Научная статья на тему 'Информационное обеспечение программно-целевого планирования ремонтного обслуживания нефтедобывающего предприятия'

Информационное обеспечение программно-целевого планирования ремонтного обслуживания нефтедобывающего предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦЕЛИ / ПРОГРАММЫ / РЕСУРСЫ / НЕФТЯНЫЕ СКВАЖИНЫ / РЕМОНТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / INFORMATION / PLANNING / GOALS / PROGRAMS / RESOURCES / OIL WELLS / MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осиновская Ирина Владимировна

В статье рассматривается целесообразность корректировки информационного обеспечения программно-целевого планирования ремонтного обслуживания. При формировании информационной базы необходимо учитывать отраслевую специфику выполнения ремонтных работ, целевые ориентиры предприятия, ресурсы, в том числе и трудовые. При этом акцент делается на необходимости согласования программ обучения персонала с общей программой выполнения ремонтных работ в рамках реализации принципов РОЦ (ресурсы - обучение - цель) - концепции, относящейся также к программно-целевым технологиям. Анализируется перечень показателей, по которым необходимо формировать информационную базу для повышения качества планирования проведения ремонтных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The information support of program and goal planning of maintenance services of oil producing companies

The article discusses the reasonability of adjustment of the information support of program and goal planning of maintenance services. When forming the data base it is necessary to take into account the industrial specifics of the maintenance, the goals of an enterprise, its resources, including the human resources. It is emphasized the need to coordinate the personnel training programs with the general program of maintenance in the framework of the principles of RTC (resources, training, goal) the conception belonging to the program and goal oriented technologies. The author analyzes the list of indicators, according to which the data base should be formed in order to improve the quality of maintenance planning.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение программно-целевого планирования ремонтного обслуживания нефтедобывающего предприятия»

УДК 658.3.07 Осиновская Ирина Владимировна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента в отраслях ТЭК Тюменского государственного нефтегазового университета

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАМ МНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕМОНТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Osinovskaya Irina Vladimirovna

PhD in Economics, Assistant Professor, Department for Management in Fuel-Energy Complex, Tyumen State Oil and Gas University

THE INFORMATION SUPPORT OF PROGRAM AND GOAL PLANNING OF MAINTENANCE SERVICES OF OIL PRODUCING COMPANIES

Аннотация:

В статье рассматривается целесообразность корректировки информационного обеспечения программно-целевого планирования ремонтного обслуживания. При формировании информационной базы необходимо учитывать отраслевую специфику выполнения ремонтных работ, целевые ориентиры предприятия, ресурсы, в том числе и трудовые. При этом акцент делается на необходимости согласования программ обучения персонала с общей программой выполнения ремонтных работ в рамках реализации принципов РОЦ (ресурсы - обучение - цель) - концепции, относящейся также к программно-целевым технологиям. Анализируется перечень показателей, по которым необходимо формировать информационную базу для повышения качества планирования проведения ремонтных работ.

Ключевые слова:

информация, планирование, цели, программы, ресурсы, нефтяные скважины, ремонтное обслуживание.

Summary:

The article discusses the reasonability of adjustment of the information support of program and goal planning of maintenance services. When forming the data base it is necessary to take into account the industrial specifics of the maintenance, the goals of an enterprise, its resources, including the human resources. It is emphasized the need to coordinate the personnel training programs with the general program of maintenance in the framework of the principles of RTC (resources, training, goal) - the conception belonging to the program and goal oriented technologies. The author analyzes the list of indicators, according to which the data base should be formed in order to improve the quality of maintenance planning.

Keywords:

information, planning, goals, programs, resources, oil wells, maintenance.

В условиях рыночной экономики разрабатываемая производственная программа ремонтного обслуживания скважин должна согласовываться с перспективами развития нефтегазодобывающего предприятия, учитывать его внутреннюю структуру (извлекаемые запасы, фонд скважин, имеющиеся технологии) и особенности его функционирования. С учетом данных требований в процессе планирования ремонтного обслуживания предлагается использовать программно-целевой подход [1].

Ключевое значение на этапах программно-целевого планирования приобретает информационно-методическое обеспечение [2]. Для проведения адекватных расчетов и принятия управленческих решений информация должна быть доступной, полной, своевременной и статистически доказанной.

При применении программно-целевого подхода к процессу планирования ремонтного обслуживания необходимо создание соответствующей информационной базы. Она в значительной мере отличается от исходной информации, необходимой при традиционном методе планирования (экстраполяции), так как в данном случае учитываются лишь фактические показатели, а выявленная тенденция продлевается на будущий период независимо от особенностей производства, поставленных целей, потенциальных возможностей предприятия и других факторов.

Необходимость корректировки информационной и методической базы программно-целевого планирования ремонтного обслуживания обусловлена специфическими особенностями, характерными только для вспомогательного производства в нефтегазодобывающей отрасли. Таким образом, систему поддержки принятия решений следует адаптировать к сфере ремонтных работ посредством учета некоторых факторов.

При принятии решений в подсистеме ремонтного обслуживания скважин необходимо учитывать особенности объекта планирования (скважин) и его эксплуатации, так как большинство ремонтных работ на скважинах осуществляются на большой глубине и без непосредственного

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

наблюдения работников. Также при планировании необходимо учитывать территориальную разбросанность объектов ремонтных работ, так как данный фактор обусловливает высокие затраты времени на транспортировку работников бригад (переезды).

В процессе эксплуатации скважин принято говорить об их эксплуатационной надежности -это свойство скважины безотказно работать в течение определенного периода времени в заданных условиях эксплуатации при соблюдении установленных нормами мер технического обслуживания и текущего ремонта [3]. Для поддержания эксплуатационной надежности скважин на должном уровне требуется постоянное вмешательство в их работу обслуживающего персонала. Цель этих мероприятий - предупредить случаи появления отказов скважин в процессе эксплуатации. Данный процесс состоит в проверке состояния скважин через определенные интервалы времени, замене некоторых элементов, регулировке параметров и устранении выявленных неисправностей, то есть любых повреждений или отклонений от норм в допустимых пределах.

Дополнительными показателями, позволяющими получить наиболее точную и полную характеристику надежности скважин, являются: квалификация обслуживающего персонала, качество и количество проводимых на скважинах ремонтных работ, наличие запасных частей, эксплуатация скважин при оптимальных режимах и т. д. [4].

Для достижения оптимальных соотношений между объемом и сроками проведения ремонтных работ при планировании ремонтного обслуживания учитывается не только надежность работы скважин после обслуживания и ограничение по времени проведения самих ремонтных работ, но и стоимость обслуживания. Необходимо принимать во внимание, что с увеличением продолжительности эксплуатации скважин вероятность их безотказной работы резко уменьшается.

Также известно, что в настоящее время большинство ремонтных работ являются аварийными и их число растет из года в год. Причина такого положения состоит в том, что большинство месторождений находится уже на завершающей стадии разработки, а плановые и аварийные ремонты выполняют одни и те же бригады. Поскольку число аварийных ремонтов велико, то бригады в основном заняты на этих работах. Создалась ситуация, при которой плановые ремонты не выполняются из-за необходимости проведения аварийных ремонтов, а число аварийных ремонтов не снижается из-за непроведения плановых ремонтов. Поэтому данный факт должен быть учтен при принятии решений в подсистеме ремонтного обслуживания [5].

Коэффициент готовности является специфической характеристикой объекта обслуживания, то есть скважины, и характеризуется средней долей времени, в течение которого скважина работает безотказно.

Особенности ремонтного обслуживания скважин, отраженные в вышеперечисленных факторах, необходимо учитывать при формировании первичных данных по эксплуатации скважин и месторождения в целом, аккумулируемых на низшем уровне управления. От их полноты и достоверности будут зависеть обоснованность и точность прогноза объема ремонтных работ и динамики добычи нефти.

Расширять информационную базу обеспечения программно-целевого подхода при планировании ремонтного обслуживания следует не только за счет учета производственных особенностей, но и кадрового состава [6]. Для адекватной оценки экспертами результатов обучения работников экспертной группе необходимо предоставлять данные о готовности и желании работников к обучению.

Для формирования информационной базы, адекватной текущему состоянию вспомогательного производства, помимо наличия полной и достоверной информации необходимо проводить ряд организационных мероприятий, для реализации которых разрабатывается организационно-плановое обеспечение. Оно определяет функции, компетенцию, ответственность и права подразделений и отдельных должностных лиц в анализе и корректировке первичной информации, разработке, согласовании и утверждении отдельных разделов плана в целом как по существу, так и по времени.

Поддержание информационного поля в актуальном режиме на любой период времени обращения к нему - достаточно сложная и трудоемкая задача, требующая использования современных технических и информационных средств. Это обусловлено еще и тем фактом, что совершенствование системы планирования связано со значительным увеличением объема информации и ее корректировки, повышением качества и сокращением сроков ее обработки в процессе обоснования и составления текущих и перспективных планов ремонтного обслуживания. Поэтому на предприятии необходимо уделять особое внимание решению вопроса информационного обеспечения процесса планирования ремонтного обслуживания и интегрированию его в общее информационное пространство деятельности нефтедобывающего предприятия.

Ссылки:

1. Осиновская И.В., Ленкова О.В. Использование программно-целевой технологии в планировании ремонтного обслуживания нефтедобывающего производства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4. Ч. 1. С. 489-493.

2. Осиновская И.В., Пленкина В.В., Ленкова О.В. Алгоритм принятия управленческих решений в сложнопостроенных нефтегазовых структурах // Научное обозрение. 2013. № 1. С. 262-267.

3. Пленкина В.В. Осиновская И.В., Ленкова О.В. Разработка управленческих решений в нефтегазовых структурах: теория и практика : монография. Saarbrucken, 2013. 93 с.

4. Лебедев А.С., Карнаухов М.Н., Осиновская И.В. Планирование эффективного использования производственно-ресурсного потенциала в добыче нефти : науч. изд. СПб., 2009. 218 с.

5. Plenkina V.V., Osinovskaya I.V. Efficiency planning of production potential of Russian oil and gas structures // Economic potential and perspectives of Europe, Russia and CIS states / ed. by S. Stark. Stuttgart, 2012. P. 98-111.

6. Осиновская И.В. Формирование производственной программы ремонтного обслуживания нефтедобывающего предприятия на основе РОЦ-концепции // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4. Ч. 1. С. 592-595.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.