©Новикова Э.Ю., 2013
УДК 81’25 ББК 81.18
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ПАРАДИГМЕ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Новикова Элина Юрьевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики перевода Волгоградского государственного университета [email protected], [email protected]
Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению специфики информационно-поисковой компетенции переводчика. Автор анализирует значимость представленной компетенции в парадигме переводческих компетенций с точки зрения современной дидактики перевода.
Ключевые слова: перевод, информационно-коммуникационные технологии, информационно-поисковая компетенция, переводческая компетенция, информационный поиск в Интернете.
Современное переводоведение и дидактика перевода среди прочих равных по значимости вопросов уделяют пристальное внимание развитию поисковой компетенции переводчиков в эпоху инновационного технического прогресса и «дигитализации» информационного пространства переводчиков.
Если раньше, вплоть до 90-х годов XX века, в работах ведущих переводове-дов интерес к поисковым навыкам и умениям переводчиков встречался достаточно эпизодически, то в настоящее время эта тема становится постоянным предметом дискуссий, обсуждений и дидактизации как в отечественных, так и зарубежных переводческих школах, о чем, впрочем, свидетельствует также и включение данной компетенции в парадигму переводческих компетенций.
Для сравнения, «гуру» отечественного переводоведения В.Н. Комиссаров при описании переводческой компетенции выделял языковую, текстообразующую, коммуникативную, техническую (техника перевода) и личностную характеристики переводчика и
как самостоятельную не выделял информационную компетенцию [2, с. 326].
В европейском образовательном пространстве XXI века значение приобретают проекты, реализуемые Европейской комиссией совместно с учебными заведениями Европы для обеспечения качественной подготовки переводчиков. Одним из таких проектов стал проект ЕМТ (European Master’s in Translation), обеспечивающий с 2007 года подготовку переводчиков-магистров и предписывающий освоение шести компетенций, которые, по мнению организаторов проекта, составляют так называемую метакомпетенцию, необходимую для осуществления профессиональной деятельности переводчиков:
компетенцию оказания переводческих услуг (знать, как вести переговоры с клиентами, следовать требованиям рынка, получать доступ к информации, планировать личное время, работать в команде, соблюдать инструкции, соглашения, профессиональную этику);
языковую компетенцию (знать и уметь применять грамматические, лексичес-
кие, идиоматические структуры исходного языка и языка перевода с учетом переводческих конвенций);
межкультурную компетенцию (знать и применять правила поведения и общения в определенном обществе, включая знания невербальных средств коммуникации; знать, как составить документ в соответствии со стандартами, принятыми в культуре языка перевода);
поисковую компетенцию (умение искать, запрашивать и оценивать необходимую информацию, в том числе в сети Интернет);
техническую компетенцию (умение осваивать и использовать программы, облегчающие процесс перевода);
специальную компетенцию (стремление к приобретению специальных знаний в какой-либо сфере деятельности) [3, с. 5-8; 12, с. 211-242].
Данное сравнение позволяет нам сделать вывод о том, что данная компетенция в настоящее время прочно заняла свою нишу в парадигме переводческих компетенций. Еще одним важным фактором повышения интереса к исследованию составляющих информационной компетенции с позиций дидактики перевода являются требования и предписания российского ФГОС третьего поколения, ориентированного на договоренности в области модернизации образования в рамках Болонского процесса. Так, стандарт содержит следующий перечень необходимых навыков и умений по работе с информационными ресурсами [9]:
бакалавр:
• владеет методикой подготовки к выполнению перевода, включая поиск информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях (ПК-10);
• умеет работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза и распознавания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности (ПК-21);
• владеет стандартными способами решения основных типов задач в области линг-
вистического обеспечения информационных и других прикладных систем (ПК-24);
• имеет навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией (ПК-25);
• умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний (ПК-26);
• обладает способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-27);
• умеет работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-28);
магистр:
• умеет работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза, распознавания и понимания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности (ПК-21);
• владеет современными методиками сбора, хранения и представления баз данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения с учетом достижений корпусной лингвистики (ПК-23);
• владеет современными методиками разработки лингвистического обеспечения в автоматизированных системах различного профиля (ПК-24).
Принимая во внимание единомыслие отечественных и западных переводоведов в отношении необходимости детального изучения алгоритма формирования информационной компетенции, приходится констатировать некое терминологическое многообразие в наименовании и дефинициях описываемой компетенции:
• информационная компетенция - совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности [6];
• информационно-технологическая компетенция - представляет собой совокупность знаний, умений, навыков и способности к применению информационных ресурсов и технологий, программных и сетевых средств для осуществления профессиональ-
ной переводческой деятельности с помощью компьютера; ее формирование является обязательным условием развития профессиональной компетенции переводчика, способствует дальнейшему самосовершенствованию в профессиональной переводческой деятельности [1];
• исследовательско-поисковая компетенция - умение идентифицировать информацию, недостающую для адекватного понимания и перевода текста; умение разрабатывать стратегию поиска ресурсов и оценивать их адекватность для решения поставленных переводческих задач; собственно технические навыки оперативного поиска, отбора, классификации и хранения накопленного материала; умение с максимальной эффективностью использовать отобранные ресурсы [10];
• поисковая компетенция (Recherchenkompetenz) - информационно-аналитическая компетенция, позволяющая переводчику находить для осуществления качественного перевода необходимый вид и объем информации [14; 15, с. 173-181]; и др.
Представленные подходы к трактовке данной компетенции иллюстрируют ее различные оттенки. В рамках данной статьи мы ограничимся рабочим названием данной компетенции: информационно-поисковая компетенция, которая подразумевает следующие составляющие:
когнитивную - переводчик осознает необходимость информационного поиска для адекватного понимания и перевода текста;
стратегическую - переводчик умеет собирать необходимую информацию;
техническую - переводчик умеет эффективно пользоваться информационными ресурсами;
критическую - переводчик умеет оценить надежность информационных источников и найденной информации.
Рассмотрим каждую из этих составляющих информационно-поисковой компетенции отдельно.
Когнитивная. Умение вовремя осознать необходимость информационного поиска для успешного и полноценного понимания текста представляет собой важную составляющую профессиональной компетенции. Понимание текста рассматривается как осново-
полагающая составная часть профессиональной переводческой деятельности, поэтому в дидактике перевода следует уделять особое внимание параллельному развитию навыков понимания и информационного поиска. Поиск выполняет двойную функцию посредника - пополнение декларативного (фактического) и процедурного (преобразования объектов предметной области) знаний [13, с. 160-163].
Для успешного понимания текста и осуществления переводческих операций переводчику необходим определенный информационный запас. Под информационным запасом Р.К. Миньяр-Белоручев понимает «объем информации, ассоциируемый коммуникантами с некоторым языковым знаком или обозначенным им объектом действительности» [4, с. 50]. Р.К. Миньяр-Белоручев выделяет пять степеней информационного запаса:
• информационный запас 1-й степени. Самый небольшой объем знаний, ассоциируемый с лексической единицей. Он позволяет соотнести лексическую единицу с определенной областью жизни, что, однако, не всегда означает ее правильное понимание;
• информационный запас 2-й степени. Позволяет связать лексическую единицу с конкретной частью области знаний;
• информационный запас 3-й степени. Коммуникант может выделить объект (денотат) из группы однородных предметов или явлений. Это тот уровень знания лексической единицы, который позволяет свободно владеть ею и правильно понимать и употреблять ее в речи;
• информационный запас 4-й степени. Характеризуется наличием некоторого объема систематизированных сведений о денотате, обязателен для специалиста в соответствующей области;
• информационный запас 5-й степени. Такую глубину понимания можно встретить в научных исследованиях.
Как отмечает Р.К. Миньяр-Белоручев, переводчик не может быть специалистом во всех областях знаний и может не владеть информационным запасом 4-й степени. Для перевода может быть достаточным информационный запас 3-й степени. Однако в случае узкой специализации переводчика и/или при учете специфики некоторых переводческих заказов степень информационного запаса пе-
реводчика должна достигать отметки 4 или даже 5, что обеспечит грамотный информационный поиск. Интегрированный поиск в процессе понимания текста в рамках переводческой деятельности требует от переводчика способности оценить свой уровень развития языковой и коммуникативной компетенций для выполнения текущего переводческого заказа, а также уровень требуемых временных затрат на необходимый информационный поиск.
Стратегическая. Для успешного выполнения заказа переводчик должен быстро определить для себя этапы и пути информационного поиска. Для этого необходимо четко представлять себе цель поиска и вид запрашиваемой информации, например:
Цель:
• пополнение знаний в определенной области;
• знакомство с конвенциями определенного типа текстов;
• поиск вариантов перевода;
• поиск эквивалентов;
• расшифровка и перевод аббревиатур;
• проверка найденных вариантов перевода.
Вид информации:
• тематически-ориентированные тексты;
• «модельные» тексты;
• справочная / специальная литература;
• аббревиатура / слово / сочетание / предложение.
В соответствии с ограниченной областью поиска вырабатываются определенные поисковые стратегии на основе имеющихся в доступе ресурсов. Безусловно, самой эффективной ресурсной базой в настоящее время является Интернет, где имеется практически безграничный доступ к разнообразным текстовым материалам. В целом выделяют пять основных областей, в которых Интернет незаменим для переводчика: 1) быстрый доступ к огромным массивам справочной информации: электронные словари, энциклопедии, глоссарии, разнообразные терминологические ресурсы; 2) использование Сети в качестве универсального многоязычного корпуса текстов, из которого можно черпать разнообразную лингвистическую информацию, существенно повышающую качество перевода; 3) получение фоновых сведений по
предметной области переводимого текста;
4) использование специализированных переводческих и лингвистических ресурсов;
5) оперативная связь: электронная почта и другие средства коммуникации облегчают и ускоряют обмен информацией с заказчиками и коллегами, делая переводчика по-настоящему независимым, а рынок переводческих услуг - глобальным [8].
Принимая во внимание многообразие интернет-ресурсов, следует отметить, что их эффективное использование требует от переводчика специфических технических навыков.
Техническая. Эффективный поиск в Интернете предполагает знакомство переводчика с методами и инструментами поиска. В настоящее время существует ряд зарекомендовавших себя работ, посвященных детальному рассмотрению данного аспекта [5; 7; 11; 16; 17]. В рамках данной статьи не будем подробно останавливаться на предлагаемых способах совершенствования поиска, скажем лишь, что знание правил формулировки и оформления запроса с использованием ключевых слов, символов, знаков пунктуации и т. п., знакомство с возможностями различных поисковых систем и баз данных, умение работать с ссылками и т. д. значительно сокращает рабочее время переводчика и способствует оптимизации процесса перевода в целом.
Критическая. В процессе информационного поиска переводчик имеет дело с различными ресурсами и источниками. Здесь важно выработать навыки и умения по «фильтрации» источников информации на предмет их надежности. Важным критерием остается критерий релевантности в отношении как поисковых систем, так и найденной информации. Критическое отношение к массиву доступных ресурсов помогают сформировать следующие вопросы:
• Кто является автором текста? Здесь важно определить, является ли автор специалистом в заданной области и носителем языка.
• Что представляет собой интернет-источник, какой у него адрес, есть ли контактные данные? По адресу можно определить, имеет ли переводчик дело с официальными веб-сайтами компаний / ведомств / организаций / официальных учреждений.
• Какова цель публикации найденного текста и предполагаемая целевая группа? Ответ на этот вопрос поможет переводчику сориентироваться, насколько этот сайт / текст может быть ему полезен для решения той или иной переводческой задачи.
• Каково оформление сайта / текста? Если сайт нечетко структурирован, содержит большое количество рекламы, различные языковые ошибки, его нельзя рассматривать в качестве надежного информационного источника.
• Насколько актуальна информация на рассматриваемом сайте и какова степень дол-госрочности существования данного сайта? Если информация на сайте не обновляется и не пополняется, сайт не представляет собой релевантного источника информации.
• В какой степени стиль сайта позволяет судить об объективности, нейтральности и фактологичности представленной информации? Доверие вызывают те ресурсы, которые содержат объективную информацию, подтверждаемую также другими источниками.
• Какие ссылки содержит информация на сайте? Здесь важно обратить внимание на сайты, с которыми кооперируется найденный источник.
• Содержит ли сайт комментарии автора и/ или пользователей о его надежности и качестве?
Многовекторный характер информационно-поисковой компетенции говорит о ее значительном вкладе в развитие и формирование профессиональной компетентности переводчика, а также о необходимости дидакти-зации данного вопроса. Будет уместным и справедливым настаивать на том, что в дидактике как устного, так и письменного перевода следует уделять особое внимание формированию данной компетенции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Инютин, Н. Г. Формирование информационно-технологической компетенции будущего «переводчика в сфере профессиональной коммуникации» : дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Инютин Николай Гаврилович. - Н. Новгород, 2006. - 320 с.
2. Комиссаров, В. Н. Современное переводо-ведение : учеб. пособие. - М. : ЭТС, 2002. - С. 326.
3. Мещеряков, А. С. О выявлении компонентного состава переводческой компетентности / А. С. Ме-
щеряков, А. Ю. Косникова // Среднее профессиональное образование : [сб. тр.]. - М. : Среднее профессиональное образование, 2011. - С. 5-8.
4. Миньяр-Белоручев, Р. К. Как стать переводчиком? / Р. К. Миньяр-Белоручев ; отв. ред. М. Я. Блох. - М. : Готика, 1999. - 176 с.
5. Секреты поиска: команды особого назначения Google и Yandex. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.proview.ru/secrets_search_team_special_ purpose_google_and_yan/. - Загл. с экрана.
6. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс / Е. Н. Соловова. - М. : Астрель, 2008. - 271 с.
7. Стратегия поиска информации в Сети. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://bars-minsk.narod.ru/stud/INFORMATICS/lecture5.html. -Загл. с экрана.
8. Тиссен, Ю. В. Интернет в работе переводчика / Ю. В. Тиссен. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://helennic.narod.ru/internet.html. -Загл. с экрана.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация/степень «бакалавр», «магистр»). - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.linguanet.ru/umo/Standarts-lingua/. - Загл. с экрана.
10. Хайрова, С. Р. Формирование исследовательско-поисковых навыков и умений в обучении письменному переводу / С. Р. Хайрова, Т. В. Серо-пегина // Язык. Культура. Коммуникация.: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 18-20 апр. 2006 г. В 3 ч. Ч. 2. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2006. - С. 28-33.
11. Competences for professional translators, experts in multilingual and multimediacommunication. EMT expertgroup. - Electronic text data. - Mode of access: http://ec. europa. eu/dgs/translation/programmes /emt/key_documents/emt_competences_translators _en.pdf. - Title from screen.
12. Herold, S. Ausbildung von “Universalgenies”? Zum Kompetenzbegriff und translatorischen Kompetenzmodellen / S. Herold // Lebende Sprachen. -2011. - 55 (2). - S. 211-242.
13. Hönig, H.Textverstehen und Recherchieren / H. Hönig // Handbuch Translation. - Tübingen : Stauffenburg, 1998. - S. 160-163.
14. Nord, B. Hilfsmittel beim Übersetzen. Eine empirische Studie zum Recherche verhalten professioneller Übersetzer : Dissertation / B. Nord. -Frankfurt/M. u. a. : Peter Lang, 2002. - 286 S.
15. Nord, B. “Wernichtfragt, bleibtdumm -Recherchekompetenzals Teil der Translationskompetenz” / B. Nord // Translationskompetenz. Tagungsberichte der Lictra (Leipzig International
Conference on Translation Studies 4.-6.10.2001) / E. Fleischmann, P. A. Schmitt, G. Wotjak (Hg.). -Tübingen : Stauffenburg, 2004. - S. 173-181.
16. Professionelle Internetrecherche und Wissensmanagement für Hochschulen. Tutorials zum Selbststudium. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.recherchieren-im-internet.eu/
finden/news-und-blogs/praktische-uebungen.html. -Title from screen.
17. Qualitätsstandards und Recherchekompetenz. - Electronic text data. - Mode of access: http://curie.informatik.uni-oldenburg.de/~el3/ geschichte/el3_ol_geschichte_recherche_v03.1/ html/flow1/page20.html. - Title from screen.
INFORMATION-RETRIEVAL COMPETENCE IN THE PARADIGM OF TRANSLATION COMPETENCIES
Novikova Elina Yurievna
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor,
Translation Studies Department,
Volgograd State University [email protected], [email protected]
Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article describes the specific character of translation information-retrieval competence. The author analyzers the relevance of the competence in the paradigm of translation competencies within the context of the modern translation didactics.
Key words: translation, information and communications technologies, information technology competence, translation competence, information search in the Internet.