удк 321 Андрей Львович Миночкин,
соискатель кафедры философии и политологии, Wolga-shield@yandex.ru СГСЭУ
ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ
Статья посвящена рассмотрению проблемы информационного неравенства в современной системе политических отношений. Объясняется необратимость процесса информатизации политической власти, ее связь с информатизацией внутри- и внешнегосударственных структур и объединений. Рассматривается понятие информационного общества, проводится сравнительный анализ со схожими по значению понятиями. Анализируются причинная обусловленность информатизационно-цифрового разрыва, его характерные черты и формы. Подчеркивается осознание проблемы информатизации общества и важность ликвидации информационной безграмотности со стороны высшего политического управления страны. Выявляется опасность дальнейшего расслоения общества при возрастании информационного разрыва, его негативного влияния на политическую систему страны в целом. Выявляются проблемы, возникающие при недостаточно продуманных процессах по информатизации общественной и внутриполитической систем. Приводятся статистические данные, характеризующие явление информационного общества. Рассматривается международная законотворческая практика, касающаяся действий, связанных с ликвидацией информационного разрыва. Выявляются основные тенденции развития информационного неравенства политических субъектов как внутри России, так и на международном уровне. Результатом исследования является вывод о высоком уровне опасности информационного неравенства для устойчивого демократического развития государства и стабильного состояния системы политических отношений. Информационно-коммуникационные технологии, внедряемые в социально-политическую сферу общества, способствуют увеличению информационного неравенства, становясь неразрывным спутником всех политических преобразований. Информационно-политическое неравенство приводит любую систему политических отношений в неравновесное состояние.
Ключевые слова: цифровой разрыв, информационное неравенство, политическая система, субъекты политического процесса, проблемы ИКТ.
A.L. Minochkin
DIGITAL DIVIDE IN THE MODERN POLITICAL SYSTEM: THE NATURE AND ESSENCE
The paper deals with the problem of the digital divide in the modern system of political relations. The author explains the irreversible nature of the process of informatization of political power and its links to the computerization of internai
and external structures and unions, discusses the concept of the information society, conducts comparative analysis with similar notions, analyzes the causes behind information and digital divide, its distinctive features and forms. The paper emphasizes the awareness of the problem of information society and the importance of eliminating computer illiteracy, reveals the danger of further stratification of society with increasing digital divide and its negative impact on the political system of the country on the whole, identifies problems associated with insufficiently thought-processes of informatization of public and political systems, provides statistical data describing the phenomenon of the information society. The author considers international law-making practices aimed at elimination of the digital divide, identifies the main trends of the digital divide both within Russia and internationally. The paper concludes that the digital divide is dangerous for sustainable democratic development of the country and the stability of the system of political relations. Information and communication technologies introduced in the social and political spheres of society contribute to increasing digital divide and become an inseparable companion of all political transformations. Information and political inequality pushes any system of political relations in the non-equilibrium state.
Keywords: digital divide, information inequality, political system, subjects of the political process, problems of IT.
Информационные технологии прочно вошли в политическую практику большинства стран мира, и на сегодняшний день им отводится одна из ключевых ролей в политике, экономике, культуре общества. Для одних стран источником оживленных политических диспутов является вопрос качества и новизны информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), внедрения на их основе более совершенных моделей управления, обучения, оказания населению широкого спектра услуг. Для других государств крайне остро стоит вопрос равномерного распространения и по возможности обеспечения всеобщей доступности современных ИКТ для достижения формального уровня соответствия развитым странам. Но и в первом, и во втором случае политикам и экспертам не удается обойти стороной такую актуальную проблему современности, как информационное неравенство. Это явление в разной степени присуще практически всем общественно-политическим системам: как национальным, так и глобальной международной. Оно выступает тормозом, ингибитором социально-политического развития, снижает уровень информационного взаимодействия между народами. Поэтому неслучайно для устранения цифрового неравенства прикладываются совместные усилия государства, бизнеса, общества. Однако в силу многогранности информационного неравенства, его сложной структуры и непрерывной трансформации найти оптимальное решение этой задачи до сих пор не удалось. В настоящей статье предпринимается попытка раскрыть в политической плоскости современное содержание информационного неравенства, выявить его характерные черты и формы проявления, что в определенной степени поспособствует поиску пути его преодоления.
Известно, что процесс по внедрению информационных технологий в общественную жизнь является катализатором формирования традиционных форм социального неравенства и создает его новые формы, разделяет людей на тех, кто владеет навыками и возможностью использования технических средств, и на всех остальных. В современных условиях разрыв в возможностях доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям непрерывно возрастает не только между развивающимися и развитыми странами, но и между городским и сельским населением, имущими и неимущими категориями граждан внутри стран, между молодыми и пожилыми людьми, инвалидами и здоровыми и т.п. Это означает, что кроме информационного неравенства между государствами выделяются еще и
«поколенческое», и культурно-психологическое неравенство, неравенство между пользователями информационных технологий. На наш взгляд, нельзя не согласиться с М.Н. Грачёвым, рассматривающим противоречия, возникающие между глобальными производителями информационных продуктов (чаще межнациональные корпорации) и локализованными условиями их присвоения в качестве источника напряженности и рискогенно-го фактора, поскольку контекст информационной продукции может расходиться с установленными в данном обществе убеждениями и нормами, укоренившимися в повседневной жизни [6].
Информационное неравенство - это самостоятельный вид расслоения населения, явно проявивший себя в последнее десятилетие наравне с экономическим и социальным неравенствами. В своем выступлении на Президиуме Госсовета (июль 2008 г., г. Петрозаводск), Президент России Дмитрий Медведев в частности определил информационный капитал как очень значимый ресурс, представляющий большую ценность в нашу эпоху, упомянув о разнице в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создают так называемый цифровой разрыв. «Когда те, кто живет в крупном столичном городе, обладают практически любыми возможностями и по доступу в сеть Интернет, и по использованию мобильных средств связи, а те, кто живет в небольших населенных пунктах, не обладают практически никакими...». Серьезность сложившегося положения подчеркивается следующими цифрами. В мире сейчас до 70% всего населения Земли является неграмотным, 30% не пользуется электричеством, 50% - телефоном, и только 6% населения может позволить купить себе компьютер [16]. Как указывается в документах ЮНЕСКО: «.Равноправный доступ к информации является одним из существенных факторов устойчивого развития. В информационном мире информацию следует рассматривать в качестве одного из основных ресурсов для сбалансированного развития человека, доступ к которому должны иметь все. Мы испытываем озабоченность по поводу серьезного риска образования " цифровой пропасти" как между странами, так и внутри стран, усугубляющей неравноправие, например, обусловленное дискриминацией по признаку пола, вероисповедания или этнического или расового происхождения» [13].
В настоящее время от доступа к средствам цифрового общения все больше зависит возможность реали-
зации прав и свобод личности. Равноправный доступ к телекоммуникационным средствам общения, возможность получения необходимых навыков и знаний становится одним из условий реализации гражданских прав. Так, электронное правительство призвано упростить общение граждан и бизнеса с органами государственной власти, переведя их в формат интерактивного диалога. Однако внутригосударственное цифровое неравенство между различными социальными группами и слаборазвитая информационно-техническая инфраструктура ряда регионов Российской Федерации препятствуют осуществлению данной задачи.
Все большее количество мирового населения приходит к пониманию знания как источника богатства, совершенствуются методы защиты и сохранения интеллектуальных прав, а традиции образованного класса становятся более устойчивыми. Данные процессы заложили основу для очередного разделения населения развитых стран на принадлежащих и не принадлежащих к слою, получившему название «knowledge stratum» («интеллектуальная элита»). Данный вид разделения может стать одним из наиболее острых.
Для комплексного понимания проблемы информационного неравенства предлагаем провести семантико-лингвистический анализ данного научного термина. Информационное (цифровое) неравенство представляется нам понятием обобщенным. Английскому термину «digital gap» (или «digital divide») в русском языке тождественны понятия электронного-цифрового разрыва, цифрового неравенства, цифрового барьера, цифрового разделения, цифрового дисбаланса, а также информационной изоляции и информационного неравенства. Контекстуально обусловленно каждый из вышеприведенных терминов описывает и обозначает одно явление, а именно: ограниченный доступ к информационно-коммуникационным средствам передачи информации, появляющийся как на межгосударственном уровне в целом, так и на локальном, внутригосударственном пространстве между различными социальными группами. Наибольшее распространение получило следующее объяснение термина «digital divide»: «Разрыв между теми, кто располагает регулярным и эффективным доступом к современным информационно-коммуникационным технологиям, и теми, кто подобным доступом не располагает» [15, с. 34]. Часто встречается мнение, что «digital divide» является способностью государственной или внутригосударственной части населения в соответствующих пределах адаптировать, создавать, заниматься распространением и использованием знаний [12]. Н. Бекетов выделяет два вида информационных неравенств: 1) технологическое неравенство по принципу вовлеченности в мир цифровых технологий; 2) интеллектуальное неравенство, поддающееся изменению за счет совершенствования информационно-культурной среды [1].
Вышеприведенный анализ показывает, что цифровое неравенство в обществе выражается в ограниченном доступе субъектов социально-политических отношений к информации, а также в неравномерном развитии соответствующей инфраструктуры. Отметим, что увеличение информационной пропасти в связи с массовым распространением информационно-коммуника-
ционных технологий и возникновением внутрисетевых сообществ способствовало осознанию реальности угроз политической стабильности на внутригосударственном уровне.
Само информационно-цифровое неравенство может быть разного вида: экономическое, социальное, технологическое, культурное и лингвокультурное. В сложившийся практике «цифровой разрыв» между странами обычно измеряется количеством пользователей Интернета, компьютеров и телефонов. Оценивая степень распространения «цифрового неравенства» внутри групп людей на внутригосударственном уровне, часто используют такие понятия, как пол, возраст, раса, инвалидность, местонахождение (тип проживания), а также доходы [5]. Важным технологическим аспектом является распределение интернет-узлов по региональному принципу в сравнении с распределением численности населения и равномерностью распределения в различных регионах мира рынка информационно-телекоммуникационных услуг, доля информационно-телекомуни-кационных технологий в валовом внутреннем продукте стран. Иное направление измерения цифрового разрыва заключается в генерации продуктов информационных технологий на определенном языке. На сегодняшний день порядка 80% от объема всех информационных продуктов и немногим большая часть программного продукта, производимого в мире, создается на английском языке, хотя около 75% земного населения им не владеет [10; 17]. Цифровое неравенство напрямую зависит и от несоответствия возможности доступа мирового населения к интернет-узлам по регионам в сравнении с распределением численности населения. Также очевидными являются технологические и экономические причины несоответствия, хотя лингвистические не так явны. К вышеперечисленным можно добавить информационную культуру как фактор информационного неравенства, поскольку помимо владения ИКТ необходимо еще учитывать и умение использования постоянно совершенствующихся информационно-комуникацион-ных средств.
Мы неоднократно отмечали, что современным политическим системам большинства стран мира присуще информационное неравенство. Россия в данном списке не является исключением. Данная позиция ставит перед отечественной политологией определенные задачи по выработке методологии преодоления информационно-цифрового неравенства. Мы считаем, что данное направление должно базироваться на следующих принципиальных составляющих.
1. Система образования, начиная с дошкольного вплоть до высшей школы, включая курсы повышения квалификации и профессиональных знаний, должны приучать человека к постоянным изменениям в образе жизни и непрерывному совершенствованию на протяжении всей жизни. В реализации данной задачи основная роль отводится информационно-культурным центрам, Интернету и электронным библиотекам. Для решения вышеизложенной задачи требуются массовое производство информационно-телекомуникационных средств доступа как способ удешевления компьютеризации учреждений культуры, музеев, библиотек, архивов, разработка и широкое внедрение средств электрон-
ной полиграфии в практику книгоиздания и массовой печати.
2. Обеспечение сферы услуг информационным контентом духовного содержания, отвечающим духу российских культурно-исторических традиций, является важной политической задачей, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению понимания и самоосознания многообразия российской культуры, воспитания будущих поколений в атмосфере национальных духовных ценностей. Необходимой представляется корректировка существующих медийных продуктов, а также создание широкой сети культурно-информационных и информационно-развлекательных центров в регионах. Первоочередной задачей в интернет-пространстве является создание и развитие мощного русскоязычного сектора, технологическая поддержка культурно-информационных центров, отражающих и популяризирующих информационную самобытность российской культуры.
3. Ориентация индустрии информационных и коммуникационных услуг и средств домашней компьютеризации, способных отвечать современным требованиям, на массового потребителя. Потребитель должен использовать данные средства и навыки как способ решения проблем социального характера - медицинской помощи, трудоустройства, работы на дому, организации досуга, электронной торговли, познавательной деятельности и иных важных аспектов человеческого существования. Важными информационными навыками являются: способность осознать потребность в информации и определить ее пользу; способность дистанцироваться от негативной информации - ограничить ее влияние на себя и своих близких; навыки поиска информации (способность сконструировать стратегию поиска информации и найти нужную информацию; сравнить данные, полученные из разных источников); умение применять найденную информацию и передавать ее третьим лицам. Кроме того, важна система подготовки государственных и муниципальных служащих в сфере использования информационно-телекомуникационных технологий и законодательное закрепление требований в нормативных актах, регулирующих государственную гражданскую службу.
Инициаторами преодоления существующего цифрового неравенства на межгосударственном и внутригосударственном уровнях являются наднациональные международные институты и организации: Организация Объединенных Наций, Организация экономического сотрудничества и развития, «Группа восьми». Негармоничное распространение в мире продуктов научно-технического прогресса, увеличивающее межгосударственное и внутригосударственное цифровое неравенство побудило государства, поддержавшие Декларацию «Построение информационного общества - глобальная задача нового тысячелетия» [8], начать работу по преодолению информационно-цифрового неравенства. Первым шагом в направлении сокращения цифрового разрыва внутри и между государств стало понимание необходимости решения проблемы равного и открытого доступа к знаниям и информации, разработка и внедрение плана практических шагов. Данный план был согласован вслед за декларацией принципов на всемирной встрече на
высшем уровне по вопросам информатизации общества, прошедшей в Женеве [4]. В соответствии с планом по построению информационного общества страны-участницы, поддержавшие декларацию, согласились:
1) разработать и внедрять принципы внутригосударственной политики для популяризации информации, соответствующей характеристике публичного достояния, содействующие широкому доступу населения к информации;
2) использовать Интернет по средствам обеспечения различных ресурсов сети как возможность доступа к официальной информации (являющейся публичным достоянием) для всех уровней органов государственного управления;
3) стимулировать практику разработки внутригосударственного и международного законодательства, касающегося доступа к информационным ресурсам и накопления являющихся общедоступными данных, особенно в области инноваций;
4) развивать научно-исследовательскую деятельность, испытательные и конструкторские работы с целью содействия расширению доступа к информационно-коммуникационным технологиям для всех, не исключая группы населения, находящиеся в неблагоприятных условиях;
5) создавать за счет органов государственного управления и заинтересованных сторон разветвленную, современную и работоспособную инфраструктуру функционирующих многоцелевых публичных пунктов коллективного доступа, предоставляющих населению доступ к различным ресурсам информационных технологий, в первую очередь доступ к сети Интернет, при соблюдении прав интеллектуальной собственности и поощрения использования созидательной информации и обмена знаниями;
6) с целью повышения ценовой приемлемости продуктов высоких технологий поощрять развитие конкуренции, создавать почву для развития исследований и содействовать распространению информации о возможностях, предоставляемых различными моделями программного обеспечения, о средствах их создания, включая программное обеспечение, разрабатываемое отдельными компаниями;
7) содействовать процессу понимания гражданами и органами власти возможностей информационно-кому-никационных технологий как средства основного рабочего инструмента;
8) стимулировать исследования по вопросам расширения информационного общества, ликвидации информационного разрыва, в том числе по инновационным формам создания сетей, адаптации инфраструктуры информационно-комуникационных технологий, программных приложений, содействующих росту доступности инновационных информационных технологий для всех, обращая основное внимание на группы населения, имеющие низкий жизненный уровень;
9) стимулировать создание глобальной сети электронно-цифровой интерактивной библиотеки, сотрудничество библиотек, расширять доступ к печатным изданиям, не являющимся секретными, книгам и архивам научной информации, разрешенным к широкому использованию;
10) поддерживать распространение информации, позволяющей сформировать достоверную картину, с тем чтобы обеспечить оптимальный выбор надлежащего программного обеспечения, которое бы способствовало достижению целей развития в местных условиях [4].
На наш взгляд, объединение ресурсов и инициатив информационно развитых стран способно привести если не к полному устранению информационного неравенства как между, так и внутри отдельных стран, то к значительному его сокращению.
В ближайшие десятилетия может произойти обострение межгосударственных отношений в связи с цифровым разрывом уровня информатизации («digital divide»), которое является серьезным препятствием развитию информационной инфраструктуры для всех членов мирового сообщества [10, с. 10]. В силу объективно существующей неравномерности доступа к источникам информации нельзя отрицать реальную возможность концентрации управления информационными потоками в руках достаточно узкого круга лиц, ставящих перед собой задачу направленного воздействия на массовое сознание, т.е. манипулирования им в политических целях. Обретая возможность совершенствования процедур демократического управления, государственная власть сталкивается и с новыми рисками, связанными с информатизацией политических механизмов, - усилением цифрового раскола общества и следующей из информационного неравенства граждан опасности манипулирования общественным мнением.
Как отмечает М.С. Вершинин, «если информатизация бурно развивается "наверху", не проникая в общество, она лишает граждан возможности следить за деятельностью госструктур, проверять их, а значит, может усилить монополию государства на информацию. Электронизация "сверху" даст в руки правящей элиты дополнительные возможности манипуляции обществом и отдельным человеком» [2, с. 107]. Действительно, преобразования в социально-политической сфере, происходящие под воздействием новых коммуникационных технологий, носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, они способствуют расширению «видимости», открытости осуществления власти, с другой -создают потенциальную возможность для чрезмерной концентрации управления информационными потоками в руках узкого круга лиц [7, с. 76]. Это может выразиться, например, в создании «виртуального Паноптикона», где будет находиться постоянно пополняемая «электронная картотека» на всех жителей страны. Прецедент, по крайней мере в США, уже существует [3]. Как отмечал по данному поводу в одной из своих статей Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, «Пентагон создает сейчас не имеющую аналогов в мире автоматизированную систему сбора персональной информации под названием " Тотальная информированность". Она включает: электронную почту, данные о кредитных картах и банковских операциях, сведения о
путешественниках и туристах. При этом объединяются коммерческие базы данных с государственными досье, в частности с данными спецслужб» [9]. Такая ситуация таит в себе потенциальную опасность ограничения и нарушения традиционно понимаемых прав и свобод личности, что не может гарантировать устойчивого и безопасного развития России.
1. Бекетов Н. Информационное разнообразие и цифровое неравенство в развитии России // Информационные ресурсы России. 2009. № 5.
2. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований // Актуальные проблемы теории коммуникации. 2004. № 4.
3. Виноградова Л. Американцы не против перлюстрации электронной почты. URL: http://netoscope.narod.rU/news/2001/04/0 3/1939.html.
4. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева. 2003. План действий. URL: http://www.minsvyaz.ru/site.shtml?id=2078.
5. Готовность России к информационному обществу. М.: ИРИО, 2001.
6. Грачёв М.Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологический анализ: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М.: МПГУ, 2005.
7. Грачёв М.Н. Электронная демократия: возможности и угрозы // Интернет и современное общество: тр. XII Всеросс. объедин. конф. (г. Санкт-Петербург, 27 - 29 октября 2009 г.). СПб.: СПбГУ, 2009.
8. Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии». 12 декабря 2003 г. URL: http://www.un.org/russian/conferen/wsis/dec. pdf.
9. Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. № 6.
10. Макарьян Д.В. Информационно-коммуникационные технологии как фактор международных отношений: политические и правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2008.
11. Мельникова Т.С. Политические интернет-коммуникации в процессе формирования общетвенного мнения // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36).
12. Микляев В.А. Теоретическая соотносимость концепций «информационного общества» и «общества знаний» // Диалог культур - 2010: наука в обществе знания: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010.
13.МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». URL: http:// www.ifap.ru.
14. Овчинников С.А., Гришин С.Е. Информационно-этические проблемы построения информационного общества // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).
15. Перфильева О.В. Проблема цифрового разрыва и международные инициативы по ее преодолению // Вестник международных организаций. 2007. № 2 (10).
16. Шауэр Т. Влияние технологий информационного общества на устойчивое развитие. URL: http://www.clubofrome.at/ archive/sustainable-information-society-eng.pdf.
17. Шевчук О. «Электронная Украина» - на пути формализации // Зеркало недели. 2003. № 13 (438). 5 - 11 апр.