Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОМ НОТАРИАТЕ'

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОМ НОТАРИАТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / нотариальные действия / электронный документ / единая информационная система / дистанционный нотариат / digitalization / notarial actions / electronic document / unified information system / remote notary

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.Д. Пилясова, А.В. Копьёв

В статье исследуются направления по внедрению информационных технологий в нотариальной практике. Рассматриваются предпосылки и основные направления цифровой трансформации, а также оценивается удобство их применения для граждан. Автор приходит к выводу о повышенном интересе граждан к совершению удалённых действий и об успешном функционировании лицензионных программ. Отдельное внимание уделяется обобщению порядка совершения дистанционных сделок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN NOTARY

The article examines the directions for the introduction of information technologies in notary practice. The prerequisites and main directions of digital transformation are considered, as well as the convenience of their application for citizens is assessed. The author comes to the conclusion about the increased interest of citizens in performing remote actions and the successful functioning of licensed programs. Special attention is paid to the generalization of the procedure for making remote transactions.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОМ НОТАРИАТЕ»

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОМ

НОТАРИАТЕ

С.Д. Пилясова, магистрант Научный руководитель: А.В. Копьёв, доцент Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-3-253-256

Аннотация. В статье исследуются направления по внедрению информационных технологий в нотариальной практике. Рассматриваются предпосылки и основные направления цифровой трансформации, а также оценивается удобство их применения для граждан. Автор приходит к выводу о повышенном интересе граждан к совершению удалённых действий и об успешном функционировании лицензионных программ. Отдельное внимание уделяется обобщению порядка совершения дистанционных сделок.

Ключевые слова: цифровизация, нотариальные действия, электронный документ, единая информационная система, дистанционный нотариат.

В эпоху цифровой экономики и тотальной информатизации как никогда важно обеспечить стабильность гражданского оборота. Сложившиеся реалии таковы, что все люди, так или иначе, зависимы от средств цифровизации: ежедневный поток информации, будь то новостные ленты или уведомления из социальных сетей. Безусловно, это облегчают жизнь гражданам и юридическим лицам, в частности при использовании коммуникативных способов взаимодействия. К тому же, многие государственные и частные организации заинтересованы в формировании правильного подхода к положительной динамике научно-технологического развития современного общества [1]. Внедрение цифровых технологий в работу нотариуса и их дальнейшее использование на постоянной основе уже несколько лет являются одним из приоритетов в развитии российского нотариата.

Как верно отмечают исследователи, именно «грамотное сочетание высокой квалификации, безукоризненного правоприменения доверенных законодателем компетенций и использование комфортных сервисов для граждан, основанных на самых современных информационных технологиях, позволяют нотариату сохранить за собой статус востребованного правового института, отвечающего актуальным запросам общества» [2].

Благодаря «цифровизации» сфера нотариата стала более удобной и оперативной не только для самих нотариусов, но и для граждан. За последние годы существенно изменились и система нотариального сообщества, эффективность перехода нотариата на электронные технологии взаимодействия с государственными организациями и деловыми структурами, прежде всего кредитными организациями, во многом зависит от того, насколько успешно будет функционировать Единая информационная система (далее - ЕИС) нотариата. Она была создана Федеральной нотариальной палатой (далее - ФНП) за свой счёт и выполняет функции, возложенные на нотариат государством. Принятый Правлением ФНП в 2014 году проект концепции развития ЕИС предусматривает повышение уровня открытости и доступности нотариальных действий, что очень актуально для регионов, где у людей не всегда имеется возможность личного визита к специалистам. К тому же, одна из целей создания представляет собой борьбу с мошенниками, которые при помощи поддельных паспортов пытались заверять подложные доверенности для различных преступных действий. В качестве примера приведем дело Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга, в рамках которого злоумышленники разработали схему для

приобретения прав требования на сумму порядка 18 000 000 рублей [3].

Для обеспечения современными и эффективными мерами защиты от утери персональных данных, а также для укрепления связи между ведомствами, ведутся работы по разным направлениям. На практике это выражается в совершенствовании лицензионных программ и систем, например - Единый нотариат (еНот), Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Помимо того, укрепляется связь в системе обмена электронными данными с такими партнёрами, как: Центральный банк Российской Федерации, органы ЗАГС, МВД, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (Росреестр), Федеральная налоговая служба, то есть все те органы, с которыми нотариусы, так или иначе, взаимодействуют при совершении действий.

Особый интерес возникает также к дистанционным сделкам. Как верно отмечает Олеся Павловна, это является источником новых возможностей не только для предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в разных регионах Российской Федерации, но и для обычных людей, ведущих активный, с точки зрения передвижения по стране, образ жизни [4]. Граждане положительно оценивают удобство такого нотариального действия, к тому же экономят при этом силы, время и деньги.

Отметим, что некоторые действия, которые нотариус или несколько нотариусов могут осуществлять удаленно стали доступны еще с 29 декабря 2020 года. В то же время было значимое изменение вида документов - обязательным условием стало нанесения специальной машиночитаемой маркировки - QR-кода, в правом нижнем углу документа. По сегодняшний день он является неотъемлемой частью документа и защищает его от подделок. Отсканировав его, любой гражданин может убедиться в подлинности документа, так как автоматически появляется ссылка на официальный сайт Федеральной нотариальной палаты, где отображаются зашифрованные сведения: заявители, дата совершения дей-

ствия, его вид, реестровый номер, а также данные нотариуса - ФИО и нотариальный округ.

Еще одним нововведением, особенно для Волгоградской области, является удостоверение дистанционной сделки. На сегодняшний день процедура дистанционных сделок отлажена до такой степени, что, по сути, она ничем не отличается от обычной нотариальной формы сделки, но при этом каждая из сторон находится в своём регионе и без лишних денежных и временных трат они совершают действие онлайн. Упомянутое явление появилось ещё в 2021 году, в «тестовом режиме», и за 2022-2023 года укрепилось в практике нотариальных контор по всей стране. По статистическим данным ФНП [5] количество удостоверяемых таким способом сделок выросло аж в 4,5 раза, а лидерами стали такие регионы как: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский и Красноярский край, а также Республика Крым. Отмечается, что в топ совершаемых удаленно действий входят договоры по отчуждению недвижимого имущества, удостоверение равнозначности документов, а также подача на регистрацию документов юридических лиц.

С учётом того, что порой документ нужен в короткие временные промежутки, особенно удобно, что нотариус, сделав, например доверенность от одного лица тут же сканирует и удостоверяет её тождественность электронному образу, и сразу направляет посредством электронных каналов связи другому лицу. Тот же, в свою очередь, получив электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, может совершать действия, которыми он наделён в рамках данной доверенности. Однако есть некоторые нюансы, например важна разница в часовых поясах участников. Если учесть, что во время видеосвязи, при удостоверении какого-либо договора или соглашения, у одного региона утро, а у другого - вечер, важно не допустить подписание разными датами.

Интересно, что изменения законодательства коснулись даже нотариального делопроизводства и архива. Суть в том,

что с 11 января 2023 года наследственные дела, которые нотариус, при заведении, регистрировал в книге учета наследственных дел, теперь должны, в первую очередь, регистрироваться в электронном реестре наследственных дел ЕИС нотариата, а если по каким-то форс-мажорным причинам сервис недоступен, только тогда возвращаться к книгам на бумажном носителе. Некоторые исследователи утверждают, что необходимо перейти к созданию и расширению единого цифрового нотариального архива, обосновывая это защитой от утери и фальсификации документов. Безусловно, это так. Но есть и «обратная сторона медали» - переход на электронный документооборот, как минимум, удваивает работу рядового нотариуса и сотрудников нотариальной конторы, т.к. одновременно требуется наполнение информацией системы ЕИС, а также параллельное ведение бумажного делопроизводства, что представляется не вполне рациональным. Исходя из этого, предлагается установить баланс ведения разных видов документооборота посредством принятия соответствующего акта Министерства юстиции РФ, в компетенцию которого входят подобные вопросы. При этом обязательно учитывать мнение Нотариальных палат субъектов РФ.

Возможно, в скором будущем, Россия перейдет полностью на цифровую площадку, но важно отметить, что прежде необходимо значительно повысить технический уровень программного обеспече-

ния, так как сохранность персональных данных - это огромная ответственность. Но все-таки одним из самых надёжных способов остается ведение бумажного архива нотариусом одновременно с использованием информационных систем. Данные проекты прорабатываются при экспертном участии ФНП в реализации правительственной программы «Цифровая экономика». К тому же, всё более актуальной становится тема цифрового наследства: например, каким образом наследники могу претендовать на результаты творческой деятельности наследодателя, размещенные в сети [6].

Нельзя не согласиться с мнением [7] о том, что российский нотариат, за последние 25 лет, претерпел ряд фундаментальных изменений, главным результатом которых стала высокая эффективность работы нотариусов в сфере защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Реальность такова: нагрузка на нотариат увеличивается в геометрической прогрессии, поскольку государство на этапе развития рыночных отношений требует наличие нотариально заверенных документов. К тому же, согласно Указа Президента от 09 мая 2017 года № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы», практически все организации и ведомства переходят на электронный документооборот, а одним из приоритетных направлений выбрано развитие информационного общества в стране.

Библиографический список

1. Иншакова А.О. Теоретическая модель равных прав и юридических обязанностей: государственно-правовая реальность // Правовая концепция = Правовая парадигма. - 2023. - Т. 22, № 2. - С. 6-16.

2. Муковозов М.Э. Нотариат и цифровые технологии / М.Э. Муковозов // Нотариальный вестник. - 2018. - № 10-11. - С. 11-12.

3. Приговор Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербурга № 1-212/2020 от 2 июля 2020 г. по делу № 1-212/2020.

4. Казаченок О.П. Особенности защиты прав потребителей - участников внешнеторгового оборота в условиях цифровизации // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2021. -Т. 20, № 4. - С. 41-46.

5. Федеральная нотариальная палата. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://notariat.ru/, свободный - (18.12.2023).

6. Копьев А.В. Цифровое наследство / А.В. Копьев // Правовая парадигма. - 2023. -Т. 22, № 1. - С. 155-158.

7. Нотариат: учебник и практикум для вузов / Под ред. А.О. Иншаковой, А.Я. Рыженкова. - М., 2021.

INFORMATION TECHNOLOGY DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN NOTARY

S.D. Pilyasova, Graduate Student Supervisor: A.V. Kopyev, Associate Professor Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article examines the directions for the introduction of information technologies in notary practice. The prerequisites and main directions of digital transformation are considered, as well as the convenience of their application for citizens is assessed. The author comes to the conclusion about the increased interest of citizens in performing remote actions and the successful functioning of licensed programs. Special attention is paid to the generalization of the procedure for making remote transactions.

Keywords: digitalization, notarial actions, electronic document, unified information system, remote notary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.