УДК 37
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2013Магомедова М.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье обоснована значимость информационного обеспечения региональной системы образования; приводятся принципы, направления информатизации образования, особенности информационного обеспечения системы образования Республики Дагестан.
The author of the article substantiates the importance of the information support for the regional educational system; gives the principles, directions of the educational informatization, peculiarities of the information support for the education system in the Republic of Dagestan.
Ключевые слова: информационное обеспечение, региональная система образования, информационно-образовательная сфера, принципы и направления информатизации, Республика Дагестан.
Keywords: information support, regional system of education, information and education sphere, principles and directions of informatization, the Republic of Dagestan.
Анализ организационных и экономических процессов в региональной экономике показывает, что в последние годы темп продвижения научных продуктов и процессов информатизации в образовательные учреждения весьма низок по сравнению с потенциально возможным. В то же время проведенные исследования достаточно объективно подтверждают позитивное влияние информации на ход экономических процессов, необходимость использования качественной и своевременной информации для управления и принятия новых решений [1].
В этом аспекте региональная система образования не является исключением: развитие человеческого потенциала посредством образования является важнейшим фактором построения экономики инновационного типа. Назрела необходимость в формировании нового поколения профессиональных кадров, способных обеспечить технологическое и организационное обновление экономики, в связи с чем возрастает актуальность разработки и внедрения механизма информационного обеспечения региональной системы образования.
Под информационным обеспечением системы образования региона мы понимаем своевременное предоставление
лицам, принимающим решения в области организации, управления и технологий, исчерпывающей достоверной
информации о состоянии управляемых образовательных учреждений,
внутренней и внешней среды функционирования региональной
системы образования.
Основное назначение
информационного обеспечения
управленческого процесса системы образования в регионе - обеспечить такую организацию преставления информации, которая отвечала бы любым требованиям пользователей, а также условиям автоматизированных
технологий.
Модель механизма организации информационного обеспечения
региональной системы образования должна строиться на следующих принципах:
1) системной организации, направленной на согласование целей и задач функционирования и развития информационного обеспечения с целеполаганием системы образования региона;
2) иерархичности, которая заключается в сопряжении функций и задач управления информационными потоками на всех уровнях управления образованием, обеспечивая единство
целей, средств и инструментов управления рынком образовательных услуг в регионе;
3) интерактивности, состоящей во влечении всех целесообразных форм организации, технологий, программных продуктов, техники, обеспечивающих инновационный и конкурентоспособный характер управления информационными потоками;
4) технологичности, предполагающей применение экономически эффективных и доступных для пользователя информационных технологий.
Развитие региональной системы образования, главными
характеристиками которой являются открытость, доступность и
индивидуализация, требует создания на основе информационных технологий информационно-образователь-ной среды.
Информационно-образовательная среда - это сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, которые, прежде всего, ориентированы на повышение качества и эффективности образовательного процесса посредством предоставления равного доступа участникам образовательного процесса к достижениям науки, образования и, как следствие, на достижение нового качества образовательных результатов. Информационно-образовательная среда включает в себя следующее [2]:
- системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса;
- информационные технологии, предназначенные для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося;
- единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникацион-ных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы.
Внедрение в региональную систему образования информационных технологий обеспечивает формирование у людей новых, современных представлений о роли информации и информационных процессов в жизни каждого обучающегося и развитии
экономики региона. Поэтому обновление управления региональной системой образования в современных условиях функционально связано и с формированием структуры информационно-аналитической деятельности региональных и
муниципальных органов власти как основного инструмента управления.
Согласно Концепции
информатизации России, региональная информатизация осуществляется по следующим основным направлениям:
- создание комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологи-ческой инфраструктуры - электронное правительство региона;
- интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня;
- реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение управления региональной информатизацией, включая совершенствование ее нормативной правовой базы, разработку стандартов, создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию, разработку программ и проектов региональной информатизации, формирование совета региональной информатизации и соответствующих органов управления, обеспечение мониторинга, организацию финансирования и софинансирования программ и проектов региональной информатизации.
Для оценки стабильности и эффективности реализации процессов информатизации в региональной системе образования используются уровни наличия организационных,
технологических, экономических и кадровых ресурсов [2]:
Организационные - уровень автоматизации управленческой
деятельности; уровень перехода на предоставление электронных услуг; уровень доступности образования; уровень информационной открытости; уровень организационной
инфраструктуры.
Технологические - уровень
технического оснащения; уровень сетевого взаимодействия; уровень развития инфраструктуры; уровень соответствия современным тенденциям; уровень компьютерной обеспеченности.
Экономические - уровень соответствия материальной и программно-
методической базы современным требованиям; уровень соответствия сетевого взаимодействия; соответствие используемого программного
обеспечения требованиям
государственного лицензирования.
Кадровые - уровень
профессиональной компетентности
педагогических работников; уровень сетевого взаимодействия педагогов; уровень внедрения новых технологий; уровень внедрения современных образовательных форм; уровень кадровой укомплектованности.
При экспертной оценке
экономических ресурсов главными составляющими индикаторами являются: объем финансовых средств,
направляемых на приобретение информационных технологий в расчете на одного обучающегося. В оценке организационных ресурсов имеются два индикатора: доля образовательных учреждений, использующих и
реализующих образовательные
технологии. При оценке технологических ресурсов важным является определение доли образовательных учреждений, оснащенных интерактивными
комплектами оборудования и
технологическими единицами. Доля кадровых ресурсов - это количество педагогических работников и других пользователей информационными
технологиями. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что средний вес характеристик меняется в зависимости от оценки стабильности и эффективности реализации процессов информатизации в региональной системе образования, уровня соответствия материальной базы современным требованиям и уровня внедрения современных технологий.
В этой связи для совершенствования управления региональной системой образования в области информационного обеспечения на уровне субъектов федерации необходимо:
- развитие информационно-образовательной сети региона;
- использование новых информационных технологий в образовательном процессе;
- нормативно-правовое обеспечение функционирования информационной сети;
- развитие информационно-коммуникационных технологий управления образованием;
- подготовка и переподготовка кадров для информационного общества.
Для этого необходимо разработать региональную программу
информационного обеспечения системы образования.
Практическая реализация программы совершенствования управления
развитием информационного
обеспечения образования в регионе на уровне образовательных учреждений предполагает осуществление таких мероприятий, которые обеспечат:
- доступ учащихся и преподавателей учебных заведений к сетевым образовательным информационным ресурсам;
- возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения на всей территории Российской Федерации;
- методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней;
- подключение образовательных учреждений к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам;
- переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения.
Все это достаточно актуально и для Республики Дагестан со своим специфическим региональным
компонентом образования.
Региональный компонент
образования является неотъемлемой частью государственных
образовательных стандартов. В школах и вузах Дагестана региональный компонент образования обширен как нигде в России.
Это родные языки, русский язык в национальной школе, история, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, экономика Дагестана и т. д. С учебниками и учебными пособиями здесь дело обстоит более или менее благополучно, чего нельзя сказать о техническом оснащении учебного процесса, информационных технологиях. Необходимы денежные
вложения для налаживания материально-технической базы, для внедрения информационных технологий по предметам, содержащим региональный компонент образования. Финансирование соответствующих работ позволит решить ряд инновационных проблем [3]:
- определение основных экономических и организационно -управленческих задач развития системы образования в условиях многонационального Дагестана при недостаточном бюджетном финансировании;
- разработка научно-методических основ информационного и методического обеспечения республиканского компонента образования;
- обоснование структуры и содержания республиканского компонента образования;
- организация коммерческой деятельности в области разработки, изготовления и реализации учебных наглядных пособий, кино-, видеоматериалов для образовательных учреждений Республики Дагестан.
С другой стороны, информатизация образования Республики Дагестан находится в самом начале точки отсчета. Отсутствие достаточной современной вычислительной, информационной и оргтехники приводит к отставанию во всех сферах деятельности.
Отсюда вытекает необходимость теоретических и практических разработок в области информатизации образования в специфических условиях Дагестана, создание собственной базы по разработке и изготовлению
демонстрационных материалов по дисциплинам регионального компонента образования (разработка и изготовление структурно-логических схем по
дисциплинам; презентаций по темам; компьютерных программ; изготовление учебных видеофильмов, роликов; создание базы данных и базы научных идей образовательных учреждений и т.
д.).
Для преодоления существенного отставания Республики Дагестан в этой области от других субъектов Российской Федерации следует в кратчайшие сроки пройти следующие этапы развития информационных технологий:
1-й этап характеризуется односторонним информационным потоком «Учебный класс-студент». Учебные и методические материалы, вопросы для самоподготовки передаются в виде методических и других материалов посредством телекоммуникационной и компьютерной сетей. При общении в ходе учебного процесса используется телефонная связь.
2-й этап характеризуется дополнительным использованием в виде учебных материалов учебных дискет, пакетов прикладных программ, специально разработанных электронных пособий и учебников. Возрастает информационный поток от учащегося, что позволяет полнее осуществлять контроль за ходом учебного процесса.
3-й этап - полноценный учебный процесс с двунаправленными информационными потоками. При самостоятельной работе студента над материалом используется, в дополнение к вышесказанному, банк данных, банк знаний, электронная библиотека и др.
Все это позволит поднять качество и конкурентоспособность системы
образования Республики Дагестан на уровень современных требований общества и экономики.
Примечания
1. Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине ХХ века // Вопросы экономики. 1997. № 10. 2. Лазарева Л. И. Содержательные аспекты формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте новых федеральных государственных стандартов в системе высшего профессионального образования в России // Информатика и образование. 2013. № 4. С. 10-11. 3. Алиев М. А. Информационные технологии в гуманитарных дисциплинах и качества профессионального образования / Гуманитарные науки: новые технологии образования // Мат-лы ХV региональной научно-практической конференции, 13-14 мая 2010 г. Махачкала : ДГУ, 2010. С. 43-46. 4. Оптимизация информационного обеспечения управления // Вектор науки ТГУ. 2011. № 2(16).
Статья поступила в редакцию 20.01.2013 г.