Информационно-коммуникационные технологии как средство развития учебной мотивации обучающихся в начальной школе.
Яковлева Елена Викторовна, Гольцова Наталья Владимировна
ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет", г.
Череповец
Ключевые слова:
начальное общее образование, информационно-коммуникационные технологии, учебная мотивация, познавательные и социальные мотивы учения, педагогические и психологические условия использования информационно-коммуникационных технологий
Аннотация. Статья исследует проблему использования информационно-коммуникационных технологий в развитии учебной мотивации обучающихся начальной школы. В Федеральных государственных стандартах начального общего образования развитие мотивационной сферы обучающихся на каждом уроке и в ходе каждого предмета является базовым требованием. В педагогике и психологии разработано много средств развития учебной мотивации, но в современном образовании информационно-коммуникационные технологии занимают одно из приоритетных мест. Исследовательская проблема заключается в определении педагогических и психологических условий использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития учебной мотивации обучающихся начальной школы. Мы предположили, что существует три главных условия: первое - применение информационно-коммуникационных технологий на разных этапах урока; второе условие -обучение младших школьников использованию данных средств; третье условие - самостоятельное использование младшими школьниками информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности.
Мы провели исследование в соответствие с главной целью - проверить условия в ходе комплексного эксперимента в начальной школе. В соответствие с результатами мы разработали систему уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий на разных этапах урокаи обучения учащихся самостоятельно использовать эти технологии. Мы разработали рекомендации для учителей начальной школы по использованию информационно-коммуникационных технологий в разных предметах для развития мотивационной сферы обучающихся.
Введение
Необходимость формирования у выпускника начальной школа широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, познавательные и внешние мотивы, находит отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Перед учителем ставится задача научить младших школьников учиться, развивать их желание учиться, находить удовлетворение в учении, с первого урока побуждать и поддерживать интерес к учению.
Проблемы развития мотивации в обучении являются традиционным предметом исследования отечественной психологии и педагогики (Т.А. Ильина, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.А. Марахов, А.К. Маркова, Р.С. Немов, К.К. Платонов и др.). В исследовании вопросов мотивации мы опираемся на классификацию мотивов А.К. Марковой, которая выделяет две большие группы мотивов: познавательные и социальные. Познавательные мотивы (внутренние) включают несколько групп: широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования. Социальные мотивы (внешние) также включают следующие группы: широкие социальные мотивы, узкие социальные или позиционные мотивы, мотивы социального сотрудничества. В соответствие с точкой зрения Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова мотивация - это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Учебная мотивация, по мнению И.А. Зимней, - это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.
Исследования Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полата, И.В. Роберта, В.В. Рубцова, О.К. Тихомирова и др. показывают, что необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Ученые отмечают, что ИКТ способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации и т.д. Однако это не механический процесс: важно создать специальные психолого-педагогические условия применения ИКТ в учебном процессе, чтобы они выступали средством развития учебной мотивации. В ходе исследования мы предположили, что в качестве таких условий выступают следующие:
- применение средств информационно-коммуникационных технологий на разных этапах уроков;
- обучение младших школьников использованию данных средств;
-самостоятельное использование младшими школьниками информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.
Материалы и методы (или описание программы)
В ходе исследования были использованы следующие методы исследования:теоретический анализ и синтез; изучение литературы, учебно-методических документов и результатов деятельности обучающихся; метод эксперимента; диагностические методики: методика «Мотивы учебной деятельности», автор - Н.А. Леонова; методика «Лесенка уроков», автор - М В Матюхина; методика «Мотивация школьного обучения», автор - Н.Г Лусканова; методика «Диагностика на мотивацию к успеху», адаптированная для младших школьников на основе методики Т. Элерса.
Экспериментальная работа проводилась на базе городской школы в двух третьих классах. Классы обучаются по УМК «Школа России». В эксперименте участвовало 50 обучающихся.
Результаты (или извлеченные уроки)
Результаты исследования показали:во-первых, учитель не системно использует ИКТ в обучении для формирования учебной мотивации школьников класса; во-вторых, в классе преобладает средний уровень сформированности учебной мотивации; в-третьих, учащиеся 3 класса не могут самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.
Данные выводы дали нам основание: 1. Разработать совместно с учителем систему уроков по разным предметам с применением средств информационно-коммуникационных технологий на разных этапах уроков. 2. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы по обучению самостоятельному использованию средств ИКТ учащимися в процессе обучения.
Заключение и выводы (или следующие шаги)
Следующим шагом исследования является разработка комплексной модели развития мотивационной основы учебной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий.
Список литературы:
Леонова Н.А. 2008. Изучение мотивационной сферы младших школьников // Начальная школа. № 2. С. 6-7
Захарова Н.И. 2008. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. № 1. С. 31-33.