Научная статья на тему 'Информационное и телекоммуникационное право в современном гражданском обороте'

Информационное и телекоммуникационное право в современном гражданском обороте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1403
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скорикова Татьяна Николаевна

Определяется новый подход к понятию «телекоммуникационное право», выявляется его соотношение с информационным правом, определяется его правовая природа. Предлагается определение предмета телекоммуникационного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational and telecommunication law in present-day civil circulation

In the article there is showed a new conception of telecommunication law, determined its qualificatory features. Also there were correlate such definitions as telecommunication law and informational law. The author offers definition of the object of telecommunication law.

Текст научной работы на тему «Информационное и телекоммуникационное право в современном гражданском обороте»

Т.Н. Скорикова

ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЕ ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ

Определяется новый подход к понятию «телекоммуникационное право», выявляется его соотношение с информационным правом, определяется его правовая природа. Предлагается определение предмета телекоммуникационного права.

Современный гражданский оборот начиная с 2000 г. наиболее активно развивается именно в сфере услуг, связанных с передачей разного вида информации по телекоммуникационным сетям. Появление и стремительное развитие отношений, связанных с функционированием Интернета как информационной телекоммуникационной системы, объясняют возникновение так называемого «информационного права», главной задачей которого является разработка понятия «информация» и исследование правовой природы Интернета. Федеральный закон от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ (далее - Закон «Об информации...») дал новый толчок в развитии информационного права.

Вместе с тем необходимо учитывать, что передача информации осуществляется не только в Интернете. Современные телекоммуникационные системы включают в себя другие сети электросвязи: стационарной, подвижной (сотовой, спутниковой и др.), телевещательные каналы связи, радиовещания. Отношения в данной сфере гражданского оборота, безусловно, должны быть включены в предмет правового регулирования телекоммуникационного права, необходимость разработки которого навеяна самим временем. При этом предмет телекоммуникационного права должен включать и отношения, возникающие в связи с деятельностью Интернета как сети электрической связи.

Исследование обозначенной проблемы правильнее начать именно с определения предмета информационного права. Как представляется, предмет собственно информационного права должен включать отношения, возникающие по поводу такой категории, как информация с учетом нового ее определения, представленного в ст. 2 ФЗ «Об информации.». Информация в настоящее время исключена из числа самостоятельных объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128 ГК РФ, но в тоже время требуется исследование данного понятия как явления, присущего фактически любым общественным отношениям во всех сферах деятельности. Носителями информации являются все без исключения объекты гражданских прав. При этом неотъемлемым свойством информации является ее существование в какой-либо форме, воспринимаемой человеком, в том числе с использованием современных электронно-технических средств. Исследование данного понятия должно производиться с первоначальным осознанием его философской сущности с учетом современных достижений в области естествознания и общест-вознания. Необходимо четко осознать экономическую и правовую сущность информации как неотъемлемого свойства любого объекта гражданских прав.

В настоящее время многие исследователи в сфере информационного права придерживаются точки зре-

ния, что информационное право является самостоятельной отраслью права, а телекоммуникационное право - комплексной подотраслью (суботраслью) информационного права. Вряд ли можно согласиться с подобной точкой зрения уже только потому, что теоретической аксиомой теории права является отсутствие комплексных отраслей права, т.к. в любой из отраслей права можно обнаружить нормы права иной отраслевой принадлежности. Следует признать, что и информационное, и телекоммуникационное право можно лишь условно именовать «право», например, в целях формирования названия учебной дисциплины, но не более того. Эти понятия отражают комплексные институты законодательства, состоящего из совокупности правовых норм разной отраслевой принадлежности, предметом регулирования которых являются соответствующие общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при осуществлении деятельности информационных и телекоммуникационных сетей (систем). В настоящее время следует разделить институты законодательства информационного и телекоммуникационного права, а в основу такого разделения, безусловно, должен быть положен предмет правового регулирования.

К предмету информационного права, как представляется наиболее правильным, необходимо отнести общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием (в т.ч. с созданием и поиском), существованием, использованием (в том числе передачей), сохранением, распространением охраной информации. Информацию в данных общественных отношениях необходимо рассматривать как объект правового регулирования в двух аспектах:

1) в качестве неотъемлемого свойства любого объекта гражданских прав;

2) в качестве охраняемого общественного интереса в целях обеспечения государственной, муниципальной, корпоративной и личной безопасности. В круг общественных отношений, регулируемых информационным правом, могут быть включены практически все виды деятельности (образовательная, медицинская, правовая.), в которых информация используется в одном из указанных аспектов.

Представляется, что с этих позиций информация является элементом всех объектов гражданских прав, указанных в ст. 128 ГК РФ, проявляемая и выявляемая в различных формах с использованием различных методов. Например, состояние такого нематериального блага, как здоровье, выявляется посредством УЗИ, томографии, других «считывающих» методов исследования физического здоровья. Источником информации является в данном случае именно тело человека как физическая, материальная субстанция, являющаяся

носителем информации о нематериальном благе - здоровье. Именно с точки зрения информационности тела представляется ошибочной традиционная точка зрения исследователей медицинских услуг, что объектом медицинских услуг является здоровье, т.к. человек не может быть объектом, он может быть только субъектом. Последнее положение цивилистики не может быть поколеблено в силу его абсолютной истинности (аксиома права). Человек не может быть объектом, но тело человека может и фактически является объектом исследования медицины. Представляется, что право должно учитывать действительные, реально существующие отношения в гражданском обороте.

С этой же точки зрения представляется спорным утверждение некоторых исследователей, что в правоотношении по оказанию услуг необходимо выделить в качестве самостоятельного элемента «объект воздействия», т.е. то, на что направлены субъективные права и обязанности участников этих отношений. Указывая, что в медицинских услугах объектом воздействия является здоровье клиента, ученые, как представляется, не учитывают фактический характер этих отношений, реально складывающихся в гражданском обороте. Медицина в первую очередь - наука о болезнях тела (органов жизнедеятельности) и способах лечения этих болезней. Объектом правоотношения по оказанию любых медицинских услуг (платных, безвозмездных) является тело человека в целом и конкретный орган человеческого организма, от болезни которого ухудшается общее нематериальное благо - здоровье. Данная натуралистическая концепция в отношении медицинских услуг подтверждает сделанный мною ранее вывод о наличии двух объектов в гражданском правоотношении:

1. Объекта непосредственного воздействия (предмет деятельности исполнителя).

2. Объекта, определяемого по цели договора (собственно объект гражданского правоотношения).

Именно по характеру второго объекта и следует на наш взгляд, отличать договор подряда от договора оказания услуг. Объектом воздействия (предметом деятельности конкретного врача) в медицинских услугах является материальный объект - физическое тело человека как совокупность функционирующих органов. Вторым объектом (собственно объектом этого правоотношения) является нематериальное благо - здоровье. Устойчивость, стабильность состояния здоровья гарантирует повышение качества жизни клиента, это и является целью оказания медицинских услуг. Таким образом, указанное нематериальное благо, сформированное как медицинская информация об объекте воздействия, является объектом гражданского правоотношения по оказанию услуг, вследствие чего договор об оказании медицинских услуг, бесспорно, является договором оказания услуг.

В образовательной сфере информация как своеобразный «измеритель» степени образованности конкретного субъекта существует в форме удостоверений, свидетельств, дипломов, справок о неполном высшем и ином образовании и др. В образовательных услугах также выделяются два указанных ранее объекта правоотношения. При этом непосредственным объектом воздействия, переработки и получения соответствую-

щей информации является такой физический материальный носитель информации, как мозг человека (физиологическая вычислительная машина), от особенностей которого зависит и способность субъекта к усвоению необходимых знаний и их подтверждению на итоговой аттестации в любой форме. Мозг как орган тела человека является объектом воздействия в сфере медицинских услуг. В образовательных услугах объектом воздействия является сознание и психика человека, в которых, по определению, приведенному в Толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова и

Н.Ю. Шведовой, проявляется «человеческая способность к восприятию действительности в мышлении».

Способность человека воспринимать информацию зависит от состояния его сознания и психики. Поэтому совершенно справедливо утверждение, что способность усвоения информации (знаний), предоставляемой в ходе осуществления образовательной услуги, не зависит от исполнителя. Полученный документ об образовании «удостоверяет» объем полученной информации, но не способность субъекта выполнять определенную работу. Конечной целью предоставления образовательных услуг является не материальный объект воздействия, а нематериальный: повышение уровня развития сознания и психики конкретного субъекта. Данный вывод позволяет отнести договор об оказании образовательных услуг к категории классических договоров об оказании услуг.

Вместе с тем следует заметить, что в классификации договоров, проводимой в зависимости от характера объекта воздействия (предмета фактической деятельности исполнителя), медицинские и образовательные услуги не могут находиться в одной классификационной группе, т. к. объектом воздействия в медицинских услугах является материальное благо, а в образовательных услугах - нематериальное (идеальное) благо. Более подробно концепция теории услуг рассматривается в других работах автора.

В отношениях купли-продажи, аренды, подряда и других информация существует как в общедоступной форме, так в виде документально оформленной информации о соответствующем объекте правоотношения.

В гражданском обороте информацию можно классифицировать в зависимости от категории доступа к ней на общедоступную и информацию ограниченного доступа. Особо следует выделить охраняемую (конфиденциальную), в том числе коммерческую и служебную тайны, тайну связи, медицинскую тайну, банковскую тайну, тайну личной жизни и другие информационные сведения, предусмотренные в качестве охраняемых в специальных правовых актах.

Общедоступную информацию в зависимости от обязательности ее предоставления субъектам гражданского оборота можно классифицировать на информацию обязательную, факультативную и необязательную.

В зависимости от природы происхождения информация может быть классифицирована на информацию естественного происхождения, т.е. все, что человек воспринимает с помощью органов чувств (информация в широком смысле), и информацию технического происхождения, т.е. воспринимаемую человеком только с помощью современных технических средств и техно-

логий. По своему происхождению в философском понимании информацию можно подразделить на первичную и вторичную, а в связи с этим можно констатировать, что в телекоммуникационной сфере субъекты имеют дело только со вторичной информацией.

В зависимости от формы существования информации ее можно подразделить на устную и письменную, причем и та и другая может охраняться правом (ст. 2 ФЗ «Об информации.»). Например, устная информация о созданном произведении, его воспроизведение в устной форме охраняется авторским правом. Письменная форма информации связывается с закреплением ее на каком-либо материальном носителе. В этом смысле передачу информации в виде устных сообщений (например при телефонном разговоре) по телефонным сетям, можно на стадии ее передачи по линиям связи отнести к письменной форме, т. к. устно поступившие на технические средства связи слова в виде сообщения передаются в оцифрованном виде на материальном носителе - электроне или фотоне, с помощью искусственно создаваемых электромагнитных колебаний определенной частоты. Такая информация может списываться, считываться соответствующими техническими средствами, например при установлении прослушивающего оборудования. На разработку и внедрение технических средств защиты конфиденциальной информации в сетях электрической связи направлены колоссальные материальные и научные ресурсы.

С учетом современных требований гражданского оборота необходимо сделать вывод, что информация не может существовать отдельно от конкретного объекта гражданских прав, а материальный носитель информации об этом объекте является формой существования этой информации.

Классификацию информации можно производить и по объектам гражданских прав, указанным в ст. 128 ГК РФ, поскольку любой объект гражданских прав обладает признаком информационности.

Выработанный общий подход к информации как свойству любого объекта гражданских прав делает необходимым признание в гражданском обороте презумпции наличия информационного свойства у каждого объекта гражданских прав, что следует закрепить в ст. 128 ГК РФ. Представляется не совсем верным выведение информации из состава объектов гражданских прав без определения хотя бы общего подхода к определению ее правового режима в гражданском обороте. Возможно, например, решение проблемы посредством следующего дополнения ст. 128 ГК РФ: «Информация является свойством любого объекта гражданских прав. Отнесение информации об объекте к категории охраняемой определяется законом или договором».

Однако предметом настоящего исследования не является собственно информация, обращение к этому понятию вызвано необходимостью разграничения таких понятий, как «информационное право» и «телекоммуникационное право». Представляется, что отмеченные особенности информационного права позволяют отграничить его от телекоммуникационного права.

Современные телекоммуникационные системы включают в себя все виды сетей электрической связи. Телекоммуникационные системы как функционирую-

щая сеть представляют собой совокупность радиоэлектронных технических средств для передачи сведений и данных на расстояние. Телекоммуникационные системы являются прежде всего системами передачи информации, это главная, но не единственная задача телекоммуникаций. В связи с этим необходимо различать два вида телекоммуникационных систем:

1. Информационные телекоммуникационные системы, в которых информация может создаваться, формироваться, обрабатываться, распространяться, в том числе передаваться и уничтожаться. К таким информационным системам относятся сеть Интернет, телевидение, радиовещание.

2. Телекоммуникационные системы передачи информации в виде аналоговых, в настоящее время - в основном в виде оцифрованных сообщений. К таким системам относятся все виды телефонной связи (стационарная и подвижная), а также телематические системы электрической связи.

В ФЗ «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ и ФЗ «Об информации.» дано следующее понятие: «информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники». Определения понятий «вычислительная техника», «база данных» непосредственно в ФЗ «Об информации.» отсутствуют. Приведенное определение информационной телекоммуникационной сети позволяет в самом общем виде провести различие между двумя основными видами телекоммуникационных сетей: сетями, доступ к информации в которых осуществляется с помощью ЭВМ (это в первую очередь Интернет); и сетями, доступ к информации в которых ЭВМ не требуется (это в первую очередь телефонная голосовая связь всех видов). При этом законодатель не предлагает определение понятия ЭВМ или средств вычислительной техники.

Поскольку все телекоммуникационные системы относятся к одному роду - электрическим сетям, различия сетей телефонной голосовой связи и информационно-телекоммуникационных сетей по такому техническому параметру, как наличие или отсутствие вычислительной техники для доступа к информации, вряд ли достаточно. Например, все виды цифровой телефонной связи основаны на принципах современной радиоэлектроники, все базовые станции, коммутационные системы и другое - электронное оборудование. Можно отметить, что основные производственные мощности в этой сфере, невозможно не отнести к вычислительным системам. Кроме того, совершенствование электронных средств подвижной связи (сотовой, спутниковой и др.), создание услуг подвижной связи нового поколения - 3G, 4G, с расширенными видеовозможностями, с восприятием передаваемой и получаемой информации, в том числе из сети Интернет, на дисплее телефона; внедрение в стационарную и подвижную телефонную связь других современных возможностей UMTS (универсальная система подвижной связи третьего поколения) делает пользовательский мобильный телефон персональным мини-компьютером с универсальным доступом в сеть Интернет. Такие

функции в настоящее время выполняет типовой персональный компьютер.

Телекоммуникационные системы поколения 3G, 4G позволят объединить существующие сотовые и беспроводные системы с информационными службами XXI в. Таким образом, в перспективе человечество ожидает совершенное по своей радиоэлектронной системе информационное поле, создаваемое в результате деятельности телекоммуникационных систем подвижной связи и сети Интернет в мировом масштабе. Внедрение сетей связи третьего поколения уже начато, три ведущих оператора сотовой связи выиграли соответствующий конкурс, одновременно идет завершение создания спутниковых систем ГЛОБАЛ-СТАР и ГЛОНАС. Как предполагается, первые результаты появятся уже к 2010 г. Впрочем, в будущем не исключена возможность внедрения в гражданский оборот стационарного пользовательского телефона дополнительно со всеми видеофункциями. Не будут ли в скором времени компьютеры в современном нашем понимании заменены компьютеризованными телефонами?

Таким образом, приведенные в законодательстве понятия информационной телекоммуникационной системы, требуют корректировки уже на современном этапе. Так, например, уже в настоящее время создание и распространение информации возможно с помощью телефонов сотовой и спутниковой связи (SMS, навигация, фото- и видеофрагменты, выход в сеть Интернет и др.).

Представляется, что в связи с проблемами правового регулирования отношений, складывающихся в сфере традиционной телефонной связи и в Интернете, и необходимостью разграничения их правовых режимов следует прибегнуть не к применению в их понятиях общих для всех телекоммуникационных сетей технических категорий, а к сущности их основной деятельности.

В юридической литературе отсутствуют монографические исследования по вопросам телекоммуникационных услуг, имеются отдельные исследования по услугам электрической телефонной связи, но достаточно много исследований по вопросам деятельности Интернета в первую очередь как информационной систе-

Статья представлена научной редакцией «Право» 21 декабря 2007 г.

мы. Понятие информационной системы представлено в ст. 12 ФЗ «Об информации.», в которой предложена и их классификация по критерию отнесения прав на них к определенным субъектам на государственные (федеральные, региональные), муниципальные и иные. Отнесение телекоммуникационных сетей к информационным системам связывается с созданием и использованием субъектами в этих сетях баз данных.

Исходя из указанных понятий, к предмету телекоммуникационного права следует отнести общественные отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и управлением всех телекоммуникационных сетей как технологических систем. К гражданско-правовым отношениям в предмете телекоммуникационного права следует отнести отношения между операторами (субоператорами) и провайдерами по присоединению электрических сетей всех видов, обеспечению их взаимодействия на всех уровнях соединения; пропуска трафика и маршрутизации пакетов информации (сеть Интернет); сервисное обслуживание присоединенной инфраструктуры, некоторые другие. Эти правоотношения складываются на предпринимательском уровне на основе соответствующих договоров о присоединении телекоммуникационных сетей, в том числе в Интернете, на принципе свободного открытого доступа.

К гражданско-правовым отношениям потребительского (пользовательского) уровня относятся отношения по оказанию всех видов телекоммуникационных услуг, в том числе Интернет-услуг; обеспечение конфиденциальной информации в сетях; гражданско-правовая ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание соответствующих услуг.

Таким образом, при формировании предмета регулирования информационного права следует исходить из главного объекта его регулирования - информации, а предметом регулирования телекоммуникационного права должны быть сами телекоммуникационные системы как технологические совокупности радиоэлектронных средств и оказание услуг на предпринимательском и потребительском уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.