Научная статья на тему 'Информационное обеспечение логистики снабжения транспортно-логистической компании'

Информационное обеспечение логистики снабжения транспортно-логистической компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СНАБЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ / MATERIAL FLOW / SUPPLY LOGISTICS / INFORMATION SUPPLY SUPPORT / TRANSPORT AND LOGISTICS COMPANY / WAYS TO IMPROVE LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лозинская Д.Е.

В данной статье рассматривается проблема нехватки актуальной информации о информационном обеспечении отдельных областей логистики и рассматривается модель информационного потока в логистике снабжения. Выявлено, что информационное обеспечение как основной фактор организации снабженческой деятельности транспортно-логистической компании может раскрыть пути совершенствования как службы снабжения, так и функционирования холдинга. На примере ОАО «РЖД» обозначены проблемы, возникающие во внутренних информационных процессах организации логистики и пути их оптимизации посредством исключения человеческого фактора из управления и координации материального потока.This article discusses the problem of the lack of relevant information on the information support of certain areas of logistics and considers the model of information flow in supply logistics. It was revealed that information support as the main factor in organizing the supply activities of the transport and logistics company can reveal ways to improve both the supply service and the functioning of the holding. On the example of Russian Railways, problems are identified that arise in the internal information processes of the organization of logistics and ways to optimize them by eliminating the human factor from management and coordination of material flow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение логистики снабжения транспортно-логистической компании»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ СНАБЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ

Д.Е. Лозинская, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10481

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема нехватки актуальной информации о информационном обеспечении отдельных областей логистики и рассматривается модель информационного потока в логистике снабжения. Выявлено, что информационное обеспечение как основной фактор организации снабженческой деятельности транспортно-логистической компании может раскрыть пути совершенствования как службы снабжения, так и функционирования холдинга. На примере ОАО «РЖД» обозначены проблемы, возникающие во внутренних информационных процессах организации логистики и пути их оптимизации посредством исключения человеческого фактора из управления и координации материального потока.

Ключевые слова: материальный поток, логистика снабжения, информационное обеспечение снабжения, транспортно-логистическая компания, пути совершенствования логистики.

В современном мире логистика играет весомую роль в организации бизнеса и модели функционирования предприятий различных отраслей. Управление материальными потоками позволяет наладить все организационные процессы служб компании и сформировать стратегические принципы существования на рынке посредством применения современных логистических технологий в оптимизации сопровождающих потоков: информационных, финансовых, кадровых и т.д. [1].

Многие научные труды посвящены формированию теоретической базы восприятия логистики. Так, например, представители научной школы кафедры Логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета описывают свою точку зрения в актуализации научной интерпретации синергии коммерции и логистики в современных условиях цифро-визации контрактной экономии, в определении экосистемы государственных закупок, в рассмотрении стратегических приоритетов развития операционной логистической деятельности в области транспортировки, в построении модели организации логистики корпораций в шеринг-экономике и в других аспектах логистики,

актуальных на данном этапе развития бизнеса и экономики.

Но стоит отметить, что информатизация раскрывается в общем виде логистики, а информационное обеспечение отдельных областей логистики не конкретизируется. В данной статье будет рассматриваться модель информационного потока в логистике снабжения на примере самой масштабной транспортно-логистической компании России - ОАО «РЖД».

Данная компания носит стратегический характер государственного уровня, поэтому обеспечение бесперебойного функционирования всех его структурных подразделений выделено в филиал - Центральную дирекцию закупок и снабжения (ЦДЗС). Масштабы территории Российской Федерации обусловливают для основной железнодорожной транспортно-логистической компании централизованное управление, которое обуславливает наличие управляющего структурного подразделения ЦДСЗ на каждой из 16 железнодорожных ветвей России.

Снабжение ОАО «РЖД» в общем виде осуществляется также централизованно, но возможны и региональные поставки, которыми занимаются центральные дирекции отдельных регионов - Московская

дирекция закупок и снабжения, Октябрьская дирекция закупок и снабжения. Предполагается, что перечисленные центральные аппараты управления регионов снабжают товарно-материальными ценностями

как привязанные к ним структурные подразделения, так и другие дороги РФ. На рисунке 1 представлена схема снабженческой деятельности ОАО «РЖД» в глобальном виде.

Центральная дирекция закупок и снабжения

Т -

ЦД3 ЦД4

К \

СП СП СП

СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП

ЦД

СП

Центральные дирекции других дорог —► Снабжение, организованное ЦДЗС

—► Снабжение, организованное ОКТ ДМС Структурные подразделения ОАО —► Снабжение, организованное Моск ДМС

«РЖД»

Рис. 1. Схема снабжения структурных подразделений ОАО «РЖД»

Исходя из рисунка видно, что движение материальных потоков осуществляется без какого-либо алгоритма из одной выходной точки во множество конечных пунктов. Следует иметь во внимании, что поставки осуществляются согласно годовому плану поставок и их упорядоченность зависит от того, насколько эффективно настроены информационные потоки между всеми участниками цепи поставки [2].

Информационное обеспечение в данном случае играет ведущую роль в организации деятельности транспортно-логистического холдинга. За счет координации материального потока конечный получатель в виде структурного подразделения может получить востребованную продукцию в заявленном периоде в заявленном количестве и качестве. Но здесь важным моментом является то, что данные

правила логистики могут быть не выполнены по причине:

- нарушения сроков поставки поставщиком;

- длительности проведения информационного потока во внутренней системе.

При этом нарушения сроков поставки поставщиком являются внешним фактором воздействия, а обработка информационного потока - внутренним [3].

В рамках данной работы рассматриваются исключительно внутренние организационные процессы предприятия и предложения по их совершенствованию.

Для определения недочетов информационного обеспечения материального потока транспортно-логистической компании будет рассмотрен процесс обработки данных о товарно-материальных ценностях с момента их входа в информацион-

ную систему ОАО «РЖД» до моменты выходы из нее в разрезе одного региона.

Основными элементами цепи поставки данного ракурса являются:

- управляющий орган снабжения - дирекция снабжения;

- главный материальный склад (ГМС) дирекции снабжения;

- поставщик;

- структурное подразделение ОАО «РЖД» - конечный получатель.

На рисунке 2 представлены операции, выполняемые при передачи груза от поставщика потребителю - ОАО «РЖД».

Рис. 2. Процесс принятия ТМЦ управляющим органом снабжения

На данном этапе логистический процесс вызывает сложности всех отделов управленческого органа снабжения. Прежде всего это связано с невозможностью оперативного обновления данных о реализованных поставках в учете выполнения плана, также задерживается оплата поставщику в связи с тем, что финансовый сектор управляющего органа не может принять в работу документы до отражения поставки в карточке складского учета.

Еще одна проблема связана с человеческим фактором на стадии сопоставления выставленных документов с фактически прибывшим грузом. Особенностью представленного процесса является длительность прохождения всех этапов, что влия-

ет на сроки получения ТМЦ конечным получателем. Это в высокой степени влияет на функционирование деятельности всего предприятия в целом [4].

После принятия груза на складе, проведения документов от поставщика и полного введения ТМЦ во внутреннюю базу снабжения транспортно-логистической компании начинается логистический процесс распределения материалов внутри компании и их доставка до конечного получателя. Данный процесс и очередность действий главного материального склада, управленческого органа снабжения, транспортной группы и конечного получателя представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Процесс распределения ТМЦ конечным получателям

Влияние данного логистического процесса на общую функциональность предприятия заключается в том, что обработка всей информации на ГМС осуществляется кладовщиком вручную. На складе, в свою очередь, груз распределен по грузовым местам в соответствии с номенклатурой. В классификаторе материально-технических ресурсов для транспортного предприятия насчитывается около 60 тысяч различных наименований, а на склад может поступить около 500 номенклатурных позиций одновременно. Кладовщикам приходится вручную отбирать заказ для каждого конечного получателя.

Исходя из рисунка 2 видно, что распределенные партии отгрузки на складе собираются по весу, объему и количеству, что обусловлено тем, что транспортное средство должно быть полностью загружено. Последствием этого являются запасы на складе, которые заключают в себя денежные средства и ресурсы конечных получателей, а также вызывают загруженность складских мощностей, что затрудняет дальнейшую комплектацию материалов. Также существует проблема того, что не-

которые грузы нельзя класть в одно транспортное средство по причине возможности деформации хрупких предметов. Это вызывает потребность длительного нахождения на складе распределенного груза.

Конечные получатели, в свою очередь, не получают заявленную продукцию и задерживают сроки сдачи назначенных работ или приостанавливают функционирование структурного предприятия. Данная проблема решается ими с помощью использования собственных транспортных средств для отгрузки продукции со склада. Но здесь возникает проблема нерационального использования средств передвижения в связи с тем, что территория охвата управленческого органа снабжения очень велика [5, 6].

Перечисленные проблемы, возникающие при организации снабжения ОАО «РЖД» могут быть решены посредством совершенствования и расширения информационного обеспечения.

В первую очередь, необходимо минимизировать влияние человеческого фактора на факт отгрузки ТМЦ. Этого можно добиться посредством видоизменения спе-

цификации, прилагаемой к договору с по- разнарядок к конечному получателю. Так ставщиком. Обязательным Пунктом дол- работники главного материального склада жен являться код, который будет указы- будут сразу видеть, для кого приехала та вать на принадлежность конкретной пози- или иная позиция и сразу комплектовать ции конкретному получателю. Посредст- партию отгрузки. Управляющий орган вом этого необходимо обязать поставщика снабжения, в свою очередь, будет являться комплектовать отгрузку в адрес лишь контролирующим звеном. Посредст-ОАО «РЖД» детально: для каждого ко- вом современных информационных тех-нечного получателя. нологий так же могут быть введены до-

Далее необходимо привязать конкрет- полнительные технические устройства ную номенклатурную позицию в инфор- считывания информации на складе. мационной системе. На данный момент Таким образом, информационная сис-

спецификация, занесенная во внутреннюю тема будет нагружена большим количест-информационную систему ОАО «РЖД», вом информации о конкретной позиции, подразумевает только учет номенклатур- отгруженной на склад, и позволит иметь ной позиции и ее количество. При внедре- большее представление о выполнении нии изменений для поставщика, в инфор- плана поставок как у управляющего орга-мационной системе также должны быть на снабжения, так и у структурного под-присвоены коды принадлежности ТМЦ из разделения, который заявил ТМЦ.

Библиографический список

1. Щербаков В.В. Синергия коммерции и логистики в цифровой экономике контрактного типа // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. - №2 (122). - С. 78-85.

2. Борисова В.В. Экосистема государственных закупок // Известия Санкт -Петербургского государственного экономического университета. - 2020. - №2 (122). -С. 86-91.

3. Кривошеев А.Ю. Стратегические приоритеты развития операционной логистической деятельности в области транспортировки / А.Ю. Кривошеев, В.А. Нос // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. - №2 (122). -С. 105-110.

4. Гвилия Н.А. Модели организации логистики корпораций в шеринг-экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. -№2 (122). - С. 152-157.

5. Левкин Г.Г. Совершенствование информационного обеспечения логистической системы транспортного посредника / Г.Г. Левкин, Е.А. Панова // Логистика сегодня. - 2017. -№ 1 (79). - С. 17.

6. Логистика снабжения : учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Сергеев, И.П. Эльяшевич; под общ. ред. В.И. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 384 с.

INFORMATION SUPPORT OF SUPPLY TRANSPORT AND LOGISTICS COMPANY

D.E. Lozinskaya, Student

St. Petersburg State University of Economics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. This article discusses the problem of the lack of relevant information on the information support of certain areas of logistics and considers the model of information flow in supply logistics. It was revealed that information support as the main factor in organizing the supply activities of the transport and logistics company can reveal ways to improve both the supply service and the functioning of the holding. On the example of Russian Railways, problems are identified that arise in the internal information processes of the organization of logistics and ways to optimize them by eliminating the human factor from management and coordination of material flow.

Keywords: material flow, supply logistics, information supply support, transport and logistics company, ways to improve logistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.