Научная статья на тему 'Информационное обеспечение региональной системы образования'

Информационное обеспечение региональной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Мадина Рагимовна

В статье обоснована значимость информационного обеспечения региональной системы образования; приводятся принципы, направления информатизации образования, особенности информационного обеспечения системы образования Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение региональной системы образования»

УДК 37

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2013Магомедова М.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье обоснована значимость информационного обеспечения региональной системы образования; приводятся принципы, направления информатизации образования, особенности информационного обеспечения системы образования Республики Дагестан.

The author of the article substantiates the importance of the information support for the regional educational system; gives the principles, directions of the educational informatization, peculiarities of the information support for the education system in the Republic of Dagestan.

Ключевые слова: информационное обеспечение, региональная система образования, информационно-образовательная сфера, принципы и направления информатизации, Республика Дагестан.

Keywords: information support, regional system of education, information and education sphere, principles and directions of informatization, the Republic of Dagestan.

Анализ организационных и экономических процессов в региональной экономике показывает, что в последние годы темп продвижения научных продуктов и процессов информатизации в образовательные учреждения весьма низок по сравнению с потенциально возможным. В то же время проведенные исследования достаточно объективно подтверждают позитивное влияние информации на ход экономических процессов, необходимость использования качественной и своевременной информации для управления и принятия новых решений [1].

В этом аспекте региональная система образования не является исключением: развитие человеческого потенциала посредством образования является важнейшим фактором построения экономики инновационного типа. Назрела необходимость в формировании нового поколения профессиональных кадров, способных обеспечить технологическое и организационное обновление экономики, в связи с чем возрастает актуальность разработки и внедрения механизма информационного обеспечения региональной системы образования.

Под информационным обеспечением системы образования региона мы понимаем своевременное предоставление

лицам, принимающим решения в области организации, управления и технологий, исчерпывающей достоверной

информации о состоянии управляемых образовательных учреждений,

внутренней и внешней среды функционирования региональной

системы образования.

Основное назначение

информационного обеспечения

управленческого процесса системы образования в регионе - обеспечить такую организацию преставления информации, которая отвечала бы любым требованиям пользователей, а также условиям автоматизированных

технологий.

Модель механизма организации информационного обеспечения

региональной системы образования должна строиться на следующих принципах:

1) системной организации, направленной на согласование целей и задач функционирования и развития информационного обеспечения с целеполаганием системы образования региона;

2) иерархичности, которая заключается в сопряжении функций и задач управления информационными потоками на всех уровнях управления образованием, обеспечивая единство

целей, средств и инструментов управления рынком образовательных услуг в регионе;

3) интерактивности, состоящей во влечении всех целесообразных форм организации, технологий, программных продуктов, техники, обеспечивающих инновационный и конкурентоспособный характер управления информационными потоками;

4) технологичности, предполагающей применение экономически эффективных и доступных для пользователя информационных технологий.

Развитие региональной системы образования, главными

характеристиками которой являются открытость, доступность и

индивидуализация, требует создания на основе информационных технологий информационно-образователь-ной среды.

Информационно-образовательная среда - это сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, которые, прежде всего, ориентированы на повышение качества и эффективности образовательного процесса посредством предоставления равного доступа участникам образовательного процесса к достижениям науки, образования и, как следствие, на достижение нового качества образовательных результатов. Информационно-образовательная среда включает в себя следующее [2]:

- системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса;

- информационные технологии, предназначенные для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося;

- единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникацион-ных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы.

Внедрение в региональную систему образования информационных технологий обеспечивает формирование у людей новых, современных представлений о роли информации и информационных процессов в жизни каждого обучающегося и развитии

экономики региона. Поэтому обновление управления региональной системой образования в современных условиях функционально связано и с формированием структуры информационно-аналитической деятельности региональных и

муниципальных органов власти как основного инструмента управления.

Согласно Концепции

информатизации России, региональная информатизация осуществляется по следующим основным направлениям:

- создание комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологи-ческой инфраструктуры - электронное правительство региона;

- интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня;

- реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение управления региональной информатизацией, включая совершенствование ее нормативной правовой базы, разработку стандартов, создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию, разработку программ и проектов региональной информатизации, формирование совета региональной информатизации и соответствующих органов управления, обеспечение мониторинга, организацию финансирования и софинансирования программ и проектов региональной информатизации.

Для оценки стабильности и эффективности реализации процессов информатизации в региональной системе образования используются уровни наличия организационных,

технологических, экономических и кадровых ресурсов [2]:

Организационные - уровень автоматизации управленческой

деятельности; уровень перехода на предоставление электронных услуг; уровень доступности образования; уровень информационной открытости; уровень организационной

инфраструктуры.

Технологические - уровень

технического оснащения; уровень сетевого взаимодействия; уровень развития инфраструктуры; уровень соответствия современным тенденциям; уровень компьютерной обеспеченности.

Экономические - уровень соответствия материальной и программно-

методической базы современным требованиям; уровень соответствия сетевого взаимодействия; соответствие используемого программного

обеспечения требованиям

государственного лицензирования.

Кадровые - уровень

профессиональной компетентности

педагогических работников; уровень сетевого взаимодействия педагогов; уровень внедрения новых технологий; уровень внедрения современных образовательных форм; уровень кадровой укомплектованности.

При экспертной оценке

экономических ресурсов главными составляющими индикаторами являются: объем финансовых средств,

направляемых на приобретение информационных технологий в расчете на одного обучающегося. В оценке организационных ресурсов имеются два индикатора: доля образовательных учреждений, использующих и

реализующих образовательные

технологии. При оценке технологических ресурсов важным является определение доли образовательных учреждений, оснащенных интерактивными

комплектами оборудования и

технологическими единицами. Доля кадровых ресурсов - это количество педагогических работников и других пользователей информационными

технологиями. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что средний вес характеристик меняется в зависимости от оценки стабильности и эффективности реализации процессов информатизации в региональной системе образования, уровня соответствия материальной базы современным требованиям и уровня внедрения современных технологий.

В этой связи для совершенствования управления региональной системой образования в области информационного обеспечения на уровне субъектов федерации необходимо:

- развитие информационно-образовательной сети региона;

- использование новых информационных технологий в образовательном процессе;

- нормативно-правовое обеспечение функционирования информационной сети;

- развитие информационно-коммуникационных технологий управления образованием;

- подготовка и переподготовка кадров для информационного общества.

Для этого необходимо разработать региональную программу

информационного обеспечения системы образования.

Практическая реализация программы совершенствования управления

развитием информационного

обеспечения образования в регионе на уровне образовательных учреждений предполагает осуществление таких мероприятий, которые обеспечат:

- доступ учащихся и преподавателей учебных заведений к сетевым образовательным информационным ресурсам;

- возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения на всей территории Российской Федерации;

- методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней;

- подключение образовательных учреждений к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам;

- переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения.

Все это достаточно актуально и для Республики Дагестан со своим специфическим региональным

компонентом образования.

Региональный компонент

образования является неотъемлемой частью государственных

образовательных стандартов. В школах и вузах Дагестана региональный компонент образования обширен как нигде в России.

Это родные языки, русский язык в национальной школе, история, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, экономика Дагестана и т. д. С учебниками и учебными пособиями здесь дело обстоит более или менее благополучно, чего нельзя сказать о техническом оснащении учебного процесса, информационных технологиях. Необходимы денежные

вложения для налаживания материально-технической базы, для внедрения информационных технологий по предметам, содержащим региональный компонент образования. Финансирование соответствующих работ позволит решить ряд инновационных проблем [3]:

- определение основных экономических и организационно -управленческих задач развития системы образования в условиях многонационального Дагестана при недостаточном бюджетном финансировании;

- разработка научно-методических основ информационного и методического обеспечения республиканского компонента образования;

- обоснование структуры и содержания республиканского компонента образования;

- организация коммерческой деятельности в области разработки, изготовления и реализации учебных наглядных пособий, кино-, видеоматериалов для образовательных учреждений Республики Дагестан.

С другой стороны, информатизация образования Республики Дагестан находится в самом начале точки отсчета. Отсутствие достаточной современной вычислительной, информационной и оргтехники приводит к отставанию во всех сферах деятельности.

Отсюда вытекает необходимость теоретических и практических разработок в области информатизации образования в специфических условиях Дагестана, создание собственной базы по разработке и изготовлению

демонстрационных материалов по дисциплинам регионального компонента образования (разработка и изготовление структурно-логических схем по

дисциплинам; презентаций по темам; компьютерных программ; изготовление учебных видеофильмов, роликов; создание базы данных и базы научных идей образовательных учреждений и т.

д.).

Для преодоления существенного отставания Республики Дагестан в этой области от других субъектов Российской Федерации следует в кратчайшие сроки пройти следующие этапы развития информационных технологий:

1-й этап характеризуется односторонним информационным потоком «Учебный класс-студент». Учебные и методические материалы, вопросы для самоподготовки передаются в виде методических и других материалов посредством телекоммуникационной и компьютерной сетей. При общении в ходе учебного процесса используется телефонная связь.

2-й этап характеризуется дополнительным использованием в виде учебных материалов учебных дискет, пакетов прикладных программ, специально разработанных электронных пособий и учебников. Возрастает информационный поток от учащегося, что позволяет полнее осуществлять контроль за ходом учебного процесса.

3-й этап - полноценный учебный процесс с двунаправленными информационными потоками. При самостоятельной работе студента над материалом используется, в дополнение к вышесказанному, банк данных, банк знаний, электронная библиотека и др.

Все это позволит поднять качество и конкурентоспособность системы

образования Республики Дагестан на уровень современных требований общества и экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1. Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине ХХ века // Вопросы экономики. 1997. № 10. 2. Лазарева Л. И. Содержательные аспекты формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте новых федеральных государственных стандартов в системе высшего профессионального образования в России // Информатика и образование. 2013. № 4. С. 10-11. 3. Алиев М. А. Информационные технологии в гуманитарных дисциплинах и качества профессионального образования / Гуманитарные науки: новые технологии образования // Мат-лы ХV региональной научно-практической конференции, 13-14 мая 2010 г. Махачкала : ДГУ, 2010. С. 43-46. 4. Оптимизация информационного обеспечения управления // Вектор науки ТГУ. 2011. № 2(16).

Статья поступила в редакцию 20.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.