Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КИБЕРНЕТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудченко Т.И., Ретинский С.Г.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из современных тенденций мирового развития. В статье раскрыта специфика их внедрения и использования в системе государственного управления социально-экономическими процессами. Рассмотрен опыт разработки проектов централизованного компьютерного управления экономикой ОГАС и «Киберсин», проанализированы государственные программы развития ИКТ в разных странах, а также перспективы внедрения информационно-аналитической системы в Донецкой Народной Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN STATE MANAGEMENT OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES

The use of information and communication technologies (ICT) is one of the current trends in world development. The article reveals the specifics of their implementation and use in the system of public administration of socio-economic processes. The experience of developing projects for centralized computer management of the economy - the OGAS and «Cybersin» - is considered, state programs for the development of information and communication technologies in different countries, as well as the prospects for introducing an information and analytical system in the DPR are analyzed.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ»

УДК 004.9:351

Т.И. РУДЧЕНКО, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и государственного управления, e-mail: rutativ@gmail.com, С.Г. РЕТИНСКИЙ, магистрант, e-mail: artur.lenskiy@mail.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, ДНР

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Применение информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из современных тенденций мирового развития. В статье раскрыта специфика их внедрения и использования в системе государственного управления социально-экономическими процессами. Рассмотрен опыт разработки проектов централизованного компьютерного управления экономикой ОГАС и «Киберсин», проанализированы государственные программы развития ИКТ в разных странах, а также перспективы внедрения информационно-аналитической системы в Донецкой Народной Республике.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, государственное управление, цифровые технологии, электронное правительство, организационная кибернетика, информационно-аналитическая система.

Rudchenko T.I., Retinskiy S.G. Information and communication technologies in state management of socio-economic processes.

The use of information and communication technologies (ICT) is one of the current trends in world development. The article reveals the specifics of their imple-

mentation and use in the system of public administration of socio-economic processes. The experience of developing projects for centralized computer management of the economy - the OGAS and «Cybersin» - is considered, state programs for the development of information and communication technologies in different countries, as well as the prospects for introducing an information and analytical system in the DPR are analyzed.

Keywords: information and communication technologies, public administration, digital technologies, electronic government, organizational cybernetics, information and analytical system.

Одной из главных характеристик современного общества является уровень информационного обеспечения. В настоящее время эффективность государственного управления экономикой во многом определяется использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые должны обеспечивать качественной и своевременной информацией, что, в свою очередь, способствует принятию адекватных решений. В связи с этим использование передовых технологий рассматривается как

© Т.И. Рудченко, С.Г. Ретинский, 2021

один из механизмов повышения эффективности работы государственных органов.

Широкое распространение ИКТ изменяет не только общество, но и форму государственного управления. Например, формирование электронного правительства является одним из наиболее острых вопросов, потому что эффективность управления во многом зависит от оперативности сбора, обработки и передачи информации. В связи с этим использование ИКТ становится одним из механизмов повышения эффективности работы государственных органов. Разработка предложений по формированию информационно-аналитического обеспечения государственного управления экономикой на основе использования современных средств компьютерной и коммуникационной техники имеет высокую степень актуальности.

Вопросы использования ИКТ в государственном управлении социально-экономическими процессами стали предметом исследования ученых разных стран мира, включая ДНР. Так, академик В. Глушков разработал проект ОГАС, под руководством С. Бира был разработан и воплощен проект централизованного компьютерного управления плановой экономикой «Киберсин», донецкие ученые А.В. Половян и Р.Н. Лепа внесли вклад в исследование и адаптацию системы поддержки принятия управленческих решений РИАС. В.Ю. Катасонов и Е.Н. Вишневская исследуют влияние на общество системы социального кредита, а И.А. Василенко - балансирующих систем.

Вместе с тем необходимость и возможность интеграции информационной, аналитической, экспертной и прогнозной составляющих работы органов государственной власти и координация их деятельности требуют более глубокого и тщательного исследования.

Цель исследования - определить место и роль информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления социально-экономическими процессами.

В настоящее время в политике ведущих стран мира наблюдается переход к комплексной цифровой повестке. Основными целями выступают цифровая трансформация государственного управления, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры на основе новых технологий, укрепление информационной безопасности, развитие цифровых навыков и компетенций. Особое внимание уделяется регуляторным аспектам, связанным с построением и использованием инфраструктуры широкополосных сетей, доступом к радиочастотному спектру и др. Разрабатываются стратегии внедрения отдельных цифровых технологий с высокими потенциальными эффектами в различных секторах экономики.

В 1997 г. Национальным научным фондом США было введено понятие «электронное правительство» [1, с. 169]. Оно подразумевает способ взаимодействия правительства с гражданами для получения информации и государственных услуг, а также органов власти между собой при помощи ИКТ. Процесс формирования электронного правительства можно разделить на несколько этапов. Сначала создаются сайты государственных структур, на которых размещается информация об органах власти. Затем с их помощью налаживается интерактивное взаимодействие с гражданами. Далее следует транзакционное взаимодействие, позволяющее общаться в режиме реального времени и осуществлять денежные транзакции, например, с помощью карт. С целью налаживания межведомственного электронного взаимодействия в отдельные органы власти внедряются информационные системы, которые затем

объединяются в единую государственную систему. В ее базу данных помещается информация об используемых государственными организациями программных средствах, которые обеспечивают возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, а также сведения о предоставлении государственных услуг. Таким образом, межведомственное взаимодействие делает работу электронного правительства более эффективной, т.к. гражданам при получении услуг нет необходимости лично собирать требуемые документы и посещать множество учреждений. Достаточно наладить автоматический обмен всей необходимой информацией между ведомствами.

В СССР острая необходимость перехода экономики страны на новый технический уровень возникла в 1960-е гг. Это объясняется тем, что с развитием народнохозяйственного комплекса процесс планирования становился все сложнее. Поэтому для поддержания высокой эффективности государственной экономики следовало использовать передовые технологии, позволяющие быстрее и лучше обрабатывать информацию. Академик В. Глушков предложил решить эту проблему с помощью сети ЭВМ, размещенных по всей стране, что способствовало бы созданию технической основы для общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). На создание информационной базы для данной системы понадобилось бы 12-15 лет [2, с. 142].

Основная задача ОГАС состояла в том, чтобы собирать информацию от предприятий для обеспечения эффективной работы плановой экономики. Особенностью системы являлось еще и то, что реализовать ее в условиях частной собственности невозможно, т.к. наличие

коммерческой тайны лишает возможности сбора необходимых данных для проведения расчетов. Частные предприниматели никогда не выйдут за пределы интересов одной или нескольких фирм. Существование в СССР единого народнохозяйственного комплекса позволяло построить эффективную систему автоматизированного управления, не распыляя технические ресурсы. В. Глушков предостерегал, что экономика СССР столкнется с большими трудностями, если не перейти к управлению с помощью ОГАС. Без этой системы люди попросту не справятся с потоком информации, поступающей от производства. В первой половине 1960-х гг. было подсчитано, что при существующем уровне управления к 1980 г. за конторские столы необходимо будет усадить едва ли не всю страну. В связи с тем, что нельзя увеличивать до бесконечности число работников, занятых в сфере управления, необходимо использовать ЭВМ, объединенные в ОГАС. Предполагалось, что около 80% мощности системы будет тратиться на расчеты, связанные с государственным планированием. Устранение с их помощью простоев, недостатков снабжения, несогласованной работы предприятий обеспечило бы стране 18-20% прироста продукции в год. В 1970-е гг. рост национального дохода СССР составлял около 5% [3, с. 182]. Для того, чтобы воплотить в жизнь проект, понадобилась бы 20 млрд руб. Но схема советского ученого работала по принципу самоокупаемости и позволяла получить не менее 100 млрд руб. уже по окончании трех пятилеток.

По политическим причинам реализовать автоматизированную систему управления на общегосударственном уровне не удалось. Однако идеи В. Глушкова нашли практическое применение в Чили, где аналогом советского ОГАС стал проект английского ученого

С. Бира «Киберсин», реализованный в годы правления С. Альенде. Здесь большинство предприятий перешло в государственную собственность, которые можно было объединить в одну систему, позволяющую видеть результаты работы предприятий в режиме реального времени. С помощью «Киберсин» экономика стала максимально гибкой. Но с приходом к власти А. Пиночета «Киберсин» был уничтожен. Несмотря на то, что система так и не заработала на полную мощность, потому что к ней были подключены только 60% предприятий, она на практике смогла доказать преимущество государственного управления экономикой над рыночной стихией. С. Бир был сторонником организационной кибернетики, объектом исследования которой являются балансирующие системы, которые способны реагировать на изменения окружающей среды, даже если эти изменения не могут быть предсказаны в период создания систем. Чтобы остаться балансирующей в течение длительного времени, система должна достигнуть «необходимого разнообразия», чтобы соответствовать сложности окружающей среды, с которой она вступает в контакт. Балансирующие системы должны обладать следующими функциями: организации, координации, контроля, сбора и обработки информации, разработки политики [4].

Сегодня во многих передовых странах мира приняты государственные программы развития ИКТ, которые включены в состав более широких технологически ориентированных национальных программ развития промышленности. За несколько десятилетий Китай смог преодолеть техническую отсталость во многом благодаря тому, что госпрограммы по развитию ИКТ стали неотъемлемой составляющей стратегического планирования. Национальные программы КНР в значительной степени нацелены на раз-

витие цифровой инфраструктуры, что обусловлено неравномерностью экономического развития и приоритетом развития внутреннего рынка.

В США, напротив, к моменту принятия основных программных документов уже была создана полноценная цифровая инфраструктура, в связи с чем одной из характерных черт американской стратегии в сфере цифровизации стал выход за рамки национальной экономики и упор на глобальное международное доминирование в ИКТ-сфере.

На основе показателей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ряда других индикаторов, Всемирный экономический форум (ВЭФ) и Всемирный банк (ВБ) разработали несколько индексов, отражающих уровень цифровизации. Проект развития информационно-коммуникационных технологий в мировом масштабе заранее предполагает неравномерность в технологическом развитии. США, будучи первой экономикой в мире, являются одними из лидеров в сфере информационно-коммуникационных технологий. Здесь работает более 50% самых высокоцити-руемых ученых мира. По числу программистов Соединенные Штаты занимают первое место (4 млн) в мире. На втором месте находится Индия (3 млн), на третьем - Китай (2 млн). Высока доля грантов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), ориентированных на формирование основного капитала американских компаний

[5].

При этом есть все основания полагать, что в скором будущем лидирующие позиции в данной сфере будет занимать Китай. Он уже опередил ближайших конкурентов по ряду показателей. Так, в 2017 г. КНР находилась на первом месте в мировом рейтинге по числу публикуемых научных статей в области ИКТ. США занимали вторую позицию,

Индия - третью. В том же году число китайских патентных заявок на изобретения в области ИКТ составило 146 723 ед. По данному показателю КНР превосходит, например, РФ почти в 100 раз. На втором месте находятся США (126 932 ед.), а третье место занимает Япония (57 801 ед.). Кроме того, Китай является главным экспортером товаров, связанных с ИКТ [6].

Развитие ИКТ создает новые модели как в сфере ведения хозяйства, так и социального поведения. В 2014 г. в КНР была внедрена система социального кредита. Ее суть состоит в том, что граждане зарабатывают социальные рейтинговые оценки, в зависимости от которых они получают наказания или вознаграждения. Предполагается, что на каждого жителя КНР будет заведено электронное досье, куда будет поступать информация из сектора цифровой экономики. Она будет использоваться с целью преодоления мошенничества на рынке, трудностей в исполнении судебных решений, коррупции в правительстве, профессиональных злоупотреблений, плагиата в научной деятельности [7]. В 2015 г. несколько компаний, среди которых Alibaba и Tencent, получили лицензию на запуск пробных систем. Через два года они начали действовать в отдельных городах. С 2018 г. для граждан и предприятий с низкой степенью надежности вступили в силу ограничения. В перечень санкций, которым подвергаются обладатели низких рейтингов, входят: запрет на работу в госучреждениях, занятие руководящих должностей в пищевой и фармацевтической промышленности, обучение детей в дорогих частных школах; отказ в соцобес-печении, авиабилетах, спальном месте в ночных поездах, люксовых гостиницах и ресторанах; тщательный досмотр на таможне [8]. Критики проекта утверждают, что он может стать инструментом для установления тотального контроля за обществом со стороны государственного

аппарата. Получив доступ к личным данным, чиновники начнут ими манипулировать. Однако в условиях цифровизации всегда существует угроза утечки информации, а также возникновения связанных с этим злоупотреблений.

РФ также не может оставаться в стороне от мировых процессов и стремится адаптировать государственные институты к новым технологическим реалиям. С целью повышения эффективности государственного управления были приняты федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» и государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)». На сегодня создана инфраструктура электронного правительства с базовыми государственными информационными ресурсами, единым порталом государственных услуг, многофункциональным центром, системой межведомственного электронного взаимодействия, единой информационной системой государственных и муниципальных закупок и т.п. Таким образом, в стране уже возникла новая форма взаимодействия, где ИКТ выступают посредником между государством и его гражданами.

Российская Федерация все еще обладает высоким научным потенциалом, сформированным в советский период. В стране есть достаточно много ИКТ-специалистов, экспорт услуг которых почти равен импорту. При этом российская экономика катастрофически зависит от ИКТ-товаров иностранного производства. В 2017 г. РФ экспортировала товары, связанные с информационно-коммуникационными технологиями, на сумму 2061 млн долл. США, а услуги -4789 млн долл. США. Импорт товаров составил 20837 млн долл. США, услуг -5315 млн долл. США. Другими словами, Россия импортирует ИКТ-услуг в 1,1 раза больше, чем экспортирует, а импорт ИКТ-товаров превышает экспорт более чем в 10 раз [6]. В свою очередь, внедре-

ние в сферу государственного управления ИКТ зарубежного производства влечет за собой ряд угроз, начиная от прекращения по тем или иным причинам иностранных поставок и заканчивая ха-керскими атаками. Кибербезопасность не может быть обеспечена лишь за счет создания собственного, автономного Интернета. Без решения проблемы импорто-замещения зависимость от зарубежных ИКТ и элементной базы будет только усиливаться. В условиях экономических санкций и попыток закрыть России доступ к новым технологиям важное значение приобретает способность разрабатывать собственные передовые производственные технологии.

Однако российские предприятия внедряют в производство, как правило, иностранные программы и технику. В случаях, когда отечественные инженеры разрабатывают высокотехнологичные изобретения, например, процессор «Эльбрус 8С», на базе которого будет функционировать техника Министерства обороны РФ [9], возникает проблема невозможности их изготовления на собственной территории ввиду отсталости промышленности, и производство переносится на заводы, размещенные за рубежом. Таким образом, развитие собственных информационно-коммуникационных технологий является еще и вопросом национальной безопасности и суверенитета.

Вместе с тем в РФ существует положительный опыт внедрения информационных систем в статистке, который стремятся перенять специалисты ДНР, разрабатывая проект Республиканской информационно-аналитической системы (РИАС) в Институте экономических исследований (ИЭИ), опираясь на результаты работы Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). В 2018 г. ИЭИ подготовил научный доклад, в котором особое место

занимают вопросы государственного управления экономикой [10]. Тенденция к увеличению числа промышленных предприятий, находящихся в государственной собственности, обусловила потребность в государственном планировании и разработку проекта РИАС. Одна из основных задач, которую должна решить единая информационная система, находится в плоскости налаживания межведомственных связей. Проект РИАС представляет собой первую попытку разработать на территории Донецкой Народной Республики информационную систему в сфере государственного управления всей экономикой, а не отдельных ее отраслей. Главная проблема состоит в том, что в Республике отсутствует обмен информацией между различными органами государственного и муниципального управления. В связи с тем, что каждое ведомство осуществляет сбор данных самостоятельно, не координируя друг с другом этот процесс, информация начинает дублироваться. Иногда результаты, которые получены различными организациями, не согласовываются между собой даже по одним и тем же показателям.

Разрабатывая проект ОГАС, В.М. Глушков обращал внимание на то, что главные резервы повышения эффективности управления народным хозяйством сосредоточены на стыках различных ведомственных систем. Наибольшие трудности связаны как раз с приведением в действие этих резервов. При этом недостаточно наладить лишь координацию работ по созданию ведомственных систем. Они должны быть объединены в общегосударственную автоматизированную систему управления. Со своей стороны, главный конструктор ОГАС должен решать проблемы стыковых процедур, не вмешиваясь без необходимости в разработку систем управления министерств.

Решить вышеперечисленные задачи в Донецкой Народной Республике можно с помощью внедрения и дальнейшего совершенствования РИАС, которая позволит эффективно использовать данные, полученные в государственных и муниципальных органах управления. Система предполагает автоматизацию сбора информации, интеграцию баз данных различных ведомств в единое хранилище, обеспечение межведомственного информационного взаимодействия.

Выводы.

В современном мире органы государственного управления стремятся адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, реагировать, предвидеть и использовать новые технологические разработки, в частности, различные виды ИКТ. Новая парадигма государственного управления требует повышения эффективности и прозрачности, создания обмена знаниями и устранения препятствий для доступа к качественному обслуживанию граждан. Необходимо переосмыслить и перепроектировать государственное управление экономическими и социальными процессами, ориентируясь на включение технологических инноваций.

Для повышения эффективности государственного управления экономикой необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии, внедрять общегосударственные информационные системы в сферу стратегического планирования. При этом до сих пор не существует централизованного сбора, обработки, хранения и передачи данных в сфере государственного управления экономикой. Вместе с тем разработка и внедрение информационно-аналитической системы позволит автоматизировать сбор информации, интегрировать базы данных различных ведомств в единое хранилище, обеспечить межведомственное информационное взаимодействие.

Список использованной литературы

1. Артемова, П.В. Информационные технологии для государственных служащих / П.В. Артемова, С.Г. Камолов. - М., 2017. - 215 с.

2. Глушков, В.М. Кибернетика, вычислительная техника, информатика. Избранные труды. В 3 т. Т. 3. Кибернетика и ее применение в народном хозяйстве / В.М. Глушков. - К.: Наукова думка, 1990. - 224 с.

3. Бузгалин, А.В. Экономическая компаративистика: Учебник / А.В. Бузгалин, А.И. Колганов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 746 с.

4. Василенко, И.А. Информационное государство и теория государственного управления / И.А. Василенко // Государственная служба. - 2005. - № 1 (33).

5. Солиев, Р.Ю. Важнейшие тенденции информационно-коммуникационных технологий в развитии современной глобальной экономики / Р.Ю. Солиев // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2017. -№ 1. - С. 28-40.

6. Индикаторы цифровой экономики: 2018: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Г.Л. Волкова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 268 с.

7. Вишневская, Е.Н. Актуальные вопросы становления репутационного государства в условиях цифровизации / Е.Н. Вишневская // V Международная научно-практическая конференция «Современное государственное и муниципальное управление: проблемы, технологии, перспективы». Тезисы докладов. -Донецк, 2019. - С. 95-98.

8. Катасонов, В.Ю. О цифровой экономике Китая [Электронный ресурс]: аналитический портал «Фонд стратегической культуры». - URL: http:// www.fondsk.ru/news/2017/02/22/kitay-ocif rovannyj -43590.html

9. Форсайт «Россия»: будущее технологий, экономики и человека. Сборник пленарных докладов V Санкт-Петербургского международного экономического конгресса (СПЭК-2019). В 3 т. Т. 3 / под общ. ред. С.Д. Бодрунова. -СПб.: ИНИР, 2019. - 872 с.

10. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2018. - 260 с.

T.I. RUDCHENKO, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Public Administration, e-mail: rutativ@gmail.com, S.G. RETINSKY, Master's student, e-mail: artur.lenskiy@mail.ru

SEI HVE "Donetsk National Technical University", Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила 05.11.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.