Научная статья на тему 'Информационно телекоммуникационная система мониторинга газотранспортных объектов'

Информационно телекоммуникационная система мониторинга газотранспортных объектов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
405
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бушмелева К. И., Увайсов С. У., Бушмелев П. Е., Плюснин И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно телекоммуникационная система мониторинга газотранспортных объектов»

Бушмелева К. И., Увайсов С. У., Бушмелев П.Е., Плюснин И. И.

МИЭМ

ИНФОРМАЦИОННО - ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ

Как показывает практика, при добыче, транспортировке и переработке природного газа возникают утечки загрязняющих веществ, в частности метана. Причиной утечек являются различные дефекты, возникающие вследствие коррозии стенок трубопроводов из-за повреждений изоляционных покрытий, нарушений в сварных соединениях и др.дефекты. Своевременное обнаружение утечек газа из объектов газотранспортной сети (ГТС) позволит уменьшить риск возникновения аварийных ситуаций.

В связи с этим появился комплекс научно-технических проблем по обеспечению надежности газопроводов, устойчивости их работы и безопасности, оценкам остаточного ресурса и рисков.Основным направлением деятельности для решения этих проблем является совершенствование системы мониторинга и управления техническим состоянием объектов ГТС на основе развития и создания новых методов и средств неразрушающего контроля и технического диагностирования.

В настоящее время существуют различные устройства и методы диагностирования газопроводов, которые отличаются принципом действия, чувствительностью, областью применения и др. Метрически, в смысле масштабов охвата географической территории прокладки сети, все методы условно можно разделить на методы локального и глобального диагностирования [1].

Однако огромная протяженность и разветвленность ГТС в России и в странах ближнего зарубежья, прохождение газопроводов по территориям с неблагоприятными климатическими и рельефно-ландшафтными условиями, а также отсутствие развитой и разветвленной системы коммуникаций, существенно ограничивает или делает невозможным тотальное применение локальных методов и средств диагностирования, например таких как акустический, магнитный, оптический и другие.

Более эффективными, с точки зрения оперативности обследования протяженных участков магистрали, являются глобальные - аэрокосмические методы (АКМ), которые с помощью различных летательных аппаратов могут дистанционно осуществлять мониторинг подстилающей поверхности средствами фото-, видеонаблюдения, а так же устройствами тепловизионного, радиолокационного или лазерного зондирования. Обладая бесспорным преимуществом по масштабам охватываемой территории, АКМ уступают локальным мобильным и стационарным средствам диагностирования по точности и достоверности получаемой информации о характере и месте дефекта.

В результате, возникает задача объединения методов и средств локального и глобального диагностирования в единую систему мониторинга ГТС и, получение на этой основе эмерджентного эффекта. Решить эту задачу позволили передовые достижения в области телекоммуникаций, в частности использование сети транкинговых средств связи.

Организация диспетчерской и внутриобъектной связи основного персонала и ремонтновосстановительных бригад чаще всего осуществляется с помощью сети транкинговых средств, которые служат объединяющим звеном деятельности всех предприятий газотранспортной отрасли, предоставляя оперативную связь и передавая технологическую информацию.

Информационно - телекоммуникационная система (ИТС) мониторинга состоянияобъектов ГТС, реализо-ванав соответствии с требованиями цифрового открытого стандарта ТЕТЯА, онапозволяет объединить в едином пространстветерриториально разнесенные информационно-измерительные ресурсы, системы и сети, основные элементы наземной и аэрокосмической инфраструктуры транкинговой радиосвязи и абонентских радиостанций, средства диагностирования и позиционирования расположенные на различных носителях и обеспечивает централизованное управление данными ресурсами в целях повышения эффективной работы Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России.

Целесообразность внедрения транкинговых средств в систему мониторингаобусловлена объективными преимуществами: многозоновым покрытием обслуживаемых территорий; надежностью;оперативностью; качеством сигнала; защищенностью от несанкционированного доступа; наличием беспроводной телефонии и телеметрии и дополнительными сервисами.

В состав системы мониторинга входят четыре основных сегмента:

объект диагностирования - газотранспортная система, представляющая собой сеть 1-6-х ниточных магистральных газопроводов, отводов, компрессорных установок и других сооружений;

аэрокосмический сегмент -космические и авиационныелетательные аппараты, оснащенные бортовым пилотажно-навигационным оборудованием;

пользовательский сегмент -средства глобального и локального диагностирования, а также телекоммуникационные устройства осуществляющиеприем и передачу информации по различным каналам связи;

наземный сегмент - основные и телекоммуникационные территориально разнесенные центры управления, станции сопряжения, стационарные и мобильные пункты, предназначенные для накопления и передачи всех видов информации, включая телеметрическую, позиционную.

Управление данной системой основано на базе информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять сбор, отображение, обработку, анализ, прогнозирование и распространение информации посредством программно - аппаратных комплексов.

Основной задачей комплексного диагностирования газопроводов является своевременное выявление изменений еготехнического состоянияс использованием технологии непрерывной информационной поддержки на протяжении всего жизненного цикла: при условии взаимодействия с окружающей средой,

оценкой остаточного ресурса, выбором наиболее эффективных методов диагностирования и средств оперативной передачи информации для обеспечения безопасной эксплуатации и надежной работоспособности ГТС.

Данная технология предполагает переход от проверки и оценки запасов прочности и работоспособности газопровода к проверке его исправности на стадии эксплуатации и ремонта. В ее основе лежит методология диагностического обеспечения объектов ГТСустройством дистанционного зондирования (УДЗ) [2] с применением средств профессиональной мобильной радиосвязи, которая в свою очередьпод-

держивается автоматизированной системой обработки и регистрации данных.

Управление системой мониторинга объектов ГТС осуществляется информационно - телекоммуникационной системой «Газ», построенной на базе сервис - ориентированных и геоинформационных технологий, которые являются наиболее перспективными, за счет реализации мобильных компонентов, повышающих степеньраспределенности и интеграции ИТС с другими информационными системами газотранспортной отрасли.

Система «Газ» имеет модульную архитектуру, настраиваемую под специфичные требования пользователя, взаимосвязь осуществляется посредством использования хранилища данных.

1

Основой системы является подсистема «Магистральный газопровод», который позволяет вводить, отображать, осуществлять поиск и структурировать все виды географических, пространственных и любых других данных об объектах сети.

Подсистема «Диагностика и мониторинг» предназначена для объединения различных данных по обследованиям газопроводовсредствами локального и глобального диагностирования.Составляющими компонентами данной подсистемы является комплекс программ: «Оператор ЛУГ», «Эксперт ЛУГ», «Калибровка ЛУГ», разработанный непосредственно для осуществления обработки и анализа результатов проведения вертолетных обследований на предмет выявления утечек газа из газопроводов УДЗ и принятия оперативного решения о присвоении категории выявленным утечкам газа.

Анализ собранных данных об обстановке на объектах ГТС производится персоналом посредством программы «Оператор ЛУГ» [3], построенной на базе геоинформационных технологий, которая призвана объединить всю полученную информацию по авиационному обследованию газопроводов УДЗ для удобного хранения в базе данных, получения отчетов и последующего её использования при прогнозировании событий.

Программа принятия оперативного решения «Эксперт ЛУГ» [4] позволяет присваивать различные категории утечкам газа из магистрали, на основе анализа данных полученных при обследовании УДЗ, для повышения эффективности работы и снижения нагрузки оператора принимающего решения.

По результатам анализа формируются предложение о проведении дополнительных работ по локальному диагностированию зарегистрированных утечек газа, которые передаются в центр управления и принятия решения в режиме реального времени транкинговыми средствами связи.

Для обеспечения достоверности и заданной точности информации получаемой при дистанционном зондировании были рассмотрены алгоритмы построения калибровочных функций на основе регрессионных моделей ИСО и РМГ, которые в свою очередь были заложены в универсальную методику калибровки измерительной системы локатора и реализованы на базе программного комплекса [5], позволяющего: исключить погрешности, связанные с неправильным выбором вида калибровочной функции, и снизить затраты времени на выполнение калибровки за счет автоматизации процессов расчетов.

Подсистема «Мобильный» обеспечивает доступ к системе при полевых и авиационных работах, посредством использования устройств транкинговой связи.

Система «Газ» позволяет решать вопросы экологического мониторинга, диагностики, капитального ремонта и реконструкции технологических объектов ГТС.

Таким образом, достоинством ИТС системы мониторинга объектов ГТС является то, что она позволяет организовать и автоматизировать процесс сбора и обработки информации с территориально распределенной сети газотранспортных и подвижных объектов, оснащенных средствами локального и глобального диагностирования и приемо-передающими устройствами, использующими различные каналы связи, с одновременным отображением на электронной карте системы «Газ» текущего положения и состояния объектов в режиме реального времени, а также предлагает решения по дополнительному обследованию, в случае выявления отклонений от норм по техническому состоянию объектов. И, на этой основе, возможно, осуществлять оперативное диагностирование и управление состояниемгазотранспортных объектов, посредством принятия необходимых мер по устранению и предотвращению дефектов и утечек, что в свою очередь направленно на решение задач эффективной и безаварийной эксплуатации ЕСГ России .

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ методов и средств диагностирования магистральных газопроводов / К.И. Бушмелева, И.И. Плюснин, С.У. Увайсов // Контроль. Диагностика. - 2010. - №7. - С. 29 - 37.

2. Бушмелева, К. И. Авиационный программно-аппаратный диагностический комплекс мониторинга магистральных газопроводов / К.И. Бушмелева, И.И. Плюснин //Измерительная техника. - 2009. - №2. -

С. 41 - 44.

3. Автоматизированное рабочее место оператора локатора утечек газа / К. И. Бушмелева, И.И.Плюснин, П.Е.Бушмелев// Современные наукоемкие технологии. - 2008. - №5. - С. 115 - 119.

4. Бушмелева, К.И. Автоматизированная геоинформационная система мониторинга технического состояния магистральных газопроводов / К. И. Бушмелева, И. И. Плюснин //Информационные технологии. -

2009. - №5. - С. 68 - 72.

5. Бушмелева, К. И. Специализированный пакет программ для калибровки измерительных приборов / К.И. Бушмелева, Е.А. Яценко // Информационные технологии. - 2010. - №10. - С. 64 - 67.

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.