Научная статья на тему 'Информационное обеспечение программно-целевого управления экономикой региона и его совершенствование'

Информационное обеспечение программно-целевого управления экономикой региона и его совершенствование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОР / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕГИОН / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ / INDICATOR / INFORMATION SUPPORT / REGION / TARGET-ORIENTED APPROACH / MANAGEMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова Алевтина Анатольевна

Статья посвящена проблемам организации информационного обеспечения, связанного с управлением экономикой региона посредством формирования баз данных, сгруппированных с учетом доминирующих или наиболее значимых секторов мезоэкономики. Рассматривается целесообразность преимущественного использования в аналитических целях индикаторов, рассчитанных индексным методом, дающих возможность сформировать объективную и наглядную информацию о протекающих в регионе процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT FOR TARGET-ORIENTED REGIONAL ECONOMY MANAGEMENT AND WAYS OF IMROVEMENT

The paper discusses issues and challenges of organizing information support for managing of the regional economy by creating databases and taking into account dominant or most significant sectors of mesoeconomics. The author examines the feasibility of using indicators that are calculated by the index method and allow to gather objective and clear information about the current processes in the region for analytical purposes.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение программно-целевого управления экономикой региона и его совершенствование»

♦-♦

chernikova.a@mail.ru Алевтина Анатольевна Черникова,

доктор экономических наук, профессор, ректор, Национальный исследовательский УДК 332.146 технологический университет «МИСиС»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Статья посвящена проблемам организации информационного обеспечения, связанного с управлением экономикой региона посредством формирования баз данных, сгруппированных с учетом доминирующих или наиболее значимых секторов мезоэкономики. Рассматривается целесообразность преимущественного использования в аналитических целях индикаторов, рассчитанных индексным методом, дающих возможность сформировать объективную и наглядную информацию о протекающих в регионе процессах.

Ключевые слова: индикатор, информационное обеспечение, регион, программно-целевой подход, управление региональной экономикой.

A.A. Chernikova

INFORMATION SUPPORT FOR TARGET-ORIENTED REGIONAL ECONOMY MANAGEMENT AND WAYS OF IMROVEMENT

The paper discusses issues and challenges of organizing information support for managing of the regional economy by creating databases and taking into account dominant or most significant sectors of mesoeconomics. The author examines the feasibility of using indicators that are calculated by the index method and allow to gather objective and clear information about the current processes in the region for analytical purposes.

Keywords: indicator, information support, region, target-oriented approach, management of the regional economy.

Принимая управленческие решения, менеджерам различного уровня управления приходится подвергать аналитической оценке огромные массивы фактологических данных, причем нередко плохо структурированных и к тому же представленных в несопоставимом виде. В этой связи решение исследовательских проблем и задач управления осложняется недостаточной объективностью и наглядностью используемых в аналитических целях показателей, неспособных отразить характер и содержание происходящих процессов. Всеми этими факторами можно было бы пренебречь и не придавать особой важности организации информационного обеспечения управления экономическими системами, однако в условиях острой конкуренции потери экономических агентов из-за несвоевременности или неэффективности предпринимаемых управленческих воздействий оцениваются финансовыми и имиджевыми потерями, приводящими к разрушительным последствиям. Поэтому возникает необходимость актуализировать проблематику на основе программно-целевого подхода, связанного с организацией информационного обеспечения для управления региональной экономикой.

В этой связи основные содержательные подходы к управлению экономикой региона должны базироваться на применении программно-целевого подхода, который заключается:

- в ориентации перспективы социального развития региона на воспроизводство условий, связанных с обеспечением качества и высокого уровня жизнедеятель-

ности населения как наивысшей ценности получения общественных благ;

- создании и развитии организационных и экономических условий, благоприятствующих паритетному достижению целей различных групп стейкхолдеров, оказывающих влияние на развитие регионального бизнеса [5];

- определении тенденций инвестиционной и структурной региональной политики, направленной на формирование спроса и потребностей потребительского рынка, а также на определение потребностей внутри и вне региональных потенциальных потребителей продукции и организации производственного процесса того ассортимента продукции, который пользуется повышенным спросом как на зарубежных, так и на межрегиональных рынках и дает возможность повысить конкурентоспособность региона на основе формирования образований кластерного типа;

- проведении регионального брендинга, направленного на разработку и реализацию программ перспективного развития региона;

- проведении мониторинга ситуаций и выявлении проблем региона в целях проведения системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической обстановки в регионе;

- оценке конечного результата деятельности регионального менеджмента с учетом степени соответствия уровня экономического развития и уровня жизнедеятельности населения в регионе (бюджетная обеспеченность, корпоративная ответственность, структура доходов и

расходов, социальные стандарты, экологическая безопасность, экологическая и демографическая ситуация и др.) [8; 10; 11].

В этой связи следует отметить, что применение программно-целевого управления экономикой даст возможность повысить требования к организации информационного обеспечения, провести структуризацию отраслевых информационных ресурсов с учетом ориентации на их комплексную селективную обработку и сформировать систему показателей и индикаторов, нужных для осуществления мониторинга и управления региональными программами развития.

Несмотря на многочисленные публикации, касающиеся совершенствования системы информационного обеспечения для претворения в жизнь региональных целевых программ [1; 6; 8; 11 ], данная проблематика до сих пор остается дискуссионной, не получившей исчерпывающей интерпретации. Как правило, в перечень региональной системы информационной базы данных включается некоторая группа информационной базы данных общего пользования, а также группа систематизированных предметных (тематических) баз данных, которые входят в информационные системы хозяйствующих субъектов различной ведомственной и отраслевой принадлежности и форм собственности.

К предметным базам данных принято относить совокупность баз данных: о природных и топливно-энергетических ресурсах, об экологической ситуации, о половозрастном и численном составе населения региона и т.п. [2].

Базу данных общего пользования можно разделить на следующие виды:

• база данных, которые используют сотрудники территориальных органов управления;

• база данных об инфраструктуре городского хозяйства;

• база данных о составе жилого и нежилого фондов;

• база данных о территориальных единицах (паспорта районов);

• база данных о предприятиях (паспорта предприятий и других субъектов деловой активности, реестры региональной собственности);

• база данных о трудоустройстве и вакансиях (для больших городов существует центральная база данных вакансий) и др. [2].

В отдельных регионах могут быть созданы и использоваться информационные базы данных следующих основных типов:

• локальные базы данных, которые используются в пределах отдельной организации или предприятия;

• базы данных коллективного пользования, которые содержат информацию межотраслевого использования для регламентированного состава пользователей;

• общедоступные информационные базы данных с возможным неограниченным доступом любых пользователей.

Не ставя перед собой задачу существенно реструктурировать информационную базу данных, предназначенную для принятия эффективных решений по управлению на мезоэкономическом уровне, мы считаем необходимым пересмотреть состав применяемых в аналитических целях показателей и индикаторов. Заметим при этом, что существенным отличием индикаторов от по-

казателей является их сравнительная наглядность и объективность, достигаемые за счет применения при их вычислении индексного метода [3; 4; 7]. Так, к традиционно рассчитываемым показателям (ВРП, объем привлечения инвестиций и финансовых ресурсов в экономику региона, инвестиционная привлекательность и др.) мы считаем необходимым приобщить вычисление следующих индикаторов: рост ВРП, рост промышленного производства, увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства (для регионов с доминирующим аграрным производством), темпы роста оборота розничной торговли, темпы увеличения привлекаемых инвестиций в основной капитал, темпы прироста доходов консолидированного бюджета, увеличение количества научно-производственных кластеров, рост объемов финансирования региональных программ развития и т.п.

Организация информационного обеспечения при разработке и реализации программ регионального развития, несмотря на большой опыт плановой работы, накопленный в отечественной практике, является достаточно новым явлением в управлении российскими регионами. Причем новым является не арсенал используемых средств и методов для программно-целевого управления, а сама постановка вопроса, заключающаяся в необходимости разработки такого планово-прогнозного документа, который позволял бы учитывать интересы хозяйствующих субъектов региональной экономики и не входил бы в противоречие с федеральными целевыми установками, т.е. позволял бы осуществить паритетное планирование конечных результатов деятельности различными стейкхолдерами регионального уровня на принципах индикативное™.

Сложность разработки и формирования программ, связанных с региональным развитием, в рыночных условиях вызвана следующими факторами. Во-первых, дезинтеграция экономического пространства привела к нарушению производственных связей между отдельными регионами страны и вызвала необходимость переориентации мезоэкономик на отличные от ранее развивавшихся виды деятельности. Во-вторых, общее состояние мировой экономики негативно влияет на разработку стратегий, не способствует формированию культуры стратегического управления, приводит к отсутствию заинтересованности в разработке и реализации стратегий у руководителей различного уровня. В-третьих, исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что в экономике нашей страны постоянно наблюдался разрыв между теорией и практикой. Так, долгосрочное (стратегическое) планирование, характерное для отечественной экономики прошлого века, отличалось содержательно-значимым методическим обеспечением. Однако вызванные многочисленными идеологическими просчетами сбои в системе планирования в конечном счете привели к ее разрушению, что, в свою очередь, вызвало нарушения экономического взаимодействия экономических агентов.

Учитывая исторический опыт, а также сложившуюся к настоящему времени ситуацию, следует признать, что формирование и разработка программы развития региона - крайне актуальная проблема, а информационное сопровождение данного процесса требует совершенствования.

Проведенный анализ организационно-функциональной структуры региона показывает, что существует до-

статочно большое число связей между структурными подразделениями региональной администрации и хозяйствующими субъектами, определяющими программно-целевое управление региональной экономикой. Набор связей определяется необходимостью исполнения различных функциональных задач администрацией и имеет тенденцию к непрерывному изменению. С целью решения поставленных задач могут происходить изменения в организационной структуре управления, появляться новые структурные единицы или устанавливаться иные взаимосвязи между существующими структурными единицами. В этой связи основой планируемого решения будет являться подход, который базируется на гипотезе о том, что в системе управления может существовать произвольное количество связей междуструктурными единицами [10]. При этом для совершенствования информационного обеспечения проводится анализ групповых свойств и связей, которые возникают между структурными единицами. На первом этапе рассматриваются общие механизмы, обеспечивающие организацию связей, а также определяются функциональные ограничения на последующих этапах проекта.

В целях формирования и развития информационного пространства как многоуровневой системы применяется привязка отдельных составляющих подсистем к конкретному пользователю, а также происходит отбор основной управляющей подсистемы, которая обеспечит бесконфликтность вектора развития, «прозрачность» информационного обмена с базой данных и надежную защиту информации.

По мнению автора, эффективность управления экономикой региона требует оптимальной интеграции информационных ресурсов и достигается при оперативном решении следующих вопросов: оценка и прогнозирование социально-экономической ситуации в регионе; оценка уровня безработицы; анализ демографической ситуации; учет миграции населения; мониторинг социальной напряженности; мониторинг работы отраслей материального производства; определение рейтинга предприятий области. Также необходимо проводить анализ структуры себестоимости и цены на продукцию, выявление предприятий, нуждающихся в приоритетной поддержке, обоснование принятия решений по регулированию цен на продукцию предприятий - естественных

монополистов, прогнозирование поступлений в городской бюджет, учет количества имеющихся рабочих мест. Дополнительно следует осуществлять планирование рационального использования бюджетных средств на нужды региональной социально-экономической системы и решать многие другие, важные для развития региона вопросы.

1. Волкова C.A., Тинякова В.И. Современные грани территориального маркетинга // Перспективы науки. 2013. № 4 (43). С. 78 - 82.

2. Информационные технологии: приоритетные направления развития: монография. Новосибирск: Сибпринт, 2011.

3. Сироткина Н.В. Впередсмотрящие. Концепция индикативного управления предприятиями пищевой промышленности // Российское предпринимательство. 2008. № 6-1. С. 118 - 122.

4. Сироткина Н.В. Индикативное управление промышленными предприятиями в инновационной среде: теория, методология, практика. Воронеж: Воронежский институт инновационных систем, 2008.

5. Сироткина Н.В, Зайцев A.A. Концептуальные положения разработки перспектив развития экономики региона // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2013. № 3. С. 10 - 15.

6. Сироткина Н.В, Черникова A.A., Чирков A.A. Оптимизация сбора информации и формирования информационных ресурсов в системе инновационного управления промышленным предприятием // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2007. Т. 3. № 5. С. 120 - 124.

7. Сироткина Н.В, Брякина A.B. Процедура индикативного управления предприятиями пищевой промышленности // Регион: системы, экономика, управление. 2013. № 2 (21). С. 133 - 139.

8. Тинякова В.И., Кублин И.М. Инструменты управления лояльности пользователей в социальном медиамаркетинге, их разновидности и функции // Поволжский торгово-экономический журнал. 2013. № 5 (33). С. 56 - 62.

9. Черникова A.A. Направления стратегического развития региональной экономической системы Белгородской области // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2008. № 1. С. 200 - 202.

10. Черникова A.A., Сироткина Н.В. Проблемы оценки эффективности управления производством и их решение // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2005. № 4. С. 141 - 144.

11. Черникова A.A., Шеныпин B.C., Львович Э.М. Структуризация информационных ресурсов с ориентацией на программно-целевое управление экономикой региона // Современные аспекты управления сложными экономическими системами: мат. науч.-практ. конф. Орел, 2004. С. 77 - 81.

ФДФ yashin@ssea.runnet.ru Николай Сергеевич Яшин,

^ доктор экономических наук, профессор,

зам. директора по научной работе и инновациям, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Екатерина Сейрановна Григорян,

кандидат экономических наук, доцент, УДК 338.3 Пензенский государственный технологический университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ устойчивости ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья посвящена рассмотрению современных методологических подходов к обеспечению устойчивости предприятия. Авторами выявлены и систематизированы методологические подходы к определению устойчивости пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.