Научная статья на тему 'Информационное моделирование в современном научном познании'

Информационное моделирование в современном научном познании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
649
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕР / ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / ИМИТАЦИЯ / МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / INFORMATION / MODELING / COMPUTER / FORMALIZED INFORMATIONAL MODELS / SIMULATION / THOUGHT EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Караваев Эдуард Федорович

В статье рассматриваются некоторые философско-методологические вопросы информационного моделирования, которое все более широко и успешно применяется в научных исследованиях и разработках. Анализируется природа компьютера — сегодняшней основы информационного моделирования. Подчеркивается, что в применении рассматриваемого метода имеет место сочетание моделирования и формализации. В результате мы получаем автоматизированный мысленный эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational modeling in modern scientific cognition

The paper discusses some philosophical and methodological problems of informational modeling which are broadly used in scientific research and development. The nature of computer, i. e. today’s basis of the informational modeling, is analyzed. It underlines that there is a combination of modeling and formalization in the application of the discussed method. It results in an automated thought experiment.

Текст научной работы на тему «Информационное моделирование в современном научном познании»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Серия 6

Вып. 4

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 167.7 Э. Ф. Караваев

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Начнем изложение с уточнения значений некоторых важных понятий.

«Информатика» (фр. informatique) и «наука о компьютерах» (англ. computer science) — два названия (в разных языках) одной и той же области — области, к предмету которой и относится «информационная реальность», которой принадлежит и предмет данной работы.

Наука о компьютерах и их применении, или информатика, — дисциплина двадцатого столетия, развившаяся из кибернетики. Напомним, что один из пионеров этого научно-технического направления, английский ученый Уильям Росс Эшби, еще (или уже!) более пятидесяти лет тому назад охарактеризовал компьютеры как «усилители наших мыслительных способностей» — по аналогии с достаточно многочисленными усилителями физических способностей, к коим относится, например, рычажный механизм [1, с. 281]. И в самом деле, уже сейчас компьютеры существенно усиливают наши мыслительные способности. Они позволяют производить громоздкие расчеты, решать сложные системы уравнений, выполнять поиск логического вывода, доказывать теоре-мы1 и — может быть, самое впечатляющее — строить и изучать модели в виде компьютерных программ для объектов, являющихся предметами, фактически любых областей науки и любых областей практической деятельности.

Создавать «усилители мыслительных способностей» люди пробовали давно. Так, в XIII в. Раймундом Луллием было построено механическое логическое устройство, получившее название «луллиевой машины» и позволявшее выводить силлогистические умозаключения [4, с. 132-133]2.

Ни в коем случае не пренебрегая природой используемого материального носителя информационных процессов, как и природой энергетических преобразований, делающих эти процессы существующими, мы, очевидно, уясняем природу «усилителей

1 Следует напомнить, что речь идет не о доказательстве логических теорем, т. е. не о поиске логического вывода, а о таких, например, вещах как решение задачи раскраски графа четырьмя красками [2, 3].

2 Есть сведения о некоем Виллираме из Суассона, который думал над тем, как построить «машину для захвата... твердынь старой логики, для выявления неожиданных звеньев в аргументации и для ниспровержения мнений античных авторов» [4, с. 119].

© Э. Ф. Караваев, 2012

53

мыслительных процессов» только в том случае, если сосредотачиваемся в первую очередь на том, что происходит с информацией. При этом важно принимать во внимание то, до какой глубины мы различаем информационные процессы. С этой точки зрения от «луллиевой машины», продуманной до уровня субъектно-предикатной структуры суждения, до современных компьютеров, продуманных на уровне элементарных символов («0» и «1»), — «дистанция огромного размера».

Очевидно, мы лучше представим себе природу компьютера и содержание информатики, если обратим внимание на некоторые еще существующие заблуждения и скажем о том, чем компьютер и информатика не являются.

Прежде всего, необязательно компьютеры обрабатывают числа, т. е. усиливают только наши вычислительные способности. В действительности, когда мы используем компьютеры, мы имеем дело с преобразованием символов и знаковых конструкций3. А эти символы могут представлять собой не только числа, но и буквы, а также геометрические формы, а еще и людей — вообще любые объекты, вещи и процессы, которые нас интересуют в качестве цели исследования или проектирования, а также сугубо практических действий.

Информационные процессы, протекающие в компьютере, как уже мы говорили, связаны и с природой материальных носителей, и с природой соответствующих энергетических преобразований. Более того, как мы знаем сейчас, существуют определенные количественные соотношения между тремя компонентами: материальным, энергетическим и информационным — в любом объекте4.

Случилось так, что в настоящее время в компьютерах носителями информации являются в основном электромагнитные процессы5. Но мы уже знаем, что такую роль могут выполнять шестеренки и рычаги. Носители информационных процессов в поколении компьютеров, предшествующем нынешнему, были электромеханическими. Были и есть проекты использовать в той же роли лазерные процессы, сложные химические соединения вроде молекул ДНК. Природа используемого носителя, естественно, влияет на форму информационных процессов, или на их «внешние характеристики»: скорость выполнения операций, объем запоминающих устройств и др. В той мере, в какой форма любого объекта связана с его содержанием, такого рода характеристики носителя информации влияют на содержание информационных процессов6.

Размышления о возможностях компьютеров и о том, что же является материалом, с которым имеет дело наука о компьютерах, начались с построения машины Тьюринга. В настоящее время ученые фактически пользуются гипотезой, что такого рода

3 В нашем изложении мы используем слова «символ» и «знак» как синонимы, поскольку не рассматриваем здесь специфические вопросы семиотики.

4 Например, «предел Бекенштейна» [5]. «Предел Бекенштейна» связан с «принципом неопределенности» Гейзенберга: существуют верхние пределы для количества различных квантовых состояний и для скорости, с которой могут происходить изменения состояний. Другими словами, принцип неопределенности устанавливает верхний предел на плотность информации системы.

5 Но «на выходе», например, используется бумажный носитель.

6 Например, когда носителем информационного процесса являются уплотнения и разрежения воздуха (звуковые волны), создаваемые человеческим голосом, тогда содержание сообщения не должно быть излишне пространным, а голос должен быть громким. Можно вспомнить в связи с этим легендарного греческого воина Стентора, про которого у Гомера в «Илиаде» говорится так: «.. .возопила великая Гера, // В образе Стентора, мощного, медноголосого мужа, // Так вопиющего, как пятьдесят совокупно другие.» (V, 785-786) [6, с. 97].

54

материалом являются (динамические) знаковые структуры. При таком подходе не столь важным оказывается то, с каким именно материальным воплощением информационных процессов мы имеем дело: прежде всего важен тот факт, что эти процессы в компьютерах происходят в соответствии с некоторыми правилами.

Говорить более определенно о влиянии материального воплощения на информационные процессы сейчас не приходится. Вряд ли можно согласиться с Джоном Сер-лем, который считает, что мыслительная деятельность, подобная человеческой, может иметь место только при использовании носителей информации определенного рода. Но и гипотезы вроде «мыслящей плесени» и «разумных облаков» не представляются интересными для науки. Представляется также, что нельзя согласиться и с утверждением, что вообще не имеет значения, каково материальное воплощение информационных процессов в компьютере [7].

«Информационной реальностью» мы называем определенные материальные образования искусственного происхождения, «артефакты», и те технологии, т. е. явления и процессы, которые имеют в них место. Сущность названных процессов и явлений состоит в создании, переработке, хранении и передаче информации, предназначенной для управления и регулирования человеческой деятельностью самого разнообразного характера — как той, которую мы называем «физической деятельностью», так и той, которую мы называем «умственной деятельностью»7.

Как известно, научное понятие информации начало разрабатываться не так давно — в конце первой половины ушедшего столетия: в 1948 г. К. Э. Шеннон опубликовал работу (это была статья из двух частей) [8], в которой были изложены основные положения теории информации8. Величайшая научная заслуга Шеннона состоит в том, что он сформулировал критерий, который позволяет сравнить количества информации, содержащиеся в сообщениях. Иначе говоря, он предложил способ измерения информации. При этом следует отметить, что разработанная им теория оперирует только вероятностями сообщений (или исходов рассматриваемых опытов) и полностью отвлекается от собственно содержания этих сообщений (исходов). В самом деле, мера количества информации, содержащейся в сообщении х, определяется так:

^^ = — log2P(x) бит,

где x — сообщение, Р(£) — его вероятность9.

Концепция Шеннона имеет дело только с техническими (технологическими) проблемами без учета смысла и ценности содержания сообщений, без анализа семантических и многих прагматических проблем. Однако, очевидно, достаточно помнить, что изучение технической стороны информационных процессов — только начальный этап, который, будучи совершенно необходимым, разумеется, не последний. Никто и ничто

7 Как уже говорилось, мы полагаем, что нет и не может быть никакой «информационной реальности» вне каких-либо материальных и энергетических преобразований, но в предмете, обозначаемом как «информационная реальность», нас интересует именно информация.

8 Напомним, что бит, единица измерения количества информации, помещается в одной разрядной ячейке памяти компьютера. Так что у нас есть возможность сравнивать «по весу» представления в памяти компьютеров различных информационных моделей.

9 Если такую меру толковать буквально и ограничиваться ею, то придется признать, например, что количество информации в сообщении о близнецах с одинаковыми почерками (случай весьма маловероятный) является большим, чем, скажем, количество информации в сообщении о том, что в определенном районе найдены богатые запасы нефти. И если «все» свести только к количеству, то получится, что в первом случае информация является и более ценной, чем во втором.

55

не обязывает нас им ограничиваться. Вместе с тем ясно, что мы не можем передавать наши мысли с должной точностью по системе, которая передает символические (языковые) конструкции, представляющие наши мысли, неточно. Следовательно, овладеть сначала технической стороной информационных процессов — это вполне рациональный шаг, шаг на пути нашего познания информационной реальности, так сказать, определенного «среза» всей реальности, и прежде всего «артефактизированной» реальности10.

Итак, Шенноном заложены основы теории информации, и всякие последующие разработки будут включать в себя то, что он сделал, в качестве необходимой части.

Модель — это естественный объект или искусственный объект (артефакт), помещенный в естественные или искусственные условия, который обладает существенным (с точки зрения цели субъекта) сходством с изучаемым (или проектируемым) объектом и может заменять его в исследовании. Соответственно моделирование есть изучение некоторого объекта посредством наблюдений или экспериментов, проводимых с его моделью.

Термин «модель» имеет широкий спектр значений. Под ним можно подразумевать простые механические макеты изучаемых явлений любой природы, с одной стороны11, и «знаковые модели», т. е. детальные конструкции в специальных (формализованных) языках, с другой.

Информационную модель можно определить как модель объекта, представленную посредством информации, содержащейся в некотором тексте, составленном на каком-то языке. В этом тексте представлены существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта. Путем подачи на вход модели информации об изменениях входных величин можно моделировать возможные состояния и поведение объекта. Информационные модели нельзя потрогать или увидеть: они представляют собой некоторые совокупности информации, характеризующие существенные свойства и состояния объекта, а также его взаимосвязи с внешним миром.

Информационные модели делятся на описательные и формализованные.

Описательные информационные модели — это модельные описания, изложенные на естественном языке (т. е. на любом языке повседневного общения между людьми: английском, русском, китайском и т. п.) в устной или письменной форме.

Формализованные информационные модели — это модельные описания, изложенные на специальном формализованном языке12. Этим последним моделям и посвящено данное рассмотрение.

В современной науке и инженерно-технической деятельности эти модели используются чрезвычайно широко, что, очевидно, напрямую связано с быстро возрастающими возможностями компьютеров. Без них, так сказать, «вручную», исследователи и разработчики просто не смогли бы изучать информационные модели как таковые,

10 Нам не удалось подобрать что-либо лучше неуклюжего прилагательного, связанного со словом «артефакт»; например, слово «искусственная» не представляется более удачным: в мире остается множество естественных объектов и процессов.

11 Вспомним высказывание Кельвина: «Я никогда не чувствую себя удовлетворенным до тех пор, пока не смогу построить механическую модель изучаемой вещи. Если я могу построить ее механическую модель, я ее понимаю» [цит. по: 9, с. 40].

12 Простейшими примерами формализованных моделей можно считать формулы, таблицы, графы, карты, схемы и т. д.

56

т. е. осуществлять (в реальном времени) процесс имитации поведения того реального объекта, для изучения которого и построена модель.

Объект представляет собой сложную систему. Эта система не сводится к простому объединению соответствующих компонентов: при объединении возникают качественно новые свойства и характеристики явлений. Так что требуется следовать определенным принципам синтеза, которые вырабатываются и модифицируются в процессе практики имитации и теоретического анализа ее результатов.

Среди названных принципов следует отметить теперь уже ставший классическим принцип «черного ящика» [10]: моделируется не внутренняя структура системы, а ее (внешнее) функционирование. С точки зрения пользователя модели, структура системы «спрятана» в «черном ящике», который имитирует поведение изучаемой (или проектируемой) системы. Функционирование системы в рамках синтетической модели описывается чисто информационно, на основе данных экспериментов или наблюдений над реальной системой. Ни в коей мере не предполагается, что модель совпадет с самой системой, станет, так сказать, «окончательной моделью»13.

Основные компоненты процедуры имитации: выявление и формулирование проблемы; сбор и подготовка данных о реальной системе; построение модели и ее обоснование посредством сравнения ее поведения с поведением реальной системы в известных условиях; разработка документации, в которой с должной подробностью описываются цели имитации, используемые допущения и входные переменные; выбор подходящего режима для «прогона» программы; проверка наличия подходящих условий для проведения имитации; собственно осуществление процедуры имитации; интерпретация полученных результатов; выработка рекомендаций. Разумеется, в этой логической цепи присутствуют методологические «рекурсии».

Как уже говорилось, формализованные информационные модели строятся в специальном формализованном языке. Точнее, имея в виду всю процедуру функционирования имитационной модели, нужно говорить о нескольких формализованных языках, используемых на разных этапах. Таким образом, использование современного информационного моделирования означает фактически и использование метода формализации — при соблюдении соответствующих стандартов (непротиворечивость, корректность, адекватность, разрешимость)14.

Важным вопросом философско-методологического характера является вопрос о соотношении информационного моделирования и мысленного эксперимента. В нашем кратком рассмотрении мы опираемся на классическую работу выдающегося отечественного философа В. А. Штоффа «Моделирование и философия». К обстоятельному рассмотрению вполне «родственного вопроса», занявшего в его книге целую главу «Модель и мысленный эксперимент» [9, с. 208-226], можно, когда речь идет об информационном, компьютерном, моделировании, сделать следующее дополнение, фактически в беседах с ним согласованное: информационное моделирование является

13 Напомним знаменитую шутливую реплику Винера: «Окончательной моделью кошки может быть только другая кошка, рождена ли она еще от одной кошки или же синтезирована в лаборатории» [10, с. 293].

14 Но это относится не к компетенции самого исследователя, занятого имитацией, а к компетенции разработчиков тех инструментов, которыми он пользуется; это замечание касается и формализованных языков программирования. Но, конечно же, система разделения труда в научном сообществе вовсе не исключает «совмещения профессий».

57

автоматизированным мысленным экспериментом. Так что вопросы, касающиеся познавательного значения мысленного эксперимента, находят свое современное продолжение. Но это тема отдельного рассмотрения.

В заключение коснемся вопроса, тесно связанного с информационным моделированием, — вопросом о доказательствах с помощью компьютера [11].

Статью, написанную в 1948 г. и имеющую выразительное название «Разумные машины: еретическая теория», Тьюринг начинает с обсуждения тезиса: «Вы не сможете сделать машину, которая будет думать за вас» [12]. Не соглашаясь с этим, он предсказал, что вскоре машина окажется способной выполнять операции, весьма близкие к мыслительным действиям человека, например, проверять состоятельность формальных доказательств из «Principia Mathematica» или отвечать на вопрос о доказуемости какой-нибудь формулы в этой системе. Конечно, в случае, если формула не является ни доказуемой, ни опровергаемой, машина будет реагировать неудовлетворительным образом: она будет работать неопределенно долго, не давая никакого результата вообще. Но, пишет Тьюринг, этим она не сильно отличается от растерянной реакции математиков, когда они оказываются в подобной ситуации. Правда, с учетом знаменитой теоремы Геделя, можно показать, что как бы ни была сконструирована машина, всегда имеются случаи, когда она оказывается в безвыходном положении в то время, как математик все-таки способен что-то предпринять. Однако, с другой стороны, у машины есть свои преимущества, например, она надежнее. Тьюринг высказывает убеждение в том, что можно построить машины, которые будут моделировать мышление человека с очень большим приближением. Он, как известно, в дальнейшем разработал свою концепцию [13].

Как уже отмечалось, У. Р. Эшби несколько позднее (1956) охарактеризовал компьютеры как «усилители наших мыслительных способностей». Можно напомнить также мысли Маркса, пусть они и относятся к машинам другого, более раннего «поколения». По поводу машинной техники он писал так: «Все это — созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания» [14, с. 215]. (Сейчас мы, конечно же, вместо выражения «овеществленная» употребим «материализованная», тем более говоря об «усилителях мыслительных способностей», которые используют не только вещество, но и поле.)

Думается, всегда будут задачи, в том числе и связанные с доказательствами, которые компьютерам соответствующего времени будут «не по зубам»: ведь если та теоретическая база, которая в них «встроена», материализована, не будет изменяться, то она будет достигать границ своих возможностей. Смогут ли компьютеры будущего самосовершенствоваться? На этот вопрос ответить определенно, по нашему мнению (сейчас!), нельзя: требуется сначала понять, что значит «самосовершенствоваться». Можно указать на необходимость когнитивных исследований. (В которых, кстати сказать, тоже используется информационное моделирование.)

Литература

1. Эшби У. Росс. Схема усилителя мыслительных способностей // Автоматы: сб. статей / под ред. К. Э. Шеннона, Дж. Маккарти. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956. С. 281-305.

2. Tymoczko T. The four-color problem and its philosophical significance // The journal of philosophy. 1979. Vol. 76, N 2. P. 57-83.

3. Detlefsen M., Luker M. Computer proof // The journal of philosophy. 1980. Vol. 77, N 12. P. 797-820.

4. Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М.: Наука, 1967. 508 с.

58

5. Bekenstein J. D. Black holes and information theory // Contemporary Physics. 2004. Vol. 45, N 1. P. 31-43.

6. Гомер. Илиада. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1960. 435 с.

7. Nilsson N. Artificial intelligence: A new synthesis. San Francisco: Morgan Kaufmann, 1998. 513 p.

8. Shannon C. E. The mathematical theory of communication // Bell system technology journal. 1948. Vol. 27, N 3. P. 379-423; Vol. 27, N 4. P. 623-656 (рус. перевод: Шеннон К. Математическая теория связи // Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. С. 242-332).

9. Штофф В. А. Моделирование и философия. М.; Л.: Наука, 1966. 302 c.

10. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Сов. радио, 1968. 215 c.

11. Караваев Э. Ф. Проблема природы доказательства как междисциплинарная научная и философская проблема // Философия, математика, лингвистика: аспекты взаимодействия. Материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 20-22 ноября 2009 г. СПб.: ВВМ, 2009. С. 94-98.

12. Turing A. M. Intelligent machinery. A heretical theory // Philosophia Mathematica. 1996. Vol. 4. P. 256-260.

13. Тьюринг А. Может ли машина мыслить? М.: Физматгиз, 1960. 110 c.

14. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46. Ч. II. 2-е Изд. М.: Политиздат, 1968.

Статья поступила в редакцию 7 июня 2012 г.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.