Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное обеспечение / государственный заказ / инвестиционно-строительный комплекс.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Непогодин Р.И.

В статье рассматривается роль и значение информационного обеспечения для градостроительной деятельности в муниципальных образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 33

Непогодий Р.И. студент 3 курса магистратуры ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет

Карамова А.С., к.э.н.

доцент

ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается роль и значение информационного обеспечения для градостроительной деятельности в муниципальных образованиях.

Ключевые слова: информационное обеспечение; государственный заказ; инвестиционно-строительный комплекс.

Nepogodin R.I.

3rd year master's student Sochi State University Karamova A.S., candidate of economics

associate professor

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Sochi

State University

INFORMATION SUPPORT FOR URBAN PLANNING ACTIVITIES

Abstract. The article discusses the role and importance of information support for urban planning activities in municipalities.

Key words: information support; government order; investment and construction complex.

В современных хозяйственных условиях, когда реально функционирующие бизнес-субъекты вынуждены преодолевать последствия экономического кризиса, особую значимость приобретают проблемы поиска дополнительных возможностей для обеспечения устойчивости организаций в динамике внешних факторов.

Системы управления в организациях различного типа пытаются решить подобную проблему за счет привлечения мер государственной поддержки, формирующихся в системе госрегулирования и способных оказать действенную помощь в реализации многих задач и, в первую очередь, задачи обеспечения заказами. Вполне закономерен, в этой связи, повышенный интерес представителей реального сектора к

государственному заказу, который формируется сегодня в рамках относительно нового, самостоятельного направления - государственного предпринимательства, видоизменяющего традиционную систему госрегулирования.

Государственный заказ, как экономическое явление, получило наибольшее развитие в инвестиционно-строительной сфере с ее ярко выраженной спецификой - нацеленностью на достижение социального (а значит общегосударственного) эффекта, способностью к формированию целостной градостроительной среды, ориентированной на синтезирование нескольких аспектов: строительства, инвестирования, градоразвития и создания условий жизнедеятельности населения, развития организаций, участвующих в инвестиционно-строительном процессе.

Ключевым звеном в совокупности рассматриваемых составляющих служит инвестиционно-строительный комплекс (ИСК), который является по-сути проблемно-ориентированным хозяйственным комплексом, обладающим четкой территориальной (региональной) принадлежностью.

Региональные ИСК нуждаются в привлечении адекватных управленческих механизмов, таких, которые способны создать баланс предпринимательских интересов, детерминировать единство инновационных инициатив субъектов ИСК и комплекса в целом. В управлении инвестиционно-строительной сферой особую роль играют градостроительные компоненты.

Следует учитывать, что эффективность градостроительного регулирования обусловлена согласованностью действий всех участников этого процесса, причем не только тех, что оказывают на него прямое воздействие, но субъектов косвенного воздействия, формирующих благоприятную среду, способствующую реализации целей, задач, устремлений субъектов региональных ИСК.

Достижение согласованности (многоплановой и сложной по своей экономической природе) возможно в том случае, если в сфере градостроительства функционируют структурно целостные информационные системы, соответствующие принципам необходимости и достаточности. Информационные системы способны обеспечить создание взаимосвязей в ИСК; создать фундамент для исключения противоречий, который могут затормозить реализацию региональных градостроительных программ, а также сформировать условия для снижения издержек, которые в капитальном строительстве весьма высоки.

В современном мире градостроительство невозможно без комплексного информационного обеспечения. Оно включает в себя анализ больших данных, использование ГИС-технологий и интеграцию различных информационных систем.

Большие данные позволяют анализировать тенденции развития городов, паттерны перемещения населения и эффективность использования

земельных ресурсов. ГИС-технологии же применимы для картографирования, планирования землепользования и управления инфраструктурой.

Интеграция информационных систем способствует координации действий всех участников процесса: от застройщиков до муниципальных служб. Это обеспечивает прозрачность процесса принятия решений и повышает эффективность градостроительной политики.

Таким образом, информационное обеспечение является ключом к созданию устойчивых и функциональных городских пространств, способствующих комфорту жителей и экологическому благополучию.

При этом рационализация информационного обеспечения в градостроительной деятельности является одним из реальных шагов к установлению информационного общества, что позволяет рассматривать его как важнейшую макроэкономическую задачу.

Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) —организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, их застройке, о земельных участках и иных сведений, необходимых для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией, необходимой для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

Федеральный уровень ведения ИСОГД

«Новый» Градостроительный кодекс, принятый в 2004 году до 2011 года исключал ведение ИСОГД на федеральном уровне и устанавливал обязательность ведения ИСОГД только на муниципальном уровне (а именно, на уровне городских округов и муниципальных районов).

Изменением в Градостроительный кодекс от 20 марта 2011 г. введена новая статья № 57.1, которая определяет Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП).

Оператором ФГИС ТП является Министерство экономического развития Российской Федерации (с 26 декабря 2014 года по настоящее время).

Региональный уровень ведения ИСОГД

Повсеместное ведение региональных ИСОГД в настоящее время Градостроительным кодексом РФ пока не предусмотрено. Однако, это не ограничивает субъекты Российской Федерации самостоятельно принимать нормативные акты, регулирующие создание и ведение ИСОГД регионального уровня.

По состоянию на сегодняшний день ведение региональных ИСОГД действует лишь в части регионов:

Белгородская область, Волгоградская область, Калининградская область, Калужская область, Московская область, Оренбургская область, Тюменская область, Ярославская область.

Для реализации проектных решений по системе и территориального планирования и градостроительства субъектов Российской Федерации и согласования реализации проектных решений документов территориального планирования муниципальных образований необходимо определить порядок взаимодействия субъектов градостроительной деятельности по формированию и ведению единого информационного банка данных субъектов градостроительной деятельности региона.

Только так возможно повышение деятельности органов муниципальной и региональной власти в системе градостроительства.

Использованные источники:

1. ФЗ -190 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп. 01.09.2023) /Электронный текст/ URL: https://www.consultant.ru/

2. Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности. /Электронный текст/ URL: https:// gisogd.mos.ru/home

3. Семенова Светлана Владимировна Информационное обеспечение градостроительной деятельности. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н. Санкт-Петербург-2011-32 с

4. Анисимова Н.Н., Насонова О.С. Мировая практика по благоустройству и озеленению городских и внегородских территорий и площадей В сборнике: Актуальные вопросы в экономике. Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции. Анапа, 2023. С. 36-40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.