Научная статья на тему 'Информационно-методическое сопровождение профориентационной работы педагогов образовательных учреждений'

Информационно-методическое сопровождение профориентационной работы педагогов образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2097
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-методическое сопровождение профориентационной работы педагогов образовательных учреждений»

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

О. А. Роуш, Н. В. Чернушкина, методисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения, г. Прокопьевск

Сегодня профориентационная работа требует системности и целенаправленности, расширения ее масштабов, повышения качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Одной из трудностей в профориентационной работе являются кадровые проблемы. В настоящее время функции по сопровождению профессионального самоопределения выполняют работники, занимающие разные должности, что приводит к размыванию ответственности, снижению мотивации преподавателей образовательных учреждений к ведению профориентационной работы и в конечном счете к ее неэффективности. Отсутствие штатных должностей специалистов по сопровождению профессионального самоопределения естественным образом сочетается с отсутствием специальной подготовки квалифицированных кадров в данной области [1].

Решение данной проблемы возможно путем организации информационно-методического сопровождения педагогов, что позволит обеспечить переход на новый качественный уровень профориентационной работы.

Информационно-методическое сопровождение деятельности педагога — это комплекс взаимосвязанных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию на протяжении всей профессиональной деятельности [2].

О. А. Роут Н. В. Чернушкина

Основными функциями информационно-ме-тодической работы методистов центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» в г. Прокопьевске являются: разработка научно-методических рекомендаций по совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров в области профессиональной ориентации обучающихся; участие в организации и проведении экспертизы реализуемых образовательных программ и проектов в области профессиональной ориентации обучающихся; оказание консультационной поддержки работникам общего и профессионального образования в режиме очного и сетевого взаимодействия; участие в разработке и проведении видеоконференций, вебинаров по вопросам профессиональной ориентации обучающихся на востребованные в Кемеровской области рабочие профессии.

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (42) 2014

43

Сопровождение осуществляется непрерывно, комплексно с опорой на личностно ориентированный подход с учетом особенностей целевой группы, которую составляют методисты, педагоги, психологи, социальные педагоги учреждений разного типа. Предлагаются различные формы содействия педагогам по вопросам профориентационной работы с обучающимися, организуются курсы повышения квалификации, тематические и методические консультации, вебинары, семинары, форумы по темам: «Выбор профессии обучающимся/воспитанником: роль педагога в его формировании», «Психоло-го-педагогическое сопровождение профориентации обучающихся и процесса адаптации выпускников учреждений интернатного типа в учреждениях среднего профессионального образования», «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся». В целях стимулирования активности педагогов проводятся конкурсы муниципального и регионального уровней на лучшую методическую разработку в области профориентации обучающихся на востребованные в регионе профессии/специальности: «Проф-ориентир», «Лучший профориентационный уголок» и др. В рамках индивидуальной консультации оказывается методическая помощь по подбору материала, структурирования и оформления разработок. Для презентации и распространения опыта работы организуются ярмарки, конференции, круглые столы, дискуссии, выставки, мастер-классы.

Особое внимание в информационно-методическом сопровождении уделяется методическим консультациям.

На подготовительном этапе консультации определяются ее тема, цели и задачи, даты, время и место проведения, формируется группа участников, подбирается материал, разрабатываются анкеты, решаются организационные вопросы. Все это может быть отражено в программе консультации.

Для определения тематики консультации анализируются потребности, существующие в профориентационной работе образовательных учреждений муниципалитета, посредством анкетирования, изучения данных мониторинга проблем профориентационной работы педагогов. Из всего многообразия выбирается тема, наиболее интересная и актуальная для педагогов, психологов, ответственных за профориентационную работу.

Основной этап консультации состоит из трех частей: вводной, основной и подведе-

ния итогов. Он носит характер теоретической передачи информации и ее практической реализации. Формы проведения могут быть разнообразными. Их можно разделить на активные и пассивные. К пассивным относятся выступление, ознакомление с информацией (книги, учебные пособия, интернет-ресурсы). К активным — дискуссии, деловые игры, проектная деятельность, мастер-классы. Наиболее эффективным и востребованным в нашей работе с педагогами является кейс-метод. Предлагаемый метод относится к имитационным активным методам: группа педагогов анализирует ситуацию, возникающую в реальном личностном или профессиональном пространстве, вырабатывает практическое решение. Проблематика кейсов соответствует теме методической консультации. Преимущество данного метода заключается в разнообразии содержания кейсов, возможности участников самостоятельно разрабатывать кейсы, обмениваться информацией и личностным опытом, что существенно повышает эффективность работы в профориентационном направлении. Результатом применения кейс-метода является оценка предложенных алгоритмов решения и выбор наиболее эффективного из них в контексте поставленной проблемы. Практическое применение кейс-метода позволяет педагогам по-иному думать и действовать в решении проблем организации профориентационной деятельности, повышать свой творческий потенциал, оптимизировать процесс обмена опытом.

Заключительный этап консультации — подведение итогов и оценка эффективности работы по информационно-методическому сопровождению педагогов. Результативность определяется с помощью анкет обратной связи, где отмечаются новизна и актуальность представленной информации, востребованность тех или иных форм работы, тематики мероприятий, вносятся предложения по совершенствованию профориентационной деятельности.

Анализ эффективности информационно-методической работы с педагогами в г. Прокопьевске показал, что проводимые мероприятия актуальны и значимы для 99 % педагогов. Наиболее востребованные формы работы — мастер-классы (70 °%), практико-ориентированные занятия (60 °%), семинары (40 °%), методические консультации (55 °%). Педагоги испытывают трудности в организации профориентационной деятельности из-за недостатка методической литературы (28 °%), непонимания руководством всей важности работы (10 °%), недостатка квалификации

44

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (42) 2014

(16%). Рассчитывают на помощь методистов ЦПиПС в виде методической поддержки 40 % опрошенных, рецензирования разработанных педагогами программ профориентационной деятельности — 10%, организации и проведения круглых столов — 10 %. В профориентационной работе планируют использовать и реализуют предоставленную информацию 80 % опрошенных, опыт работы других учреждений — 20 %. В целом анализ данных анкет обратной связи позволяет сделать вывод, что современная ин-формационно-методическая деятельность требует новых инновационных подходов по содействию в решении вопросов организации профориентации.

Таким образом, необходимо выстроить работу по повышению квалификации на системном уровне с учетом образовательных потребностей педагогов в области профориентационной деятельности и придать профориентационной работе новый качественный уровень.

1. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся // Педсовет.огд.2012.— Ш1_: http://pedsovet.org/forum/ topic10348.html.

2. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластени-на.— М.: Издательский центр «Академия», 2002.— 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.