Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
256
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Здравоохранение / онкологические клиники / информационно-цифровой дизайн / инноватизация / инновационный отклик / Healthcare / oncology clinics / information and digital design / innovation / innovative response

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л.Г. Матвеева, Ю.Ю. Козель

Одним из важнейших государственных императивов в рамках перманентной поддержки руководством России социальной сферы является модернизация сферы здравоохранения на основе расширения информационной составляющей управления ее функционированием и развитием, что отражает целевые установки по повышению качества медицинской помощи, росту уровня оплаты труда медицинских работников и специалистов, а также информационной поддержки принятия управленческих решений по снабжению клинических больниц медикаментами, расходными материалами, планирование вложения средств в содержание зданий, приобретение оборудования и привлечение специалистов и др. Иными словами, императивы масштабной инноватизации, информатизации и цифровизации в полной мере проецируются на здравоохранение в целом и на каждую ее структурную подсистему, в частности. Поэтому перед менеджментом лечебных учреждений стоит задача ускоренной полномасштабной информатизации и цифровизации всех подразделений в рамках единого информационного пространства, инкорпорированного в соответствующее отраслевое информационное пространство. Успешная реализация данной задачи в сопряжении с проведением современной инновационной политики будет способствовать достижению инновационного отклика не только во всех функциональных модулях медицинских организаций, но также в отраслевой системе здравоохранения в целом. В статье данные вопросы рассматриваются через призму формирования текущего и динамического профиля готовности медицинских учреждений онкологического профиля к масштабной инноватизации и цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION DIGITAL DESIGN OF MODERN HEALTHCARE

One of the most important state imperatives in the framework of permanent support by the leadership of Russia for the social sphere is the modernization of the healthcare sector based on the expansion of the information component of the management of its functioning and development, which reflects targets for improving the quality of medical care, increasing the level of remuneration of medical workers and specialists, and information support for management decisions on the supply of medicines to clinical hospitals, consumable materials, planning investments in the maintenance of buildings, the purchase of equipment and the involvement of specialists, etc. In other words, the imperatives of large-scale innovation, informatization and digitalization are fully projected on healthcare in general and on each of its structural subsystems in particular. Therefore, the management of medical institutions is faced with the task of accelerated full-scale informatization and digitalization of all divisions within the framework of a single information space incorporated into the corresponding industry information space. The success of this task in connection with the implementation of modern innovation policies will contribute to the achievement of an innovative response not only in all functional modules of medical organizations, but also in the sectoral health system as a whole. In the article, these issues are considered through the prism of forming the current and dynamic profile of the readiness of oncological institutions for large-scale innovatization and digitalization..

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

5 Ermolenko V.V. Intellektual'nyj servís superstrategicheskih reshenij v korporacii v ekonomike znanij // Nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. 2010. № 1.S. 46-61.

6 Zhiharevich B.S., Lebedeva N.A. Translyaciya idej transformacii regional'nogo prostranstva v dokumenty strategicheskogo planirovaniya // Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya. 2015. № 4. S. 58-74.

7 Klejner G.B. Sistemnaya ekonomika kak platforma razvitiya sovremennoj ekonomicheskoj teorii // Voprosy ekonomiki. 2013. №6. S. 1-27

8 Klimanov V.V., Budaeva K.V., Chernyshova N.A., Yagovkina V.A. Regional'noe strategirovanie i programmirovanie v Rossijskoj Federacii. 2016: Ezhegodnyj doklad. M.: IROF. 2017. 88 s.

9 Lanskaya D.V., Strelkov V.E. Strategirovanie regional'nogo sektora ekonomiki znanij // Strategii biznesa. 2016;(7):5.

10 Lucenko E.V. Kolichestvennyj avtomatizirovannyj SWOT- i PEST-analiz sredstvami ASK-analiza i intellektual'noj sistemy «Ejdos-H++» / E.V. Lucenko // Nauchnyj zhurnal KubGAU [Elektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2014. - №»07(101). S. 1367-1409. Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/90.pdf

11 O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii. FZ № 172 ot 28 iyunya 2014 g.

12 Pursiajnen K., Medvedev S.A. Bolonskij process, Rossiya i globalizaciya // Bolonskij process i ego znachenie dlya Rossii. Pod red. Pursiajnena K., Medvedeva S.A. - M.: RECEP, 2005. - S. 26.

13 Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda // https://www.economy.gov.ru/mate-rial/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_ planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategiya_prostranstven-nogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/

14 Strategiya social'no - ekonomicheskogo razvitiya Krasnodarskogo kraya — Elektronnyj resurs — Rezhim dostupa: http://kuban.lc-av.ru/ (data obrashcheniya: 20.10.2020).

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10541

Л.Г. Матвеева - профессор кафедры информационной экономики, д.э.н. Южный федеральный университет, ведущий научный сотрудник, Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр, Ростов-на-Дону, Россия, matveeva_lg@mail.ru,

L.G. Matveeva - Professor of Information economy Department, doctor of economic Sciences, Southern Federal University, principal research worker, Russian Information-Analytic and Research Water Economy Centre, Rostov-on-Don, Russia;

Ю.Ю. Козель - заведующая отделением детской онкологии, д.м.н., профессор Национальный медицинский исследовательский центр онкологии, Ростов-на-Дону, Россия, rnioi.ru,

Yu.Yu. Kozel - Head of the Department of Pediatric Oncology, Doctor of Medical Sciences, Professor National Medical Oncology Research Center, Rostov-on-Don Russia.

ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ INFORMATION DIGITAL DESIGN OF MODERN HEALTHCARE

Аннотация. Одним из важнейших государственных императивов в рамках перманентной поддержки руководством России социальной сферы является модернизация сферы здравоохранения на основе расширения информационной составляющей управления ее функционированием и развитием, что отражает целевые установки по повышению качества медицинской помощи, росту уровня оплаты труда медицинских работников и специалистов, а также информационной поддержки принятия управленческих решений по снабжению клинических больниц медикаментами, расходными материалами, планирование вложения средств в содержание зданий, приобретение оборудования и привлечение специалистов и др. Иными словами, императивы масштабной инновати-зации, информатизации и цифровизации в полной мере проецируются на здравоохранение в целом и на каждую ее структурную подсистему, в частности. Поэтому перед менеджментом лечебных учреждений стоит задача ускоренной полномасштабной информатизации и цифровизации всех подразделений в рамках единого информационного пространства, инкорпорированного в соответствующее отраслевое информационное пространство. Успешная реализация данной задачи в сопряжении с проведением современной инновационной политики будет способствовать достижению инновационного отклика не только во всех функциональных модулях медицинских организаций, но также в отраслевой системе здравоохранения в целом.

В статье данные вопросы рассматриваются через призму формирования текущего и динамического профиля готовности медицинских учреждений онкологического профиля к масштабной инноватизации и цифрови-зации.

Abstract. One of the most important state imperatives in the framework of permanent support by the leadership of Russia for the social sphere is the modernization of the healthcare sector based on the expansion of the information component of the management of its functioning and development, which reflects targets for improving the quality of medical care, increasing the level of remuneration of medical workers and specialists, and information support for management decisions on the supply of medicines to clinical hospitals, consumable materials, planning investments in the maintenance of buildings, the purchase of equipment and the involvement of specialists, etc. In other words, the imperatives of large-scale innovation, informatization and digitalization are fully projected on healthcare in general and on each of its structural subsystems in particular. Therefore, the management of medical institutions is faced with the task of accelerated full-scale informatization and digitalization of all divisions within the framework of a single information

space incorporated into the corresponding industry information space. The success of this task in connection with the implementation of modern innovation policies will contribute to the achievement of an innovative response not only in all functional modules of medical organizations, but also in the sectoral health system as a whole.

In the article, these issues are considered through the prism of forming the current and dynamic profile of the readiness of oncological institutions for large-scale innovatization and digitalization..

Ключевые слова. Здравоохранение, онкологические клиники, информационно-цифровой дизайн, инно-ватизация, инновационный отклик.

Keywords. Healthcare, oncology clinics, information and digital design, innovation, innovative response.

Введение

Современные тенденции повсеместного применения информационных технологий определяют условия, в соответствии с которыми информатизация и автоматизация должна охватывать деятельность всех медицинских учреждений. В современном мире медицина переходит от двузначной модели к трехзначной: «врач - технология - пациент». Руководство нашей страны, определяя однозначный приоритет социальной сферы в системе общенациональных модернизмов заинтересовано во внедрении информационных технологий в медицинские учреждения с целью повышения прозрачности и унификации медицинских услуг. Текущий коронокризис, а также успешная деятельность российских специализированных центров в разработке и лицензировании первыми в мире вакцины от covid19 наглядно продемонстрировали важность ускоренной инноватизации и информатизации (цифровизации) данной сферы.

Применение информационно-цифровых технологий в сфере здравоохранения обладает рядом особенностей: как тестируется реальной практикой, в результате информатизации медицинской сферы улучшается качество диагностики, максимально исключается односторонность и субъективизм в медицинской деятельности, но, с другой стороны, именно этот субъективизм и не может быть полностью исключен, т.е. существует множество процессов, протекающих в лечебных учреждениях, которые не могут быть полностью доверены технике.

Это делает актуальным исследование вопросов взаимоувязанного развития процессов материально-технического, кадрового, финансового обеспечения медицинских учреждений и внедрения инновационных технологий оказания медицинских услуг на базе полномасштабной информатизации и цифровизации с позиции системного подхода, а также разработку инструментария поддержки управленческих решений, направленных на решений перечисленных задач.

Современное состояние и степень охвата информационными технологиями деятельности медицинских учреждений

В настоящее время в нашей стране активно реализуется государственная политика в области здравоохранения, концептуальным вектором которой является повсеместный переход на инновационную модель функционирования медицинских учреждений, обеспечивающую высокую доступность медицинской помощи и повышение качества медицинских услуг. На рисунке 1 приведены основные компоненты «Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ), важнейшей целью которой является обеспечение в рамках единого информационного пространства действенной информационной поддержки управления системой здравоохранения и процесса оказания медицинской помощи и других услуг.

Первая задача

• обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме

Вторая задача

• модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования

Третья задача

• повышение эффективности системы организации медицинской помощи

Четвертая задача

•улучшение лекарственного обеспечения граждан

Пятая задача

•информатизация системы здравоохранения, в том числе: • развитие информатизации системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях; •создание медицинского информационного и образовательного ресурса.

Шестая задача

• развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду

Седьмая задача

• совершенствование системы охраны здоровья населения

Восьмая задача

•реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" (2009 - 2012 годы)

Рисунок 1 - Задачи государственной политики РФ в области здравоохранения [4]

На рисунке 2 в лапидарной форме приведены те задачи, которые находятся в «ядре» ЕГИСЗ.

повышение повышение качества повышение информированности населения по вопросам

эффективности оказания ведения здорового образа жизни, профилактики

управления в сфере медицинской заболеваний, получения медицинской помощи, качества

здравоохранения помощи обслуживания в медицинских организациях

Рисунок 2 - Основные задачи ЕГИС в сфере здравоохранения

Сейчас создание ЕГИСЗ проходит завершающий этап; на предыдущих этапах медицинские учреждения были оснащены современным оборудованием и программным обеспечением, а также высокоскоростными сетями. Ответственность за объединение информационных ресурсов возложена на субъекты РФ, в задачу которых также входит:

1. Совершенствование действующих информационных систем в медицинских учреждениях и внедрение новых систем.

2. Интеграция информационных систем в медицинских организациях на региональном и федеральном уровнях.

3. Последовательный переход к внедрению единой электронной медицинской карты и использованию технологий телемедицины.

Как показывает реальная практика последних лет, внедрение информационных технологий в деятельность медицинских учреждений происходит различными темпами. Так, коммерческие организации имеют более

развитую ИТ-инфраструктуру: как минимум, они уже используют электронную регистратуру. Почти во всех московских частных медучреждениях установлены медицинские информационные системы (МИС), которые, как правило, интегрированы с финансовой системой 1С. «Недостаточный уровень развития ИТ в государственных медучреждениях обусловлен рядом причин:

1. Унифицированный классификатор болезней. Утвержденный в РФ классификатор болезней отличается от принятого в Европе и Америке. Унификация классификатора продвигается, но процесс этот трудный и спорный, вследствие чего на территории РФ достаточно сложно внедрить иностранные информационные системы.

2. Единая нормативная база. В РФ отсутствует единая нормативная база по структуре и типам лабораторных исследований, а без этого невозможно стандартизовать процесс лабораторной диагностики.

3. Облачные технологии. Территория РФ неравномерно покрыта сетью Интернет, что препятствует повсеместному использованию облачных технологий.

4. Законодательная база. Согласно закону 152 ФЗ «О защите персональных данных», сведения о здоровье человека относятся к наивысшей, первой категории защиты, поэтому были введены строгие требования, предъявляемые к безопасности МИС.

5. Персонал. Переход к электронной форме работы зачастую не совпадает с профессиональными установками медицинских работников.

6. Затраты. Внедрение новых технологий влечет за собой целый ряд новых статей затрат и вынуждает медучреждения перестраивать бизнес-процессы» [1].

Примерное распределение финансовых ресурсов по различным статьям затрат, связанным с информатизацией, представлено на рисунке 3.

■ приобретение вычислительной техники ■ приобретение программных средств

■ оплата услуг связи ■ обучение сотрудников

■ оплата услуг сторонних организаций ■ прочие затраты

Рисунок 3 - Структура затрат медицинских учреждений на ИТ и ИКТ (%) [6]

Также стоит отметить, что пока только частные медицинские учреждения, прошедшие этап освоения электронных карт и архивов данных, рассматривают вопрос мобильности персонала как один из наиболее приоритетных. С помощью планшета, смартфона и установленного на них специализированного программного обеспечения работники медицинских учреждений могут максимально быстро получать информацию о пациенте, не тратя время на лишние действия.

На примере первого этапа обслуживания клиентов - регистратуры уже во многих учреждениях существует ряд способов автоматизации регистрационной деятельности:

1. Приобретение коробочной или разработанной сторонней организацией информационной системы, автоматизирующей только регистрационный учет.

2. Комплексная автоматизация всех процессов медицинского учреждения посредством внедрения модульной медицинской информационной системы.

3. Интернет-регистратура.

При первом способе автоматизации регистратуры медицинского учреждения, независимо от того приобретает ли организация коробочный вариант информационной системы, разрабатывает его самостоятельно или привлекает сторонних лиц, регистрация текущего состояния работы врача является ключевым моментом. Организация электронной регистратуры предусматривает возможность изменения расписания приема врача за любой период времени. «Регистратура» как модуль медицинской информационной системы (МИС) предназначен для

регистрации пациентов, ведения электронных медицинских карточек, составления расписания работы специалистов, записи пациентов на приём и др. (рис.4).

Также можно выделить такой способ автоматизации регистратуры медицинского учреждения как специализированные Интернет-ресурсы. ОпНпе-сервисы дают возможность любому медицинскому учреждению автоматизировать работу его регистратуры с обеспечением возможности удаленной записи пациентов на прием к специалистам. Основные задачи, решаемые Интернет-регистратурами:

• автоматизация работы регистратур как государственных и муниципальных, так и коммерческих медицинских учреждений;

• предоставление актуальной информации о профиле и режиме работы медицинского учреждения, об оказываемых им услугах, контактных данных учреждения;

• управление расписанием работы врачей и кабинетов через сеть Интернет;

• управление потоком пациентов посредством самозаписи через Интернет;

• предоставление специалистам информации о пациентах.

В контексте информационной безопасности данных регистрационного учета в медицинских учреждениях следует отметить, что ОпНпе-сервисы гарантируют полную конфиденциальность информации, размещаемой медицинским учреждением. Это приобретает особое значение, когда речь идет о клиниках онкологического профиля.

В настоящее время в России идет активное становление и развитие вертикально интегрированной информационной системы (ВИМИС) по профилю «Онкология» в сфере здравоохранения, которая имеет четкую иерархическую структуру с прямой и обратной связью. Данная система позволяет осуществлять процесс информационного взаимодействия от нижнего медицинского звена до профильного национального исследовательского медицинского онкологического центра. Принятая в 2019 году, «Концепция раскрывает общее видение процесса создания данной системы и определяет цели, задачи, общие принципы, архитектуру, основные этапы, а также ожидаемый социально-экономический эффект от создания и внедрения ВИМИС для системы здравоохранения Российской Федерации» [4] и населения нашей страны и ее регионов.

Целью создания ВИМИС является повышение эффективности управления всей вертикалью организации медицинской помощи по профилю «онкология» за счет обеспечения оперативного и всестороннего анализа информации, повышение уровня квалификации медицинских работников, а также повышение качества оказания медицинской помощи онкологическим больным на основе совершенствования ее информационной поддержки на всех уровнях.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение» целевыми показателями являются:

1. снижение смертности населения трудоспособного возраста на 100 тыс. человек - в 2019 году - до 437 случаев, в 2020 - 419, 2021 - 401, 2022 - 383, 2023 - 365, 2024 - 350;

2. снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных на 100 тыс. человек - в 2019 году - до 199,5 случаев, в 2020 - 197.0, 2021 - 193.5, 2022 - 189.5, 2023-187, 2024 - 185;

3. укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2), % - в 2019 году - 81, в 2020 - 83, 2021 - 86, 2022 - 89, 2023-92, 2024 - 95;

4. укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2), % - в 2019 году - 90, в 2020 - 91, 2021 - 92, 2022 - 93, 2023-94, 2024 - 95;

5. число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (тыс. чел.)- в 2019 году - 350, в 2020 -560, 2021 - 850, 2022 - 1170, 2023-1500, 2024 - 1880.

Одним из приоритетных направлений развития в рамках национального проекта является федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», достижение целевых показателей которого невозможно без приведения функциональных возможностей онкологической службы РФ в соответствие современным требованиям, а также устранения (снижения) существующих факторов, негативно влияющих на процессы ее функционирования. В настоящее время такими факторами являются:

1. недостаток профильных специалистов в региональном звене системы здравоохранения, а также недостаточная квалификация значительной их части;

2. снижение возможностей онкологической службы в результате проведенной оптимизации региональной системы здравоохранения, особенно в части пропускной способности и маршрутизации пациентов;

3. большое количество врачебных ошибок, связанных с постановкой диагноза пациентам с онкологическими заболеваниями, приводящие к выбору неверной тактики лечения и потери времени;

4. централизация наиболее квалифицированного персонала в крупных мегаполисах;

5. значительная территориальная удаленность профильных лечебных учреждений от потенциальных пациентов, что исключает возможность проведения скрининговых и профилактических мероприятий;

6. недостаточная техническая оснащенность онкологической службы современным диагностическим оборудованием, а также его неэффективное использование;

7. недостаточное материально-техническое обеспечение, а также отсутствие в ряде медицинских организаций широколистного доступа в интернет;

8. отсутствие в некоторых медицинских организациях медицинских информационных систем и ГИС в сфере здравоохранения;

9. отсутствие единых обязательных методик проведения скрининговых исследований в рамках профиля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. отсутствие единых обязательных методик диагностики и лечения пациентов;

11. отсутствие единых обязательных методик экспертизы оказываемой медицинской помощи и критериев ее качества;

12. низкий уровень логистических связей как на уровне регионального звена системы здравоохранения, так и в части взаимодействия региональных и федеральных профильных медицинских организаций;

13. нормативно-правовая неурегулированность вопросов применения современных международных справочников и классификаторов в массовой клинической практике государственной системы здравоохранения по профилю «онкология»;

14. отсутствие информационного взаимодействия на основе единых принципов между всеми уровнями онкологической службы;

15. затруднен доступ к информационным ресурсам доказательной медицины;

16. необходима интеграция существующего централизованного сервиса непрерывного медицинского образования (интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования) с различными информационными системами управления организацией медицинской помощи по различным профилям.

Таким образом, можно констатировать, что основными задачами реформирования онкологической службы являются:

1. реализация эффективной логистики пациента - обеспечение его маршрутизации за минимально возможное время в ту медицинскую организацию, где ему могут оказать максимально эффективную медицинскую помощь по профилю;

2. мониоринг пациента на всех этапах диагностики и лечения;

3. обеспечение информационного взаимодействия между всеми уровнями службы;

4. информационная поддержка деятельности всех участников онкологической службы, включая поддержку принятия решений;

5 . предоставление информации по различным направлениям с целью анализа и контроля.

Задачи управления деятельностью онкологической службы и развитие ее возможностей возложены на федеральные национальные медицинские исследовательские центры (НМИЦ), при этом основным направлением их деятельности является совершенствование процессов оказания медицинской помощи в рамках профиля.

При этом для профильных НМИЦ острыми остаются вопросы оперативного получения достоверных данных о/об: объемах и качестве медицинской помощи; кадровом составе медицинских организаций по профилю, его образовании и сертификации; структурном составе и обеспеченности оборудованием; количестве медицинских организаций по профилю и др.

Таким образом, перед НМИЦ стоят задачи организации и управления процессами оказания медицинской помощи, включая процессы управления качеством и контроля качества оказания медицинской помощи, оказания методологической и организационной помощи субъектам по организации профильной службы, а при необходимости, прямого вмешательства в процессы оказания медицинской помощи пациенту на всех уровнях системы здравоохранения.

В современных социально-экономических условиях РФ и ее регионов выполнение данной задачи становится возможным только при условии создания сквозного внедрения специализированной информационной системы ВИМИС, поскольку принятие эффективных управленческих решений в рамках онкологической службы возможно только при наличии максимально полного спектра данных о каждом пациенте, о каждой медицинской организации по профилю и каждом медицинском работнике.

По словам главы ведомства М.А.Мурашко, вертикально-интегрированная система в онкологии уже создана и готова к апробации. В настоящее время Минздрав России планирует запустить электронные вертикально-интегрированные системы по нескольким направлениям медицины. В разработке находятся системы по акушерству и гинекологии, а также по кардиологии: "мы бы хотели, чтобы медицинские организации, в первую очередь федеральные, эту систему у себя опробовали, чтобы посмотреть ее эргономичность, функциональность. Потому что мы искренне хотим, чтобы она стала хорошим инструментом для ведения этой категории пациентов"[5].

Такая система позволит практически в режиме реального времени отслеживать назначения каждого пациента, при необходимости оперативно организовывать консультацию регионального специалиста с врачом в федеральном центре. Система также должна облегчить и повысить качество работы медицинского специалиста за счет программы поддержки врачебных решений. Для этого в вертикально-интегрированную систему погружаются клинические рекомендации.

М.А.Мурашко также отметил: «для работы телемедицины в целом правила продолжают формироваться. Мы понимаем, что она - неизбежность, но хорошая неизбежность, позитивная. Мы должны ей найти и роль, и место, а главное, соблюдать определенные правила для работы с ней» [5].

Таким образом, развитие телемедицинских технологий, которые улучшают качество, доступность и безопасность оказания медицинской помощи, а также облегчают нагрузку на медицинский персонал в том числе за счет снижения количества дублирующей информации, является одним из важных федеральных проектов нацп-роекта "Здравоохранение". Важно качество передачи информации на каждом этапе, ее анализ и дальнейшее использование, за что и отвечает Индустрия 4.0.

На примере одной из структурных подсистем системы здравоохранения - фармацевтики - ведущими специалистами неоднократно подчеркивалось, что ни одна из существующих отраслей не является более подготовленной к качественным изменениям, чем фармацевтическая индустрия, у которой есть ресурсы для анализа, оценки рисков и определения, какие методы управления будут более эффективными в будущем. Этот скачок будет иметь решающее значение для рынка.

Тенденция к внедрению персонализированного, клиентоориентированного подхода означает доступ к более качественным информационным данным для анализа. С учетом существующего давления на фармацевтический бизнес ожидается, что будет осуществлен переход к разработке продукции на заказ для конкретного пациента или группы пациентов. Появившийся в последние годы электронный контент — это уже реальность. Им невозможно управлять, используя процессы, поддерживающие бумажный документооборот. Как следствие, документация «Надлежащих Практик» (GxP) в скором будущем трансформируется в совершенно новый формат. Специалисты уже определили, что для фармацевтического мира будет существовать своя революция — Pharma 4.0.

Глобализация и обмен контентом — ключевые понятия для понимания Pharma 4.0. Данные больше не будут находиться в рамках отдельных компаний. Фармацевтический рынок ждет постоянный обмен между виртуальными командами разных компаний. Компании станут менее изолированными, а затем и вовсе перестанут быть таковыми. Подобные изменения облегчат и упростят много существующих бизнес-процессов.

Запуская приложения и устройства для пациентов, компании в интеграции с Pharma 4.0 получают в ответ не только лояльность пациентов и повышение продаж лекарственных препаратов, но и огромный объем данных о действиях этих пациентов.

Другой областью применения искусственного интеллекта (ИИ) является лечение сложных заболеваний, которые имеют несколько режимов и механизмов действия, таких как аутоиммунные заболевания, например, рассеянный склероз или боковой амиотрофический склероз. Как правило, текущие исследования направлены на одну генетическую аномалию или дефект. Используя ИИ, можно определить несколько генов, которые влияют на заболевание, и разработать многоцелевую лекарственную терапию.

Глубокое обучение (DeepLearning) - вторая сфера применения ИИ, состоящее из алгоритмов, которые позволяют программному обеспечению обучаться выполнять такие задачи, как распознавание речи и изображений. Одной из областей, которая требует глубокого обучения, является обеспечение возможности сбора данных в режиме диалога с субъектом на естественном языке. Например, оценка пациентов по критериям возможности участия в клинических испытаниях. Выявление пациентов, которые удовлетворяют критериям участия, является одним из ключевых аспектов построения жизнеспособного контролируемого клинического исследования, и для большинства клинических исследований любое сэкономленное время является важнейшим фактором, способное повлиять на дату вывода препарата на рынок. Пациентам просто нужно ответить на несколько простых вопросов

в своей поисковой платформе, и они получат список предлагаемых исследований, в которых они могут принять участие.

Таким образом, в настоящее время фактор высокой конкуренции на рынке фармацевтики и медицинских услуг является движущей силой формирования нового информационно-цифрового дизайна современных медицинских учреждений. Наступил период значительных изменений, инициируемых растущим глобальным рынком, что означает для российских акторов постоянную необходимость поддерживать высокую конкурентоспособность и соответствовать стандартам регуляторов.

Источники:

1. Аналитический портал Tadviser: http://www.tadviser.ru.

2. Гусев А.В. Автоматизация здравоохранения: потребности, реалии, перспективы // Врач и информационные технологии. 2012. № 4.- С. 15-21.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)//ГАРАНТ: http://base.garant.rU/194365/#ixzz3MlbpqWuK.

4. Концепция создания Федеральной системы «Онкология» (вертикально-интегрированной медицинской информационной системы по профилю «Онкология») 00083925.ФС ОНКО ВИМИС.001.Б3.01. Версия 2.4. Москва, 2019.

5. Мурашко М.А. Минздрав разрабатывает электронные системы по нескольким направлениям медицины// https://tass.ru/nacionalnye-proekty/8767499.

6. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru. References:

1. Analytical portal Tadviser: http://www.tadviser.ru.

2. Gusev A.V. Automation of healthcare: needs, realities, prospects//Doctor and information technology. 2012. NO. 4.- S. 15-21.

3. Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 (utv. by order of the Government of the Russian Federation dated November 17, 2008 N 1662-r )//GUARANTOR: http://base.gar-ant.ru/194365/#ixzz3MlbpqWuK.

4. The concept of creation of the Federal Oncology system (the vertically integrated medical information system on the Oncology profile) 00083925.FS OHKO VIMIS.001.B3.01. Version 2.4. Moscow, 2019.

5. Murashko M.A. Ministry of Health develops electronic systems in several areas of medicine//https ://tass.ru/nacionalnye-proekty/8767499.

6. Federal State Statistics Service: http://www.gks.ru.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10542

L.G. Matveeva - Dr.sc.oec., professor, Southern Federal University, Russia, principal research worker, Russian Information-Analytic and Research Water Economy Centre matveeva_lg@mail.ru;

O. A. Chernova - Dr.sc.oec., professor, Southern Federal University, Russia, chief research worker, Russian Information-Analytic and Research Water Economy Centre chernova.olga71@yandex.ru;

N. A. Kosolapova - Dr.sc.oec., professor, Southern Federal University, Russia, chief research worker, Russian Information-Analytic and Research Water Economy Centre mukazna@yandex.ru;

E. A. Likhatskaya - lecturer, Southern Federal University, Russia, lihatskaya.ea@gmail.com.

THE OPTIMIZATION MODEL OF THE USE OF WATER RESOURCES IN THE AGRICULTURE OF A REGION TAKING INTO ACCOUNT ITS SPECIALIZATION

Abstract. The article provides the conceptual aspects of forming efficient policy of rational water consumption in the agriculture production of regions, specializing mainly in agriculture and for which the problem of sufficient water supply is a priority. We developed and verified an economic and mathematical model of optimization of the use of water resources in the agriculture of a region, taking into account of the hydroeconomic balance in the basin, the existing scheme of irrigation of lands under cultivation, availability of additional irrigation fund, the farming system recommended as the optimal one for this region, the technical state of irrigation network and the ameliorative state of the irrigated lands. Key words: region, water resources, agriculture, optimization model of water consumption.

Introduction

In the system of economic strategizing determined by a fundamental influence of negative factors of external environment, in the context of providing food supply security the priority is given to the task of rational usage of natural resources (including water) of agricultural areas of Russia, their optimal allocation in the process of growing certain crops. Due to its specifics this type of regional resources plays a backbone part not only within agricultural areas, but in economy as a whole because together with oil, gas, electric and heat energy it is one of basic factors which determine the level of social and economic development of a state. Thus the problems of creating economic and mathematical tools, adapted for the specifics of a region and used to support the decision making in the processes of rational usage of water resources with the purpose of maximizing the profits of agricultural producers, become of a significant importance.

These tools represented by a comprehensive system of methods and models will let us provide the development and choice of optimal variants of the allocation of limited water resources between the concerned parties within the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.