Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда для обучения студентов экономико-правового вуза'

Информационно-образовательная среда для обучения студентов экономико-правового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербаков Анатолий Иванович

В статье рассмотрены особенности создания информационно-образовательной среды для небольшого негосударственного экономико-правового вуза на примере Кузбасского института экономики и права (КузИЭП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING INFORMATIONAL EDUCATIVE ENVIRONMENT FOR ECONOMICAL-LOW UNIVERSITY STUDENTS

In paper are described features for creating informational educative environment for little privacy economical-low institute based on Kuzbass institute of economic and low (KuzlEL).

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда для обучения студентов экономико-правового вуза»

Доклады ТУСУРа. 2003 г. Автоматизированные системы обработки информации, управления и проектирования УДК 681.391.28

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ВУЗА

А.И. Щербаков

В статье рассмотрены особенности создания информационно-образовательной среды для небольшого негосударственного экономико-правового вуза на примере Кузбасского института экономики и права (КузИЭП)

В настоящее время практически все вузы пытаются преодолеть противоречие между стремительно нарастающим объемом знаний, которые необходимо освоить согласно ГОС ВПО, реальными сроками подготовки специалистов и ресурсами, имеющимися для их подготовки. Одним из перспективных путей преодоления этого противоречия является создание новой технологии обучения, базирующейся на применении предметно- и проблемно-ориентированных компьютерных обучающих систем. Информационно-образовательная среда (ИОС) для обучения студентов экономико-правового вуза является профессионально-ориентированной информационной системой для обучения в области экономики и права. Данная ИОС - это совокупность:

- функциональных процессов и связанных с ними информационных процессов, специфичных для обучения в области экономики и права;

- средств, способов и методов, направленных на создание и применение технологий сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, существенных для специфики подготовки экономистов и юристов;

- управления процессами решения функциональных задач, а также информационными и

финансовыми потоками.

Последнее особенно важно для негосударственных вузов, обучение студентов в которых осуществляется только на условиях полного или частичного возмещения затрат на обучение.

Проблемы информатизации обучения в высшей школе широко обсуждаются в вузовском сообществе не менее 10 лет с различных позиций и являются частью более обширного комплекса проблем информатизации высшего образования РФ, концепция которой утверждена 28.09.1993 г. [1] и дополняется по мере развития российского общества [2, 3].

Основные предпосылки создания ИОС экономико-правового вуза, и в частности КузИЗП,

состоят в следующем:

- необходимость расширения доступа к информационно-образовательным ресурсам для студентов вуза с использованием новых образовательных технологий;

- необходимость повышения качества обучения и преподавания в небольшом негосударственном вузе путем более активного использования мультимедийных учебных материалов;

- необходимость упрощения доступа к Интернет-ресурсам для преподавателей и студентов вуза.

Исходя из вышеперечисленного формулируются следующие первоочередные задачи разработки И ОС.

1 Создание материально-технической базы информационной образовательной сети вуза.

2. Объединение в единую образовательную информационную среду разрозненных информационных ресурсов кафедр, деканатов факультетов и других подразделений вуза.

3. Подключение к сети Интернет с помощью выделенного радиоканала через местного

провайдера.

К настоящему времени материально-техническая база ИОС КузИЭП создана на основе собственных ресурсов и включает три класса персональных компьютеров (ПК): один класс оснащен ПК Pentium I и два - Pentium III. ПК оснащены также все пять кафедр, учебный отдел, деканаты дневной и заочной форм обучения, военно-учетный стол, отдел кадров, другие подразделения, отделы и службы института. При разработке структуры ИОС автор использовал

решения, предложенные в [4].

Для объединения в единую ИОС разрозненных информационных ресурсов всех подразделений вуза создана корпоративная локальная сеть. На сервере института установлена операционная система (ОС) Novell Netware 3.12.

При решении 2-й задачи создания ИОС было принято решение остановиться на трех-серверном виде сети. На первом сервере установлена ОС Windows NT 4.0. На этом сервере находятся следующие базы данных: Констультант+, Гарант, Кодекс, Касатка, а также пакеты учебно-методических материалов по кафедрам (учебно-методические комплексы, конспекты лекций, контрольные тестовые задания, вопросы к экзаменам и зачетам по различным учебным дисциплинам). Доступ к этому серверу открыт для всех студентов, преподавателей и сотрудников института.

На втором сервере установлена ОС Windows 2000. На этом сервере развернут программный комплекс БЭСТ. Именно этот программный комплекс выбран в качестве системы автоматизации документооборота в институте. В комплекс включены деканаты (в плане контроля успеваемости студентов), отдел кадров, военно-учетный стол, административно-хозяйственный отдел, приемная комиссия и, естественно, бухгалтерия (обучение в институте только платное). Полный доступ ко всем ресурсам этого сервера имеет только ректорат.

Первый и второй серверы являются доменами для своих рабочих групп.

На третьем сервере установлена ОС Linux. Именно этот сервер подключен к сети Интернет с помощью выделенного радиоканала через местного провайдера. На этом же сервере решаются задачи администрирования ресурсов корпоративной локальной сети института. Пропускная способность канала - 64К бит/с. Сетевой протокол - ТСРМР.

Основные функции информационно-коммуникационного узла следующие:

- объединение сетей компьютерных классов в общеинститутскую сеть;

- обеспечение доступа в Интернет из компьютерных классов;

- возможность использования ресурсов на сервере приложений (мультимедиа, программное обеспечение);

- обеспечение доступа к электронной почте;

- электронный документооборот.

Для ИОС экономико-правового вуза обязательны следующие системы.

1. Система управления учебным процессом.

2. Система обеспечения учебного процесса.

В КузИЭП создание данных систем находится в стадии разработки.

Основными компонентами системы управления учебным процессом являются средства ведения вузовского электронного документооборота:

- приказы и распоряжения деканатов, кафедр;

- составление расписаний для дневной и заочной форм обучения и контроль за их выполнением;

- контроль ответственных лиц за наполнением учебно-методических материалов. Для системы обеспечения учебного процесса характерны следующие средства:

- электронные учебники и программные средства для их создания;

- различные методические материалы для самостоятельной работы студентов и проведения тренингов, а также для самоконтроля по дисциплинам обучения.

Структура ИОС имеет вид, представленный на рис. 1.

Система управления учебным процессом

Система обеспечения учебного процесса

Система диагностики психофизического состояния обучаемого

Система тестирования обучаемого

ИНТЕРФЕЙС

Модели и механизмы взаимодействия систем ИОС

Модели и механизмы взаимодействия с пользователями

Технические и программные средства

Рис. 1 - Архитектура ИОС КузИЭП

Для наполнения системы обеспечения учебного процесса создаются электронные учебные пособия по блокам дисциплин специальности «Антикризисное управление». Собирается и систематизируется учебно-методический материал, конспекты лекций по блокам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Готовятся тесты для проверки знаний и самоконтроля студентов. Разрабатываются также модели представления следующей информации:

- об учебно-методическом материале с применением средств мультимедиа;

- о пользователях (обучаемом (студенте), предметнике (преподавателе), руководителях структурных подразделений вуза, администраторе ИОС);

- о процессе управления обучением.

Управление обучением представляет собой анализ информационных процессов, происходящих между пользователем и ИОС. Для оценки эффективности процесса обучения необходимо выбрать критерий. В качестве такого критерия целесообразно использовать удельный прирост знаний у обучаемого. Требуемые уровни усвоения знаний в процессе обучения могут быть следующими: ученический, эвристический, творческий. Объем учебной информации задается рабочей учебной программой, а уровень знаний, умений и навыков задается квалификационной характеристикой специалиста, содержащейся в ГОС ВПО.

В заключение отметим, что ИОС КузИЭП находится в стадии разработки, ее создание и внедрение позволит значительно улучшить качество подготовки студентов экономических и юридических специальностей. Преподаватели и студенты получают доступ в полном объеме к учебно-методическим, справочным материалам. ИОС позволяет проводить контроль, самоконтроль (для студентов), оценку знаний (для преподавателей) по целым блокам дисциплин. Внедрение ИОС позволяет систематизировать и унифицировать документооборот вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция информатизации высшего образования в Российской федерации. - М.: Рос-НИИСИ, 1993.

2. Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень № 4. - М.: Госкомвуз России,

ГосНИИ системной интеграции, 1995.

3. Развитие образования в России. Федеральная программа (система среднего, высшего, профессионального и соответствующего дополнительного образования). - М.: НИИБО, 1986.-96 с.

4. Кориков A.M., Поникоровский C.B. Формирование активной информационной среды научных исследований и обучения // Автоматизация проектирования, идентификации и управления в сложных системах. - Томск: Изд-во НТЛ, 1997. - С. 160-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.