Научная статья на тему 'Информационное обеспечение процессов разработки и применения рамок квалификаций'

Информационное обеспечение процессов разработки и применения рамок квалификаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маргаров Геворг Иванович

В статье представлен подход к проектированию рамок квалификации любого уровня с учетом обеспечения сопоставимости квалификационных уровней. Рассматриваются возможности унификации данных и разработки информационной системы, позволяющей всем заинтересованным сторонам образовательного процесса наполнить рамку квалификации актуальными данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF THE DEVELOPMENT AND APPLICATION OF QUALIFICATIONS FRAMEWORKS

The paper presents an approach to the design of qualifications frameworks at all levels with a view to ensuring the comparability of qualification levels. The possibilities of data unification and development of an information system that allows all interested parties to fill the educational process within the skill of the actual data.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение процессов разработки и применения рамок квалификаций»

УДК 378.1

Г.И. Маргаров ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ РАМОК КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация. В статье представлен подход к проектированию рамок квалификации любого уровня с учетом обеспечения сопоставимости квалификационных уровней. Рассматриваются возможности унификации данных и разработки информационной системы, позволяющей всем заинтересованным сторонам образовательного процесса наполнить рамку квалификации актуальными данными.

Ключевые слова: рамка квалификаций, информационная система, информационная структура, проектирование, компетенции.

G. Margarov INFORMATION SUPPORT OF THE DEVELOPMENT

AND APPLICATION OF QUALIFICATIONS FRAMEWORKS

Abstract. The paper presents an approach to the design of qualifications frameworks at all levels with a view to ensuring the comparability of qualification levels. The possibilities of data unification and development of an information system that allows all interested parties to fill the educational process within the skill of the actual data.

Keywords: Qualifications Framework, information system, information structure, design, competence.

Процессы разработки и практического применения рамок квалификаций являются достаточно сложными, трудоемкими и вместе с тем исключительно важными с точки зрения обеспечения качества образования. Последнее, прежде всего, объясняется ролью рамок квалификаций в осуществлении образовательных реформ в рамках Болонского процесса [1]. При этом в качестве реально подспорья вполне оправдано привлечение информационных технологий, которые в состоянии не только упростить указанные процессы, но и сделать их более результативными.

Первостепенной функцией рамок квалификаций в терминах Болонского процесса является сближение и гармонизация систем высшего образования с обеспечением сопоставимости национальных образовательных систем и, как следствие, академической мобильности студентов и преподавателей [1]. Кроме того рамки квалификаций призваны выступать в роли некоего моста между системой образования и рынком труда обеспечивая учет запросов и потребностей работодателей при создании и модернизации образовательных программ, в частности на основе технологий Тюнинг [2].

Основой проектирования рамок квалификаций, в том числе национальных рамок квалификаций (НРК), на объединенном европейском образовательном пространстве является Европейская рамка квалификаций (ЕРК) [3]. Это, по сути, общеевропейская справочная структура, которая призвана упростить понимание и сравнение систем описания квалификаций в разных странах, что в свою очередь создает предпосылки для взаимного признания квалификаций и соответствующих удостоверяющих документов.

Анализ ЕРК позволяет выдвинуть тезис, что для обеспечения сопоставимости квалификационных уровней любая рамка квалификаций по структуре должна быть максимально идентичной ЕРК и различаться лишь деталями, вытекающими из особенностей национальных систем образования отдельных стран. Таким образом, можно сказать, что в общем случае с информационной точки зрения рамка

© Г.И. Маргаров, 2014

квалификаций представляет собой линейную таблицу, показанную на рис. 1. Строки этой таблицы представляют собой образовательные уровни, а столбцы - дескрипторы результатов обучения.

Рис. 1. Информационная структура рамки квалификаций

Вообще говоря, созданные на основе ЕРК рамки квалификаций исходя из особенностей национальных образовательных систем, могут иметь количества строк и столбцов таблицы отличное от ЕРК. При этом очевидно, что для обеспечения сопоставимости должно быть заданно однозначное соответствие между группами строк и столбцов следующими тремя способами:

- разделение строк или столбцов;

- объединение строк или столбцов;

- изменение строк или столбцов.

В первом случае отдельная строка или столбец ЕРК может быть представлен, соответственно, несколькими строками или столбцами НРК. Во втором случае несколько строк или столбцов ЕРК могут быть объединены, соответственно, в одну строку или столбец НРК. Наконец изменение строки или столбца может быть осуществлено путем его простого переименования в соответствии терминологией, принятой на национальном уровне без изменения смыслового содержания, или его замещением. В последнем случае должны присутствовать механизмы обеспечения сопоставимости нового элемента (строки или столбца) с замещенным элементом. Таким образом, через ЕРК может обеспечиваться сопоставимость различных НРК. Отсутствие подобных механизмов делает практически невозможным сопоставление, что естественно делает бессмысленным введение рамок квалификаций вообще [4].

С точки зрения обеспечения обобщенных подходов к информационному обеспечению разработки и применения рамок квалификаций, любой документ (или его часть), содержащий таблицу результатов обучения для одного или нескольких образовательных уровней можно условно назвать рамкой квалификаций. Например, в соответствии с получившим широкое распространение модульно-компетентностным подходом [5] программа каждой дисциплины (предмета) должна содержать

формируемые результаты обучения и, следовательно, ее соответствующую часть можно назвать рамкой квалификаций дисциплины.

Исходя из этого, можно предложить концепцию иерархии рамок квалификаций, на высшей ступени которой будет находиться НРК, а на низшей - рамки отдельных дисциплин. В соответствии со структурой национальной образовательной системы между этими крайними ступенями могут находиться определенное число промежуточных ступеней, которые призваны обеспечить механизм последовательной конкретизации результатов обучения, приведенных в рамках квалификаций [6]. Пример подобной иерархии рамок квалификаций приведен на рис. 2.

Национальная рамка квалификации Рамка области деятельности Секторальная рамка Рамка специальности Рамка специализации Рамка модуля дисциплин Рамка дисциплины

Рис. 2. Иерархия рамок квалификаций

Количество и названия ступеней иерархии, приведенные на рис. 2 в известной степени условные, но они позволяют достаточно наглядно показать саму концепцию. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет об иерархии образовательных рамок, которая призвана отобразить стройную структуру национальной образовательной системы. В связи с этим, на следующей после НРК ступени располагаются рамки квалификаций по областям деятельности, для которых готовятся специалиста в национальной системе образования. Например, это могут быть области инженерии, экономики, педагогики, искусства и другие. На следующей ступени под каждой областью деятельности могут быть несколько секторов. Например, для области инженерии это могут быть информатика, радиотехника, энергетика, машиностроение и другие. Далее под каждым сектором могут быть несколько специальностей и так далее вплоть до отдельных предметов. Таким образом, получается, что на каждой следующей ступени иерархии количество рамок в несколько раз больше, чем на предыдущей ступени.

Подобная древовидная иерархия позволяет осуществить принцип наследование структуры, который подразумевает, что рамки каждой следующей ступени будут по умолчанию наследовать структуру рамки, под которой они находятся. Вместе с тем, на практике может возникнуть необходимость расширения некоторых рамок квалификаций за счет добавления в таблицу столбцов дополнительных полей, как это показано на рис. 3.

А

Рис. 3. Информационная структура рамки квалификаций с дополнительными полями

Как правило, дополнительные поля будут носить информативный характер и, соответственно, не должны рассматриваться при сопоставлении различных систем образования. Например, для секторальных рамок квалификаций в качестве дополнительных полей могут рассматриваться пути достижения квалификации, рекомендуемые должностные функции и т.д.

Разработка рамок квалификаций должна производиться в два этапа:

- структурное проектирование и предварительное заполнение рамок квалификаций;

- актуализация рамок квалификаций с уточнением их содержания. Структурное проектирование должно проводиться сверху вниз по иерархии

рамок квалификаций, как это показано на рис. 4.

ког

+ * "ч * * \ р * ч р" * р * % * %

Рис. 4. Структурное проектирование рамок квалификаций

На данном этапе задается структура иерархии и структуры рамок квалификаций всех ступеней (рис. 2) с добавлением соответствующих дополнительных полей. При заполнении содержания рамок квалификаций в качестве исходных материалов должны использоваться содержание рамки квалификаций, под которым в иерархии находится проектируемая рамка, а также все доступные нормативные документы и базы данных, которые содержат в той или иной форме результаты обучения, пригодные для данной ступени. В качестве таких источников могут рассматриваться профессиональные стандарты, описания трудовых функций, базы данных вакансий и т.д. При этом широта и полнота использования исходных материалов во многом будут определять качество проектируемой рамки квалификаций, то есть степень ее соответствия реальной ситуации на потенциальном рынке труда. Структурное проектирование должно производиться не очень часто, как правило, в случаях кардинальных структурных изменений в национальной образовательной системе. Незначительные изменения в структуре могут, конечно, производиться довольно часто, но это скорей всего можно отнести к доработке, а не проектированию рамок квалификаций. В данном случае можно говорить о некоем процессе конкретизации результатов обучения сверху вниз по иерархии рамок квалификаций.

Актуализация рамок должна проводиться снизу вверх по иерархии рамок квалификаций, как это показано на рис. 5.

Рис. 5. Актуализация рамок квалификаций

На данном этапе содержание рамок квалификаций должно уточняться на основе анализа мнений всех, заинтересованных в качестве образования, сторон, вовлечения новых (обновленных) нормативных документов и баз данных, а также содержания актуализированных рамок, которые в иерархии находятся под актуализируемой рамкой. Актуализация рамок квалификаций должна проводиться достаточно часто с тем, чтоб текущее содержание рамок квалификаций максимально соответствовало реальной ситуации на потенциальном рынке труда. В данном случае можно говорить о процессе обобщения результатов обучения снизу вверх по иерархии рамок квалификаций.

С информационной точки зрения актуализация может рассматриваться как процесс последовательного приближения (простой итерации) к оптимальным рамкам квалификаций. Сходимость подобной последовательной оптимизации не сложно доказать формально на основе теории динамического программирования [7]. Иными словами в любом случае в процессе последовательных актуализаций будут получены рамки квалификаций, максимально соответствующие реальной ситуации на потенциальном рынке труда. При этом формально говоря, качество и широта охвата

исходных материалов на этапе структурного проектирования будут влиять лишь на количество итераций, необходимых для достижения локального оптимума.

Одним из важнейших составляющих процесса актуализации рамок квалификаций является выбор списка заинтересованных сторон для получения от них необходимой обратной связи. Анализ процессов управления качеством учебной деятельности передовых университетов позволяет сделать вывод, что, как показано на рис. 6, с точки зрения совершенствования образовательных программ и обеспечения качества наиболее важными заинтересованными сторонами являются:

- потенциальные работодатели;

- недавние выпускники;

- преподаватели;

- студенты.

Рис. 6. Наиболее важные заинтересованные стороны

Вообще говоря, все перечисленные заинтересованные стороны довольно тесно взаимодействуют, имея одну общую глобальную цель - обеспечение высокого качества образования. При этом первые две из перечисленных являются внешними заинтересованными сторонами, которые в первую очередь обеспокоены тем, что преподается в университетах - то есть, в структуре образовательных программ и, как следствие, в результатах обучения. Вместе с тем, последние две в списке являются внутренними заинтересованными сторонами, которые в первую очередь обеспокоены тем, как осуществляется процесс обучения (в качестве поставщиков или получателей знаний, умений и навыков) - то есть, в используемых принципах, методиках и инструментах. Несомненно, с точки зрения обеспечения востребованности выпускников на рынке труда максимальный интерес представляют запросы и требования работодателей [8].

В качестве средств получения обратной связи от заинтересованных сторон можно рассматривать индивидуальные и групповые интервью, фокус группы, совместные обсуждения и т. д. Однако, в большинстве случаев, особенно при

дальнейшей компьютерной обработке полученной информации, наиболее эффективными представляются электронные формы анкетирования [9, 10].

В целом можно отметить, что такой подход к разработке рамок квалификаций допускает использование самых различных методик заполнения содержания на этапе структурного проектирования, а также различных технологий получения обратной связи от заинтересованных сторон на этапе актуализации. Более того, для отдельных рамок квалификаций могут использоваться специфичные методики и технологии.

Применение рамок квалификаций на практике, особенно в сфере образования, неразрывно связано с количественной оценкой результатов обучения. На самом деле только такая оценка позволяет ответить на вопрос о том, в какой степени действительно работает рамка квалификаций. Иными словами, количественная оценка и сопоставление ее результатов может указывать в какой степени выпускник владеет, указанными в соответствующей рамке квалификаций, результатами обучения. Количественная оценка знаний, например методом тестирования достаточно хорошо проработана и широко известна, тогда как с оценкой умений и навыков пока не все так ясно [11]. Тем не менее, с точки зрения практического применения рамок квалификаций исключительно важно наличие инструментов количественной оценки результатов обучения в совокупности.

Библиографический список

1. A. Veiga, Researching the Bologna Process through the Lens of the Policy Cycle, in European and Latin American Higher Education Between Mirrors, Springer Sense Publishers, 2014, 91-108.

2. R. Wagenaar et al, Tuning Educational Structures in Europe. - Final Report. Phase One, Bilbao, University of Deusto, 2003.

3. A. Bulgarelli, C. Lettmayr, P. Kreiml, The Development of National Qualifications Frameworks in Europe, Publications Office of the European Union, 2009.

4. A. Rauhvargers, Improving the Recognition of Qualifications in the Framework of the Bologna Process, European Journal of Education Volume 39, Issue 3, 2004, p. 331-347

5. R.L. Arends, Handbook for the Development of Instructional Modules in Competency-Based Teacher Education Programs, ERIC, 1971.

6. R. Melton, Objectives, Competencies and Learning Outcomes: Developing Instructional Materials in Open and Distance Learning, Routledge, 2014.

7. F.L. Lewis, D. Liu (ed.). Reinforcement Learning and Approximate Dynamic Programming for Feedback Control, John Wiley & Sons, 2013.

8. C.R. Boer, L. Canetta, P. Pedrazzoli, C. Redaelli, Academic-Industrial International Cooperations for Engineering Education, Journal of Intelligent Manufacturing, 2013, Volume 24, Issue 3, 433-439.

9. P. Chatterton, J. Goddard, The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs, European Journal of Education, Volume 35, Issue 4, 2000, 475-496.

10. B. Duffy, K. Smith, G. Terhanian, J. Bremer, Comparing Data from Online and Face-to-Face Surveys, International Journal of Market Research, Volume 47, Issue 6, 2005, 615-639.

11. K. Cox, B. W. Imrie, A. Miller, Student Assessment in Higher Education: A Handbook for Assessing Performance, Routledge, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.