Научная статья на тему 'Информационно-технологические образовательные ресурсы в истории системного анализа и их развитие'

Информационно-технологические образовательные ресурсы в истории системного анализа и их развитие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / информация / системный анализ / информационные ресурсы / образовательные ресурсы / тренажеры / education / information / system analysis / information resources / educational resources / trainers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. И. Хасанов, Е. А. Логинова

В статье анализируются процессы создания, управления и применения информационных образовательных ресурсов. Показано применение мультимедийных технологий и сценарных моделей представления знания предметной области, тренажерных комплексов и интерактивных пособий для моделирования изучаемых явлений, технологических процессов в ходе обучения специалистов и обслуживающего персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY EDUCATIONAL RESOURCES IN THE HISTORY OF SYSTEM ANALYSIS AND THEIR DEVELOPMENT

The article analyzes the processes of creation, management and use of information educational resources. It shows the use of multimedia technologies and scenario models of representing the domain knowledge, simulators and interactive textbooks for the simulation of phenomena, technological processes in the process of training specialists and staff.

Текст научной работы на тему «Информационно-технологические образовательные ресурсы в истории системного анализа и их развитие»

УДК 378.147.004.9

Информационно-технологические образовательные ресурсы в истории

системного анализа и их развитие

И.И. ХАСАНОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа Е.А. ЛОГИНОВА, инженер

ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: ilnur.mt@mail.ru

В статье анализируются процессы создания, управления и применения информационных образовательных ресурсов. Показано применение мультимедийных технологий и сценарных моделей представления знания предметной области, тренажерных комплексов и интерактивных пособий для моделирования изучаемых явлений, технологических процессов в ходе обучения специалистов и обслуживающего персонала.

Ключевые слова: образование, информация, системный анализ, информационные ресурсы, образовательные ресурсы, тренажеры.

Современный менеджмент в любой сфере деятельности: государственное управление, промышленность, бизнес, культура, образование и наука прежде всего требует знания необходимых потоков информации и умения их эффективно использовать.

Современные информационные технологии (ИТ) уже давно не только используются корпорациями, но также активно применяются в общественной деятельности и повседневной жизни. Настало время постепенного, но повсеместного проникновения ИТ в жизнь каждого человека для того, чтобы сделать ее более удобной, более оптимизированной.

В настоящее время мы можем говорить о наступлении этапа научного, системно-междисциплинарного подхода к проблемам науки, образования, техники и технологии, этапа, концентрирующего внимание не только на вещественно-энергетических, но и системно-междисциплинарных аспектах, построении и исследовании системно-информационной картины мира.

Системный анализ, чьи основы являются достаточно древними, все же сравнительно молодая наука, сравнимая по возрасту с кибернетикой. Системный анализ применяется в любой предметной области, включая в себя как частные, так и общие методы и процедуры исследования.

Слово «система» (организм, строй, союз, целое, составленное из частей) возникло в Древней Греции около 2000 лет назад. Древние ученые (Аристотель, Демокрит, Платон и др.) рассматривали сложные тела, процессы и мифы мироздания как составленные из различных систем (например, атомов, метафор). Далее развитие системного анализа происходит под влиянием различных философских воззрений, теорий о структуре познания и возможности предсказания (Бэкон, Гегель, Ламберт, Кант, Фихте и

др.). В результате такого развития системный анализ выходит на позиции методологической науки. Естествоиспытатели Х1Х-ХХ веков (Богданов, Берта-ланфи, Винер, Эшби, Цвикки и др.) не только актуализировали роль модельного мышления и моделей в естествознании, но и сформировали основные системообразующие принципы, принципы системности научного знания, соединили теорию открытых систем, философские принципы и достижения естествознания.

Современное развитие теория систем, системный анализ получили под влиянием достижений как классических областей науки (математика, физика, химия, биология, история и др.), так и неклассических областей (синергетика, информатика, теории динамического хаоса, катастроф, нейроматематика, ней-роинформатика и др.).

Наибольший вклад в зарождение и развитие системного анализа, системного мышления внесли такие ученые, как Р. Декарт, Ф. Бэкон, И. Кант, И. Ньютон, Н. Винер, И. Пригожин, Э. Эшби, А.А. Ляпунов, Н.Н. Моисеев, В. Лекторский,

B. Завадский, Г. Щедровицкий, Э. Юдин,

C. Яковлев, С. Янг и многие другие.

Рассмотрим развитие информационно-технологических образовательных ресурсов и их применение на практике.

Информатика - наука, изучающая информационно-логические и алгоритмические аспекты системных процессов, системные аспекты информационных процессов. Это определение можно считать системным определением информатики.

Большая часть технологических нарушений при эксплуатации оборудования химических, нефтехимических и газоперерабатывающих производств не связана ни с их устройством, ни с конструктивным несовершенством, а вызвана недостатками ведения технологического процесса, недостатками в системе

обслуживания материально-технических ресурсов и человеческим фактором. Практически каждый технологический инцидент или авария в области химической промышленности и нефтегазо-переработки отрицательно сказывается на экологической обстановке в регионе расположения данного производства. Это связано с разливом на территории нефтепродуктов и углеводородного сырья, сбросами продукции в атмосферу с помощью предохранительных клапанов и свечей, сжиганием ее на факелах. Загрязнения такого рода негативно воздействуют на почвенный слой, поверхностные воды и геологическую среду, в том числе подземные воды. Наносится заметный ущерб окружающей среде: тепловое загрязнение, загрязнение пылью и сажей, токсичными составляющими. Вместе с СО и СО2 выбрасывается вся органика, отравляющая атмосферу, и даже при ликвидации аварий их последствия остаются на долгие годы.

Анализ статистических данных об аварийности и травматизме показывает, что основными причинами происшествий являются:

- ошибки персонала;

- отказы оборудования;

- нерасчетные внешние воздействия со стороны рабочей и внешней среды.

При этом большая часть аварийных ситуаций происходит по вине технического обслуживающего персонала.

Развитие индустриального общества делает процесс подготовки и постоянного повышения квалификации специалистов все дороже и дороже. На первое место выходят как проблемы доучебного тестирования и отсева кандидатов (профориентация), так и всемерное удешевление процесса подготовки при сохранении приемлемой эффективности. Эксплуатация технологических установок, электрических машин, автоматизированных систем управления, ведение технологи-

2■2017

История и педагогика естествознания

21

ческого режима в настоящее время невозможны без фундаментальных знаний основного оборудования: средств измерения, запорной арматуры, насосного и компрессорного оборудования, технологических аппаратов, электрических двигателей и т. д. Полное представление об их работе, устройстве и возможных неполадках позволяет принять своевременное и правильное решение в сложных ситуациях, что способствует не только повышению эффективности производства, сбережению оборудования и перерабатываемой продукции, но и сохранению человеческих жизней.

Решению этих задач может помочь применение новых методов преподавания с использованием информационных компьютерных технологий, современных знаний в области педагогики, дидактики, психологии, многомерной графики, мультимедиа и компьютерного дизайна, комбинирующих звук, видеоизображение и тексты, что позволяет эффективно использовать все известные способы представления знаний. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление.

Применение мультимедийных технологий и сценарных моделей представления знания предметной области позволяет предложить решения для проектирования и создания эффективных тренажерных комплексов и интерактивных пособий для моделирования изучаемых явлений, технологических процессов, электрических и релейных схем, систем автоматизации и т. д., обладающих рядом интеллектуальных функций и основанных на моделях поведения и восприятия пользователя.

Во всех странах такие потенциально опасные виды производства, как нефтехимия, нефте- и газопереработка, регламентируются законодательными актами на предмет промышленной безопасности и сохранения окружающей среды. Применение тренажерных комплексов и мультимедийных обучающих пособий, активное внедрение которых на зарубежных нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических предприятиях началось более 30 лет назад, а на российских - около 20, представляют собой средство обучения, на порядок увеличивающее его эффективность за счет мобилизации всех механизмов психической деятельности обучаемого (а не только памяти), повышения мотивации и интереса к процессу обучения и его результатам.

В настоящее время актуальность исследования процессов обучения специа-

листов нефтегазовой отрасли обусловлена возрастающим вниманием к системе профессионального образования и ее важнейшему звену - подсистеме переподготовки и повышения квалификации кадров, а также ужесточением требований нормативно-технических документов в области охраны труда и промышленной безопасности.

На современном этапе подготовки кадров ясно, что обучение технических специалистов должно проводиться с учетом возрастающих требований современного производства, что требует поиска новых методик. В этом плане надо обратить особое внимание на мультимедийные технологии, которые позволяют реализовать практически любые по сложности эксперименты и возможности создания методик отработки нештатных ситуаций. Именно электронные средства мультимедиа обеспечивают новые дидактические возможности обеспечения наглядности восприятия материала, они увеличивают скорость передачи информации учащимся и повышают уровень ее понимания, способствуют развитию важных для специалиста любой отрасли профессиональных качеств. В связи с этим разработка и создание мультимедийных средств и использование современных информационных компьютерных технологий в педагогике и дидактике является важной и актуальной задачей.

Мультимедийная обучающая среда способна воздействовать одновременно на различные органы восприятия учащегося, позволяет обеспечить активное овладение материалом. По мнению ведущих мировых журналов по психологии, проводящих социологические исследования, люди запоминают 20% того, что видят, 40% того, что видят и слышат, и 70% того, что они видят, слышат и делают. Для превращения информации в знание необходим анализ человеком гигантских массивов данных. В современном мире скорость приобретения новых знаний определяет конкурентоспособность фирм и корпораций, по этой причине системы визуализации информации и инструментарии для визуализации данных постоянно развиваются и совершенствуются.

Усложнение производства и систем управления технологическими процессами, удручающая статистика аварийности, огромный промышленный и экологический риск, значительный вес человеческого фактора в числе причин аварий определяют актуальность разработки и внедрения программных комплексов для подготовки и переподготовки технического и рабочего персонала химических, нефте- и газоперерабатывающих производств. Для этого необходима разработка мультимедийных технологий и сценарных моделей представления знаний

предметной области, позволяющих предложить решения для проектирования и создания эффективных тренажерных комплексов и информационно-образовательных ресурсов, обладающих рядом интеллектуальных функций и основанных на моделях поведения и восприятия пользователя. Вышеизложенное решается с помощью тренажера и интерактивных обучающих пособий.

Сегодня тренажерные технологии -это сложные комплексы системы моделирования, компьютерные программы, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений. Применение мультимедиа-технологий и сценарных моделей представления знаний предметной области позволяет предложить решения для проектирования и создания эффективных тренажерных комплексов и информационно-образовательных ресурсов, обладающих рядом интеллектуальных функций и основанных на моделях поведения и восприятия пользователя.

Одной из главных задач, возникающих при проектировании учебных программных комплексов и определяющих впоследствии их эффективность как инструмента познания, является представление учебной информации в виде образов, адекватных объектам реального мира, с учетом индивидуальных особенностей механизмов восприятия обучаемого. Соответственно, основываясь на этих принципах, наиболее важной задачей при проектировании учебных программ следует считать выбор моделей и разработку на их основе программных средств конкретизации образных представлений на тему ограниченного мира задачи и генерацию некоторых индивидуальных фоновых образов для активации механизмов подсознания, повышения пороговых уровней внимания, восприятия и запоминания. Можно однозначно сделать вывод, что разработка компьютерных ситуационных тренажеров и учебных программных комплексов с использованием мультимедиатехноло-гий, позволяющих реализовать практически любые по сложности эксперименты с оборудованием и воспроизвести методики отработки любых нештатных ситуаций, имеет огромную практическую значимость для всех отраслей промышленности с повышенной аварийной опасностью.

Учебные программные комплексы в настоящее время являются доступным и распространенным средством подготовки специалистов различного уровня квалификации. Широкие возможности мультимедиа в сочетании с существенно меньшими затратами по сравнению со стоимостью физических стендов

122)

История и педагогика естествознания

2■2017

делают это направление весьма привлекательным для фирм, связанных с производством и применением сложных технических средств. Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Так, системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности. Эти и ряд других возможностей еще слабо осознаны разработчиками электронных технологий обучения, что не позволяет в полной мере использовать учебный потенциал мультимедиа. Применение мультимедиа не только увеличивает скорость передачи информации, но и повышает уровень ее понимания, способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление.

Одним из перспективнейших продуктов развития современных цифровых технологий является мультимедиаин-струментарий - возможность материализации интереснейшего свойства нашего мозга отображать окружающую действительность. Технологии мультимедиа позволяют собрать воедино различные формы представления учебной информации: текст, музыку, графику, иллюстрации, видео-, аудиоматериалы. Обучение с использованием мультимедийных ресурсов становится реальным средством развития технологии образования. Но, хоть и будучи новой педагогической технологией, такое обучение подчиняется основным законам педагогики, то есть традиционные дидактические принципы образования также являются его основой, но дополняются новыми условиями и критериями учебной среды. Важнейшим дидактическим принципом является принцип научности обучения, требующий закономерной связи между содержанием обучения и достижениями современной науки. Преобразование этого принципа при мультимедиаобуче-нии получает более фундаментальную форму, так как данное обучение ориентировано на выявление глубинных связей между всевозможными процессами окружающего мира. Принцип систематичности и последовательности в обучении позволяет достичь больших результатов: учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно; кроме того, при мультимедиаобучении появляется возможность реализации принципа индивидуализации обучения. Усиление активности и самостоятельности учащегося становится возможным благодаря системе выбора им учебного процесса на всех методологических уровнях: при постановке собственных образователь-

ных задач, выборе формы и скорости обучения.

Принцип наглядности в мультимедийной компьютерной дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Многолетний опыт обучения и психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. В мультимедиаобучении для решения этих целей используется принцип виртуализации образования. Расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств создает в практической педагогической деятельности иллюзию полного решения проблемы техническими средствами во вред содержанию и целям обучения. Чтобы избежать этих негативных тенденций, в мультимедиаобучении и при разработке электронных методических пособий нужно придерживаться принципа системности и соотносить новые технико-педагогические параметры современных средств наглядности с основными структурными компонентами дидактической системы: целями и задачами, содержанием и методами.

Выводы

Возможности в области моделирования производства позволяют на сегодня имитировать ход сложнейших технологических процессов (ТП) за счет использования высокоточных моделей кинетики процессов, богатых библиотек физико-химических свойств, мощных решателей систем дифференциальных и конечных уравнений, описывающих динамику процессов, а также за счет учета разнообразных нарушений хода ТП, работы оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры. Наряду с гибкими системами конфигурации пользовательских интерфейсов и развитыми средствами компьютерного инструктажа это превращает современный компьютерный тренинг операторов ТП в незаменимое средство формирования и закрепления профессиональных навыков, несравнимое со всеми традиционными, включая небезопасные и дорогостоящие тренировки на реальных объектах или их прототипах.

Для решения задач обеспечения безопасной эксплуатации технологических установок и оборудования предприятий, снижения потерь от незапланированных остановок по вине персонала необходимо повышать и постоянно поддерживать уровень подготовки персонала, непосредственно влияющего на ход технологического процесса. Аварии и сбои

вследствие ошибок оператора, по статистике, являются причиной четверти всех крупных аварий в нефтехимии и нефтепереработке. Типовой НПЗ производительностью 10 млн т/год по сырой нефти ежегодно теряет из-за ошибок операторов около 1,1 млн долл.

Большая часть технологических нарушений при эксплуатации нефтегазового оборудования не связана ни со старением оборудования, ни с его конструктивным несовершенством, а вызвана недостатками ведения технологического процесса, недостатками в системе обслуживания материально-технических ресурсов и человеческим фактором. Первой причине в настоящее время уделяется достаточно много внимания, и функции автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) постоянно расширяются. К традиционным функциям АСУ ТП (регулирование, непосредственное, логическое, супервизорное управление и т. д.) добавляются информационные функции: создание промышленных баз данных, информационных Internet/ Intranet-порталов предприятий для обеспечения доступа к данным процесса специалистов различного профиля, статистическое и оптимизационное управление. Все это позволяет осуществлять дальнейшее совершенствование ведения технологического процесса.

Важным аспектом увеличения эффективности производства является повышение квалификации персонала и отработка навыков управления технологическим процессом.

Внедрение систем обучения и тренинга персонала позволяет снижать аварийность на производственных участках и в связи с этим уменьшать простои и затраты на ремонтные работы и выплаты пострадавшим, улучшать качество продукции за счет более жесткого соблюдения параметров технологического процесса обученным персоналом, сокращать численность обслуживающего персонала. В связи с этим обучающая система должна выполнять следующие функции:

- моделирование реального технологического процесса с отображением его в виде мнемосхем, трендов отчетов, соответствующих реальному операторскому интерфейсу, с возможностью ведения основных технологических режимов;

- моделирование аварийных и нештатных ситуаций технологического процесса;

- моделирование неисправностей контроллерного оборудования;

- запись действий обслуживающего персонала и событий в системе.

Мультимедийные пособия могут служить для моделирования изучаемых явлений, технологических процессов, электрических и релейных схем, систем

2■2017

История и педагогика естествознания

23

автоматизации и т. д. Мультимедийная обучающая среда способна воздействовать одновременно на различные органы восприятия учащегося, позволяет обе-

спечить активное овладение материалом. В современном обучении технических специалистов разработка и широкое использование мультимедийных техно-

логий является одним из приоритетных направлений в комплексе мероприятий, ориентированных на повышение качества и эффективности обучения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

I. Абдуллаев А.А., Джавадов А.А., Левин А.А., Набиев И.А Телемеханические комплексы для нефтяной промышленности. М.: Недра, 1982. 198 с. Тетерев И.Г., Шешуков Н.Л., Нанивский Е.М. Управление процессами добычи газа. М.: Недра, 1981. 248 с.

Мовсумзаде А.Э., Рахманкулов Э.Д., Мовсум-заде Н.Ч. Первые этапы становления автоматизации в нефтяном деле // Нефть, газ и бизнес. 2002. № 1. С. 70-72.

Шокин Ю.И., Федотов А.М., Гуськов А.Е. и др. Электронные библиотеки - путь интеграции информационных ресурсов Сибирского отделения РАН // Вестн. Казан. нац. ун-та. 2005. № 2. Спец, выпуск. С. 115-127.

Евгенев Г.Б., Гаврюшин С.С., Грошев А.В. и др. Основы автоматизации технологических процессов и производств: учеб. пособ. В 2 т. / под ред. Г.Б. Евгенева. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015. Т. 1. 441 с.

Прахова М.Ю., Ишинбаев Н.А., Щербинин С.В. Основы автоматизации производственных процессов нефтегазового производства: учеб. пособ. / под ред. М.Ю. Праховой. М.: Академия, 2012. 256 с.

Новосельцев В.И. Системный анализ: современные концепции. Воронеж: Кварта, 2003. 360 с. Зараменских Е.П. Основы бизнес-информатики: моногр. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. 380 с.

Захарова А.А. Методика анализа цифровых моделей нефтегазовых месторождений на основе тематического картирования // Известия ТПУ. Т. 309. № 7. 2006. С. 60-65.

10. Никоненко И.С. По пути прогресса: история развития автоматизации газовой промышленности. М.: Недра, 2010. 176 с.

II. Козлова Ю.Б., Мухаметзянов И.З. Исторические аспекты развития газовой промышленности России // История и педагогика естествознания.

2014. № 1. С. 12-16.

12. Гаричев С.Н., Еремин Н.А. Технология управления в режиме реального времени: учеб. пособ. М.: МФТИ, 2015. Ч. 1. 196 с.

13. Еремин Н.А. Управление разработкой интеллектуальных месторождений: учеб. пособ. М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2011. 200 с.

14. Кудж С.А. Мультимедийные образовательные модели // Управление образованием: теория и практика, 2013. № 4. С. 9-14.

15. Тымченко Е.В. Информационные технологии в формировании образовательных ресурсов // Управление образованием: теория и практика,

2015. № 1. С. 179-187.

16. Шокин Ю.И., Федотов А.М., Барахнин В.Б. Проблемы поиска информации. Новосибирск: Наука, 2010. 220 с.

17. Токарев Д.В., Тетерко Г.Ю., Фадеев К.А. Системные принципы управления промышленной безопасностью предприятий трубопроводного транспорта углеводородов // Нефтегазовое дело. 2016. № 4. С. 138-151.

18. Зайцева О.В. Формирование электронных образовательных ресурсов // Образовательная среда. № 4 (16). С. 21-27.

19. Павлов А.И. Информационные ресурсы в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5. С. 74-78.

20. Бутко Е.Я. Формирование информационных образовательных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии, 2015. № 4 (12). С. 17-23.

21. Бахтадзе Н.Н., Лотоцкий В.А. Современные методы управления производственными процессами // Проблемы управления. Спец. выпуск. 2009. № 3.1. С. 56-63.

22. Заец Р.М., Мовсум-заде М.Э. Использование средств информационных образовательных ресурсов в процессе подготовки специалистов нефтегазового комплекса. СПб.: Недра, 2009. 126 с.

INFORMATION TECHNOLOGY EDUCATIONAL RESOURCES IN THE HISTORY OF SYSTEM ANALYSIS AND THEIR DEVELOPMENT

KHASANOV I.I., Cand. Sci. (Tech.), Associate Prof. of Department of Transport and Storage of Oil and Gas LOGINOVA E.A., Engineer

Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia)

E-mail: ilnur.mt@mail.ru

ABSTRACT

The article analyzes the processes of creation, management and use of information educational resources. It shows the use of multimedia technologies and scenario models of representing the domain knowledge, simulators and interactive textbooks for the simulation of phenomena, technological processes in the process of training specialists and staff.

Keywords: education, information, system analysis, information resources, educational resources, trainers.

REFERENCES

1. Abdullayev A.A., Dzhavadov A.A., Levin A.A., Nabiyev I.A Telemekha-nicheskiye kompleksy dlya neftyanoy promyshlennosti [Telemechanical complexes for the oil industry]. Moscow, Nedra Publ., 1982. 198 p.

2. Teterev I.G., Sheshukov N.L., Nanivskiy Ye.M. Upravleniyeprotsessamidobychigaza [Management of gas production processes]. Moscow, Nedra Publ., 1981. 248 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Movsumzade A.E., Rakhmankulov E.D., Movsumzade N.CH. The first stages in the development of automation in the oil business. Neft', gaz i biznes, 2002, no. 1, pp. 70-72 (In Russian).

Shokin YU. I., Fedotov A. M., Gus'kov A. Ye., Zhizhimov O. L., Stolyarov S. V. Electronic libraries is the way of integration of information resources of the Siberian Branch of the RAS. Vestn. Kazan. nats. un-ta, 2005, no. 2, pp. 115-127 (In Russian).

Yevgenev G.B., Gavryushin S.S., Groshev A.V. Osnovy avtomatizatsii tekhnologicheskikh protsessoviproizvodstv [Fundamentals of automation of technological processes and production]. Moscow, MGTU im. N. E. Baumana Publ., 2015. vol. 1. 441 p.

Prakhova M.YU., Ishinbayev N.A., Shcherbinin S.V. Osnovy avtomatizatsii proizvodstvennykh protsessov neftegazovogo proizvodstva [Fundamentals of automation of production processes of oil and gas production]. Moscow, Akademiya Publ., 2012. 256 p.

Novosel'tsev V.I. Sistemnyy analiz: sovremennyye kontseptsii [System analysis: modern concepts]. Voronezh, Kvarta Publ., 2003. 360 p. Zaramenskikh Ye.P. Osnovybiznes-informatiki [Fundamentals of business informatics]. Novosibirsk, TSRNS Publ., 2014. 380 p.

9. Zakharova A.A. A technique for analyzing digital models of oil and gas fields based on topical mapping. Izvestiya TPU, 2006, vol. 309, no. 7, pp. 60-65 (In Russian).

10. Nikonenko I.S. Po puti progressa: istoriya razvitiya avtomatizatsii gazovoy promyshlennosti [On the path of progress: the history of the development of gas industry automation]. Moscow, Nedra Publ., 2010. 176 p.

11. Kozlova YU.B., Mukhametzyanov I.Z. Historical aspects of the development of the Russian gas industry. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya,

2014, no. 1, pp. 12-16 (In Russian).

12. Garichev S.N., Yeremin N.A. Tekhnologiya upravleniya vrezhime real'nogo vremeni [Management technology in real time]. Moscow, MFTI Publ.,

2015. 196 p.

13. Yeremin N.A. Upravleniye razrabotkoy intellektual'nykh mestorozhdeniy [Management of the development of intellectual deposits]. Moscow, RGU nefti i gaza im. I.M. Gubkina Publ., 2011. 200 p.

14. Kudzh S.A. Multimedia educational models. Upravleniye obrazovaniyem: teoriya ipraktika, 2013, no. 4, pp. 9-14 (In Russian).

15. Tymchenko Ye.V. Information technologies in the formation of educational resources. Upravleniye obrazovaniyem: teoriya i praktika, 2015, no. 1, pp. 179-187 (In Russian).

16. Shokin YU.I., Fedotov A.M., Barakhnin V.B. Problemy poiska informatsii [Problems of information retrieval]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2010. 220 p.

17. Tokarev D.V., Teterko G.YU., Fadeyev K.A. System principles of industrial safety management of pipeline transport enterprises of hydrocarbons. Neftegazovoye delo, 2016, no. 4, pp. 138-151 (In Russian).

18. Zaytseva O.V. Formation of electronic educational resources. Obrazovatel'naya sreda, no. 4 (16), pp. 21-27 (In Russian).

19. Pavlov A.I. Information resources in education. Mezhdunarodnyyzhurnaleksperimental'nogo obrazovaniya, 2014, no. 5, pp. 74-78 (In Russian).

20. Butko Ye.YA. Formation of information educational resources. Obrazovatel'nyye resursy i tekhnologii, 2015, no. 4 (12), pp. 17-23 (In Russian).

21. Bakhtadze N.N., Lototskiy V.A. Modern management methods of production processes. Problemy upravleniya, 2009, no. 3.1, pp. 56-63 (In Russian).

22. Zayets R.M., Movsum-zade M.E. Ispol'zovaniye sredstvinformatsionnykh obrazovatel'nykh resursov vprotsesse podgotovki spetsialistovneftega-zovogo kompleksa [Use of information educational resources in the process of training of oil and gas industry specialists]. St. Petersburg, Nedra Publ., 2009. 126 p.

24)

История и педагогика естествознания

2•2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.