Научная статья на тему 'Информационно-педагогические условия внедрения технологии дистанционного обучения в вузах МВД России'

Информационно-педагогические условия внедрения технологии дистанционного обучения в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Т. Н.

Современные политические и экономические отношения в стране и во всем мире требуют от человека высоких профессиональных навыков. Поэтому число людей, желающих получить высшее образование, увеличивается из года в год, однако качество образования ухудшается. Это связано с рядом причин, одной из которых является не совершенствование форм и методов учебного процесса. В предоставленной работе рассматривается вопрос о внедрении в образовательный процесс современных информационно-педагогических технологий, что, безусловно, позволит повысить не только качество образования, но и привлечет дополнительный контингент обучающихся, в частности в вузы системы МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-педагогические условия внедрения технологии дистанционного обучения в вузах МВД России»

Психологоия, педагогика, филология, философия

УДК 378. 147 Т.Н. Васильева*

Информационно-педагогические условия внедрения технологии дистанционного обучения в вузах МВД России

Современные политические и экономические отношения в стране и во всем мире требуют от человека высоких профессиональных навыков. Поэтому число людей, желающих получить высшее образование, увеличивается из года в год, однако качество образования ухудшается. Это связано с рядом причин, одной из которых является не совершенствование форм и методов учебного процесса. В предоставленной работе рассматривается вопрос о внедрении в образовательный процесс современных информационнопедагогических технологий, что, безусловно, позволит повысить не только качество образования, но и привлечет дополнительный контингент обучающихся, в частности в вузы системы МВД.

Modem political and economical relationships in the country require from the person high professional skills. That is why the number of people who wants to get high education is increasing from year to year. However, the quality of education is decreasing nowadays. That is connected with the number of reasons. One of these reasons is that the methods and the forms of studying process are inadequate to the modern requirements. This work is devoted to the question of applying modern informational and pedagogical technologies to the process of education. It will help us not only to raise the level of education but also attract additional quota of students to the Universities of system Ministry of Internal Affairs, in particular.

Повышение качества образовательного процесса в вузах МВД России требует внедрения принципиально новых форм и методов организации обучения, в т.ч. в его заочных формах. В современных условиях в практике педагогической деятельности все чаще используются методы обучения, основанные на применении информационных и телекоммуникационных технологий как наиболее совершенных форм дистанционного обучения.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов, практического опыта по реализации дистанционного обучения на различных уровнях системы непрерывного образования доказывает инновационный характер этого вида обучения, его актуальность и перспективность1.

* Соискатель кафедры педагогики, методист специального факультета Санкт-Петербургского университета МВД

России.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007

Одна из важнейших целей дистанционного обучения - обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте их проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний по средствам обмена образовательными ресурсами. Закономерно, что средством достижения такой цели должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер.

При этом дистанционное обучение не заменяет традиционные педагогические технологии, а лишь дополняет их. Важно и то, что при реализации некоторых образовательных программ технология дистанционного обучения может быть использована лишь в минимальной степени, в других случаях применение ее более значительно, а в некоторых она может быть ведущей.

Преимуществами использования технологии дистанционного обучения, как показывают многочисленные исследования2, являются следующие.

1. Гибкость. При дистанционном обучении в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а обучаются в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что является большим преимуществом для сотрудников органов ОВД и других ведомств в связи с их занятостью на службе.

2. Модульность. В основу программ дистанционного обучения положен модульный принцип. Каждый отдельный курс программ создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям. Этот фактор может усиливаться по мере дальнейшего ввода новых курсов.

3. Экономическая эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

4. Ориентация на потребителя. Одним из наиболее важных факторов успеха развития дистанционного образования является то, что по разным причинам не все люди могут регулярно посещать учебные занятия. Использование технологии дистанционного обучения расширяет доступ к качественному, проверенному на опыте образованию.

5. Обучение в филиалах и представительствах непосредственно через ведущий вуз. Создавая филиалы и представительства, вуз сталкивается с рядом проблем, одной из которых является ухудшение качества образования. Это возможно по ряду причин:

- возможное отсутствие в филиалах и представительствах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;

- невозможность быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной

базы;

- экономическая нецелесообразность развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов;

- отсутствие в филиалах традиций и опыта проведения научно-исследовательских и работ и экспериментов по определенным дисциплинам.

Решение данных проблем возможно благодаря использованию в сфере образования новых информационных технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса.

Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс требует создания информационной среды, которая включает в себя технологию, методы и приемы обучения, учебно-методическое обеспечение, техническое обеспечение.

Используемые сегодня в мировой практике технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы, аудио, видеоносители); средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное

тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа); видеоконференции -развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно новые возможности дистанционному обучению. В российской высшей школе они активно развиваются в виде применения электронных учебников и технологии обмена текстовой информацией с помощью асинхронной электронной почты.

В настоящее время в практике дистанционного образования стали применяться развитые средства телекоммуникации, спутниковые каналы связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям. Это связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью каналов связи и используемого оборудования.

Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации общения между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.

Оперативный доступ к разделяемым информационным ресурсам позволяет получить интерактивный доступ к удаленным базам данным, информационно-справочным системам, библиотекам при изучении конкретной дисциплины. Данный режим доступа on-line позволяет в течение секунд осуществить передачу необходимого учебного материала.

Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и изображения, компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.

Видеоконференции по цифровому спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии совмещают высокое качество передаваемого видеоизображения и низкую стоимость проведения видеоконференции (более чем на два порядка меньше, чем при использовании обычного аналогового телевизионного сигнала). Эта технология может оказаться эффективной при относительно небольшом объеме лекций (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000 студентов) для проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курсов и образовательных программ.

Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Основой для разработки методов дистанционного обучения являются новые информационнотехнические, в частности, телекоммуникационные возможности, и средства передачи текстовой и мультимедийной информации, представляемые сетью Internet. Новейшие информационные технологии не только предполагают новые способы получения и передачи информации, но и обеспечивает удаленную работу с банками данных, использование которых в современном образовательном процессе чрезвычайно важно. По способу коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) подразделяют следующим образом3.

1. Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа-подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-,

видеоматериалы и, что особенно важно для электронных университетов, учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это прежде всего:

- интерактивные базы данных;

- электронные журналы;

- компьютерные обучающие программы (электронные учебники).

be

гъ

съ

1

?

а

I

3

<\>

съ

*

X

S

сь

■9

съ

I3

Психология, педагогика, филология, философия

*!

В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсы, разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные базы данных как для студентов, так и для преподавателей. Другим решением является предоставление доступа к внешним базам данных. Компьютерные обучающие программы представляют собой программное ^ обеспечение, которое может использоваться на удаленном компьютере через компьютерную ^ сеть. Сеанс связи с удаленным компьютером может осуществляться при помощи, например, модемной связи или услуг 1п1егпе1.

2. Методы индивидуализированного преподавания и обучения. Для них характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом. Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством ф ( таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие " теленаставничества (система «тьюторов»), опосредованного компьютерными сетями, ^ является важным компонентом учебного процесса в электронных университетах.

3 3. Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала

^ преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активной роли в коммуникации. Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают ^ новое развитие на базе современных информационных технологий. В современном дистанционном образовательном процессе стали широко использоваться «э-лекции» (электронные лекции), т.е. лекционный материал распространяется по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений (ВВ8). Э-лекция может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебные материалы, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям.

^ 4. Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми

участниками учебного процесса. Значение этих методов и интенсивность их использования 5 существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. ^ Интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между ^ преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. ^ Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и % конференций. Технологии аудио-, графических и видеоконференций позволяют активно

I

развивать такие методы в дистанционном образовании.

^ Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные

^ конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую

N

^ Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие

методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, в мозговые атаки, методы номинальной группы, форумы, проектные группы.

^ В настоящее время профессорско-преподавательским составом Санкт-Петербургского

университета МВД России под руководством управления учебно-методической работы совместно с информационно-техническим центром ведется активная работа по внедрению технологии дистанционного обучения в образовательный процесс вуза: разрабатывается учебная литература; корректируются учебная программа и учебные планы; ведется работа ^ по оснащению факультетов и филиалов необходимыми техническими средствами.

^ Поскольку определяющим элементом при дистанционном обучении является наличие

^ выхода в 1п1ете1;, компьютеризация библиотеки, создание библиотеки учебников и учебных 5 пособий на дискетах и лазерных дисках СБ-ЯОМ, то создаваемая учебная литература соответствует определенным требованиям: по своей структуре она разрабатывается в виде ^ сборников обучающих программ; для печатных вариантов учебной литературы, ^ предусматривается возможность компьютерной трансформации; учебный материал излагается в сжатом виде, простым, доступным для понимания языком, насыщенным профессиональной терминологией; при этом методические указания составляют органическую часть излагаемого материала и располагаются непосредственно в нем; графический материал (рисунки, схемы, графики и др.), присутствующий в литературе обладает необходимой информативностью, при этом легко читается.

Таким образом, создаваемая учебная литература часть функций преподавателя берет на себя и становится при этом своеобразным самоучителем в системе дистанционного обучения.

Знание структуры и закономерностей самостоятельной деятельности дает возможность при разработке курсов предусмотреть возможные ошибочные действия для того, чтобы предотвратить их или нейтрализовать. С этой целью наряду с различного рода упражнениями разрабатываются диагностирующие тесты. Они носят контрольно-тренировочный характер и обеспечивают обратную связь в виде самоконтроля или контроля. Они разрабатываются для каждого направления и по всем циклам дисциплин, учитывая специфику. Для зачетных работ и по окончании изучения раздела предусматривается трехуровневая по сложности система контроля. Однако не отказываются и от традиционных форм контроля. Важно подчеркнуть, что итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Специфика дистанционного обучения такова, что обучаемый в любом случае остается один на один с заданием и работает самостоятельно, но вместе с тем - и это чрезвычайно важно - он знает, что в любой момент может обратиться за помощью к преподавателю. Однако следует отметить, что в системе дистанционного обучения роль преподавателя изменяется. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.

Опыт организации дистанционного обучения в вузах системы МВД показывает, что ключевыми условиями его внедрения являются:

- наличие нормативно-правовой базы, позволяющей вести образовательный процесс с использованием технологий дистанционного обучения;

- разработка учебно-методического обеспечения и программного обеспечения;

- оснащение вуза современными техническими средствами и организация сети учебных центров в местах проживания обучающихся;

- наличие квалифицированных специалистов, организующих процесс обучения по дистанционным технологиям;

- подготовка и переподготовка педагогических кадров, способных реализовать концепцию дистанционного обучения, включая индивидуальное обучение и обучение в регионах, находящихся вдали от базового образовательного центра.

Литература

1. Жуков Ю.И., Лабинский А.Ю., Примакин А.И., Чуприян А.П. Дистанционномодульное обучение как одно из направлений подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2000. № 3 (7). - С. 26-31.

2. Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушкина. - Ростов-н/Д., 2002.

3. Андреев А.А, Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Изд-во НИИДО, 1999.

4. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1998.

5. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы: Материалы шестой международной конференции по дистанционному обучению. - М, 1998.

6. Подлесский Г.Ф., Прасько А.Д., Филатов А.А. Педагогические аспекты повышения качества обучаемых на основе современных информационных технологий. -Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2001.

1 См.: Жуков Ю.И., Лабинский А.Ю., Примакин А.И., Чуприян А.П. Дистанционно-модульное обучение как одно из направлений подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2000. № 3 (7) С. 26-31; Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушкина. Ростов-н/Д., 2002.

2 См., напр.: Жуков Ю.И., Лабинский А.Ю., Примакин А.И., Чуприян А.П. Указ. соч.; Педагогические технологии...; Андреев А.А, Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 1999.

3 См.: Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. М., 1998.

Ьв

гъ

съ

и

Я

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о?

*

т

е

р

у

<\>

съ

*

у

X

Я

сь

р

съ

Я

те

Р

съ

съ

Я

и

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.