Научная статья на тему 'Информационное обеспечение художественной культуры и искусства в условиях современной информационной среды'

Информационное обеспечение художественной культуры и искусства в условиях современной информационной среды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
648
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Костенко М.С.

Рассматриваются вопросы информационного обеспечения художественной культуры и искусства в условиях современной информационной среды. Охарактеризован массив публикаций российских и украинских авторов по теме исследования. Раскрываются подходы к определению понятий «художественная культура» и «искусство». Предлагается классификация информационных потребностей сферы художественной культуры и искусства. Проанализированы особенности представления отраслевой информации на сайтах областных универсальных научных библиотек Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение художественной культуры и искусства в условиях современной информационной среды»

УДК02У* '¡WL'ttm

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБССПЕЧСИИС ХУДОЖССТВСННОИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАиионной СРЕДЫ

М. С. Кэстенхо

Роосисчгш государственный сумачитариый университет, с. Peono, Украина

Аннотация - Рассматриваются вопросы информационного обеспечения художественной культуры н искусства в условиях современной информационной среды. Охарактеризован массив публикаций российских и украинских авторов по томе исследования. Раскрываются подходы к определению понятий «художественная культура» и «искусство». Предлагается классификация информационных потребностей сферы художественной культуры и искусства. Проанализированы особенности представления отраслевой информации на сайтах областных универсальных научных библиотек > крапны

Ключевые слова: х\-дожсствснная культура и искусство, информационная среда, информационное обеспечение.

I Вььдьниь

Присущие сегодняшнему дшо нпформатвзациошше процессы приводят к измепештм традиционных под ходов к формированию системы информационных pecvpcoB и осуществлению информационного обеспечения совремегшого общества. В последнее время значительно активизировалось исследования проблем ¡шформаци онного обеспечения художественной культуры и отдельных отраслей искусства, однако наименее освещены з специальной литературе вопросы информационного обеспечения сферы художественной культуры и искусства в целом (кед: комплексной отрасли).

Многочисленные аспекты проблемы информационного обеспечения художественной культуры и искусства находились я поле научных интересов \то~их российских и украинских а второй что ойуслоютивает чеобходи-

м<к'1ь [>11]»гдглгнн(ч<1 (»пигшгнин и гкшгг дпнличи^жиньон «1[»11>'1г]1и(:гики млггикн мрифильных иуп.шкии.ий

В часшосш. и начале 1970-х толов в одноименном учебнике иол редакцией Ю. Зубова [1] бьил1 обобщены пол-ходы коллсктнза авторов преподав атсл ей Московского н Ленинградского государственных институтов культуры к библиографии искусства. А. В. I ороуновп |2]. изучая рель электронных информационных ресурсов в деятельности осгионпльных служб информации по культуре к искусству, касается как вопросов создания н использования службами собственных ресурсов, так н использования внесших, прежде всего,. Интернет-ресурсов.

С. В. Иванова [3] рассматривает электронные ресурсы по культуре для удаленного пользователя в контексте освещение опыта работы сектора информации по культуре и искусству Псковской облаггной универсальной ниучной бнГм1и<)1гки (ОУН^) Т Н Сум иноки [4 5] опираясь к исглгдоклнни художгг I кгньой купмуры (ярт-сферы) как инфоумаиионной системы на мирово«ренчеслие к тооре1лко-мети долит ическне основы, характеризует се информационные рссурсы. Современные проблемы и псрспсктнзы раззнтия иноормпционно-Ьнблиотсчиого оослуживання творческих работников нсслсдуст Хаоибрахмаиова С. М. |6|. Лсвсрьсва О. В. на о сное е авторской методики анализирует сайты республиканских организации культуры н иску сств и федеральных образовательных учреждений (вузов} Якутии (Республики Саха), одновременно рассматривая проблемы поиска надежных методов оценки содержания этих сайтов. Проблематику библиографии изобразительного искусства нсследует М. Б. Шатрова [8].

ТЗоМр(Ч М Иж|н>[1МЛ11.ИОННО! О ОИГСИГЧГЬИИ худс»жгс:гкгнн«й культуры И искусггют ]>Ж КрМЮ1КШК 1ИКЖГ К 1»НДГ

учебных и справочных ш ланки. Слхгди них - учебные иссобия «Электронные информационные ресурсы худо-жествснной культуры» Ильинок О. II. Гродобоевои II. В. и Мангуговок С. Д. [9]: «Культура мультимедиа» ШлыкозсйО. В 110 ; учсбяо-мстоднчсскнс пособия 1радобосвой Н. В. «Информационное обеспеченно сферы художественной культуры» |11|. Алешина Л. И., Ордынской М. Л «Ипформашю:п:ая оттфытсеть оиблиотеч 1длх саитоЕ: опыт ОУНЬ» |12|; справочшш под научной редакцией Р. С. 1 нляревскего и I. Ф.. ордукалодой <• Электронные документа создаете н использование в публичных библиотеках» [13]. Результаты анализа использования информационно-коммуникационных технологии для развития библиотек в регионах России, от-

крК1Нг1К111|ИХ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОКМГ НО:ЧМ<1ЖН(К-|-И ИрГДаПННЛГНИМ КнфорХ'ИЦИГННЫ.Ч углу Г, I |рОИ -СКОДС I ки ргч у р-

сов но ку.тыуре и доступа к ним населения и сиециалислш представлены в научно-практическом иосоСил Елизаровой Р. У. лИнформалионно-коммунихгигионные технологии: готовность библиотек к электронному развитию» [14]. СагитоваЛ. К в свсем научно-методическом пособии анализирует информационные ресурсы Ро-сипформкультуры 1151.

В ряде публикаций автора этой статьи также рассматривались проблемы п:|формалиош:ого обеспечения XV дожественнон культуры и искусства [16].

П. Постановка задачи

Анализ современного состояния ннформадконного обеспечения отрасли художественной культуры и искусства Украины позволяет сделать вывод о наличии определенных противоречий между изменяющимися отраслевыми информационными потребностями и сложившейся системой информационных ресурсов как средств их обеслечения. Изменения характера инфермгиионных потребностей обуславливают необходимость адекватного реагирования на них существующей системы информлднонкого обслуживания пользователей.

Развитие глобальной электронной коммуникация позволяет разрешить упомянутые противоречия с иеполь-зовазшем электронных ресурсов оео шлишиих матерпхльных. произгодегоенных и ешых затрат, связанных с формированием документных фондов и реализацией традиционных информационных услуг информационных институтов.

Сегодня включенность библиотек в систему электронных коммуникаций предусматривает создание ими собственных ттектроиных ресурсов ^вторичных и пгьгнотекстовых) я также тре доставление ятя удаленных пользователей возможности доступа как к ним. так и к внешним ресурсам. Важное место в системе отраслевых кнформацнонных ресурсов Украины занимают электронные ресурсы, предлагаемые пользовате.ттм на сайтах ОУНЬ Особешюсти представления на сайтах украинских ОУНэ (шформащш по художествешюи культуре и искусству и составят предмет нашего исследования.

Ш. Тнирия

Ключевую роль в процессе исследования проблем информационного обеспечения каких-либо сфер общественной деятельности занимают теоретические, в частности, терминологические аспекты. Обратимся к некоторым сущностно определяющим рассматриваемую нами проблему понятиям - «информационная среда», ^художественная ху;тьтура». ^искусство». т.п. - и рассмсчрим подходы 01де.л>ных (ввш.у ограниченною объема данной публикации) российских и украинских авторов к их толкованию Л. А Пронина [17] под информационной средой понимает хчасть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совок^лшость -условий, е которых нелссрсдственнс протекает его деятельность».

Достаточно емким (хотя h кратким) с читаем определение информационной среды, предложенное \f A С.МИрнОИММ [18] ТТн(]|« УрМЯЦИОЧНИЧ tprJlH III! mi МНГНИК), — «гшижуинопъ ннформ-н .нпннмх углоний существовання субъекта (это наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры)» - Как утверждает исследователь, «зшформацнеппая среда представляет условия для развития субъекта информационного пространство».

D свою очередь. Т. Ф. Берестова [19] рассматривает информационное пространство как «форму взаимодействия субъектов между собой и с инферх'ациокнымн объектами с целью создания информации и обеспечения условнЗ для е? использования».

С точки зрешы О. Буиькивскоп Г20], «:шформациснпая среда - совокупность технически и программных средств хранения, обработки н передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации пронесссв информатизации».

Анализ информационного обеспечения отраслевых информационных потребностей в условиях современной информационной среды целесообразно предварить характеристикой художественной культуры н искусства как сферы, обеспечивающей формирование и использование соответствующих ресурсов. Известный философ .41 Каган [2LJ. подчёркивая гармоничное соединение в художественной культуре материальных и духовных компонентов, включает в её состав художественное производство, потребление, художественную критику, искусствоведение. собственно искусство и т.д. Предлагая структурирование культуры по принадлежности ее компонентов к определенной сфере жизнедеятельности человека и общества. В. Лпдрущепко, Л. Губерскпн, N1. Мпхальченко Г-21 в начале 2Э00 х гт. познщюпнруют так называемую <схудожествеппо зстепгческуго куль туру»; и искусство в составе духовной культуры. Ю. Лотман [23J. концентрируясь на анализе проявлений обше-пнгннк х гкяхгй искупи», формит^п понимание сущности игкуггткн ник художгпнгнчой иргж;р* нггт, i"r-мангаческой семиотической системы, считает его одним из средств коммуникации и некоего моделирования. В. Мазепа [2-11, рзссматргаля «искусство как составную часть остеплеского освоения мира, как форму духов но-иракткчсской деятельности... ». утверждает, что «искусство наряду с политикой, правом, наукой, моралью выделяется как особая. существенно отличная от иных форма ооигественкого сознания, имеющая с зон внуг-îjthhhc- :uik<ih(tmq)h(irim ри.чкитии, гною <игцинлчнук» jkuik к оошгчтгкг»

IV. Pbd УЛЬТЛТЫ ЭХСПЕНИМШЮВ Одним из первоочередных задании изучения электронного сегмента отраслевых информационных ресурсов является выбор рациональной методологии. Имеющийся опыт свидетельствует, что наиболее эффективным является метод системного подхода, как позволяющий оценить состояние внедрения интернет-технологий в практику деятельности отечественны?: информационных хтре:кдешш. обеспечил, осуществление паспортнза инн всЬ-саитов. доступных сегодня украинскому пользователю: выявить преимущества и недостатки прсдс-

Г1ИК.1ГИИМ ОфНГЛГКОИ СН [lOpMitll.HH гишими ИнЬнИЛГГИ гф[1риу.1И]Н1КН1Ъ НИ ГПИЙ (К'.НПКГ* КМК1М.Ы О КЛЧСЧ-ГКГ

обеспечения отраслевых информационных потребностей в современных условиях.

Значительное место в украинском сегменте Интернета. предоставляющем информацию по культуре и искусству. принадлежит сашам ОУН.Ь. Проанализированные Онблпетсчныс сайты с большей нлн меньшей степенью эффективности с ориентированы на редюннс обпгах задач по предоставлению информации о библиотеках и

ИХ К<ММ(1ЖН€К:1ХХ IIP ttGrjlVMLИКАНИЮ ||<1ЛК.ч11кл1глгй, ОИОЛИО! р;1>]шЧГСК(>Иу ИчфррМИрОКИНИН] И ()КЛ«1НИК1 Д»пупг1

к полнотекстовои информации: обучению пользователей основам информационной грамотности.

Одним из важных факторов эффективного информационного обеспечения художественной культуры н искусства является разработка адекватной рсалкям отрасли классификации потребителей отраслевой информации. Сложность решения задач классификации потребителей информации по вопросам художсстзснной куль-туры и шкугты обуикжлгии ржнопО: ичигм иГпцпчкгннмх прочил гний культурного и художгсгнгннот npi;-десса, сложной инфраструктурой отрасли, вариативностью рода занятии и мест работы специалиста и т.п. Наиболее приемлема, по nanresr/ миешпе. дифференциация основных категорий потреб1гтелей отраслевой ни формации. основанная на учете сфер их деятельности: научней (искусствоведы, культурологи, музееведы): прлч-тичгежои (р^отники учргжттнттт культуры V нгкугстжл, Ь^бттиотгклри) о£рл*пклтг.тп»ной (гргтто.плклтелги кып шхЛргдник 1 iirii,hruikhhix учгПнмх и чакгдгний но иокышгнин» ккллификлции И 1ЯКЖГ художгп игнных и музыкальных школ}: руководящей (руководящие кадры отрасли): управленческой (ведущие специалисты учре-ждеппп культуры и искусства). Подобшли подход не вступает в противоречие с классической класспфшсацпеп читателей литературы по культуре н искусству 10. Зубова. Дальнейший анализ содержания профессионгльнои дгятгттт,нгч- —л тто^ро.тж— вчтдглить елгедутоптиг группы инфортдлттионкьгх ттптргбнгстг»^ r с ферт: худггжгс-тгтгной культуры и искусства: культуре л огнчно-каучщчо: культурологнчно-зрелищнуто: культурологачко-творческую: культуре логично-образовательную культурологично-воспигательную: культурологачио-упраЕленческую.

V. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Условно контент любого сайта можно разделить на справочную и полнотекетовую информацию. К справочной. по мнению И. Торлина, откосится информация об органнзацкн. новоетниная информация, библиографическая информация, а к полнотекстовои репродуктивная (оцифрованные ресурсы) н авторская ннформп-

цня [25]. Традиционно наиболее активно в качестве ресурса обеспечения отраслевых потребностей специалистов культуры к искусства используются электронные каталога библиотек. К сожалению, расширенный поиск возможен не по всем из них. для некоторых каталогов существуют ограничения в виде стандартного поиска только по таким параметрам, как автор, название, предметная рубрика, год издания. Не менее распространен томи ресурсами являются бюллетени новых поступлении и каталоги периодики. В то же время представляю щне исторический интерес БД редких изданий отсутствуют па сайтах большинства ОУНБ Западного региона Украины, за исключением Ивано-Франковской UVHb. Осуществляются также шаги по формированию электронных ciiinoroD систематических и тематических картотек статей (подобные ресурсы представлены па сайтах J срнолольской к Закарпатской ОУНЬ). Возрастает количество электронных аналогов печатных Ьиблногрофи-чесхнх пособии. преимущественно краеведческой направленности (в т.ч. ;<Калсндарсй знаменательных и памятных дат»). Бес большее значение в современных условиях приобретают виртуальные справки. функционирующие на в ее-сайгах всех ОУ1Ш Украины, а также рекомендация пользователям веблиографнческих ресурсов [16]

Как правило, веблиографические ресурсы украинских 0У1Ш не предусматривают детальной отраслевой диффгргнцигш.ии и имгкгг мнопчпрж лгкпй ини уникг|члльик1Й характер На сайтах бплынинпна уь;ыински\ ОУНБ разделы веолиографичсской информации нссят различные названия и включают гиперактизные рубрики н рачимм кпличго кг В чапнемлн, :-»п> рач,ifjiы «Тн 1грнгт-}т:у]х-и» (чдг;-ь и даjirr — на ичыкг при! инани) — дли Закарпатской, Ивано-Франковской. Черниговской ОУНБ. «Корисш посилакня» - Волинской. Риваенекой Чер-иочицкпй «РК:у]1ги Ттг-рнпун — Винницкой Тгрю К1.ик:°кой Хгр:ин1-кой, «Коригн1 Ш1грнгг-рггу$ки» — 1\и-ровоградской Черкасской, «Електронш рееурси» - Днепропетровской: <1нформ?Ц1ЙН1 ресурсна - Николаевской: <<Корнеш сторшкн» - Сумской *Ве5люграф1Я» - Харьковской и т.п. Ссылки на ресурсы по художественной кулыуре и искусству здесь одиночны. В то же время сайты Житсмирсксй. Запорожской и некоторых других ОУНБ веблнографической информации пользователям не предлагают вообще.

Проанализировав веблиографические разделы сайтов украинских ОУНБ. А. Ильченко [27] определила ряд типовых проблемных моментов, с которыми сталкиваются пользователи. Среди них: 1. Отсутствие дат обращения к включённым электронным источникам, что не позволяет определить актуальность материала. 2. Наличие неработающих ссылок па пеавгсрнтетпые или же пе сохраняющие свои архивы сайты. 3. Ссылки пе па кои кретпыи документ'страницу сайта, а на сайт в целом. 1. Наличие d ссылках лшшшх знаков, что делает их пе верными Отсутстэне гнперссылок при насилии защиты декумеша от копирования.

Относительно производства репродуктивной информации украинскими ОУНЬ большинство исследователей отмечает предложение огэаннченного количества оцифрованных текстовых ресурсов, хотя нельзя не отмстить положительный опыт 1 срнопольскои и Закарпатской ОУНЬ. публикующих на своих сайтах произведения (в 1.4. по культуре и искусству) месгаых авторов и редкие (в т.ч. искусствозедчсские) издания [16].

Большее значение ссгодня приобретает разработка на сайге действенного инструментария для помощи пользователям по упрощению поиска информации. По утверждению специалистов Национальной библиотеки Украины им R V Вг^жадс-ксми дня рачрабогки < гркисных рпур:л1к очень кн«нп чггм» (x'iHHiiih, тьпгрчыч, дли кого и для чего создастся веб-сайг и. во-вторых, учитывать хсличестзо и содержательное наполнение страниц, дичайнг]х мр рпигниг ¡-лита, ги Таи. Д Солгкянгнкп [?<>] аниличируи уkjuimhckий кгГнпмгнг Инпгрнгги, тмгчап ни» каждый (им irr h.ih менгг оЬьгмный cam должгн нключагк С1раииц,у-кар|у, г г , г^жж-, пргд.м1и-нн11.ий ишжчоиаir.iMM пп.жый игргчгнк кегх по рач..-|глок и ио.^ж^шок Малгнккмму жп сли чу Kapia не- нужна как и такому, разработчики которого пошли по пути наибольшего расширения основного меню, что позволяет структурировать его так, чтобы ни один из элементов не пребывал глубже третьего уровня иерархии. Поскольку основное меню доступно с любой страницы сайта, а все его элементы оформлены в виде всплывающих меню, посетитель мажет перейти с одной страницы сайга на любую другую. Наличие функции поиска по сайту значительно облегчает навигацию по сложноструктурированному сайту. При определении целесообразности подобного сервиса применяют те же правила, что и при определении целесообразности создания карт сайтов.

VI. Выводы и ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение качественного уровня информационного оосспечсння отросли художественной кулыуры н искусства достигается использованном в обслуживании потрсонтслей информационных технологий. В связи с этим особый интерес лредстгвдяет уточнение кригериез содержательней опенки отраслевых электронных ИР. учитывающих основные требования к информации. Одним нз первоочередных шагов должна стать также пос-поргизация ведущих отечественных и зарубежных сайтов отраслевого наполнения, доступных сегодня пользе-начглмм. как огнока для г|рук ryjimii о аналичи кулы^илин инн кикигик-н!» Ишгрнп

Положительно сказаться на оптимизации информационного обеспечения художественной культуры и ис-кугпна кУкраииг миии» бы кнгдргниг »ннцящии, iipr.'inai агмой П М Хабибрахманочгй [6] Cvih yiinuiHymii конгепгтии ^актючае-ся «в пре.тос-ая.-ении новых сервисов дзтя полкчователей библиотек по искусству гаи биПишшгк. формирующих коллгкции но искугпну как нн])|уалкных, ihk и :ради ihohhkix» Pr-чь идгг с» гоч,ча-кин депонированной коллекции (архива) музыканта, артиста, художника, писателя к т.д. (депонированная рукопись). например, по его желанию с его непосредственным участием на условиях безвозмездной передачи ма-

терналов библиотеки. Такое решение предполагает введение дополнительных платных услуг со стороны библиотеки. расширение контингента ее пользователей, создание благоприятной и более комфортной информационной среды з облает искусства.

СПИСОК ЛИПТАГУРЫ

1. 'Зубов К). С. Погорелая Ь. П.. Туровская А. М. Библиография искусства: учеб. для библ. фак. пн-тоз культуры / под. ред 10. С. Зубова. М : Книга. 1973. 304 с.

2. Горбунова A D. Электронные информационные ресурсы в деятельности региональных служб информации IIO КуЛК1у|МГ и игьугеггку riRT lllL]) VlIlftH'lllllUrr 1к1 1lt/NTKT.ill/ll01lltVill(<l/l_tl0v/llc»1ll4 hüll £,ЧИ1И оГ^КИЦГНИН 3005 ir,)

3. Иванова С. В. Электронные ресурсы по культуре для удаленного пользователя (Опыт работы сектора информации по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки). URL: '.Twrv.aonb.rj/zoneineet/doklad^Iyanova.coc (дата обращения: 30.05.16).

Л С'умнпова Т. Н. Информацнохшые ресурсы художественной культуры ^артоеферы). М АкадемПроект. 2006.4/8 с.

5 Суминова Г. Н. Художественная культура как информационная система: мировоззренческие и теоретике-методологически с основания. М. АкадемПроект. 2006 382 с.

6 ХяПиОрлхмяноки С \Т Информчг.ионнг-ГшГлио гчног гбелужиклниг 1к0(!чггкнх тыбтникок гонргмгн-НЫГ И[Н)1)]|ГМК1 И ПГрСНГКГНКМ ] ЫЧ к И I H Ч // Ky.lhryilH ТГМрИИ и lipiKIHK-l ?014 N® 7 URL: hrtp://Theoi3rofcnlnite.n.i/issiies/'29y626/0iaTa обращения: 30.05.16).

7. Леверьева О. В. К вопросу об оценке качества и эффективности сайга по культуре У/ Культура: корня и практика. 2014. № 2. URL: http //theoiyoí^ture.ru/issues/29/бЗО (дата обращения: 30.05.16).

S Шатрова М., Дятлик М. С Докумешти ресурси yiipaiiicbxoi б1бл1сграфй обраэотворчого мистецтва 1УУ6 20U5): моногр. / Jiehch. держ. гуманиар. ун-т Pibhc. 2011. 2э6 с.

9. Ильина О. И.. 1 радобосва И. В.. Мангутова С. Д. Электронные ресурсы художественной хуяыуры: учеб. пособ. / СПбГУКИ. СПб.. 2С07. 96 с.

10 Грцдооогк-i Н R Информационное ofW к-чгииг ri'irjihi ху.долгп кгнчой hv.ikivjniI учгб-мпод иосх»-

ÍW СТО СТОГУКИ 7.010

11. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: учеб. пособие дтя студ. / МГУКИ. М: Ф АИР-ПРЕСС. 2004. 415 с.

12. Алешин JL И.. Ордынская М. А. Информационная открытость библиотечных сайтов: опыт ОУНБ: учеб. метод пособие. М.: Литера. 2013. 271 с.

13. Электронные документы: создание и использование в пубщечпых библиотеках справочник / шуч ред. ?. С. Гиляровский. Г. Ф. Гордухалова. СПб.: Профессия. 2С07. 663 с.

14 F.iK«ijK!ia Р V И чф: ip\ir' ционно-im V у ни Кгщт >н Hhir* irxHoini ни i хиокьопь ГшПлишгк к члгкфонжь VV рЯЧНИГИШ ниуч -IIJJHKT погобиг \Т Ли.гри, 7013 1 I"

15. СагнтоваЛ. К. Информационные ресурсы Рссинформкультуры: науч-метод пособие. М: Литера, 2009. 128 с.

16. КостенкоМ С. б1блюграф1чи1 поегбникн в снстем1 зге ос ib тформаншного забезпечеиня худсжньо1 культурн та мистевдва /' Наук. пр. Нац. б tai Украиш ím. В. I. Вернадского. Кит, 2012. Bim. 33 С. 329-337, Её же. Вторичные документы в системе средств информационного обеспечения художественной культуры к искусства. /' Библиотечное дело. 2U16: бнОлиотсчно-ниформацконныс коммуникацкн в лолнкультурном пространстве материалы 21Междунар. науч. конф.. 27-28 апреля 2016 г. М : МП1К. 2016. С. 619-623: Бё же. Зто-

JIK4Hhir ..кшумсипы IIO художгп КГЧНОЙ Ky.lh ryjjr и искугспку КИК ГХХ 1НКЛЖЛ1ДЧ JIM VJXH4MO 1101ГНЦИИ11 ÓhGjiho-I г-ки // Книi ¡1 и мпрочим куныури м-игриилы VTT Мгждунир нчуч-нрик г конф Ог.к к.7.01? Выи 7 С 4íí—51, Be же. Документн1 ресурси з художньо! культур и та мистецтва в снстем1 засобш забезпечеиня галузевих шфор-мацшних потреб У/ Термшолопя документозаавства та сум1жних галузен знань: зб. наук, лраць / KHYKüVl: 1н-т держ. уиравлшня i права. Khib, 2014. Вот. 8. С. 247-254; Ее же. 1нформацшш ресурси з проблем культурн та мпстецгва як об'скт термшолог-.чшех розвщок И Термпюлогш дохуме1лозпавс1ва та сумЬкгаи галузей знаиь: зб. наук пр. Ки1в. нап. ун-т культурн i мистсцтз: л-т держ упр. i права. KhIb. 2JU9 Вил. 3 С. 113 119: Ьс же. Лнформацнонныс ресурсы по художественной культуре и искусству í¡ Динамика систем, механизмов и машин. 2014. № 5. С. 51-53: Её же. Место электронных ресурсов в системе информационного обеспечения культуры н И( Ку|1'ГК1 .'/ ТСнИ1 Л и МИрОКИЯ KyjlKiyp» МИТГ]1ИИЛМ V Мгж.иунир ниуч-щмк! КОнф Омск, 7011 С. 9^—99 Er *.г Осойгнноп и мулыуры и искугпии кик ф/1кют) рачки i hm 11Г}жично.<юкумгн1 нот чнгни (ираслгкых инфо]ь мационных ресурсов Украины // Книга и мировая кулыура: материалы V Межд^жар. науч.-практ. конф., 21-22 апр. 2010 г. Омск. 2010. С. 63-69: Ее же. Региональное звено электронных информационных рес^^рсов Украины по проблемам художественной культуры и искусства: аспекты формирования << KiTan. Уакыт. Котам: IV ха-лшеаралык гылыми праклзшалык коиферехщия материалдары ~ Книга. Время. Общество: материалы Г\г Меж дуй ар од науч. практ. конф. > карает. М. А. Тажепоза; бас ред. Н. Р. Аршасеков. Павлодар: ПМПИ. 2015.

С 190—193: Её же. Региональные документные ресурсы по художественной культуре н искусству как составляющая информационной среды Украины // Библиотечное дело - 2014: Библиотечно-ннформаднонная деятельность и документно-информационные идмудимции в сфере кулыуры н образования: материалы 19 Между-нар науч. конф.. 23—24 апреля 2014 г. / МГУКИ. М_, 2014. Ч. 1. С. 126—129: Её же. Репертуар в1тш«няно1 книги з проблем культури та мнстецтва (на ochobi б^блюметрнчного аналпу галузевого документного потоку) // Пол1граф1я ■ вид. справа. 2005. Bim. 41. С. 89—96: Её же Тнповндовая структура потока книг по культуре и искусству как аспект развития терминологических систем // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: материалы V Междунар. науч. семинара, Минск. 19—20 апреля 2016 г. Минск, 2016. С. 121-125; Её же. Типология вдцань з художньоГ кулыури та мнстецтва /У Bich. Кн. палата. 2012. № 8. С. 3—5; Её же. Формування ытчизняного потоку з проблем культури та мнстецтва як напрямок розвнтку гермшологгашх систем // Термшолопя документознавства та сум1жних галузей знань: зб. наук. пр. / Khib. нац. та-т культури 1 мистецтв; 1н т держ. управлшня. Khib: Четверга хвнля, 2010. Bim. 4. С. 93—98, Её же. Формування вптшзнхннх електронннх шформацшних ресурсов з проблем культури та мнстецтва на региональному ршт И BiGn. bich 2012. № 3. С. 37-41; Её же. Электронные ресурсы в системе средств информационного обслуживания культуры н искусства // Документационная наука в информационном обществе: сб. материалов 3 заоч науч.-практ. семинара. 3—4 апр. 2008 г. Саратов. 2OOS. С. 111-116.

17. Пронина Л. А. Современная информационная среда как новая форма бытия человека // Аналитика КУЛЬТУРОЛОГИИ. 2005. № 4. URL: http-//ryhpHetiin1ra ni/ailirlffAi/^VTTPTnpnnaya-infaTTTnateim^aya-чтеНя-kA-nriray»-fonua-bytiva-cheloveka (дата обращения: 05.07.16).

18. Смирнов М.А. Информационная среда и развитие общества // Информационное общество. 2001. Вып. 5. С. 50-54. URL: http:■■Vernag.iis. nvагc/infosocvemag.nsf'BPAed5b20026789b 14ac3256d0600676a7f' (дата обращения: 30.05.16).

19. Берестова Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве: науч -метод, пособие. М.: ЛИЕЕРЕЯБИЕИНФОРМ 2005. 288 с. (Б-рь и врой. XXI век: Вып 19).

20. Бунькшська О. В. 1нформацшннй проспр: сощокультурна сутшстъ. стан та проблемн функщонування в Украип: автореф. дне. . . канд фоол. наук / Khib. нац. унт культури i мистецтъ. Khib. 2009. URL: http nbuY-gov.ua' (дата звернення: 2S.05.16).

21. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.

22. Андрущенко В . Губерськин Л., Мнхальченко М. Культура. 1деолог1я. Особнспсгь: методолого-свйоглядний анализ. Киш: Знання Украшн. 2002. С. 21.

23. Лотман Ю. М. Об искусстве СПб., 2005 704 с.

24. Мазепа В. I. Художня творч1сть як шзнання. Киш: Наук, думка. 1974. 216 с.

25. Торлнн И. Ресурсы веб-сайтов публичных библиотек Украины: компромисс предлагаемого и ожидаемого // Научные и технические библиотеки. 200Е. № 3. С. 36—41.

26. Соловяненко Д. Струкгурний анал13 украшського б1блютечного веб-сегмента мереж1 1нтернет // Б10Л. bich 2005. № 3. С. 26-37.

27. 1льченко А. Особлнвост! подання веблюграф1чно1 шформащГ на сайтах ОУНБ // Б10Л планета 2015.

№ 3. С. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.