УДК 656.25
П. Е. Булавский, канд. техн. наук Д. Х. Баратов
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ СИСТЕМ СЦБ
В настоящее время взаимодействие организаций, участвующих в капитальном ремонте и капитальном строительстве систем автоматики и телемеханики, четко не регламентировано. Информация между проектными организациями, генеральным подрядчиком и субподрядчиками, департаментом капитального строительства (ДКСС), департаментом капитальной реконструкции и строительства (ДКРС), департаментом и службами автоматики и телемеханики (АТ) железных дорог, поставщиками, заводами, дистанциями (ШЧ) и ремонтно- технологическими участками (РТУ) передается долго, часто возникают несогласованности и потери информации, при возникновении задержек невозможно определить их причину, сроки устранения и последствия.
Работа с заказными спецификациями (ЗС) на устройства автоматики и телемеханики является актуальной задачей управления информацией как в проектных организациях, так и в дистанциях СЦБ, службах АТ и организациях, связанных со строительством и проведением пусконаладочных работ. Процесс разработки задания на проектирование объектов СЦБ, заключения договоров на разработку проектно-сметной документации, формирования договоров на поставку приборов и оборудования, формирования заказных спецификаций для поставщиков, получения оборудования в дистанции СЦБ и на складе требует автоматизации. Как правило, все операции, связанные с указанными выше процессами, выполняются «бумажным», неавтоматизированным способом. Отсутствие единой информационной среды между участниками процессов проектирования, строительства, проведения пусконаладочных работ службой АТ и дистанцией СЦБ приводит к несвоевременному формированию заказов, задержкам выполнения заказов, нерациональной последовательности доставки приборов и оборудования и в конечном счете - к нарушению сроков ввода в эксплуатацию объектов автоматики и телемеханики.
Для устранения этих проблем и создания единой информационной среды, единой формы обращения и контроля над всеми процессами сотрудниками НТЦ САПР ПГУПС был разработан комплекс задач «Автоматизированное рабочее место по формированию и ведению заказных спецификаций» (КЗ АРМ-ВЗС).
71
Назначение КЗ АРМ-ВЗС состоит в повышении эффективности процессов ведения базы данных по заказам оборудования, ведения и использования ЗС на дорожном и дистанционном уровнях управления хозяйством АТ за счет использования компьютерных технологий.
Порядок взаимодействия организаций при использовании КЗ АРМ-ВЗС и алгоритмы, реализованные в данной информационной технологии, освещены в предыдущих публикациях [1], [2]. Рассмотрим структуру информационного обеспечения КЗ АРМ-ВЗС.
При разработке КЗ АРМ-ВЗС реализованы следующие основные принципы:
максимальное использование баз данных, общих для всех хозяйств инфраструктуры, и создаваемых справочных баз данных (СБД-И);
максимальное использование существующей инфраструктуры информатизации железнодорожного транспорта (ИВЦ, сети связи, СПД);
общие принципы повышения эффективности работы с базами данных (БД) и надежности хранения информации;
учет специфических особенностей технологии работы с заказными спецификациями в хозяйстве АТ.
При разработке КЗ АРМ-ВЗС реализована концепция единого информационного пространства, максимального использования отраслевых СБД-И. Программное обеспечение тесно взаимодействует с автоматизированной системой управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки второго поколения АСУ-Ш-2.
Сбор информации в КЗ АРМ-ВЗС производится автоматизированным способом и автоматически из систем САПР, использующих отраслевой формат хранения данных.
Схема источников информации и направлений информационных потоков для всех типов схем, составляющих основной объем ЗС, приведена на рисунке 1.
Разработка выполнена по технологии клиент-сервер с использованием MySQL-сервера. Передача информации между рабочими станциями и сервером организована по протоколу TCP/IP с выделением статических IP-адресов. Обмен данными между серверами осуществляется как с использованием протокола TCP/IP, так и с использованием электронной почты.
КЗ АРМ-ВЗС взаимодействует со службами АТ, дистанциями СЦБ, проектными организациями, департаментом капитального строительства (ДКСС) и ремонта (ДКРС), поставщиками оборудования (подрядчиками) и производителями (заводами).
72
Проек- шая
Начальник ] отдела j СЦБ ; ; гип 1 1 1
Начальник отдела
сигнализации
Отдел | | Отдел
сцб ; ; СВЯЗИ
■Шь.
А
Департамент капитальной ДКРС
реконструкции и строительства
Начальник дистан шч
ции сигнализации и йям&оУ* <•••
Главный ниже- шчг <■ •
нер
Группа тех док шч
Руководитель БТД Тех
Т
3.
Главный ] Служба
инженер [ сигнализации
шг . и связи
ш.
.....Спецификация
_ . -к- Договор
____Распоряжение
-----► Заявка
Рис. 1. Структура источников информации АРМ-ВЗС
В логической модели БД представлены таблицы базы данных и их взаимосвязь. Например, таблица TITULS (титулы) имеет три поля (FK), которые связаны с соответствующими полями другой таблицы, и одно поле, относящееся только к этой таблице.
Заполнение баз данных КЗ АРМ-ВЗС должно осуществляться в службе АТ, проектных организациях, ДКРС, заводах-изготовителях, дистанциях СЦБ ответственными исполнителями в автоматическом или ручном режиме.
Комплексная автоматизированная система управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки АСУ-Ш2 представляет собой многоуровневую систему, функционирующую на уровнях дистанций сигнализации и связи, служб сигнализации, централизации и блокировки управления дорог и Департамента сигнализации, централизации и блокировки ОАО РЖД. АСУ-Ш2 реализует три направления интегрированной информационной системы хозяйства СЦБ (ИИС-СЦБ). Подробно АСУ-Ш2 описана в [3], [4]. Соответствующий фрагмент структуры БД АСУ-Ш2 представлен на рисунке 2.
При взаимодействии с базой АСУ-Ш2 в КЗ АРМ-ВЗС получение информации осуществляется из нескольких таблиц. Из таблицы ПРЕДПРИЯТИЯ выбирается список заводов-изготовителей, из таблицы МАРКИ ОБОРУДОВАНИЯ получается список наименований оборудования, марки оборудования, единицы измерения и др.
73
УЛ^С.^^-АТ9^-0^У^^|4^-Я
СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ___________
: ID группировки оборудовать (FK)
! JD ВХОДИМОСТИ
■>Э-
.ф-
! Вход-когетр.Ю группировки оборудования (FK) ; Вход-схема ID группировки оборудованкя (FK)
, Признак состава оборудоватя
,и=-----------------------------------------------------------^
. Накм-е кл, л-вл, группы полное , йанм-е хл, ц-кя, группы Коджество марок в трупшфовкее Кол1«^ство|Щ|дредЦ1»ню1Х марок_
Р груд
дпировка
СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ В ФИ. Ю входного фильтра (FK)
Номер входящего оборудования
: Ю группировки оборудования (Fh |Ю марки оборудования (FK)
МАРКИ ОБОРУДОВАНИЯ
Клафн-
фнщсует
*
1 ИМ.РАЙОНС® и КАТ PAiM тического района (FK) ipwc размещении (FK)_ __
Возможг ы по ГОСТ
СПР.КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ
. РУС
ID климатического района
Обозначение климатического района Наименование климатического района полное Наименование климатического района Обозначение климатического района, лаг
едяшцы измерения (FK)
D гругашразкв оборудования (FK) Наныеаэяаше марки полное ID шифра вмортнэшго (FK) Вишбиашине мартен {[£1.1} |Наэгачв9ге оборудований Определешв Примечание
Кэимезоэание марен краткое Тип доррвктзфрвкиДл Дата начала действия .'
.Дата коми действия Дата последнего отменена яя ; ФИО н тепефон автора док марка
Ц_____Кпн.
< ГОСТ
иотовляктт
-«К,
«HS
ИЗГОТОВИТЕЛИ ОБОРУДОВАНИЯ ID марки оборудован»
; ID предприятия (FK)
ИЗГОТОВ. 1ЯЮТСЯ
Вхоцяг £ ассортнМеН
ФИЛЬТРЫ НОМЕНКЛАТУРЫ ОБОРУ
ID входного фильтра_________
Наименование фильтра
,-ЕИ колнче ------ ------
Варианты
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
КСП01КВНИЯ
Ш единШг**ереЩи
гбтита ЕЙ (FK) * КрЕИпоОКЕИ
ресурса ЕИ хрхтм -Р-1 '
По типам лзме
ТИПЫ ЕЛ
I ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБОРУДОВАНИЯ "pN id марки оборудования (FK)
ID вида ихотовлення
Ш тнш I
Наймет;
ЕИ ресурса ID единицы измерения (FK) ID климатического района (FK)
ID категории размещения {FK)
Ю кода ОКП (FK)
Нормативный документ - ГОСТ. ТУ
СЕТЕВОЙ КЛАСС1 ■ Код оборудования | Контрольное чнсл>
Рис. 2. Фрагмент логической модели БД АСУ-Ш2 «Оборудование ЖАТ»
(Ш-Кл-Обор)
При формировании новых позиций в спецификации КЗ АРМ-ВЗС соединяется с сервером АСУ-Ш2 и получает из БД необходимую информацию об оборудовании.
Взаимодействие с АСУ-Ш2 позволяет повысить эффективность применения КЗ АРМ-ВЗС, существенно ускорить и упорядочить информационное взаимодействие всех организаций, участвующих в проектировании, строительстве и капитальном ремонте систем СЦБ, повысить качество ведения ЗС и формирования заказов оборудования, повысить оперативность предоставления информации. Организация на основе КЗ АРМ-ВЗС единого информационного пространства позволяет повысить достоверность и информативность процессов взаимодействия, улучшить информационную поддержку принятия решений на всех уровнях управления и обеспечить сокращение сроков проектирования, строительства и капитального ремонта систем СЦБ.
Библиографический список
1. Управление заказами оборудования и материалов автоматизированным способом // П. Е. Булавский, Д. Х. Баратов // Доклады XIII международной научнопрактической конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» Инфотранс-2008. - М., 2008. - С. 121-127.
74
2. Управление заказами оборудования на основе баз данных технической документации / П. Е. Булавский, Д. Х. Баратов // Материалы XI Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика-2008», Санкт-Петербург, 22-24 октябрь, 2008. - СПб., 2008. - С. 176-177.
3. Новые возможности АСУ-Ш2 в части контроля факта выполнения работ по техническому обслуживанию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики / В. В. Задорожный // II международная научно-практическая конференция «Автоматика и телемеханика на ж.-д. транспорте», Сочи, 11-14 октября 2005, ТрансЖАТ-2005 : сб. докладов. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 210-215.
4. Комплексная автоматизированная система управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки второго поколения АСУ-Ш-2 // Железнодорожный транспорт. Сер. Сигнализация и связь / ЭИ/ЦНИИТЭИ МПС. -2000. - № 4. - С. 1-42.
УДК 681.326.7
Д. В. Ефанов, канд. техн. наук
АВТОМАТИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ АНАЛИЗА ДИАГНОСТИРУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ
Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) обеспечивают безопасность перевозочного процесса, поэтому необходимо следить за их состоянием. Область технической диагностики [1] позволяет осуществлять контроль подобного рода.
В настоящее время на железных дорогах России организуются центры технической диагностики и мониторинга [2], сотрудники которых анализируют функциональные способности диагностируемых устройств.
Часть работы по анализу параметров диагностируемых объектов ЖАТ выполняет сама система технической диагностики и мониторинга (СТДМ). Автоматизация анализа работ по выявлению технологических ситуаций (отказов, предотказных состояний) позволит в дальнейшем осуществить переход на обслуживание устройств по состоянию [3].
В то же время часть ситуаций, возникающих с ЖАТ в процессе эксплуатации, анализируются не автоматизированно (выполнение графика технического обслуживания, технологические ситуации в поездной и маневровой работе).
В статье [4] рассматривается метод, расширяющий функции систем технической диагностики и мониторинга, основанный на кодировании состояний диагностируемых объектов. Приведем примеры алгоритмов, основанных на этом методе, позволяющих автоматизировать работу технологов
75