Е.Г. Аксёнова
Информационное обеспечение методов эколого-экономического механизма обоснования городских территорий
Эколого-экономический механизм рационального землепользования есть система организации хозяйства на территории, с присущими ей способами управления и взаимоотношений между землепользователями, направленная на улучшение экологических и экономических свойств земельных участков.
Типология эколого-экономических механизмов землепользования может быть произведена по следующим критериям:
1. По преобладающим методам управления: рыночный, командноадминистративный, смешанный.
2. По наличию цели: имеющий цель, не имеющий цель.
3. По способу воздействия на землепользователей: стимулирующий, подавляющий, ограничивающий.
4. По преобладанию нагрузки: на общественных институтах, на землепользователях.
5. По конечным результатам: рациональный, нерациональный, индифферентный.
6. По достаточности финансирования: достаточно финансируемый, плохо финансируемый.
Сегодня совершенно ясно, что комплексный учет всех факторов, формирование стратегии развития, выработка конкретных мероприятий и планов развития городов невозможны без использования современных информационных технологий. Вместе с тем, задачи, связанные с оптимальным управлением такой сложной системой как современный город, имеют универсальный, не зависящий от внешних условий и внутренних требований, характер, а именно: большое количество
параметров управления, сложность задач управления, разнообразие
областей применения; разнородность задач управления, интегрированный (комплексный) характер управления.
Решение поставленных задач может быть найдено в рамках
географических информационных систем, которые представляют собой совокупность информационных технологий, данных и методов их сбора, хранения и управления ими для задач анализа и представления
картографической и описательной информации об объектах, которые могут быть представлены на географических картах.
Роль поставщиков ресурсной информации для системы управления играют кадастры.
Рассмотрим подробнее уровни решения задачи управления городом с «кадастровой» точки зрения.
1. Инвентаризация и учет городских ресурсов. Эта задача
решается учетными организациями - БТИ, инженерными предприятиями. Часть учетных функций по некоторым ресурсам выполняют органы архитектуры и комитеты по управлению муниципальной собственностью. Учет вещных прав передан регистрационным палатам Минюста.
2. Интеграция информации о территории для целей управления,
моделирование, анализ вариантов развития городских ресурсов, контроль за правильным развитием всех видов ресурсов. Для принятия
управленческих решений, определяющих процессы городского развития, необходима интеграция сведений обо всем, что создано и существует на поверхности (почвы, застройка, транспортные магистрали), под поверхностью земли (геология, гидрогеология), а также над поверхностью (микроклимат, экология и пр.). Важны также показатели о населении, экономической базе, генеральных схемах водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, характере внутригородских и внешних связей, несущей способности грунтов, инженерно-технических условиях в освоении площадок под строительство.
3. Комплексный анализ развития территории и выработка на основе моделей прогнозов на будущее. Эта задача также в большой степени решается управлениями архитектуры и градостроительства. И должно это происходить во взаимодействии со многими управлениями городских администраций, особенно управления экономики.
Город - это целостная система, в которой все взаимосвязано. Сегодня мы сталкиваемся с важнейшими методологическими проблемами учета и ведения кадастров территорий.
Создание информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИС ОГД) обеспечивает организации, проводящие кадастровый учет объектов недвижимости и регистрацию прав на объекты недвижимости, информацией, необходимой для проведения ими массовой и индивидуальной оценки объектов недвижимости, данными о состоянии и развитии территорий населенных пунктов. Сейчас эта система используется практически повсеместно, за исключением малых городов, где только ведется создание информационной базы. И именно ИС ОГД рекомендуется использовать в таких случаях, для создания информационной основы этих территорий.
Без градостроительной информации невозможно существование рынка недвижимости, поскольку из градостроительного кадастра в кадастр недвижимости поступает информация о сервитутах, транспортной структуре, регламентах территории, ее инженерной обеспеченности, планах развития, генеральных схемах водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, градостроительной ценности объектов недвижимости, составляющей 85% рыночной цены.
На сегодняшний день ИС ОГД в городах позволяет резко увеличить поступление в местные бюджеты средств от платы за землю. Задача градостроительного кадастра как раз и состоит в том, чтобы интегрировать всю информацию о территории.
Мировая практика показывает, что комплексные информационные системы в области градостроительства являются неотъемлемой частью современного управления. Без их создания невозможно оптимальное развитие городов, формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса.
Помимо несомненной пользы в облегчении решения целого ряда градостроительных проблем, следует учесть экономическую эффективность введения подобных систем.
Другая проблема: учет объектов на территории практически никто не рассматривает как первый шаг к проведению последующего имитационного моделирования процессов, протекающих на территории. Градостроительный кадастр, вследствие своей объективной комплексности и многоаспектности является информационной основой для принятия решений по управлению городскими ресурсами.
Сегодня городская власть осознает объемы и роль информационных ресурсов градостроительного кадастра для системы управления городом, ведутся работы по созданию общегородской информационной системы. Такая автоматизированная система даёт возможность власти концентрировать информацию о городских ресурсах и использовать ее в практике управления. И именно градостроительный кадастр становится основой единой муниципальной информационной системы (МИС).
Часть данных поступает из ведомственных кадастров и реестров нижнего уровня, - в том числе кадастра недвижимости, реестров объектов инженерного обеспечения, реестров зданий, сооружений и природных ресурсов. На основе этой информации проводится моделирование процессов развития территорий, это позволяет власти принимать обоснованные решения, а не делать дорогие ошибки, исправляя их потом на живом организме города.
Роль управлений архитектуры и градостроительства в информатизации системы управления городом является ключевой в связи с тем, что:
1) управление архитектуры и градостроительства - единственное структурное подразделение администрации, которое смотрит на город интеграционно - во всех его аспектах;
2) управление градостроительства - единственное подразделение, которое объективно преследует цели развития города в целом, а не отдельных отраслей его хозяйства;
3) управление градостроительства - подразделение, концентрирующее в градостроительном кадастре наибольшие информационные ресурсы о территории и важнейшую аналитическую информацию
Развитие муниципальной информационной системы является сегодня первостепенной задачей в развитии управления городом.
Компания ESRI - единственный поставщик полноценных законченных программных решений для создания и поддержки больших информационных систем, предназначенных для работы с пространственной информацией. В качестве компонентов системы такого уровня в последнее время стали использоваться серверы пространственных данных:
1) Spatial Database Engine (SDE) - открытая среда управления пространственными данными, ядро корпоративной распределенной геоинформационной системы (ГИС), как правило, вместе с внешней реляционной базой данных.
2) ARC/INFO с дополнительным модулем ArcStorm (менеджером пространственной базы данных с аналитическими функциями) и модулем ArcSDE (средства SDE в среде ARC/INFO).
Основные ГИС, используемые в управлении городом :
ArcView GIS - программное обеспечение, решающее задачи географического отображения и анализа для хранилищ данных;
MapObjects - встраивание карт и функций ГИС в собственные приложения;
ARC/INFO - загрузка, просмотр и расширенный анализ данных SDE.
Одной из первых проблем, возникающих в процессе внедрения ГИС, является получение актуальной картографической основы для нанесения базовых пространственных объектов.
Программный продукт MicroStation (Bentley Systems) позволяет на основе стереоскопической съемки территории и цифровой модели рельефа создавать сначала модель местности, а затем каркасные трехмерные объекты сооружений и инфраструктуры города. Внедрение такой технологии может быть использовано при решении следующих задач: городское планирование и управление развитием территорий, предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, воссоздание наглядного образа города с целью повышения его инвестиционной и туристической привлекательности, геометрическое проектирование различных коммуникаций.
Для успешной реализации различных технологий созданы специальные расширения, автоматизирующие производство работ: преобразование информации, созданной в АРМ РАСТР в ArcMap; преобразование информации, полученной на фотограмметрических станциях SD-2000 в среде MicroStation, в ArcMap; ArcMap позволяет отображать данные на основании качественных значений атрибутов и на основании количественных значений.
Выбор линейки продуктов ArcGIS был не случаен. Большой объем и разнообразие пространственной информации, а также большое количество пользователей, заинтересованных в оперативном получении необходимой информации, предъявляют серьезные требования к применяемым
программным платформам и к средствам качественного отображения картографического материала.
Продукты компании ESRI прошли длительный эволюционный путь развития и вобрали в себя опыт большого числа разработчиков и пользователей. На сегодняшний день это мощнейшая геоинформационная система с удобным пользовательским интерфейсом и расширяемой объектной моделью.
На аспекте расширяемости хотелось бы остановиться подробнее. Компания ESRI создала специальную программу поддержки разработчиков ESRI Developer Network (EDN), в состав которой входят серверные компоненты ArcGIS Server и компоненты для разработчиков ArcGIS Engine. Данные продукты тесно интегрируются со средой разработки MS Visual Studio, благодаря чему имеется возможность быстро расширять функциональность приложений ArcGIS Desktop и создавать полнофункциональные картографические настольные и web-приложения. Возможность расширения стандартных программных модулей ArcGIS Desktop (ArcMap, ArcCatalog и т.д.) с учетом специфических задач конкретных пользователей с применением ArcGIS Engine позволяет создавать специализированные приложения на унифицированной платформе. Быстрое создание web-приложений с использованием набора библиотек и инструментов разработчика Web ADF (Web Application Developer Framework), входящих в состав ArcGIS Server, позволяет предоставлять доступ к пространственной информации большому количеству пользователей с минимальными затратами на установку и развертывание.
В качестве примера реализации конкретных составляющих автоматизированной информационной системы на базе ArcGIS хотелось бы привести краткое описание подсистемы уже используемой в крупных городах, рекомендуемой для внедрения при обустройстве небольших
городов на сегодняшний день: автоматизированную систему ведения дежурного плана города.
Автоматизированная система ведения дежурного плана (АСВДП) предназначена для оперативного мониторинга изменений на территории города, связанных с проведением работ по строительству и реконструкции объектов городской среды. Система позволяет фиксировать результаты геодезических изысканий на электронной карте города. Материалы геодезических съемок, поступающие в отдел градостроительного кадастра и имеющие различную форму (бумажную, цифровую) и различное качество, с помощью АСВДП сопоставляются с конкретным участком территории города и проверяются на соответствие действующим нормам.
Эта система также включает в себя сведения о выданных разрешениях на проектные работы, о выданных технических условиях, о полученных согласованиях, сведения о проектной организации, дате разработки и утверждения проекта, а также данные о предполагаемом размещении, сроках строительства и основных технических характеристиках объекта.
На основании этой информации выдается разрешение на проведение геодезических изысканий. Состав сведений, на основании которых формируется разрешение, включает данные о заказчике проекта, месте размещения объекта и его основных характеристиках, а также регистрационный номер проекта. Предварительные границы проектируемого объекта фиксируются в реестре и на соответствующем информационном слое плана города.
Таким образом, автоматизированная система ведения дежурного плана решает следующие задачи: регистрация технических требований к объекту, выдача разрешения на проведение геодезических изысканий, регистрация съемок, внесение изменений в дежурный план города на основании геодезических съемок, контроль согласований, выдача выкопировок из дежурного плана.
Кроме того, в системе ведется ряд реестров и справочников: реестр заказчиков, справочник организационных форм предприятий, реестр органов, выдающих согласования, реестр проектных организаций, реестр геодезических организаций.
На основании архитектурно-планировочного задания проводится анализ потребностей объекта в водоснабжении, водоотведении, отоплении, газификации, электроснабжении, телефонизации и других инженерных сетей.
Регистрация требований проводится на основе документа, который составляется организацией, разрабатывающей градостроительный проект. На основании этих требований определяется необходимость подключения соответствующих коммуникаций и согласования с организациями, ответственными за соответствующие сети.
После регистрации требований в автоматизированном режиме формируется разрешение на проведение геодезических изысканий. К разрешению прилагается картограмма работ с указанием границ проведения геодезических изысканий. Разрешение формируется на основе шаблона в формате MS Word, что позволяет при необходимости изменить его в соответствии с текущими требованиями.
Для проведения геодезических изысканий организации выдается выкопировка из дежурного плана города. Она формируется в полуавтоматическом режиме и выводится на печать на широкоформатный плоттер.
Автоматизированная выдача выкопировок позволяет ускорить получение картографической информации (исключается необходимость обращения в архив для получения лавсановых планшетов), выдавать такую информацию только на интересующую территорию, контролировать выдачу выкопировок, благодаря ведению электронного журнала их регистрации.
Результаты съемки текущих изменений передаются в отдел градостроительного кадастра для контроля качества и согласования. На основании полученных материалов на дежурный план города наносятся изменения, что повышает степень его актуальности. Обновленный дежурный план передается проектировщику, который составляет рабочий проект объекта. Проектная информация заносится в специальные слои дежурного плана и служит для сравнения в будущем запроектированных работ с фактически выполненными, а также для согласования работ по строительству и реконструкции на прилегающей территории.
По факту завершения прокладки конкретных инженерных коммуникаций проводится их исполнительная съемка. АСВДП позволяет сравнить результаты исполнительной съемки сетей с сохраненными проектными трассами и быстро выявить отклонения от проекта, если таковые имеют место. После завершения работ на объекте проводится съемка благоустройства территории, на основании которой вновь построенные или реконструированные объекты и прилегающая к ним территория наносятся на дежурный план.
Внедрение АСВД позволяет осуществлять мониторинг изменений на территории города и оперативно отражать их на дежурном плане.
Таким образом, применение продуктов компании ESRI, использование средств ArcGIS и встроенного языка программирования позволяет разработать и внедрить технологии, охватывающие весь спектр задач по созданию муниципальных информационных систем небольших городов, так необходимых в настоящее время при обустройстве и развитии городской территории.
Библиографический список:
1. Автоматизированная система ведения земельно-кадастровой информации ROSCAD, Сибирский РКЦ «Земля», www.sibrcc.ru.
2. Бурков В.Н., Новиков Д.А, Щепкин А.В./редакция Васильева С.Н., Механизмы управления эколого-экономическими системами, монография, изд. «Физматлит», 245стр., 2008г.
3. ГИС: реальный инструмент для управления городом. Холодков В.В., Радионов Г.П., Рудов А.И., Кувшинников Г.А, Купецкая Т.А. Бюро Кадастра Таганрога, http://www.cbt.ru/
4. Леонид Чесалов, к.т.н., в.н.с., лаб. геоинформатики
ВНИИгеосистем, Москва - ГИС и картография. - официальный сайт ООО «ДАТА+» www.dataplus.ru
5. Чешев А. С, Аветисов А.Ю. Основные принципы экологоэкономической оценки земельных участков в городских условиях. Земельный кадастр: Сборник научных трудов. Ростов н/Д: Рост, гос. строит, ун-т, 2003 г.
6. Чешев А.С. Современные подходы к планированию землепользова-ний в городских условиях. Земельный кадастр: Сборник научных трудов. Ростов н/Д: Рост, гос.строит. ун-т, 2004 г.
7. ARC REVIEW, Современные геоинформационные технологии. - М.: Издательство ООО СП Дата+, 2003. - №3(12).