Научная статья на тему 'Информационно-познавательная дискуссия с учащимися 8-11 классов на тему: «Анатомия патриотизма без экстремизма»'

Информационно-познавательная дискуссия с учащимися 8-11 классов на тему: «Анатомия патриотизма без экстремизма» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
338
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКИНХЕДЫ / НАЦИОНАЛИЗМ / КСЕНОФОБИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ФАШИЗМ / УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кондратьева Надежда Сергеевна

Занятие посвящено решению проблемы: каким образом следует воспринимать скинхедов как патриотов, экстремистов, представителей молодёжной субкультуры? Об актуальности этой темы говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной почве, события на Украине. При этом субъектами агрессии становятся представители практически всех социальных групп, а также молодёжных субкультур. В процессе общения ведущие будут использовать технику интервьюирования. Учащиеся получат информацию о движении скинхедов, националистов Украины, научатся критически оценивать сказанное в ходе обсуждения. Участники групп, представляющие полярные точки зрения, предложат аудитории аргументированные идеи утверждения об экстремизме и патриотизме. В конце обсуждения ведущий проводит голосование. По результатам всех выступлений участники получат срез мнений относительно места патриотизма и роли патриотизма в жизни коллектива при помощи модели весов «Шкала мнений»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-познавательная дискуссия с учащимися 8-11 классов на тему: «Анатомия патриотизма без экстремизма»»

Педагоги России против фашизма

Литература

1. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5.С. 24-30.

2. Афанасьев Д. А. Школьная научно-исследовательская экспедиция: историко-патриотический палаточный лагерь «Возрождение». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С. 67-69.

3. Васильева С. В., Балебанова Е. В. Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей. // Муници-

пальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 2.С. 16-19.

4 Кузьменко Н. А. Проект «Патриоты России». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 28-31.

5. Кулёва Л. М., Цапкова Н. Н. Современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1.С. 5-56.

6. Кунгуров А. Ю. Сценарий урока по теме: «Глобальные проблемы современности: жизнь или самоуничтожение!?» // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 72-76.

J

Л

Кондратьева Надежда Сергеевна

учитель обществознания ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарская область e- mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ С УЧАЩИМИСЯ 8-11 КЛАССОВ НА ТЕМУ: «АНАТОМИЯ ПАТРИОТИЗМА БЕЗ ЭКСТРЕМИЗМА»

___________________________________________________________Г

Аннотация. Занятие посвящено решению проблемы: каким образом следует воспринимать скинхедов - как патриотов, экстремистов, представителей молодёжной субкультуры? Об актуальности этой темы говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной почве, события на Украине. При этом субъектами агрессии становятся представители практически всех социальных групп, а также молодёжных субкультур. В процессе общения ведущие будут использовать технику интервьюирования. Учащиеся получат информацию о движении скинхедов, националистов Украины, научатся критически оценивать сказанное в ходе обсуждения. Участники групп, представляющие полярные точки зрения, предложат аудитории аргументированные идеи - утверждения об экстремизме и патриотизме. В конце обсуждения ведущий проводит голосование. По результатам всех выступлений участники получат срез мнений относительно места патриотизма и роли патриотизма в жизни коллектива при помощи модели весов «Шкала мнений»

Ключевые слова: скинхеды, национализм, ксенофобия, экстремизм, фашизм, украинский национализм, патриотизм, активная жизненная позиция.

Цель: сформировать критическое отношение к модным молодёжным течениям, аргументированную позицию по отношению к событиям на Украине.

Задачи:

1. Образовательная: расширить представление детей о молодёжной субкультуре, дать представление о явлении экстремизма на примере движения

скинхедов и фашизма, событиях на Украине, его причинах и негативных последствиях, дать представление о патриотизме и о поступках, в которых он проявляется.

2. Развивающая: способствовать формирова-

нию сопричастности к событиям и явлениям общественно - политической жизни своей страны, развитию интереса к истории и культуре Украине.

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

55

Педагоги России против фашизма

3. Воспитывающая: сформировать уважительное отношение к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности.

Материальное обеспечение:

1) контрастный фон стендов; с одной стороны: (плакаты Великой Отечественной войны, портреты пионеров-героев, комсомольцев, передовиков производства, детские фото и т.д.) с другой: (иллюстративный материал с изображением жертв фашизма, современных украинских событий.

2) На доске: глоссарий понятий.

3) На плакате эпиграф: «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек - своего позвоночника» Б. Шоу.

4) Модель весов «Шкала мнений».

5) Выставка книг на патриотическую тематику.

Содержание.

I. Мобилизационный блок.

Скажите, пожалуйста, вам не страшно ходить по улицам? Милицейские сводки пестрят сообщениями о драках, убийствах, столкновениях. На домах и заборах всё чаще можно увидеть фашистскую свастику. Вы не боитесь стать жертвами экстремистов? Знаете ли вы, кто такие скинхеды? Приходилось ли вам участвовать в столкновениях на национальной почве? Некоторые социологи утверждают, что четверть российских граждан заражена ксенофобией. Вы входите в их число? Знаете ли вы о принципиальных отличиях патриотизма, экстремизма, национализма, украинского фашизма? Почему чаще всего скинхедов связывают с этими понятиями? Предлагаю разобрать смысл понятий, записанных в глоссарии, так как они будут востребованы на мероприятии.

II. Научные подходы к пониманию понятий скинхеды, ксенофобия, экстремизм, фашизм, украинский национализм,патриотизм.

Скинхеды, разг. скины (англ. skinheads, от skin -кожа и head - голова) - собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений.

Ксенофобия - это «ненависть, нетерпимость к чему- нибудь чужому, иностранному»

Экстремизм- «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)»

Фашизм (итал. fascismo от fascio «союз, пучок, связка, объединение») - обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются милитаристский национализм (в широком понимании).

Украинский национализм - как система идей, взглядов в сфере политики, права, философии, нравственности, эстетики и религии стала зарождаться в середине Х1Х столетия. Её появление

было обусловлено пробуждением в Украине национальной жизни. Определяющей чертой идеологии украинского национализма стала русофобия, сформированная в особых исторических условиях. Своеобразие их таково: основные постулаты идеологии украинского национализма сформировались не на общем (украинском), а региональном (гали-чанском) национальном массиве, политическая элита которого оказалась под влиянием и полном контроле западных спецслужб [5,6,7,8]. Патриотизм - ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу [8].

III. Информационный блок. «Портрет явления»

Ведущий. Людям, пережившим кошмар фашизма,

это кажется дикостью: свастика на улицах российских городов, выброшенные в фашистском приветствии руки, искаженные злобой лица. Они называют себя русскими патриотами, любят рисовать свастику, как славянский символ солнцеворота, и убивают людей с другим цветом кожи, а также тех, кто, по их мнению, позорит нацию. Скинхеды. Бритоголовые... Что это: возрождение фашизма, новая молодёжная мода, циничная манипуляция сознанием молодых или грязные политические игры? Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию и процветанию нашей Родины [4]. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются. Кто по- вашему, скинхеды- патриоты или экстремисты? Эти вопросы мы будем обсуждать в ходе сегодняшнего занятия. Но для начала вспомним истоки зарождения экстремистских молодёжных движений [2].

1 группа. Когда и где зародилось движение скинхедов? Какова была их программа? [11

2 группа. Каковы причины появления скинхедов в России? [21

3 группа. Что из себя представляет современный фашизм и в чём его опасность? [61

4 группа. Является ли экстремизм реальной угрозой для Украины? [71

IV. Дискуссия по теме: «Мода на экстремизм?»

1.Большинство скинов - старшеклассники, учащиеся ПТУ, техникумов. Как вы думаете, что привело их к скинхедам? 2.Кому, по- вашему, могут быть выгодны группировки молодёжи? 3. Многие прекрасно понимают, что группировки скинхедов - «фирмы»- это динамит, который может шарахнуть в любом направлении. Где и как может «шарахнуть» этот динамит?

V. Проблемная ситуация «Друзья и враги России» Желание блага России - вот что движет патриотами. Но благо следует понимать по- разному.

Как же относиться к скинхедам? Они друзья или враги России? Какие выводы вы сможете сделать

56

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

Педагоги России против фашизма

относительно ситуации на Украине? Каким образом можно их изменить в позитивном направлении? В чём проявляется твой интерес к трагедии украинского народа? Нужна ли нам активная жизненная позиция?

VI. Заключительное слово. «Русский крест»

Скинхеды любят изображать свастику, кельтский крест. Но эти кресты Россия уже одолела. Сейчас ей угрожает другой крест. Статистика неумолима: население России стремительно вымирает. А это значит, что на просторах России скоро некому будет работать. И неизбежно становится появление на нашей земле мигрантов. Но пока россияне продолжают уходить из жизни из-за пороков. Ничто не заменят населению нормальных государственных институтов и справедливой организации общества, построенного на уважении к каждой образующей его личности. Вы спросите: «А причём тут скинхеды?» На этот вопрос можно ответить словами Бернарда Шоу, которые мы выбрали эпиграфом к занятию. Нам всем следует выздоравливать. И выздоравливать вместе с украинцами. Не забывать, что история братского народа тесно связана с историей нашей Родины. Боль Украины - наша боль. Никакие философии и идеи не могут оправдать подобную жестокость политиков на Украине. Давайте зададимся вопросом: можно ли считать эти действия проявлением любви к Родине? А как насчет самой Родины: гордится ли она этими поступками? Награждают ли руководители страны скинхедов и идеологов экстремизма за особые достижения в деле служения интересам Родины? Нет. Именно поэтому экстремизм не является выражением патриотизма и любви к Родине [1]. Страна стыдится экстремизма. Народ, в стране которого царит разгул экстремизма, не может жить в спокойствии, потому что жизнь любого человека здесь находится под угрозой. Тогда каких людей отечество признает истинными патриотами? Сограждане ценят и помнят людей, проявивших зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование [3]. В этом проявляется настоящий патриотизм. Родина - это

все люди, которые живут в моей стране, и никто не должен приноситься в жертву ради счастья и благоденствия одной группы людей, не важно -представляет она большинство населения или нет. В заключении приведу мысль о том, молодёжь- это социальный бульдозер, расчищающий путь для происходящих в обществе изменений. Для каких изменений может расчистить путь скинхеды, патриоты? Выбор за вами.

Литература

1. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовнонравственных ценностей старшеклассников. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 3. С. 33-36.

2. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24-30.

3. Асатрян А. А. Диалог культур в процессе воспитания молодежи. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3..С. 74-77.

4. Михайлова Е.А. Приёмы технологии РКЧМП как средство формирования познавательных УУД на I ступени НОО. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3. С.30-31.

5. http://www.xeno.sova-center.ru. - Преступления на почве ненависти, противодействие им и злоупотребления при этом противодействии.- Материалы отчета информационно-аналитического центра «СОВА» на конференции «Фашизм - угроза будущему». / Москва.- 8 мая 2006 г.

6. http://www.unian.net/common/463165-potentsial-ekstremizma-v-ukraine-menshe-znaesh-krepche-spish. html - Информационное агенство УНИАН «Потенциал экстремизма в Украине: меньше знаешь - крепче спишь?! « - Александр Фельдман.

7. http://www.ukrstor.eom/ukrstor/bezprava-kniga1-1.3.html портал «Украинские страницы» статья «Фашизм и русофобия- основа идеологии украинского национализма» Ткаченко Г С.

8. http://slovarozhegova.ru/ - словарь Ожегова онлайн.

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.