Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Е.С., Бершедова Л.И.

В статье рассматривается проблема информационно-психологической безопасности подростков на основе системно-психологического анализа, предполагающего определение не только сущностных характеристик феномена информационно-психологической безопасности, но и психологических механизмов его развития. Информационно-психологическая безопасность (ИПБ) определяется как психологическая характеристика личности, призванная обеспечить защищенность подростков в информационной среде. Содержательные особенности ИПБ детей выводятся исходя из понимания угроз информационных воздействий, их механизмов и последствий негативного влияния, внешних и внутренн их факторов опасности. В качестве внешних факторов выделяются манипулятивные воздействия на личность подростка, его сознание и эмоционально-волевую сферу, источники иллюзорной реальности, ресурсы, пропагандирующие жестокость и насилие, кибербуллинг. Внутренние источники опасности анализируются в контексте индивидуально-личностных характеристик и особенностей само сознания подростков. К особой группе риска отнесены подростки с признаками неблагополучия в межличностных отношениях и общении. На основе этих данных ИПБ определяется как системно организованное образование, отражающее совокупность трех компонентов - объектного, субъектного, интерсубъектного, - взаимодействие и согласованность которых определяет меру защищенности детей от негативных воздействий информационной среды. В материалах статьи освещается вопрос о психологических механизмах развития, которые позволяют инициировать повышение защитных функций информационно-психологической безопасности подростков. Структурно-функциональная система психологических механизмов отражает основные проблемы развития информационно-психологической безопасности подростков и построена с учетом активизации механизмов всех уровней - универсальных, обобщенных и конкретно действующих в определенной ситуации. Выбор психологических механизмов осуществлялся на основе возрастных особенностей подростков и тех проблем, которые препятствуют их эффективной защите от негативных информационных воздействий. В заключительной части статьи представлена концептуальная модель развития информационно-психологической безопасности подростков, универсальность которой позволяет в схематической форме воспроизвести процесс формирования информационно-психологической безопасности подростков в совокупности функционально взаимосвязанных компонентов и механизмов их развития как целостной системы.In the article the problem of information and psychological security for adolescents is considered on the basis of a system-psychological analysis that assumes the definition of not only the essential characteristics of the phenomenon of information-and-psychological security, but also the psychological mechanisms of its development. Information and psychological security is defined as a psychological characteristic of the individual, designed to ensure the security of adolescents in the information environment. The content characteristics of the child’s IPI are derived from an understanding of the threats to information impacts, their mechanisms and the consequences of negative impacts, external and internal hazards. As external, manipulative effects on the adolescent’s personality, his consciousness and emotional-volitional sphere, sources of “illusory reality”, resources propagating cruelty and violence, cyberbullying are singled out. Internal sources of danger are analyzed in the context of individual and personal characteristics and characteristics of adolescents’ self-awareness. To a special group of risk are adolescents with signs of trouble in interpersonal relationships and communication. On the basis of these data, the IPS is defined as a systemically organized entity that reflects the aggregate of three components - object, subject, intersubject, whose interaction and coherence determines the measure of the protection of children from the negative influences of the information environment. The materials of the article cover the issue of psychological mechanisms of development, which allow initiating an increase in the protective functions of information and psychological safety of adolescents. The structural and functional system of psychological mechanisms reflects the main problems of the deve lopment of information and psychological safety for adolescents and is constructed taking into account the activation of mechanisms at all levels - universal, generalized and specifically acting in a particular situation. The choice of psychological mechanisms was carried out on the basis of age characteristics of adolescents and those problems that hinder their effective protection from negative information impacts. The final part of the article presents a conceptual model of the development of information and psychological safety for adolescents, whose versatility allows in a schematic form to reproduce the process of formation of information and psychological safety of adolescents in the aggregate of functionally interrelated components and mechanisms of their development as an integrated system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова Е.С., Бершедова Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Психологические исследования

УДК 159.99

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Е. С. Романова, Л. И. Бершедова, МГПУ, Москва

В статье рассматривается проблема информационно-психологической безопасности подростков на основе системно-психологического анализа, предполагающего определение не только сущностных характеристик феномена информационно-психологической безопасности, но и психологических механизмов его развития. Информационно-психологическая безопасность (ИПБ) определяется как психологическая характеристика личности, призванная обеспечить защищенность подростков в информационной среде. Содержательные особенности ИПБ детей выводятся исходя из понимания угроз информационных воздействий, их механизмов и последствий негативного влияния, внешних и внутренних факторов опасности. В качестве внешних факторов выделяются манипулятивные воздействия на личность подростка, его сознание и эмоционально-волевую сферу, источники иллюзорной реальности, ресурсы, пропагандирующие жестокость и насилие, кибербуллинг Внутренние источники опасности анализируются в контексте индивидуально-личностных характеристик и особенностей самосознания подростков. К особой группе риска отнесены подростки с признаками неблагополучия в межличностных отношениях и общении. На основе этих данных ИПБ определяется как системно организованное образование, отражающее совокупность трех компонентов — объектного, субъектного, интерсубъектного, — взаимодействие и согласованность которых определяет меру защищенности детей от негативных воздействий информационной среды.

В материалах статьи освещается вопрос о психологических механизмах развития, которые позволяют инициировать повышение защитных функций информационно-психологической безопасности подростков. Структурно-функциональная система психологических механизмов отражает основные проблемы развития информационно-психологической безопасности подростков и построена с учетом активизации механизмов всех уровней — универсальных, обобщенных и конкретно действующих в определенной ситуации. Выбор психологических механизмов осуществлялся на основе возрастных особенностей подростков и тех проблем, которые препятствуют их эффективной защите от негативных информационных воздействий.

В заключительной части статьи представлена концептуальная модель развития информационно-психологической безопасности подростков, универсальность которой позволяет в схематической форме воспроизвести процесс формирования информационно-психологической безопасности подростков в совокупности функционально взаимосвязанных компонентов и механизмов их развития как целостной системы.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность; психологические механизмы развития; концептуальная модель информационно-психологической безопасности.

Для цитаты: Романова Е. С., Бершедова Л. И. Информационно-психологическая безопасность подростков: системно-психологический анализ // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 26-38.

Введение

Информационно-психологическая безопасность (ИПБ) подростков является одной из наиболее актуальных проблем современной науки и психолого-педагогической практики. Особая

© Романова Е. С., Бершедова Л. И., 2018

незащищенность детей этого возраста, их сен-зитивность по отношению к информационному пространству обусловлена не только качественным своеобразием процессов их психофизиологического и личностного развития, но и спецификой информационных воздействий, которые

в большинстве своем имеют неконтролируемый характер. В многочисленных научных исследованиях установлено, что в более широком понимании современное информационное пространство становится одной из ведущих форм социализации детей, что приводит к кардинальному изменению их социальной ситуации развития, снижению значимости традиционных институтов социализации — семьи и школы. Большую опасность представляют сайты, нацеленные на изменение психических состояний, сознания и личности детей, пропагандирующие насилие, жестокость, агрессию, террор, отвержение социальных норм и ценностей. Следствием взаимодействия подростков с этими ресурсами становятся различные формы аддик-тивного поведения, нарушение социально-психологической адаптации, снижение учебной мотивации, виктимизация, фрустрированность, серьезные проблемы с психологическим, психическим и физическим здоровьем. В отдельных трагических случаях это прямая угроза жизни подростка.

Стремительное развитие возможностей информационных средств, расширение технологий, многообразие способов и методов влияния на детей инициирует создание и развитие системно организованной структуры защиты, способной противостоять самым разнообразным негативным воздействиям. В такой постановке первостепенное значение приобретают вопросы определения содержательной сущности информационно-психологической безопасности подростков, психологических механизмов ее развития и создания психолого-педагогического сопровождения этих процессов.

Информационно-психологическая безопасность подростков как социально-психологический феномен

Понятие «информационно-психологическая безопасность» состоит из трех смысло-образующих элементов: безопасность, психологическая и информационная безопасность, которые и определяют его сущностные характеристики. Традиционно безопасность трактуется как отсутствие опасности со стороны внешних по отношению к человеку условий.

Ограниченность такого понимания феномена безопасности преодолевается в современных научных исследованиях, где смысловая интерпретация этого понятия включает не только безопасность бытия, но и безопасность человека. Это означает, что среда и человек в понимании безопасности неотделимы. Безопасность человека детерминирована субъективными и объективными факторами, включает в себя как психологические, так и физические аспекты. Важную роль в обеспечении безопасности играет общество. Основой безопасности выступает наличие определенного баланса между угрозами внешней среды и способностью человека к их преодолению. С этих позиций именно человек, его система взглядов и отношений со средой, индивидуально-психологические особенности, чувства, состояния и переживания рассматриваются как некий потенциал обеспечения безопасности. Психологический контекст безопасности является, таким образом, центральным в понимании этой сложной многомерной проблемы [2].

Безопасность как социально-психологический феномен рассматривается, с одной стороны, с учетом разнообразных средовых угроз, имеющих психологически атрибутивный характер и воздействующих на человека, с другой стороны, в личностном аспекте, отражающем психологические характеристики защищенности человека в разных жизненных ситуациях. При этом безопасность личности подразумевает отношения человека со средой, его индивидуальные ресурсные возможности, определяющие готовность противостоять опасностям разного характера. Информационно-психологическая безопасность выступает одной из форм безопасности психологической.

В последнее десятилетие проведено большое число исследований, посвященных этой теме, где представлен широкий спектр подходов и определений информационно-психологической безопасности человека как социально-психологического феномена [1; 3; 4; 10]. Понятие «информационно-психологическая безопасность» анализируется в контексте проблем информационных угроз и опасностей, целевых функций информации как специфического средства воздействия, особенностей воздействий и их негативных последствий

для человека, внешних и внутренних факторов, возрастных характеристик взаимодействия с Интернетом, способов психологической защиты от его негативного влияния. Функциональным назначением информационно-психологической безопасности выступает сохранение целостности личности и создание условий ее развития в информационной среде.

Содержательные характеристики информационно-психологической безопасности обусловлены характером информационных воздействий на психику человека и готовностью личности противодействовать им с опорой на различные способы и средства психологической защиты. Понимание угроз информационных воздействий, их механизмов и последствий негативного влияния на человека, выводит нас на определение внешних и внутренних факторов информационно-психологической безопасности подростков.

В качестве внешних (особенно опасных для подростков) факторов выступают, прежде всего, манипулятивные воздействия на личность (группу), ее сознание и эмоционально-волевую сферу с целью побуждения субъекта к действиям в ущерб собственным интересам. Такого рода воздействия выступают способом изменения поведения и психических характеристик детей [5; 6; 8]. Не менее опасными выступают источники иллюзорной реальности, действия людей, преследующих свои цели, а также действия различных объединений и группировок, использующих средства психологического воздействия, что выступает потенциальным источником угроз для личности. Вызывают тревогу такие ресурсы, как кибербуллинг и кибертер-рор, кибермошенничество, порносайты, сайты азартных игр, о насилии, алкоголе и наркотиках. Их контент направлен на пропаганду насилия и жестокости, агрессии и ненависти, отвержение социальных норм и ценностей. Следствием взаимодействия подростков с этими ресурсами становятся различные формы аддиктивного поведения, которые выражаются в нарушениях сна, отсутствии интереса к реальному миру, снижении учебной мотивации, нарушении адаптации, построении деструктивного образа мира и т. п. [13; 14; 18; 21]. Более частными проявлениями неблагополучия являются

повышение агрессивности, поведенческие нарушения, виктимизация, тревожность и фрустри-рованность, нарушения ценностно-смысловой системы [4; 15-17].

Внутренние факторы опасности «заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида» [5: с. 51]. В качестве таких факторов риска выступают определенные личностные характеристики и индивидуальные особенности самосознания подростков, порождающие неуверенность в себе, застенчивость, неспособность к самовыражению, отсутствие увлечений и интереса к разным видам досуговой и учебной деятельности [2; 18; 20; 21]. Спровоцированная этими качествами психологическая зависимость от информационного пространства оказывает в целом негативное влияние на процессы психического и личностного развития детей.

Уязвимыми по отношению к негативным воздействиям информационной среды являются подростки с признаками неблагополучия в межличностных отношениях и общении, имеющие определенные проблемы в учебной деятельности, отсутствие доверительных отношений в семье [12; 16; 17; 19]. К особой группе риска относятся подростки, переживающие насилие, отвержение, терроризирование, изоляцию, эксплуатацию, игнорирование, страх в отношениях с учителями, несправедливость, школьный буллинг, виктимизацию. Характер ущерба для таких подростков может проявляться в дезориентации, потере индивидуальной уникальности, духовной деградации, разрушении субъектности и личностной определенности.

Представленные данные свидетельствуют о том, что содержательно информационно-психологическая безопасность подростков приобретает специфические характеристики и может рассматриваться как системно организованное образование, отражающее совокупность трех компонентов — объектного, субъектного, интерсубъектного, — взаимодействие и согласованность которых определяет меру защищенности детей от негативных воздействий информационной среды.

Объектный компонент — это характеристики внешних по отношению к детям

воздействий информации, представляющие для них наибольшую опасность и угрозу. Манипулятивный характер этих воздействий, использование разнообразных средств, способов внушения и подавления личностной активности ставит вопрос о формировании у подростков особой установки готовности действовать в таких ситуациях определенным, заранее отработанным образом. Мера безопасности детей как объектов информационной угрозы в данном случае определяется наличием конкретных знаний об опасностях интернет-среды, особенностях ее воздействия на личность и его последствиях. Готовность детей к противодействию связана с формированием интенциональной направленности, в основе которой, с одной стороны, умение распознавания, оценки, понимания и осмысливания вредоносных воздействий, с другой стороны, навыки мгновенного ситуативного реагирования, связанные с применением определенных механизмов защиты. Формирование такой готовности как средства защиты предполагает расширение перцептивных, когнитивных, мотивационных, эмоционально-волевых, рефлексивных ресурсов детей.

Субъектный компонент включает факторы индивидуальной внутренней защищенности подростка как субъекта информационно-психологической безопасности и отражает особенности его отношений к себе, людям, миру, признанными важнейшими в понимании личности. В развернутом виде эти отношения накладывают отпечаток на все психические процессы, состояния, свойства и выражают субъективное пространство подростка, в котором избирательно и пристрастно презентируется окружающий его мир. Ценностно-смысловая основа и активно деятельная направленность отношений выступает гарантом психологической защиты, механизмом фильтрации разного рода информационных воздействий. Однако в силу переходного состояния подростка система его отношений неустойчива и противоречива, что порождает для него определенные проблемы во взаимодействии с информационным пространством. Это проявляется в приоритетном выборе определенной группой детей компьютерных игр, кибербуллинге, посещении сайтов,

демонстрирующих насилие, жестокость, отрицание социальных норм и ценностей. Причины подобных интересов и поведения детей находятся в их внутреннем мире, качественном своеобразии их субъективных отношений, модальность, сознательность, устойчивость, интенсивность, доминантность, ценностная основа которых задают меру активности подростков в информационной среде.

Интерсубъектный компонент отражает особенности взаимодействия подростка с окружающей его социальной средой. Психологическое благополучие детей в школе, группе сверстников, семье определяет наличие у него коллективного субъекта защиты, способного оказать срочную и своевременную помощь и поддержку в любых ситуациях информационного взаимодействия. Понимание содержательных процессов социализации детей в различных социальных структурах является основой создания психологически комфортной, культуросообразной, здоровье-сберегающей и безопасной среды. Такая среда актуализирует психологические механизмы позитивного развития личности подростков, межличностных и межгрупповых отношений, которые создают особую атмосферу сотворчества, сотрудничества, познавательной активности, положительного мировосприятия эмоционального благополучия и психологической безопасности, что в целом меняет траектории и содержание взаимодействия подростков с информационным пространством.

Информационно-психологическая безопасность подростков как системно-структурированное психологическое образование может характеризоваться разной степенью развития и интеграции ее компонентов. При этом каждый из компонентов функционально ответственен за определенное содержание процесса формирования информационно-психологической безопасности как средства защиты детей от негативных воздействий информационного пространства. В связи с этим возникает вопрос о психологических механизмах развития, которые позволяют инициировать повышение защитных функций информационно-психологической безопасности подростков как в целом, так и на уровне каждого из выделенных компонентов.

Психологические механизмы развития информационно-психологической безопасности подростков

Психологические механизмы изучаются в контексте проблем активности как средства ее осуществления и регуляции. Большинство исследователей подчеркивают, что психологические механизмы отражают процесс личностного развития человека, ибо объясняют конкретные процессы преобразования объектов развития. Особого рода отражение в психологических механизмах различных компонентов психической системной организации, определяющей поведение и деятельность человека, позволяет говорить о целостной психологической системе механизмов, которая обеспечивает (в постоянном режиме или ситуативно) выполнение развивающих, формирующих и регулятивных функций. Разная степень обобщенности и неоднородности механизмов, их специфическая организация позволяет выделить, по определению психологов, три уровня функционирования:

- механизмы, способные обеспечивать активность поведения в конкретной ситуации;

- более обобщенные механизмы, определяющие активность поведения в самых разнообразных условиях и ситуациях;

- механизмы, имеющие статус всеобщего, функционирующие в широком спектре жизненных ситуаций. Такие механизмы являются «исходными, генерализованными, так как их универсальность и высокая обобщенность позволяют объяснить многие психологические явления» [9: с. 16]. Функционирование механизмов как единой взаимосвязанной системы повышает их эффективность. Построение такой системы психологических механизмов предполагает учет следующих моментов:

- концептуальной основой системной организации психологических механизмов является структура регуляции;

- психологический механизм может быть включен в более общий психологический механизм и включать в себя другие. Это означает, что в разной мере все механизмы включают особенности механизма интериоризации как механизма механизмов, ибо как генетически исходный и базовый он задает основы понимания функционирования других;

- степень активизации различных механизмов для обеспечения регулирующих и формирующих функций обусловлена характером ситуации, индивидуально-психологическими особенностями человека и его деятельности.

На базе этих позиций была разработана структурно-функциональная система психологических механизмов, отражающая основные проблемы развития информационно-психологической безопасности подростков. Система построена с учетом активизации механизмов всех уровней — универсальных, обобщенных, конкретно действующих в определенной ситуации. Выбор психологических механизмов осуществлялся на основе возрастных особенностей подростков и тех проблем, которые препятствуют их эффективной защите от негативных информационных воздействий (рис. 1).

Ведущими универсальными психологическими механизмами развития в подростковом возрасте являются социализация, идентификация, интернализация, индивидуализация и интериоризация, экстериоризация. Социализация подростков рассматривается как важнейший механизм его социокультурного развития, в рамках которого происходит включение детей в систему общественных отношений, присвоение нравственно-моральных, культурных, социальных норм и ценностей, усвоение социальных ролей, формирование мировоззрения. Доминирующими институтами социализации выступают школа и семья.

В подростковом возрасте не следует умалять влияние на процесс социализации подростковой группы, друзей и сверстников, нормы, идеалы и ценности которых могут стать для ребенка более значимыми. Широкая приобщенность подростков к информационному пространству ставит проблему их социализации и в условиях этой среды. Особое значение в рамках процесса социализации отводится механизму идентификации, в основе которого находится выбор (осознанный или неосознанный, вынужденный или добровольный) подростком социальных эталонов и ориентиров. Идентификация означает отождествление подростком себя на основе сильной эмоциональной связи с определенной группой или человеком и принятие их норм, смыслов, ценностей как собственных.

Рис. 1. Структурно-функциональная система психологических механизмов развития информационно-психологической безопасности подростков

Освоение и принятие ценностей в процессе социализации осуществляется с помощью механизма интернализации, который предполагает сознательное восприятие ценностей окружающей среды, активное воспроизводство их в поведении и деятельности, а также принятие на себя ответственности.

Характерная для подросткового возраста взаимосвязь процессов социализации с процессами индивидуализации обусловлена становлением в этот период субъектности детей, отражающей интранаправленную активность, обращенность к себе, углубление внутреннего мира. Результатом взаимодействия процессов социализации и индивидуализации выступают жизненные цели, стратегии, ценности, смыслы. Интериоризация как «механизм механизмов» реализует процесс субъекти-визации общекультурных норм и ценностей в высшие психические функции личности,

личные убеждения и взгляды и выступает психологическим механизмом формирования смысловой сферы подростка. Как осознанный процесс интериоризация связана с выбором тех ценностей и смыслов, которые удовлетворяют потребности человека. В этом процессе важную роль играют как эмоциональные и когнитивные аспекты, так и волевые компоненты.

В качестве обобщенных психологических механизмов выступают механизмы развития личности и субъектности подростков, саморегуляции, общения и деятельности, в совокупности обеспечивающие новый уровень развития личности, ее саморегулятивной системы, повышение активности в общении и деятельности. В каждой из этих групп функционируют достаточно конкретные и однородные механизмы, актуализуемые ситуацией и индивидуально-психологическими характеристиками подростка. Личностные механизмы

развития обеспечивают формирование качеств и свойств личности и представляют собой совокупность социальных, психологических и психических условий. Механизмы развития субъектности определяют становление таких характеристик, как активность, свобода выбора, самостоятельность, ответственность, способы саморазвития, самоорганизации и саморегуляции личности. Повышение активности подростков в общении и деятельности связано с формированием гуманных, психологически комфортных отношений в образовательном пространстве школы, семьи, подростковой группе. Благополучие детей в этой сфере — один из основных факторов информационно-психологической безопасности подростков. Деятельностные механизмы выявляются на основе определения факторов, влияющих на успешность, активность, результативность деятельности и способов ее выполнения.

Центральными в структурно-функциональной системе психологических механизмов развития являются механизмы саморегуляции, становление которых приходится на подростковый возраст [7; 11]. Сложная система осознанной саморегуляции выступает средством реализации произвольной активности, мобилизации психологических ресурсов на достижение результатов в деятельности и выстраивается в последовательной логике функционирования конкретных процессов, связанных с планированием, выбором действий, оценивания и коррекции. У подростков саморегулятивные механизмы способствуют преодолению трудных ситуаций, регуляции психических состояний, независимости поведения, принятию самостоятельных решений, формированию эмоциональной и психологической устойчивости, организации деятельности, продуктивности произвольной активности. Саморегуляция является средством управления в эмоциональной сфере, деятельности, в социальных и межличностных отношениях и выступает как внутренний механизм активизации субъектности подростка и становления его самосознания.

Системное оформление представленной модели психологических механизмов обеспечивает ее полифункциональность, когда изменения в одном элементе приводят к актуализации других, что в итоге преобразует

систему в целом. На конкретном уровне система открыта для дополнений в соответствии с особенностями индивидуальной истории взаимодействия с информационным пространством ребенка или подростковой группы.

Несмотря на высокую, даже в теоретическом плане, сложность данной проблемы, мы стремились отразить идеализированно интегральный характер функционирования психологических механизмов развития как основы формирования информационно-психологической безопасности подростков, полноценно обеспечивающей защищенность детей от негативного влияния информационного пространства. Эффективность этого процесса в практике работы с подростками обусловлена целенаправленной реализацией специально организованной комплексной социально-педагогической и психологической деятельности, активизирующей психологические механизмы развития в соответствии со структурным оформлением информационно-психологической безопасности подростков и специфической проблемностью каждого из ее компонентов.

Концептуальная модель развития

информационно-психологической безопасности подростков

В основу концептуальной модели заложено исходное понимание информационно-психологической безопасности как средства защиты подростков от негативного влияния информационного пространства и психологических механизмов развития как инструментов ее формирования. Универсальность модели позволяет в схематической форме воспроизвести процесс формирования информационно-психологической безопасности подростков в совокупности функционально взаимосвязанных компонентов и механизмов их развития как целостной системы.

В построении концептуальной модели развития у подростков ИПБ мы опирались на определенные методологические подходы, выступающие средствами преобразования и познания объективной реальности

и отражающие направленность и алгоритм научного исследования.

Системный подход реализует представление об информационно-психологической безопасности подростков и механизмах ее развития как системе, источник преобразования которой заложен в ней самой. Такой подход позволяет рассматривать информационно-психологическую безопасность подростков в совокупности ее компонентов, многообразии свойств и разносторонности связей, т. е. система выступает как дифференцированное целое. Рассмотрение информационно-психологической безопасности подростков в качестве элемента макросистемы позволяет понять особенности ее формирования и развития в социальной, образовательной среде и информационном пространстве. Это значит, что исследование информационно-психологической безопасности неотделимо от изучения условий ее функционирования и множественности тех отношений, в которых она проявляется. Сложное строение информационно-психологической безопасности подростков предполагает системное строение психологических механизмов развития как ее детерминант.

Процессуально-динамический подход отражает разные формы функционирования информационно-психологической безопасности подростков во времени и раскрывает психологические механизмы ее осуществления. В этом контексте механизмы развития в структуре информационно-психологической безопасности подростков можно представить как функциональные способы ее преобразования, в результате которых повышается уровень организованности и эффективности ее функционирования в разных видах деятельности и сферах взаимодействия. Процессуальный подход углубляет понимание психологических механизмов развития, реализующих преобразование информационно-психологической безопасности на всех ее уровнях — объектном, субъектном, интерсубъектном, и в системе взаимодействия подростков с информационным пространством.

Деятельностный подход реализует понимание формирования информационно-психологической безопасности подростков в процессе

деятельности, выступающей первопричиной ее структурных, функциональных, динамических качественных преобразований. Деятельностный подход дает возможность обогащать технологическое содержание педагогической работы, структурировать и организовывать активные формы реализации деятельности подростков, расширять мотивационно-побудительную сферу их личности, способствовать формированию ценностей. Основное значение в рамках данного подхода отводится ведущей — общественно полезной деятельности детей, открывающей для них новые сферы общественной жизни и социальные связи, личные индивидуальные отношения с людьми. Наполненная личностной значимостью для подростка, ведущая деятельность обусловливает интеграцию всех свойств и качеств его личности, которые выражают его отношение к себе, людям, миру.

Личностный подход центрируется на личности подростка, процессах ее становления. Личностная направленность исследования связана с пониманием личности как совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. С этих позиций личность подростка рассматривается в контексте выделения тех качеств и свойств, которые в совокупности определяют защищенность подростка в информационном пространстве и определяют его психологическую безопасность.

Субъектный подход определяет отношение к подростку как к субъекту информационно-психологической безопасности, реализующему конкретную защиту через координацию выбора целей и собственных индивидуальных ресурсов. Развитие подростка в этом качестве ориентирует психолого-педагогическую работу на инициацию различных форм внешней и внутренней активности, регулирующей субъектное отношение подростка к себе, людям, миру.

Концептуальная модель развития информационно-психологической безопасности подростков включает следующие блоки: целевой, содержательный, технологический, критериально-диагностический.

Целевой блок отражает цель исследования — формирование информационно-психологической безопасности подростков как средства защиты от негативных воздействий информационного пространства. Мы исходили

из понимания информационно-психологической безопасности как интегрального, системно организованного психологического образования, полноценное функционирование которого определяет защиту подростков от многообразных форм, способов, средств негативного влияния информационной среды. Формирование информационно-психологической безопасности подростков обусловлено целенаправленной реализацией специально организованной комплексной социально-педагогической и психологической деятельности, активизирующей психологические механизмы развития в соответствии с психологическим содержанием ИПБ. Субъектами модели выступают подросток как активный субъект информационно-психологической безопасности; учителя, родители — субъекты коллективной безопасности подростка как организаторы процесса формирования информационно-психологической безопасности детей и создания психологически комфортной и безопасной среды для ребенка на уровне школы, подростковой группы и семьи. Формирование ИПБ детей реализуется в условиях построения субъект-субъектных отношений в диадах «подросток - учитель», «подросток - родитель», «подросток - сверстник». Объектом формирования выступают проблемные зоны в психологическом содержании информационно-психологической безопасности.

Содержательный блок отражает психологическое наполнение ИПБ подростков и систему психологических механизмов, активация которых в рамках процессов социализации и индивидуализации обеспечивает формирование полноценно функционирующей ИПБ.

Структурное оформление ИПБ включает совокупность трех компонентов — объектного, субъектного, интерсубъектного, — взаимодействие и согласованность которых определяет меру защищенности подростков от негативных воздействий информационной среды. Объектный компонент — это характеристики внешних по отношению к детям воздействий информации, представляющих для них наибольшую угрозу, и готовность подростков им противодействовать. Субъектный компонент включает факторы индивидуальной внутренней защищенности подростка как субъекта информационно-

психологической безопасности и демонстрирует особенности его отношений к себе, людям, миру, отражающие значимые для защищенности характеристики личности. Интерсубъектный компонент отражает характеристики коллективного субъекта защиты подростка и выражает меру его благополучия в образовательной, семейной и подростковой среде. Каждый из компонентов функционально ответственен за определенное содержание информационно-психологической безопасности, их взаимодействие и согласованность определяет меру защищенности подростков от негативных воздействий информационной среды.

Структурно-функциональная система психологических механизмов развития построена с учетом активизации механизмов всех уровней — универсальных, обобщенных, конкретно действующих в определенной ситуации, — и в соответствии со структурным оформлением информационно-психологической безопасности подростков. На объектном уровне — активизация перцептивных, когнитивных, мотивацион-ных, эмоционально-волевых, рефлексивных, регулятивных ресурсов детей с целью формирования у подростков готовности к противодействию как средства защиты. На субъектном уровне — активизация регулятивных, личностных механизмов и механизмов субъектности с целью развития факторов индивидуальной внутренней защищенности подростка как субъекта информационно-психологической безопасности. На интерсубъектном уровне — активизация регулятивных механизмов общения, межличностных отношений и деятельности с целью формирования коллективного субъекта защиты подростков. Системная активизация психологических механизмов на каждом уровне информационно-психологической безопасности подростков обеспечивает комплексное воздействие и обусловливает полноценное формирование информационно-психологической безопасности детей как средства защиты от разнообразных негативных влияний информационной среды.

Технологический блок отражает широкий спектр методов, способов, технологий обучения, развития, воспитания и психолого-педагогической коррекции комплексной социально-педагогической и психологической

деятельности. Системно-структурное оформление информационно-психологической безопасности как психологического образования предполагает своеобразие технологического обеспечения на уровне каждого из компонентов. На объектном уровне реализуются обучающие и развивающие программы. На субъектном уровне используются психолого-педагогические технологии развивающего и психокоррекцион-ного характера, нацеленные на преобразование и развитие отношений подростков к себе, людям, миру. На интерсубъектном уровне технологическое обеспечение реализует цель создания психологически безопасной и комфортной среды ребенка и включает специализированные технологии психологической коррекции с детьми группы риска, психологическое просвещение учителей, родителей с целью повышения их психологической культуры и грамотности, специальную подготовку взрослых по вопросам информационно-психологической безопасности подростков.

Критериально-диагностический блок отражает критерии сформированности информационно-психологической безопасности подростков как средства защиты от негативных воздействий информационного пространства и их диагностическую оценку. В качестве критериев выступают функциональные свойства на каждом уровне информационно-психологической безопасности.

Показателем на объектном уровне является сформированность готовности подростков к противодействию внешних по отношению к ним негативных воздействий информационной среды. Критериями оценивания выступают характеристики его мотивационной, эмоциональной и регулятивной сферы, критического мышления.

Показателями на субъектном уровне выступают факторы индивидуальной внутренней защищенности подростка как субъекта информационно-психологической безопасности. Критериями оценивания является система

отношений подростка к себе, людям, миру, отражающие значимые для защищенности характеристики личности.

Показателями на интерсубъектном уровне являются характеристики коллективного субъекта защиты подростка. Критериями оценивания становятся особенности межличностных отношений подростка в школе, в подростковой группе и семье, характеристики его общения и деятельности.

Психодиагностический пакет для оценки сформированности информационно-психологической безопасности подростков и эффективности социально-педагогической и психологической программы ее развития включает надежные, стандартизированные методы психодиагностики, сформированные в пакеты в соответствии со структурным оформлением информационно-психологической безопасности подростков.

Заключение

Сформированная концептуальная модель развития у подростков информационно-психологической безопасности отражает совокупность целевых, содержательных, техно-логиче ских, критериально-диагностиче ских характеристик, необходимых для достижения поставленной цели, — формирование информационно-психологической безопасности подростков как средства их защиты от негативных воздействий информационного пространства. Эффективность процессов формирования информационно-психологической безопасности подростков определяется целенаправленной, системно-организованной психолого-педагогической деятельностью учителей, педагогического коллектива школы, родителей на всех структурно-функциональных уровнях безопасности как психологического образования.

Литература

1. Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. М.: РАН, 2009. 136 с.

2. Баева И. К. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

3. Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н., Набатникова Л. П., Морозова Т. Ю. Информационно-психологическая безопасность подростков: психодиагностика. М.: Ритм, 2017. 308 с.

4. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕРСЭ, 2003. 304 с.

5. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС,1998. 125 с.

6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2004. 304 с.

7. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: ЛЕНАНД, 2007. 864 с.

8. Кара-Мурза С. Г. Манипуляции сознанием. М.: Эксмо, 2007. 864 с.

9. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. 264 с.

10. Лызь Н. А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза. Таганрог: Таганрогский радиотехнический университет, 2005. 305 с.

11. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Талант, 1996. 124 с.

12. Романова Е. С., Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н., Набатникова Л. П. Психологические грани семьи. М.: ОнтопРИНТ, 2015. 398 с.

13. Brown Christina F., Demaray Michelle K., Secord Stephanie M. Cyber victimization in middle school and relations to social emotional outcomes // Computers in Human Behavior. V. 35. June 2014. P. 12-21.

14. Gamez-Guadix M., Gini G. Individual and class justification of cybeibullying and cyberbullying perpetration: A longitudinal analysis among adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology. 2016. V. 44. P. 81-89.

15. Grattan A. Internet Addiction and Other Behavioral Addictions Child and Adolescent // Psychiatric Clinics of North America. 2016. V. 25. № 3. P. 509-520.

16. Karabacak K., Oztunf M., Eksioglu S., Duygu Gur Erdogan, Kubra Selim. Determination of the Level of Being Cyber Bully / Victim of Eighth Grade Students of Elementary Schools Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 176. P. 846-853.

17. Kokkinos Constantinos M., Nafsika A., Angelos M. Cyber-bullying: An investigation of the psychological profile of university student participants // Journal of Applied Developmental Psychology. 2014. V. 35. № 3. P. 204-214.

18. Landoll Ryan R., La Greca Annette M., Lai Betty S., Chan Sherilynn F., Herge Whitney M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cyber victimization by peers: Prospective associations with adolescent social anxiety and depressive symptoms // Journal of Adolescence. 2015. V 42. P. 77-86.

19. Packard E. Children and the Internet It's fun, but does it make you smarter? // Monitor on Psychology. November 2007. V. 38. № 10. P. 44.

20. Salicetia F. Internet Addiction Disorder (IAD) // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 191. P. 1372-1376.

21. Stringer H. Psychologists are working with teens, teachers, parents and the tech industry to raise awareness of and prevent cyberbullying Raising a generation to be safe and kind online // Monitor on Psychology. April 2017. V. 48. № 4. P. 18. URL: http://www.apa.org/monitor/2017/04/kind-online.aspx (дата обращения: 07.05.2018).

22. Tekkanat E., Topaloglu M. The Assessment of High Schoolers' Internet Addiction Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 205. P. 664-670.

23. Wang Jing, Iannotti Ronald J., Luk Jeremy W. Bullying Victimization Among Underweight and Overweight U.S. Youth: Differential Associations for Boys and Girls // Journal of Adolescent Health. 2010. V. 47. № 1. P. 99-101.

24. Wright Michelle F. Adolescents' emotional distress and attributions for face-to-face and cyber victimization: Longitudinal linkages to later aggression // Journal of Applied Developmental Psychology. 2017. V 48. P. 1-13.

INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY FOR ADOLESCENTS: SYSTEMIC AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

E. S. Romanova, L. I. Bershedova, MCU, Moscow

In the article the problem of information and psychological security for adolescents is considered on the basis of a system-psychological analysis that assumes the definition of not only the essential characteristics of the phenomenon of information-and-psychological security, but also the psychological mechanisms of its development. Information and psychological security is defined as a psychological characteristic of the individual, designed to ensure the security of adolescents in the information environment. The content characteristics of the child's IPI are derived from an understanding of the threats to information impacts, their mechanisms and the consequences of negative impacts, external and internal hazards. As external, manipulative effects on the adolescent's personality, his consciousness and emotional-volitional sphere, sources of "illusory reality", resources propagating cruelty and violence, cyberbullying are singled out. Internal sources of danger are analyzed in the context of individual and personal characteristics and characteristics of adolescents' self-awareness. To a special group of risk are adolescents with signs of trouble in interpersonal relationships and communication. On the basis of these data, the IPS is defined as a systemically organized entity that reflects the aggregate of three components — object, subject, intersubject, whose interaction and coherence determines the measure of the protection of children from the negative influences of the information environment.

The materials of the article cover the issue of psychological mechanisms of development, which allow initiating an increase in the protective functions of information and psychological safety of adolescents. The structural and functional system of psychological mechanisms reflects the main problems of the development of information and psychological safety for adolescents and is constructed taking into account the activation of mechanisms at all levels — universal, generalized and specifically acting in a particular situation. The choice of psychological mechanisms was carried out on the basis of age characteristics of adolescents and those problems that hinder their effective protection from negative information impacts.

The final part of the article presents a conceptual model of the development of information and psychological safety for adolescents, whose versatility allows in a schematic form to reproduce the process of formation of information and psychological safety of adolescents in the aggregate of functionally interrelated components and mechanisms of their development as an integrated system.

Keywords: information-psychological security; psychological mechanisms of development; a conceptual model of information-psychological security.

For citation: Romanova E. S., Bershedova L. I. Information and psychological security for adolescents: systemic and psychological analysis // Systems Psychology and Sociology. 2018. № 3 (27). P. 26-38.

References

1. Astakhova L. V., kharlampieva T. V. Critical thinking as means of ensuring information and psychological security of a person. M.: Russian Academy of Sciences, 2009. 136 p.

2. Baeva I. K. Psychological security in education. SPb: Soyuz, 2002. 271 p.

3. Bershedova L. I., Richikhina E. N., Nabatnikova L. P., Morozova T. Y. Information-psychological security of adolescents. Psychodiagnostics. M.:RITM, OOO, 2017. 308 p.

4. Grachev G. V. Personality and society: information and psychological security and psychological protection. M.: PERSE, 2003. 304 p.

5. Grachev G. V. Information and psychological security of personality: the state and possibilities of psychological protection. M.: publishing house of RAGS, 1998. 125 p.

6. Dotsenko E. L. Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and defense. SPb.: Rech, 2004. 304 p.

7. Konopkin O. A. Psychological mechanisms of regulation of activity. M.: Publishing house LENAND, 2007. 864 p.

8. Kara-Murza S. G. Manipulation of consciousness. M: Eksmo, 2007. 864 p.

9. Leontiev V. G. Motivation and psychological mechanisms of its formation. Novosibirsk: Novosibirsk polygraph combine, 2002. 264 p.

10. Lyiz N. A. The development of security of a person during the educational process in University. Taganrog: Taganrog Radio Engineering University. 2005. 305 p.

11. Romanova E. S., Grebennikov L. R. Psychological defense Mechanisms. Genesis. Functioning. Diagnosis. Mytischi: Talant, 1996. 124s.

12. Romanova E. S., Bershedova L. I., Richikhina E. N., Nabatnikova L. P. Psychological features of a family. M: Ontoprint, 2015. 398 p.

13. Brown Christina F., Demaray Michelle K., Secord Stephanie M. Cyber victimization in middle school and relations to social emotional outcomes // Computers in Human Behavior. V. 35. June 2014. P. 12-21.

14. Gamez-Guadix M., Gini G. Individual and class justification of cybeibullying and cyberbullying perpetration: A longitudinal analysis among adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology. 2016. V. 44. P. 81-89.

15. Grattan A. Internet Addiction and Other Behavioral Addictions Child and Adolescent // Psychiatric Clinics of North America. 2016. V. 25. № 3. P. 509-520.

16. Karabacak K., Oztunf M., Eksioglu S., Duygu Gur Erdogan, Kubra Selim. Determination of the Level of Being Cyber Bully / Victim of Eighth Grade Students of Elementary Schools Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 176. P. 846-853.

17. Kokkinos Constantinos M., Nafsika A., Angelos M. Cyber-bullying: An investigation of the psychological profile of university student participants // Journal of Applied Developmental Psychology. 2014. V. 35. № 3. P. 204-214.

18. Landoll Ryan R., La Greca Annette M., Lai Betty S., Chan Sherilynn F., Herge Whitney M. Cyber victimization by peers: Prospective associations with adolescent social anxiety and depressive symptoms // Journal of Adolescence. 2015. V. 42. P. 77-86.

19. Packard E. Children and the Internet It's fun, but does it make you smarter? // Monitor on Psychology. November 2007. V. 38. № 10. P. 44.

20. Salicetia F. Internet Addiction Disorder (IAD) // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 191. P. 1372-1376.

21. Stringer H. Psychologists are working with teens, teachers, parents and the tech industry to raise awareness of and prevent cyberbullying Raising a generation to be safe and kind online // Monitor on Psychology. April 2017. V. 48. № 4. P. 18. URL: http://www.apa.org/monitor/2017/04/kind-online.aspx (accessed: 07.05.2018).

22. Tekkanat E., Topaloglu M. The Assessment of High Schoolers' Internet Addiction Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 205. P. 664-670.

23. Wang Jing, Iannotti Ronald J., Luk Jeremy W. Bullying Victimization Among Underweight and Overweight U.S. Youth: Differential Associations for Boys and Girls // Journal of Adolescent Health. 2010. V. 47. № 1. P. 99-101.

24. Wright Michelle F. Adolescents' emotional distress and attributions for face-to-face and cyber victimization: Longitudinal linkages to later aggression // Journal of Applied Developmental Psychology. 2017. V 48. P. 1-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.