Научная статья на тему 'Информационно-проектное обучение как современный метод организации самостоятельной работы студентов'

Информационно-проектное обучение как современный метод организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION-PROJECT TEACHING METHOD / УРОВНЕВЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ / LEVEL PROJECT TASKS / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ / STRUCTURE AND CONTENT OF PROJECT TASKS / ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА MOODLE / MOODLE ELECTRONIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдыревский Павел Борисович, Винник Валерия Константиновна, Григорян Мара Эдиковна

Процессы, происходящие в системе высшего образования, в основе которых лежит самоорганизация студентов университета, заставляют по-новому взглянуть на самостоятельную работу и её возможности для формирования профессиональных компетенций студентов. Выдвигается концепция организации самостоятельной работы студентов с применением учебной платформы Moodle, базирующаяся на необходимости и возможности создания междисциплинарной системы проектных заданий, нацеленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Представляется разработанный авторами информационно-проектный метод обучения, предполагающий выполнение студентами постепенно усложняющихся профессионально-значимых междисциплинарных проектных заданий. Приводятся примеры выполнения разноуровневых проектных заданий, нацеленных на использование информации учебных курсов в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдыревский Павел Борисович, Винник Валерия Константиновна, Григорян Мара Эдиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-PROJECT TEACHING METHOD AS A MEANS FOR ORGANIZING STUDENTS’ INDEPENDENT WORK

With the processes taking place in the system of higher education, which are based on the idea of ​​self-organization of university students, it is necessary to take a fresh look at independent work and its potential for developing professional competencies of students. This article presents the organization of students’ independent work using the Moodle teaching platform. The authors have developed an information-project teaching method. In its framework, students perform gradually more and more complicated professionally significant interdisciplinary project tasks. The method is based on the idea of focusing the learning cognitive activity of students on the results obtained by the solving this or that practically or theoretically significant problem. We give some examples and implementation stages of the multi-level project tasks aimed at the use of the training courses’ information in professional activities.

Текст научной работы на тему «Информационно-проектное обучение как современный метод организации самостоятельной работы студентов»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, № 2 (38), с. 171-174

171

УДК 372.851, 378.147

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

© 2015 г. П.Б. Болдыревский, В.К. Винник, М.Э. Григорян

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 09.01.2015

Процессы, происходящие в системе высшего образования, в основе которых лежит самоорганизация студентов университета, заставляют по-новому взглянуть на самостоятельную работу и её возможности для формирования профессиональных компетенций студентов. Выдвигается концепция организации самостоятельной работы студентов с применением учебной платформы Moodle, базирующаяся на необходимости и возможности создания междисциплинарной системы проектных заданий, нацеленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Представляется разработанный авторами информационно-проектный метод обучения, предполагающий выполнение студентами постепенно усложняющихся профессионально-значимых междисциплинарных проектных заданий. Приводятся примеры выполнения разноуровневых проектных заданий, нацеленных на использование информации учебных курсов в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информационно-проектный метод обучения, уровневые проектные задания, структура и содержание проектных заданий, электронная система Moodle.

В условиях перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов и внедрения компетентносного подхода интегративные тенденции в обучении становятся одним из актуальных направлений развития теории и методики обучения математике в системе высшего образования.

Одним из средств педагогической интеграции является система творческих заданий, позволяющих осуществлять интеграцию внутри курса математики, интеграцию курса математики с другими дисциплинами, а также применять содержание курса математики при решении профессиональных задач [1].

Новые перспективы для разработки заданий, обеспечивающих внутреннюю интеграцию курса математики и взаимосвязь с другими дисциплинами, открывают информационные технологии, и в частности применение электронной системы обучения Moodle [2-4]. Для реализации данной задачи мы разработали информационно-проектный метод, сущностью которого является формирование компетенций в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических профессионально-значимых заданий - проектов, выполняемых с применением информационно-коммуникационных технологий на основе электронной системы обучения Moodle. Специфика метода связана с тем, что проектные задания межпредметны. Решение профессионально-значимой

проблемы, заложенной в проект, требует привлечения интегрированного знания. Метод позволяет развить профессиональную и учебную мотивацию студентов, сформировать систему знаний и умение применять эти знания для решения профессионально-значимых задач, а также ориентироваться в информационном пространстве. Специфические умения являются интергативными, межпредметными, так же как и обобщенные, межпредметные умения, поэтому требуют знания разных учебных дисциплин в процессе своего формирования. Приобретаемые студентами межпредметные умения должны стать инструментом для решения задач других дисциплин и будущей профессии. Поэтому в ходе учебной деятельности мы выстраиваем работу в соответствии с последовательностью уровневых проектных заданий [5].

Задания первого уровня - информационные проектные задания - нацелены на сбор информации, ее анализ и обобщение, а также на ознакомление участников проекта с этой информацией. Результатом выполнения заданий являются: освоение студентами совокупности приемов и операций работы отдельных курсов в системе Moodle, подчиненных решению конкретной задачи, поставленной преподавателем, а также освоение содержания отдельных курсов; формирование общеучебных умений (воспринимать, структурировать, преобразовывать, запоминать научную информацию и уметь

172

П.Б. Болдыревский, В.К. Винник, М.Э. Григорян

оформлять и представлять результат своей работы). Кроме общеучебных, идет формирование умений и знаний, состав которых определяется профессией: выполнение заданий по образцу, выполнение чертежей, рисунков, расчетно-графических работ, организация экспериментальной работы и т.д.

Примеры заданий первого уровня для студентов первого курса гуманитарных специальностей:

• социально-исторический, логико-лингвистический анализ математических понятий (этимология, различные определения и трактовки, антонимы и синонимы, динамика формирования понятия и т.д.): каждый студент выбирает одно математическое понятие для анализа (число, вероятность, функция, производная, интеграл, логарифм и т.д.);

• математические основы построения кадра в фотоискусстве;

• ритмика в музыкальном искусстве и ее влияние на человека;

• золотое сечение в изобразительном искусстве и архитектуре;

• роль теории вероятностей в эволюции формирования научной картины мира;

• роль математики в профессиональной деятельности и в освоении профессиональной образовательной программы;

• бином Ньютона, треугольник Паскаля и связь между ними;

• аксиоматический метод в математике.

Задания второго уровня - исследовательские проектные задания - отличаются повышенным уровнем сложности и носят междисциплинарный характер. Одно задание охватывает различные дисциплины, формирует единые конструктивно-технические, расчетно-измери-тельные, вычислительные, экспериментальные умения и знания межпредметного характера.

Примеры заданий второго уровня для студентов первого курса гуманитарных специальностей:

• функции в экономике (каждый студент выбирает функцию для исследования - полезности, выпуска, издержек, спроса, потребления и предложения и т.д.);

• экономический смысл производной (использование понятия производной в экономике;

• экономическая интерпретация теоремы Ферма;

• экономический смысл определённого интеграла;

• модель Леонтьева многоотраслевой экономики (балансовый анализ);

• линейная модель обмена (модель международной торговли) как пример математической модели экономического процесса, приводящейся к понятию собственного вектора и собственного значения матрицы.

Задания третьего уровня - междисциплинарные проекты, представляющие собой самостоятельную учебно-исследовательскую работу и предполагающие углубленное изучение студентами отдельных проблем профессиональной деятельности. Междисциплинарный проект является одним из способов подчеркнуть взаимозависимость предметов, помогает понять, что многие проблемы можно решить, если рассматривать их с точки зрения разных дисциплин, а также помогает осознать, что знания и навыки, приобретенные и сформированные при изучении одной дисциплины, могут облегчить изучение другой. Результатом выполнения задания является создание новых изделий, объектов, моделей или совершенствование уже существующих; при этом идет закрепление знаний и умений, направленных на развитие профессиональных компетенций студентов.

Применение метода требует алгоритмизации действий студента и преподавателя, этапности его реализации. На первом этапе осуществляется внутриучебная и профессиональная мотивация студентов к проектной деятельности, осуществляется выбор темы проекта, определяется цель выполнения проекта, создается рабочая группа по реализации проекта либо определяется индивидуальный исполнитель. Темы выкладываются преподавателем на веб-странице курса или в элементе курса «Задание». Кроме того, студенты могут сами предложить интересную для них тематику работы. Обсуждение темы, выбор группы происходит через элемент курса «Форум» или «Чат».

Проектировочный этап подразумевает построение плана деятельности, обсуждение возможных способов получения и обработки информации; поиск творческих решений. План оформляется через блок - «Календарь», где прописываются все этапы деятельности группы. Таким образом, студент видит когда необходимо сдать определенную часть работы на проверку преподавателю.

На деятельностном этапе происходит выполнение проекта. Студенты занимаются сбором необходимой информации, используя все возможности дистанционной системы Моо<11е. При сборе и обработке информации осуществляются консультации с руководителем проекта в системе Moodle на соответствующих курсах,

Информационно-проектное обучение как современный метод организации самостоятельной работы 173

через блок «Обмен сообщениями». После консультаций вносятся корректировки в выполнение проекта. Предварительные результаты могут быть представлены руководителю через элемент курса «Задание». Для обсуждения работы студенты могут общаться между собой через элемент курса «Чат» или «Форум». Информация, полученная отдельными исполнителями, объединяется в общий проект, который выкладывается в элементе курса «Wiki» (для ознакомления и руководителя проекта, и студентов). На данном этапе создается объективно или субъективно новое знание. При этом формируются поисковые и исследовательские навыки у студентов.

Полученные результаты подвергаются анализу и коррекции на контрольно-коррекци-онном этапе. На этом этапе студенты работают над созданием программного продукта (средствами Delphi, Pascal, Visual Basic for Applications и т.д.) или оформляют работу в виде электронной презентации (средствами Microsoft Office Power Point).

Реализация этого этапа способствует формированию навыков по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности, а также развитию способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению студентов и преподавателя.

Предпоследний этап - презентационный. На этом этапе происходит защита проекта. Представленная работа выкладывается в курсе Moodle для ознакомления. Обсуждение может проходить как аудиторно на занятиях, так и дистанционно при помощи элемента курса «Семинар».

В завершение обязателен оценочно-рефлексивный этап, на котором осуществляется оценка студентами и преподавателями выполненного проекта, а при необходимости - корректировка содержания или форм представления проекта. Этап можно реализовать, используя элементы курса «Опрос», «Рабочая тетрадь». В этих элементах удобно провести анкетирование и выяснить отношение студентов к выполненной ра-

боте. На данном этапе формируются навыки самооценки и самоанализа, умение отстаивать свою позицию.

Разработка проекта (работы) решает проблему взаимосвязи теории и практики, придает профессиональную направленность обучению и повышает его качество. Кроме того, защита проекта с обязательным предложением конкретных конструктивных рекомендаций учит студентов технологически грамотно, логично излагать свои мысли, убеждать в необходимости и правильности принятого решения.

В настоящий момент осуществляется разработка уровневых междисциплинарных профессионально-значимых заданий, выполняемых с применением информационно-коммуникационных технологий на основе электронной системы обучения Moodle [2; 5].

Активное внедрение в педагогичную практику интегративных заданий в форме проектов позволяет повысить качество подготовки студентов в области математики, обеспечить реализацию компетентностного подхода в вузе.

Список литературы

1. Болдыревский П.Б., Григорян М.Э., Зимина С.В. Ситуационные задачи в процессе обучения теории вероятностей как одно из средств реализации проектно-ориентированного метода в высшей школе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-4. С. 28-31.

2. Винник В.К., Григорян М.Э. Система Moodle в процессе обучения теории вероятностей как средство организации самостоятельной работы студентов в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 217-221.

3. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. М.: Сентябрь, 2013.

4. Гриценко В.И., Кудрявцева С.П., Колос В.В., Веренич Е.В. Дистанционное обучение: теория и практика. К.: Наук. думка, 2004. 375 с.

5. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Проектные задания как средство реализации информационно-проектного метода обучения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 94-99.

174

n.E. EonöbipeecKuü, B.K. Buhhuk, M. 3. rprnopm

INFORMATION-PROJECT TEACHING METHOD AS A MEANS FOR ORGANIZING STUDENTS' INDEPENDENT WORK

P.B. Boldyrevsky, V.K. Vinnik, M.E. Grigoryan

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

With the processes taking place in the system of higher education, which are based on the idea of self-organization of university students, it is necessary to take a fresh look at independent work and its potential for developing professional competencies of students.

This article presents the organization of students' independent work using the Moodle teaching platform. The authors have developed an information-project teaching method. In its framework, students perform gradually more and more complicated professionally significant interdisciplinary project tasks. The method is based on the idea of focusing the learning cognitive activity of students on the results obtained by the solving this or that practically or theoretically significant problem. We give some examples and implementation stages of the multi-level project tasks aimed at the use of the training courses' information in professional activities.

Keywords: information-project teaching method, level project tasks, structure and content of project tasks, Moodle electronic system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.