Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ МВД РОССИИ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / УЧЕТ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Божик Екатерина Ивановна

Исследуются некоторые проблемные аспекты сущности информационного обеспечения правоохранительной деятельности и его составляющей - криминалистической регистрации. Рассмотрены место и роль должностных лиц правоохранительных органов в формировании учетов, созданных на базе МВД России, а также актуальные проблемы учетно-регистрационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES. TOPICAL ISSUES OF FORMING THE FORENSIC SCIENCE RECORDS OF RUSSIAN MINISTRY OF INTERIOR

This article outlines some challenges of information support of law enforcement activities and its component - criminal registration. The author describes functions and role of law enforcement officials in criminal history recording processes carried out on the basis of Russian Ministry of Internal Affairs, as well as topical issues of criminal history recording and registration activities

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ МВД РОССИИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА БОЖИК,

начальник отдела организации учетно-статистической работы Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ МВД РОССИИ

Исследуются некоторые проблемные аспекты сущности информационного обеспечения правоохранительной деятельности и его составляющей - криминалистической регистрации. Рассмотрены место и роль должностных лиц правоохранительных органов в формировании учетов, созданных на базе МВД России, а также актуальные проблемы учетно-регистрационной деятельности.

Ключевые слова: информационное обеспечение, криминалистическая регистрация, учет, расследование преступлений.

E.I. Bozhik, Head of Records and Statistics Department, Information Center, Directorate of Russian Ministry of Internal Affairs for the Chelyabinsk region; e-mail: katerinaboz@mail.ru, tel.: 8950-738-14-27.

Information support of law enforcement activities. Topical issues of forming the forensic science records of Russian Ministry of Interior.

This article outlines some challenges of information support of law enforcement activities and its component - criminal registration. The author describes functions and role of law enforcement officials in criminal history recording processes carried out on the basis of Russian Ministry of Internal Affairs, as well as topical issues of criminal history recording and registration activities.

Key words: Information Support, Criminal Registration, Criminal History Records, Crime Investigation.

Результативность следственной и оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов во многом зависит от наличия качественной, полной и своевременно полученной информации о преступлениях и лицах, их совершивших, использованных ими средствах, оставленных на месте преступления следах и иных значимых обстоятельствах.

Основным видом информации в связи с этим является криминалистически значимая, которая определяется как сведения, данные, имеющие отношение к раскрытию и расследованию преступлений.

По мнению А.А. Белякова и Р.А. Усманова, процесс отыскания, оценки и использования содержащихся в хранилищах сведений, полученных в ходе расследования преступления сотрудниками правоохранительных органов, могущих быть доказательствами по делу или способствующих

получению доказательств, которые обеспечивают правильное разрешение задач, стоящих перед следователем или оперативным работником, называется информационным обеспечением процесса расследования1.

П.П. Ищенко определяет информационное обеспечение следственной деятельности как специально организуемую и целенаправленно осуществляемую правоохранительными органами, ведомствами и следственными подразделениями деятельность по созданию, обслуживанию и совершенствованию информационных систем, осуществляющих сбор, обработку, накопление, хранение, поиск, анализ и передачу криминалистически значимой информации, а также обеспечивающих на предусмотренных законом основаниях доступ к информационным ресурсам иных органов, предприятий и учреждений с целью предоставления уполномоченным субъектам до-

полнительной информации, необходимой для выявления, раскрытия и расследования преступлений2.

Систему научных положений и осуществляемую на их основе регламентированную законом практическую регистрационную деятельность, направленную на необходимое и своевременное информационное обеспечение процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений А.А. Беляков и Р.А. Усманов называют криминалистической регистрацией3.

Ряд ученых также вкладывают в понятие криминалистической регистрации практическую регистрационную деятельность4.

Некоторые учебные пособия содержат крайне отдаленное от предыдущих мнений понятие криминалистической регистрации, которая определяется как научно разработанная система справочных, розыскных и иных криминалистических учетов объектов - носителей криминалистически значимой информации5.

Однако все приведенные выше понятия в большей или меньшей степени имеют один недостаток: они не вполне отчетливо определяют место и роль должностных лиц (субъектов учета), участвующих в масштабном процессе создания учетов, не обозначают круг этих лиц, не раскрывают сути регистрационной деятельности.

А.А. Беляков и Р.А. Усманов, исследуя проблемы криминалистической регистрации, подчеркивали, что до сих пор учеными не выработано единого мнения относительно определения терминов «криминалистическая регистрация», «криминалистические учеты».

Отсутствие четкости и императивности в определении ключевых понятий, связанных с учетно-регистрационной деятельностью, на наш взгляд, формирует пассивное, а порой и открыто негативное отношение к созданию и использованию учетов у будущих и действующих сотрудников правоохранительных органов и порождает предпосылки для скрытого отрицания целесообразности криминалистической регистрации.

Современные ученые-криминалисты все чаще заявляют о проблемах отсутствия мотивации к проведению учетной и регистрационной деятельности у сотрудников, осуществляющих расследование уголовных дел, недостаточности знаний, умений и практических навыков по формированию и использованию криминалистических, розыскных, уголовно-статистических и иных учетов.

Повседневная практическая деятельность

сотрудников правоохранительных органов требует от них умения оперативного поиска, сбора и использования информации, знание которой порой играет решающую роль в предупреждении и раскрытии преступлений.

Вместе с тем, учетная деятельность воспринимается сотрудниками правоохранительных органов, скорее, как неоправданная повинность, чем как дополнительный источник пополнения и получения ценной информации.

К сожалению, учетная деятельность до настоящего времени не рассматривается в качестве отдельной специфичной, достаточно масштабной и ответственной деятельности следователей, дознавателей, оперативных работников. Очевидно, что подобное отношение не может способствовать формированию у студентов юридических институтов понимания неизбежности осуществления мероприятий по заполнению учетных документов, психологической готовности и практических навыков данного вида деятельности.

Если не вызывает сомнения огромное значение информации в предупреждении, расследовании и раскрытии преступлений, то очевидным становится и необходимость решения проблем ее своевременной, достоверной и полной фиксации в учетных документах и отражения в информационных системах должностными лицами, которые ею владеют. Первое, что следует сделать, - это научить будущих и действующих сотрудников правоохранительных органов поиску, сбору, фиксации и использованию информации, донести понимание сущности данной деятельности, на примерах показать ее результативность.

Современная учебная литература по криминалистике не дает исчерпывающих сведений о практическом применении криминалистических учетов, целесообразности их формирования. Структура и сущность имеющихся учетов представляются на основе утративших силу нормативных документов, не отражается информация о современном состоянии криминалистической регистрации. В учебной литературе по правовой статистике описание статистического учета -пресное, невыразительное, не вызывающее интереса к его практическому использованию.

Уголовная статистика рассматривается лишь как средство изучения преступности в ее количественно-качественном выражении, обеспечивающее условия для более детального анализа причин преступности, разработки мер социального контроля преступности. Вместе с тем, анализ информации, содержащейся в статистических

документах, мог бы и должен быть полезным и в практической деятельности лиц, расследующих уголовные дела.

Известно, что сбор и фиксирование информации в учетных документах имеют межведомственный характер, т.е. субъектами учета является широкий круг должностных лиц всех правоохранительных органов. Вместе с тем, не существует единой системы обучения учетно-регистрацион-ной деятельности и дальнейшего сопровождения процесса формирования и использования учетов, созданных на базе МВД России. Обучение сотрудников учетно-регистрационной деятельности носит, как правило, внутриведомственный и зачастую хаотичный и второстепенный характер.

О проблемах крайней недостаточности учебных пособий, методических и научно-практических рекомендаций, которые можно было бы использовать в практической работе, заявляли в своих научных трудах А.А. Беляков и Р. А. Усманов6.

П.П. Ищенко также обосновывает необходимость разработки методической литературы о структуре и возможностях криминалистических учетов и системы обучения следователей7.

Анализ нормативных документов, регламентирующих формирование оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и статистического учетов, показывает, что в полномочия должностных лиц правоохранительных органов входят знание требований нормативных документов и их исполнение в части заполнения большого количества различных учетных документов.

Документами, служащими основаниями для учета и корректировки сведений об объектах в оперативно-справочных учетах ИЦ, являются различные виды алфавитных карточек, дактилоскопическая карта, розыскная карточка, постановление органов дознания и предварительного следствия о прекращении уголовного дела, статистическая карточка, где отражены результаты рассмотрения уголовного дела в суде, изменения анкетных данных, сообщения о смерти, постановления об изменении приговора, место и время отбывания наказания, дата и основания освобождения из мест лишения свободы и др.

Документами, служащими основаниями для помещения объектов в оперативно-розыскные учеты ИЦ, являются информационно-поисковая карта (ИПК), опознавательные карты (ОК), информационные карты (ИК), идентификационные карты, постановления об объявлении розыска, учетная карточка на иностранного гражданина, привлеченного к административной ответствен-

ности или выдворенного из РФ, сообщение об административном правонарушении иностранного гражданина или лица без гражданства, постановление о выдворении из РФ.

При формировании уголовно-статистического учета используются учетные документы, имеющие достаточно подробную информацию о характеристиках объектов учета: время, место, способ, мотив совершения преступления, квалификация и направленность преступления пол, возраст, социальное и должностное положение лица, совершившего преступление, и потерпевшего, связь преступника с потерпевшим, наличие предшествующей преступной деятельности у обвиняемого, состояние алкогольного или наркотического опьянения в момент совершения преступления и многое другое.

Как видно, объем бумажной регистрационной работы, которая ложится на следователя или дознавателя, достаточно велик. В современных условиях автоматизации и компьютеризации всех сфер деятельности заполнение объемных и повторяющихся бумажных документов представляется примитивным и бесполезным занятием.

Сложность, объемность и многообразие учетных документов, которые должен заполнить следователь, дознаватель, оперативный работник, отсутствие личной заинтересованности, мотивации к осуществлению данной работы, отсутствие полноценных знаний о структуре учетов и понимания их значения в практической деятельности приводят к фактам неполного, недостоверного заполнения и несвоевременного представления сведений в информационные банки данных, что отражается на качестве информации, используемой при выявлении, расследовании и предупреждении преступлений.

О проблемах нагроможденности нормативных документов, регламентирующих отдельные виды криминалистических учетов, информации, повторяющейся в документах, заполняемых субъектами учета для постановки объектов на различные учеты, необходимости нормативно-правовой и программно-технической унификации существующих учетов заявляют многие современные ученые.

Так, А.А. Беляков и Р.А. Усманов отмечают, что практическим работникам достаточно сложно ориентироваться в ситуации, при которой несколько приказов или инструкций регулируют ведение различных криминалистических учетов. Данные исследователи предлагают учетно-реги-страционную деятельность правоохранительных

<

И ^

X X X X и а

н

^

X со

со О X

£ а О

X н и О X

да <

и н CS

и ^

о:

х

X X

£ а О

органов закрепить в специальном федеральном законе, а более полную ее регламентацию - в межведомственном правовом документе8.

Ученые приводят пример регистрационной деятельности зарубежных стран, где криминалистический и статистический учеты имеют тесную связь. Так, во Франции для сбора сведений об объектах учета используются формализованные протоколы, содержащие реквизиты подробной характеристики преступления. В США разработаны форма и требования к «единому докладу о преступлениях». Так, полицейский в устной форме передает свои донесения в центральный телефонный узел, где осуществляется их запись. Поступающие сведения предполагается использовать как для организации статистического анализа преступности, так и в целях уголовной регистрации.

По мнению Я.А. Поскова, один из способов повышения уровня информационного обеспечения заключается в создании единой формы первичных документов уголовно-статистического и криминалистического учетов. Документы, составляющие ядро указанных учетов, содержат большое количество сведений, носящих криминалистический характер. В уголовно-статистических и криминалистических учетах циркулирует значительный объем одних и тех же сведений9.

П.П. Ищенко для решения проблем информационного обеспечения предварительного следствия и повышения его эффективности высказывает мнение о необходимости создания информационно-аналитических отделов при следственных подразделениях10.

По его мнению, это, наряду с другим, позволит обеспечить своевременность обращения к криминалистическим учетам, улучшить качество регистрационной информации, в том числе статистической.

Очевидно, что переложение полномочий по заполнению учетных документов на специально созданные подразделения, с одной стороны, разгрузит следователей, освободив их от «несвойственной» им деятельности, но с другой - утяжелит процесс заполнения учетных документов. В первую очередь это связано с необходимостью детального изучения объемных материалов уголовных дел лицами, не имеющими отношения к их расследованию, что потребует серьезных затрат времени и неизбежно приведет к несвоевременности поступления информации в базы данных.

Подчинение информационно-аналитических отделов Главному информационно-аналитиче-

скому центру МВД России П.П. Ищенко считает крайне нежелательным. Данное утверждение выглядит не вполне убедительно. Пренебрежение многолетним опытом работы информационных центров МВД России по сбору, обработке учетной информации, обеспечению ее полноты и достоверности, ведению информационных банков данных криминалистической и статистической информации, методическому обеспечению учетной деятельности было бы серьезной ошибкой. За десятилетия осуществления этого специфического вида деятельности информационные подразделения накопили огромные технические, информационные, организационные, кадровые ресурсы, которые трудно переоценить.

Для решения обозначенных проблем информационного обеспечения и его составляющей -криминалистической регистрации, определения места и роли субъектов учета в решении задач информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов представляются необходимыми постановка и реализация следующих задач.

1. Систематизировать имеющуюся нормативно-правовую базу осуществления информационного обеспечения.

2. Создать перечень нормативных документов, регламентирующих учетно-регистрационную и статистическую деятельность сотрудников правоохранительных органов.

Огромный массив ранее утвержденных и вновь разработанных нормативных правовых и управленческих документов, определяющих структуру имеющихся учетов, порядок их формирования и использования, требует не только упорядочения, систематизации, но и организации их удобной подачи заинтересованным лицам правоохранительных органов и студентам юридических институтов.

3. Для этого надлежит разработать и внедрить систему подготовки и обучения учетно-ре-гистрационной деятельности следователей, дознавателей, оперативных работников, студентов юридических институтов.

4. Включить в обязательную программу стажировки сотрудников правоохранительных органов теоретическое и практическое обучение учет-но-регистрационной деятельности.

5. Разработать для различных категорий должностных лиц правоохранительных органов перечни учетных документов и алгоритмы их заполнения.

6. Провести работу по структурированию

имеющихся учетных документов, обозначить их общность и взаимозаменяемость. Выработать методики унификации этих документов, рассмотреть вопрос исключения дублирующих сведений об объектах в различных видах учетов.

7. В целях сокращения бумажной волокиты разработать мероприятия по автоматизации учетных документов.

8. Кроме того, требуется обеспечить научное исследование проблем информационного обеспечения, эффективности формируемых учетов в расследовании преступлений, расширения возможностей использования имеющихся видов информации для решения задач предупреждения, расследования и раскрытия преступлений, изучение потенциала новых видов информации, могущей быть ценной в раскрытии преступлений.

1 Беляков А.А., Усманов Р.А. Состояние, проблемы и перспективы развития криминалистической регистрации в Рос-

сии: учеб. пособие. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т. 2001. С. 37.

2 Ищенко П.П. Информационное обеспечение следственной деятельности: науч.-практич. пособие / под ред. д-ра юрид. наук, Засл. деятеля науки РФ, проф. Е.П. Ищенко. - М.: Юрлитинформ, 2011.С. 19-20.

3 Беляков А.А., Усманов Р.А. Состояние, проблемы и перспективы развития криминалистической регистрации в России. - Красноярск, 2001. С. 18.

4 Криминалистика / Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. - М., 1999. С. 368.

5 Ищенко Е.П. Криминалистика: курс лекций. - М., 2008. С. 160.

6 Беляков А.А., Усманов Р.А. Криминалистическая регистрация: науч.-практич. руководство. URL: http://www. chelurid.ru/node/1811

7 Ищенко П.П. Информационное обеспечение следственной деятельности. С. 130-146.

8 Беляков А.А., Усманов Р.А. Криминалистическая регистрация.

9 Посков Я.А. Основы информационного обеспечения производства следственных и иных процессуальных действий / под ред. канд. юрид. наук, доц. В.А. Шурухнова. - М.: Юрлитинформ, 2010. С. 77.

10 Ищенко П.П. Информационное обеспечение следственной деятельности. С. 142.

<

ы ^

X S X X Ы

а

£

со

со О X

а О

S ь

и о

-Q

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ы Н

Ы

О? S

э

S £

а О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.