Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента'

Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА / EDUCATIONAL TRAJECTORY OF TRAINING OF THE STUDENT / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТУДЕНТА / A FUNCTIONAL MODEL OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Оксана Михайловна, Аникина Оксана Владимировна

В статье рассматривается новый подход к формированию индивидуальной траектории подготовки студента к профессиональной деятельности, основанной на использовании информационно-образовательной среды, построенной с учетом требований функциональной модели студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Оксана Михайловна, Аникина Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT OF FORMATION OF AN INDIVIDUAL TRAJECTORY OF TRAINING OF THE STUDENT

The article highlights a new approach to the formation of an individual route of preparation of student for professional work based on of the information and educational environment as a modular system built to meet the requirements of a functional model student.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента»

9. James Governor, Dion Hinchcliffe, Duane Nickull Web 2.0 Architectures: What Entrepreneurs and Information Architects Need to Know. — O'Reilly, 2009.

10. Lewis, A. Dealing with Computer-Related Anxiety in the Project-Oriented cALl Classroom Text. / Lewis Alison, Atzert Stephan // Computer Assisted Language Learning. 2000. - Vol.13, N 4-5. - P.377-395.

11. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: University press, 2001.

12. Казиева И.Г. Педагогические основы формирования исследовательской компетентности на основе интегрированного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 86-88.

13. Холомина О.А., Курилова А.А. Формирование нравственно-эстетических ценностей в процессе обуче-

ния у учеников начальных классов на основе интегрированного подхода // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 8-11.

14. Шехмаметьева Г.Е. О профессионально - педагогической направленности курсов по выбору // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 123-124.

15. Петров О.А. Особенности методики преподавания учебного курса «Экономика» в учреждениях среднего профессионального образования // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 2 (34). С. 190-192.

16. Сидакова Н.В. Основные факторы реализации обучения иностранному языку студентов-физиков в рамках инновационного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 196-199.

WEB 2.0 TECHNOLOGIES AS A WAY OF FORMATION STUDENTS' SOCIOCULTURAL COMPETENCE IN THE NON-LANGUAGE HIGHER SCHOOL

© 2015

Yu.V. Gusarova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Foreign Languages»

Penza State Technological University, Penza (Russia)

Abstract. The article deals with Web 2.0 technologies, which contribute to the formation of students' sociocultural competence in the non-language higher school. This research is necessary for understanding the using of foreign language as a possibility of upbringing and education of the students in the "dialogue of cultures".

Keywords: Web 2.0 technologies, sociocultural competence, foreign language, student, non-language higher school.

УДК 378.22

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

© 2015

О.М. Гущина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика» О.В. Аникина, кандидат технических наук, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье рассматривается новый подход к формированию индивидуальной траектории подготовки студента к профессиональной деятельности, основанной на использовании информационно-образовательной среды, построенной с учетом требований функциональной модели студента.

Ключевые слова: образовательная траектория подготовки студента, информационно-образовательная среда, функциональная модель студента.

Основным направлением стратегии развития информационного общества в области повышения качества образования является оптимизация информационных и телекоммуникационных технологий под новые формы и методы обучения, обеспечивающие развитие нового ответвления информационной культуры, где информационные технологии в образовании являются залогом формирования конкурентоспособной и успешной личности, способной самостоятельно выстраивать свой образовательный маршрут как траекторию обучения.

Следует заметить, что выстраивание индивидуальной образовательной траектории обучения - это «...процесс, который призван обеспечить развитие самостоятельности и инициативы студента, возможность наиболее полной реализации его личностного и познавательного потенциала в учебном процессе, помочь обрести опыт выбора целей, предстоящей деятельности, самостоятельной организации деятельности, самооценки» [1]. При построении индивидуальной образовательной траектории подготовки студента необходимо предусмотреть его динамический характер. Студенту предстоит сделать выбор траектории обучения, а вместе с тем выстроить индивидуальную стратегию своей деятельности (рис. 1) в соответствии с требованиями социального заказа на подготовку выпускника, способного решать профессиональные задачи предметной области.

Соответственно, в качестве механизма выстраивания индивидуальной образовательной траектории может быть использован рефлексивный подход к процессу обучения, который представляет собой системообразующий фактор и универсальный механизм управления учебным

процессом на основе самостоятельного выбора студентами целей обучения с учетом их индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и определения траектории развития личностных качеств. Таким образом, определяется свободный выбор индивидуальной образовательной траектории получения образования, который направлен на формирование и развитие профессиональных способностей студентов, удовлетворение их потребностей, а также на организацию их свободного времени. Индивидуальный образовательный маршрут образования «.обеспечивает адаптацию студентов к жизни в обществе, профессиональную ориентацию и рассматривается как личностно-ориентированная организация студента на основе требований ФГОС и учебного плана, обеспечивающая формирование у него индивидуального стиля самообразовательной деятельности и поэтапное освоение основных компетенций в процессе профессиональной подготовки» [2]. Он представляет собой разработанную студентом во взаимодействии с преподавателем целенаправленную индивидуально-ориентированную образовательную программу (рис. 2), обеспечивающую ему наиболее полную реализацию личностного потенциала в процессе профессионального становления и формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности. Тем более, что в современных условиях все больше предоставляется выбор способов получения образования, а согласно ФГОС студентам предоставляется выбор и дисциплин, которые они должны будут усвоить в рамках подготовки по соответствующему направлению.

Социальный заказ

Определение цепей о&разоваельного процесса

т

Вы Бор средств для осуществления образовательного процесса

Преобразование объекта деятельности

Планирование действий

Выполнение действий

Основной результат о&разовательного процесса

Модель студента - выпускника Рис. 1. Механизм выстраивания траектории обучения

компьютерно-телекоммуникационного взаимодеиствия и включает в себя электронные библиотеки, учебно-методические комплексы, распределенные базы данных и расширенный набор дидактических средств» [4 с.142]. ИОС обеспечивает студентов необходимым для получения образования инструментарием, расположенным в сети интернет, и определяет функционирование участников образовательного процесса как элементов единой информационной системы, функционирующей по единым правилам и алгоритмам. Это позволяет студентам выбирать требуемые электронные ресурсы из фонда учебно-методического обеспечения, автоматизировать сбор и представление статистических показателей образовательного процесса, обеспечивая тем самым возможность организовать свободный выбор собственной траектории обучения.

Рис. 2. Механизм реализации целенаправленной индивидуально-ориентированной образовательной программы

Для осуществления данного механизма реализации целенаправленной индивидуально-ориентированной образовательной программы необходимо определить основных участников образовательного процесса. На рисунке 3 представлена диаграмма вариантов использования основных процессов формирования индивидуального маршрута получения образования студентами, которая позволяет «...описать взаимоотношения и зависимости между группами вариантов использования и действующими лицами, участвующими в процессе» [3].

Каждый вариант использования охватывает некоторую функцию и решает определенную задачу, что свидетельствует о необходимости специального обеспечения для обучения с использованием индивидуального образовательного маршрута, реализованного в виде информационно-образовательной среды подготовки студентов.

Информационно-образовательная среда (ИОС) подготовки студентов представляет собой «.единое информационно-образовательное пространство, которое построено с помощью интеграции информации на электронных и традиционных носителях, технологиях

Рис. 2. Основные процессы формирования траектории подготовки студента

С точки зрения личностно-ориентированного и системного подходов, целесообразно представить информационно-образовательную среду в виде ее интегральной модели, которая будет включать независимые, но в то же время взаимосвязанные компоненты (рис. 3):

1. Модуль учебной дисциплины состоит из учебных целей, особенностей предметно-ориентированной системы знаний, навыков и умений, качества и глубины изучения предметной области, емкости и дидактических требований: систематичность, последовательность обучения, научность содержания, наглядность и т.д.

2. Модуль управления процессом обучения учитывает особенности реализации технологии обучения: соответствие подачи учебного материала требуемому дискретному уровню обучения, стратегические возможности технологии обучения: изменение темпа изучения и сложности предлагаемого учебного материала, индивидуальных характеристик обучающегося; источник и вид управляющего воздействия технологии обучения как на весь учебный процесс, так и на каждого студента, и т.д.

Данный модуль целесообразно реализовать как составляющую информационного обеспечения учебного процесса в виде соответствующей технологии обучения, результатом проектирования и конструирования которого будет выступать технологическая карта изучения учебной дисциплины.

3. Модуль студента подразумевает под собой набор определенных характеристик студента, позволяющих преподавателю анализировать психофизиологические и социально-психологические качества обучающегося, уровень знаний, умений и навыков работы с информационными средствами, которые характеризуют учебно-познавательную деятельность и динамику формирования его профессиональных качеств.

В рамках данного модуля определяются предпочтения студента по выбору профилирующих предметов, изучением которых он хотел бы заниматься, чтобы обеспечить себе дальнейшую ориентацию профессионального роста.

4. Модуль преподавателя учитывает личностные особенности самого преподавателя: его профессиональные

качества, полноту знания предметной области, владение современными технологиями и методами обучения.

Рис. 3. Основные компоненты системы информационно-образовательной среды

Модульное построение специальной ориентированной информационно-образовательной среды подготовки студентов организовано с учетом требований функциональной модели студента (рис. 4), построение которой будет способствовать более полному выполнению требований социального заказа на подготовку студентов с достаточно прочным базовым массивом знаний и практических умений по многочисленным направлениям учебной деятельности. Это способствует наиболее лучшему пониманию ключевых фактов, понятий, законов науки, а также умению самостоятельно применять полученные знания, добывать, логически мыслить, доказывать.

Рис. 4. Функциональная модель студента

Правильная организация информационно-образовательной среды обучения способна предоставить студен-

там разнообразные образовательные услуги, обеспечивающие возможность получения современных знаний согласно выбранному направлению подготовки в соответствии с личностными интересами и дальнейшей ориентацией на получаемую квалификацию по профилю. Это дает «.возможность каждому студенту выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям» [5].

Следовательно, информационно-образовательная среда формирования индивидуальной образовательной траектории подготовки студентов к профессиональной деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями личностно-ориентиро-ванного обучения, предоставляя в распоряжение преподавателя и обучаемого всевозможные условия и инструменты для достижения необходимого результата [6-11]. Являясь самоорганизующейся системой, ее состав и взаимосвязь компонентов имеют гибкую структуру и функционал, адаптирующиеся к потребностям и способностям обучаемых. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной образовательной траектории подготовки студентов помогает всем участникам учебного процесса анализировать большие объемы необходимых данных, агрегировать их и отбирать необходимый контент для последующего изучения в соответствии с возможностями применения своих знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Липатникова И.Г. Создание индивидуальной образовательной траектории как один из способов обучения студентов приёмам принятия решений // Фундаментальные исследования. 2009. № 5. С. 108-110.

2. Ерыкова В.Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики // автореф. дис. ... канд. пед. Наук : 13.00.08 /

B.Г. Ерыкова В.Г. - Москва, 2008. - 26 с.

3. Трофимов С. Использование моделей UML в процессе разработки программных систем // Режим доступа: http://ooad.asf.ru/standarts/UML/UMLinProcess

4. Еремина И.И. Методические аспекты подготовки бакалавров в условиях использования информационной образовательной среды вуза / Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 13-16 марта 2012 г. // ФГА-ОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012.

C. 139-143.

5. Казаченок Н.Н., Михеева О.П. Особенности формирования персональной учебной среды преподавателя сетевого обучения // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 3. С. 120-126.

6. Квач Т.Г. О роли преподавателя в реализации информационно образовательной среды в учебном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 95-97.

7. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.

8. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.

9. Бутахина Л.А. Использование информационно-образовательных технологий при обучении студентов экономических направлений (на примере английского языка) // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 3 (35). С. 136-141.

10. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в

техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и пробле- мационного пространства образовательного учреждения // мы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242. Вектор науки Тольяттинского государственного универси-

11. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Проектирование инфор- тета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 91-93.

INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT OF FORMATION OF AN INDIVIDUAL TRAJECTORY OF TRAINING OF THE STUDENT

© 2015

О.М. Gyshchina, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor of the chair «Applied Mathematics and Computer Science» O.V. Anikina, Candidate of Technical sciences, Associate Professor of the chair «Applied Mathematics and Computer Science»

Togliatti State University, Tolyatti (Russia)

Abstract. The article highlights a new approach to the formation of an individual route of preparation of student for professional work based on of the information and educational environment as a modular system built to meet the requirements of a functional model student.

Keywords: educational trajectory of training of the student, information and education environment, a functional model of the student.

УДК 372.851

ЭТНОМАТЕМАТИКА КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ: ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

© 2015

М.Д. Дьячковская, аспирант

Северо-Восточный федеральный университет, Якутск (Россия) Н.И. Мерлина, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой «Методики преподавания математики» Чувашский государственный университет, Чебоксары (Россия)

Аннотация. Рассмотрена проблема изучения становления и развития этноматематики как области научных знаний в отечественной школе. В последние годы в методике преподавания математики и деятельности учителей практиков резко увеличивается интерес к народной математике. Увеличивается количество исследователей, изучающих математическую культуру народов, растет количество публикаций, ширится география научно-практических конференций, посвященных вопросам этнокультурного образования и этноматематики. Все перечисленное вызывает потребность провести научную рефлексию этноматематики как области научных знаний. Основное содержание составляет анализ отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Несмотря на то, что термин «этноматематика» был внесен в научный оборот зарубежными учеными в 80-х годах XX века, как показывает анализ литературы, идеи этноматематики в отечественной школе развивались вполне самостоятельно. Так, зарождение этноматематической идеи в России можно связать с появлением в научный оборот понятия «народная математика» в работах В.В. Бобынина еще в XVIII веке. Составлена логическая схема реализации этноматемати-ческой идеи в отечественной школе. Как показал анализ, в настоящее время она осуществляется через содержание образования, подход и средства. Сформулированы понятия «математическая культура народа», «народная математика», «этноматематика», «этноматематический компонент содержания образования», «этноматематический подход» и «этноматематическая задача».

Ключевые слова: этноматематика, народная математика, математическая культура народа, национально-региональный и этнокультурный компоненты образования, культурологический и этнопедагогический подходы, практи-ко-ориентированные, исторические, краеведческие и фольклорные задачи.

Термин «народная математика» впервые был использован В.В. Бобыниным, первым ученым по истории математики. В 1878 году В.В. Бобынин закончил магистерскую диссертацию «История индуктивного периода развития наук математических. Доисторический период». Предварительно В.В. Бобынин обсуждал представление работы с профессорами Московского университета Н.В. Бугаевым и А.Ю. Давидовым, одобрившими его инициативу. Работа над диссертацией продолжалась более двух лет, но она не была принята к защите физико-математическим факультетом по причине, преобладания в ней лингвистических и этнографических элементов. Часть из этой диссертации он опубликовал в «Математическом листке» А.И. Гольденберга в июле 1879 года [1, с.12-13].

В августе 1883 года В.В. Бобынин на секции астрономии и математики Всероссийского съезда естествоиспытателей и врачей выступил с докладом «О собирании памятников народной математики». Он призвал местные организации Общества естествоиспытателей к сбору памятников народной математики, но его энтузиазм не был поддержан [1, с.16].

В очерке «Состояние математических знаний в России до XVI века» (1884) [2] В.В. Бобынин пишет, что

первоначальными математическими знаниями народа являются «владение числом и мерою». Ученый считает, что «эти знания приобретались постепенно, трудом длинного ряда поколений, при посредстве наблюдения и опыта и через приложение простейших индуктивных и эмпирических методов, и сохранялись путем устной передачи от поколения к поколению». Эти знания Бобынин называет «народной математикой» - в ее первоначальном направлении. Далее ученый пишет «. в настоящее время изучение этой собственно народной математики находится еще в зародыше. Кроме исследований филологов о числительных именах и системах счисления у различных народов да отрывочных сведений, доставленных путешественниками и этнографами, о математических знаниях тех или других племен и народов не имеется никаких сведений» [2, с.184].

Из подлежащих собранию памятников русской народной математики, В.В. Бобынин называет следующие: 1) счисление и счет; 2) приемы меры и веса; 3) геометрические сведения и их выражение в постройках, рукоделиях, нарядах и украшениях; 4) способы межевания; 5) народные задачи; 6) пословицы, загадки и вообще произведения народной словесности, имеющее отношение к математическим знаниям; 7) памятники древней народной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.