Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА'

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозицкий В.Л.

В статье рассмотрен системно-средовой подход в реализации процесса подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства в условиях информационно-образовательной среды учреждения высшего образования. Автором выделены феноменологические характеристики, позволяющие рассматривать технико-технологический и дидактический потенциал в обеспечении образовательного процесса в высшей профессиональной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лозицкий В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN TERMS OF ITS APPLICATION IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF TOURISM AND HOSPITALITY

The article considers the system-environment approach to the implementation of the training process of specialists in the field of tourism and hospitality in the conditions of information and educational environment of a higher education institution. The author highlights phenomenological characteristics that make it possible to consider its technical, technological and didactic potential in ensuring the educational process in a higher professional school.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ

И ГОСТЕПРИИМСТВЕ

УДК 37.04

В.Л. ЛОЗИЦКИЙ, канд. пед. наук, доцент заведующий кафедрой межкультурных коммуникаций Полесский государственный универститет, г. Пинск, Республика Беларусь

E-mail: bakalaur@yandex.ru

Статья поступила 8 апреля 2022 г.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

В статье рассмотрен системно-средовой подход в реализации процесса подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства в условиях информационно-образовательной среды учреждения высшего образования. Автором выделены феноменологические характеристики, позволяющие рассматривать технико-технологический и дидактический потенциал в обеспечении образовательного процесса в высшей профессиональной школе.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность, целостный педагогический процесс, высшее профессиональное образование, учреждение высшего образования.

LOZITSKY V.L., PhD in Ped. Sc., Associate Professor Head of the Department of Intercultural Communications, Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus,

E-mail: bakalaur@yandex.ru

INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN TERMS OF ITS APPLICATION IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF TOURISM AND HOSPITALITY

The article considers the system-environment approach to the implementation of the training process of specialists in the field of tourism and hospitality in the conditions of information and educational environment of a higher education institution. The author highlights phenomenological characteristics that make it possible to consider its technical, technological and didactic potential in ensuring the educational process in a higher professional school.

Keywords: information and educational environment, information and communication technologies, information and communication competence, integral pedagogical process, higher professional education, institution of higher education.

Введение. В условиях качественного эволюционирования современного социума в стадию общества цифровизации одним из важнейших направлений модернизации высшего профессионального образования целесообразно определять массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную практику, а также развитие на этой основе уже существующих и формирование новых эффективных подходов и моделей обучения. Обозначенные аспекты актуализируют разработку и практическое внедрение такой модели подготовки специалиста в сфере туризма и гостеприимства, в рамках реализации которой обеспечивалось бы эффективное соединение содержания обучения с организуемой самостоятельной учебной деятельностью студентов в развитии их индивидуальных способностей и компетенций, а также с учетом интересов профессионального самоопределения и успешной социализации будущих выпускников. Представляется, что данная задача может быть решена в рамках применения специфической среды информационного взаимодействия в информационно-образовательной среде (ИОС) учреждения высшего образования (УВО). На данный аспект обращают в своем анализе разработанности проблемы Н.В. Аксенчик, А.М. Алтайцев, Г.Ю. Беляев, Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский, Ю. И. Воротницкий, П. А. Мандрик [1-5].

Основная часть. В широкой трактовке под ИОС УВО нами понимается многоуровневая система - среда информационного взаимодействия, которая в своей целевой направленности позволяет предоставлять образовательные услуги субъектам целостного педагогического процесса в условиях той или иной модели современного учреждения высшего образования. В рамках обозначенного А.М. Алтайцевым системного подхода ИОС представляет собой педагогическую систему, основными принципами которой являются коммуникативно-ориентированный подход к созданию средств обучения и дидактика учения [2, с. 130].

В условиях существующего понятийного плюрализма в понимании ИОС УВО представляется целесообразным выделить следующие типологические признаки образовательной среды (по Г.Ю. Беляеву [3]), соотносимые с нашим пониманием сущностных

признаков информационно-образовательной среды учреждения высшего образования:

- образовательная среда любого уровня является сложно составным объектом системной природы;

- целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования;

- образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной-мировоззренческой адаптации человека к миру и наоборот;

- образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующей разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих, качеств;

- в оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса;

- образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания;

- образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонентов, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целе-полаганий;

- образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

Приведенные признаки являются системообразующими в конкретизации сущностной и содержательной трактовки понятия «информационно-образовательная среда». Это позволяет отнести ИОС УВО к смешанному типу сред. Такие среды в своей дуалистической инструментальности представляют собой источник учебно-методического знания в конкретной области, а также и системно организуемое средовое пространство для реализации различных форм учебно-познавательной деятельности и ее видов. Они открыты для всех субъектов педагогического взаимодействия (преподавателя и студента),

позволяя дополнять содержание и осуществлять коррекцию. Инструментарий среды предоставляет результирующие показатели деятельности в рамках проводимого мониторинга уровней учебных достижений студентов. Целесообразно отметить, что осуществляемые в среде коммуникации процессно обеспечивают психолого-педагогическую и организационную составляющие, что являются чрезвычайно значимым элементом целостного педагогического процесса в учебном заведении в целом. В таком понимании феноменологической сущности ИОС УВО на наш взгляд следует вычленять ее целе-задачную направленность. К выполняемым с использованием технико-технологического и дидактического потенциала информационно-образовательной среды задачам организационно-управленческого и учебно-методического характера мы отнесем:

- использование в учебном процессе ИКТ в соответствии с предъявляемыми требованиями к содержанию современного высшего профессионального образования;

- исследование и реализация современных технологических и дидактических подходов в эффективном применении многообразия всего спектра высокотехнологичных средств обучения и информационных ресурсов как элементов предметных электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), интегрируемых в целостный педагогический процесс;

- обеспечение доступности необходимых учебно-методических материалов и защита информации;

- использование современных ИКТ в обеспечении трудоустройства студентов (в том числе и на рынке труда в сфере туризма и гостеприимства).

Выделенные нами системные признаки, а также определяемые организационно-управленческие и учебно-методические задачи, выполняемые ИОС УВО и ее компонентами, позволяют вычленить следующие феноменологические характеристики информационно-образовательной среды современного учреждения высшего образования с учетом избираемой модели «Универсиет 3.0» или «... 4.0»: инновационность; поликомпонент-ность; системная целостность; иерархическая структурированность; широкая функциональность; интегративность; универсальность. Данные характеристики рассматрива-

ются нами в рамках реализации технологического и дидактического потенциала ИОС и ее компонентов при организации и осуществлении взаимодействия всех субъектов целостного педагогического процесса в процессе подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства.

Следует учитывать, что в силу феноменологических признаков ИОС УВО ее технико-технологический и дидактический потенциал понимается нами в качестве чрезвычайно значимого фактора, детерминирующего эффективность образовательного процесса и достижение качественно новых образовательных приращений в подготовке будущих специалистов в сфере туризма и гостеприимство. На уровне закрепляемых в профессиональном опыте знаниево-деятельностных составляющих представляется целесообразным выделить следующие прогнозируемые результаты:

- личностные (выражены в сформирован-ности высокой мотивации к продуктивной учебной деятельности, в том числе и к саморазвитию; отображаются в проявлениях внутренней культуры с четким осознанием ответственности перед собой и социумом за личные поступки и достигнутые результаты профессиональной деятельности);

- предметные (представлены через сфор-мированность в рамках получаемого высшего образования системы базовых компетенций, которые позволяют на высоком уровне решать многоаспектные задачи профессионального характера, возникающие в любом виде избираемой в процессе социализации трудовой и общественной деятельности);

- метапредметные (выражены в сформи-рованности универсальных способов многообразной деятельности, среди которых центральное место занимает деятельность на информационно-коммуникационной технологической основе, с применением инновационных технических решений).

Наличие развивающей образовательной среды активного педагогического взаимодействия (под ней контекстно мы понимаем ИОС УВО) является одним из условий развития любой компетентности специалиста, в том числе и информационно-коммуникационной. ИОС является значимой средовой и ресурсной основой формирования базовых компетентностей всех субъектов взаимодействия (в том числе и в системе

осуществляемого профессионального развития педагога). Структурированность и необходимое разнообразие инфоресурсов среды предоставляют неограниченные возможности не только по поиску нужной учебной информации для самостоятельной учебной деятельности, но и побуждает к участию в различных ее видах (проблемно-поисковая, исследовательская, консультирующая, профессиональная практико-ориентированная, рефлексия и самооценивание и т.д.). ИОС УВО предоставляет эффективный инструментарий для осуществления информационного сопровождения образовательного процесса, включающего в себя «непрерывный процесс создания условий для развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, позволяющей человеку активно функционировать в современном информационном обществе» [4, с. 26-27].

В отмеченной нами феноменологической дуалистичности ИОС УВО является как условием, так и средством повышения эффективности обучения будущих специалистов в сфере туризма и гостеприимства в процессуальном и результирующем аспектах. Ее структурированность определяется системой актуализируемых целей и задач, решаемых в ходе осуществления целостного педагогического процесса. Выстраивание модели ИОС предполагает унификацию и интеграцию всех объединяемых элементов в единую информационную систему, а сама модель представляет собой структуру взаимодействующих в своих внутренних и внешних взаимосвязях компонентов, актуальных для всего спектра решаемых психолого-педагогических задач [1, с. 4].

Важным требованием к выстраиваемой информационно-образовательной среде современного учреждения высшего образования является ее гибкость и адаптируемость при формировании новых элементов уровне-вых компонентов ИОС в случае обновления содержания образования, появления новых субъектов учебной и профессиональной, управленческой деятельности, а, следовательно - новых взаимодействий с иными образовательными средами, новых функций.

Эффективная реализация обозначенной полифункциональности ИОС УВО и возможность полноценного решения всего ком-

плекса выполняемых ею задач возможны при соблюдении научно обоснованных условий организационно-управленческого и учебно-методического характера. Данный вектор научной рефлексии в силу актуальности проблемы требует своего будущего рассмотрения в рамках системного исследования.

Заключение. На основании осуществленного научного анализа целесообразно отметить, что учет выявленных феноменологических признаков и характеристик информационно-образовательной среды позволяет определить организационно-управленческие и методические условия эффективного функционирования ИОС в рамках профессиональной подготовки специалистов в области туризма и гостеприимства. Решение данной проблемы является чрезвычайно важным в контексте разработки и практической реализации теоретических и практико-ориентированных положений, определяющих требования к выстраиванию структуры информационно-образовательной среды, применению всей полноты ее технико-технологического и дидактического потенциала, а также научно-методического обеспечения процессов компьютеризации и информатизации в высшей профессиональной школе.

Список литературы

1. Аксенчик, Н. В. Особенности проектирования информационно-образовательной среды современного учреждения высшего образования / Н. В. Аксенчик // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. : в 3 ч. / Респ. ин-т высш. школы ; под ред. В.А. Гайсенка. - Минск, 2020. - Вып. 20 - Ч. 1.

- С. 3-9.

2. Алтайцев, А. М. Информационно-образовательная среда как педагогическая система осуществления дидактического взаимодействия преподавания и учения (самообучения) / А. М. Алтайцев // Учебная деятельность студента университета: от управления к самоуправлению: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22-23 апреля 2009 г. // БГУ ; под ред. Н.Д. Корчаловой, И.Е. Осипчик. - Минск, 2009.

- С. 129-136.

3. Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: ав-

тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 ; МИЦКПС / Г. Ю. Беляев. - М., 2000. - 24 с.

4. Бережнова, Л. Н. Полифункциональность сопровождения в педагогическом университете / Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский // Вестник Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2003. - № 1.

- С. 26-65.

5. Воротницкий, Ю. И. Информационно-образовательная среда университета : опыт создания и сопровождения / Ю. И. Воротницкий, П. А. Мандрик // Информационные системы и технологии : материалы междунар. науч. конгр., Минск, 31 окт. -3 нояб. 2011 г.: в 2 ч., Ч.1 // БГУ; редкол. : С. В. Абламейко [и др.]. - Минск, 2011.

- С. 329-335.

References

1. Aksenchik N.V. Osobennosti proektirovaniya informacionno-jbrazovatelnoi sredy sov-remennogo uchrejdeniya obrazovaniya [Features of designing the information and educational environment of a modern institution of higher education]. Nauchnye trudy Respu-blikanskogo instituta vyschei chkoly. Is-toricheskie i psyhologo-pedagogicheskie nauki [Scientific works of the Republican Institute of Higher Education. Historical and psychological and pedagogical sciences: Sat. scientific. Art.: in 3 hours]. Minsk, 2020, pp. 3-9. (In Russian)

2. Altaicev A.M. Informacionno-obrazovatelnaia

sreda kak pedagogicheskaia sistema osuchestvleniia didakticheskogo vzai-modeistviia prepodavaniia i ucheniia (sa-

moobucheniia) [Information and educational environment as a pedagogical system for the implementation of didactic interaction of teaching and teaching (self-study)] Uchebnaia deiatelnost' studenta universiteta ot upravleniia k samoupravleniy [Academic activities of a university student: from management to self-government]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii. Ed. Korchalova N.D., Osipchik I.E, et al. Minsk, 2009, pp. 129-136. (In Russian)

3. Beliaev G.Y. Pedagogicheskaia harakteristi-ka obrazovatelnoi sredy v razlichnyh tipah obrazovatelnyh uchrezdenii [Pedagogical characteristics of the educational environment in various types of educational institutions]. Abstract of Ph. D. thesis. Moskau, 2000, 24 p. (In Russian)

4. Bereznova L.N., Bogoslovski V.I. Poli-funkcional'nost' soprovozdeniia v pedagog-icheskom universitete [Multi-functional support at the Pedagogical University]. Vestnik Moskovskogo universiteta. H. 20. Pedagog-icheskoe obrazovanie, 2003, no. 1, pp. 26 -65 (In Russian)

5. Vorotnicky Y.I., Mandrik P.A. Informacion-no-obrazovatelnaia sreda universiteta : opyt sozdaniia I soprovozdeniia [Information and educational environment of the university: experience in creating and accompanying]. Informacionnyie sistemy i tehnologii [Information Systems and Technologies]. Materi-aly mezhdunarodnogo nauchnogo kogressa. Ed. Ablameiko S.V. et al. Minsk, 2011, pp. 329-335. (In Russian)

Received 8 April 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.