УДК 378 ББК 74.4
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Стуканов А. П.
Аннотация. В данной статье речь идет о проблеме управления информацией в системе непрерывного повышения квалификации.
The article is devoted to problem of management of information in the system of continuous professional qualification.
Ключевые слова: информация, повышение квалификации, тезаурус, взаимодействие, управление.
Information, improving of competence, thesaurus, interaction, management.
Ведущими принципом, определяющим содержание любого предлагаемого взрослым об -разования, является принцип интегративного согласования опытов: старого и нового, теоретического и практического, профессионального и учебного, общекультурного.
Следует подчеркнуть, что становление профессиональной культуры педагогических кадров происходит на принципах интеграции индивидуализма и коллективизма в интегрированный императив существования личности в обществе.
Как отмечают А. А. Колесников и В. В. Яковлев, выдвигаемый в настоящее время приоритет информационно-управляющей компоненты в фундаментальной триаде «вещество-энергия-управление» наиболее проявляется в принципиальной, первостепенной роли науки об управлении технологическими процессами и объектами различной физической (химической, экологической и т. д.) природы.
Понимание сущности этой глобальной междисциплинарной проблемы XXI века потребует подготовки высококвалифицированных специалистов новой генерации и различного профиля - от инженеров, физиков и биологов до экологов и социологов.
В основу решения поставленной проблемы авторы предложили концепцию управляемого динамического взаимодействия вещества, энергии и информации. Эту общую концепцию на
основе отражающих ее сущность ключевых понятий: Кибернетика (Cybernetic) - информатика (Informartics) - синергетика (Synergetic) можно сформулировать как фундаментальную системообразующую CIS-концепцию. CIS-концепция, опирающаяся на кибернетику, информатику и синергетику, по сути является фундаментом того эволюционного естествознания, которое позволит теперь уже говорить о возникновении единого метаязыка инженера, естественника и гуманитария, и, следовательно, осуществить возврат к целостному пониманию природы на основе единой научной концепции. [3, с. 31,39].
Таким образом, непрерывное образование, понимаемое как непрерывное в плане связности составляющих его компонентов и связности его с культурным окружением, является атрибутом современного информационного общества.
В целом же, широкий спектр современных исследований связан либо с социальноэкономическими проблемами прогнозирования развития системы образования, в том числе системы повышения квалификации, и их регионализации, либо с изучением отдельных объективных или субъективных причин недостатков существующей системы повышения квалификации педагогических кадров и, соответственно, изменением локальных факторов и явлений в процессе их профессионального совершенствования.
С другой стороны, несмотря на все многообразие исследований, связанных с феноменом информатизации в качестве особой среды осуществления управленческой деятельности, лишний раз обращает на себя внимание то, что еще недостаточно четко обоснован и принят тезис о том, что в первую очередь должна быть подвергнута тщательному изучению категория «информация» как в общенаучном аспекте, так и применительно к проблеме образования.
Изучение информационных процессов тесно взаимосвязано с пониманием «организация»,
Научные сообщения ЧИППКРО
которое автоматически вводит это взаимодействие в понятийный ряд синергетического порядка, где работает понятие «самоорганизация».
По мнению Д. И. Дубровского, информационные процессы присущи лишь самоорганизующимся системам и выражают специфический для них способ бытия [1].
Однако во всех случаях информацию можно определить как отношение между взаимодействующими сущностями. Причем характер информационного взаимодействия раскрывается через специфические качества, среди которых:
- во-первых, содержащие информации отделяются от своей естественной предметной формы и приобретают самостоятельное существование;
- во-вторых, данное содержание всегда существует в искусственной форме - в виде знаков;
- в-третьих, это содержание, существующее в знаковой форме, не материально и выступает в своем смысловом значении.
Если же рассматривать информацию как особую разновидность деятельности, то тогда она неизбежно обретает характер коммуникации взаимодействующих субъектов. То есть, информация выступает в виде содержания коммуникативной деятельности человека. Следовательно, коммуникативные виды деятельности, а именно они лежат в основе как «организации», так и «самоорганизации», определяют не только способ, но и содержательно наполняют любые виды взаимодействия систем. Самоорганизация, как и всякая организация, свойственна только коммуникативным видам деятельности. Она возникает произвольно, но только в рамках конечной зависимости от информации.
На первый взгляд обращение к категории «информация» как к первоочередной и основополагающей не представляется оправданным в области образования и педагогики. Сегодня большинство исследователей предпочитают обращаться в первую очередь к таким категориям, как «личность», «гуманизация», «гуманитаризация», «личностно-ориентированное обучение», «универсальные учебные действия» и т. п.
Вслед за рассмотрением этих категорий рассматривается категория «информатизация» в плане описания инструмента решения про-
блем, сформулированных на уровне раскрытия смысла вышеупомянутых категорий. Такой подход является, несмотря на внешние атрибуты научности, сугубо прагматическим, и не может быть взят в качестве методологической основы научного исследования.
Современное состояние науки позволяет уже сегодня сделать вывод о том, что сущность человека, а, следовательно, и предмет исследования всего комплекса наук о человеке, заключается в его сознании как части целого - общего информационного поля. Таким образом, в определенном смысле, методологическую основу любой науки о человеке, в том числе педагогики, теории образования, теории управления гуманитарными системами составляет теория информации.
С этой точки зрения, последовательный перевод описания педагогических процессов с общепринятого в настоящее время языка, зафиксированного в учебной и научно-методической литературе, образовательных стандартах, на междисциплинарный язык теории информации является, на наш взгляд, первоочередной проблемой в становлении теории управления информатизацией образования.
Решение этой проблемы не только даст возможность реально воплотить в жизнь принципы гуманизации и гуманитаризации образования, но естественным образом будет направлено на фундаментализацию и интеграцию педагогического образования.
Еще в середине прошлого столетия информацию понимали только как передачу сведений от одного человека другому человеку или группе людей с помощью устной или письменной речи, передачу условных знаков (символов) посредством специальных передающих и принимающих устройств. В 1948 году К. Шеннон предложил математическую теорию измерения информации, согласно которой информация определялась как уменьшение неопределенности, то есть информация - это сведения, которые снимают существовавшую до их получения неопределенность. Согласно этой теории, если сообщение не снимает неопределенности, то оно не содержит информации, если же сообщение позволяет более определенно знать предмет, то в сообщении содержится информация.
Существует и другое определение инфор -мации - не как уменьшение неопределенности,
а как характеристики разнообразия, то есть информация - это «воспроизведение разнообразия одного объекта в другом объекте в результате их взаимодействия. Касаясь этого определения, Б. Ф. Ломов и другие пишут, что наиболее общее понятие информации рядом ученых отмечается как отраженное разнообразие. Оно рассматривается как в количественном, так и в качественном аспектах. Если для анализа первого аспекта имеются математические методы оценки объема информации, то для второго делаются еще только первые шаги. Качественный аспект понятия информация предполагает рассмотрение, по крайней мере, семантического (смыслового) и прагматического (ценностного) свойства информации [5, с. 80].
Основоположник кибернетики Н. Винер в 1958 году дал информации следующее определение: «Информация - это обозначение содержания (сигналов), полученного из внешнего мира в процессе нашего приспосабливания к нему и приспосабливании к нему наших чувств» [2, С. 31]. Таким образом, Н. Винер рассматривает понятие информации в связи с процессами сознания человека. Он пишет: «...мозг не выделяет мысль, как «печень выделяет желчь», как утверждали прежние материалисты, и не выделяет ее в виде энергии, подобно мышцам. Информация есть информация, а не материя и энергия» [2, С. 208].
В 1963 году Ю. А. Шрейдер предложил семантический подход к феномену информации и механизм определения меры семантической информации как меры изменения тезауруса личности под воздействием поступившей информации.
Приведем некоторые качественные стороны определения тезауруса из Большой советской энциклопедии (автор статьи Ю. А. Шрейдер).
Тезаурус (от греч. 1;Ье8аигб8 - сокровище, сокровищница), множество смысловыражающих единиц некоторого языка, с заданной на нём системой семантических отношений. Тезаурус фактически определяет семантику языка (национального языка, языка конкретной науки или формализованного языка для автоматизированной системы управления). Первоначально тезаурус рассматривали как одноязычный словарь, в котором семантические отношения определяются группировкой слов по тематическим рубрикам. Существуют традиционные
общеязыковые тезаурусы (описания семантических систем отдельных языков) для английского, французского, испанского языков. К тезаурусу весьма близки одноязычные словари, задающие выражения основных семантических параметров каждого слова, например, словарь русского языка С. И. Ожегова.
В 70-х гг. XX в. получили распространение информационно-поисковые тезаурусы. В этих тезаурусах выделены специальные лексические единицы - дескрипторы, по которым можно осуществлять автоматический поиск документальной информации.
В широком смысле тезаурус интерпретируют как описание системы знаний о действительности, которыми располагает индивидуальный носитель информации или группа носителей. В социологии и теории коммуникаций изучают свойства тезауруса индивидуумов и коллективов, обеспечивающие возможность взаимопонимания на основе общности тезауруса. В этих ситуациях в тезаурусе приходится включать сложные высказывания и их семантические связи, определяющие запас сведении, которыми располагает сложная система. Тезаурус фактически содержит не только информацию о действительности, но и метаинформацию (сведения об информации), обеспечивающую возможность приёма новых сообщений.
Многие исследователи подчеркивают важность того обстоятельства, что передача информации осуществляется как информационное взаимодействие.
Так Н. А. Кузнецов, Н. Л. Мусхелишвили и Ю. А. Шрейдер определяют информационное взаимодействие как процесс обмена сведениями, информацией, приводящий к изменению знания хотя бы одного из получателей этих сведений. Они отмечают, что многочисленные попытки формализованного взаимодействия на семантическом уровне не привели к открытию простых закономерностей. В педагогическом аспекте представляет интерес формулируемый авторами принцип тезауруса: важность наличия априорной информации, достаточной для дешифровки и усвоения полученного сообщения. По их мнению, это означает, что участники информационного взаимодействия должны обладать согласованной информацией об используемых кодах, языках и их семантиках. Не меньший интерес представляет и другой фор-
Научные сообщения ЧИППКРО
мулируемый принцип фасцинации - привлекательности сообщения, которое зависит от мотивов и целей адресата, формы сообщения и т. д. Авторы считают, что участники информационного взаимодействия в процессе диалога могут выступать не только как получатели информации, но и как ее создатели. Поэтому полезно рассматривать поступающее сообщение не просто как контейнер с готовой информацией, но и как стимул для порождения адресатом на основе прошлого опыта и модели ситуации новой информации - принцип майевтики, или родовспоможения, восходящий к Сократу. В результате такого информационного взаимодействия адресат может «получить» больше информации, чем содержалось в сообщении [4, с. 83-85].
Информационные взаимодействия происходят в некоей среде, которую, естественно, можно назвать информационной средой. По определению Н. П. Ващекина информационная среда - это, прежде всего, средство коммуникации между людьми.
Ю. А. Шрейдер и И. С. Ладенко ввели также понятие информационно-знаниевого потенциала, включая в него: а) знания, накопленные в обществе; б) информацию, доступную через информационную среду; в) средства передачи знаний; г) средства и кадры для обработки, хранения, поиска и передачи информации. В качестве важнейшего компонента информаци-онно-знаниевого потенциала можно выделить, следуя И. С. Ладенко, интеллектуальный потенциал как совокупную человеческую способность решать возникающие проблемы на основе накопленных знаний, навыков и опыта. Другим компонентом оказывается информационный потенциал - способность осуществлять сбор, хранение, поиск и передачу информации, обеспечивающей общественно необходимый уровень информированности всех членов об -щества в соответствии с выполняемыми ими функциями.
Поэтому весьма продуктивно рассматривать педагогические системы как открытые системы, обменивающиеся со средой преимущественно информацией. С другой стороны, и внутренние процессы в педагогической системе также преимущественно являются информационными. Таким образом, применение информационного подхода для описания синергетиче-
ского управления СНПК представляется оправданным.
В связи с этим мы считаем целесообразным дать толкование управления с точки зрения информационного подхода, которое можно найти, например, в сборнике «Теория управления. Терминология», выпущенном Институтом проблем управления АН СССР в 1988 году. В этом сборнике управление трактуется как процесс выработки и осуществления управляющих воздействий, причем: 1. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий. 2. Осуществление управляющих воздействий включает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форме непосредственно воспринимаемых объектом управления [6, с. 7-8].
Применительно к управлению гуманитарными системами, а конкретно к рассматриваемой нами системе непрерывного повышения квалификации, можно говорить о стиле управляющего воздействия. Здесь возможна следующая таксономия, которая сама по себе хорошо известна, но будет использована нами как материал для иллюстрации информационного подхода.
Характер (стиль) управляющего воздействия:
- принуждающий;
- направляющий;
- побуждающий;
- предоставляющий выбор;
- советующий;
- аргументирующий;
- рефлексивный.
Если рассматривать эти варианты, используя, например, критерий «наличие обратной связи», то можно увидеть, что и принуждающий и рефлексивный стили могут быть эффективными при наличии обратной связи, однако они различаются по содержанию и форме сигнала, передающемуся от управляемого объекта к управляющему. В случае принуждающего стиля время ответа определяется управляющим объектом, а в случае рефлексивного - управляемым.
Эти, в общем-то, банальные рассуждения в теории информации выглядят отнюдь не банальными в педагогическом менеджменте, в
силу отсутствия механизмов организации педагогического взаимодействия, адекватного формальному описанию эффективного информационного взаимодействия. Так, если не выполняется принцип тезауруса, то нет смысла использовать рефлексивный стиль, и это хорошо на интуитивном уровне понимается организатором педагогического взаимодействия. Но вопрос, почему не выполняется принцип тезауруса, может возникнуть только лишь при использовании аппарата теории информации.
Такие же рассуждения в принципе применимы и к такой важной в педагогических системах характеристике как сила управляющего воздействия.
Сила (величина) управляющего воздействия:
- слабое;
- незначительное;
- умеренное;
- энергичное;
- сильное.
Здесь мы можем отметить, что эмпирически подмеченная закономерность, связывающая увеличение согласованности тезаурусов участников информационного взаимодействия с уменьшением силы управляющего воздействия, получает свое теоретическое обоснование и служит одним из принципов оптимизации процесса обучения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что невозможно достичь качественно новых ре-
зультатов, пользуясь традиционной методологией педагогического управления и находясь в рамках тезауруса традиционной парадигмы образования. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть подходы к новой трансдисциплинарной методологии управления и нового тезауруса, связанного с этим подходом.
Литература
1. Дубровский, Д. И. Информация, сознание, мозг [Текст] / Д. И. Дубровский. - М., 1987.
2. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине [Текст] / Н. Винер.
- М., 1983.
3. Колесников, А. А. Кибернетика, информатика, синергетика как системообразующая концепция современного высшего образования [Текст] // Синергетика и проблемы управления / А. А. Колесников, В. В. Яковлев. - Таганрог: ТРТУ, 2001.
4. Кузнецов, Н. А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования [Текст] // Вопрос философии 1 / Н. А. Кузнецов, Н. Л. Мусхелишвили. Ю. А. Шрейдер.
5. Ломов, Б. Ф. Некторые вопросы применения математики в психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов // Хрестоматия по инженерной психологии. - М., 1991.
6. Теория управления. Терминология. Вып. 107. - М.: Наука, 1988.