Научная статья на тему 'Информационно-образовательное пространство новой педагогики'

Информационно-образовательное пространство новой педагогики Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

127
50
Поделиться
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ / УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ / MANAGEMENT OF STUDENTS' SELF-DEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сазонова Зоя Сергеевна, Матвеева Елена Владимировна

В отечественных технических университетах активное использование электронных информационных средств началось в конце ХХ в. Процесс их внедрения не был «гладким». Однако он непрерывно развивался, преодолевая объективные трудности и различные препятствия. В конце первого десятилетия XXI в. оказалось, что в России, невзирая на сомнения скептиков, сформировалось открытое информационно-образовательное пространство. Оно предоставляет уникальные возможности для управления самостоятельной работой студентов, непрерывного образования и самообразования всех участников образовательного процесса и бросает вызов классической педагогике, становясь реальной основой для изменения позиций, ролей и функций преподавателей и студентов в процессе их взаимодействия.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Сазонова Зоя Сергеевна, Матвеева Елена Владимировна,

Open information-educational environment of the new pedagogics

The article focuses on the active use of information technologies started in Russian technical universities during the last decade of the 20-th century. The process of their implementation was not smooth. It has been being constantly developed, overcome objective difficulties and various obstacles. At the end of the first decade of the 21-st century it turned out that in Russia, despite the doubts of skeptics, an open information-educational environment for continuous education has formed. It presents unique opportunities for management of self-dependent work of students, for self-education of all participants of learning process, challenging the classical pedagogy and becoming the real foundation for the change of positions, roles and functions of faculty and students in the process of their interaction.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательное пространство новой педагогики»

щие критическое и творческое мышление студентов.

Надеемся, что рассмотренная выше технология проведения лекции заинтересует коллег, позволит им под новым углом зрения посмотреть на привычные формы преподавания, вызовет желание экспериментировать, творить, привносить новшества в свою работу!

Литература

1. Основы критического мышления (междис-

циплинарная программа) / Сост. Дж.Л. Стил, К.С. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Нью-Йорк: Ин-т «Открытое общество», 1997.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое

мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

KRASINSKAYA L. LEARNING TO LEARN AFRESH, OR ABOUT UNUSED POTENTIALITIES OF A LECTURE

This article reviews a technology of giving an innovational lecture, which is conducive to forming cognitive competences of students. Characteristics of the pedagogical intellection developing methods are given.

Keywords: lecture, technology, competences, intellection developing methods.

З.С. САЗОНОВА, профессор Е.В. МАТВЕЕВА, ассистент Московский автомобильнодорожный государственный технический университет

Информационнообразовательное пространство новой педагогики

В отечественных технических университетах активное использование электронных информационных средств началось в конце ХХ в. Процесс их внедрения не был «гладким ». Однако он непрерывно развивался, преодолевая объективные трудности и различные препятствия. В конце первого десятилетияXXI в. оказалось, что в России, невзирая на сомнения скептиков, сформировалось открытое информационнообразовательное пространство. Оно предоставляет уникальные возможности для управления самостоятельной работой студентов, непрерывного образования и самообразования всех участников образовательного процесса и бросает вызов классической педагогике, становясь реальной основой для изменения позиций, ролей и функций преподавателей и студентов в процессе их взаимодействия.

Ключевые слова: открытое информационно-образовательное пространство; непрерывное образование; самообразование; взаимодействие преподавателей и студентов; управление самостоятельной работой студентов.

В информационном обществе ведущие роли играют «производители информации », разработчики технологических новшеств и специалисты, способные обеспечивать всю цепочку технологических приложений с целью получения социально значимых результатов. Изучение динамики происходящих в мире изменений и осознание их сущности являются необходимыми предпосылками для проектирования и реализации адекватных нашему времени педагогических

процессов, обеспечивающих студентам и преподавателям основу для их непрерывного самообразования, саморазвития, само-созидания и самореализации. Основой современной модели образования является концепция непрерывного образования в течение всей жизни [1].

Чтобы быть конкурентоспособным в условиях информационного общества, выпускник вуза должен быть готов к эффективной самостоятельной работе, владеть

инновационными средствами, методами и технологиями познавательной и профессиональной деятельности. Для этого у него должны быть сформированы компетенции эффективного самостоятельного учения и навыки самостоятельного и ответственного выполнения учебной профессиональноориентированной работы. Еще десять лет назад, в январе 2001 г., министр образования В.М. Филиппов отмечал, что необходимо решить проблемы «разработки и внедрения новых информационных технологий, реструктуризации учебного процесса, в частности, повышения роли самостоятельной работы студентов» [2]. Прошло десять лет, необходимость реструктуризации процессов профессиональной подготовки стала еще более очевидной.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО не менее 50% учебного времени, предусмотренного для освоения образовательных программ, должно отводиться на самостоятельную работу студентов. В перспективе, по-видимому, учебный процесс все больше будет смещаться в сторону самостоятельной работы студентов. Однако «в настоящее время при переходе на кредитные технологии профессионально-ориентированного обучения в бакалавриате важнейшей проблемой, требующей своего разрешения, является проблема комплексного решения задач материального, организационного, учебно-методического и учебно-лабораторного обеспечения самостоятельной работы студентов» [3].

Опыт педагогической работы авторов доказал, что самостоятельная работа студентов должна быть управляемой [4]. Особенно важным, на наш взгляд, является управление самостоятельной работой студентов младших курсов. Процесс становления самостоятельности будущих профессионалов, в том числе познавательной, включает последовательность необходимых этапов [5]. Эффективность процесса продвижения по пути формирования познавательной самостоятельности студентов зависит от технологий, методов и средств

организации их самостоятельной работы. Управление самостоятельной работой - это процесс повышения ее эффективности посредством создания благоприятных условий для ее выполнения.

До самого последнего времени отечественным студентам (а тем более школьникам!) не преподавались основы методологии учебной деятельности. Учебные задания, предлагаемые студентам для самостоятельного выполнения, традиционно ориентированы на развитие только интеллектуальной сферы личности. Однако личность характеризуется тремя сферами: интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Упор на одну из них в процессе обучения ведет к диспропорции личностного развития, не способствует развитию мотивации к учебной деятельности. Опыт педагогической работы позволяет утверждать, что большинство студентов имеют хорошие задатки познавательных способностей и творческих возможностей, которые актуализируются в учебном процессе только при наличии определенных педагогических условий и средств.

Коллектив кафедры инженерной педагогики МАДИ начиная с 2003 г. серьезно занимается исследованием проблем организации познавательно-созидательной самостоятельной деятельности студентов и управления этой деятельностью в условиях информационного общества.

Как известно, предметом педагогики как науки является «взаимодействие педагога и обучающегося» [6]. Сегодня становится ясно, что традиционные формы и содержание этого взаимодействия, сформировавшиеся в период индустриального развития общества, не удовлетворяют требованиям постиндустриальной эпохи. Нам необходимо признать и учесть социокультурную обусловленность изменений педагогической реальности и осуществить их с позиции как преподавателей, так и студентов.

Понимая высокую ответственность преподавателей кафедры инженерной педагогики в обеспечении качества профессиональ-

ной подготовки будущих инженеров, авторы настоящей статьи инициировали научный поиск возможностей оптимизации организационно-педагогических условий, необходимых для развития творческого взаимодействия преподавателей и студентов.

На первом этапе нашего исследования с каждым из участвующих в эксперименте студентов проводилось «входное» тестирование, цель которого заключалась в определении индивидуальных «начальных условий». Оценивались: степень подготовленности по дисциплинам, быстрота восприятия, особенности памяти, уровень концентрации внимания, способность к анализу и синтезу, уровень системности мышления. Полученные данные учитывались при разработке проектов индивидуального интеллектуального и информационного развития.

Авторы подготовили специальные обучающие методические пособия и создали специализированный банк задач, предназначенный для обучения и контроля качества результатов работы студентов по физике, подключили возможности локальных электронно-образовательных ресурсов. Решение предлагаемых студентам задач было нацелено не только на формирование и углубление знаний по физике, но и на развитие когнитивных компетенций. Индивидуальные комплексные задания подбирались с учетом личностных возможностей студентов таким образом, чтобы они были принципиально посильными, но требовали для успешного выполнения концентрации психологических и интеллектуальных усилий. В связи с особой важностью воспитательных функций обучения на данном этапе построение индивидуальных траекторий интеллектуального и психического развития осуществлялось на основе педагогической рефлексии. Многолетний опыт педагогической работы помогал предвидеть возможные трудности в познавательной деятельности каждого студента и поддержать зарождающиеся процессы самоуправления. Динамика положительных изменений и степень их

соответствия разработанной исходной модели развития системы компетенций определялись по качеству самостоятельно полученных студентами решений.

Проверка выполнения индивидуальных заданий требовала от преподавателей значительных временных затрат, при этом совершенно не оставалось времени для главного - разбора имевшихся у студентов затруднений или обсуждения некоторых интересных находок наиболее способных студентов (что могло бы быть полезным для всех). Соответственно, у преподавателей не было удовлетворения от результатов очень трудоемкой работы, связанной с проверкой решений индивидуальных заданий, большинство из которых выполнялись по необходимости (иначе понизился бы рейтинг успеваемости!). Уровень внутренней мотивации студентов к выполнению индивидуальной, но традиционно организованной самостоятельной работы повышался незначительно.

Несколько повысить уровень мотивации студентов удалось за счет более широкого внедрения в процесс аудиторных занятий компьютерной техники и новых электронных продуктов, предназначенных для обучения и контроля знаний. Тем не менее по-прежнему нерешенными оставались проблемы организации активного взаимодействия преподавателей и студентов и низкого уровня интерактивности взаимодействия студентов с электронными обучающими ресурсами первых поколений. Эффективность учебного процесса несколько возросла, однако этого удавалось добиться лишь за счет энтузиазма преподавателей и значительного увеличения их рабочего, никак официально не учитываемого времени.

Так появилась идея, что для радикального решения проблемы нужны принципиально новые модели взаимодействия преподавателей и студентов, новые организационные и педагогические условия совместной работы, новые педагогические средства. Эта мысль побудила преподавательский коллек-

тив к глубокому критическому анализу опыта, накопленного в других отечественных технических вузах и в образовательных системах стран Европы и США, и, главное, к выявлению основных тенденций развития современного инженерно-технического образования. Работа выполнялась не только в процессе изучения научных публикаций. Важными оказались личные контакты с иностранными преподавателями технических университетов, которые, как и преподаватели кафедры инженерной педагогики МАДИ, являются членами Международного общества по инженерной педагогике

(Ю1Р).

В процессе обсуждения важных вопросов было выяснено, что наши трудности не являются неожиданностью для зарубежных коллег. Многим из них удалось преодолеть трудности за счет осознания того, что используемые технологии организации самостоятельной работы современных студентов не адекватны их потребностям. Главные потребности современных студентов связаны с поисками самих себя, с самопознанием, самоутверждением, с открытием собственных методов личностного развития. В настоящее время стратегическим направлением модернизации инженерного образования в развитых странах Европы и США является оптимизация организации и управления самостоятельной познавательно-созидательной учебной работой студентов за счет активного использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП), обладающих чрезвычайно широким спектром ранее недоступных возможностей. Например, открытость электронных образовательных ресурсов нового поколения создает основу для авторского творчества преподавателей технических дисциплин, для создания инициативных электронных образовательных модулей по любым предметам, отвечающих конкретным образовательным запросам.

Полученная информация свидетельствовала о том, что использование возможностей ЭОР НП позволяет разнообразить

все виды учебной деятельности будущих инженеров, ориентированной на развитие их когнитивных и профессиональных компетенций, на увеличение их творческого потенциала и формирование инженерной культуры.

Вектор поисков нашей исследовательской группы определился. Как следствие, возникли две новые задачи. Во-первых, предстояло ознакомиться с уже имеющимися отечественными ЭОР. Во-вторых, требовалось провести их апробацию и оценить реальную возможность их использования для повышения эффективности самостоятельной работы наших студентов.

Апробация педагогических возможностей мультимедийного ЭОР НП «Инженерная педагогика », разработанного международной командой членов Ю1Р, проходила в Центре инженерной педагогики (ЦИП МАДИ) в процессе организации самостоятельной работы одной из групп слушателей (в основном молодых преподавателей и аспирантов). Контрольная группа пользовалась традиционным инструментарием, экспериментальная - ЭОР НП. Мониторинг качества промежуточных и «выходных» результатов работы членов обеих обучающихся групп позволил дать высокую оценку педагогическим возможностям использованного в учебном процессе электронного образовательного ресурса. Критериями оценки были следующие: сроки и качество выполнения индивидуальных проектов; дискуссионная активность в процессе презентации промежуточных результатов аттестационно-квалификационных работ; количество представленных к публикации статей; средний балл индивидуальных оценок удовлетворенности самих слушателей эффективностью обучения; процент посещаемости консультационных занятий.

Большинство молодых преподавателей отметили, что ЭОР НП способны инициировать системные изменения в целостном образовательном процессе, активно воздействуя на все его компоненты, в том числе на

методики обучения, на самих субъектов педагогического взаимодействия и процессы взаимодействия между ними, образовательные технологии и т.д. Выпускниками экспериментальной группы ЦИП были названы конкретные изменения, связанные:

• с новым структурированием учебного материала на основе включения в содержание профессионально-педагогической подготовки практико-ориентированных задач;

• с новыми технологиями взаимодействия: использование ИКТ в сочетании с технологиями развития критического мышления, а также проектными и исследовательскими технологиями, способствующими освоению преподавателями новых профессиональных ролей организаторов совместной работы в группе и координаторов (модераторов) в процессе обсуждения презентаций.

В течение двух лет проводился педагогический эксперимент по выявлению возможностей целенаправленного формирования у студентов первого и второго курсов системы компетенций и повышению их уровня в процессе изучения дисциплин «Физика » и «Основы инженерного творчества». Основной акцент в эксперименте был сделан на изучении эффективности использования ЭОР НП в процессе управляемой самостоятельной работы студентов. Анализ результатов выполненного педагогического исследования позволил сформулировать следующие выводы.

• Система компетенций будущих инженеров может и должна формироваться и развиваться в процессе управляемой самостоятельной работы студентов, обеспеченной методическими и учебными материалами, включающими электронные образовательные ресурсы нового поколения.

• Современные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы нового поколения позволяют реализовать новый способ организации как учебного процесса, так и профессионального общения. Они определяют как мини-

мум четыре направления радикальных изменений в системе профессионального образования:

1) замену закрытой образовательной среды открытой информационно-образовательной средой;

2) индивидуализацию образования [7];

3) утверждение самообразования и самообучения в качестве ведущих форм образования;

4) ориентацию на образование, созидающее знание.

Итак, в условиях перехода отечественных технических университетов к работе на основе ФГОС ВПО решить в короткие сроки проблему учебно-методического обеспечения самостоятельной познавательной деятельности студентов и формирования необходимых им компетенций можно, на наш взгляд, лишь при эффективном использовании уже имеющихся в открытом доступе электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Современные студенты воспринимают открытую информационно-образовательную среду как естественную для них среду обитания и жизнедеятельности, активно и успешно применяют ее для достижения познавательных и профессионально-ориентированных целей. Созданное человечеством открытое информационно-образовательное Интернет-пространство уже сегодня обеспечивает возможности осуществления непрерывного образования в течение всей жизни и позволяет говорить о феномене рождения новой педагогики.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-эко-

номического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2. Филиппов В.М. Высшая школа России пе-

ред вызовами XXI века // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 5-15.

3. Газалиев А.М., Егоров В.В., Брейдо Н.В.

Обучение студентов технических специальностей в бакалавриате // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 138-142.

4. Жураковский В.М., Сазонова З.С., Ткачева

Т.М., Чечеткина Н.В, Курбатов С.А. Управление самостоятельной работой: мировой опыт // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 45-49; Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). 2004. № 2. С. 5-8.

5. Сазонова З.С. Формирование условий для

самоподготовки студентов по техниче-

ским дисциплинам // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Педагогика». 2007. Т. 1. № 2. С. 145-150.

6. Новиков А.М. Методология учебной дея-

тельности. М.: Эгвес, 2005. 176 с.

7. Sazonova Z.S. Modern information techno-

logies and a dream about individual education // Engineering Education in the World of no Frontiers: Материалы межд. конф. по инженерному образованию. Sao Vicente/ Santos. Brazil, 2003, March 16-19. P. 36-39.

SAZONOVA Z, MATVEEVA E. OPEN INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE NEW PEDAGOGICS

The article focuses on the active use of information technologies started in Russian technical universities during the last decade of the 20-th century. The process of their implementation was not smooth. It has been being constantly developed, overcome objective difficulties and various obstacles. At the end of the first decade of the 21-st century it turned out that in Russia, despite the doubts of skeptics, an open information-educational environment for continuous education has formed. It presents unique opportunities for management of selfdependent work of students, for self-education of all participants of learning process, challenging the classical pedagogy and becoming the real foundation for the change of positions, roles and functions of faculty and students in the process of their interaction.

Keywords: open information-educational environment; continuous education; self-education; interaction of the faculty and students; management of students’ self-dependent work.

т.н. банщикова, доцент Толерантность

ю.п. вЕтров профессор в поликультурном

Северо-Кавказский государствен- ^ ^Г

ный технический университет пространстве вуза

Феномен толерантности рассматривается в контексте конкретного социокультурного пространства региона и поликультурного пространства вуза, в которых его общие характеристики приобретают особый характер. Представлены основные подходы к формированию у студентов культуры межнациональных отношений, воспитанию менталитета толерантности в рамках поликультурного пространства вуза.

Ключевые слова: толерантность, поликультурное пространство, межнациональные отношения, технологии формирования толерантности.

В последнее время после целой череды чия: между имеющими место негативными

«вызовов » в обществе заметно обострился явлениями (проявлениями этноцентризма,

интерес ко всему тому, что составляет ос- эгоизма, враждебности, ксенофобии, не-

нову национального единства современной терпимости и др.) и задачами высшей шко-

России. Роль высшего образования в его лы в поликультурном образовательном

«конструировании» представляется весьма пространстве вуза; между необходимостью

значимой. использования межкультурного потенци-

Вместе с тем в этой области сохраняют- ала в содержании изучаемых дисциплин в

ся отнюдь не диалектические противоре- вузе и недостаточной разработанностью