Научная статья на тему 'Проект секторальной рамки квалификации «Информационный менеджмент»'

Проект секторальной рамки квалификации «Информационный менеджмент» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СЕКТОРАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / PROFESSIONAL EDUCATION / QUALIFICATION / LEARNING OUTCOMES / EDUCATIONAL SYSTEM / PROFESSIONAL ACTIVITIES / INFORMATION MANAGEMENT / PROFESSIONAL STANDARDS / SECTORAL QUALIFICATION FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Елена Викторовна, Митрофанова Александра Евгеньевна

В статье анализируются текущие проблемы профессионального образования, выделяются актуальные задачи определения типологии квалификаций на национальном уровне для возможности координации взаимодействия вуза и рынка труда и описания их уровней в терминах результатов обучения знания, умения, компетенций и предлагаются варианты их решения для направления «Информационный менеджмент». Также проводится анализ соответствия уровней квалификации секторальной рамки «Информационный менеджмент» уровням национальной и европейской рамок и профессиональных стандартов в ИТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Елена Викторовна, Митрофанова Александра Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project of sectoral qualifications framework "Information Management"

The article analyzes the current problems of professional education, characterizes the actual problems of determining the typology of qualifications at national level to be able to coordinate the interaction of the university and the labor market and describe their levels in terms of learning outcomes (knowledge, skills, competencies) and offers their solutions to guide the profile "Information Management". Also, article analyzes an compliance with qualification levels of sectoral framework "Information Management " to levels of national and European frameworks and professional standards in IT.

Текст научной работы на тему «Проект секторальной рамки квалификации «Информационный менеджмент»»

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Васильева Елена Викторовна

ФБГОУ ВПО «Г осударственный университет управления» Кандидат экономических наук, доцент

Vasilyeva Elena State University of Management Associate professor E-Mail: Juleo2000@mail.ru

Митрофанова Александра Евгеньевна

ФБГОУ ВПО «Г осударственный университет управления» Доктор экономических наук, профессор Mitrofanova Alexandra State University of Management

Professor E-Mail: elmitr@mail.ru

08.00.00 - Экономические науки

Проект секторальной рамки квалификации «Информационный менеджмент»

Project of sectoral qualifications framework "Information Management"

Аннотация: В статье анализируются текущие проблемы профессионального

образования, выделяются актуальные задачи определения типологии квалификаций на национальном уровне для возможности координации взаимодействия вуза и рынка труда и описания их уровней в терминах результатов обучения - знания, умения, компетенций - и предлагаются варианты их решения для направления «Информационный менеджмент». Также проводится анализ соответствия уровней квалификации секторальной рамки «Информационный менеджмент» уровням национальной и европейской рамок и профессиональных стандартов в ИТ.

Abstract: The article analyzes the current problems of professional education, characterizes the actual problems of determining the typology of qualifications at national level to be able to coordinate the interaction of the university and the labor market and describe their levels in terms of learning outcomes (knowledge, skills, competencies) and offers their solutions to guide the profile "Information Management". Also, article analyzes an compliance with qualification levels of sectoral framework "Information Management " to levels of national and European frameworks and professional standards in IT.

Ключевые слова: Профессиональное образование; квалификация; результаты

обучения; образовательная система; профессиональная деятельность; информационный менеджмент; профессиональные стандарты; секторальная рамка квалификаций.

Keywords: Professional education; qualification; learning outcomes; the educational system; professional activities; information management; professional standards; sectoral qualification framework.

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Из основных задач, выделенных центром изучения проблем профессионального образования программы TEMPUS1, выделим главную задачу на текущий момент: определить типологию квалификаций на национальном уровне для возможности координации

взаимодействия вуза и рынка труда и описать их уровни в терминах результатов образования - знания, умения, компетенции. В рамках решения этой задачи возможны также такие внесения корректировок существующих элементов образовательной системы, как изменения формулировки и содержания направлений подготовки на каждом образовательном уровне профессиональной подготовки ИТ-специалиста, а также определение новых требований к подготовке в зависимости от областей профессиональной деятельности и уровня

квалификации.

Для направления «Информационный менеджмент» в профессиональных стандартах сформулированы требования по четырем профессиям:

3. Специалист по ИС

4. Системный аналитик

6. Менеджер ИТ

7. Менеджер по продажам решений и сложных технических систем.

Кроме того, секторальная рамка учитывает необходимость подготовки профессорско-преподавательского состава вуза как работодателя, обеспечивающего обучение ИТ-специалистов.

Данные профессии выбраны, как наиболее отвечающие направлению «Информационный менеджмент», исходя из характерных для них видов трудовой деятельности (табл. 1).

1TEMPUS- программа Европейского Союза содействия развитию систем высшего образования в стра-нах-партнерах (не членах ЕС). В России действует с 1994 г.

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Таблица 1

Матрица соответствия видов трудовой деятельности квалификационным уровням

а а и Рч и Уровни проф. стандарта 3. Специалист по ИС 4. Системный аналитик 6. Менеджер ИТ 7. Менеджер по продажам решений и сложн. тех. систем ППС вуза

1 2 3 4 5 6 7 8

5 1 1 Тех. специалист Техник сервисной службы Стажер Помощник менеджера по продажам Ассистент менеджера по продажам

6 2-3 2 Специалист по внедрению Консультант Сервис-инженер Специалист Мл. системный аналитик Инженер Консультант Менеджер по продажам Продавец в области ИТ Специалист отдела продаж ассистент

3 Ст. специалист по внедрению Ст. консультант Ст. сервис-инженер Системный аналитик Старший консультант Эксперт Старший инженер Ведущий продавец в области ИТ Менеджер по продажам ИТ Менеджер по работе с клиентами Менеджер по ИТ-продукции Преподавате ль, мл. научный сотрудник

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7 8

7 4-5 4 Бизнес-аналитик Ведущий консультант Руководитель группы (отдела) Руководитель сервисной службы Руководитель проекта Главный специалист Старший системный аналитик Ведущий инженер Ведущий консультант Руководитель группы Ведущий системный аналитик Эксперт Зам. руководителя группы Зам. начальника отдела Зам. руководителя линейного подразделения Эксперт Менеджер по работе с ключевыми клиентами Начальник отдела продаж Старший менеджер по продажам Преподаватель, научный сотрудник

5 Бизнес-архитектор Руководитель (директор) проектов внедрения ИС Главный консультант Руководитель структурного подразделения Главный системный аналитик Советник Руководитель группы Начальник отдела Руководитель линейного подразделения Эксперт Ведущий менеджер по ИТ Начальник отдела продаж Директор по продажам Консультант Тренер по продажам Ст. преподаватель, ст. научный сотрудник

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7 8

8 6-7 6 Директор департамента Начальник управления Советник Директор организации по ИТ Тех. директор, Директор по стратегическому развитию Директор по продажам Коммерческий директор Вице-президент по продажам Ст. преподаватель, ст. научный сотрудник

7 Директор департамента Начальник управления Директор организации по ИТ Директор по стратегическому развитию Вице-президент по ИТ /стратегическому развитию Вице-президент по развитию Руководитель ИТ-направления в корпорации / холдинге / отрасли Вице-президент по маркетингу и продажам Доцент, ведущий научный сотрудник

9 8-9 8 Доцент, руководитель НИ сектора

9 Профессор, зав. кафедрой

По уровням квалификации только профессия менеджера по продажам решений разделена на 7 уровней. Должности менеджера по ИТ делятся по квалификационным уровням от 4 по 7. Специалист по ИС и системный аналитик имеют высший квалификационный уровень - 5, низший уровень системного аналитика - 2 (рис. 1).

По требованиям к образованию для рассматриваемых профессий можно отметить характерность высшего: бакалавриат и специалитет для 2 и 3 уровня, специалитет и магистратуру - для 4 и 5 уровня квалификации (табл. 2). Дальнейший рост требует либо степени МВА (менеджер по продажам решений), либо ученую степень (менеджер ИТ)- 2-3 года. Исключением является переходы на уровень 4 и 7 профессии менеджера по ИТ, которые требуют 5 лет. Опыт работы (рис. 2) для перехода на 2 и 3 уровень необходим в среднем 1 год.

Г Л

П 9 у овень

□ 00 у овень

у □ ь н е в о

у □ овень

у □ овень

у □ ь н е в о

3 у овень

2 У ь н е в о

■! уровень

V___________________________________________________________________________________у

Рис. 1. Уровни квалификации

Для удобства обозначим обучение в образовательном учреждении условно через некоторое отражение срока подготовки: в системе среднего профессионального образования -

2, в бакалавриате - 4, специалитет - 5, магистратуру - 6, аспирантуру - 7, МВА/ЕМВА - 8, докторантуру - 9.

Таблица 2

Требованиям к образованию профессиональных стандартов в ИТ и в системе иерархии вуза по направлению «Информационный менеджмент»

ЕРК 5 6 7 8

НРК 5 6 7 8 9

СРК ИМ 1 2 3 4 5 6 7 8-9

Проф. стандарт ИТ 1 2 3 4 5 6 7

С П О Б С Б С Б С М Б С М M B A Б С М M B A уч. ст Б С М M B A Уч. ст Уч. ст

3. Специалист по ИС 2 4 5 4 5 5 6 5 6

4. Систем. аналитик 4 5 4 5 5 6 5 6

6. МенеджерИТ 5 6 5 6 5 6 5 6 8

7. Менеджер по продажам реш. и сложн. тех. систем 2 4 5 4 5 4 5 4 5 7 4 5 7 4 5 7

Преподаватель вуза 4 5 4 5 5 6 5 6 5 6 8 5 6 8 9

1 уровень ■ 2 уровень 3 уровень ■ 4 уровень ■ 5 уровень ■ 6 уровень ■ 7 уровень

V_____________________________________________________________________________________)

Рис. 2. Требования профессиональных стандартов в ИТ по направлению «Информационный менеджмент» к опыту работы

Анализ требований профессиональных стандартов и формулировок результатов обучения на уровне среднего и высшего профессионального обучения, подготовки в МВА и аспирантуре, представленных в Европейской рамке квалификации и Национальной рамке квалификации, позволил создать проект секторальной рамки квалификации по направлению «Информационный менеджмент», представленной в табл. 2. Опора на профессиональные стандарты присутствует в рамках квалификации многих стран - Австрии, Бельгии, Болгарии, Дании, Польши, Великобритании и др. В Великобритании, например, профессиональные стандарты определяют необходимость включения квалификации в национальную рамку, ее аккредитацию и признание в виде свидетельства/сертификата/лицензии. [2]

Образовательный процесс предусматривает определенный набор знаний, навыков применения инструментов и процедур, создающих условия для профессионального развития и самореализации студентов. Непрерывное профессиональное образование включает в себя основные ступени высшего профессионального и послевузовского образования -бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура и докторантура, строго регламентированные законодательством, а также самостоятельное обучение и повышение квалификации в рамках непрерывного профессионального образования, как правило, осуществляемое в рамках ДПО по специальным программам.

Самообучение не предполагает методически продуманного построения, а, значит, в любом случае требует периодическую аттестацию специалистов, инструмент на сегодняшний день еще не регламентированный и методически не подкрепленный экспертизой. Остается также открытым вопрос способов мотивации сотрудников к постоянному профессиональному развитию. Для подтверждения каждого из уровней профессиональной квалификации, естественно необходимо провести аудит существующих программ и курсов обучения, создать инструменты оценки соответствия квалификационному уровню, определить документы (свидетельства, дипломы), подтверждающие присвоение квалификации [1]. Это позволит сделать более очевидным для работника необходимость получения новой квалификации в целях своего профессионального роста, поможет планировать обучение по конкретным образовательным программам разного уровня в условиях непрерывного обучения в течении всей жизни, повысит уровень доверия работодателей к результатам обучения, изменит содержательное наполнение многих образовательных программ в соответствии с актуальными потребностями рынка труда.

Исходя из трудовых функций в зависимости от квалификации, регламентированных в профессиональных стандартах, а значит выражающих запросы отраслевого работодателя к результатам подготовки нанимаемых на работу сотрудников, из требований к опыту работы и дополнительного профессионального образования, секторальная рамка квалификации «Информационный менеджмент» построена из 7 дескрипторов и 9 уровней профессиональной квалификации. Переход на следующий уровень определен образовательными ступенями, опытом работы и дополнительной профессиональной подготовкой.

Дескрипторы секторальной рамки квалификации «Информационный менеджмент»:

1. уровень квалификации (9 уровней);

2. критерии получения уровня (образование, опыт);

3. знания теоретического и практического характера с выделением сложности и

наукоемкости профессиональных задач;

4. умения когнитивные (использование логического, интуитивного и творческого мышления) и практические (ручной труд и использование методов, материалов и инструментов);

5. компетенции как характеристика самостоятельности и ответственности за принятия решений и широта профессиональных полномочий;

6. соответствие должностей квалификационному уровню

7. соответствие результатов обучения или learning outcomes (компетентность в

решении профессиональных задач) квалификационному уровню (знаний раздела компьютерной науки «Информационный менеджмент», умений сопровождать этапы жизненного цикла информационной системы, компетенций в управлении деятельностью предприятия).

Важным моментом при формировании секторальной рамки, на наш взгляд, является не формальная привязка к образовательным уровням среднего и высшего профессионального образования европейской и национальной рамок, а учет траектории роста квалификации на основе требований рынка труда, основным из которых является опыт, дополнительное профессиональное образование и сертификация вендоров. В качестве основы были взяты уровни квалификаций профессиональных стандартов (7 уровней), а также добавлены уровни квалификации, необходимые для работодателя-вуза - 8 и 9 уровни. Потребность в образовательном уровне для профессионального роста, как правило, ограничена специалитетом/магистратурой (4 и 5 уровень), дальнейший карьерный рост требует от соискателя, кроме опыта работы, завершения подготовки в системе ДПО (MBA/EMBA) - 6 и 7 уровень. Послевузовское образование в аспирантуре (6 уровень) и докторантуре (8 уровень) необходимо, как правило, только для подготовки научно-педагогических работников. Квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава вуза должен поддерживаться на высоком уровне. Это требование ФГОС, это требование к уровню исследовательской работы вуза, это сохранение профессионализма и достойного качества академического образования, которым всегда отличалась российская высшая школа.

В секторальной рамки квалификации по направлению «Информационный менеджмент» были выделены основные образовательные ступени: для среднего

профессионального образования - уровень 1, начиная со 2 и так каждая четная ступень -высшее профессиональное (2 - бакалавриат, 4 - магистратура и специалитет) и послевузовское образование (6 - аспирантура, 8 - докторантура). Отметим, что специалитет и магистратура отнесены к одной образовательной ступени, поскольку некоторые направления ИТ-подготовки, например, по информационной безопасности, предполагают обучение только в специалитете, без бакалавриата. Кроме того, можно констатировать факт, что большинство выпускников бакалавриата видит необходимость в дальнейшем продолжении обучении в

магистратуре, не считая бакалавриат законченной формой высшего образования. Сохранение такой тенденции на довольно долгий период времени подтверждает опыт Украины, которая давно перешла на двух-ступенчатую систему образования. Промежуточные уровни - 3, 5, 7, 9 отражают необходимость получения профессионального опыта, прохождения курсов повышения квалификации, получения сертификатов, подтверждающих конкретные навыки в ИТ, программы MBA и EMBA. О целесообразности построения рамки квалификаций по основным образовательным и дополнительным профессиональным уровням, а также о необходимости внедрения процедур подтверждения «наличия компетенций,... расширяющих объем основной квалификации» подчеркивается в трудах Олейниковой О. Н. и Муравьевой А.А., специалистами Центра изучения проблем профессионального образования [2]

В табл. 3 и на рис. 3 представлено соотнесение квалификационных уровней секторальной рамки с европейской, национальной и отраслевой, а также уровнями профессиональных стандартов по ИТ.

Рис. 3. Соответствие уровней квалификации секторальной рамки «Информационный менеджмент» уровням национальной и европейской рамок и

профессиональных стандартов в ИТ

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотнесение квалификационных уровней европейской, национальной рамок, отраслевой рамок в ИТ и профессиональных стандартов в ИТ с уровнями секторальной рамки квалификаций «Информатика и менеджмент

ЕРК НРК Пути достижения квалификационных уровней в НРК ОРК ИТ Проф. стандарт по ИТ СРК «ИМ»

1 2 3 4 5 6

9 Послевузовское образование (в т.ч. степень кандидата наук и практический опыт или степень доктора наук и практический опыт) и / или ДПО или практический опыт и общественнопрофессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне. 7 Уровень 8-9

8 8 Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/ или практический опыт). Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, ДПО (программы MBA и др.), практический опыт. 6 6-7 Уровень 6-7

7 7 Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и ДПО (программы MBA и др.), практический опыт. 4-5 3-7 Уровень 4-5

6 6 Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт. 3 4-5 Уровень 2-3

5 5 Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования и практический опыт или начального профессионального образования, практический опыт. 2 2-4 Уровень 1

4 4 Начальное профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного 1 1-2 Уровень 0

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4 5 6

3 3 Практический опыт и / или профессиональная подготовка (курсы на базе ОУ по программам профессиональной подготовки до 1 года или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже среднего (полного) общего или начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования на базе основного общего. 1

2 2 Практический опыт и / или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе ОУ или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже основного общего.

1 1 Практический опыт и / или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и / или краткосрочные курсы при наличии общего образования не ниже основного общего.

В общем виде матрица соответствия должностей ИТ-профессий квалификационным уровням секторальной рамки «Информационный менеджмент» представлена на рис. 4.

Рис. 4. Соответствие должностей ИТ-профессий квалификационным уровням профессиональных стандартов в ИТ и в иерархии вузов по направлению «Информационный

менеджмент»

ЛИТЕРАТУРА

1. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке трудаю - М,: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. - 115 с.

2. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций. Методическое пособие. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011. - 72 с.

Рецензент: Афанасьев Валентин Яковлевич, доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «ГУУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.