ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ИЗ ОПЫТА
Н. Н. Горбачёв С. Н. Мальченко
В статье обозначены основные требования к информационно-образовательным ресурсам (адаптивности, интерактивности, развитию интеллектуального потенциала, гуманному отношению к обучающемуся), необходимые для реализации инклюзивного подхода в образовательном процессе.
The key requirements for information and education resources (adaptability, interactivity, development of intellectual potential, learner-friendliness) necessary for implementation of inclusive approach in educational process are outlined in the article.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми потребностями, информатизация образования, информационно-образовательные ресурсы, адаптивность, интерактивность.
Key words: inclusive education, children with special needs, computerization of education, information and education resources, adaptability, interactivity.
Современной экономике - экономике, основанной на знаниях - свойственны высокие темпы роста профессиональных знаний, увеличение доли наукоемких товаров и услуг, а также динамичность развития информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Это даёт возможность эффективного обучения людей с ограниченными возможностями путем предоставления доступа к образовательным информационным ресурсам (ОИР).
В отличие от основной категории обучающихся, инвалиды ограничены в выборе способов и средств получения актуальных знаний. Тем не менее эта группа обучающихся является достаточно многочисленной: по данным ЮНЕСКО, около 10 % населения земного шара являются инвалидами; доля инвалидов в Республике Беларусь составляет 4,6-4,8 % [5], аналогичные данные приводит Пенсионный фонд Российской Федерации [6].
Современные информационно-коммуникационные технологии (далее -ИКТ) позволяют использовать модели и методы управления обучением различных групп граждан с ограниченными возможностями для обеспечения профессиональной реабилитации и реализации их права на труд и экономическую независимость. В 2003-2005 гг. в рамках программы «Электронная Беларусь» была разработана «Автоматизированная интегрированная система дистанционного обучения, социально-психологической адаптации и трудоустройства инвалидов» (далее - АИС ДО).
В данной работе описывается инструментарий управления информационными ресурсами АИС ДО для обучения лиц с ограниченными возможностями на примере экономических специальностей, позволяющий сформировать в процессе обучения персонифицированный интеллектуальный капитал специалиста и стимулирующий его к постоянной актуализации полученных знаний. На предварительном этапе разработки АИС ДО были выявлены специальности высшего профессионального образования, по которым возможно обучение с использованием технологий дистанционного обучения и трудоустройство инвалидов (бухгалтер, аудитор, экономист,
44
менеджер, маркетолог). На их базе разрабатывался опытный образец системы и базовый учебно-методический комплекс (далее - УМК). При разработке АИС ДО были использованы технологии дистанционного обучения. Они позволили создать среду, позволяющую привлечь к образовательному процессу максимально широкий круг обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями. Основу образовательного процесса в АИС ДО составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию с использованием специальной образовательной среды, обеспечивающей своевременную доставку ОИР и возможность контакта с преподавателем.
Элементами разработанного программного комплекса АИС ДО являются: (а) интегрированная база данных инвалидов для обучения и трудоустройства на рынке дистанционного труда; (б) базовый УМК для инвалидов с нарушениями слуха; (в) опытный образец системы, включая разработку программного обеспечения; (г) программно-технические компоненты системы дистанционного обучения; (д) программное обеспечение образовательных WEB-сайтов дистанционного обучения.
АИС ДО представляет собой адаптивную среду, соединяющую учащегося с единым образовательным пространством посредством сети Internet. Здесь происходит процесс обучения студента, руководит которым система управления учебным процессом. Адаптивные курсы формируются модулем САПР как индивидуальные последовательности обучения групп в зависимости от индивидуальных особенностей групп лиц с ограниченными возможностями. Инструментарий САПР позволяет регламентировать технологические переходы между ОИР посредством ограничений для контроля самостоятельной работы обучаемого в процессе обучения.
Различные виды ОИР (текстовые, визуальные, мультимедийные, модельные тренажеры и другие) готовятся к публикации путем разметки метаданных, генерируемых на основе МО. Они могут представляться на рынке образовательных услуг. Для объединения несколько ОИР, используются контентные приложения, которые позволяют компилировать документы и коррелировать их с помощью перекрестных ссылок на основе тезаурусов. ОИР может быть представлен на рынке и в таком виде. При необходимости добавления интерактивных элементов, в ОИР могут интегрироваться инструменты взаимодействия с пользователем (обучаемым, обучающим). Для дополнительной визуализации (или придания дополнительных возможностей, например, для обучения лиц с ограниченными возможностями) производится дополнительная визуализация или, наоборот, вводятся мультимедийные компоненты. В технологической схеме для актуализации ОИР используются технологии отчуждения, для анализа эффективности ОИР применяются разработанные методы качественного анализа. Система проверки знаний ДИСТОР включает в себя: (а) средства разработки тестов САПР ТОР, предназначенные для тьюторов; (б) систему тестирования ТОР. Аудиолекции с элементами промежуточного тестирования (реализованы на основе технологий Flash) и разрабатываются специалистом по подготовке мультимедиа материалов и могут быть доступны отдельным группам обучающихся. Использование элементов управления ОИР с использованием метаданных на
45
основе технологий XML позволяет обеспечить ведение единой базы тестовых заданий. В результате при создании контрольных заданий для отдельного курса они фиксируются в базе данных и впоследствии отдельные вопросы могут быть использованы в других курсах, для составления итоговых экзаменов по курсу или для контроля остаточных знаний по всем курсам.
Использование предлагаемых методов и моделей управления электронными ОИР в рамках системы АИС ДО позволило: (а) создать систему управления знаниями на основе модели онтологии предметной области специальностей экономической направленности; (б) обеспечить эффективное управление электронными ОИР с учетом индивидуальных особенностей групп обучающихся; (в) создать с использованием современных ИКТ среду, в которой обучаемый может выступать не только как потребитель, но и как создатель интеллектуальной собственности в процессе обучения; (г) создать интегрированный тезаурус и обеспечить междисциплинарный интерфейс взаимосвязанных дисциплин.
Модели и методы управления электронными ОИР могут получить развитие в рамках проекта «Глобальная электронная система обучения граждан союзного государства России и Беларуси (ГЭСО СГ)», разрабатываемого в рамках Концепции социального развития Союзного государства. Концепция предусматривает развитие дистанционного образования на основе передовых информационных и коммуникационных технологий. Реализация проекта ГЭСО СГ обеспечит возможность получения современного качественного образования для лиц с ограниченными возможностями (в том числе, проживающих в малых городах Российской Федерации и Республики Беларусь) по специальностям, востребованным на рынке труда с использованием современных технологий дистанционного обучения на базе ведущих учебных заведений Союзного государства. В 2011 г. система была включена в сборник лучших практик ИКТ ЮНЕСКО по обучению лиц с ограниченными возможностями.
Список литературы
1. Горбачёв Н.Н., Гринберг А.С. Концепция платформы для формирования и поддержки технологичных образовательных продуктов на основе отчуждения знаний // сб. научных трудов Реинжениринг бизнес процессов - Системы управления знаниями (РБП-СУЗ-2007), М., 2007.
2. Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Горбачёв Н.Н.-мл. Проблемы отчуждения знаний в про-
цессе формирования информационных ресурсов и запасов // Электронное содружество. Парк высоких технологий. Безопасные телематические приложения. Доклады V Международного конгресса «Электронное содружество. Парк высоких технологий. Безопасные телематические приложения» (Минск, 10-11 ноября 2005 г.). - Мн.:
ГУ «БелИСА», 2005.
3.IMS Learning Design Information Model, электронный ресурс. - URL: http://www.imsglobal.org/learningdesign/ldv1p0/imsld_infov1p0.html
4. Шалфеева Е.А. Каталог свойств онтологий. Свойства синтаксической структуры: Препринт, 2007. Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2007.
5. Статистические данные Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Электронный ресурс. - URL: http://www.minzdrav.by/med/article/statsod.php?prg=10&prn
6. Статистические данные Пенсионного фонда Российской Федерации. Электронный ресурс, режим доступа: http://statistika.ru/zdr/2007/12/12/zdr_9933.html?curPos=2
46