Научная статья на тему 'Информационно-сетевые технологии в обучении режиссеров мультимедиа'

Информационно-сетевые технологии в обучении режиссеров мультимедиа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENTS'' INDEPENDENT WORK / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялова А. М.

Настоящая статья посвящена возможностям и перспективам использования электронных средств обучения в вузе. Рассмотрены основные виды электронных образовательных ресурсов и опыт их применения в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK TECHNOLOGIES in the higher education of multimedia specialists

The article focuses on the opportunities and prospects of the use of e-learning technologies in higher education. Main types of electronic educational resources and experience of their use in the University of the Humanities and Social Sciences are considered.

Текст научной работы на тему «Информационно-сетевые технологии в обучении режиссеров мультимедиа»

На мой взгляд, современное экранное произведение в своей основе напоминает мозаику, состоящую из отдельных, очень плотно прилегающих друг к другу частей.

Выбирая конкретный жанр, режиссер экранного произведения сознательно отсекает те жизненные проявления, которые не вписываются в стилистику того или иного жанра [1]. В настоящее время границы жанра несколько сместились и сегодня можно увидеть в одном произведении переплетение элементов самых различных жанров и даже видов. То, что сегодня называют смешиванием жанров, является, по мнению некоторых теоретиков кино, внутренней перестройкой жанров в связи с новыми творческими задачами. Исчезают определенные признаки жанров, точнее, конкретные, традиционные способы реализации жанровых требований. Что касается мультимедийного и телевизионного пространства, то чистые виды, например, телевизионных жанров встречаются крайне редко. И именно эклектика - смешение жанров - является спецификой телевидения сегодня, хотя эклектика определяет отсутствие единства, целостности [2].

Во все времена смешение жанров и стилей считалось дурным тоном. Но на современном этапе, можно утверждать, что это стало практически нормой. Если мы говорим о жанрах на телевидении в чистом виде, то разделяют информационную публицистику, аналитическую публицистику и художественную. (Публицистика (от лат. Publicus - общественный, народный) - род произведений, посвященных актуальным проблемам, событиям текущей жизни.

К жанрам информационной публицистики относят заметку ("сюжет"), выступление, интервью, репортаж; к жанрам аналитической публицистики - беседу, комментарий, корреспонденция, обзор; к жанрам художественной публицистики -зарисовку, очерк, эссе, фельетон, памфлет [3].

Если же говорить о мультимедиа как новом авторском, синтетическом творческом средстве воздействия на человека, то его элементы активно входят в кино и на телевидение, и чаще становятся своеобразными кирпичами для создания более сложных экранных конструкций [4]. Например, телевизионные практики называют передачами, программами, видеоканалами. Один из способов соединения различных, чаще тематически связанных между собой, однако достаточно независимых, автономных - это журнал. Наряду с последним существует телемарафон, а также всевозможные шоу, игры.

Многокомпонентность экранного искусства подразумевает и многокомпонентность стилистического решения. Поэтому главным правилом кино и телевидения является правило единства стиля. Исследователь Чахирьян Г. П. в книге «Изобразительный мир экрана» пишет: «К стилю произведений изобразительных искусств предъявляется одно категорическое требование, а именно единство стиля всех его частей - органическое сочетание характерных для его содержания выразительных средств» [5, 157].

Жанр определяет и стилистику поведения в кадре. Попробуем это аргументировать. Используем параллель жанр-стиль (поведение человека в кадре, его внешний вид), соотнесем эти понятия. В шестидесятые годы каждого журналиста, который работал в кадре, называли «комментатор». Со временем основные «амплуа», в которых журналист появлялся перед телезрителями определились точно. В книге "Телевизионная журналистика" утверждается: «Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила специализации; смешивать их было бы не профессионально» [3, 216]. По мнению авторов книги «Телевизионная журналистика», практика отечественного телеэкрана редко позволяет увидеть «амплуа» в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста «перехода» на другую роль. Скажем, некоторые ведущие московского городского телеканала выполняют попеременно обязанности интервьюера, модератора, не говоря уже о непременном редакторском участии в подборе и компоновке материала. Важно лишь, чтобы каждый миг передачи отвечал законам жанра. Например, интервьюирование не смешивалось с комментированием. Так как некоторые понятия в мультимедиа на сегодня неустойчивые, так и в телевизионном экранном творчестве журналист находится в поиске и экспериментирует в разных амплуа в рамках одной программы.

Подводя итог, можно сказать, что современный продукт экранного творчества (будь то кино-, теле- , мультимедиа искусство) эклектичен и мозаичен.

Литература

1. Муриан В. Жанр, как внутренняя форма фильма // Жанры кино. - М.: Искусство, 1979.

2. Гаврилюк А. П. Жанр в контексте исторического развития телевизионного искусства (на примере телевизионного пространства России и Украины, 1950-2005 гг.) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09/ А. П. Гаврилюк ; науч. рук. Н. Н. Громов; СПб. Гум. ун-т проф., каф. искусствоведения. -СПб., 2006.-175 с. -Б.ц. Специальность 17.00.09 - теория и история искусства.

3. Телевизионная журналистика [Текст] / Под ред. А.Я.Юровского. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 237 с.; 2-е изд., перераб. и доп., 1998. - 288 с.

4. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и творчество / ред. В. Д. Сошников, А.В. Денисов, И.И.Югай - Том. Выпуск 56. -Сер. Новое в гуманитарных науках

5. Чахирьян Г. П. Изобразительный мир экрана. - М.: Искусство, -1977.- 256 с.

References

1. Murian V. Zhanr, kak vnutrennjaja forma fil'ma // Zharny kino, -M.: Iskusstvo, -1979.

2. Gavriljuk A. P. Zhanr v kontekste istoricheskogo razvitija televizionnogo iskusstva (na primere televizionnogo prostranstva Rossii i Ukrainy, 1950-2005 gg.) : dis. ... kand. iskusstvovedenija : 17.00.09/ A. P. Gavriljuk ; nauch. ruk. N. N. Gromov; SPb. Gum. un-t prof., kaf. iskusstvovedenija. -SPb., 2006.-175 s. -B.c. Special'nost' 17.00.09 - teorija i istorija iskusstva.

3. Televizionnaja zhurnalistika [Tekst] / Pod red. A.Ja.Jurovskogo. - M.: Izd-vo MGU, 1994. - 237 s.; 2-e izd., pererab. i dop., 1998. -288 s.

4. Chahir'jan G. P. Izobrazitel'nyj mir jekrana. - M.: Iskusstvo, -1977. - 256 s.

Завьялова А.М.

Кандидат педагогических наук, доцент,

Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РЕЖИССЕРОВ МУЛЬТИМЕДИА

Аннотация

Настоящая статья посвящена возможностям и перспективам использования электронных средств обучения в вузе. Рассмотрены основные виды электронных образовательных ресурсов и опыт их применения в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение, самостоятельная работа студентов.

Zavyalova A.M.

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor,

Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences NETWORK TECHNOLOGIES IN THE HIGHER EDUCATION OF MULTIMEDIA SPECIALISTS

54

Abstract

The article focuses on the opportunities and prospects of the use of e-learning technologies in higher education. Main types of electronic educational resources and experience of their use in the University of the Humanities and Social Sciences are considered.

Keywords: electronic educational resources, distance learning, students' independent work.

Очевидно, что Интернет является неотъемлемой частью нашей цивилизации. Для современного человека он давно стал привычным и удобным спутником жизни. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной, образовательной и другой информации.

В современных условиях широкого внедрения информационно-сетевых технологий в сферу образования, появляется множество программных средств учебного назначения. Существуя в Интернет-пространстве, они представляют собой информационно-интерактивную систему, обеспечивающую пользователю доступ к сведениям по конкретному учебному предмету, курсу, разделу и т.д., а также позволяющую самостоятельно или с помощью педагога освоить данный курс [1]. Такого рода мультимедийные учебно-методические комплексы включают в себя электронный учебник, учебные тренажёры, видеоуроки, базы данных, учебные презентации, электронные тестовые системы и т.д. [2].

Эффективность использования электронных образовательных ресурсов подчеркивается в целом ряде исследований, посвященных данной проблеме (Христочевский С.А., Долинер Л.И., Суховиенко Е.А., Овчинникова К.Р., Соловов А.В., Доррер Г.А., Красильников И.В. и др.) По мнению авторов, основные достоинства электронных учебных материалов заключаются:

- в неограниченных возможностях моделирования и обновления педагогом обучающей среды, а также использования динамичных мультимедиа-компонентов для достижения наибольшей наглядности процесса обучения;

- возможности нелинейной работы с материалом;

- в обеспечении мгновенной обратной связи (интерактивность);

- в повышении мотивации обучающихся и интенсификации обучения;

- в индивидуализации обучения.

В качестве основных видов электронных образовательных ресурсов выделяют:

1. Текстографические. К ним можно отнести электронные учебники, хрестоматии, библиотеки.

2. Аудиовизуальные - презентационные материалы, видеоуроки, видеоконференции

3. Мультимедийные - более сложные модульные виды образовательных ресурсов, включающие в себя не только информационную составляющую, но и практикумы (тренажеры, учебные курсы и т.д.), различные виды промежуточного и итогового контроля.

Все они в совокупности, и каждый в отдельности содержат инструменты для организации полноценно сетевой электронной образовательной среды, способствующей повышению качества образовательного процесса и эффективной организации самостоятельной работы студентов, как в стенах вуза, так и за его пределами (дистанционно).

Однако не стоит забывать и о «живом» диалоге с обучающимися, которое ни в коей мере не должно быть вытеснено электронными средствами обучения [3]. Наоборот, только в совокупности эти методы способны дать положительный импульс процессу образования. При этом педагог перестает быть простым транслятором знаний. Его основная задача - организовать процесс приобретения студентами основных компетенций, знаний, умений и навыков как посредством речевого диалога, формирующего творческое мышление, так и с помощью электронного образовательного контента, призванного осуществлять индивидуальный подход к обучению [4]. Таким образом, электронные образовательные ресурсы должны стать органичным компонентом традиционного учебного процесса, не заменяющим, а дополняющим и расширяющим его возможности, повышая тем самым продуктивность обучения.

Электронные образовательные ресурсы широко используется в процессе обучения режиссеров мультимедиа на кафедре режиссуры мультимедиа Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. В Университете успешно функционирует электронная система поддержки самостоятельной работы студентов (на платформе moodle), где сконцентрирован учебно-методический материал по основным дисциплинам образовательной программы кафедры. Например, весь методический комплекс, представлен по дисциплине «История анимации» [5].

Данный портал он-лайн обучения позволяет в высшей мере эффективно использовать необходимые учебные материалы и осуществлять контроль над их освоением (тестирование). Особенно актуально внедрение виртуальной образовательной среды в условиях дефицита реального учебного времени в процессе подготовки студентов-заочников. Возможность осуществления дистанционного обучения - главное достоинство сетевых электронно-образовательных ресурсов.

Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе способствует:

- эффективной организации самостоятельной работы студентов;

- применению в процессе обучения широкого спектра современных информационно-сетевых технологий (интерактивный диалог, хранение и обработка информации, моделирование обучающих сред и т.д.);

- повышению наглядности обучения за счет использования технологий мультимедиа, виртуальной реальности и др.;

- реализации принципа индивидуального подхода к обучению;

- повышению уровня объективности в оценке приобретенных студентами знаний, умений и навыков;

- более оперативному размещению актуальной информации, соответствующей целям и содержанию образования и обеспечению не менее оперативной обратной связи.

Литература

1. Суховиенко Е.А Электронный учебник: конструирование, обучение, диагностика. Челябинск, 2005.

2. Первушина И.И., Кайгородцева Н.В. Дидактические и методические требования к разработке электронных образовательных

ресурсов. // Омский научный вестник. Вып. № 2-110 / 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-i-metodicheskie-trebovaniya-k-razrabotke-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov

3. Югай И.И. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы с медиа-технологиями // Педагогика искусства. - 2013. - № 4. - С. 389-393.

4. Бородина Т.Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности // Молодой ученый. - 2014. - №13. - С. 241-243.

5. Завьялова А.М., Козлова Н.Н. Некоторые методические аспекты преподавания дисциплины «история анимации» в системе подготовки режиссеров мультимедиа // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 4-3 (23). - С. 100-101.

References

1. Suhovienko E.A Jelektronnyj uchebnik: konstruirovanie, obuchenie, diagnostika. Cheljabinsk, 2005.

2. Pervushina I.I., Kajgorodceva N.V. Didakticheskie i metodicheskie tre-bovanija k razrabotke jelektronnyh obrazovatel'nyh

resursov. // Omskij nauchnyj vestnik. Vyp. № 2-110 / 2012. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostu-pa:

http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-i-metodicheskie-trebovaniya-k-razrabotke-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov

3. Yugay I.I. Problems of vocational training of the high school students for work with media technologies // Art-education - 2013. - №

4. - S. 389-393.

55

4. Borodina T.F. Primenenie jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov v ob-razovatel'nom processe vuza i opredelenie ih jeffektivnosti // Molodoj uchenyj. - 2014. - №13. - S. 241-243.

5. Zavyalova A.M., Kozlova N.N. Some methodological aspects of teaching «The history of animation» as part of a multimedia producers training system // International research journal. - 2014. - № 4-3 (23). - S—101.

Погребная Я.В.

Доктор филологических наук,

Ставропольский государственный педагогический институт ХРОНОТОП РАЯ В ЛИРИКЕ В.В. НАБОКОВА

Аннотация

В статье анализируется эволюция пространственно-временной локализации рая в лирике В.В. Набокова, которая отражает этапы и направление развития типа художественного сознания Набокова, а также концепцию времени и вечности, способов преодоления смерти и обретения бессмертия, складывающуюся в его творчестве.

Ключевые слова: время, вечность, рай, бессмертие, эволюция.

Pogrebnaya Y.V.

Doctor of Philology,

Stavropol State Pedagogical Institute CHRONOTOPE PARADISE IN LYRICS V.V. NABOKOV

Abstract

The article analyzes the evolution of the space-time localization ofparadise in the lyrics VV Nabokov, which reflects the direction of the development stages and type of artistic consciousness Nabokov, as well as the concept of time and eternity, ways of overcoming death and gaining immortality, emerging in his work.

Keywords: time, eternity, paradise , immortality, evolution.

«Потусторонность» определена В.Е. Набоковой как главная тема всего творчества Набокова [9, 348], формы «потусторонности» и способы ее обретения как слагаемые метафизики Набокова выступают предметом исследования в монографии В.Е. Александрова «Набоков и потусторонность» [1]. «Потусторонность» для Набокова синонимична вечности и ее обретение возможно только путем преодоления линейного времени. Выход из линейного времени атрибутируется как метафизический уход героя в мир с иными пространственно-временными характеристиками («Приглашение на казнь», «Пильграм», «Пнин»), но возможна и трансформация линейного времени в пределах этого мира. Обращение времени в форму пространства сообщает для героев Набокова возможность обретения трансцендентного мира, мира вечности, то есть достижения бессмертия. Вечность и время взаимозаменяемы, именно их взаимной обратимостью определяется в онтологии и эстетике В. Набокова возможность медиации категориальной оппозиции «время - вечность». Набоковские герои, меняя миры, сохраняют неизменную связь с прошлыми формами бытия, обретая каждый раз новую вечность в форме того, что было пережито, отмечено и запомнено в ином времени, таким образом, сохраняется статус потусторонности как константы. Принцип «опространствления» времени выступает закономерным продолжением поисков зримой формы времени и способов придания времени оптичности, именно пространственность сообщает неуловимому времени предметную, конкретную сущность.

В онтологии и эстетике В. Набокова антагонизм времени и вечности реализуется в двояком осознании вечности: во-первых, как бытия запредельного, а во-вторых, как бытия параллельного земной жизни, с которым можно соприкоснуться пребывая в мире «единовременных явлений». При этом обретение вечности означает обретение бессмертия, которое, исходя из двойственности осознания вечности, может ощущаться и в пределах времени линейного, земного бытия. Я. Э. Голосовкер указывал, что именно концепция бессмертия сообщает одухотворенность и длительность культуре: «Утрата идеи бессмертия - признак падения и смерти культуры» [2,125]. В лекции «Искусство литературы и здравый смысл» Набоков подчеркивает, что для творческого (т.е. иррационального, сугубо оригинального) сознания множественность миров и соответствующих им метаморфоз индивида существует априори: «Мысль, что жизнь человека есть не более чем первый выпуск серийной души и что тайна индивида не пропадает с его физическим разложением в земле, становится чем-то большим, нежели оптимистическим предположением, и даже большим, нежели религиозная вера, если мы будем помнить, что один лишь здравый смысл исключает возможность бессмертия»[4]. Одно из поздних стихотворений (1953) Набокова открывается утверждением:

Минуты есть: «Не может быть, - бормочешь, -не может быть, не может быть, что нет чего-то за пределом этой ночи», и знаков ждешь, и требуешь примет [8,428].

Автобиографический роман «Другие берега» В.В. Набоков начинает с определения понятия времени, применительно к конкретной человеческой жизни. Земное время, независимо от его формы, В. Набоков определяет как «глухую стену», «круглую крепость», окружающую жизнь, как непреодолимую преграду на пути к вечности, раскинувшейся по обе стороны земного бытия. Земная жизнь представляется Набоковым как «только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями», причем «разницы в их черноте нет никакой»[6,т.2,135-136]. В стихотворении «Я думаю о ней, о девочке, о дальней...» (1971-1922) Набоков обращается к той же метафоре - стены, семантизирующей в предметном образе идею разделения или преграды между одним качественным состоянием бытия и иным, между временем и вечностью: «О Боже! Я готов за вечными стенами неисчислимые страдания восприять»[8,164]. Переход из времени в вечность в лирике В. Набокова репрезентируется через метафору открываемой двери. В стихотворении «Ю. Р.» (1919) читаем: «Дверь черную в последний час // мы распахнем легко и смело»[8,56]. Ту же метафору находим в стихотворении «О, как ты рвешься в путь крылатый» (1923): «Смерть громыхнет тугим засовом // и в вечность выпустит тебя»[8,344]. В стихотворении «Новый год» (1919) двенадцать месяцев уходящего года изображаются через метафору закрывающихся дверей: «И звонко в тишине холодной // захлопнулись поочередно // двенадцать маленьких дверей.. ,»[8,55].

Вечность наступает, таким образом, когда завершается земное время, измеряющее материально наличное, физическое бытие-в-мире. Это традиционное соотношение времени и вечности как взаимоисключающих, не существующих синхронически феноменов воплощается в лирике В. Набокова в парадигме концептуального понятия, синонимичного вечности - загробного бытия в раю. В инициальной строке раннего стихотворения «В раю» (1920) звучит приветствие: «Здравствуй, смерть!»[8,131]. В стихотворении «Гекзаметры» (1923), посвященном В.Д. Набокову, смерть воссоздается через метафору пробуждения: «Смерть - это утренний луч, пробужденье весеннее»[8,336]. Семантический объем понятия смерть, таким образом, охватывает противоположные категории конца и начала, смерть выступает завершением одной формы бытия и одновременно началом другой, не воплощаемой в земном теле и не измеряемой земным временем. Поэтому смерть, обретая семантический статус начала, изображается через строй метафор: весеннее пробуждение, утренний луч, интегрированных семантическим признаком начала: утро открывает земной день, наступление весны знаменует пробужденье природы. Переход за границы земного бытия означает открытие истины, сокровенной тайны индивида. В стихотворении «Смерть» (1924) выход за земные пределы вновь атрибутируется признаками пробуждения: «И

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.