (ПРКТ). Для этого прежде всего представляется необходимым описать существующую

Таблица 1

Государственная система информационных баз, содержащих информацию о природных ресурсах в Российской Федерации

структуру и принципы построения информации о природных ресурсах в Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации применяется кадастровая система организации информации о природных ресурсах и связанных с ними объектах. В табл. 1 приведена система природно-ресурсных кадастров, законодательно установленная в России в настоящее время. В табл. 2 сведены данные о механизме поддержания информационных баз (кадастров) природных ресурсов в актуальном состоянии.

Наименование информационной базы Каким законодательным актом определяется Каким органом ведется Состав информации

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» Федеральный орган управления государственным фондом недр Сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения; геолого-экономическая оценка каждого месторождения; сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых

Государственный баланс запасов полезных ископаемых Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» Федеральный орган управления государственным фондом недр Сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, утверждаемой в установленном порядке

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы Сведения о статусе особо охраняемых природных территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользовате-лях, эколого-просвети-тельской, научной, экономической, исторической и культурной ценности

Продолжение табл. 1

Наименование информационной базы Каким законодательным актом определяется Каким органом ведется Состав информации

Государственный кадастр объектов животного мира Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды) Совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности; характеристика среды обитания; информация о хозяйственном использовании объектов животного мира; другие необходимые данные

Государственный водный кадастр «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.1995 № 167-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда с участием федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам) Свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях

Государственный учет поверхностных и подземных вод «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.1995 № 167-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда с участием федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам) Содержит сведения о количестве и качестве водных ресурсов, имеющихся на данной территории; характеризует состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования

Государственный лесной кадастр «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.1997 № 22-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства и его территориальные органы Сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда

Государственный земельный кадастр «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государст-вен-ном земельном кадастре» Федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами Документированные сведения об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества; информация о субъектах прав на земельные участки

Кадастр выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Нет данных Информация о технических нормативах выбросов

Окончание табл. 1

Наименование информационной базы Каким законодательным актом определяется Каким органом ведется Состав информации

Государственный кадастр отходов Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральный классификационный каталог отходов; государственный реестр объектов размещения отходов; банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов

Государственный градостроительный кадастр1 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 07.05.1998 № 73-Ф3 Федеральный орган архитектуры и градостроительства, органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации Топографо-геодезические и картографические материалы; сведения об экологическом, инженерно-гео-логическом, о сейсмическом, гидрологическом состоянии территорий; сведения об объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и о благоустройстве территорий; сведения о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке; сведения о зонировании территорий и о градостроительных регламентах территориальных зон

Таблица 2

Государственная система актуализации информационных баз природных ресурсов

Элемент ПРКТ Система актуализации информационной базы Каким законодательным или нормативно-правовым актом регламентируется Периодичность актуализации Состав обновляемой информации

Недра Система государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 № 215 «Об утверждении порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации» Ежегодно по состоянию на 1 января года Информация по запасам основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, выявленным в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшим государственную экспертизу или получившим геолого-экономическую оценку и поставленным на учет в установленном порядке. Отчетность по каждому месторождению полезных ископаемых или иному объекту недропользования должна содержать следующую информацию: а) количество и качество запасов полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов: добытых из недр; потерянных при добыче; добытых и направленных в спецотвалы; приращенных в процессе разведки, доразведки и эксплуатационной разведки; списанных в установленном порядке вследствие утраты промышленного значения; неподтвер-дившихся в результате последующих

1 Ведется на основе земельного кадастра.

Продолжение табл. 2

Элемент ПРКТ Система актуализации информационной базы Каким законодательным или нормативно-правовым актом регламентируется Периодичность актуализации Состав обновляемой информации

работ по переоценке, разведке и разработке месторождения; переданных от одного недропользователя другому при выдаче или переоформлении лицензий на право пользования недрами; подлежащих корректировке при изменении технических границ и по другим причинам; б) годовые проектные и фактические показатели обеспеченности организаций разведанными запасами полезных ископаемых, а также по объемам их добычи и потери,; в) степень промышленного освоения, тип месторождений и способ их отработки, тип (сорт, марка) полезного ископаемого; г) основные параметры пластов (залежей), горнотехнических, гидрогеологических и других условий отработки; д) сведения об использовании полезных ископаемых при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства: объем и качество минерального сырья, поступившего на первичную переработку; извлечение полезных компонентов при первичной переработке; количество и качество выпускаемых товарных руд, концентратов и другой продукции; количество и качество запасов полезных ископаемых и полезных компонентов во вскрышных породах, в отходах горнодобывающего и связанного с ним обогатительного производства, а также данные об их использовании

Животный мир Государственный мониторинг объектов животного мира Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» Нет данных Нет данных

Водные ресурсы Система данных учета использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.1995 № 167-ФЗ Нет данных Нет данных

Лесные ресурсы Мониторинг лесов «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.1997 № 22-ФЗ Нет данных Нет данных

Окончание табл. 2

Элемент ПРКТ Система актуализации информационной базы Каким законодательным или нормативно-правовым актом регламентируется Периодичность актуализации Состав обновляемой информации

Воздушные ресурсы Мониторинг атмосферного воздуха Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Нет данных Нет данных

Земельные ресурсы Государственный мониторинг земель «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга земель» Базовые мероприятия — на момент начала ведения мониторинга; периодические мероприятия — раз в 3 года и более; оперативные мероприятия — на текущий момент Сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации; непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов

Окружающая среда Порядок ведения государственного кадастра отходов Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Нет данных Сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, предоставляемые в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами

Отдельные объекты ПРКТ Система ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Приказ Госкомэкологии РФ от 04.07.1997 № 312 «Об утверждении правил ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» Отчеты территориальных природоохранных органов Госкомэкологии России формируются ежегодно по территориям; формирование единого пакета кадастровых сведений на федеральном уровне производится один раз в пять лет Ежегодные отчеты включают в себя данные об изменениях количества ООПТ в регионах с указанием категорий ООПТ, образованных либо ликвидированных в течение года, их названий, профиля, статуса, площадей и выходных данных нормативных правовых актов, определяющих эти изменения

Мониторинг объектов градостроительной деятельности «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 07.05.1998 № 73-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 11.03.1999 № 271 «Об утверждении положения о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации» Нет данных По всем позициям кадастра

На основании анализа данных можно выявить следующие важные особенности существующей системы кадастровой информации, делающие указанную систему неэффективной для использования в качестве информационной основы управления ПРКТ

1. Повторяемость информации различных кадастров. Анализ данных табл. 1 показывает, что информационные поля практически всех элементов системы кадастров перекрываются в той или иной степени. В качестве простейшего примера приведем связку земельного кадастра и кадастра особо охраняемых природных территорий: данные второго кадастра практически на 100 % должны входить в состав информации, содержащейся в первом.

В данном случае имеет смысл обратить внимание на земельный кадастр, стоящий особняком в общей системе кадастровой информации о природных ресурсах. По составу содержащейся в нем информации он, пожалуй, в наибольшей степени удовлетворяет задачам управления ПРКТ, однако часть необходимой для управления информации содержится в других кадастрах рассматриваемой системы (например, отдельная информация в отношении объектов животного мира, водных объектов и т. п.). Таким образом, при организации управления ПРКТ на основе системы кадастров возникает необходимость совместного анализа всех кадастров системы.

Особое место, на наш взгляд, занимает Кадастр выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, установленный Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В отличие от всех остальных кадастров он представляет собой каталог вредных воздействий и технических нормативов выбросов без привязки к конкретным территориям. Другими словами, он должен использоваться как информационная база при определении качества атмосферного воздуха для конкретной территории. Из этого следует вывод: важный с точки зрения описываемой концепции управления ПРКТ действующая в настоящее время в РФ система кадастров не содержит полного объема информации о ПРКТ (в частности, в ней не содержится информации о качестве атмосферного воздуха над конкретными территориями2). Таким образом, возникает необходимость в привлечении дополнительных источников информации (помимо системы кадастров).

2 В данном случае мы имеем в виду усредненные данные об объемах загрязнения атмосферного воздуха, загрязняющих компонентах, а также информацию об источниках загрязнения и о параметрах загрязнения по каждому источнику.

Повторяемость данных различных кадастров, а также необходимость привлечения дополнительных информационных источников неизбежно приведут к увеличению затрат на поиск и обработку анализируемой информации.

2. Большое количество источников сбора и обновления информации. Из табл. 1 видно, что ведение отдельных элементов существующей системы кадастров осуществляется различными государственными структурами. Эта ситуация, а также существующее видимое отсутствие связи между отдельными кадастрами порождает существование ведомственных требований к информации, обобщаемой в рамках отдельных кадастров. Ситуация усугубляется тем, что количество источников информации, предоставляющих государственным органам информацию для занесения в кадастры, значительно превышает количество государственных органов, занимающихся сбором и обработкой информации о природных ресурсах.

эта характерная особенность системы кадастров имеет следующее негативное следствие. Как явно следует из приведенных ранее рассуждений, для эффективного управления ПРКТ необходима совместная обработка информации не только всей системы кадастров, но и ряда дополнительных источников. Отмеченное чуть ранее наличие дублируемой информации при условии, что эта информация собирается различными органами при наличии различных требований, существенно повышает вероятность несовпадения данных относительно одного и того же объекта в формально дублирующихся элементах различных кадастров. В этом случае, по нашему мнению, должна резко вырасти вероятность потери3 дублируемой информации. При этом, как это можно вывести из общей теории информации [1, 2, 3], вероятность потери будет функционально связана с энтропией4 отдельного показателя, определяемой формулой: H (x) = log2 N

где H (x) — энтропия переменной x; N — количество возможных значений переменной x.

Указанная формула, как это следует из ее вида, была выведена для двоичной системы счисления, широко применяемой в кибернетике. В этой системе счисления для нашего случая, строго говоря, вместо переменной x должен использоваться некоторый семантический вектор неопределен-

3 В данном случае под потерей мы понимаем невозможность однозначного определения.

4 Отметим, что классик теории информации К. Шеннон как синоним термина «энтропия» использовал термин «uncertainty» — неопределенность; это наглядно видно, например, в [1].

ной длины. Таким образом, энтропия отдельного признака любого дублируемого элемента в системе кадастров будет представлять собой гораздо более сложное сочетание энтропий всех элементов этого вектора.

В специальной литературе описанная нами потеря информации носит название семантических разрывов. Следует отметить, что теория семантических разрывов в настоящее время разработана далеко не в полном объеме и, как следствие, восстановление достоверной информации в подобных условиях представляет собой достаточно трудно решаемую задачу. Представляется, что в случае формирования информационной основы для управления ПРКТ ввиду сложности как самого объекта управления, так и описания его отдельных характеристик, элиминация семантических разрывов возможна только при ранжировании элементов системы кадастров. Однако, как это будет показано далее, возможности ранжирования существенно сужаются за счет действия иных объективных причин.

3. Недостаточная частота обновления информации. Информация о периодах актуализации данных различных кадастров приведена нами в табл. 2. На основании анализа этой таблицы можно сделать два существенных вывода:

1) актуализация информации большинства кадастров имеет не менее чем годичную периодичность;

2) частота актуализации достаточно сильно варьируется не только от кадастра к кадастру, но и между различными уровнями агрегации одного кадастра.

Помимо того, что в подобной ситуации снижается релевантность информации, используемой в оперативном управлении ПРКТ, указанная ситуация имеет еще одно важное следствие. Несколько ранее уже говорилось о том, что отдельные элементы информации дублируются в различных кадастрах, при этом в силу ряда объективных причин (таких, как различные требования к представлению информации, различный порядок обработки и т. п.) дублируемые данные при сравнительном анализе кадастров могут не совпадать. Этот отрицательный эффект практически полностью можно исключить путем ранжирования кадастров. Если, например, мы зададим, что статус природной территории наиболее точным образом определяется в земельном кадастре (присвоим земельному кадастру ранг 1 по данному признаку), то несовпадение статуса конкретного объекта в

кадастре особо охраняемых природных территорий со значением данного признака этого объекта в земельном кадастре можно будет исключить путем простого отбрасывания информации кадастра особо охраняемых природных территорий.

Эта возможность, на наш взгляд, теряется в случае, когда частота актуализации кадастра с меньшим рангом (отбрасываемого) выше соответствующей частоты кадастра с более высоким рангом. В данном случае повышается вероятность того, что в более «точном» кадастре будет содержаться устаревшая и, следовательно, нерелевантная информация.

Суммируя описанные выше основные недостатки существующей системы кадастров, повторим два основных вывода, на основании которых можно утверждать о неэффективности использования существующей системы кадастров в управлении ПРКТ

♦ неоправданное возрастание затрат на обработку информации, дублирующейся в различных кадастрах:

♦ неоднозначность отдельных элементов общей информационной системы, приводящая либо к потере их релевантности, либо к необходимости их полного исключения из обработки. Чтобы исключить указанные недостатки, информационная система управления ПРКТ, по нашему мнению, должна строиться исходя из следующих базовых принципов.

1. Принцип единства: формирование всего объема информации должно осуществляться в рамках единой информационной системы и по единым требованиям.

2. Принцип внутренней целостности: формируемая информационная система не должна содержать внутренних противоречий, в частности, не должно быть взаимоисключающей информации.

3. Принцип оптимального объема: объем информационной системы должен быть необходимым и достаточным для решения задач управления ПРКТ.

4. Принцип необходимой и достаточной точности: точность формируемой информации (включая частоту обновления) должна определяться эффективным сочетанием требований управления ПРКТ и затрат на получение информации.

Рассмотрим теперь, каким образом, по нашему мнению, должна быть организована информационная система для управления ПРКТ

Прежде всего отметим, что в качестве единичного информационного объекта представляется целесообразным принять участок земли. Поскольку

одним из неотъемлемых признаков такого объекта будет его пространственное положение, в качестве базового информационного уровня5 предлагаемой системы представляется вполне естественным выбрать географическую информацию. Подобный выбор позволит решить сразу несколько актуальных для управления ПРКТ задач:

♦ однозначно идентифицировать конкретные участки земли и легко осуществить привязку информационной системы к местности;

♦ осуществить взаимодействие между различными уровнями самой информационной системы;

♦ без дополнительных затрат производить обмен информацией с системой кадастров;

♦ проводить актуализацию информации и мониторинг состояния ПРКТ с применением автоматизированных технологий, таких как GPS, аэрофотосъемки и космической фотосъемки, дистанционного зондирования и т. п.;

♦ визуализировать информацию о текущем состоянии ПРКТ, например, путем создания различных тематических карт.

Решение последней из указанных задач позволит, как нам кажется, существенно расширить круг возможных технологий и методов, которые будут применимы в непосредственном управлении ПРКТ — от традиционных экспертных методов до современных автоматизированных методов, таких как системы искусственного интеллекта, системы принятия решений, геоинформационные системы.

Представляется необходимым остановиться более подробно на определении единичного информационного объекта описываемой системы. Как уже было отмечено несколько ранее, им должен являться отдельный участок земли. Однако деление поверхности земли на отдельные объекты является, на наш взгляд, задачей, требующей отдельного решения. Основную проблему в данном случае представляет эффективный выбор определяющего признака, на основании которого будет произведено деление географической поверхности конкретной территории на отдельные информационные объекты. Причем, в качестве подобных признаков могут быть выбраны:

5 Необходимо особо отметить, что автор настаивает на применении термина «уровень» (обычно предполагающего отношения подчиненности), а не более традиционного для аналогичных случаев термина «блок». Данная позиция может быть обоснована следующими соображениями: при добавлении каждого нового уровня информации будет происходить определенная трансформация информационных возможностей описываемой системы. Так, при наличии только первого (географического) уровня информационная система будет являться по сути географической информационной (или геоинформационной) системой — ГИС.

1) правовой статус объекта — ПСО (например, деление объектов по собственникам);

2) особенности природно-ресурсного комплекса (ОПРК) объекта (например, водный объект, территория лесного фонда и т. п.).

Оба указанных признака можно отнести к вза-имнопересекающимся (например, в собственности одного лица может находиться участок земли, одновременно содержащий участок лесного фонда, водный объект и месторождение полезных ископаемых; аналогичным образом различные части единого массива, например полевой территории, могут находиться в собственности разных лиц). Вместе с тем оба указанных признака представляются принципиально важными с точки зрения управления ПРКТ: правовой статут объекта (распределение прав собственности на него) будет во многом определять возможности управления этим объектом; а особенности природно-ресурсного комплекса будут естественным образом ограничивать круг допустимых управленческих решений в отношении объекта.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным определять единичный информационный объект не по какому-либо одному из указанных признаков, а по их сочетанию. Таким образом, географическая поверхность конкретной территории (5) в данной информационной системе будет определяться следующим образом:

5 = | | А5

ПСО ОПРК

Помимо базового географического уровня, предлагаемая нами информационная система должна содержать несколько независимых уровней информации:

♦ информация о природных ресурсах;

♦ антропогенная6 информация;

♦ правовая информация;

♦ социально-экономическая информация. Рассмотрим указанные уровни подробнее. Природно-ресурсный уровень должен содержать

информацию обо всех возможных компонентах природно-ресурсного комплекса, в частности:

♦ наличие или отсутствие и характеристика почв;

♦ наличие или отсутствие и характеристика растительности (включая лесную);

6 Термин «антропогенный» означает «порождаемый деятельностью человека, связанный с этой деятельностью». В данном случае применение этого, более общего, термина представляется предпочтительным, нежели термина «техногенный», говорящего только о результатах применения техники и технологий производства.

♦ наличие или отсутствие и характеристика водных объектов;

♦ наличие или отсутствие и характеристика полезных ископаемых;

♦ наличие или отсутствие и характеристика животного мира;

♦ среднестатистические характеристики атмосферного воздуха (среднемесячные, средне-сезонные или среднегодовые значения концентраций загрязняющих веществ, вредных воздействий; иные значимые показатели). Для облегчения взаимодействия с существующей системой кадастров информация этого уровня системы может быть организована в целом аналогично соответствующим кадастрам.

Техногенный уровень должен содержать информацию о текущем использовании отдельного объекта в хозяйственной деятельности человека. Представляется, что информационными подуровнями здесь должны быть:

♦ информация о наличии или отсутствии, характеристике промышленных объектов;

♦ информация о наличии или отсутствии, характеристике иных объектов антропогенного (неприродного) характера (например, жилых домов и социальной инфраструктуры);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ информация о наличии или отсутствии, характеристике существующего промышленного или непромышленного использования отдельных компонентов природно-ресурсного комплекса данного объекта;

♦ информация о наличии или отсутствии, характеристике потенциальных возможностей техногенного или антропогенного применения объекта или отдельных компонентов его природно-ресурсного комплекса. Правовой уровень должен содержать информацию о текущих правовых режимах объекта:

♦ информацию о собственнике объекта либо отдельных компонентов его природно-ресурс-ного комплекса;

♦ информацию о распределении прав собственности на объект или его природно-ресурсный комплекс;

♦ информацию о правовом статусе объекта (например, статус особо охраняемой природной

территории, статус памятника культуры, статус земель лесного фонда I категории, статус земель сельскохозяйственного назначения и т. п.);

♦ информацию о существующих сервитутах в отношении объекта;

♦ информацию об обременениях в отношении объекта;

♦ информацию о текущих пользователях объекта или отдельных компонентах его природно-ресурсного комплекса.

Следует отметить, что все вышеперечисленные уровни описываемой информационной системы можно отнести к категории объективной информации, существующей (по крайней мере — на этапе создания информационной системы) независимо от лица, осуществляющего управление ПРКТ. В отличие от этих уровней данные социально-экономического уровня будут иметь совершенно иной, субъективный статус. К особенностям организации информации на этом уровне будут относиться:

1) зависимость данных не от объективно существующего положения, а от непосредственно принимаемого решения в части управления ПРКТ;

2) зависимость набора данных от задач, решаемых в рамках управления ПРКТ и иных субъективных факторов.

Следует отметить специфическое назначение информации этого уровня — на ее основе должна определяться экономическая эффективность управления ПРКТ. Исходя из этого, информационное содержание социально-экономического уровня управления ПРКТ будет рассмотрено в следующей статье, посвященной вопросам оценки эффективности управления ПРКТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Shannon C.E. A Mathematical Theory of Communication: The Bell System Technical Journal, Vol. 27, pp. 379—423, 623—656, July, October, 1948.

2. Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия «Количество информации» // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Математика, кибернетика», № 1. 1991.

3. Лидовский В.В. Теория информации. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.