Г.Я. Авруцкий, А.А. Недува. - М. : Компас, 1988. - 128 с.
2. Бровин, А.Н. Исследование внутрисемейных отношений в семьях подростков с девиантной виктимностью / А.Н. Бровин // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад. - 2009. -№ 1.- С. 43-46.
3. Вовин, Р.Я. Социальная и клиническая психиатрия / Р.Я. Вовин [и др.]. - М.
: Наука, 1995. - 326 с.
4. Гомжина, Е.А. О психологических механизмах противоправного поведения несовершеннолетних / Е.А. Гомжина // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад. - 2008. - № 4. - С. 73-75.
5. Горьков, В. А. Девиантная виктимность как антропологическая проблема / В.А. Горьков [и др.]. - М. : Высь, 2000. - 184 с.
6. Копытин, А.И. Делинквентное поведение несовершеннолетних / А.И. Ко-пытин. - СПб. : Гиппократ, 2003. - 128 с.
7. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.
8. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2006. - 458 с.
Контактная информация: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИОННОГО ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЯ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ
Владимир Анатольевич Кейстер, соискатель,
Сергей Александрович Тетеряков, соискатель, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
МЧС России
Аннотация
В статье рассматривается возможная структура виртуального комплекса лекционного экспресс-контроля. Сформулированы принципы формирования содержания индивидуальных контрольных заданий. Анализируются результаты педагогического эксперимента по использованию технологий лекционного экспресс-контроля знаний по дисциплине «Электротехника и электроника» в учебном процессе СПб университета ГПС МЧС России.
Ключевые слова: лекционные занятия, виртуальные технологии, индивидуальные контрольные задания, экспресс-контроль, виртуальный комплекс, структура занятия, контрольный опрос, педагогический эксперимент.
INFORMATION SUPPORT IN THE LECTURE EXPRESS CONTROL IN UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Vladimir Anatolevich Kejster, the competitor,
Sergey Aleksandrovich Teterjakov, the competitor,
St.-Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry Emergency Situations of Russia
Annotation
The possible structure of a virtual complex of the lecture express control has been considered in the article. The principles of formation of individual assignments have been formulated. The results of pedagogical experiment on use of technologies of the lecture express control for knowledge on discipline «Electrical engineering and electronics» in educational process of St.-Petersburg State fire service University of the Ministry of Emergency Situations of Russia are analyzed.
Keywords: desk studies, virtual technologies, individual control tasks, express control, virtual complex, studies structure, quiz, pedagogical experiment.
Гуманизация пожарно-технического образования увеличила число изучаемых курсов, что привело к сокращению лекционных компонентов и увеличению части учебного материала, выносимой на самостоятельное изучение.
В ходе экспериментального исследования процесса организации самостоятельной работы в вузах МЧС России на основе использования виртуальных кейс-технологий был произведен анализ возможных вариантов организации лекционного контроля знаний и требования к содержанию индивидуальных заданий, на основании этого анализа сформирована система приоритетов формирования содержания индивидуальных контрольных заданий оперативного лекционного экспресс-контроля знаний (табл. 1).
Таблица 1
Система приоритетов формирования содержания индивидуальных контрольных зада-
ний
№ п/п Приоритеты Способы реализации
1 Надежность Выполнение контрольного задания должно быть способно с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических экспериментах показатель как заданий в целом, так и его частями или тот же показатель одним и тем же заданиям, но в разные моменты времени.
2 Содержательная валидность Контрольное задание должно быть построено на основе только тех дидактических единиц, которые изучались курсантами и студентами и на той степени абстракции, на которой они излагались.
3 Функциональная валидность Контрольное задание должно соответствовать выявленному уровню усвоения - уровню, заданному образовательным стандартом. При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний.
4 Определенность После прочтения заданий каждый курсант или студент должен понимать, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочтения задания правильно действует и отвечает менее 70% курсантов или студентов, то его необходимо проверить на определенность.
5 Простота Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания, на которое должно тратиться не более 5% продолжительности занятия.
6 Однозначность Форма ответа на контрольное задание должна иметь односложный, численный или бинарный характер. Задание должно иметь единственный правильный ответ - эталон.
7 Равнотрудность При составлении контрольных заданий в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Программа эксперимента по использованию индивидуальных заданий в ходе лекционного экспресс-контроля знаний предусматривала следующие этапы: отбор учебного материала и выбор способа его изложения, а также создание средств визуальной поддержки при чтении лекций; определение содержания виртуального учебного пособия «Основы электроники», а также средств поддержки функций самоконтроля самостоятельной работы; разработка раздаточного материала для определения степени готовности курсантов и студентов к использованию виртуальных средств поддержки самостоятельной работы по изучению нового учебного материала; отбор контингента, участвующего в педагогическом эксперименте, определение степени аутентичности экспериментальной и контрольной групп; разработка перечня вопросов для произведения экспертной оценки интерфейса виртуального комплекса лекционного экспресс-контроля «Электроника»; разработка алгоритма и программная проработка инструментальных методов исследования частоты обращения к опциям виртуального комплекса.
При отборе аудитории, участвующей в эксперименте, наиболее важным было определение степени аутентичности экспериментальной и контрольной групп. В каче-
стве критерия были выбраны объективные характеристики успеваемости по базовым учебным дисциплинам экспериментальной и контрольной групп до начала формирующего эксперимента. При постановке педагогического эксперимента было выбрано два лекционных потока учебной дисциплины «Электроника и пожарная автоматика» по специальности «Прикладная математика» набора 2006 года: два учебных взвода курсантов очной формы обучения, 24 и 25 курсантов; и две группы студентов очной формы обучения, 11 и 14 человек. На момент начала эксперимента статистически значимых различий между участниками контрольной и экспериментальной групп не обнаружено.
Выбор этого контингента был обусловлен техническими возможностями получения объективной информации о временных затратах курсантов и студентов экспериментальных групп, о фактических затратах времени на выполнение индивидуальных контрольных заданий при проведении оперативного лекционного экспресс-контроля.
Сформированная структура виртуального комплекса лекционного экспресс-контроля показана на рис. 1.
Рис. 1. Структура виртуального комплекса лекционного экспресс-контроля (ВКЛЭК)
Для успешного проведения формирующего эксперимента на терминалы лаборатории электроники, в которой проводились лекции для курсантов и студентов по разделу «Основы электроники» дисциплины «Электротехника и электроника», выводились контрольные задания.
Анализ накопленной в результате формирующего эксперимента информации позволяет сделать определенные выводы о некоторых закономерностях работы курсантов и студентов с вопросами индивидуального контрольного задания:
- основные параметры обращений к ВКЛЭК стабилизируются, начиная с 3-4 лекции, что говорит о достаточной устойчивости предлагаемой педагогической технологии;
- статистически значимых различий (по уровню 0,05) в полученных результатах в курсантской и студенческой экспериментальных группах не обнаружено, что позволяет сделать вывод о достаточной универсальности предлагаемой педагогической технологии лекционного экспресс-контроля;
- измеренная в результате педагогического эксперимента суммарная продолжительность обращений к ВКЛЭК практически совпала с предлагаемой преподавателями продолжительностью работы с индивидуальным контрольным заданием.
Для объективной оценки результатов формирующего эксперимента непосредственно после его окончания в качестве контрольных точек использовались: оценки по результатам рубежного контроля; оценки за выполненные контрольные работы; оценки за предлабораторные коллоквиумы; результаты защиты отчетов по проводимым лабораторным экспериментам; оценки за семестровые экзамены.
После обработки результатов эксперимента по методике, представленной в [1, 2], получены следующие показатели эффективности использования ВКЛЭК «Электроника» экспериментальными группами курсантов и студентов: средний показатель эффективности по всем группам 8=1,06; для групп курсантов 8=1,10; для группы студентов 8=1,09.
Анализ результатов эксперимента показывает, что применение технологий лекционного экспресс-контроля дает существенный эффект, прежде всего, в части прохождения рубежного контроля.
На основании проведенных исследований установлено следующее:
1. Изучение отечественного и зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что необходимое качество подготовки специалистов в вузах МЧС России по дисциплинам общеинженерного цикла может быть достигнуто, в том числе, и с использованием современных педагогических технологий лекционного экспресс-контроля знаний.
2. При разработке учебно-методических комплексов, обеспечивающих использование современных педагогических технологий лекционного экспресс-контроля знаний, необходимо учитывать следующее:
- каждой группе дидактических единиц, вынесенных на самостоятельное изучение, должны соответствовать равнотрудные вопросы индивидуального контрольного задания;
- содержание предлагаемых задач не должно предусматривать применения какого-либо инструментария и должно носить преимущественно качественный или оценочный характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А.А. Опыт использования виртуальных кейс-технологий при самостоятельном проведении лабораторного эксперимента / А.А. Баранов, И.И. Сапрыкин, Д.А. Елисеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 18-23.
2. Бондарчук, Н.А. Результаты использования методики оценки качества применения технологии дистанционного обучения в образовательном процессе / Н.А. Бондарчук, А.Н. Новиков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 10 (56). - С. 13-17.
Контактная информация: а. [email protected]
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ 13-15 ЛЕТ
Любовь Федоровна Кобзева, кандидат педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ)
Аннотация
В работе рассматривается возрастная динамика показателей отдельных физических качеств, характеризующаяся ежегодным приростом показателей силы мышц - разгибателей и сгибателей бедра и голени, скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости и равновесия. Полученная положительная динамика показателей физических качеств в значительной степени определяет особенности формирования физических качеств юных лыжниц-гонщиц 1315 лет.
Ключевые слова: юные лыжницы-гонщицы, физические качества, сила мышц разгибателей и сгибателей бедра и голени.