Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА'

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСТРЕБОВАННОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ / СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / РЕСПУБЛИКА КОМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Е. В.

В статье рассмотрены сущность, специфические черты сельскохозяйственного консультирования. Предложено авторское определение службы. Обоснованы социально-экономические предпосылки создания системы сельскохозяйственного консультирования. Показано место и роль системы сельскохозяйственного консультирования в освоении и трансферте инноваций в аграрный сектор. Исследованы региональные особенности формирования аграрного консультирования в Республике Коми. Проанализировано современное состояние деятельности консультационной службы, выявлены факторы, сдерживающие ее развитие. С целью увеличения охвата сельхозтоваропроизводителей и сельского населения информационно-консультационным обслуживанием, распространения инноваций для средних и малых форм аграрных структур разработаны направления развития системы сельскохозяйственного консультирования. Предложена схема размещения и обслуживания межмуниципальных центров сельскохозяйственного консультирования, их обеспеченности специалистами и финансовыми ресурсами. Обоснованы приоритетные направления участия службы сельскохозяйственного консультирования в освоении и трансферте инноваций в аграрное производство. Результаты исследования могут быть использованы при обосновании стратегии инновационного развития аграрного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА»

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

Информационно-консультационное обеспечение инновационного развития

аграрного сектора северного региона

Information and consulting ensuring innovative development of agrarian sector of the northern region

УДК 0.61:338.43

Е. В. Иванова, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН (Сыктывкар, Россия)

В статье рассмотрены сущность, специфические черты сельскохозяйственного консультирования. Предложено авторское определение службы. Обоснованы социально-экономические предпосылки создания системы сельскохозяйственного консультирования. Показано место и роль системы сельскохозяйственного консультирования в освоении и трансферте инноваций в аграрный сектор. Исследованы региональные особенности формирования аграрного консультирования в Республике Коми. Проанализировано современное состояние деятельности консультационной службы, выявлены факторы, сдерживающие ее развитие. С целью увеличения охвата сельхозтоваропроизводителей и сельского населения информационно-консультационным обслуживанием, распространения инноваций для средних и малых форм аграрных структур разработаны направления развития системы сельскохозяйственного консультирования. Предложена схема размещения и обслуживания межмуниципальных центров сельскохозяйственного консультирования, их обеспеченности специалистами и финансовыми ресурсами. Обоснованы приоритетные направления участия службы сельскохозяйственного консультирования в освоении и трансферте инноваций в аграрное производство. Результаты исследования могут быть использованы при обосновании стратегии инновационного развития аграрного сектора.

Ключевые слова: сельскохозяйственное консультирование, предпосылки востребованности консультационных услуг, инновационное развитие, особенности формирования, состояние и направления развития аграрного консультирования, Республика Коми.

© Иванова Е. В., 2017

E. V. Ivanova, The Institute of Social, Economic and Power problems of the North, Komi Scientific Centre of the Ural Division of the Russian Academy of Sciences (Syktyvkar, Russia)

In article the essence, peculiar features of agricultural consultation are considered. Author's definition of service is offered. Social and economic prerequisites of creation of system of agricultural consultation are proved. The place and a role of system of agricultural consultation in development and a transfer of innovations in agrarian sector is shown. Regional features of formation of agrarian consultation in the Komi Republic are investigated. The current state of activity of consulting service is analysed, the factors constraining her development are revealed. For the purpose of increase in coverage of agricultural producers and country people information and consulting service, distribution of innovations is developed for average and small forms of agrarian structures the directions of development of system of agricultural consultation. The scheme of placement and service of the intermunicipal centers of agricultural consultation, their security with experts and financial resources is offered. The priority directions of participation of service of agricultural consultation in development and a transfer of innovations in agrarian production are proved. Results of a research can be used at justification of strategy of innovative development of agrarian sector.

Keywords: agricultural consultation, prerequisites of a demand of consulting services, innovative development, features of formation, state and directions of development of Agrarian consultation, Komi Republic.

Введение

В Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» разработка и внедрение конкурентоспособных отечественных технологий рассматриваются в качестве главно-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

го направления перехода продовольственной сферы к инновационному развитию. В этих целях намечено подготовить Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017—2025 гг. [8]. Стратегия инновационного развития аграрного сектора экономики, по мнению ведущих ученых-экономистов [1, 2, 7, 12—15, 19], является решающей в современных условиях.

Инновационное развитие невозможно без формирования инновационной системы аграрного сектора и его ключевого звена — сельскохозяйственного консультирования. Консультационные службы, тесно взаимодействующие с другими субъектами инновационной системы, служат эффективным инструментом освоения и трансферта инноваций в аграрный сектор. Мировой опыт свидетельствует, что около 60—80 % сельхозтоваропроизводителей в состоянии освоить новшества с помощью службы сельскохозяйственного консультирования [11].

Создание системы аграрного консультирования требует учета специфических особенностей развития сельского хозяйства различных регионов страны, связанных с природными, экономико-географическими, социально-экономическими условиями и факторами. Она не может быть одинакова для всех субъектов Федерации. Механический перенос модели организации службы сельскохозяйственного консультирования из регионов с развитым сельским хозяйством в районы Севера и Арктики не даст положительных результатов. Здесь, в силу особенностей функционирования агропро-мыслового хозяйства, формирование и развитие системы аграрного консультирования будет существенно различаться.

В связи с этим разработка путей формирования и развития системы сельскохозяйственного консультирования для северных и арктических территорий со сложными условиями ведения аграрного производства является весьма актуальной задачей. Именно с позиций повышения роли аграрного консультирования в активизации инновационной деятельности сферы сельского хозяйства автор рассматривает вопросы развития информационно-консультационной службы в Республике Коми.

Сущность сельскохозяйственного консультирования

Консультирование, по свидетельству ученых, существовало очень давно, еще в Месопотамии, Египте, Греции и Финикии. В развитом виде консультационная деятельность, как процесс оказания фермерам консультационных услуг, сформировалась на Западе в 1950—1960-е гг. Основными причинами возникновения служб сельскохозяйственного консультирования был кризис сельского хозяйства, когда отрасль была неспособна самостоятельно без государственной поддержки перейти на эффективный путь развития [9, с. 40].

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО], сельскохозяйственные консультационные службы успешно развиваются в 113 странах мира, в них работают более 550 тыс. специалистов-консультантов [20]. Консультационные организации обслуживают более 1,2 млрд фермеров [10].

Первые теоретико-практические разработки сельскохозяйственного консультирования (общественной агрономии] связаны с именем выдающего русского ученого А. В. Чаянова. Он считал, что задачами сельского консультирования являются ускорение и рационализация стихийно совершающейся эволюции сельского хозяйства в сторону большого соответствия изменяющимся условиям. По мнению А. В. Чаянова, сельский консультант может быть назван организатором и проводником совершающегося развития сельского хозяйства. Желая создать новое земледелие, консультант создает новую человеческую культуру, новое народное сознание [17, с. 14].

В последние годы теоретико-методологическим аспектам сельскохозяйственного консультирования посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных исследователей. Обратимся к некоторым определениям понятия «службы сельскохозяйственного консультирования». По мнению Г. М. Демишкевич, «сельскохозяйственное консультирование — это деятельность консультантов по оказанию профессиональных консультационных услуг, носящих рекомендательный характер и помогающих сельским товаропроизводителям и населению в реализации целей и задач путем разрешения проблем различного характера, выяв-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

ления и использования новых возможностей, внедрения изменений и обучения» [4, с. 14].

В коллективной монографии, изданной в ВНИИЭСХ, авторы определяют систему сельскохозяйственного консультирования как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных элементов (субъектов], осуществляющих задачи по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют центры сельскохозяйственного консультирования на федеральных, региональных и районных уровнях [9, с. 15].

«Консультирование, — пишет В. В. Козлов — представляет собой особый вид информационной, проектной и обучающей деятельности, связанной с выработкой и принятием решений, в процессе которой консультант оказывает методологическую и практическую поддержку клиенту, побуждает его к целесообразным и решительным действиям по ликвидации возникших или назревающих проблем» [5, с. 77].

К. Е. Хилек рассматривает информационно-консультационную службу по сельскому хозяйству как форму государственного участия в развитии сельского хозяйства и сельских зон, ее задачи состоят в поддержке процесса модернизации сельского хозяйства и преобразования сельских регионов [16, с. 89].

По мнению Джона Рассела, сельскохозяйственная служба консультирования может быть определена как предоставление знаний и навыков, необходимых фермерам для освоения и применения более эффективных методов в растениеводстве и животноводстве с целью повышения продуктивности и улучшения жизненных стандартов [цит. по: 3, с. 7]. Примерно такое же определение дает К. Н. Фишер. Он считает, что служба консультирования и обучения фермеров ставит своей задачей передачу информации и практических навыков с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов [цит. по: 6, с. 94—95].

Известные голландские ученые А. В. Ван Ден Бан и X. С. Холкинс дают следующее определение службе: «Сельскохозяйственная служба консультирования — это сознательное использование информации с целью помочь людям выработать правильное мнение и выполнить надлежащее решение» [22, с.10].

Ф. Стееле под процессом консультирования понимает любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это [21, с. 9].

Обобщая существующие в настоящее время определения сельскохозяйственного консультирования, его роль и место в активизации инновационной деятельности, можно дать следующую формулировку. Аграрное консультирование — деятельность консультантов по оказанию услуг, необходимых сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению для освоения новых знаний, новых технологий, селекционно-генетических, маркетинговых, организационно-экономических и социально-экологических инноваций с целью получения экономического, социального и экологического эффекта.

Процесс консультирования представляет взаимодействие консультанта и клиента для решения возникших проблем и осуществления изменений, приносящих эффект сельхозтоваропроизводителям. Пользователями консультационных услуг являются сельскохозяйственные и агропродовольственные организации, крестьянские (фермерские] хозяйства, сельское население (владельцы личных подсобных хозяйств, садоводы-огородники], органы государственного управления АПК и местного самоуправления.

В современных условиях система аграрного консультирования является основным инструментом трансферта инноваций от производителей новшеств до сельхозпотребителей. С помощью консультационной службы идет распространение информации об инновациях с помощью выпуска специальной литературы, информирования через Интернет, радио и телевидение, проведения обучающих мероприятий. Консультанты-специалисты демонстрируют новые знания, новые технологии на опытных полях и фермах, реализуют инновационные проекты в аграрном производстве.

Социально-экономические предпосылки востребованности сельскохозяйственного консультирования

Необходимость создания системы аграрного консультирования вызвана следующими причинами.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

1. Дефицит и отток квалифицированных специалистов из аграрного сектора. Если в конце 1980-х гг. в Республике Коми на один совхоз приходилось в среднем 11 специалистов с высшим и 28 специалистов со средним профессиональным образованием, то в настоящее время на одну сельхозорганизацию приходится только три специалиста с высшим и четыре специалиста со средним профессиональным образованием. До рыночных реформ каждый пятый работавший в сельском хозяйстве имел высшее и среднее специальное образование. Из числа специалистов с высшим образованием 36 % имели специальность инженера, 57 — агронома, 45 — зоотехника, 41 % — ветврача, 67 % — экономиста. Специалисты фактически выполняли роль консультантов как носители информации о новшествах, оказывали практическое содействие по их освоению в растениеводстве и животноводстве. Если в предреформенный период 84 % руководителей сельхозорганизаций имели высшее профессиональное образование и 16 % — среднее, то сейчас соответственно 45 % и 34 %, а 21 % руководителей не имеют ни высшего, ни среднего профессионального образования. Особенно низкий уровень профессионального образования у руководителей и специалистов сельхозорганизаций и крестьянско-фермерских хозяйств сельской периферии. Сейчас высшее и профессиональное образование имеют 36 % специалистов аграрных хозяйств и только 8 % руководителей среднего звена.

2. Деградация ресурсного потенциала и необходимость инновационной модернизации сельского хозяйства. В большинстве сельских районов республики основные фонды изношены на 70—80 %. В аграрном секторе разрушена осушительная мелиорация, резко упало внесение удобрений, что привело к превышению выноса питательных веществ из почвы над их возвратом.

Инновационную деятельность осуществляет лишь 10 % агропродовольственных организаций. В большинстве аграрных предприятий и фермерских хозяйств преобладают примитивные методы и технологии, культивируются устаревшие сорта и породы скота, применяются несовершенные формы организации и управления. Самое плохое состояние инновационных процессов отмечается в сельхозорга-

низациях периферийных районов. Анкетный опрос, проведенный автором в 2014 г., показал, что результаты селекционно-генетических инноваций респонденты оценили следующим образом: «очень плохие» — 24,9 %, «плохие» — 33,3, «средние» — 41,8; технико-технических: «плохие» — 20,2 %, «средние» — 60,7 %, «хорошие» — 19,1 %; организационно-экономических и управленческих инноваций: «очень плохие» — 32,6 %, «плохие» — 38,3 %, «средние» —29,1 %.

Аналогичная ситуация с освоением инноваций наблюдается и в других субъектах Европейского Севера. В Вологодской области ежегодно осваивали новые технологии лишь 7,7 % сельхозорганизаций, использовали прогрессивную технику — 9,6 %, разводили улучшенные сорта растений, гибриды и кроссы птицы — 21,2 % [18, с. 55].

3. Неопределенность и быстро меняющаяся внешняя и внутренняя среда (вступление в ВТО, санкции, экономические кризисы, высокие темпы инфляции, постоянно изменяющиеся нормативно-правовые документы].

4. Ослабление органами управления АПК распространения научных знаний и освоения инноваций.

5. Трудности, испытываемые сельскими товаропроизводителями, в получении информации о селекционно-генетических, технологических, организационно-экономических, маркетинговых и социально-экологических инновациях, а также о передовом производственном опыте.

6. Неразвитость аграрной инновационной инфраструктуры. Сейчас в сельском хозяйстве нет научно-производственного объединения, разрушены опытно-производственные хозяйства НИИ, отсутствуют инновационно-технологические центры, технопарки и бизнес-инкубаторы в научно-образовательном секторе.

В сложившейся социально-экономической ситуации система сельскохозяйственного консультирования является эффективным инструментом оказания разнообразных услуг сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению, распространения знаний, освоения инноваций, повышения эффективности производства.

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

Особенности формирования системы сельскохозяйственного консультирования в Республике Коми

Аграрный сектор Республики Коми не занимает доминирующее положение в экономике. Сейчас на долю сельского хозяйства приходится 1,4 % валового регионального продукта, 0,4 % инвестиций в основной капитал, 1,2 % среднегодовой численности занятых в экономике. В отраслевой структуре сельского хозяйства преобладает молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство и оленеводство. На долю животноводства приходится 68 %, а растениеводства — 32 % валовой продукции.

В общем объеме валового производства сельхозпродукции в 2015 г. на долю сельхо-зорганизаций приходилось 61 %, хозяйств населения — 34 %, крестьянских (фермерских] хозяйств — 5 %. В сельских районах, кроме Сыктывдинского района (пригородного по отношению к Сыктывкару], практически отсутствуют крупные сельхозорганиза-ции. Преобладающая доля картофеля (92 %]

и овощей (76 %] сконцентрирована в личных подсобных хозяйствах, у садоводов и огородников. Хозяйства населения обеспечивают свыше половины (51 %] объемов выращенного мяса крупного рогатого скота. В Троицко-Печорском районе и в городах Сосногорске и Вуктыле аграрное производство сконцентрировано в хозяйствах населения и фермерских хозяйствах. Доля сельхозорганизаций в производстве молока преобладает в семи сельских районах и пяти городах, в производстве мяса — лишь в одном (Сыктывдинском] районе и большинстве городов республики (см. табл.].

Большое значение при формировании и развитии системы сельскохозяйственного консультирования имеет наличие научно-образовательного потенциала, способного взаимодействовать с консультационной службой, степень активизации инновационной деятельности в агропродовольственном секторе. Республика Коми располагает существенным научным потенциалом. Вопросами научного обеспечения сельского хозяйства занимают-

Структура производства продукции по категориям сельхозпроизводителей по районам и городам Республики Коми в 2015 г., %

Картофель Овощи Мясо (живой вес] Молоко

- 03 - 03 CD - ce - 03 CD - ce - оз CD - ce - 03 CD

а® S s u H i^s = M S s u H = M S X u H = M S X u H

Район, город о s го Я О се X £2 л s Е- X и CD 'S ^ S CD &>X S к a" © * о s m Я o re X £2 л s Е- X и CD 'X ^ X CD &>X S к a" © * о s m Я o ce X £2 ja X Е- X и CD 'X ^ X CD &>X S к a" © * о s m Я o ce X £2 ja X Е- X и CD 'X ^ X CD &>X S к a" © *

CD и О X CD U О X CD U О X CD U О X

Районы Прилузский 1,9 96,8 1,3 0,8 98,5 0,7 23,4 50,7 25,9 66,7 18,7 14,6

Койгородский 4,8 94,8 0,4 - 99,9 0,1 39,4 31,9 28,7 79,2 14,0 6,8

Сысольский 7,5 86,9 5,6 3,8 60,1 36,1 28,7 43,6 27,7 73,9 11,6 15,5

Сыктывдинский 4,0 95,2 0,8 - 99,9 0,1 98,7 0,7 0,6 90,5 8,7 0,8

Корткеросский 9,3 79,6 11,1 4,5 91,7 3,8 42,1 46,7 11,2 84,5 11,8 3,7

Усть-Вымский 2,3 92,7 5,0 8,5 91,5 - 34,5 42,9 29,6 41,6 29,8 28,6

Усть-Куломский 1,8 97,0 1,2 - 99,0 1,0 10,5 78,2 11,3 37,1 58,2 4,7

Княжпогостский 4,8 92,0 3,2 1,6 95,0 3,4 24,0 26,4 49,6 35,7 14,0 50,3

Троицко-Печорский - 98,7 1,3 - 100 - - 82,6 17,4 - 79,7 20,3

Удорский 0,1 98,2 1,7 0,4 95,7 3,9 29,5 57,4 13,1 59,9 31,7 8,4

Ижемский - 99,7 0,3 - 100 - 15,3 84,3 0,4 20,5 66,0 13,5

Усть-Цилемский 1,0 93,3 5,8 0,5 99,5 0,0 15,1 64,2 20,7 44,7 38,1 17,2

Города Сыктывкар 19,1 80,6 0,3 54,6 45,4 58,7 15,6 25,7 91,0 3,6 5,4

Ухта 0,1 97,2 2,7 0,4 99,6 - 47,7 12,7 39,6 90,7 2,5 6,8

Сосногорск - 99,8 0,2 - 100 - - 62,1 37,9 - 60,8 39,2

Вуктыл - 100 - - 100 - - 50,0 50,0 - 49,2 50,8

Печора 1,3 95,1 3,6 - 99,5 0,5 10,9 69,4 19,7 44,4 40,5 15,1

Усинск - 96,5 3,5 - 100 - 82,3 14,7 3,0 76,2 23,5 0,3

Инта - 100 - - 100 - 83,3 13,5 3,2 87,4 11,9 0,7

Воркута - - - - - - 97,9 0,6 1,5 - 100 -

Республика Коми 4,7 92,4 2,9 21,2 76,1 2,7 86,7 10,3 3,0 64,0 22,9 13,1

Источник: Данные Комистата.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

ся Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Республики Коми, институты биологии, физиологии, химии, социально-экономических и энергетических проблем Севера и Выльгортская научно-эксперементальная биологическая станция Коми научного центра УрО РАН, Научно-исследовательский институт «Комимелиоводхозпроект», два учебных заведения — Институт переподготовки и повышения квалификации работников АПК, Сыктывкарский лесной институт. Научные исследования по развитию аграрного сектора проводит 51 сотрудник, в том числе 10 докторов и 25 кандидатов наук. Из числа докторов: 5 — биологических наук, 2 — сельскохозяйственных, 2 — экономических, 1 — ветеринарных наук. В составе кандидатов наук: 6 — биологических, 5 — сельскохозяйственных, 5 — экономических и 2 — химических, 1 — технических и 1 — географических наук.

Научные организации могут распространять через систему сельскохозяйственного консультирования информацию о новшествах с помощью печатной и видеопродукции, демонстрационных мероприятий, осуществлять консультирование специалистов службы при освоении инноваций, разработку, экспертизу и оценку эффективности инновационных проектов. Совместная работа специалистов информационно-консультационных служб с учеными может быть направлена на использование в хозяйственной деятельности новых высокопродуктивных сортов растений, новых пород и типов скота, кроссов птицы, инновационных технологий в растениеводстве, молочном и мясном скотоводстве и оленеводстве, а также на разработку концепций и программ устойчивого развития аграрного сектора и сельских территорий на региональном и муниципальных уровнях.

Современное состояние функционирования региональной консультационной службы

Коми республиканский информационно-консультационный центр был создан в марте 2003 г. при Институте переподготовки и повышения квалификации работников АПК и являлся его структурным подразделением. Сотрудники центра (состав которых колебался от 2 до 3 человек] совмещали консультационную деятельность с преподавательской

работой, что снижало качество и объем оказанных услуг. С апреля 2013 г. функционирует информационно-консультационный отдел Минсельхозпрода Республики Коми. На муниципальном уровне аграрное консультирование отсутствует. Это ограничивает доступ жителям, особенно отдаленных мест, к информации и консультационным услугам.

В составе службы сейчас работает 6 консультантов-специалистов, среди них агроном, зоотехник, два экономиста, бухгалтер и юрист. Все консультанты имеют высшее образование. Каждый консультант обеспечен компьютером. Своих автомобилей информационно-консультационный центр не имеет, поездки в хозяйства и районы осуществляются транспортом гаража администрации Главы Республики Коми. Отдельного помещения у консультационной службы нет. Приборы и техника технологического назначения отсутствуют.

Финансирование деятельности службы аграрного консультирования осуществляется из бюджета Республики Коми. Федеральный бюджет не выделяет средств на консультационное обслуживание сельхозтоваропроизводителей и сельского населения. Служба также не привлекает внебюджетных источников финансирования.

За 2013—2015 гг. информационно-консультационным отделом количество консультационных услуг сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению увеличилось на 74 %, в том числе личным подсобным хозяйствам, садоводам и огородникам — в 6,3 раза. В 2015 г. консультационной службой оказано 595 услуг, или около 100 на одного консультанта-специалиста. Основными клиентами услуг являются кре-стьянско-фермерские хозяйства и сельхозорга-низации. На их долю приходилось соответственно 48 % и 28 % консультационных услуг.

Как показал анализ, наиболее востребованы услуги в области бухгалтерского учета и растениеводства (рис. 1].

Консультанты-специалисты за весь период работы подготовили и выпустили шесть наименований методической и рекомендательной литературы по вопросам государственной поддержки сельхозпроизводителей, налогообложения для крестьянско-фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей и сельхозорганизаций, технологии заготовки кормов, содержания и кормления коров, организации

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

Экономика и организации производства — 12

Растениеводство — 25

Бухгалтерский учет — 54

Земельные отношения — 7 _

Правовые вопросы — 2

Рис. 1. Структура консультационных услуг информационно-консультационного отдела Республики Коми

по направлениям деятельности в 2015 г., % Источник: Данные информационно-консультационного отдела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и технологии мясного скотоводства, ведения тепличного хозяйства для малых форм хозяйствования.

С целью изучения состояния информационно-консультационного обеспечения аграрного сектора автором в 2014 г. проведен опрос руководителей и специалистов сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских] хозяйств.

Анализ результатов анкетирования показал следующее:

— респондентами были в основном руководители средних и малых предприятий и кре-стьянско-фермерских хозяйств. На анкету практически не откликнулись руководители крупных аграрных предприятий, видимо, не нуждающиеся в услугах консультационной службы;

— основную информацию (почти половину] респонденты получали от специалистов Минсельхозпрода республики, отделов сельского хозяйства районов и городов, а также на семинарах, совещаниях и при прохождении обучения. Почти 2/3 опрошенных не обращались за информацией к научно-исследовательским и образовательным учреждениям. К этим организациям были высказаны пожелания об улучшении качества оказываемых услуг;

— наибольший интерес у сельхозпроизводителей вызывает информация о спросе на аграрную продукцию и ее ценах на локальных и региональных рынках, стоимости материально-технических ресурсов, новых технологиях, селекционно-генетических инновациях и о действующих нормативно-правовых актах. Консультационные услуги по внедрению инноваций, разработке бизнес-планов, стратегии развития хозяйства, разработке и оценке инновационно-инвестиционных проектов, ока-

занию помощи в решении конкретных проблем клиенты согласны оплачивать;

— в ходе социологического опроса предпочтение отдано консультированию в хозяйстве. Посещение специалистами консультационной службы сельхозорганизаций и крестьянско-фермерских хозяйств требует больших финансовых расходов и затрат времени;

— при изучении перспективных организационно-правовых форм информационно-консультационных служб респонденты отдали предпочтение службам в составе Минсельхозпрода республики и муниципальных отделов сельского хозяйства.

Оценка современного состояния сельскохозяйственного консультирования в Республике Коми позволяет отметить, что консультационная служба находится на начальном этапе своего развития. Она не занимается продвижением инновационных разработок в производство, обобщением и распространением передового производственного опыта, не оказывает влияния на формирование заказов для проведения прикладных исследований. У службы отсутствуют тесные связи с органами управления и обслуживания регионального АПК, научными и образовательными учреждениями.

Основными факторами, сдерживающими развитие консультационно-инновационной деятельности, являются следующие: отсутствие специального федерального закона «О сельскохозяйственном консультировании»; неукомплектованность службы консультантами-специалистами по земельным отношениям, механизации и автоматизации производства, 1Т-технологиям, оценке эффективности бизнес-планов и инновационных проектов, управ-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

лению финансами, маркетингу; отсутствие на муниципальном уровне информационно-консультационных служб, что не позволяет обеспечить доступность консультационных услуг сельхозтоваропроизводителями и сельскому населению; отсутствие финансовой поддержки сельскохозяйственного консультирования из федерального бюджета; низкий платежеспособный спрос у сельхозтоваропроизводителей на консультационные услуги в области использования инноваций и передового производственного опыта.

Основные направления совершенствования аграрного консультирования при реализации инновационной стратегии развития сельского хозяйства Учитывая региональные особенности аграрного производства республики, нецелесообразно создавать информационно-консультационную службу в каждом муниципальном образовании, а достаточно организовать межмуниципальные центры (МПЦ) консультирования (рис. 2). Для Южной зоны МПЦ предлагается создать в с. Визинга, ареал действия которого распространяется на Сысольский, Койгородский и Прилузский районы; для Восточной зоны — в с. Корткеросс (обслуживает Корткеросский и Усть-Куломский районы]; для Северо-Западной зоны — в г. Емва (Княжпогостский, Усть-Вымский и Удорский

районы); для Северной зоны — в с. Ижма (Ижемский и Усть-Цилемский районы); для Северо-Восточной зоны — в г. Ухте (городской округ Ухта, Сосногорский, Вуктыльский и Троицко-Печорский муниципальные районы); для районов Крайнего Севера — в г. Печоре (зона обслуживания — муниципальный район Печора, городские округа Усинск, Инта, Воркута). Потребность в услугах регионального (головного) центра сельскохозяйственного консультирования будут удовлетворять сельхозтоваропроизводители, личные подсобные хозяйства и садоводы-огородники пригородного Сыктывдинского сельского района.

Применение новой региональной структуры аграрного консультирования позволит увеличить охват сельхозтоваропроизводителей и сельского населения информационно-консультационным обслуживанием, сделать доступными консультирование и распространение инноваций для средних и малых форм аграрных структур, возможность своевременного обращения за информацией и консультационными услугами сельских жителей периферийных территорий, повысить уровень координации и интеграции службы с аграрной наукой, образованием и сельскими производителями.

Исследование организационных форм сельскохозяйственного консультирования за рубежом и в нашей стране свидетельствует, что применяются различные модели служб. Для Республики Коми на период становления службы аграрного консультирования следует сохранить ее в системе управления АПК. По мере ее развития целесообразно создание автономного учреждения.

Для развития системы сельскохозяйственного консультирования ее предстоит укрепить ее специалистами-консультантами. Схема кадрового обеспечения службы сельскохозяйственного консультирования показана на рис. 3.

Рис. 2. Схема размещения и обслуживания центров сельскохозяйственного консультирования в Республике Коми Источник: Разработано автором

t^J МПЦ Южно* зоны

^ ._-j МПЦ Северо-западной

i i i i МПЦ Северо-восточной 1111 зоны

\/Л МПЦ Северной зоны

=1 МПЦ рДЙОНОН ™ Крайнего Севере

КЧЧ МПЦ Восточной зоны

Головной центр I сельскохозяйствен консультировании

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

МПЦ Южной зоны (с. Визинга)

Бухгалтер-экономист, агроном, зоотехник, юрист на временной основе

V _>

^ МПЦ Восточной^ зоны (с. Корткеросс)

Бухгалтер-экономист, агроном, зоотехник, юрист на временной основе

V_у

Региональный центр сельскохозяйственного консультирования (г. Сыктывкар)

Директор, консультант по информационно-методическим вопросам, консультант по налогам и бухучету, консультант по экономике и финансам, консультант по правовым вопросам, консультант по маркетингу, консультант по земельным отношениям и экологии, консультант по технологиям в растениеводстве, консультант по технологиям в животноводстве, консультант по бизнес-инвестиционному планированию, консультант по развитию сельских территорий и сельского предпринимательства

МПЦ Северо- х Восточной зоны (г. Ухта)

Бухгалтер-экономист, агроном, зоотехник, юрист на временной основе

МПЦ зоны Крайнего Севера (г. Печора)

Зоотехник, бухгалтер-экономист и юрист на

временной основе V._У

МПЦ Северо-Западной зоны (г. Емва)

Бухгалтер-экономист, агроном, зоотехник, юрист на временной основе

МПЦ Северной зоны (с. Ижма)

Бухгалтер-экономист, агроном, зоотехник, юрист на временной основе

Рис. 3. Структура и состав службы сельскохозяйственного консультирования Республики Коми

Источник: Разработано автором

Формирование предлагаемой системы сельскохозяйственного консультирования потребует значительного увеличения финансовых средств — в 5 раз по сравнению с 2015 г. Финансирование деятельности служб сельскохозяйственного консультирования из средств государственного бюджета разрешено без каких либо ограничений ВТО, так как входит в «зеленую корзину». Введение льготных платных индивидуальных услуг целесообразно по мере завершения процесса формирования и дальнейшего развития системы сельскохозяйственного консультирования, создания условий для устойчивого развития аграрного сектора.

Для расширения доступа к информации и консультационным услугам сельхозтоваропроизводителей и сельского населения потребуется вовлечение сельских администраций. Главы сельских администраций могут помочь организовать информационные уголки в библиотеках, помещениях сельских администраций, предоставить помещения для встречи сельских жителей с прибывшими консультантами из центров аграрного консультирования, обеспечить связи владельцев личных подсобных хозяйств и семейных ферм с консультационными центрами, определить и обустроить базовые хозяйства, в которых можно демонстрировать передовой опыт.

Для развития инновационной деятельности региональной службе сельскохозяйствен-

ного консультирования предстоит укрепить связи с научно-образовательным сектором. Служба может подготавливать для научных организаций предложения востребованных сельхозтоваропроизводителями прикладных научных исследований, формировать банк данных об инновационных проектах, информировать о них потенциальных потребителей — агропро-довольственные предприятия и крестьянско-фермерские хозяйства, помогать решать вопросы формирования инновационных проектов, рекомендовать инвесторов для их реализации.

Предлагаемые меры по формированию межмуниципальных центров консультирования, укреплению службы аграрного консультирования кадрами специалистов, финансовым обеспечением, совершенствованию форм взаимодействия службы с научными и образовательными учреждениями, повышению ее роли в освоении и трансферте инноваций позволят активировать инновационную деятельность в сельском хозяйстве Республики Коми.

Заключение

Изучение специфики формирования, состояния и развития аграрного консультирования в северном регионе позволяет сделать ряд выводов и предложений.

1. Выявлена необходимость создания сельскохозяйственного консультирования, обу-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

словленная дефицитом и оттоком квалифицированных кадров из отрасли, трудностями, испытываемыми малыми и средними аграрными структурами, в получении информации об инновационных технологиях и их внедрении в аграрное производство, неопределенностью и постоянно изменяющейся внешней и внутренней средой, неразвитостью аграрной инновационной инфраструктуры.

2. Формирование и функционирование сельскохозяйственного консультирования в районах Севера и Арктики имеет свою специфику, обусловленную природными, социально-экономическими факторами, сложившимися типами аграрных структур, обеспеченностью аграрного сектора кадровым и научно-образовательным потенциалом, инновационной активностью сельхозорганизаций и крестьянско-фермерских хозяйств.

3. Сельскохозяйственное консультирование в Республике Коми находится на начальном этапе развития. Основные направления деятельности службы связаны с консультированием, проведением обучающих мероприятий и изданием информационных материалов. Консультационная служба не занимается пропагандой и внедрением инновационных технологий, не участвует в формировании планов прикладных научных разработок, не установила тесных связей с органами управления и обслуживания регионального АПК, научным и образовательным сектором.

4. Анализ деятельности службы сельскохозяйственного консультирования позволил выявить факторы, сдерживающие ее развитие: неразвитость на муниципальном уровне системы аграрного консультирования; неукомплектованность необходимыми специалистами-консультантами; недостаточное финансовое обеспечение; отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность консультационных услуг; не установлены тесные связи региональной консультационной службы с научными и образовательными учреждениями.

5. Обоснованы направления развития сельскохозяйственного консультирования, связанные с формированием межмуниципальных консультационных центров, кадровым и финансовым обеспечением служб, с совершенствованием форм взаимодействия службы аграрного консультирования с субъектами инновационной системы.

Реализация предложенных мероприятий по формированию и развитию региональной системы сельскохозяйственного консультирования позволит увеличить охват средних и малых форм аграрных структур и сельского населения информационно-консультационным обслуживанием, повысить уровень координации и интеграции службы с научными образовательными организациями, ускорить продвижение и внедрение инноваций в аграрное производство.

Список литературы

1. Анфиногентова А., Крылатых Э. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов // АПК: экономика, управление. 2005. № 10. С. 4—11.

2. Баутин В. М. Совершенствовать инновационную деятельность в АПК // АПК: экономика, управление. 2003. № 1. С. 21—25.

3. Веселовский М. Я. Информационно-консультационная служба АПК России (Вопросы теории и практики). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. 228 с.

4. Демишкевич Г. М. Формирование и развитие системы сельскохозяйственного консультирования. М.: ФГУ РЦСК, 2009. 296 с.

5. Козлов В. В. Сущность и основные функции консультирования // Вестник Саратовского госагроуни-верситета им. Н. И. Вавилова. 2009. № 1. С. 32—41.

6. Консультации в сфере агробизнеса: учебное пособие / под ред. А. Мицкевича и М. Фрайдина. Щецин-Горки, 1999. 95 с.

7. Оглоблин Е., Санду И. Организационные основы инновационной деятельности в агропромышленном комплексе // АПК: экономика, управление. 2003. № 1. С. 26—31.

8. О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ № 350 от 21.07.2016. Доступ из СПС «Консультант Плюс» (дата обращения : 02.02.2017)

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

9. Организационно-экономические аспекты развития инновационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе России / под ред. И. С. Санду, Г. М. Демишкевич. М.: ВНИИЭСХ, 2013. 148 с.

10. Организация консультационной службы АПК / В. И. Нечаев, И. С. Санду, Г. М. Демишкевич и др.; под ред. В. И. Нечаева. М.: КолосС, 2011. 206 с.

11. Савенко В., Санду И. Проблемы формирования механизма инновационного обеспечения АПК // АПК: экономика, управление. 2013. № 1. С. 28—33.

12. Санду И. С. Активизация инновационной деятельности в АПК // АПК: экономика, управление. 2005. № 11. С. 73—79.

13. Санду И. С. Проблемные вопросы инновационного развития АПК. М.: ФГОУ РосАКО АПК, 2005. 99 с.

14. Семин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург: Изд-во УралГСХА, 2006. 960 с.

15. Ушачев И. Г. Стратегические подходы к реализации инновационной модели развития сельского хозяйства // Модернизация и инновационная деятельность, стратегические направления развития агропродо-вольственного комплекса. М.: ИНПКЦ Восход-А, 2010. С. 3—14.

16. Хилек К. Е. Информационно-консультационная служба по сельскому хозяйству как инструмент политики развития сельского хозяйства и сельских регионов // Опыт и проблемы функционирования информационно-консультационной службы АПК России: Материалы Междун. научн.-практ. конф. (23—24 ноября 1999 г.). М.: Росинформагротех, 2000. С. 79—91.

17. Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы Общественной Агрономии. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Наркомзема «Новая деревня», 1924. 132 с.

18. Чекавинский А. Н. Проблемы использования научно-технических достижений в сельском хозяйстве. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 164 с.

19. Эпштейн Д. Б. Об аграрной политике инновационного развития Северо-Запада // Экономист. 2014. № 5. С. 83—89.

20. Report of the global consultation on agricultural extension. Rome: FAO, 1990. P. 43—76.

21. Steele E. Consulting for organization change. University of Massachusetts, Press, 1975. 256 p.

22. Van Den Ban A. W., Hawkins H. S. Agricultural Extension. Second edition. Second edition / Blackwell Science LTD. Oxford, 1996. 294 p.

References

1. Anfinogentova A., Krylatyh Je. Strategija razvitija APK s uchetom innovacionnyh faktorov [The development strategy of agrarian and industrial complex taking into account innovative factors] // APK: jekonomika, upravlenie, 2005, no.10, pp. 4—11.

2. Bautin V. M. Sovershenstvovat' innovacionnuju dejatel'nost' v APK [To improve innovative activity in agrarian and industrial complex] // APK: jekonomika, upravlenie, 2003, no 1, pp. 21—25.

3. Veselovskij M. Ja. Informacionno-konsul'tacionnaja sluzhba APKRossii (Voprosy teorii i praktiki] [Information and consulting service agrarian and industrial complex of Russia (Questions of the theory and practice)]. Moscow, FGNU «Rosinformagroteh», 2002. 228 p.

4. Demishkevich G. M. Formirovanie i razvitie sistemy sel'skohozjajstvennogo konsul'tirovanija [Formation and development of system of agricultural consultation.] Moscow, FGU RCSK, 2009. 296 p.

5. Kozlov V. V. Sushhnost' i osnovnye funkcii konsul'tirovanija [Essence and main functions of consultation] // VestnikSaratovskogo gosagrouniversiteta im. N. I. Vavilova,2009, no. 1, pp. 32—41.

6. Mickevicha A., Frajdina M. Konsul'tacii v sfere agrobiznesa: uchebnoe posobie [Consultations in the sphere of agrobusiness]. Shhecin-Gorki, 1999. 95 p.

7. Ogloblin E., Sandu I. Organizacionnye osnovy innovacionnoj dejatel'nosti v agropromyshlennom komplekse [Organizational bases of innovative activity in agro-industrial complex] // APK: jekonomika, upravlenie, 2003. no.l, pp. 26—31.

8. O merah po realizacii gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politiki v interesah razvitija sel'skogo hozjajstva[About measures for realization of the state scientific and technical policy for the benefit of development of agriculture] //Jelektronnyj resurs: Ukaz Prezidenta RF no. 350 ot 21.07.2016. Spravochno-poiskovaja sistema Konsul'tant Pljus (accessed: 02.02.2017).

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

9. Sandu I. S., Demishkevich G. M. Organizacionno-jekonomicheskie aspekty razvitija innovacionno-konsul'tacionnoj dej'atel'nosti v agropromyshlennom komplekse Rossii [Organizational and economic aspects of development of innovative and consulting activity in agro-industrial complex of Russia]. Moscow, VNIIJeSH., 2013. 148 p.

10. Nechaev V. I., Sandu I. S., Demishkevich G. M. i dr.; pod red. Nechaeva V. I. Organizacija konsul'tacionnoj sluzhby APK [Organization of consulting service agrarian and industrial complex]. Moscow, KolosS., 2011. 206 p.

11. Savenko V., Sandu I. Problemy formirovanija mehanizma innovacionnogo obespechenija APK [Problems of formation of the mechanism of innovative providing agrarian and industrial complex] //APK: jekonomika, upravlenie, 2013.no.l, pp. 28—33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Sandu I. S. Aktivizacija innovacionnoj dejatel'nosti v APK [Activization of innovative activity in agrarian and industrial complex] // APK: jekonomika, upravlenie, 2005. no. 11, pp.73—79.

13. Sandu I. S. Problemnye voprosy innovacionnogo razvitija APK [Problematic issues of innovative development of agrarian and industrial complex]. Moscow, FGOU RosAKO APK., 2005. 99 p.

14. Semin A. N. Innovacionnye i strategicheskie napravlenija razvitija APK: voprosy teorii i praktiki [Innovative and strategic directions of development of agrarian and industrial complex: questions of the theory and practice]. Ekaterinburg: Izd-vo UralGSHA., 2006. 960 p.

15. Ushachev I. G. Strategicheskie podhody k realizacii innovacionnoj modeli razvitija sel'skogo hozjajstva // Modernizacija i innovacionnaja dejatel'nost', strategicheskie napravlenija razvitija agroprodovol'stvennogo kompleksa [Strategic approaches to realization of innovative model of development of agriculture. Modernization and innovative activity, strategic directions of development of an agrofood complex]. Moscow, OOO «INPKC Voshod-A», 2010. pp. 3—14.

16. Hilek K. E. Informacionno-konsul'tacionnaja sluzhba po sel'skomu hozjajstvu kak instrument politiki razvitija sel'skogo hozjajstva isel'skih regionov [Information and consulting service on agriculture as the tool of policy of development of agriculture and rural regions//Experience and problems of functioning of information and consulting service agrarian and industrial complex of Russia:]. Opyt iproblemy funkcionirovanija informacionno-konsul'tacionnoj sluzhby APK Rossii: Materialy Mezhdun. nauchn.-prakt. konf. (23—24 nojabrja 1999 g.) -Moscow, «Rosinformagroteh», 2000, pp. 79—91.

17. Chajanov A. V. Osnovnye idei i metody raboty Obshhestvennoj Agronomii [Main ideas and methods of work of Public Agronomics] Izd. 3-e izd., dop. i pererab. Moscow, Izd-vo Narkomzema «Novaja derevnja», 1924. 132 p.

18. Chekavinskij A. N. Problemy ispol'zovanija nauchno-tehnicheskih dostizhenij v sel'skom hozjajstve [Problems of use of scientific and technical achievements in agriculture]. Vologda, ISJeRT RAN, 2015, 164 p.

19. Jepshtejn D. B. Ob agrarnoj politiki innovacionnogo razvitija Severo-Zapada [About agrarian policy of innovative development of the Northwest] // Jekonomis, 2014, no. 5, pp. 83—89.

20. Report of the global consultation on agricultural extension. Rome: FAO, 1990, pp. 43—76.

21. Steele E. Consulting for organization change. University of Massachusetts, Press, 1975, 256 p.

22. Van Den Ban A. W., Hawkins H. S. Agricultural Extension. Second edition. Second edition / Blackwell Science LTD. Oxford, 1996, 294 p.

Для цитирования: Иванова E. В. Информационно-консультационное обеспечение инновационного развития аграрного сектора северного региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1. С. 121—132.

For citation: Ivanova E. V. Information and consulting ensuring innovative development of agrarian sector of the northern region // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1. P. 121—132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.