Научная статья на тему 'Информационное направление взаимодействия прокуратуры и Российской общественности'

Информационное направление взаимодействия прокуратуры и Российской общественности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗАПРОС / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЩЕНИЯ / ЛИЧНЫЕ ВСТРЕЧИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнюшкин Александр Васильевич

В настоящее время перед органами прокуратуры, как и иными государственными органами страны, стоит ряд социально и политически значимых задач. Их решение не представляется возможным без конструктивного взаимодействия с российской общественностью. Органы и учреждения прокуратуры взаимодействуют с общественностью по различным направлениям, в числе которых и информационное. Исходя из этого, предметом исследования статьи выступили российские нормативные правовые акты, регулирующие порядок взаимодействия прокуратуры и общественности по поводу информации. В статье представлены результаты осуществленного анализа, позволившие уточнить современные формы взаимодействия прокуратуры и общественности в рамках информационного направления, а также дать авторское определение заявленному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION THE DIRECTION OF INTERACTION OF THE PROSECUTOR''S OFFICE AND THE RUSSIAN PUBLIC

At present, the prosecution authorities and other state bodies of the country is the number of socially and politically important problems. Their solution is not possible without a constructive interaction with the Russian public. Bodies and institutions of Prosecutor's office interact with the public in various areas, including information. On this basis, the subject of the article by the Russian normative legal acts defining the procedure of interaction of the Prosecutor's office and the public about the information. The article presents the results of the performed analysis helped clarify the modern forms of interaction of the prosecution and of the public in the informational direction, and also to give the author's definition of the declared direction.

Текст научной работы на тему «Информационное направление взаимодействия прокуратуры и Российской общественности»

Проблемы экономики и юридической практики

4'2017

6.4. ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Корнюшкин Александр Васильевич, аспирант кафедры конституционного и муниципального права

Место учебы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Юридический институт

Аннотация: в настоящее время перед органами прокуратуры, как и иными государственными органами страны, стоит ряд социально и политически значимых задач. Их решение не представляется возможным без конструктивного взаимодействия с российской общественностью. Органы и учреждения прокуратуры взаимодействуют с общественностью по различным направлениям, в числе которых и информационное. Исходя из этого, предметом исследования статьи выступили российские нормативные правовые акты, регулирующие порядок взаимодействия прокуратуры и общественности по поводу информации. В статье представлены результаты осуществленного анализа, позволившие уточнить современные формы взаимодействия прокуратуры и общественности в рамках информационного направления, а также дать авторское определение заявленному направлению.

Ключевые слова: прокуратура, общественность, информация, запрос, доступ к информации, обращения, личные встречи.

THE INFORMATION THE DIRECTION OF INTERACTION OF THE PROSECUTOR'S OFFICE AND THE RUSSIAN PUBLIC

Kornyushkin Alexander V., postgraduate student

Study place: Law Institute of Belgorod state national research University

Annotation: at present, the prosecution authorities and other state bodies of the country is the number of socially and politically important problems. Their solution is not possible without a constructive interaction with the Russian public. Bodies and institutions of Prosecutor's office interact with the public in various areas, including information. On this basis, the subject of the article by the Russian normative legal acts defining the procedure of interaction of the Prosecutor's office and the public about the information. The article presents the results of the performed analysis helped clarify the modern forms of interaction of the prosecution and of the public in the informational direction, and also to give the author's definition of the declared direction. Keywords: the Prosecutor's office, public information request, access to information, treatment, personal meetings.

В настоящее время органы прокуратуры наряду с иными государственными органами являются активными участниками взаимодействия с общественностью. Данный процесс детерминирован конституционными положениями о высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2)1, опосредован законодательными установками, конкретизирован локальными нормативными актами прокуратуры.

К примеру, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 одной из целей деятельности прокуратуры обозначены охраняемые законом интересы общества и государства 2. А в ч. 3 ст. 12 названного закона сформулирован текст присяги Генерального прокурора Российской Федерации, в соответствии с которым он также клянется при осуществлении своих полномочий «свято соблюдать ... охраняемые законом интересы общества и государства». Аналогично содержание ч. 1 ст. 40.4 «Присяга прокурора» для лиц, впервые назначаемых на должность прокурора.

Уточним, что в целях данного исследования мы используем термин общественность в связи с тем, что, по нашему мнению, он является наиболее подходящим применительно к заявленному взаимодействию. При этом термин общественность де-финируется частью общества, коллектива и т.п., которая

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_28399/

2 Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 07.03.2017 г.) // Российская газета. 1995, 25 ноября; 2017, 10 марта.

наиболее активно участвует в его жизни, определяет основные направления его развития, пользуется большим влиянием, уважением3; группой людей, передовой частью, передовыми кругами общества, активно участвующими в различных сферах жизни, выражающая общественное, коллективное мнение4 и др. Таким образом, общественность является частью общества и может быть представлена группой лиц или физическим лицом в единственном числе. Следует также отметить, что термин общественность использован и в самих нормативных актах прокуратуры. К примеру, Приказ Генпрокуратуры РФ от 10 сентября 2008 г. № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению»5.

С учетом того, что прокуратура взаимодействует с общественностью по различным направлениям, в рамках данной статьи будет раскрыто информационная разновидность. Подчеркнем необходимость разграничения информационного направления от правозащитного, воспитательно-образовательного и пр. направлений.

Базовым нормативным правовым актом данного направления взаимодействия является федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного само-

6 п

управления» . В соответствии с его установлениями все органы

3 Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева. 2003.

4 Большой толковый словарь русских существительных / под общ ред. Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.

5 Законность. 2008. № 10.

6 Российская газета. 2009, 13 февраля; 2016, 11 марта.

Корнюшкин А. В.

ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

государственной власти должны создавать доступные для каждого гражданина информационные ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы, с целью освещения деятельности этих органов и подведомственных им организаций; приема обращений, касающихся вопросов прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и др.

Следуя положениям указанного федерального закона, Генеральной Прокуратурой Российской Федерации был издан приказ от 31 мая 2011 г. № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации»7. В этом инструктивном документе установлен единый порядок, обеспечивающий доступ к информации о деятельности российских органов и учреждений прокуратуры, но не регламентированы отношения о порядке рассмотрения обращений граждан в связи с нарушениями их прав и свобод. По поводу последнего отметим, что нами рассмотрение обращений граждан расценивается как самостоятельное правозащитное направление.

Приказ Генпрокуратуры России от 31 мая 2011 г. № 153, перечисляя способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, в интересующем нас аспекте, указал:

- присутствие граждан, представителей организаций, институтов гражданского общества, публичных властных субъектов на мероприятиях, проводимых органами прокуратуры в установленном порядке;

- предоставление по запросам пользователей информации данных о деятельности органов прокуратуры Российской Федерации;

- другие способы, зафиксированные в законах и (или) иных российских нормативных правовых актах.

В п. 2.7. названного приказа Генпрокуратуры России предписано ежегодное проведение личных встреч руководителей органов прокуратуры (уровень субъектов Российской Федерации, а также приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур) с редакциями ведущих периодических изданий, электронных средств массовой информации, информационных агентств, журналистами; организация пресс-конференций, посвященных наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности.

Ключевым понятием, которое опосредует взаимодействие органов прокуратуры и общественности, является запрос. Исходя из легального определения, запросом выступает устное или письменное обращение, в том числе в виде электронного документа, пользователя информации в органы прокуратуры или к их должностным лицам с целью предоставления информации об их деятельности.

В разделе 4 Приказ Генпрокуратуры России от 31 мая 2011 г. № 153 детализирован механизм предоставления информации по запросу, в котором раскрыты различные аспекты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Так, пользователи информации могут обращаться в прокуратуру как через своего представителя, так и непосредственно, в том числе, используя сеть Интернет.

В стандартном варианте запрос информации о деятельности органа прокуратуры должен содержать данные о почтовом адресе, номере телефона и (или) факса либо адресе электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также о фамилии, имени и отчестве гражданина (физического лица) либо наименовании организации (юридического лица), общественного объединения. Анонимный запрос не подлежат рассмотрению.

7 Законность. 2011. № 10.

Согласно Инструкции, регламентирующей порядок обеспечения доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, на рассмотрение запроса отведен срок в 30 дней с момента его регистрации, если иное не предусмотрено российским законодательством. Существует возможность увеличения срока предоставление запрашиваемой информации, но не более, чем на пятнадцать дней сверх установленного срока в 30 дней. Об этом пользователь информации получает уведомление в течение семи дней со дня регистрации запроса.

В рассматриваемой Инструкции также определены случаи, когда информация не предоставляется.

В ответе на запрос информация о деятельности органов и учреждений прокуратуры предоставляется в письменном виде либо дается мотивированный отказ от ее предоставления.

В Приказе Генеральная Прокуратура Российской Федерации от 23 октября 2009 г. № 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» также содер-

8

жатся искомые положения в части :

- установления времени предоставления сообщений о встречах, семинарах, круглых столах, проводимых с участием руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

- предварительного сообщения в управление взаимодействия со средствами массовой информации об участии прокуроров в мероприятиях, проводимых общественными организациями.

- ежегодного проведения прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур личных встреч с редакциями ведущих периодических изданий, электронных средств массовой информации, информационных агентств, журналистами; организации пресс-конференций по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности (положение аналогично п. 2.7. Приказа Генпрокуратуры России от 31 мая 2011 г. № 153).

Уточним также, что запросы граждан, сообщения средств массовой информации, и другие сведения, влияющие на формирование правоприменительной практики выступают источниками для формирования объективной и полной информации о состоянии законности и правопорядка в государстве9.

Следует отметить, что информационное направление взаимодействия органов прокуратуры и общественности регулируется также нормативными актами, которые посвящены отдельным структурным подразделениям органов прокуратуры. К примеру, Положением о Главном организационно-аналитическом управлении Генеральной Прокуратуры России10.

Главное организационно-аналитическое управление Генеральной Прокуратуры России состоит из аппарата Генерального прокурора Российской Федерации, отдела дежурств, организационного управления и управление правовой статистики. За некоторыми из них названным Положением закреплены полномочия, связанные с информационным направлением взаимодействия с общественностью.

К примеру, в отделе делопроизводства получают и обрабатывают поступающую на имя Генерального прокурора Российской Федерации и исходящую от его имени корреспонденцию;

8 Законность. 2010. № 1; 2011. № 10.

9 Приказ Генпрокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. № 55 «О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, том 1, М., 2004.

10 Положение о Главном организационно-аналитическом управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации (утв. Генпрокуратурой России 17.12.2015 г.) // Документ опубликован не был; http://www.consultant.ru/ (дата обращения 18.08.2017 г.).

Проблемы экономики и юридической практики

4'2017

организационным управлением готовятся аналитические материалы руководителям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главного управления по проблемам информационного взаимодействия с субъектами различной правовой природы; в отделе информационного обеспечения осуществляется постоянный анализ поступающей информации, в том числе, сообщений из разных информационных ресурсов, бло-гов и социальных сетей, иных источников, по проблемам организации работы органов прокуратуры, а также систематическая подготовка аналитических материалов руководителям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главного управления по проблемам информационного взаимодействия прокуратуры с субъектами различной правовой природы.

Подводя итоги данного исследования, отметим, что информационное направление взаимодействия органов прокуратуры и общественности является неотъемлемой характеристикой современного государства и гражданского общества. Полагаем, в рамках разрабатываемой нами теории заявленного взаимодействия информационное направление составляет часть научно-просветительских контактов органов прокуратуры и общественности. Современными формами такого коммуници-рования являются реагирование на запросы; присутствие граждан, представителей организаций, общественных объединений на мероприятиях, проводимых органами прокуратуры в установленном порядке; встречи, семинары, круглые столы, организуемые представителями общественности с участием сотрудников прокуратуры.

В целом, считаем, что информационное направление взаимодействия прокуратуры и общественности состоит в совокупности обоюдных заинтересованных действий, реализуемых в рамках запросов пользователей информацией, а также систематических мероприятий, организаторами и участниками которых являются представители прокуратуры и общественности, направленных, с одной стороны, на распространение интересующей информации о деятельности органов прокуратуры, а с другой - на формирование объективной и полной информации о состоянии законности и правопорядка в государстве.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,95%.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 09.03.2016 г.) // Российская газета. 2009, 13 февраля; 2016, 11 марта.

3. Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 07.03.2017 г.) // Российская газета. 1995, 25 ноября; 2017, 10 марта.

4. Положение о Главном организационно-аналитическом управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации (утв. Генпрокуратурой России 17.12.2015 г.) // Документ опубликован не был; http://www.consultant.ru/ (дата обращения 18.08.2017 г.).

5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. № 55 «О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации» // Сборник основ-

ных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, том 1, М., 2004.

6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 10 сентября 2008 г. № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» // Законность. 2008. № 10.

7. Приказ Генпрокуратуры России от 23 октября 2009 г. № 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» (ред. от 28.02.2014 г.) // Законность. 2010. № 1; 2011. № 10.

8. Приказ Генпрокуратуры России от 31 мая 2011 г. № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации») (ред. от 16.05.2014 г.) // Законность. 2011. № 10.

9. Большой толковый словарь русских существительных / под общ ред. Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.

10. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева. 2003.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Информационное направление взаимодействия прокуратуры и российской общественности» аспиранта кафедры конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета Корнюшкина Александра Васильевича Статья А.В. Корнюшкина посвящена проблеме информационного направления взаимодействия прокуратуры и российской общественности. По мнению автора, информационное направление взаимодействия органов прокуратуры и общественности - часть научно-просветительских контактов органов прокуратуры и общественности.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку в настоящее время перед органами прокуратуры, как и иными государственными органами страны стоит ряд социально и политически значимых задач. Их решение не представляется возможным без конструктивного взаимодействия с российской общественностью. Органы и учреждения прокуратуры взаимодействуют с общественностью по различным направлениям, в числе которых и информационное.

Автором на основе анализа правовых актов, регулирующих порядок взаимодействия прокуратуры и общественности по поводу информации, проведена серьезная работа, позволившая уточнить современные формы такого взаимодействия.

Заслуживает внимания авторская трактовка информационного направления взаимодействия прокуратуры и общественности. Оно состоит в совокупности обоюдных заинтересованных действий, реализуемых в рамках запросов пользователей информацией, а также систематических мероприятий, организаторами и участниками которых являются представители прокуратуры и общественности, направленных, с одной стороны, на распространение интересующей информации о деятельности органов прокуратуры, а с другой - на формирование объективной и полной информации о состоянии законности и правопорядка в государстве.

Научная статья А.В. Корнюшкина «Информационное направление взаимодействия прокуратуры и российской общественности» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель: заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Юридического института

Белгородского государственного национального исследовательского университета д-р юрид. наук, профессор

М.В. Мархгейм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.