Научная статья на тему 'Информационное обеспечение организаций, участвующих в капитальном строительстве и ремонте систем СЦБ'

Информационное обеспечение организаций, участвующих в капитальном строительстве и ремонте систем СЦБ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
350
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — П Е. Булавский, Д Х. Баратов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение организаций, участвующих в капитальном строительстве и ремонте систем СЦБ»

УДК 656.25

П. Е. Булавский, канд. техн. наук Д. Х. Баратов

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ СИСТЕМ СЦБ

В настоящее время взаимодействие организаций, участвующих в капитальном ремонте и капитальном строительстве систем автоматики и телемеханики, четко не регламентировано. Информация между проектными организациями, генеральным подрядчиком и субподрядчиками, департаментом капитального строительства (ДКСС), департаментом капитальной реконструкции и строительства (ДКРС), департаментом и службами автоматики и телемеханики (АТ) железных дорог, поставщиками, заводами, дистанциями (ШЧ) и ремонтно- технологическими участками (РТУ) передается долго, часто возникают несогласованности и потери информации, при возникновении задержек невозможно определить их причину, сроки устранения и последствия.

Работа с заказными спецификациями (ЗС) на устройства автоматики и телемеханики является актуальной задачей управления информацией как в проектных организациях, так и в дистанциях СЦБ, службах АТ и организациях, связанных со строительством и проведением пусконаладочных работ. Процесс разработки задания на проектирование объектов СЦБ, заключения договоров на разработку проектно-сметной документации, формирования договоров на поставку приборов и оборудования, формирования заказных спецификаций для поставщиков, получения оборудования в дистанции СЦБ и на складе требует автоматизации. Как правило, все операции, связанные с указанными выше процессами, выполняются «бумажным», неавтоматизированным способом. Отсутствие единой информационной среды между участниками процессов проектирования, строительства, проведения пусконаладочных работ службой АТ и дистанцией СЦБ приводит к несвоевременному формированию заказов, задержкам выполнения заказов, нерациональной последовательности доставки приборов и оборудования и в конечном счете - к нарушению сроков ввода в эксплуатацию объектов автоматики и телемеханики.

Для устранения этих проблем и создания единой информационной среды, единой формы обращения и контроля над всеми процессами сотрудниками НТЦ САПР ПГУПС был разработан комплекс задач «Автоматизированное рабочее место по формированию и ведению заказных спецификаций» (КЗ АРМ-ВЗС).

71

Назначение КЗ АРМ-ВЗС состоит в повышении эффективности процессов ведения базы данных по заказам оборудования, ведения и использования ЗС на дорожном и дистанционном уровнях управления хозяйством АТ за счет использования компьютерных технологий.

Порядок взаимодействия организаций при использовании КЗ АРМ-ВЗС и алгоритмы, реализованные в данной информационной технологии, освещены в предыдущих публикациях [1], [2]. Рассмотрим структуру информационного обеспечения КЗ АРМ-ВЗС.

При разработке КЗ АРМ-ВЗС реализованы следующие основные принципы:

максимальное использование баз данных, общих для всех хозяйств инфраструктуры, и создаваемых справочных баз данных (СБД-И);

максимальное использование существующей инфраструктуры информатизации железнодорожного транспорта (ИВЦ, сети связи, СПД);

общие принципы повышения эффективности работы с базами данных (БД) и надежности хранения информации;

учет специфических особенностей технологии работы с заказными спецификациями в хозяйстве АТ.

При разработке КЗ АРМ-ВЗС реализована концепция единого информационного пространства, максимального использования отраслевых СБД-И. Программное обеспечение тесно взаимодействует с автоматизированной системой управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки второго поколения АСУ-Ш-2.

Сбор информации в КЗ АРМ-ВЗС производится автоматизированным способом и автоматически из систем САПР, использующих отраслевой формат хранения данных.

Схема источников информации и направлений информационных потоков для всех типов схем, составляющих основной объем ЗС, приведена на рисунке 1.

Разработка выполнена по технологии клиент-сервер с использованием MySQL-сервера. Передача информации между рабочими станциями и сервером организована по протоколу TCP/IP с выделением статических IP-адресов. Обмен данными между серверами осуществляется как с использованием протокола TCP/IP, так и с использованием электронной почты.

КЗ АРМ-ВЗС взаимодействует со службами АТ, дистанциями СЦБ, проектными организациями, департаментом капитального строительства (ДКСС) и ремонта (ДКРС), поставщиками оборудования (подрядчиками) и производителями (заводами).

72

Проек- шая

Начальник ] отдела j СЦБ ; ; гип 1 1 1

Начальник отдела

сигнализации

Отдел | | Отдел

сцб ; ; СВЯЗИ

■Шь.

А

Департамент капитальной ДКРС

реконструкции и строительства

Начальник дистан шч

ции сигнализации и йям&оУ* <•••

Главный ниже- шчг <■ •

нер

Группа тех док шч

Руководитель БТД Тех

Т

3.

Главный ] Служба

инженер [ сигнализации

шг . и связи

ш.

.....Спецификация

_ . -к- Договор

____Распоряжение

-----► Заявка

Рис. 1. Структура источников информации АРМ-ВЗС

В логической модели БД представлены таблицы базы данных и их взаимосвязь. Например, таблица TITULS (титулы) имеет три поля (FK), которые связаны с соответствующими полями другой таблицы, и одно поле, относящееся только к этой таблице.

Заполнение баз данных КЗ АРМ-ВЗС должно осуществляться в службе АТ, проектных организациях, ДКРС, заводах-изготовителях, дистанциях СЦБ ответственными исполнителями в автоматическом или ручном режиме.

Комплексная автоматизированная система управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки АСУ-Ш2 представляет собой многоуровневую систему, функционирующую на уровнях дистанций сигнализации и связи, служб сигнализации, централизации и блокировки управления дорог и Департамента сигнализации, централизации и блокировки ОАО РЖД. АСУ-Ш2 реализует три направления интегрированной информационной системы хозяйства СЦБ (ИИС-СЦБ). Подробно АСУ-Ш2 описана в [3], [4]. Соответствующий фрагмент структуры БД АСУ-Ш2 представлен на рисунке 2.

При взаимодействии с базой АСУ-Ш2 в КЗ АРМ-ВЗС получение информации осуществляется из нескольких таблиц. Из таблицы ПРЕДПРИЯТИЯ выбирается список заводов-изготовителей, из таблицы МАРКИ ОБОРУДОВАНИЯ получается список наименований оборудования, марки оборудования, единицы измерения и др.

73

УЛ^С.^^-АТ9^-0^У^^|4^-Я

СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ___________

: ID группировки оборудовать (FK)

! JD ВХОДИМОСТИ

■>Э-

.ф-

! Вход-когетр.Ю группировки оборудования (FK) ; Вход-схема ID группировки оборудованкя (FK)

, Признак состава оборудоватя

,и=-----------------------------------------------------------^

. Накм-е кл, л-вл, группы полное , йанм-е хл, ц-кя, группы Коджество марок в трупшфовкее Кол1«^ство|Щ|дредЦ1»ню1Х марок_

Р груд

дпировка

СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ В ФИ. Ю входного фильтра (FK)

Номер входящего оборудования

: Ю группировки оборудования (Fh |Ю марки оборудования (FK)

МАРКИ ОБОРУДОВАНИЯ

Клафн-

фнщсует

*

1 ИМ.РАЙОНС® и КАТ PAiM тического района (FK) ipwc размещении (FK)_ __

Возможг ы по ГОСТ

СПР.КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ

. РУС

ID климатического района

Обозначение климатического района Наименование климатического района полное Наименование климатического района Обозначение климатического района, лаг

едяшцы измерения (FK)

D гругашразкв оборудования (FK) Наныеаэяаше марки полное ID шифра вмортнэшго (FK) Вишбиашине мартен {[£1.1} |Наэгачв9ге оборудований Определешв Примечание

Кэимезоэание марен краткое Тип доррвктзфрвкиДл Дата начала действия .'

.Дата коми действия Дата последнего отменена яя ; ФИО н тепефон автора док марка

Ц_____Кпн.

< ГОСТ

иотовляктт

-«К,

«HS

ИЗГОТОВИТЕЛИ ОБОРУДОВАНИЯ ID марки оборудован»

; ID предприятия (FK)

ИЗГОТОВ. 1ЯЮТСЯ

Вхоцяг £ ассортнМеН

ФИЛЬТРЫ НОМЕНКЛАТУРЫ ОБОРУ

ID входного фильтра_________

Наименование фильтра

,-ЕИ колнче ------ ------

Варианты

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

КСП01КВНИЯ

Ш единШг**ереЩи

гбтита ЕЙ (FK) * КрЕИпоОКЕИ

ресурса ЕИ хрхтм -Р-1 '

По типам лзме

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТИПЫ ЕЛ

I ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБОРУДОВАНИЯ "pN id марки оборудования (FK)

ID вида ихотовлення

Ш тнш I

Наймет;

ЕИ ресурса ID единицы измерения (FK) ID климатического района (FK)

ID категории размещения {FK)

Ю кода ОКП (FK)

Нормативный документ - ГОСТ. ТУ

СЕТЕВОЙ КЛАСС1 ■ Код оборудования | Контрольное чнсл>

Рис. 2. Фрагмент логической модели БД АСУ-Ш2 «Оборудование ЖАТ»

(Ш-Кл-Обор)

При формировании новых позиций в спецификации КЗ АРМ-ВЗС соединяется с сервером АСУ-Ш2 и получает из БД необходимую информацию об оборудовании.

Взаимодействие с АСУ-Ш2 позволяет повысить эффективность применения КЗ АРМ-ВЗС, существенно ускорить и упорядочить информационное взаимодействие всех организаций, участвующих в проектировании, строительстве и капитальном ремонте систем СЦБ, повысить качество ведения ЗС и формирования заказов оборудования, повысить оперативность предоставления информации. Организация на основе КЗ АРМ-ВЗС единого информационного пространства позволяет повысить достоверность и информативность процессов взаимодействия, улучшить информационную поддержку принятия решений на всех уровнях управления и обеспечить сокращение сроков проектирования, строительства и капитального ремонта систем СЦБ.

Библиографический список

1. Управление заказами оборудования и материалов автоматизированным способом // П. Е. Булавский, Д. Х. Баратов // Доклады XIII международной научнопрактической конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» Инфотранс-2008. - М., 2008. - С. 121-127.

74

2. Управление заказами оборудования на основе баз данных технической документации / П. Е. Булавский, Д. Х. Баратов // Материалы XI Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика-2008», Санкт-Петербург, 22-24 октябрь, 2008. - СПб., 2008. - С. 176-177.

3. Новые возможности АСУ-Ш2 в части контроля факта выполнения работ по техническому обслуживанию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики / В. В. Задорожный // II международная научно-практическая конференция «Автоматика и телемеханика на ж.-д. транспорте», Сочи, 11-14 октября 2005, ТрансЖАТ-2005 : сб. докладов. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 210-215.

4. Комплексная автоматизированная система управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки второго поколения АСУ-Ш-2 // Железнодорожный транспорт. Сер. Сигнализация и связь / ЭИ/ЦНИИТЭИ МПС. -2000. - № 4. - С. 1-42.

УДК 681.326.7

Д. В. Ефанов, канд. техн. наук

АВТОМАТИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ АНАЛИЗА ДИАГНОСТИРУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ

Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) обеспечивают безопасность перевозочного процесса, поэтому необходимо следить за их состоянием. Область технической диагностики [1] позволяет осуществлять контроль подобного рода.

В настоящее время на железных дорогах России организуются центры технической диагностики и мониторинга [2], сотрудники которых анализируют функциональные способности диагностируемых устройств.

Часть работы по анализу параметров диагностируемых объектов ЖАТ выполняет сама система технической диагностики и мониторинга (СТДМ). Автоматизация анализа работ по выявлению технологических ситуаций (отказов, предотказных состояний) позволит в дальнейшем осуществить переход на обслуживание устройств по состоянию [3].

В то же время часть ситуаций, возникающих с ЖАТ в процессе эксплуатации, анализируются не автоматизированно (выполнение графика технического обслуживания, технологические ситуации в поездной и маневровой работе).

В статье [4] рассматривается метод, расширяющий функции систем технической диагностики и мониторинга, основанный на кодировании состояний диагностируемых объектов. Приведем примеры алгоритмов, основанных на этом методе, позволяющих автоматизировать работу технологов

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.