Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ / РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиркова Ольга Александровна

В статье рассмотрена роль и особенности организации системы информационного обеспечения в реализации стратегических программ развития муниципального образования. Определена основная цель таких программ. Сформированы основные требования, предъявляемые к информации, в процессе их выполнения. Предложена классификация информации на внешнюю и внутреннюю, которые в свою очередь делятся на подгруппы. Также сформулировано авторское определение понятия «информационное обеспечение реализации стратегических программ развития муниципального образования». Автор пришел к выводу, что правильно организованная система информационного обеспечения должна давать возможность оценить перспективы реализации таких программ, составить прогноз, осуществить контроль за их выполнением, а также позволить проанализировать темпы выполнения и разработать мероприятия по совершенствованию механизма реализации стратегических программ в контексте обеспечения динамичного развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чиркова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF STRATEGIC PROGRAMS FOR THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL FORMATION

The article considers the role and features of the organization of the information support system in the implementation of strategic programs for the development of the municipality. The main purpose of the information support system in the implementation of strategic programs for the development of the municipality is determined. The basic requirements for information that is used in the process of implementing programs of a strategic nature for the development of a municipality are proposed. The classification of information on the implementation of such programs into external and internal, which in turn are divided into subgroups, is proposed. The author’s definition of the concept «information support for the implementation of strategic programs for the development of the municipality «is also proposed. The author came to the conclusion that a properly organized system of information provision should be given the opportunity to assess the prospects of implementation of programs of strategic character development of the municipality, to make a forecast, to control the execution of these programs allow to analyze the pace of implementation of these programmers, to develop measures to improve the implementation of strategic development programs of the municipality.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 332.1

DOI: 10.14258/epb202129

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. А. Чиркова

Рубцовский индустриальный институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова (Рубцовск, Россия)

В статье рассмотрена роль и особенности организации системы информационного обеспечения в реализации стратегических программ развития муниципального образования. Определена основная цель таких программ. Сформированы основные требования, предъявляемые к информации, в процессе их выполнения. Предложена классификация информации на внешнюю и внутреннюю, которые в свою очередь делятся на подгруппы. Также сформулировано авторское определение понятия «информационное обеспечение реализации стратегических программ развития муниципального образования». Автор пришел к выводу, что правильно организованная система информационного обеспечения должна давать возможность оценить перспективы реализации таких программ, составить прогноз, осуществить контроль за их выполнением, а также позволить проанализировать темпы выполнения и разработать мероприятия по совершенствованию механизма реализации стратегических программ в контексте обеспечения динамичного развития муниципального образования.

Ключевые слова: реализация стратегических программ, развитие муниципального образования, информация, информационное обеспечение, совершенствование.

INFORMATION SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF STRATEGIC PROGRAMS FOR THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL FORMATION

O. A. Chirkova

Rubtsovsk Industrial Institute (branch) of the Polzunov Altai State Technical University

(Rubtsovsk, Russia)

The article considers the role and features of the organization of the information support system in the implementation of strategic programs for the development of the municipality. The main purpose of the information support system in the implementation of strategic programs for the development of the municipality is determined. The basic requirements for information that is used in the process of implementing programs of a strategic nature for the development of a municipality are proposed. The classification of information on the implementation of such programs into external and internal, which in turn are divided into subgroups, is proposed. The author's definition of the concept «information support for the implementation of strategic programs for the development of the municipality «is also proposed. The author came to the conclusion that a properly organized system of information provision should be given the opportunity to assess the prospects of implementation of programs of strategic character development of the municipality, to make a forecast, to control the execution of these programs allow to analyze the pace of implementation of these programmers, to develop measures to improve the implementation of strategic development programs of the municipality.

Keywords: implementation of strategic programs, development of municipal education, information, information support, improvement.

Результативность деятельности любого субь-екта управления, независимо от организационно-правовых форм, выполнения запланированных программ, мероприятий во многом зависит от правильно организованной системы информационного обеспечения.

Другими словами система информационного обеспечения играет огромную роль в процессе реализации любой программы стратегического характера развития каждого территориального образования. В первую очередь, информация является средством для нормального функционирования процесса реализации таких программ: проведения анализа, контроля, составления прогноза, разработки мероприятий по совершенствованию механизма их реализации.

Основной целью информационного обеспечения процесса реализации программ стратегического характера развития муниципального образования является гарантия своевременного получения качественной, точной и актуальной информации для оценки реализации этих программ, разработки, принятии обоснованных решений, обеспечивающих их выполнение.

На основе вышесказанного можно заключить, что под «информационным обеспечением реализации стратегических программ развития муниципального образования» целесообразно понимать совокупность способов и методов организации мониторинга и сбора информации, о происходящих изменениях в окружающей среде при реализации программ, а также обработки, ее накопления и передачи для обеспечения контроля и оценки их реализации с целью разработки мероприятий по дальнейшему совершенствованию соответствующего механизма.

Следует отметить, что при выработке любого решения, разработке мероприятия по совершенствованию реализации программ стратегического характера развития муниципального образования требуется обработать большой массив информации. Правильность принятого решения во многом зависит от владения необходимым количеством информации о быстроменяющейся внешней и внутренней среде и умению ей воспользоваться.

Анализ научных публикаций указывает на ряд важных характеристик для оценки качества информации [1-4]. По нашему мнению, к основным требованиям, предъявляемым к информации, обеспечивающую реализацию программ стратегического характера развития муниципального образования, следует отнести:

— полноту, то есть объем информации должен позволять провести оценку достижения запланированных результатов реализации этих программ, выявить причины отклонений и разработать необходимые мероприятия;

— ясность, информация должна быть понятна получателю;

— своевременность, информация должна быть актуальной для рассматриваемого периода времени;

— сопоставимость, возможность сравнения показателей с аналогичными показателями предыдущего периода;

— достоверность, фактические данные должны соответствовать реальности;

— конкретность, информация должна быть четко сформулирована.

В настоящее время при оценке результативности реализации программ стратегического характера развития муниципального образования, при принятии управленческих решений, при разработке мероприятий, направленных на совершенствование таких программ, не учитывается вся информация, которая могла бы расширить возможности анализа внутренних сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз реализации программ. Это, в свою очередь, не позволят привести к повышению результативности таких программ, принятию эффективных решений. Всю информацию, используемую в процессе реализации программ стратегического характера развития муниципального образования, можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

К внешней можно отнести информацию, которая характеризует: экономическую, политическую, социальную ситуацию в регионе, стране и за ее пределами; отраслевую специфику; научно-технический прогресс; стратегические направления развития региона и страны в целом; инвестиционную привлекательность региона; данные о возможных потенциальных инвесторах, партнерах развития муниципального образования. Система информационного обеспечения реализации стратегических программ развития муниципального образования, основанная на внешней информации, представлена на рисунке 1.

Анализ внешней среды реализации программ стратегического характера развития муниципального образования позволяет предвидеть потенциальные возможности, выявить риски, разработать план действий, направленных на предотвращение наступления угроз со стороны внешней среды, повысить результативность реализации этих программ.

Показатели, характеризующие экономическое, политическое, социальное состояние внешней среды, необходимы для анализа глобальных условий реализации этих программ и прогнозирования влияния таких условий на процесс их выполнения. К таким показателям, прежде всего, относятся темпы роста валового внутреннего продукта и валового национального дохода в расчете на душу населения, валового регионального продукта, индекс инфляции.

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Экономическая, политическая, социальная информация

Отраслевая информация

Информация о научно-техническом прогрессе

Информация о стратегических направлениях развития РФ.

региона

Информация, характеризующая инвестиционную привлекательность страны, региона

Информация о возможных потенциальных инвесторов, партнерах

Рис. 1. Система информационного обеспечения реализации стратегических программ развития муниципального образования, основанная на внешней информации

Каждое муниципальное образование можно отнести к тому или иному типу в зависимости от его специализации, профиля производственной и коммерческой деятельности их ведущих предприятий. Из этого следует, что развитие отрасли, ведущей в муниципальном образовании, ее состояние и общие тенденции является стратегически важной информацией. К таким ее характеристикам следует отнести: оценку чувствительности отрасли к изменениям в экономике, информацию о зависимости отрасли от импортных квот и экспортных ограничений и т. д.

Не менее важной является информация о научно-техническом прогрессе [5]. Особо важна информация о стратегических направлениях развития Российской Федерации, Алтайского края. Такие сведения можно получить в следующих документах: «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [6], Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [7], «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8], Указ Президента РФ 13.05.2017 № 208 «Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030» [9] и т. д. На региональном уровне — Закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года» [10] и «Перечень соответствующих региональных программ»1.

URL: http://www.econom22.ru/prognoz/program/

Информацией об инвестиционной привлекательности страны в целом и регионах являются сведения о возможных потенциальных инвесторах, партнерах, которые принципиально важны. Необходимо также иметь данные об их интересах и возможностях, поскольку роль инвестиций в экономике, несомненно, велика.

К внутренней можно отнести информацию, которая характеризует результативность выполнения стратегических программ развития муниципального образования, сведения об организации и управлении реализацией этих программ (рис. 2).

Особое значение имеет информация о результатах реализации стратегических программ развития муниципального образования, на основе которой производится анализ, составляется прогноз, принимаются решения, разрабатываются мероприятия по совершенствованию механизма их реализации. На основе данной информации также составляется статистика с целью выявления динамики результатов реализации этих программ и степени риска.

Информация о результатах реализации стратегических программ развития муниципального образования включает в себя:

— выполнение показателей, отражающих их экономическое развитие;

— выполнение показателей, отражающих качество жизни населения;

— выполнение показателей, отражающих инвестиционный климат в муниципальном образовании;

— выполнение показателей, отражающих его бюджетную обеспеченность;

ВНУТРЕННЯЯ ИНФОРМАЦИЯ

Информация, характеризующая результативность реализации стратегических программ развития м\тгатшпального оопяяоняниет

выполнение показателей, отражающих его экономическое развитие

выполнение показателей. отражающих качество жизни его населения

выполнение показателей, отражающих инвестиционное развитие муниципального образования

выполнение показателей, отражающих экологическое состояние и развитие муниципального образования

Информация об организации и управлении реализацией стратегических программ развития муниципального образования

информация, отражающаяся в организационных документах

информация, отражающаяся в нормативно-методических документах

информация, отражающаяся в планово-учетных документах

Прочие данные

Рис. 2. Система информационного обеспечения реализации стратегических программ развития муниципального образования, основанная на внутренней информации

— выполнение показателей, отражающих экологическое состояние и развитие муниципального образования.

К организационным документам2 можно отнести документы, которые регламентируют организационную структуру и систему управления реализацией программ стратегического характера развития муниципального образования; а к нормативно-методическим — документы, с помощью которых осуществляется процессы, действия в реа-

2 URL: https://www.hse.ru/data/201 5/1 0/03/ 107720581 5/Классификация%20регламентирую-щих%20документов.pdf

лизации этих программ; к планово-учетным — информацию о затратах на их выполнение.

Из вышеизложенного можно заключить, что система информационного обеспечения реализации стратегических программ развития муниципального образования направлена на:

— анализ реализации программ стратегического характера в целом;

— анализ тенденций выполнения программ стратегического характера развития муниципального образования;

— анализ эффективности использования финансовых средств, затраченных на выполнение этих программ;

— выявление отклонений в реализации программ;

— определение эффективности примененных методов и инструментов в реализации программ с целью оперативного учета происходящих изменений;

— определение эффективности значимых операций, выполняемых в процессе реализации стратегических программ развития муниципального образования;

— осуществление анализа и внесение возможных корректировок в организационные, нормативно-методические, планово-учетные документы;

При разработке решений по устранению отклонений, выявленных на промежуточных точках в процессе реализации программ, необходимо использование всей внутренней информации. При внесении же изменений в организационную структуру и систему управления реализации таких программ очень важна информация, отражающаяся в организационных документах и нормативно-методических документах.

Другими словами, правильно организованная система информационного обеспечения реализации программ стратегического развития муниципального образования позволит повысить результативность их выполнения.

— формирование базы знаний и опыта в области реализации стратегических программ развития муниципального образования;

— разработку мероприятий, способствующих повышению эффективности реализации этих программ.

Информацию, применяемую при реализации стратегических программ, условно можно разделить на три категории, в зависимости решения какого вопроса она необходима (табл.).

Итак, при разработке мероприятий, направленных на совершенствование реализации программ стратегического характера развития муниципального образования на долгосрочную перспективу необходима как внешняя, так и внутренняя информация.

Предложенный автором подход к организации информационного обеспечения реализации стратегических программ развития муниципального образования дает возможность, по нашему мнению, оценить перспективы реализации этих программ, условия их реализации, составить прогноз, выявить возможные угрозы и возможности, осуществить контроль за выполнением этих программ, а также проанализировать темпы их выполнения, разработать мероприятия по совершенствованию механизма реализации каждой программы в целом.

Применяемость информации в процессе реализации стратегических программ развития

муниципального образования

Цель применения Требуемая информация Результат применяемой информации

На долгосрочную перспективу Оценка реализации программ стратегического характера развития муниципального образования и разработка мероприятий по их совершенствованию Внешняя и внутренняя информация Разработка стратегических мероприятий по совершенствованию реализации стратегических программ развития муниципального образования, разработка прогноза, оценка тенденций реализации этих программ, внесений изменения в планы их реализации

Решение текущих проблем Внесение корректировок на промежуточных контрольных точках в процессе реализации стратегических программ развития муниципального образования Внутренняя информация Устранение выявленных отклонений при реализации программ стратегического развития муниципального образования на промежуточных контрольных точках, контроль выполняемых действий, составление уведомлений об исключительных ситуациях, сводка по распределению денежных средств и эффективности их использования, повышения результативности этих программ

Изменения организационной структуры и системы управления реализацией стратегических программ развития муниципального образования Внесение изменений в организационную структуру и систему управления реализацией стратегических программ развития муниципального образования Информация, отражающаяся в организационных и нормативно-методических документах Установление целей, касаемых организационной структуры и системы управления реализации стратегических программ развития муниципального образования

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фирова И. П., Сморудов И. Е. Информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления персоналом // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 5-1. C. 124-127.

2. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: учебник для вузов. 2-е изд., доп. М., 1998. 272 с.

3. Энциклопедия по экономике. Требования к качеству информации. URL: https://economy-ru.info/ info/105852/ (дата обращения: 31.01.2021).

4. LIVEJOURNAL Информация и оценка достоверности информации. URL: https://gekkon12.livejournal. com/10552.html/ (дата обращения: 31.01.2021).

5. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «Стратегия научно-технологического развития РФ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71451998/ (дата обращения: 31.01.2021).

6. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/document/420204138/ (дата обращения: 31.01.2021)

7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038/ (дата обращения: 31.01.2021).

8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/499034125/ (дата обращения: 31.01.2021)

9. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 31.01.2021).

10. Закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/453123097/ (дата обращения: 31.01.2021).

REFERENCES

1. Firova I. P., Smorudov I. E. Information and analytical support of strategic personnel management // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2019. No. 5-1. Pp.124-127;

2. Fatkhutdinov R. A. Development of a management solution: a textbook for universities. 2nd ed., additional M., 1998. 272 p.

3. Encyclopedia of Economics. Requirements for the quality of information. URL: https://economy-ru.info/ info/105852/ (date of access: 31.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. LIVEJOURNAL Information and assessment of the reliability of information. URL: https://gekkon12. livejournal.com/10552.html (date of access: 31.01.2021).

5. The decree of the President of the Russian Federation dated 01.12.2016 № 642 «Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71451998/ (date of access: 31.01.2021).

6. Federal law dated 28.06.2014 N 172 «On strategic planning in the Russian Federation». URL: http://docs. cntd.ru/document/420204138 (date of access: 31.01.2021).

7. The decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024». URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (date of access: 31.01.2021).

8. Forecast long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2030. URL: http://docs.cntd.ru/document/499034125 (date of access: 31.01.2021).

9. The decree of the President of the Russian Federation from 13.05.2017 No. 208 «Strategy of economic security of the Russian Federation for the period till 2030». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71572608/ (date of access: 31.01.2021).

10. The law of the Altai territory from 21 November 2012, N 86-ZS «On approval of the strategy of socioeconomic development of the Altai territory to 2025». URL: http://docs.cntd.ru/document/453123097 (date of access: 31.01.2021).

Поступила в редакцию: 03.02.2021.

Принята к печати: 01.04.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.