Научная статья на тему 'Информационно-мотивационная технология для пациентов с ишемической болезнью сердца, подвергшихся коронарному шунтированию: медико-социальная и экономическая эффективность'

Информационно-мотивационная технология для пациентов с ишемической болезнью сердца, подвергшихся коронарному шунтированию: медико-социальная и экономическая эффективность Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CardioСоматика
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серебрякова В. Н.

Цель. Оценить медико-социальную и экономическую эффективность информационно-мотивационной технологии для пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС), подвергшихся коронарному шунтированию (КШ), проводимой на госпитальном этапе в раннем послеоперационном периоде.Материал и методы. Обучение пациентов с ИБС, подвергшихся хирургическим вмешательствам на коронарных сосудах (аортокоронарное АКШ, маммарокоронарное шунтирование и т.д.), проводится в рамках разработанной нами информационно-мотивационной технологии, включающей в себя андрагогические подходы к обучению взрослых (Школа здоровья), на госпитальном этапе в условиях специализированной кардиологической клиники в раннем восстановительном периоде. Открытие Школы здоровья для пациентов с АКШ состоялось в феврале 2007 г. Данная информационно-мотивационная технология работает на постоянной основе, обучая ежемесячно более 100 пациентов. В целом за указанный период обучены 5478 пациентов с сердечно-сосудистой патологией. Занятия длительностью 60-90 мин проводятся по специально разработанной нами персонифицированной программе ежедневно в течение недели.Результаты. Эффективность обучения по медико-социальным и экономическим показателям оценивали среди 873 пациентов, перенесших КШ и прошедших полный курс обучения, до, после обучения, через 6 и 12 мес. Среди обученных пациентов были 87,4% мужчин и 12,6% женщин, средний возраст составил 58,3±5,4 года. Изучение уровня тревоги и депрессии (шкала HADS) показало, что после обучения через 6 мес отмечалось снижение уровня тревожности на 14,7%, в отношении депрессии таких результатов получено не было. По данным теста Мориски-Грина, через 6 мес после обучения среди пациентов возросла приверженность лечению в среднем с 1,79±1,1 до 3,46±1,2 балла. Мониторинг экономической эффективности был проведен по данным случаев и дней временной нетрудоспособности, амбулаторных обращений, количества госпитализаций, вызовов скорой медицинской помощи, ассоциированных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Расчет на 1 обученного пациента показал, что экономическая эффективность Школы здоровья для пациентов с АКШ 5023 руб. В связи с тем, что полный цикл обучения для пациентов с АКШ и другими хирургическими вмешательствами на коронарных сосудах 24 раза в год, экономия бюджету здравоохранения с учетом среднего числа обучающихся на 1 цикле (12 человек) для школ АКШ 1 687 728 руб.Заключение. Разработанная нами информационно-мотивационная технология с андрагогическими подходами к обучению взрослых как вид школ здоровья способствует модификации образа жизни пациентов с ИБС, подвергшихся КШ. Обучающие технологии влияют на уровень информированности, тревоги, способствуют повышению мотивации в отношении сохранения здоровья, приверженности лечению, имеют доказанную медико-социальную и экономическую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серебрякова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-мотивационная технология для пациентов с ишемической болезнью сердца, подвергшихся коронарному шунтированию: медико-социальная и экономическая эффективность»

«REHABILITATION AND SECONDARY PREVENTION IN CARDIOLOGY»

XI RUSSIAN CONFERENCE

Информационно-мотивационная технология для пациентов с ишемической болезнью сердца, подвергшихся коронарному шунтированию: медико-социальная и экономическая эффективность

Серебрякова В.Н.

ФГБУ «НИИ кардиологии», Томск

Цель. Оценить медико-социальную и экономическую эффективность информационно-мотивацион-ной технологии для пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС), подвергшихся коронарному шунтированию (КШ), проводимой на госпитальном этапе в раннем послеоперационном периоде.

Материал и методы. Обучение пациентов с ИБС, подвергшихся хирургическим вмешательствам на коронарных сосудах (аортокоронарное - АКШ, маммарокоронарное шунтирование и т.д.), проводится в рамках разработанной нами информационно-мотивационной технологии, включающей в себя андра-гогические подходы к обучению взрослых (Школа здоровья), на госпитальном этапе в условиях специализированной кардиологической клиники в раннем восстановительном периоде. Открытие Школы здоровья для пациентов с АКШ состоялось в феврале 2007 г. Данная информационно-мотивационная технология работает на постоянной основе, обучая ежемесячно более 100 пациентов. В целом за указанный период обучены 5478 пациентов с сердечно-сосудистой патологией. Занятия длительностью 60-90 мин проводятся по специально разработанной нами персонифицированной программе ежедневно в течение недели.

Результаты. Эффективность обучения по медико-социальным и экономическим показателям оценивали среди 873 пациентов, перенесших КШ и прошедших полный курс обучения, до, после обучения, через 6 и 12 мес. Среди обученных пациентов были 87,4% мужчин и 12,6% женщин, средний возраст составил 58,3±5,4 года. Изучение уровня тревоги и депрессии (шкала HADS) показало, что после обучения через 6 мес отмечалось снижение уровня тревожности на 14,7%, в отношении депрессии таких результатов получено не было. По данным теста Мориски-Грина, через 6 мес после обучения среди пациентов возросла приверженность лечению в среднем с 1,79± 1, 1 до 3,46±1,2 балла. Мониторинг экономической эффективности был проведен по данным случаев и дней временной нетрудоспособности, амбулаторных обращений, количества госпитализаций, вызовов скорой медицинской помощи, ассоциированных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Расчет на 1 обученного пациента показал, что экономическая эффективность Школы здоровья для пациентов с АКШ - 5023 руб. В связи с тем, что полный цикл обучения для пациентов с АКШ и другими хирургическими вмешательствами на коронарных сосудах - 24 раза в год, экономия бюджету здравоохранения с учетом среднего числа обучающихся на 1 цикле (12 человек) для школ АКШ -1 687 728 руб.

Заключение. Разработанная нами информационно-мотивационная технология с андрагогическими подходами к обучению взрослых как вид школ здоровья способствует модификации образа жизни пациентов с ИБС, подвергшихся КШ. Обучающие технологии влияют на уровень информированности, тревоги, способствуют повышению мотивации в отношении сохранения здоровья, приверженности лечению, имеют доказанную медико-социальную и экономическую эффективность.

Ремоделирование сердца у женщин с артериальной гипертензией и первичным гипотиреозом

Скаржинская Н.С., Чесникова А.И., Коломацкая О.Е.

ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов- на-Дону

Цель. Изучить особенности ремоделирования сердца у женщин с артериальной гипертензией (АГ) и первичным гипотиреозом.

Материал и методы. В исследование были включены 95 пациенток с АГ 1-2-й степени и первичным гипотиреозом, из них 31 женщина с первичным гипотиреозом в стадии декомпенсации (основная группа) и 64 женщины с первичным гипотиреозом в стадии медикаментозной компенсации. В 1-ю группу сравнения входили пациентки с АГ без патологии щитовидной железы (ЩЖ), во 2-ю - женщины с первичным гипотиреозом в стадии декомпенсации без АГ. В группу контроля включали женщин без АГ, сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений функции ЩЖ. Всем пациенткам проводили ЭхоКГ-исследование на аппарате Sonos-7500 с использованием трансторакальных датчиков и одно- и двухмерного допплеровского режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.