Научная статья на тему 'Информационное обеспечение анализа кредитоспособности корпоративных клиентов банка'

Информационное обеспечение анализа кредитоспособности корпоративных клиентов банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
720
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers with the problem of the quality and the availability of the information that is used by bank cre-dit analysts. The data necessary during the analyses and the difficulties that take place are described. The author investigates the means that can be used by Russian organizations to deform the reports to be more solvent.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение анализа кредитоспособности корпоративных клиентов банка»

Российский рынок корпоративных рублевых облигаций...

облигаций. При включении ценных бумаг в котировальные листы ММВБ проводит анализ финансово-хозяйственного состояния эмитента и экспертизу его ценных бумаг, имеет обязательства по раскрытию информации о такой бумаге и ее эмитенте среди участников торгов. С другой стороны, развивается практика выставления кредитных рейтингов. Эмитенты обращаются к помощи международных агентств и получают международные кредитные рейтинги, кроме того, национальные рейтинговые агентства продвигают внутренние кредитные рейтинги.

Сегодня кредитные риски не полностью осознаны инвесторами и благополучие облигаций обеспечивается воспринимаемой ликвидностью, поскольку инвесторами принимается решение о покупке облигаций на основе упрощенных критериев (имя эмитента, его размер, прибыльность отрасли) и для участников размещений ставки складываются исключительно за счет того, что кажется им приемлемым. Однако по уровню рисков эмитенты отличаются друг от друга весьма сильно. Доходность, отличающаяся на несколько процентных пунктов, не покрывает этой разницы. Сегодня доходность надежных и рисковых бумаг практически одинакова (это подтверждают итоги размещения первой половины 2004 г.). Лишь увеличение спрэда на рынке размещений позволит сказать, что дифференциация эмитентов по их уровню кредитного риска произошла, что российский рынок идет по пути избавления от бумаг низкого качества и недобросовестных эмитентов. Безусловно, в перспективе развитие рынка будет способствовать улучшению оценки справедливой премии, которая должна соответствовать риску дефолта, и от этого выиграют и эмитенты и инвесторы. Для эмитентов появляется стимул повышать уровень корпоративного управления, увеличивать прозрачность, взамен получая более выгодные условия заимствования. Инвесторы будут получать более справедливый доход, соответствующий уровню риска, который они принимают на себя.

В настоящее время вероятность дефолта сколько-нибудь крупной компании оценивается аналитиками крайне низко. Средние по размерам и небольшие предприятия, находящиеся вне сырьевого сектора, обладают несравненно большими рисками как заемщики. С одной стороны, увеличение доли компаний «второго эшелона», рост объема их займов увеличивает вероятность наступления дефолта эмитента. С другой стороны, за счет снижения удельной доли каждого отдельно взятого эмитента и отказа от механизма оферт возможность дефолта уменьшается.

Развитие рынка рублевых корпоративных облигаций было призвано решить проблемы расширения банковских кредитов, снижения объема обращающихся денежных суррогатов и стимулировать инвестиционную активность. Российские корпоративные облигации прочно заняли нишу цивилизованного финансового инструмента. Рынок прошел период становления, пережил качественный рывок, испытал шоковое состояние, доказал свою инвестиционную привлекательность и устойчивость. Потенциал дальнейшего роста связан с повышением ликвидности, ростом числа и изменением структуры инвесторов, а также с отраслевой диверсификацией эмитентов и их разделением на эшелоны, соответствующие различным уровням риска. Пока нет никаких причин сомневаться в том, что рынок в России продолжит свой бурный рост. В недалеком будущем выпуск облигаций станет неотъемлемой частью истории любого российского предприятия и одним из наиболее действенных инструментов привлечения средств инвесторов для реального сектора экономики.

УДК 336.717.061

А.А. Русак

Омский государственный университет

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ

КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ БАНКА

The article covers with the problem of the quality and the availability of the information that is used by bank credit analysts. The data necessary during the analyses and the difficulties that take place are described. The author investigates the means that can be used by Russian organizations to deform the reports to be more solvent.

На сегодняшний день процедуры оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков стали неотъемлемым элементом сотрудничества банков и их корпоративных клиентов. Разработанные методы экономического анализа позволяют комплексно рассмотреть деятельность кредитуемого предприятия и предоставить более или менее объективное заключение о целесообразности его финансирования.

© А.А. Русак, 2005

115

А.А. Русак

Как правило, банковские структуры в практике кредитования корпоративных клиентов анализируют следующие аспекты кредитуемого проекта:

1) экономику предприятия-заемщика;

2) его правоспособность;

3) достаточность обеспечения (залог, поручительства, гарантии);

4) безопасность.

В данной статье мы будем говорить лишь о первом, экономическом, аспекте кредитоспособности.

В рамках анализа экономики предприятия специалисты банка должны ответить на вопрос о том, сможет ли заемщик вернуть полученные кредитные ресурсы в срок и в полном объеме, а также обеспечить выплату процентов. Ответ на этот вопрос определяется характеристиками финансового состояния и финансовых потоков предприятия, которые, в свою очередь, зависят от производственных показателей его деятельности и особенностей его функционирования на рынке. При этом анализ проводится не только на основании фактических (прошлых) показателей работы предприятия, но и с учетом рисков деятельности и их возможного влияния на состояние организации в течение периода кредитования.

Методы анализа кредитоспособности, используемые российскими банками, подробно освещены в литературе (см. [1, 2, 4]); они представлены на рис. 1.

Рис. 1. Стандартные процедуры анализа кредитоспособности

На наш взгляд, методика анализа кредитоспособности является стандартной и весьма хорошо разработанной как в теории экономического анализа, так и в практике банковского дела. С этой точки зрения можно было бы предположить, что управление кредитным риском в коммерческом банке при достаточной проработанности кредитной политики и наличии специалистов должно обеспечивать близкую к 100 % гарантию возврата средств, что на практике, к сожалению, не реализуется.

Качество экономического анализа и его результатов зависит от множества факторов, но прежде всего оно определяется информацией, на основании которой он проводится. Блокам оценки кредитоспособности, представленным на рис. 1, можно поставить в соответствие ту информацию, на которой основывается анализ (см. таблицу).

Представленная в таблице информация, необходимая для анализа, в целом соответствует перечням документов, запрашиваемых кредитными отделами банков для рассмотрения вопросов о краткосрочном кредитовании.

Таким образом, при анализе кредитоспособности банк пользуется весьма ограниченным кругом источников информации; причем качество данных, поступающих из каждого из них, зависит от множества факторов, которые, определяя степень достоверности и полноты информации, влияют в итоге на результаты анализа.

К источникам информации, используемой в экономическом анализе, можно предъявить ряд требований (см., например, [5, с. 69-71]). Это требования

- полноты и комплексности - отражение экономического явления или процесса во всех его аспектах;

- достоверности - соответствие показателя реальным результатам деятельности предприятия; в случае, если речь идет об учетной информации, то достоверность означает соответствие отчетности учетным данным, которые формируются в соответствии с общепринятыми правилам;

116

Информационное обеспечение анализа кредитоспособности...

- единства информации, поступающей из различных источников;

- оперативности, что помимо прочего предполагает соответствие периодов сбора информации периодам анализа.

Источники информации о кредитоспособности

Процедуры анализа Источники информации

1. Анализ рыночных позиций заемщика - данные маркетинговых исследований, проведенных заемщиком собственными силами, результаты которых представлены в банк; - данные исследований рынка, проведенных сторонними специализированными организациями; - данные маркетинговых исследований, проведенных специалистами банков; - сведения из сети Интернет, средств массовой информации, содержащие описание отрасли и, возможно, бизнеса заемщика; - статистические данные; - данные, полученные в устной форме от заемщика и третьих лиц (беседы, слухи и пр.)

2. Финансовое состояние заемщика 2.1. Ликвидность и платежеспособность - бухгалтерский баланс (форма 1 финансовой отчетности); - отчет о движении денежных средств (форма 4 финансовой отчетности); - приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5 финансовой отчетности); - расшифровки статей оборотного капитала и обязательств заемщика; - раскрытие в дополнительных справках составных элементов статей бухгалтерского баланса в случае недостаточного раскрытия в форме 5 либо ее отсутствия (промежуточная отчетность, отчетность предприятия, не обязанного предоставлять форму 5)

2.2. Финансовая устойчивость и имущественное положение - бухгалтерский баланс; - приложение к бухгалтерскому балансу; - расшифровки статей бухгалтерского баланса

2.3. Оборачиваемость оборотных активов, дебиторской и кредиторской задолженности, запасов - бухгалтерский баланс; - отчет о прибылях и убытках (форма 2 финансовой отчетности); - приложение к бухгалтерскому балансу; - расшифровки статей бухгалтерского баланса

2.4. Рентабельность и прибыльность - бухгалтерский баланс; - отчет о прибылях и убытках

Как правило, финансовый анализ состояния заемщика проводится на основании его бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой и предоставляемой в соответствии с законодательством РФ и нормативными документами Министерства финансов.

При этом особенностью российского законодательства является то, что полная отчетность, включающая в себя информацию и о финансовом положении предприятия, и о доходах и расходах, и о движении денежных средств и дающая пояснения к статьям баланса, формируется предприятиями только по итогам финансового года и предоставляется по истечении 3 месяцев после его окончания. Как следствие, данные, получаемые кредитными аналитиками либо неактуальны, но полны (отчетность на 31 декабря, предоставленная 31 марта и устаревшая на 3 месяца), либо неполны, но более или менее актуальны (квартальная отчетность, включающая в себя только баланс и форму о прибылях и убытках). В связи с этим в практической деятельности аналитика формы отчетности 3, 4, 5, как правило, вообще не могут использоваться.

117

А.А. Русак

Существенной проблемой информационного обеспечения анализа является то, что ряд предприятий вообще не имеет отчетности: предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Возможным выходом из такой ситуации является отказ банка от работы с такими заемщиками, что ведет к отсечению доли потенциальных клиентов. Кроме того, кредитный аналитик может проводить анализ «неофициальной» отчетности, составленной по данным внутреннего учета предприятия. Бухгалтер малого предприятия заполняет стандартные или специально разработанные банком бланки отчетности на основании данных внутреннего учета. Однако такая отчетность передается только в банк, но не предоставляется в государственные органы; соответственно, степень ее достоверности достаточно низка.

Следует отметить, что основной проблемой для пользователя отчетности является то, что финансовые данные в ней, даже если они и сформированы с соблюдением всех требований законодательства, носят консолидированный, сводный характер и не дают полного представления о деятельности предприятия, о результативности различных направлений его бизнеса, о технико-экономических (производственных) показателях.

Следует отметить, что данные должны быть раскрыты в отчетности в той степени, в какой это позволяет независимым пользователям принимать на основании отчетности экономические решения. В случае, если необходимые данные не содержатся в установленных формах, они могут быть внесены в виде дополнительных показателей, таблиц в формы либо в пояснительную записку [3]. Однако на сегодняшний день большинство организаций из-за отсутствия в нашей стране культуры формирования отчетности и нежелания раскрывать «лишнюю» информацию не соблюдают этот принцип.

Показатели же отчетных форм несовершенны. Например, ключевыми параметрами финансового состояния предприятия являются коэффициенты ликвидности, рассчитываемые как отношений текущих активов (всех или их части) к краткосрочным обязательствам предприятия. При этом для расчета коэффициентов аналитик должен знать состояние текущих активов: в случае наличия просроченной краткосрочной дебиторской задолженности, неликвидных запасов оборотный капитал должен быть скорректирована на их величину. Очевидно, что бухгалтерский баланс не дает необходимой информации, поэтому специалист банка вынужден затребовать расшифровки отдельных его статей, в данном примере - справки о состоянии дебиторской задолженности, запасов.

Кроме того, производственные (внеучетные) показатели заемщика (объемы производства различных видов продукции, мощность оборудования, себестоимость единицы продукции и др.) становятся известными также из различных справок, расшифровок, пояснений, которые приходится затребовать дополнительно к отчетности.

При этом следует видеть отличие показателей, которые представлены в отчетности, и данных из справок и расшифровок. И первые, и вторые строятся на основании данных учетных регистров, однако порядок формирования бухгалтерской отчетности регламентируется федеральным законодательством и иными нормативными актами, которые предусматривают в том числе ответственность за их нарушение. В определенной степени достоверность официальной отчетности подтверждена государством. Достоверность данных, предоставляемых в виде расшифровок и справок, и их соответствие сведениям в бухгалтерских регистрах зависит в конечном итоге от желания специалистов предприятия представить правдивую информацию либо исказить ее.

Грамотный финансист предприятия (экономист, бухгалтер), заинтересованный в получении кредита и разбирающийся в основах кредитного анализа, может подобным образом исказить данные и «повысить» свою кредитоспособность.

Иным приемом, который позволяет заемщику улучшить свои финансовые показатели, является «признание» в том, что отчетность предприятия намеренно искажена. Как правило, здесь речь идет о величине прибыли и коэффициентах рентабельности. Ссылаясь на то, что практически все российские предприятия в своей деятельности используют методы снижения налогового бремени (в том числе и не соответствующие законодательству), заемщик может утверждать, что действительная величина прибыли, полученной организацией за период, превышает ту, что отражена в форме 2.

Кредитный аналитик для подтверждения такой информации может запросить сведения о методах оптимизации налогообложения. Предприятие-заемщик может либо просто отказаться разглашать такую информацию («коммерческая тайна», «если вы столь любопытны, мы пойдем в другой банк»), либо представить схему занижения прибыли, проверить достоверность которой невозможно. Пример такой схемы представлен на рис. 2.

118

Информационное обеспечение анализа кредитоспособности...

Рис. 2. Схема снижения величины прибыли заемщика

Между тем возникают более сложные, по сравнению с указанными, проблемы с обработкой информации. Наибольшую трудность представляет анализ финансовых аспектов кредитоспособности в случае, если заемщиком выступает не предприятие как отдельное юридическое лицо, а группа компаний. Как правило, если предприятие входит в такую группу (например, холдинг), то попытка анализа отчетности только одного юридического лица не может дать целостную картину экономики заемщика, поскольку в случае наличия существенных финансовых и товарных потоков между предприятиями группы данные отчетности каждого из них искажены обязательствами между аффилированными лицами, реализацией товаров от одной организации к другой, трансфертными ценами, которые имеют не «рыночную», а искусственную «внутрихолдинговую» природу. Таким образом, ко всем финансовым показателям организаций, входящих в группу, следует относиться с особой осторожностью.

Для того чтобы представить действительное финансовое состояние группы, очистив все экономические показатели от факторов внутрихолдинговых взаимосвязей, формируется консолидированная отчетность группы.

Между тем, как правило, консолидированную отчетность формируют крупнейшие российские холдинги, вышедшие на публичные фондовые рынки. Данные же иных предприятий могут консолидироваться по требованию банка следующими способами:

1. Консолидированная отчетность составляется специалистами предприятий. При этом «целевой аудиторией» такой информации является только банк: она не предоставляется в государственные органы, не публикуется, не проходит процедуру аудита. На наш взгляд, такая информация, хотя и претендует на полноту и всесторонний охват деятельности заемщика, не может быть признана достоверной.

2. Отчетные данные отдельных предприятий холдинга (группы) сводятся в итоговый отчет самим кредитным аналитиком: соответствующие показатели отдельных организаций складываются и корректируются на величину взаимных обязательств и оборотов между предприятиями группы. Между тем сведения о внутригрупповых товарных и финансовых потоках становятся доступны банковскому аналитику из пояснений специалистов заемщика, справок и расшифровок, надежность которых как источника информации весьма низка, о чем мы говорили выше.

Приведем пример того, как заемщик может улучшить показатели кредитоспособности с использованием консолидированной отчетности (см. рис. 3).

Кроме того, существенной проблемой при кредитовании организаций, входящих в группу, является то, что кредитный аналитик никак не может получить информацию о том, какие предприятия действительно относятся к этой группе. Заемщик может представлять отчетность одного-двух юридических лиц, в пользу которых, например, искусственно перераспределяется прибыль группы, данные же об остальных предприятиях, фактически убыточных, остаются за пределами анализа. Создавая такие и подобные схемы, предприятие-заемщик может манипулировать своими финансовыми показателями, вводя банк в заблуждение.

119

А.А. Русак

Как представлено в банк:

-30-

Актив Пассив

КЗ = 100

—ОбА = 50

-70-

Актив Пассив

ОбА = 130

КЗ = 40

-40-

Актив Пассив

КЗ = 60

ОбА = 50

Сторонние

контрагенты

Консолидировано (как представлено в банк):

Не имеет отчетности

Актив Пассив

ОбА = 110

КЗ = 90

Действительное положение:

Группа состоит из трех предприятий - два юридических лица, один ЧП. 8 расшифровках статей оборотных активов (ОбА), в том числе дебиторской задолженности, и кредиторской задолженности (КЗ) обязательства отражаются как взаимные между предприятиями группы (см. схему сверху, стрелки обозначают обязательства), в действительности они таким не являются (см. схему снизу). Если реально коэффициент текущей ликвидности первой организации равен 5/10, третьей 5/6 (схема снизу), то его удалось «исказить» до 11/9, или 1,22 (центральная схема).

-30-

Актив Пассив

КЗ = 100

ОбА = 50

7)

Актив Пассив

ОбА = 0 О II со

Не имеет отчетности

Сторонние

контрагенты

-46-

Актив Пассив

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КЗ = 60

ОбА = 50

Сторонние

контрагенты

Рис. 3. Пример формирования недостоверной консолидированной отчетности

Таким образом, при проведении финансового анализа у специалиста кредитного подразделения банка возникает ряд проблем, связанных с недоступностью достоверной и полной информации о состоянии заемщика.

Другим разделом анализа кредитоспособности является анализ рыночных рисков, который позволяет характеризовать внешнюю среду предприятия, в которой сформировалась и функционирует финансовая система организации-заемщика. К оценке рынка мы относим:

- анализ рынка - «теснота» на рынке, методы конкурентной борьбы, сезонность, социальная значимость, поддержка со стороны государства и т. д.;

- анализ положения заемщика на рынке - доля заемщика на рынке (монополист, конкуренция); конкурентные преимущества, конкурентные недостатки, количество покупателей и поставщиков и др.

Данные о рынке, соответствующие всем требованиям к источникам информации, получить практически невозможно. Если при финансовом анализе у банка есть надежный источник, на котором основываются все аналитические процедуры, - финансовая отчетность, то при рыночном анализе такого источника нет.

На наш взгляд, этот раздел анализа не стал для многих кредитных организаций столь же важным, как финансовый анализ, потому банки на сегодняшний день не готовы осуществлять серьезные затраты на него (платить за маркетинговые исследования независимым агентствам либо проводить их собственными силами с привлечением в штат специалистов-маркетологов).

Анализ рыночного положения заемщика проводится, как правило, на основе данных сети Интернет, средств массовой информации, а также информации, предоставленной заемщиком. При этом следует обратить внимание, что если потенциальный заемщик - некрупное предприятие, то сведений в прессе о нем обычно нет.

При этом заемщик может исказить информацию следующим образом:

- предоставить в банк описание рынка и представить свое предприятие на нем как более привлекательное, по сравнению с действительностью;

- открыть свой сайт в сети Интернет, где он смог бы разместить недостоверную информацию (создается впечатление, что она более надежна, поскольку не представлена в банк напрямую);

- PR-акции, в том числе так называемые заказные статьи, информация в которых представляет положение заемщика в отрасли лучше, чем есть на самом деле.

120

Информационное обеспечение анализа кредитоспособности...

Важным при анализе положения заемщика на рынке является оценка количества покупателей и продавцов (чем их больше, тем ниже риск убытков в результате ухода одного из них). Эти данные представляются в банк заемщиком, и проверить их аналитику невозможно.

Таким образом, на наш взгляд, главной причиной невысокой надежности результатов анализа кредитоспособности корпоративного клиента является низкое качество и недоступность информации, на основании которой кредитные специалисты оценивают потенциального заемщика.

Мы полагаем, что эта проблема стала естественным результатом развития рынка банковского кредитования.

В России на сегодня не сформирована культура финансовой отчетности, что связано с тем, что до последнего времени она рассматривалась лишь как дополнительный документ, предоставляемый в налоговую службу. В практической деятельности финансовых служб российских предприятий имеет место искажение данных налоговой и, соответственно, финансовой отчетности. С развитием финансовых рынков, расширением использования кредита российскими предприятиями будет расти и качество формируемых организациями финансовых (бухгалтерских) отчетов.

С маркетинговой точки зрения рынок банковских кредитов сегодня - «рынок покупателя». Например, в Омской области на рынке присутствует ряд крупных клиентов (не более двадцати), которые привлекательны для банков в силу возможных объемов кредитования и перспектив сотрудничества. Это заставляет аналитиков под давлением клиентской политики банка быть более «мягким» при анализе, в том числе принимать во внимание данные, поступающие из ненадежных источников.

Повышение надежности результатов анализа кредитоспособности может достигаться лишь через ужесточение требований к заемщикам по предоставлению информации, что, в свою очередь, может сделать невозможным сотрудничество с рядом предприятий, увеличить затраты на анализ. Банковская организация в системе корпоративного управления должна находить баланс (оптимум) между уровнем требований к информационному обеспечению кредитного процесса и политикой, направленной на расширение клиентской базы.

1. Горских И.И. Определение рейтинга привлекательности кредитной заявки // Банковское дело. 1999. № 7. С. 13-17.

2. Москвин В.А. Кредитование инвестиционных проектов: рекомендации для предприятий и коммерческих банков. М.: Финансы и статистика, 2001.

3. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. № 67н // Финансовая газета. 2003. № 33.

4. Суская Е.П. Оценка рисков банков при кредитовании юридических лиц // Банковское дело. 1998. № 2. C. 30-33.

5. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2002.

УДК 338.46

В.И. Брин

Омский государственный университет

БОНУСНЫЕ И ДИСКОНТНЫЕ ПРОГРАММЫ И УМЕНЬШЕНИЕ ОТТОКА АБОНЕНТОВ СОТОВЫХ КОМПАНИЙ

In the article various bonus and discount programs used by mobile operators are considered. The estimation of efficiency of these programs for attraction of new subscribers and for preservation of already available user's base is given. Calculations of comparative economic efficiency of some bonus and discount circuits are resulted. Bonuses program with unconditional or with a conditional bonus, including circuits where the bonus is attached to the cumulative payments of subscribers are considered.

Бонусные и дисконтные программы хорошо зарекомендовали себя торговых сетях. Они повышают лояльность покупателей к сети, повышают вероятность повторных и последующих покупок в той же торговой сети. С выходом на массовый рынок, когда счет абонентов пошел на миллионы, сотовые операторы начали активно использовать такие же маркетинговые приемы, как торговые сети. А во главе крупных сотовых компаний становятся менеджеры, имеющие большой опыт товарного ритейла.

© В.И. Брин, 2005

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.