Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда современного вуза'

Информационно-образовательная среда современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1246
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда современного вуза»

мотивирующего действие. Она может трактоваться как потенциал, инициирующий когнитивную деятельность обучаемого.

Процесс обучения в общем виде может быть представлен как последовательность учебных этапов, ситуаций, процессов, в совокупности исчерпывающе характеризующих применяемый вариант педагогической технологии. Алгоритмическая последовательность обучения (технология обучения) может быть в краткой записи выражена следующим образом: обучаемым усваивается учебная информация, далее осваивается способ действия, затем совершенствуются освоенные и закрепляемые способы действия, и, наконец, конструируются и корректируются способности (умения) мыслить и действовать. Выстроенный базис практической деятельности стимулирует поиски способов и путей модернизации освоенной деятельности с целью ее оптимизации и достижения иных, качественно более совершенных и привлекательных в познавательном плане целей. Алгоритм подобного типа может быть назван «качелями обучения », но более точно -это отражение спирали обучения. Педагогика не предоставляет законченных

алгоритмов конкретной деятельности и не предназначена для выработки ее готовых рецептов. Формирование умений, происходящее с различной интенсивностью на всех этапах и стадиях обучения, сопровождается выделением ярких особенностей каждого шага передачи, восприятия, осознания, усвоения учебной информации с участием преподавателя-тьютора.

Эффективное обучение осуществляется в атмосфере взаимного уважения, признания, доверия, основанных на общности содержания обучающей деятельности, где достаточно строго определяется грань между содержанием действий: предоставлять знания -со стороны преподавателя и воспринимать и применять - со стороны обучаемого. Наиболее компактно учебная информация представлена в инновационных педагогических технологиях, позволяющих каждому из обучающихся самостоятельно произвести поиск маршрута обучения. К технологиям такого типа относят личностно-ориенти-рованное обучение, интегративно-мо-дульное обучение, метод проектов, различные методы модерации и др., широко внедряемые в современной высшей профессиональной школе.

Д. КРЮКОВ, ректор Южно -Уральский профессиональный институт

Стратегической тенденцией развития высшего профессионального образования в России за последние годы стало широкомасштабное и стремительное внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс. Обусловлено это наличием целого ряда объективных предпосылок.

Во-первых, резко ускорившиеся темпы научно-технического прогрес-

Информационно-образовательная среда современного вуза

са потребовали принципиально новых подходов к качеству подготовки специалистов на основе образовательных ИК-технологий.

Во-вторых, совершенно по-новому стало формироваться единое образовательное информационное поле. Использование Интернет-технологий безгранично расширило возможность обмена научной и учебной информацией в профессорско-преподавательской

и студенческой среде. Сегодня невозможно подготовить компетентного специалиста без использования ежедневно меняющейся базы информационно-справочных систем. Стабильность законодательной, нормативной базы, регулирующей все сферы нашей жизни, на наших глазах «канула в Лету».

В-третьих, заметно усилилась общемировая тенденция использования дистанционного обучения, при котором информационные технологии являются фундаментом построения образовательной системы. Мобильность, динамичность, простота обновления электронных учебно-методических материалов позволяют добиваться очевидных положительных результатов в этом процессе.

В-четвертых, специалисты и эксперты в области образования уже достаточно давно пришли к выводу о том, что непрерывное образование является необходимым условием развития общества. Это, в свою очередь, требует постоянной переподготовки, модернизации знаний и умений.

Мобильность и гибкость учебных планов, программ, учебных и методических материалов недостижимы без эффективного использования информационно-компьютерных технологий. Это справедливо и для повышения роли самостоятельной работы студентов. Сегодня ее уже невозможно представить без электронных учебников, электронных УМК, компьютерных программ контроля знаний, интерактивных форм обсуждения актуальных учебных проблем.

Все вышеназванное - а доводов приводить можно еще великое множество - позволяет сделать однозначный вывод: информационно-компьютерные технологии в образовании не дань моде, а революционно новый, инновационный, фундаментальный компо-

нент развития высшего профессионального образования.

Именно этими положениями руководствовался ректорат Южно-Уральского профессионального института при открытии в 1999 г. своего вуза. Формулируя цели стратегического развития, мы изначально поставили во главу угла идею создания современной информационно-образовательной среды (ИОС).

При этом мы исходили из следующих принципов:

■ единое информационно-образовательное пространство должно обеспечивать участникам образовательного процесса возможность активной работы;

■ ИОС должна предоставлять всем нашим преподавателям, студентам и сотрудникам возможность использования ресурсов Интернета и внутренних ресурсов;

■ ИОС должна представлять собой комплексную интегрированную многоцелевую систему, объединяющую в себе образовательные и учебные ресурсы, программные продукты, статистическую информацию, электронный документооборот и т. д. При этом предполагается возможность ее постоянного модульного обновления и усовершенствования.

Технический элемент ИОС нашего вуза включает в себя файловый сервер, почтовый сервер, web-сервер, сервер приложений, сервер дистанционного обучения, компьютерные стационарные классы, компьютерные мобильные классы (ноутбуки), мультимедийные комплекты, компьютеры преподавателей и сотрудников, сеть учебного телевизионного вещания, коммутаторы, свитчи, сети, средства связи.

Программный элемент состоит из программного продукта «E-learning server», программных комплексов «Абитуриент» и «Студент», програм-

мы «Практика 3000», системы тестирования учебных достижений, системы электронного документооборота, пакета программных продуктов «E-learning office».

Учебно-методический элемент содержит учебные планы, учебники, пособия, методические материалы, тесты для контроля и самопроверки, учебные видео- и аудиоматериалы и др.

К информационному элементу мы отнесли образовательные ресурсы института, web-портал института, информационно-поисковые системы.

Наш институт имеет несколько учебных корпусов в Челябинске, сеть филиалов и представительств как в области, так и за ее пределами, что в совокупности с другими структурными подразделениями потребовало формирования высокоскоростной корпоративной сети, обеспечивающей всем участникам доступ к серверам главного корпуса. И такие мощные серверы с хранением информации на 50 терабайт были установлены. Каждый сервер отвечает за отдельное направление деятельности института (хранение и работоспособность программ, видеоконференции, цифровые лаборатории, видеонаблюдение, цифровое телевидение и т.д.).

Каждое здание оборудовано проводными сетями с гигабитными управляемыми свитчами для обеспечения высокой скорости передачи информации. Отдельные сети предназначены для сотрудников института, профессорско-преподавательского состава, компьютерных аудиторий и лабораторий, лекционных аудиторий; имеется сеть WI-FI, сеть видеосервера, сеть цифровых лабораторий и т. д.

Ежегодно в институте проходит модернизация более половины всего компьютерного парка, регулярно обновляются программные продукты. В настоящее время все стационарные

машины и ноутбуки оснащены двухъ-ядерными процессорами и оперативной памятью более 1 Гб. Подписанное с Microsoft соглашение об использовании лицензионного программного продукта обеспечило нам возможность регулярно производить обновление программ и, с определенными ограничениями, безвозмездно передавать их для пользования студентам и профессорско-преподавательскому составу.

Следующим шагом в построении ИОС института стало формирование доменной структуры и программное обеспечение учебного процесса. В настоящее время все образовательное пространство института контролируется единой доменной структурой, в которую «заведены» сотрудники, профессорско-преподавательский состав и студенты. Каждому поступающему на работу сотруднику или зачисленному на обучение студенту выдается логин и пароль, предоставляется электронный почтовый ящик с неограниченным объемом, а также назначаются права доступа к тем или иным ресурсам (виртуальный личный кабинет от 50 до 150 Мб, электронная библиотека, служебные диски информации и др.), устанавливается трафик для выхода в Интернет.

Все аудитории института имеют АРМ-преподавателя и оснащены стационарным мультимедийным оборудованием - от традиционных комплектов (проектор, компьютер и выдвижной экран прямой или обратной проекции) до интерактивных досок и интерактивных плазменных панелей и мониторов. При этом все АРМ имеют выход в Интернет, а также доступ ко всем ресурсам и серверам института. При введении логина и пароля преподаватель получает доступ к своему виртуальному кабинету, в который он должен поместить презентацию или другой материал, на-

пример видеофрагмент, используемый на лекции. После этого сервер осуществляет копирование информации. Подобная схема работы позволяет накапливать материал для учебно-методических целей и предоставляет дополнительную возможность для анализа и контроля за учебным процессом.

В компьютерных аудиториях помимо базового лицензионного системного программного обеспечения Microsoft Windows и MS Office установлено лицензионное, регулярно обновляемое новыми версиями специальное программное обеспечение (^-бухгалтерия 8.0, «Консультант Плюс» и др.). Активно разрабатываются и внедряются собственные программные продукты, в том числе и для автоматизации контроля за учебным процессом. На сегодняшний день в институте сформирована электронная библиотека, которая постоянно пополняется как за счет собственных интеллектуальных ресурсов ППС, так и за счет заключенных договоров на использование ресурсов других электронных библиотек.

Открытие динамично развивающегося электронного портала предоставило студентам нашего института практически неограниченные возможности. Формат портала включает как традиционные функции: новостные блоки и анонсы, форум для общения с преподавателями и студентами по дисциплинам кафедр, доступ к электронной библиотеке, к УМК по каждой дисциплине, рабочим учебным планам и программам по специальностям подготовки, учебникам, учебно-методическим пособиям и конспектам лекций, разработанным ППС института по каждой дисциплине, - так и специфические: доступ в личный кабинет студента, где имеется расписание занятий, календарный план учебного процесса, электронная зачетка с данными по результатам каждой сессии.

Своеобразным результатом внедрения ИОС стало обеспечение «академической мобильности» наших студентов. Теперь студент, имея свой логин и пароль, вне зависимости от места нахождения и времени суток имеет прямой доступ ко всем образовательным ресурсам института - от учебника до контрольного тестирования. Это особенно важно для заочников.

В свою очередь, и преподаватель теперь может более творчески относиться к лекционному материалу, активнее применять проблемное изложение, принципы наглядности.

Важным элементом ИОС вуза является автоматизация управления. Мы пытались использовать уже имеющиеся разработки, но по ряду причин были вынуждены от них отказаться. Тогда было принято решение создать собственный программный многофункциональный продукт. Усилиями кафедр и студентов эта идея была успешно реализована.

Многофункциональная интерактивная разработка, сокращенно «Ми-терра», позволила автоматизировать контроль за всем процессом подготовки выпускника - от момента поступления до момента выпуска. При этом попутно были решены задачи по включению в единую информационную среду сторонних программ, таких как «Планы ВПО» (г. Шахты), «СТЭК» и «1С-бухгалтерия», используемые в бухгалтерских подразделениях института.

Последовательное и целенаправленное внедрение в практику Рособр-надзора системы оценки качества профессионального образования студентов на основе компьютерного тестирования заставило нас всерьез задуматься и об этом элементе учебного процесса. Вот почему уже на протяжении ряда лет институт принимает участие в ФЭПО и на основе договора с «АСТ-центром» проверяет знания

всех студентов по федеральным контрольно-измерительным материалам.

На кафедрах разработана своя программа тестирования, предполагающая его проведение либо 1 раз в месяц, либо через 5-7 занятий. Такая система предполагает «накапливание» оценок, что является основанием для допуска студентов к сдаче экзаменов в ходе промежуточной аттестации. Модуль переноса полученных оценок в «Ми-терру» позволяет сформировать данные по успеваемости и предоставляет возможности для анализа (какие темы студенты изучали лучше, какие хуже, почему и т.д.).

Опыт построения ИОС на примере нашего вуза дает возможность сделать следующие выводы.

♦ Именно информатизация опре-

деляет сегодня уровень образовательных технологий вуза.

♦ Наиболее эффективным средством использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе является комплексное и целенаправленное внедрение ИОС вуза, охватывающее все функциональные подсистемы учебного заведения;

♦ Результатом внедрения ИОС является совершенствование банка знаний предметной области, формирование профессионально важных качеств специалистов, востребованных работодателями и рынком труда.

У нас все это есть и работает. Работает на качество профессионального образования, компетенции и компетентность наших выпускников.

Е. ПЕРВУШИНА, преподаватель Московская финансово-промышленная академия

На современном рынке образовательных услуг представлено большое разнообразие государственных и негосударственных высших учебных заведений, абитуриентам предлагаются новые специальности и программы обучения, зарубежные стажировки и т.п. В этих условиях вузам приходится искать и находить нетривиальные пути привлечения будущего контингента студентов. Усиливающаяся конкуренция вынуждает активно заниматься маркетинговыми и корпоративными коммуникациями, работать с прессой, проводить рекламно-маркетинговые кампании, выделять на эти цели средства, не уступающие бюджетам многих коммерческих организаций. Для эффективной организации данной деятельности необходимы специализиро-

Управление по связям с общественностью в вузе

ванные подразделения вузов, например, РИ-департамент или отдел маркетинга, рекламы и связей с общественностью.

Первый такой отдел был создан в Мичиганском университете еще в 1897 г. В 1900 г. Гарвардский университет использовал для набора студентов бюро паблисити, а в университете штата Пенсильвания в 1904 г. с этой целью был создан собственный офис паблисити. Уже с 1930-х гг. паблик ри-лейшнз сложилась в США как самостоятельная функция менеджмента. В крупных университетах появились должностные позиции вице-президента (проректора) по связям с общественностью. В 1974 г. произошло значимое событие - слияние Ассоциации РИ американских колледжей и Амери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.