Научная статья на тему 'Информационно-техническое обеспечение информационных технологий'

Информационно-техническое обеспечение информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
5767
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ) ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ALGORITHMS (INTELLIGENT) SOFTWARE / INFORMATION TECHNOLOGY / CONTROL SYSTEM / SOFTWARE / HARDWARE / DESIGN / DESIGN METHODS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Евтеева Елена Викторовна

В статье рассмотрена роль информационного обеспечения в системе управления деятельностью предприятия в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND TECHNICAL SUPPORT OF INFORMATION TECHNOLOGY

The article discusses the role of information support in management activities of the enterprise in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Информационно-техническое обеспечение информационных технологий»

УДК: 658 ББК: 65.290-2

Евтеева Е.В.

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Evteeva E. V.

INFORMATION AND TECHNICAL SUPPORT OF INFORMATION TECHNOLOGY

Ключевые слова: информационные технологии, система управления, программное обеспечение, аппаратное обеспечение, алгоритмическое (интеллектуальное) обеспечение, проектирование, методы проектирования.

Keywords: information technology, control system, software, hardware, algorithms (intelligent) software, design, design methods.

Аннотация: в статье рассмотрена роль информационного обеспечения в системе управления деятельностью предприятия в современных условиях.

Abstract: the article discusses the role of information support in management activities of the enterprise in modern conditions.

Цель исследования. Современные компании применяют информационные технологии для совершенствования методов работы. В результате изменяется организационная структура предприятия, разрабатываются новые организационные взаимосвязи, которые ранее экономически были невозможны. Поэтому

информационные технологии являются весьма перспективной и эффективной сферой для капиталовложений.

Введение

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы системы управления на любых предприятиях, эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения электронным

оборудованием. Особое место занимают компьютеры и другое электронное оборудование, связанное с их использованием как инструмента для делопроизводства и рационализации управленческого труда. Повсеместное применение персональных компьютеров в качестве информационных устройств позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных задач и производственных проектов, уменьшить непроизводственные затраты при их реализации, исключить возможность появления ошибок в подготовке

бухгалтерской, технологической и других видов документации, что дает предприятию прямой экономический эффект. Для эффективного управления необходимо иметь достаточную информацию о положении дел на предприятии, возможность оперативного реагирования на изменение ситуации. Для этого нужно постоянно иметь оперативную и достоверную информацию. Возникает необходимость организовать управление таким образом, чтобы обеспечить быструю и надежную связь между различными служащими в целях четкого и слаженного взаимодействия. Требования,

предъявляемые в настоящее время к системам управления, могут быть удовлетворены только на базе современных средств автоматизации управления и организации информационной технологии. Наиболее эффективной системой информации считается система, основанная на одновременном использовании вычислительной техники и средств автоматизированной обработки данных, объединенных в единую информационную технологию.

Принципиальная схема построения и взаимодействия основных элементов современной информационной системы предприятия приведена на рисунке 1.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (24) 2015

Рисунок 1 - Современная информационная система предприятия

Задача: исследовать использования программного обеспечения ИТ. Решение

Эволюция технического обеспечения, которое включает в себя аппаратные средства, средства коммуникации, программное обеспечение, проходит неравномерно, скачкообразно. Развитие компьютерной техники пока происходит в геометрической прогрессии. Каждые четыре года происходит удвоение

производительности компьютеров.

Техническое обеспечение

автоматизированных информационных

технологий включает средства компьютерной техники, предназначенные для обработки и преобразования информации, средства коммуникационной техники,

обеспечивающие передачу и обмен информацией в рамках системы управления; средства организационной техники, предназначенные для автоматизации труда специалистов по обработке информации.

При выборе технических средств обеспечения АИТ учитывают требования:

- объем обрабатываемой информации, требования к точности, скорости и надежности обработки данных;

- виды решаемых прикладных задач, их количество;

- общее количество пользователей в системе АИТ;

процент активных пользователей по отношению к общему количеству;

распределение пользователей по прикладным задачам;

- объемы прикладного и общесистемного программного обеспечения и др.

ИТ может быть разделена на три компоненты:

1. Аппаратное обеспечение (Hardware). Это физическая структура или логический макет, конфигурация машин, систем и прочего оборудования. Это средства согласования задач производства (товаров и/или услуг) и управления с достижением заданного результата или цели.

2. Программное обеспечение (Software). Оно представляет набор правил, руководящих принципов и алгоритмов, необходимых для функционирования технического оборудования. Сюда также относятся программы, соглашения, стандарты и правила пользования, направленные на координацию отдельных

задач и процесса в целом. Это ноу-хау ИТ/С, так как оно отвечает на вопрос как.

3. Алгоритмическое

(интеллектуальное) обеспечение (Brainware). Оно в зависимости от планируемых результатов и целей должно обосновывать целесообразность использования и развертывания технического и программного обеспечения, а также его конфигурацию в каждом случае. Эта часть отвечает на вопросы что и почему.

Под программным обеспечением информационных систем понимается совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами

вычислительной техники.

В зависимости от функций, выполняемых программным обеспечением, его можно разделить на 2 группы: базовое (системное) программное обеспечение и

прикладное программное обеспечение.

Базовое (системное) ПО организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ. Базовое ПО настолько тесно связано с аппаратными средствами, что его иногда считают частью компьютера.

Прикладное программное обеспечение предназначено для решения конкретных задач пользователя и организации вычислительного процесса информационной системы в целом.

Базовое программное обеспечение. В состав базового (системного) ПО входят:

- операционные системы:

- сервисные программы;

- трансляторы языков программирования;

- программы технического обслуживания.

Базовое (системное) ПО

Рисунок 1- Базовое (системное) программное обеспечение

Рисунок 2 - Прикладное программное обеспечение образом, информационная потребности сотрудников предприятия и

внешней среды.

Подсистемами являются все службы массовой и специальной коммуникации (информации), в том числе подразделения обучения, хранения, распространения и т.д.

Таким

система - многоцелевая и

многофункциональная система

информационно-коммуника-ционного обслуживания, удовлетворяющая

информационные и коммуникационные

1-10, 12 - информационные потоки; 11 - управляющие векторы Рисунок 3 - Принципиальная схема функционирования системы ИКТ

Применяя тот или иной методологический подход (системный, операционный, о бъектно -ориентированный и т.д.), мы строим соответствующую ему модель, на базе которой и ведется создание ИС предприятия.

Все работы по ИТ можно поделить на несколько больших направлений:

- Планирование и управление

- Разработка и внедрение

- Поддержка

Рисунок 4 - Модель предприятия Прежде чем перейти к проектированию (компетенции), которые будут выполняться структуры ИТ, требуется определить самой ИТ. основные направления работ по ИТ

Планирование и управление 1 1 1 Разработка и внедрение 1 1 1 1 Поддержка

Стратегия Планирование развития ИТ 1 1 1 1 Планирование разработки и внедрения 1 1 1 1 | Планирование поддержки ИТ

1 " " Т

Оперативно» управление контроль Оперативное управление и контроль 1 1 1 1 | Оперативное улраелеюте и контроль разработки и внедрения 1 1 1 1 1 Оперативное управление и контроль поддержки ИТ

-4- - _1_

Выполнение Контроль выполнения планов 1 1 1 1 1 Разработка ПО Внедрение ПО Внедре»«е технически« средств 1 1 1 1 Поддержка технических и прогроммных средств

1 1 1 1

Рисунок 5 - Основные группы работ ИТ

Для выбора решений и проектирования структуры ИТ используются различные методы построения, среди которых можно выделить следующие:

- Метод "снизу-вверх".

- Метод "сверху-вниз".

- Принципы "дуализма" и многокомпонентности.

После выбора метода необходимо спланировать комплекс работ по созданию системы в соответствии с типовыми этапами разработки, краткая характеристика которых приведена в таблице 1, а последовательность трансформации бизнес модели в объекты базы данных на рисунке 6.

№ Наименование этапа Основные характеристики

1 Разработка и анализ бизнес-модели Определяются основные задачи ИС, проводится декомпозиция задач по модулям и определяются функции, с помощью которых решаются эти задачи. Описание функций

Таблица 1 - Этапы проектирования ИС и их характеристики

осуществляется на языке производственных (описание процессов предметной области), функциональных (описание форм обрабатываемых документов) и технических требований (аппаратное, программное, лингвистическое обеспечение ИС). Метод решения: Функциональное моделирование. Результат: 1. Концептуальная модель ИС, состоящая из описания предметной области, ресурсов и потоков данных, перечень требований и ограничений к технической реализации ИС. 2. Аппаратно-технический состав создаваемой ИС

2 Формализация бизнес-модели, разработка логической модели бизнес-процессов Разработанная концептуальная модель формализуется, т.е. воплощается в виде логической модели ИС. Метод решения: разработка диаграммы "сущность-связь" (ER (Entity-Reationship) - CASE- диаграммы). Результат: разработанное информационное обеспечение ИС: схемы и структуры данных для всех уровней модульности ИС, документация по логической структуре ИС, сгенерированные скрипты для создания объектов БД Продолжение таблицы 1

3 Выбор лингвистического обеспечения, разработка программного обеспечения АИС Разработка ИС: выбирается лингвистическое обеспечение (среда разработки - инструментарий), проводится разработка программного и методического обеспечения. Разработанная на втором этапе логическая схема воплощается в реальные объекты, при этом логические схемы реализуются в виде объектов базы данных, а функциональные схемы - в пользовательские формы и приложения. Метод решения: разработка программного кода с использованием выбранного инструментария. Результат: работоспособная ИС

4 Тестирование и отладка АИС На данном этапе осуществляется корректировка информационного, аппаратного, программного обеспечения, проводится разработка методического обеспечения (документации разработчика, пользователя) и т.п. Результат: оптимальный состав и эффективное функционирование ИС. Комплект документации: разработчика, администратора, пользователя

5 Эксплуатация и контроль версий Особенность ИС созданных по архитектуре клиент-сервер является их многоуровневость и многомодульность, поэтому при их эксплуатации и развитии на первое место выходят вопросы контроля версий, т.е. добавление новых и развитие старых модулей с выводом из эксплуатации старых. Например, если ежедневный контроль версий не ведется, то, как показала практика, БД ИС за год эксплуатации может насчитывать более 1000 таблиц, из которых эффективно использоваться будет лишь 20-30%. Результат: Наращиваемость и безызбыточный состав гибкой, масштабируемой ИС

| Средства отй1

Рисунок 6 - Последовательность трансформации бизнес-модели в объекты БД

и приложения

Все три компонента взаимозависимы и равнозначны. Они образуют ядро ИТ. Любая информационная технология и система (ИТ) четко идентифицируется по этим составляющим: техническому,

программному и алгоритмическому обеспечению. Существует и четвертый, самый важный аспект ИТ - сеть поддержки ИС, инфраструктура. Это необходимые физические, организационные,

административные и культурные схемы, включая рабочие задания, требуемые навыки, объем работ, стандарты и критерии, стиль, культуру и организационные модели развертывания ИТ. Таким образом, ИТ - это единство аппаратного, программного, алгоритмического обеспечения и сети поддержки, направленное на достижение цели. Если отсутствует хоть один из компонентов или он неадекватен, невозможно получить эффект ИТ, по крайней мере, в сфере бизнеса, что бы ни утверждали по этому поводу специализированные журналы или эксперты.

В бизнесе приходится иметь дело прежде всего с системами. Информационные технологии (ИТ) выделены в отдельную позицию: есть ИТ - ядро (аппаратное, программное и алгоритмическое

обеспечение) и сопутствующая сеть поддержки. Однако информационные технологии не могут существовать сами по себе. Возможности ИТ реализуются только тогда, когда они связаны с другими информационными технологиями,

объединены в сети или системы. Таким

образом, ИТ - это есть сеть, или система технологий. В этом смысле термин «ИТ» означает не только ядро и сеть поддержки, но и слияние различных сетей в более крупные системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Информатика и ИКТ / под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008.

2. Биллиг, В.А. Основы программирования на C#. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Информатика. Базовый курс / под ред. С.В. Симоновича. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 640 с.

4. Информатика: учебник / под общ. ред. А.Н. Данчула. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 528

с.

5. Корнеев, И.К., Ксандопуло, Г.Н., Машурцев, Г.А. Информационные технологии. -М., 2008.

6. Кристофер Эберт. Экскурс в историю программных технологий // Открытые системы. - 2008. - №10.

7. Могилев, А.В., Пак, Н.И., Хеннер, Е.К. Информатика. - М.: ACADEMIA, 1999. - 569

с.

8. Мозговой, М.В. Занимательное программирование. Самоучитель. - СПб.: Питер,

2009.

9. Свердлов, С.З. Языки программирования и методы трансляции: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2007.

10.Степанов, А.Н. Информатика: учебник для вузов. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 684

с.

11. Таненбаум, Э. Современные операционные системы. - СПб.: Питер, 2004. - 1040

с.

12. Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. -М.: БИНОМ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.