DOI 10.47576/2712-7516_2022_7_2_145 УДК 338
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСНО-
ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Батова Марина Михайловна,
доцент кафедры информатики и управления, Военный университет име-ни князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия, е-mail: [email protected]
Баранов Вячеслав Викторович,
доктор экономических наук, профессор, профессор института бизнеса и делового администрирования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия, е-mail: [email protected]
В статье рассмотрен ресурсно-процессный подход к управлению предприятием в контексте повышения конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия. Дано определение категории стратегических ресурсов. Рассматривается формирование конкурентной стратегии и конкурентных преимуществ высокотехнологичного предприятия на основе разработки показателей и целевой функции оптимизации, критериев достижения стратегических целей. В статье обосновывается необходимость информатизации всех составляющих конкурентной стратегии, предлагается соответствующее информационное обеспечение каждого компонента.
Ключевые слова: ресурсный подход к управлению; процессный подход к управлению; ресурсы предприятия; конкурентная стратегия; конкурентные преимущества; информационные системы; инновации.
UDC 338
INFORMATION SUPPORT OF THE RESOURCE-PROCESS APPROACH TO THE MANAGEMENT OF HIGH-TECH
ENTERPRISES
Batova Marina Mikhailovna,
Associate Professor, Department of Informatics and Control, Named after the Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia, е-mail: [email protected]
Baranov Vyacheslav Viktorovich,
Doctor of Economics, Professor, Professor of the Institute of Business and Business Administration, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: yar. [email protected]
The article considers a resource-process approach to enterprise management in the context of increasing the competitiveness of a high-tech enterprise. The definition of the category of strategic resources is given. The formation of a competitive strategy and competitive advantages of a high-tech enterprise based on the development of indicators and the target optimization function, criteria for achieving strategic goals is considered. The article substantiates the need for informatization of all components of the competitive strategy, and proposes appropriate information support for each component.
Keywords: resource approach to management; process approach to management; enterprise resources; competitive strategy; competitive advantages; Information Systems; innovation.
Переход к цифровому формату функционирования, а также введение в отношении России экономических санкций со стороны «коллективного Запада» актуализировали задачу повышения конкурентоспособности предприятий высокотехнологичного сектора, переведя ее на уровень стратегически значимых. Это обусловливает применение качественно нового инструментария для решения подобной задачи, который отражает особенности цифровой трансформации российских высокотехнологичных предприятий [18].
В связи с этим повышение конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий необходимо рассматривать в контексте решения ряда частных взаимосвязанных между собой составляющих интегральной задачи. Результат совместного решения этих частных задач, обусловливая эффект синергии, позволяет высокотехнологичному предприятию достичь требуемого уровня эффективности и конкурентоспособности на рынках высоких технологий и наукоемких продуктов.
Решаемые частные задачи связаны:
- с обеспечением качества производимых продуктов и оказываемых услуг;
- привлечением необходимых ресурсов;
- совершенствованием бизнес-процессов, включая как их частичное улучшение, так и качественное изменение методами реинжиниринга [21; 24; 26].
Решение каждой из этих задач требует эффективного ресурсообеспечения. В этой
связи приоритетным направлением повышения эффективности и конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия становится ресурсный подход к управлению.
1. Ресурсно-процессный подход к управлению высокотехнологичным предприятием
1.1. Ресурсный подход к управлению высокотехнологичным предприятием.
Ресурсный подход к управлению предполагает, что при формировании конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия приоритетным критерием выбора вариантов функциональных составляющих стратегии и отдельных бизнес-процессов выступает степень их обеспеченности различными ресурсами [27; 30]. При этом категорию «ресурсы» следует рассматривать как интегральный параметр, влияющий на показатели эффективности и конкурентоспособности предприятия (рис. 1). Как правило, в структуру этого интегрального показателя включаются:
- активы предприятия (материальные, нематериальные и финансовые);
- знания, навыки, умения и компетенции персонала, формирующие величину человеческого капитала предприятия;
- бизнес-процессы, участвующие в образовании интеллектуального капитала, включая процессы управления корпоративной культурой, организационной структурой и взаимоотношениями с контрагентами;
- отличительные характеристики предприятия, формирующие его деловую репутацию.
Активы предприятия
(материальные, нематериальные, финасовые)
Человеческий капитал предприятия
(знания, навыки, умения компетенции персонала)
Ресурсы -
как интегральный параметр предприятия
Бизнес-процессы - Интеллектуальный капитал предприятия
(корпоративная культура, организационная структура, взаимоотношения с контрагентами)
Отличительные харатеристики предприятия,
формирующие его деловую репутацию
Л
Рисунок 1 - Структура категории «ресурсы» как интегрального параметра предприятия ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В контексте ресурсного подхода к управлению необходимо:
- во-первых, выделить стратегически значимые для высокотехнологичного предприятия ресурсы, то есть те ресурсы, которые являются ключевыми с точки зрения создания устойчивого конкурентного преимущества предприятия;
- во-вторых, разработать механизм развития каждой составляющей ресурса в условиях турбулентной внешней среды.
Поскольку в процессе своей деятельности высокотехнологичное предприятие использует совокупность ресурсов, то для создания устойчивого конкурентного преимущества необходима диверсификация ресурсного обеспечения. Фактор диверсификации актуален как для видов используемых предприятием ресурсов, так и для источников их привлечения.
Обладая одним или несколькими конкурентными преимуществами, высокотехнологичное предприятие способно реализовать такую рыночную стратегию, которая позволяет создать для потребителей максимальную ценность от приобретения продуктов и услуг предприятия [16; 25]. При этом конкуренты, не обладая полной совокупностью стратегических ресурсов, характерных для высокотехнологичного предприятия, не в состоянии использовать такую же конкурентную стратегию. В ситуации, когда потенциальные конкуренты высокотехнологичного предприятия, реализуя свою конкурентную стратегию, не достигают на длительном временном интервале экономических результатов, сопоставимых с результатами высокотехнологичного предприятия, то конкурентное преимущество высокотехнологичного предприятия будет являться устойчивым.
Временной интервал, на котором достигнутые высокотехнологичным предприятием конкурентные преимущества будут иметь устойчивый характер, зависит от ряда факторов:
- во-первых, это фактор сложившейся на рынке ситуации, которая определяет уровень актуальности достигнутых высокотехнологичным предприятием конкурентных преимуществ;
- во-вторых, это риск выхода используемых высокотехнологичным предприятием ресурсов из категории стратегически значи-
мых;
- в-третьих, это фактор воспроизводства конкурентами ресурсов с аналогичными характеристиками.
Это можно выразить в виде теоретической математической модели:
St = к± •СА- k2.R -к3 •CR (1)
где: St - Sustainability - уровень устойчивости конкурентных преимуществ предприятия на временном интервале t;
CA - Compétitive Advantages - уровень актуальности этих конкурентных преимуществ на интервале t;
R - Risk - количественная оценка риска выхода ресурсов предприятия из категории стратегически значимых;
CR - Reproduction by Competitors - уровень воспроизводства конкурентами ресурсов с аналогичными характеристиками;
ki (ki > 0, i=1, 2, 3) - коэффициенты, выражающие направленность и степень изменения факторов в зависимости от состояния рыночной среды на интервале t.
Наличие стратегических ресурсов позволяет предприятию наилучшим образом использовать потенциальные возможности, минимизируя действие возмущающих факторов внешней среды. Таким образом, совокупность стратегических ресурсов высокотехнологичного предприятия можно рассматривать как интерфейс (рис. 2), обеспечивающий:
- во-первых, эффективное взаимодействие предприятия с внешней средой;
- во-вторых, наилучшее управление факторами внутренней среды.
В современных условиях стратегически значимыми для высокотехнологичного предприятия ресурсами становятся:
- высокоавтоматизированное оборудование;
- инновационные технологии (процессные инновации);
- человеческий капитал (как составляющая интеллектуального капитала);
- информационные системы и технологии;
- бизнес-процессы.
Согласно BPM-концепции (Business Process Management - управление бизнес-процессами), в основе которой лежат принципы и инструментарий процессного подхода к управлению, бизнес-процессы в информа-
Рисунок 2 - Совокупность стратегических ресурсов высокотехнологичного предприятия -интерфейс взаимодействия с внешней и внутренней средой
ционной экономике выступают ключевым фактором повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия [17; 21; 22; 28; 34]. Реализация высокотехнологичным предприятием ВРМ-концепции предусматривает использование для управления бизнес-процессами информационных технологий, которые реализуются в рамках BPMS-систем. Подобные системы в свою очередь интегрируются в стратегию ИПИ(CALS)-технологий, что позволяет высокотехнологичному предприятию обеспечивать информационную поддержку жизненного цикла производимых продуктов и оказываемых услуг.
Таким образом, в условиях цифровой трансформации высокотехнологичного предприятия информационные системы и технологии становятся тем ключевым ресурсом, который может быть использован для повышения эффективности деятельности, а также конкурентоспособности как производимых продуктов и оказываемых услуг, так и высокотехнологичного предприятия [7; 34]. Информационные системы и технологии, выступая как стратегический ресурс высокотехнологичного предприятия, генерируют повышение качества других ресурсов. В первую очередь это касается человеческой и других составляющих интеллектуального капитала высокотехнологичного предприятия.
Информатизация управленческих и производственных бизнес-процессов приводит к необходимости повышения качества человеческого капитала высокотехнологичного предприятия, что достигается обучением, получением персоналом новых знаний и ком -петенций [3; 11; 37]. Происходит конвергенция информационной и интеллектуальной составляющих [10]. В результате конвергенции на уровне высокотехнологичного предприятия формируется новый стратегический ресурс, представляющий собой информационно-интеллектуальные активы предприятия [7; 10; 22].
Кроме того, стратегическим результатом информатизации бизнес-процессов выступает формирование единого информационного пространства высокотехнологичного предприятия [2; 4]. Создание такого пространства положительно отражается на организационной культуре предприятия, механизмах взаимодействия с различными контрагентами, в первую очередь с поставщиками ресурсов и потребителями производимых продуктов и оказываемых услуг.
1.2. Процессный подход к декомпозиции конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия.
Конкурентная стратегия высокотехнологичного предприятия охватывает совокуп-
ность планов и мероприятий, реализация которых дает предприятию возможность использовать свои конкурентные преимущества. Формированию конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия предшествует постановка стратегических целей [1; 19; 20]. Эти цели формализуются в виде:
- целевой функции управления;
- совокупности измеряемых показателей;
- критериев их оценки.
Достижение целей увязывается с конкретными временными интервалами жизненного цикла реализуемых высокотехнологичным предприятием проектов, производимой продукции и оказываемых услуг.
Оптимизация сформированной целевой функции и оценка степени достижения поставленных целей зависит от количества выбранных показателей (критериев) и может предусматривать либо однокритериальную,
либо многокритериальную оптимизацию. Решение задачи однокритериальной оптимизации заключается в выборе варианта, наилучшим образом соответствующего одной поставленной цели.
Многокритериальная оптимизация предполагает поиск наилучшего варианта решения по совокупности заданных критериев. В этом случае стратегические цели ранжируются, и в соответствии с рангом целей формируется система стратегических целей высокотехнологичного предприятия. В большинстве случаев задача многокритериальной оптимизации сводится к задаче однокри-териальной оптимизации. Это достигается путем выбора главной стратегической цели и перевода других целей в разряд ограничений на целевую функцию эффективности (рис. 3).
Рисунок 3 - Схема процессного подхода к управлению на основе оптимизации НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Сопоставление количественных характеристик достигнутого высокотехнологичным предприятием результата и поставленной цели дает возможность оценить величину рассогласования, то есть рассчитать отклонения достигнутого результата от поставленной цели. В зависимости от того, какова величина этого отклонения, допустимая или критическая, формируется механизм воздействия на процессы реализации конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия [23]. В теории систем подобный подход трактуется как управление по отклонениям, которое направлено на минимизацию величины отклонения путем воздействия на ресурсы высокотехнологичного предприятия [37].
Это воздействие может предполагать:
- либо увеличение объемов привлекаемых предприятием ресурсов;
- либо более рациональное их использование;
- либо изменение качества этих ресурсов.
Повышение качества используемых ресурсов достаточно часто реализуется в рамках реинжиниринга бизнес-процессов высокотехнологичного предприятия.
Для количественной оценки результативности сформированной высокотехнологичным предприятием конкурентной стратегии необходимо иметь ее детализированные характеристики. Для их получения целесообразно использовать процессный подход к исследованию конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия [32; 33].
Такой подход дает возможность провести декомпозицию конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия. В основе декомпозиции лежат специальные функции управления. Используя эти функции, можно:
- во-первых, выделить совокупность взаимосвязанных функциональных составляющих конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия;
- во-вторых, увязать процессы их реализации со стратегическими ресурсами предприятия.
В качестве основных функциональных составляющих конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия следует рассматривать маркетинговую, инновационную, производственную, финансовую, инвестиционную составляющие, а также управление персоналом.
2. Информационное обеспечение конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия
2.1. Информатизация маркетинговой составляющей стратегии.
В рамках маркетинговой составляющей высокотехнологичное предприятие, определяя ключевые направления своей деятельности, осуществляет планирование этой деятельности с целью достижения устойчивого конкурентного преимущества [16; 26]. Для этого:
- во-первых, выполняется анализ внешней среды с целью определения потенциальных бизнес-возможностей, которые предприятие может использовать для создания конкурентных преимуществ;
- во-вторых, выявляются потенциальные угрозы, проявление которых генерирует различные риски.
В связи с этим, проектируя организационно-экономический механизм обеспечения устойчивой деятельности в долгосрочной перспективе, высокотехнологичному предприятию необходимо разработать и интегрировать в свою конкурентную стратегию подсистему риск-менеджмента, которая обеспечит противодействие различным видам рисков [12; 13].
Разрабатывая маркетинговую составляющую, следует учитывать, что в стратегической перспективе предприятие может скорректировать ранее выбранные приоритеты. Это может касаться как направлений деятельности предприятия, так и его ресурсных приоритетов. Например, выход предприятия на рынок с инновационными видами продукции и услуг кардинальным образом изменит структуру затрат предприятия, увеличив долю интеллектуальных затрат, что отразится на показателях наукоемкости. Кроме того, могут произойти структурные изменения клиентуры предприятия вследствие появления новых сегментов потребителей и формирования «рынков будущего».
В процессе разработки маркетинговой составляющей выполняется качественная и количественная оценка «стратегического разрыва», отражающего величину рассогласования между стратегической реальностью и стратегической перспективой. Возникшее отклонение является векторной величиной, скалярными измерениями которой выступа-
ют экономические и финансовые показатели, отражающие результаты деятельности предприятия. В общем случае эти показатели могут быть противоречивыми, например, привлечение предприятием заемного капитала может генерировать эффект финансового рычага, но снижать показатели финансовой устойчивости и платежеспособности. Поэтому, оценивая величину стратегического разрыва как векторный параметр, необходимо выбрать приоритеты среди его скалярных измерений.
Разработка и реализация маркетинговой составляющей является сложным динамическим процессом, охватывающим совокупность бизнес-процессов. Поэтому для повышения достоверности создаваемых вариантов и принимаемых в их рамках управленческих решений необходима автоматизация [15; 36].
Для этой цели высокотехнологичное предприятие ориентируется на разработку и использование различных информационных систем, включая CRM- и PDM-системы. CRM-системы (Customer Relationship Management) позволяют эффективно управлять бизнес-процессами в сфере взаимоотношений с потребителями производимой продукции и оказываемых инжиниринговых услуг. PDM-системы (Product Data Management) обеспечивают эффективное управление информацией о выводимых предприятием на рынок продуктах и услугах.
2.2. Информатизация инновационной составляющей стратегии.
В рамках инновационной составляющей конкурентной стратегии высокотехнологичное предприятие создает совокупность инноваций, которые формируют конкурентные преимущества предприятия. Эти инновации объединяются в инновационную подсистему [26], в которой возникают взаимосвязи между отдельными группами. Наличие взаимосвязей между составляющими придает системе свойство эмержентности, что повышает ее способность противостоять возмущающим факторам внешней среды.
Для высокотехнологичных предприятий наиболее значимыми являются технологические инновации, объединяющие новые продукты и услуги (продуктовые инновации), а также новые технологии (процессные инновации). Однако технологические инновации
не обеспечат предприятию конкурентных преимуществ, если будут интегрированы в «старую» организационно-производственную среду предприятия, то есть среду, в которой используется физически и морально устаревшее оборудование с низким уровнем автоматизации технологических процессов. Поэтому предприятие осуществляет инновационную модернизацию производственной среды [5; 6].
Это предусматривает переход к организационно-производственным структурам, в которых применяется высокоавтоматизированное оборудование, промышленная и коллаборативная робототехника, интеллектуальные информационные системы [15; 35; 36; 39]. В таких структурах, создаваемых на принципах реинжиниринга бизнес-процессов, реализуются технологии «just in time», концепция бережливого производства. Поэтому инновационная модернизация порождает появление организационно-управленческих инноваций в инновационной подсистеме предприятия.
При проведении инновационной модернизации возникает потребность в использовании новых ресурсов, что приводит к интеграции в инновационную подсистему предприятия ресурсных инноваций. Достаточно часто именно ресурсные инновации становятся стратегическим ресурсом высокотехнологичного предприятия и основным источником формирования его конкурентных преимуществ. Использование этих инноваций может:
- приводить к экономии текущих затрат;
- увеличивать надежность и срок эксплуатации выпускаемой продукции.
Для повышения эффективности разработки и реализации инновационной составляющей конкурентной стратегии высокотехнологичное предприятие использует различные информационные системы [29], в частности автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), конструкторской и технологической подготовки производства (CAD- и CAM-системы), а также системы информационной поддержки инженерных расчетов (CAE-системы). Для целей управления проектными данными применяются PDM-системы (Product Data Management) [31], которые обеспечивают минимизацию затрат времени и других ресурсов.
Кроме перечисленных видов инноваций инновационная подсистема включает в себя финансовые инновации. Они охватывают методологию и совокупность методических рекомендаций, обеспечивающих динамичное функционирование финансовой системы высокотехнологичного предприятия, а также соответствие фактических показателей результативности и эффективности реализации конкурентной стратегии запланированным значениям этих показателей.
Финансовые инновации являются следствием применения различных технологий финансового инжиниринга, обеспечивающих минимизацию средневзвешенной стоимости капитала (Weighted Average Cost of Capital -WACC). Это позволяет создавать совокупность сценариев финансирования процессов разработки и реализации конкурентной стратегии. Наилучший вариант сценария, отражая оптимальное сочетание финансовых инструментов рынка капитала, привлекаемых высокотехнологичным предприятием, будет характеризоваться минимальной величиной средневзвешенной стоимости капитала (WACC) [14].
В условиях цифровой трансформации роль финансовых инноваций, как стратегического ресурса высокотехнологичного предприятия, постоянно возрастает, поскольку актуализируется потребность предприятия в оригинальном инструментарии привлечения инвестиций. Этот инструментарий может быть ориентирован на привлечение капитала из фондов венчурного финансирования, развитие партнерских отношений, использование стратегических альянсов и т.д.
2.3. Информатизация производственной составляющей стратегии.
Высокотехнологичное предприятие, используя фактор кастомизации, стремится наилучшим образом удовлетворить индивидуализированные потребности участников рынка. Для этого предприятие формирует гибкие организационно-производственные структуры, включающие:
- высокоавтоматизированное технологическое оборудование;
- робототехнику, решающую задачи внутрипроизводственной логистики;
- контрольно-измерительные системы, позволяющие отслеживать показатели качества производимой продукции;
- транспортно-складские системы;
- различные информационные системы;
- персонал с высоким уровнем квалификации и цифровых компетенций.
Стратегический уровень управления производственной деятельностью высокотехнологичного предприятия охватывает информационные PLM-системы (Product Lifecycle Management) [7; 29]. Эти системы, являясь сложным информационно-технологическим комплексом, интегрируют в единый процесс управления:
- инфраструктуру предприятия;
- организационные процедуры реализации производственного процесса;
- прикладное программное обеспечение.
PLM-системы реализуют концепцию интегрированного управления данными в едином информационном пространстве предприятия. Эти данные необходимы информационным системам нижних иерархических уровней (тактического и оперативного). PLM-системы позволяют высокотехнологичному предприятию решить проблему гетерогенности, обеспечивая взаимодействие информационных систем разных производителей и различных автоматизированных систем.
PDM-системы объединяют технологии управления [9]:
- инженерными данными (engineering data management - EDM);
- информацией об изделии (product information management - PIM);
- техническими данными (technical data management - TDM);
- технической информацией (technical information management - TIM),
что позволяет обеспечить всем участникам процесса создания и использования продукта доступ к его характеристикам на всех этапах жизненного цикла. Результатом применения таких систем для высокотехнологичного предприятия становятся нематериальные ресурсы, возникающие в информационной цепочке «данные - информация - знания».
MES-системы (Manufacturing Execution System) предназначены для управления производственными процессами предприятия [9]. Их использование дает возможность высокотехнологичному предприятию разрабатывать оперативно-календарные планы-графики, на основе которых формируется
программа закупок материальных ресурсов, ведется учет выпуска продукции и составляется калькуляция себестоимости по статьям затрат.
MRP-системы (Material Requirements Planning) охватывают процессы планирования потребности в материалах, а MRP-II-системы (Manufacturing Resource Planning) дают возможность предприятию планировать процессы управления всеми производственными ресурсами [9]. В отличие от системы MRP в системе MRP-II выполняется не только операционное планирование производства в натуральном выражении, но и финансовое планирование. ERP-системы (Enterprise Resource Planning), являющиеся дальнейшим развитием MRP-II-систем, обеспечивают высокотехнологичному предприятию интеграцию процессов управления производством, интеллектуальными (человеческими) и финансовыми ресурсами, а также активами предприятия.
С помощью SCM-систем (Supply Chain Management) высокотехнологичное предприятие осуществляет управление цепями поставок сырья, материалов и комплектующих. Структурно SCM-системы охватывают две подсистемы:
1) в рамках первой подсистемы осуществляется планирование цепей поставок (Supply Chain Planning - SCP). Этот процесс охватывает все уровни иерархии, включая стратегическое, текущее и оперативно-календарное планирование. Результаты стратегического планирования позволяют предприятию, используя сценарный подход, прогнозировать развитие различных сфер деятельности, включая обеспечение ресурсами, производство и сбыт, а также моделировать развитие сетей поставок с учетом изменения приоритетов конкурентной стратегии;
2) вторая подсистема (Supply Chain Execution - SCE) реализуется на оперативно-календарном уровне и охватывает реализацию сформированных цепей поставок. В этой подсистеме осуществляется формирование расписаний и календарных планов-графиков выполнения комплекса операций. Для этой цели процесс поставок описывается в виде ориентированного графа, для которого задаются параметры, необходимые для расчета параметров графа.
Эти параметры используются для построения расписания и определения потерь ресурса, являющихся следствием предложенной последовательности выполнения операций графа. Далее выполняется анализ эффективности и результативности выполнения операций в предложенной системе управления цепями поставок. По результатам анализа выполняется оптимизация расписания и минимизируются потери ресурса.
2.4. Информатизация процессов управление персоналом.
В экономике знаний ключевым фактором успешного развития высокотехнологичного предприятия становятся интеллектуальные ресурсы, основу которых составляет квалифицированный персонал, его креативность и компетенции, базирующиеся на высоком уровне знаний, умений и навыков сотрудников предприятия. Управление персоналом высокотехнологичного предприятия охватывает совокупность автоматизированных управленческих технологий. Эти технологии обеспечивают воздействие на персонал на всех иерархических уровнях системы управления - оперативном, тактическом и стратегическом:
1) на оперативном уровне с заранее выбранным уровнем дискретности осуществляется учет персональных данных персонала предприятия;
2) на тактическом уровне планируются и реализуются процессы повышения квалификации и компетенций персонала, что достигается путем его обучения;
3) на стратегическом уровне принимаются решения, направленные на развитие интеллектуальной составляющей потенциала предприятия.
Основным инструментом воздействия на интеллектуальную составляющую потенциала высокотехнологичного предприятия становятся информационные системы, охватывающие бизнес-процессы управления персоналом. При этом необходимо обеспечить эффективное взаимодействие подсистемы управления персоналом с другими составляющими конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия.
Эффективность информатизации процессов управления персоналом обеспечивается за счет организационных, экономических и социальных факторов:
- организационные факторы создают условия для минимизации затрат времени и повышения качества принимаемых решений в сфере управления персоналом;
- экономическая группа факторов способствует повышению производительности труда и рациональному использованию компетенций персонала;
- социальные факторы проявляются в усилении мотивации персонала повышать качество выполняемых бизнес-процессов, поскольку информационные системы, обеспечивая автоматизированный учет достижений, способствуют объективному формированию траектории карьерного роста персонала.
Для автоматизации кадровой составляющей стратегии высокотехнологичное предприятие может использовать как российские, так и зарубежные информационные системы различных классов. Преимуществом отечественных программных пакетов является адаптированность к российской системе учета и делопроизводства, а также более низкая цена по сравнению с программными пакетами зарубежных компаний [31]. Однако программные разработки зарубежных компаний, как правило, имеют более высокий уровень функциональности.
К классу больших информационных систем, реализующих функцию управления персоналом, относятся:
- SAP S/4HANA (являющаяся преемником программного приложения SAP R/3);
- программное приложение Baan;
- программное приложение Oracle Applications.
Эти информационные системы относятся к классу ERP-систем и имеют в своей структуре модуль «Управление персоналом».
Класс средних информационных систем охватывает такие системы, как:
- RB Human Resources & Payroll;
- БОСС-Кадровик;
- ПАРУС-Бюджет 8;
- Галактика ERP и ряд других систем.
Информационная система «RB Human
Resources & Payroll», имея возможность функционировать на разных платформах и в различных операционных системах, использовать различные системы управления базами данных, имеет «интернациональный» характер, настраиваясь на законода-
тельную базу различных стран, и может выполнять детальный анализ информации в сфере управления персоналом. Эта система характеризуется удобным пользовательским интерфейсом с настраиваемыми интеллектуальными экранами, высоким уровнем надежности защиты информации, имеет встроенные средства анализа и открытый доступ к данным.
Технические характеристики информационной системы «БОСС-Кадровик» близки к параметрам системы «RB Human Resources & Payroll». Однако система «БОСС-Кадровик» не обладает возможностью полной интеграции с генератором бизнес-отчетов.
В программном продукте «ПАРУС-Бюджет 8» используется двухзвенная клиент-серверная архитектура с объектно-реляционной системой управления базами данных (Oracle Database - RDBMS) компании «Oracle». В состав программного продукта «ПАРУС-Бюджет 8» входит модуль «Кадры и штатное расписание», в рамках которого предприятие может решать вопросы управления персоналом.
Функциональность информационной системы «Галактика ERP» позволяет организовать управление персоналом предприятий, имеющих различную организационную структуру, включая обособленные подразделения предприятий, а также территориально разветвленную сеть холдинговых образований. Эта информационная система инвариантна по отношению к таким факторам, как форма собственности и численность персонала предприятия.
К классу локальных информационных систем относятся «1С: Зарплата и управление персоналом 8», «АиТ: Управление персоналом» и ряд других.
Информационная система «1С: Зарплата и управление персоналом 8» позволяет автоматизировать решение задач в сфере управления кадровой политикой предприятия, включая выполнение автоматизированных расчетов по оплате труда персонала.
Функциональные возможности программного комплекса «АиТ: Управление персоналом» обеспечивают высокотехнологичному предприятию согласованное функционирование всех структурных подразделений, реа -лизующих различные функционалы управления персоналом. Факторами эффективности
этого программного комплекса выступают рациональное использование человеческого потенциала высокотехнологичного предприятия, минимизация затрат времени на разработку управленческих решений, возможность контроля их выполнения в режиме мониторинга, автоматизация документооборота и повышение исполнительской дисциплины.
2.5. Информатизация финансово-инвестиционной составляющей стратегии.
Финансовая составляющая конкурентной стратегии отражает концепцию привлечения высокотехнологичным предприятием финансовых инструментов рынка капитала, которые должны быть сбалансированы по срокам привлечения, стоимости, формам и направлениям использования. Интегральным показателем, характеризующим финансовую составляющую стратегии, выступает средневзвешенная стоимость капитала, а критерием оптимальности сформированной структуры капитала является превышение внутренней нормы рентабельности средне-
взвешенной стоимости капитала.
Финансовая составляющая конкурентной стратегии взаимосвязана с инвестиционной составляющей, предусматривающей использование капитала по различным направлениям, что приводит к образованию основного и оборотного капитала, а также портфеля финансовых инвестиций.
Для управления эффективностью инвестиционной деятельности предприятия применяются различные CPM-системы (Corporate Performance Management), охватывающие процессы в сфере планирования, организации, контроля, анализа и позволяющие управлять эффективностью проектной деятельности с целью решения поставленных задач при оптимальном использовании ресурсов [7].
В рамках этого класса систем российскими и зарубежными компаниями разработан широкий спектр программных пакетов, позволяющих управлять процессами финансово-инвестиционной деятельности (табл.1).
Таблица 1 - Российские и зарубежные программные продукты для управления финансово-инвестиционной деятельностью предприятия (составлено с использованием [8])
Российские программные продукты Зарубежные программные продукты
«Project Expert» «Альт-Инвест» «FOCCAL» «Инвестор» «ТЭО-Инвест» «Инвест-проект» Spider ELMA Проекты+ «Advanta» программа «Microsoft Project» программный продукт компании «Welcom» программный продукт компании «Oracle Primavera» пакет «COMFAR» (Computer Model for Feasibility Analysis and Reporting) пакет «PROPSPIN» (Project Profile Screening and Pre appraisal Information system)
Функциональные возможности зарубежных и российских программных продуктов реализуются в рамках принятой в мировой практике методике оценки эффективности инвестиционных проектов, базирующейся на методологии Project Management Body of Knowledge (PMBoK) и Organizational Project Management Maturity Model (OPMMM) [8]. Заложенные в программные продукты расчета эффективности проектной деятельности методики позволяют высокотехнологичному предприятию формировать совокупность сценариев, выбирая для каждого из них временной интервал и шаг расчета, имитировать потоки денежных средств. При расчете совокупности динамических финансово-экономических показателей, позволяющих оценить
проект с разных точек зрения, учитываются факторы инфляции и риска. Выполнение расчетов возможно как в текущих, так и прогнозных ценах.
В существующих программных пакетах используется «дружественный» пользовательский интерфейс, что снижает трудоемкость ввода исходных данных и защищает программную систему от ошибок. Кроме того, пользовательский интерфейс программных пакетов обеспечивает наглядность результатов, достаточный объем графической информации для принятия широкого спектра инвестиционных решений [8].
Важным фактором, определяющим возможности программного пакета, является уровень его «закрытости» [8]. В закрытых
программных пакетах пользователь не имеет возможности скорректировать математические модели или алгоритмы расчетов. Используя открытые программные пакеты, можно оценить применение их математических моделей и алгоритмов с учетом специфики финансово-инвестиционной составляющей конкурентной стратегии, изменяя при необходимости эти модели и алгоритмы.
Таким образом, повышение конкурентоспособности и эффективности высокотехнологичных предприятий в контексте ресурсно-процессного подхода реализуется путем решения ряда частных взаимосвязанных между собой составляющих интегральной задачи.
Определение категории стратегических ресурсов предприятия, а затем их формирование и поддержание в актуальном состоя-
нии обеспечивает предприятию эффективное взаимодействие с внешней средой и при этом наилучшее управление факторами внутренней среды.
Постановка стратегических целей и формирование конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия, разработка целевой функции оптимизации и критериев достижения стратегических целей приводит максимизации конкурентных преимуществ предприятия.
Для успешного формирования стратегических ресурсов, реализации поставленных стратегических целей и конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия обоснована информатизация всех составляющих конкурентной стратегии, предложен комплекс соответствующего информационного обеспечения каждого компонента.
Список литературы_
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2014. 344 с.
2. Баранов В.В., Батова М.М., Баранова И.В. Информационные инструменты эффективного управления бизнес-процессами высокотехнологичного предприятия // Тезисы докладов 2-й науч.-практ. конф. ученых России и Хорватии в Дубровнике, Москва - Дубровник, 8-9 октября 2020 года / сост.: Н.А. Коротченко, А.П. Кутовская. М.: НИТУ МИСиС, 2020. С. 92-93.
3. Баранов В.В., Батова М.М., Чжао Кай. Усиление практической составляющей подготовки IT-специалистов для цифровой экономики // Совершенствование подготовки ИТ-специалистов по направлению «Прикладная информатика» в условиях цифровизации экономики: сб. науч. тр. науч.-метод. семинара-конференции, Москва, 11 декабря 2019 года / под науч. ред. Ю.Ф. Тельнова. М.: РЭУ им. ГВ. Плеханова, 2020. С. 40-45.
4. Баранова И.В., Батова М.М., Баранов В.В. Коробченко О.В., Майоров С.В. Создание единого информационного пространства инновационно-ориентированной кластерной структуры // Новые тенденции и проблемы в теории и практике управления: сб. материалов Междунар. науч. конф., Москва, 24-25 октября 2019 года. М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. С. 30-37.
5. Баранова И.В., Батова М.М., Чжао Кай. Информационные технологии как фактор эффективности стратегии инновационной модернизации предприятия // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 7(214). С. 6-12.
6. Баранова И.В., Батова М.М., Майоров С.В. Информационные инструменты реверсинжиниринга в стратегии деятельности инновационно-ориентированных структур // Теоретическая экономика. 2020. № 3(63). С. 28-35.
7. Баранова И.В., Батова М.М., Чжао К. Информационные инструменты цифровой трансформации высокотехнологичных предприятий. М.: ООО «Первое экономическое издательство», 2020. 222 с.
8. Баранова И.В., Джелилоглу Я.Т. Информационное обеспечение стратегии выбора банком объекта проектного финансирования // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 1. С. 237-250.
9. Баранова И.В., Майоров С.В. Формирование цифровой среды инновационно-ориентированной кластерной структуры // Вопросы инновационной экономики. 2017. Т. 7. № 3. С. 235-246.
10. Батова М.М. Формирование информационно-интеллектуального капитала в системе «образование - наука - производство» // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020. № 8(227). С. 7-13.
11. Батова М.М. Цифровая парадигма развития системы «образование - наука - производство». М.: ООО «Первое экономическое издательство», 2021. 218 с.
12. Батова М.М., Баранов В.В., Коробченко О.В., Чжао К. Информатизация процессов управления рисками как один из аспектов эффективного риск-менеджмента в сфере международного сотрудничества // Векторы развития современной экономики: проблемы теории и практики: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 23 ноября 2021 года. М.: Московский Политех, 2021. С. 504-511.
13. Батова М.М. Баранова И.В., Баранов В.В. Повышение устойчивости управления процессами реализации инфраструктурных и социально-ориентированных проектов // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 4.
14. Батова М.М., Баранова И.В., Чжао К. Финансовые инновации как инструмент эффективной деятельности высокотехнологичного предприятия // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Ялта, 18-20 марта 2020 года / отв. ред. А.В. Олифиров. Ялта: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2020. С. 44-47.
15. Батова М.М., Баранова И.В., Баранов В.В., Чжао К. Интеллектуальные системы автоматизации производства в стратегии устойчивого развития высокотехнологичных предприятий // Журнал прикладных исследований. 2022 № 6.
16. Булышева Т.С., Милорадов К.А., Халиков М.А. Моделирование рыночной стратегии компании. М.: Экзамен, 2015. 288 с.
17. Варзунов А.В., Торосян Е.К., Сажнева Л.П. Анализ и управление бизнес-процессами: учеб. пособие. СПб: Университет ИТМО, 2016. 112 с.
18. Векторы социально-экономического развития России: современные вызовы и возможности конвергенции теоретико-методологических и прикладных исследований / Э.Ф. Амирова, В.Н. Бабанов, И.В. Баранова [и др.]. Самара: ООО «Поволжская научная корпорация», 2021. 220 с.
19. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник. М.: Омега-Л, 2015. 464 с.
20. Голдратт Э.М., Кокс Дж. Цель. Процесс непрерывного улучшения / пер. с англ., 5-е изд. Минск: Попурри, 2019. 400 с.
21. Громов А.И. Фляйшман А., Шмидт В. Управление бизнес-процессами: современные методы. Люберцы: Юрайт, 2016. 367 с.
22. Дресвянников В.А. Управление знаниями организации. М.: КноРус, 2012. 344 с.
23. Зайцев А.В. Особенности функционирования высокотехнологичного предприятия в инновационной экономике // Вопросы инновационной экономики. 2014. Т. 4. № 1. С. 21-35.
24. Каплан Р., Нортон Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности - гарантия конкурентного преимущества: учеб. пособие. М.: Олимп-бизнес, 2013. 368 с.
25. Кеворков В.В., Кеворков Д.В. Повышение конкурентоспособности компании, формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление. М.: Изд-во Российская газета, 2014. 216 с.
26. Моисеева Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: учеб. пособие. М.: Дело, 2016. 221 с.
27. Нижальская Н.И. Ресурсный подход в стратегическом развитии организации: теоретические и практические аспекты // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 10 (64). Ч. 2. С. 113-116.
28. Остроух А.В., Николаев А.Б. Интеллектуальные информационные системы и технологии. СПб.: Лань, 2019. 308 с.
29. Панкаж Дж. Управление проектами в области информационных технологий. М.: Лори, 2013. 240 с.
30. Петрук ГВ., Павлов И.В. Ресурсный подход к управлению стратегическим развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-3. С. 633-637.
31. Прикладная информатика: справочник / под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Юрьева. М.: Финансы и статистика, 2008. 768 с. URL: https://e.lanbook.com/book/28353 (дата обращения: 22.06.2022).
32. Радиевский М.В. Организация производства: Инновационная стратегия устойчивого развития предприятия. М.: Инфра-М, 2013. 377 с.
33. Репин В.В., Елиферов В.Г Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 544 с.
34. Трушин И.С. Совершенствование информационных технологий как фактор повышения конкурентоспособности фирм: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. М., 2015. 158 с.
35. Baranova I.V., Korobchenko O.V., Mayorov S.V., Baranov V.V., Batova M.M. Formation of Robottized Structure at Innovative-Oriented Clusters' Enterprises in the Terms of Digital Manufacturing // Emerging trends and challenges in the management theory and practice: Proceedings of articles the International Scientific Conference. RUDN University. Russia, Moscow, 2019. pp. 88-93.
36. Batova M., Baranov V., Mayorov S. Automation of economic activity management of high-tech structures of innovation-oriented clusters // Journal of Industrial Integration and Management: Innovation and Entrepreneurship, 2021, vol. 6, No 1, рр. 15-30.
37. Batova M.M., Baranova I.V. Information technology knowledge management in the system of interaction of educational and scientific-production structures // WSEAS Transactions on Business and Economics, 2019, vol. 16, рp. 545-551.
38. Batova M., Korobchenko O., Baranova I., Baranov V. System theory for an information system for planning project activities in a high-tech enterprise // International Journal of Circuits, Systems and Signal Processing, 2021, vol. 15, рр. 187-196.
39. Batova M., Baranov V., Mayorov S., Zhao K. Informatisation of Project Activities Performed by Innovation Clusters of the Kamsky Agglomeration in Russia // Proceedings - 2021 Asia-Pacific Conference on Communications Technology and Computer Science, ACCTCS 2021, Shenyang, Shenyang, 2021, рр. 118-122.
References _
1. Ansoff I. Strategic management. St. Petersburg: St. Petersburg, 2014. 344 p.
2. Baranov V.V., Batova M.M., Baranova I.V. Information tools for effective management of business processes of a high-tech enterprise. Abstracts of the 2nd Scientific and Practical Conference of Scientists of Russia and Croatia in Dubrovnik, Moscow - Dubrovnik, October 8-9, 2020/ comp.: N.A. Korotchenko, A.P. Kutovskaya. M.: NUST MISIS, 2020. pp. 92-93.
3. Baranov V.V., Batova M.M., Zhao Kai. Strengthening the practical component of training IT specialists for the digital economy. Improving the training of IT specialists in the direction of "Applied Informatics" in the conditions of
digitalization of the economy: sat. sci. tr. sci.-method. Seminar-conference, Moscow, December 11, 2019 /under the scientific editorship of Yu.F. Telnov. M.: Plekhanov Russian University of Economics, 2020. pp. 40-45.
4. Baranova I.V., Batova M.M., Baranov V.V. Korobchenko O.V., Mayorov S.V. Creation of a unified information space of an innovation-oriented cluster structure. New trends and problems in management theory and practice: collection of materials of the International Scientific Conference, Moscow, October 24-25, 2019. Moscow: Russian Peoples' Friendship University (RUDN), 2020. pp. 30-37.
5. Baranova I.V., Batova M.M., Zhao Kai. Information technologies as a factor of the effectiveness of the innovative modernization strategy of the enterprise. Property relations in the Russian Federation. 2019. No. 7(214). pp. 6-12.
6. Baranova I.V., Batova M.M., Mayorov S.V. Information tools of reverse engineering in the strategy of innovation-oriented structures. Theoretical economics. 2020. No. 3(63). pp. 28-35.
7. Baranova I.V., Batova M.M., Zhao K. Information tools for digital transformation of high-tech enterprises. Moscow: LLC "First Economic Publishing House", 2020. 222 p
8. Baranova I.V., Dzheliloglu Ya.T. Information support of the bank's choice strategy for project financing. Issues of innovative economy. 2019. Vol. 9. No. 1. pp. 237-250.
9. Baranova I.V., Mayorov S.V. Formation of the digital environment of an innovation-oriented cluster structure. Issues of innovative economy. 2017. Vol. 7. No. 3. pp. 235-246.
10. Batova M.M. Formation of information and intellectual capital in the system "education - science - production". Property relations in the Russian Federation. 2020. No. 8(227). pp. 7-13.
11. Batova M.M. Digital paradigm of development of the system "education - science - production". M.: LLC "First Economic Publishing House", 2021. 218 p.
12. Batova M.M., Baranov V.V., Korobchenko O.V., Zhao K. Informatization of risk management processes as one of the aspects of effective risk management in the field of international cooperation. Vectors of development of modern economy: problems of theory and practice: materials of International Scientific and Practical Conference, Moscow, November 23, 2021 Moscow: Moskovsky Polytech, 2021. pp. 504-511.
13. Batova M.M. Baranova I.V., Baranov V.V. Improving the sustainability of the management of the implementation of infrastructure and socially-oriented projects. Moscow Economic Journal. 2022. Vol. 7. No. 4.
14. Batova M.M., Baranova I.V., Zhao K. Financial innovations as an instrument of effective activity of a high-tech enterprise. Financial, economic and informational support of innovative development of the region: materials of the III All-Russian Scientific and practical conference with international. participation, Yalta, March 18-20, 2020/ed. A.V. Olifirov. Yalta: Publishing House "Printing House "Arial", 2020. pp. 44-47.
15. Batova M.M., Baranova I.V., Baranov V.V., Zhao K. Intelligent production automation systems in the strategy of sustainable development of high-tech enterprises. Journal of Applied Research. 2022 No. 6.
16. Bulysheva T.S., Miloradov K.A., Khalikov M.A. Modeling of the company's market strategy. M.: Exam, 2015. 288 p.
17. Varzunov A.V., Torosyan E.K., Sazhneva L.P. Analysis and management of business processes: studies. stipend. St. Petersburg: ITMO University, 2016. 112 p.
18. Vectors of socio-economic development of Russia: modern challenges and opportunities of convergence of theoretical and methodological and applied research /E.F. Amirova, V.N. Babanov, I.V. Baranova [et al.]. Samara: LLC "Volga Scientific Corporation", 2021. 220 p.
19. Gaponenko A.L., Pankrukhin A.P. Strategic management: textbook. M.: Omega-L, 2015. 464 p.
20. Goldratt E.M., Cox J. Goal. The process of continuous improvement / trans. from English, 5th ed. Minsk: Potpourri, 2019. 400 p.
21. Gromov A.I. Fleishman A., Schmidt V. Business process management: modern methods. Lyubertsy: Yurait, 2016. 367 p.
22. Dresvyannikov V.A. Knowledge management of the organization. Moscow: KnoRus, 2012. 344 p.
23. Zaitsev A.V. Features of the functioning of a high-tech enterprise in an innovative economy. Issues of innovative economy. 2014. Vol. 4. No. 1. pp. 21-35.
24. Kaplan R., Norton D. Award for brilliant implementation of the strategy. The link between strategy and operational activities is a guarantee of competitive advantage: studies. manual. Moscow: Olymp-business, 2013. 368 p.
25. Kevorkov V.V., Kevorkov D.V. Improving the competitiveness of the company, the formation of a market strategy and its practical implementation. Moscow: Rossiyskaya Gazeta Publishing House, 2014. 216 p
. 26. Moiseeva N.K. Modern enterprise: competitiveness, marketing, updating: textbook. manual. Moscow: Delo, 2016. 221 p.
27. Nizhalskaya N.I. Resource approach in the strategic development of the organization: theoretical and practical aspects. International Research Journal. 2017. No. 10 (64). Part 2. pp. 113-116.
28. Ostroukh A.V., Nikolaev A.B. Intelligent information systems and technologies. St. Petersburg: Lan, 2019. 308 p.
29. Pankaj J. Project management in the field of information technology. Moscow: Lori, 2013. 240 p.
30. Petruk G.V., Pavlov I.V. Resource approach to management of strategic development of enterprises of the military-industrial complex. Fundamental research. 2015. No. 12-3. pp. 633-637.
31. Applied Informatics: handbook/edited by V.N. Volkova, V.N. Yuriev. M.: Finance and Statistics, 2008. 768 p. URL: https://e.lanbook.com/book/28353 (accessed: 06/22/2022).
32. Radievsky M.V. Organization of production: Innovative strategy of sustainable development of the enterprise. Moscow: Infra-M, 2013. 377 p
33. Repin V.V., Eliferov V.G. Process approach to management. Modeling of business processes. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2013. 544 p.
34. Trushin I.S. Improvement of information technologies as a factor of increasing the competitiveness of firms: dis.... Candidate of Economic Sciences: 08.00.01. M., 2015. 158 p.
35. Baranova I.V., Korobchenko O.V., Mayorov S.V., Baranov V.V., Batova M.M. Formation of Robottized Structure at Innovative-Oriented Clusters' Enterprises in the Terms of Digital Manufacturing. Emerging trends and challenges in the management theory and practice: Proceedings of articles the International Scientific Conference. RUDN University. Russia, Moscow, 2019. pp. 88-93.
36. Batova M., Baranov V., Mayorov S. Automation of economic activity management of high-tech structures of innovation-oriented clusters. Journal of Industrial Integration and Management: Innovation and Entrepreneurship, 2021, vol. 6, No. 1, pp. 15-30.
37. Batova M.M., Baranova I.V. Information technology knowledge management in the system of interaction of educational and scientific-production structures. WSEAS Transactions on Business and Economics, 2019, vol. 16, pp. 545-551.
38. Batova M., Korobchenko O., Baranova I., Baranov V. System theory for an information system for planning project activities in a high-tech enterprise. International Journal of Circuits, Systems and Signal Processing, 2021, vol. 15, pp. 187-196.
39. Batova M., Baranov V., Mayorov S., Zhao K. Informatisation of Project Activities Performed by Innovation Clusters of the Kamsky Agglomeration in Russia. Proceedings - 2021 Asia-Pacific Conference on Communications Technology and Computer Science, ACCTCS 2021, Shenyang, Shenyang, 2021, pp. 118-122.