Научная статья на тему 'Информационно-поисковая деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки'

Информационно-поисковая деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2447
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОИСК / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЧТЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INFORMATION ACTIVITY / SEARCH / INFORMATION / INFORMATION SEARCH / INFORMATION COMPETENCE / READING / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роганина Елена Александровна

В статье рассматривается информационно-поисковая деятельность студентов. Исследуется сущность информационно-поисковой деятельности и ее значимость для современного специалиста. Раскрывается роль информационной компетенции при осуществлении информационного поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роганина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article deals with information search activity of students. The base of information search activity and its importance for a modern specialist is examined. The role of information competence in the course of information search activity is studied.

Текст научной работы на тему «Информационно-поисковая деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки»

УДК: 378:811.111:004 ББК: 74.58:81.2 Англ.:32.81

Роганина Е.А.

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Roganina E.A.

INFORMATION SEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Ключевые слова: информационная деятельность, поиск, информация,

информационный поиск, информационная компетенция, чтение, профессиональная подготовка.

Key words: information activity, search, information, information search, information competence, reading, professional training.

Аннотация

В статье рассматривается информационно-поисковая деятельность студентов. Исследуется сущность информационно-поисковой деятельности и ее значимость для современного специалиста. Раскрывается роль информационной компетенции при осуществлении информационного поиска.

Abstract

The article deals with information search activity of students. The base of information search activity and its importance for a modern specialist is examined. The role of information competence in the course of information search activity is studied.

Многие исследователи отмечают, что различные события, происходящие в мире в последние годы, среди которых информатизация общества, резко выросшая динамика социального развития, превращение науки в производительную силу и другие, актуализировали многие традиционные для педагогической науки проблемы, главной из которых стала готовность специалиста к эффективной информационной деятельности. Под информационной деятельностью понимается деятельность, основанная на информационном взаимодействии между источником информации и ее получателем, направленная на достижение каких-либо целей, посредством информационных процессов1. И.Н. Мовчан отмечает, что информационная деятельность студентов решает совершенно другие задачи, осуществляется в других условиях, а также имеет другое содержание, формы и продукт, нежели информационная деятельность в общем понимании. По его мнению, понятие и сущность информационной деятельности студентов базируется на основе общей психологической теории деятельности, а основная особенность такой деятельности заключается в том, что она осуществляется в ходе учебной работы студентов, тесно переплетаясь и фактически являясь ее частью.

Информационную деятельность студентов также можно рассматривать как процесс активного взаимодействия между студентом и источником информации, организованный с помощью информационно-коммуникативных технологий и направленный на достижение учебно-профессиональных целей посредством информационных процессов, под которыми понимается совокупность последовательных действий, производимых над информацией для получения какого-либо результата.

С нашей точки зрения, информационная деятельность студентов тесно связана также с таким понятием, как информационное мышление, поскольку в ходе осуществления

1 Мовчан, И.И. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование. - 2009. - № 6. - С. 112

данной деятельности студенту, будущему специалисту, необходимо осознавать, с какой целью он ее осуществляет, для чего ему необходима та или иная информация. Следовательно, информационная деятельность невозможна без информационного мышления. Это подтверждает

А.А. Олейников, который трактует данное понятие как операцию сознания, направленную на материальный или духовный объект с целью изменения его содержания и формы, а также с целью получения информации, способствующей активизации мыслительных процессов1.

Изучая информационную деятельность в целом, необходимо рассмотреть ее

структуру (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура информационной деятельности студента

Дадим более подробное описание каждому из приведенных компонентов. Выделяют следующие цели информационной деятельности: познание законов природы и общества; производство нового знания, направленного на решение практических задач; внедрение знаний в практику. Мотивом информационной деятельности является активная форма отражения субъектом необходимости определенных условий деятельности, в числе которых важное место занимает информация. Основной потребностью, которая побуждает студента к выполнению информационной деятельности, выступает информационная потребность, проявляющаяся как на биологическом, так и социальном уровне. Средством информационной деятельности является источник информации. В качестве предмета информационной деятельности выступают определенные знания, умения и навыки, а также информационный материал. Усвоение знаний, умений и навыков происходит в процессе учебной работы студента и способствует формированию его информационной деятельности. Информационные действия проявляются в виде информационных процессов поиска, получения, преобразования, хранения и передачи информации. Результатом такой деятельности являются: измененная индивидуальная база знаний студента; его измененные информационные умения и навыки; информационный материал, сформированный с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Мы, в свою очередь, считаем необходимым добавить к результатам информационной деятельности еще один элемент, которым является развитие информационной компетенции. Очевиден тот факт, что в ходе постоянной информационной деятельности происходит постепенное развитие у студентов данной

1 Олейников, А.А. Формирование информационного мышления / А.А. Олейников // Педагогика. - 2007. - №

6. - С. 121.

компетенции. Принимая во внимание существующие сегодня условия развития и жизни общества, трудно недооценить значение информационной компетенции будущего специалиста, будущего профессионала, который по окончании университета вступает в существующее информационное общество и которому необходимо на практике применить полученные за время обучения знания.

Помимо структуры информационной деятельности ученые также выделяют уровни информационной деятельности. Рассмотрим следующие уровни информационной деятельности 1:

• низкий уровень информационной деятельности характеризуется сформированностью у студента отдельных информационных знаний и умений. Студент копирует алгоритмы осуществления информационной деятельности без учета собственных возможностей, способностей и особенностей конкретной ситуации. Для данного уровня характерно проявление сформированности у студентов отдельных компонентов внутренней структуры информационной деятельности или их отдельных элементов;

• на среднем уровне студент владеет системой информационных знаний и умений. Пытается конструировать содержание своей информационной деятельности, прогнозировать ее, выбирать наиболее рациональные способы и приемы работы с информацией с учетом конкретной задачи. Данный уровень характеризуется активным развитием у студентов компонентов внутренней структуры информационной деятельности;

• высокий уровень характеризуется накопленным опытом информационной деятельности, интенсивностью развития у обучающихся всех компонентов информационной деятельности и накоплением возможностей для их перехода на уровень саморазвития различных видов информационной деятельности. Студент умеет выявлять проблемные стороны в процессе осуществления данного вида деятельности и пути их решения, анализировать и оценивать свой опыт и опыт других студентов и с учетом этого корректировать свою информационную деятельность.

Проанализировав данные уровни информационной деятельности студентов и принимая во внимание результаты анкетирования, проведенного среди студентов-лингвистов Тольяттинского государственного университета, которое показало наличие ряда трудностей, возникающих у них при осуществлении информационно-поисковой деятельности, можно сказать, что далеко не все студенты обладают высоким уровнем информационной деятельности. Мало кто из студентов способен оценить свой опыт, не говоря уже об оценке опыта других студентов. Также можно заметить, что уровень информационной деятельности напрямую зависит от владения тем или иным студентом информационной компетенцией. Бесспорно, что при наличии хорошо развитой информационной компетенции у них не возникает проблем в ходе работы с информацией. Это также немаловажно для дальнейшей профессиональной деятельности. Как отмечает Ю.С. Брановский, умение добывать новое знание, выстраивая целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде (восприятие - мышление - применение), переводя его из хаотического состояния в упорядоченное, является одним из наиболее важных умений для современного специалиста. Чем более готов такой специалист к работе в информационной среде, тем успешнее будет его личностный и профессиональный рост, тем выше его социальная значимость2. Именно поэтому так важно уделять должное внимание изучению данной проблеме.

1 Мовчан, И.И. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан //

Информатика и образование. - 2009. - № 6. - С. 114

2

Брановский, Ю.С. Работа в информационной среде / Ю.С. Брановский, А. Беляева // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 82.

Как отмечает в своей работе Л.Л. Босова, умения и навыки нахождения, переработки и использования информации для решения задач в процессе обучения принято называть учебно-информационными и относить к общеучебным умениям и навыкам1. К таким навыкам относят следующие виды деятельности: использование справочной и

дополнительной литературы; различение и правильное использование разных литературных стилей; подбор и группировка материалов по определенной теме; составление планов различных видов, создание различных типов текстов; владение разными формами изложения текста; составление на основе текста таблиц, схем графиков; составление тезисов, конспектирование; подготовка рецензий; владение цитированием и различными видами комментариев; подготовка докладов, рефератов5. Развитие данных умений и навыков напрямую связано с осуществлением информационно-поисковой деятельности. Для того, чтобы проследить эту взаимосвязь остановимся сначала на понятии поиска как такового.

Существующее сегодня понятие «информационный поиск», под которым понимается «процесс отыскания в каком-то множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме (предмету) или содержат необходимые потребителю факты, сведения», ранее называлось библиографической эвристикой2. Ведущий специалист в области библиографической эвристики (поиска информации об изданиях) А.А. Гречихин выделяет три основные цели информационного поиска3:

1) поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально создаваемых для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги);

2) поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых есть или может содержаться нужная информация;

3) поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого.

В соответствии с теорией А.А. Гречихина, эти цели определяют три основных вида информационного поиска: библиографический, документальный и фактографический, которые тесно взаимосвязаны между собой. В межгосударственном стандарте об информационно-библиотечной деятельности и библиографии под библиографическим поиском понимается «информационный поиск, осуществляемый на основании библиографических данных»4. В системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу документальный поиск определяется как «информационный поиск, при которой объектами поиска являются документы»5. Третьим видом информационного поиска является фактографический поиск, под которым понимается такой информационный поиск, при котором отыскиваемая информация имеет характер конкретных фактических сведений6. Как было отмечено ранее, все эти виды информационного поиска тесно взаимосвязаны, так как в процессе поиска студентов могут интересовать как документы, так и конкретные фактические сведения. Также довольно часто в ходе информационно-

1 Босова, Л.Л. Работа с текстовой информацией в пропедевтическом курсе информатики и ИКТ / Л.Л. Босова // Информатика и образование. - 2009. - № 1. - С. 14.

2 Черный, А.И. Введение в теорию информационного поиска / А.И. Черный. - М.: Наука, 1975. - С. 58.

3 Гречихин, А.А. Общая библиография: Учебник для вузов / А.А. Гречихин - М., 2000. - С. 237

4 ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. Взамен ГОСТ 7.0-84; Введ. 01.07.2000. - Минск, 1999. - С. 14.

5 ГОСТ 7.73-96. Поиск и распространение информации. Термины и определения. Взамен ГОСТ 7.27-80; Введ. 01.01.1998. - Минск, 1996. - С. 11.

6 Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

поисковой деятельности необходимо задействовать все три вида поиска, для того, чтобы получить наиболее полную картину об интересующем вопросе.

Помимо приведенных выше видов информационного поиска, также выделяют следующие этапы осуществления информационного поиска: формулирование задачи поиска; разработка рабочей программы поиска; реализация поиска; оформление результатов поиска1.

Формулирование задачи поиска обусловлено соответствующим информационным дефицитом. Другими словами, на данном этапе необходимо определить тему (содержание) поиска. Формулирование задачи поиска позволяет определить область и особенности используемой литературы, облегчить составление программы поиска. Программа поиска, которая разрабатывается на втором этапе, должна максимально развернуть и конкретизировать поставленную задачу. Необходимо определить объект, методы, необходимые ограничения поиска, возможные объективные и субъективные затруднения, степень полноты, а также форму представления результатов поиска. Далее, в процессе реализации информационного поиска необходимо, чтобы сначала поиск соотносился с темой и целью, когда особенно необходим широкий охват информационных источников, литературы, то есть в первую очередь необходимо использовать библиографический и документальный виды поиска. Только после этого информационный поиск конкретизируется, ограничивается непосредственным содержанием решаемой задачи - научное или другое творчество. На заключительном четвертом этапе происходит оформление результатов поиска, которое может варьироваться в зависимости от целей. Так, если конечная цель информационного поиска заключается в написании научной работы, то результат должен быть оформлен как библиографический список согласно всем существующим требованиям.

Также рассмотрим этапы организации информационно-поисковой деятельности, предложенные Д.С. Ермаковым2. Представим их в виде схемы (рисунок 2).

1 Гречихин, А.А. Общая библиография: Учебник для вузов / А.А. Гречихин - М., 2000. - С. 237

2 Ермаков Д.С. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся / Д.С Ермаков // Народное образование. - 2009. - №4. - С. 158-163.

Рисунок 2 - Этапы организации информационно-поисковой деятельности

С нашей точки зрения, этапы, предложенные Д.С. Ермаковым, наиболее полно и детально представляют процесс информационного поиска, так как в данном случае этапы четко определяют каждый шаг при выполнении информационно-поисковой деятельности. Помимо этого, каждый из этих этапов как бы вытекает из предыдущего, что, на наш взгляд, поможет придерживаться логики информационного поиска при выполнении данной деятельности.

В соответствии с высказанным мнением, этапы, разработанные Д.С. Ермаковым, использовались нами при проведении анкетирования на определения уровня владения студентами информационной компетенцией, о котором ранее шла речь.

Главным инструментом информационно-поисковой деятельности является чтение. Как указывает Л.И. Бурова в своей работе, в учебной деятельности студентов в большинстве случаев на первый план выступает именно информационно-поисковый аспект чтения, предусматривающий удовлетворение профессиональных информативных потребностей, в процессе которого информация может студентом оцениваться, присваиваться или даже создаваться1.

Помимо этого чтение является одним из важнейших средств общения, оно обогащает человека и позволяет глубже понять окружающий мир. На том этапе развития человечества, на котором мы находимся сегодня, в век совершенствования науки и техники, чтение является одним из важнейших средств получения информации.

1 Бурова, Л.И. Дидактические основы формирования профессиональных навыков информационнопоискового чтения при подготовке специалистов в высших учебных заведениях: На материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.И. Бурова. - Воронеж, 1998. - С. 22.

Чтение как таковое представляет собой «процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка»1.

Чтение играет важную в роль в процессе образования, обучения и воспитания, так как является главным компонентом информационно-поисковой деятельности. Как отмечает Е.А. Тарабаева, именно эта деятельность ведет к формированию у студентов умений работать с информацией, то есть понимать, усваивать ее, и умений продуцировать, то есть писать различные виды текстов, такие как аннотации, статьи, рефераты, конспекты и так далее2. А.В. Рубцова указывает на то, что чтение, помимо всего прочего, выполняет различные функции: цели практического овладения иностранным языком и средства изучения иностранного языка и культуры, в условиях углубленного изучения иностранного языка — средства информационной, образовательной и профессионально-ориентированной деятельности обучаемого, а также средства самообразования и рекреативной деятельности (чтение для отдыха)3.

Как известно, профессиональная подготовка студентов языковых специальностей всегда имело свою специфику за счет направленности на текстовую деятельность. Важно также упомянуть о том, что процесс чтения на иностранном языке является сложным, многокомпонентным, так как для понимания и анализа информации текста студент должен использовать знания грамматики иностранного языка, уметь определить тему, замысел автора, применить навык компенсации недостатка понимания отдельных частей текста, пользуясь контекстом4. Систематическое чтение вырабатывает у обучающегося навык преодоления информационного барьера и свободной ориентации в иноязычной информационной среде, за счет чего происходит оформление и расширение информационной основы собственной профессиональной деятельности, что позволяет организовать ее в соответствии с вектором «цель - результат»5.

В процессе поиска необходимой информации очень важно правильно выбрать интересующий материал. Для этого необходимо применить соответствующий для того или иного текста вид чтения. В отечественной методике в качестве основных выделяют следующие виды чтения в зависимости от целевой установки: аналитическое; изучающее; просмотровое; поисковое; ознакомительное6. Основным отличием аналитического чтения от других видов чтения состоит в том, что аналитическое чтение предполагает не только умение выявить основную информацию, но и умение давать оценку. Помимо этого данный вид чтения включает такие виды работы с текстом, как отбор важных и второстепенных фактов, ответы на вопросы и постановку вопросов, выделение основных и дополнительных мыслей, комментарии, а также выражение своего мнения. Изучающее чтение отличается повторным перечитыванием частей текста, иногда с дополнительным произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использование в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Целью просмотрового чтения является получение общего представления о содержании текста, о

1 Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. - М., 1973. - С. 6.

2 Тарабаева, Е.В. Формирование познавательно-практической самостоятельности в профессиональной языковой подготовке студентов технических специальностей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Тарабаева. - Ижевск, 2005. - С. 12.

3 Рубцова, А.В. Обучение продуктивному филологическому чтению на иностранном языке в условиях самостоятельной работы студентов языковых факультетов педагогических университетов: на материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.В. Рубцова. - СПб., 2006. - С. 93.

4 Горюнова, Е.С. Критерии отбора текстов для обучения студентов неязыковых вузов иноязычному профессионально ориентированному чтению / Е.С. Горюнова // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 2. - С. 60.

5 Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие / В.Д. Шадриков. -М.: Логос, 1997. - С. 48.

6 Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2005. - С. 156 - 157.

теме и круге рассматриваемых в нем вопросов. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его главными деталями и частями. Целью поискового чтения является обнаружение конкретной информации, опоры для понимания (определение, правила, цифровые и иные данные), часто используя известное для понимания неизвестного. При поисковом чтении извлечение смысловой информации происходит автоматизировано. При ознакомительном чтении предметом внимания читающего является все произведение (книга, статья) без установки на получение какой-либо определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Так читают обычно художественные произведения, газетные статьи, научно

- популярную литературу, когда они не представляют предмета специального назначения.

Зарубежные методисты также выделяют виды чтения, применяемые при работе с текстами1:

• skimming (определение основной идеи текста);

• scanning (поиск конкретной информации в тексте);

• reading for details (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла).

Сопоставив отечественные и зарубежные разновидности чтения обнаруживаем, что ознакомительное и просмотровое чтение соответствует иностранному понятию «skimming», так как целью такого чтения является получение общего представления о содержании текста и основных идей, которые в нем содержатся. Поисковое чтение в отечественной методике соответствует зарубежному понятию «scanning», так как в обоих случаях цель такого чтения состоит в поиске каких-то конкретных данных, какой-то конкретной информации. Вид чтения, определяемый как «reading for details», совпадает с отечественными понятиями аналитического и изучающего чтения, где большое значение уделяется тщательному прочтению текста, его детальному восприятию и анализу. Таким образом, сравнив виды чтения, которые выделяют отечественные и зарубежные исследователи, можно сделать вывод, что отсутствуют серьезные разногласия в понимании различных видов чтения, которыми студенты должны овладеть для успешной информационно-поисковой деятельности.

Студенты должны самостоятельно выбирать вид чтения в зависимости от поставленных ими целей. Просмотровое чтение необходимо, чтобы иметь представление о тематике текста. Иногда для этого достаточно просмотреть заголовки, бегло прочитать некоторые абзацы или параграфы, даже отдельные предложения. Ознакомительное чтение иногда также называют чтением с общим охватом содержания, так как студент в данном случае обращает внимание на основную информацию, на общее содержание текста. При изучающем чтении студентов интересуют детали, требующие полного понимания и критического переосмысления, то есть информация, которую они будут использовать в дальнейшей работе.

Важно отметить, что при наличии хорошо сформированного умения читать студент, студент должен владеть всеми видами чтения, а также должен с легкостью переходить от одного вида чтения к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. Именно это умение активизирует информационно-поисковую деятельность студентов, учит их работать с информацией, анализировать ее. А.В. Тарабаева особо отмечает тот факт, что овладение всеми видами чтения характеризует студента как «зрелого чтеца», способного свободно ориентироваться в огромном потоке информации, что позволяет ему самостоятельно выбрать определенный вид чтения в той

1 Тарабаева, Е.В. Формирование познавательно-практической самостоятельности в профессиональной языковой подготовке студентов технических специальностей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Тарабаева. - Ижевск, 2005. - С. 24.

или иной ситуации в процессе его познавательной деятельности1. Таким образом, можно сказать, что различные виды чтения играют важную роль в обучении студентов и являются основой для профессиональной подготовки специалистов. Помимо этого, практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и базовые умения, связанные с переработкой смысловой информации2. А поскольку поток информации сегодня постоянно увеличивается, одним из главных умений становится умение быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию.

В заключение следует еще раз отметить, какое важное место в жизни современного человека занимает сегодня информация. В связи с этим, важно научить студентов эффективно осуществлять информационно-поисковую деятельность, научить использовать алгоритмы работы с информацией, научить использовать для этого существующие виды чтения, показать способы и приемы дальнейшего использования полученного материала. Решение проблемы качества профессиональной подготовки специалистов методисты видят именно в информационно-ориентированном образовании3.

Из всего вышесказанного следует, что сегодня необходимо уделять особое внимание развитию информационной компетенции, которая играет важную роль в осуществлении информационно-поисковой деятельности студентов.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: Советская энциклопедия, 19691978.

2. Босова, Л.Л. Работа с текстовой информацией в пропедевтическом курсе информатики и ИКТ / Л.Л. Босова // Информатика и образование. - 2009. - № 1. - С. 14-23.

3. Брановский, Ю.С. Работа в информационной среде / Ю.С. Брановский, А. Беляева // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 81-87.

4. Бурова, Л.И. Дидактические основы формирования профессиональных навыков информационно-поискового чтения при подготовке специалистов в высших учебных заведениях: на материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/ Л.И. Бурова. - Воронеж, 1998. - 236 с.

5. Горюнова, Е.С. Критерии отбора текстов для обучения студентов неязыковых вузов иноязычному профессионально ориентированному чтению / Е.С. Горюнова // Вестник ТГПУ.

- 2011. - № 2. - С. 60-64.

6. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. Взамен ГОСТ 7.0-84; Введ. 01.07.2000. - Минск, 1999. - 23 с.

7. ГОСТ 7.73-96. Поиск и распространение информации. Термины и определения. Взамен ГОСТ 7.27-80; Введ. 01.01.1998. - Минск, 1996. - 23 с.

8. Гречихин, А.А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. - М., 2000. - 588 с.

9. Ермаков Д.С. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся / Д.С. Ермаков // Народное образование. - 2009. - №4. - С. 158-163

10. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. - М., 1973. - 207 с.

11. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1990. - 262 с.

1 Рубцова, А.В. Обучение продуктивному филологическому чтению на иностранном языке в условиях самостоятельной работы студентов языковых факультетов педагогических университетов: на материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.В. Рубцова. - СПб., 2006. - С. 93.

2 Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2005. - С. 156 - 157.

3 Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1990. - С. 65.

12. Мовчан, И.И. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза I И.И. Мовчан II Информатика и образование. - 2009. - N° 6. - С. 112-114.

13. Олейников, A.A. Формирование информационного мышления I A.A. Олейников II Педагогика. - 2007. - М 6. - С. 121-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Рубцова, A3. Обучение продуктивному филологическому чтению на иностранном языке в условиях самостоятельной работы студентов языковых факультетов педагогических университетов: на материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 I A3. Рубцова. - СПб., 2006. - 236 с.

15. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций для студентов пед. вузов и учителей I Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.

16. Тарабаева, Е.В. Формирование познавательно-практической самостоятельности в профессиональной языковой подготовке студентов технических специальностей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 I Е.В. Тарабаева. - Ижевск, 2005. - 239 с.

17. Черный, A.H Введение в теорию информационного поиска I A.^ Черный. - М.: Наука, 1975. - 238 с.

18. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие I В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1997. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.