Научная статья на тему ' информационно-коммуникационная технология организации лечебно-диагностических процессов в стационарах экстренной медицины'

информационно-коммуникационная технология организации лечебно-диагностических процессов в стационарах экстренной медицины Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
379
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстренная медицина / стационар / организация работы / информационнокоммуникационная технология. / emergency medicine / hospital / organizing of work / Informational-communicative technology.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А А. Абдуманонов, М К. Карабаев, В Г. Хошимов

В статье обоснована актуальность использования медицинских информационных систем в клинической практике. Выделены основные задачи их проектирования и создания с использованием достижений информационной технологии и формализованных баз данных. Описана разработанная авторами первая отечественная комплексная медицинская информационная система «ExterNET», обеспечивающая автоматизированную организацию информационной и интелектуальной поддержки лечебно – диагностического процесса, создание единого информационного пространства лечебного учреждения, а также электронного документооборота, в том числе истории болезни. Представлены результаты внедрения разработки в клиническую практику в условиях многопрофильного стационара экстренной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А А. Абдуманонов, М К. Карабаев, В Г. Хошимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational-communicative technology for the organization of medical-diagnostic processes in medical emergency centers

An actuality of implementing medical informational system in clinical practice is based in the article . The primary goals of the projecting and creating with the help of implementing the achievements of information technology and the formalized databases are allocated. Authors described the first former complex medical information system «ExterNET» providing automated organization of informational and intellectual supports in medical diagnostic processes, creation of a unique information area of medical institution, electronic document circulation, and also case history. The results of introduction of the working out in clinical practice in many profile conditions of form emergency medicine are presented.

Текст научной работы на тему « информационно-коммуникационная технология организации лечебно-диагностических процессов в стационарах экстренной медицины»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТАЦИОНАРАХ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНЫ

А.А.АБДУМАНОНОВ, М.К.КАРАБАЕВ, В.Г.ХОШИМОВ

Informational-communicative technology for the organization of medical-diagnostic processes in medical emergency centers

A.ABDUMANONOV, M.KARABAEV, V.HOSHIMOV

Ферганский филиал РНЦЭМП

В статье обоснована актуальность использования медицинских информационных систем в клинической практике. Выделены основные задачи их проектирования и создания с использованием достижений информационной технологии и формализованных баз данных. Описана разработанная авторами первая отечественная комплексная медицинская информационная система «ExterNET», обеспечивающая автоматизированную организацию информационной и интелектуальной поддержки лечебно -диагностического процесса, создание единого информационного пространства лечебного учреждения, а также электронного документооборота, в том числе истории болезни. Представлены результаты внедрения разработки в клиническую практику в условиях многопрофильного стационара экстренной медицины.

Ключевые слова: экстренная медицина, стационар, организация работы, информационно-коммуникационная технология.

An actuality of implementing medical informational system in clinical practice is based in the article . The primary goals of the projecting and creating with the help of implementing the achievements of information technology and the formalized databases are allocated. Authors described the first former complex medical information system «ExterNET» providing automated organization of informational and intellectual supports in medical - diagnostic processes, creation of a unique information area of medical institution, electronic document circulation, and also case history. The results of introduction of the working out in clinical practice in many profile conditions of form emergency medicine are presented.

Keywords: emergency medicine, hospital, organizing of work, Informational-communicative technology.

Организация экстренной медицинской помощи

УДК: 616-083.98-07/085

Осуществляемые в системе здравоохранении республики преобразования выдвигают на первые позиции проблему информационного обеспечения всех уровней системы, как основную проблему практической медицины. Значение этой проблемы особенно актуально в системе экстренной медицины.

В связи с этим осуществить поэтапной переход от бумажной информационной технологии к электронной информационно - коммуникационной технологии организации лечебно - диагностического процесса (ЛДП) становится необходимый задачей и является основой для создания информационной инфраструктуры лечебного учреждения (ЛУ), на которой будет базироваться автоматизация организации и управления как ЛДП, так и ЛУ в целом. При этом статус информации становится как ресурсный, причем в учреждениях экстренной медицины - как стратегический. Это в свою очередь требует наличия возможности оперативного получении необходимой информации о пациентах, их болезнях и соответствующих профессиональных знаниях.

В этом русле необходимо, прежде всего, перевести организацию ЛДП из интуитивного на доказательный, а его управление из бюрократического в информационную основу, что требует привлечение для оптимизации его организации современных медицинских информационных технологий, специальных программных обеспечений и технических средств сбора, хранения, обработки и представления информации, а

также электронно - коммуникационной системы для их импорта и экспорта в масштабе ЛПУ, региона и при необходимости отрасли [1-3]. Как известно ЛДП - это технология информационного взаимодействия, с одной стороны, лечащего врача с пациентом, а с другой, всех медицинских работников, имеющих отношение к пациенту, между собой. Автоматизация ЛДП не должен менять этой его сути, более того, она должна развивать и совершенствовать эту суть своими способами обращения с информацией. Отсюда следует, что прежде всего необходимо автоматизировать взаимодействие между участниками ЛДП и процесса документирования всех шагов этого взаимодействия.

Основным и обязательным носителем этого сложного организованного обмена традиционно является бумажная история болезни (ИБ) официально утверждённой формы и структуры. Она служит для накопления информации, принятия врачебных решений, являясь не только медицинским, но и юридическим документом. Однако отсутствие возможности пользоваться ею одновременно несколькими участниками ЛДП, трудночитаемость, а также произвольное содержание записей, отсутствие формализации медицинской информации затрудняет оперативное и полноценное его использование в практике экстренной медицины.

Установлено [4], что количество читаемой информации в бумажной ИБ не превышает 75%, а коэффициент полезности хранимой информации-82%. В результате в условиях жесткого лимита времени, что

характерно для экстренной медицины, бумажная ИБ, забирая у врача много рабочего времени (не менее 30%) для оформления, остаётся всего лишь пассивным накопителем информации с качеством содержания, далекого от требуемого. Становится очевидным, что организации ЛДП при неотложном состоянии на основе бумажного документооборота становится серьёзным тормозом в усовершенствовании этого процесса. Решение очевидно — необходимо внедрение электронных информационно-аналитических и коммуникационных технологий.

В этом случае, с одной стороны, возникают возможности автоматизированного формирования медицинского документа, а с другой, их долговременного и безопасного хранения и при необходимости оперативной обработки, передачи и предоставлении пользователям, т.е обеспечить информационную и интеллектуальную поддержки ЛДП. Кроме этого, реализуя комплексной подход в проектирование медицинской информационной системы (МИС), можно добиться, что автоматизацией будет охвачено не только ведение ИБ, но и организация других главных компонентов ЛДП.

Отметим, что автоматизация медицинских учреждений - это, прежде всего, создание единого информационного пространства ЛПУ, что в свою очередь позволяет создать автоматизированные рабочие места врачей, базы данных, вести электронные истории болезни (ЭИБ), создать их электронный архив и объединять в единое целое все лечебные, диагностические, административные, хозяйственные и финансовые процессы.

Таким образом, современное развитие и повышение эффективности экстренной медицинской помощи требует осуществления его комплексной автоматизации на основе оперативной и достоверной информации в реальном масштабе времени.

Ниже описана разработанная нами первая отечественная комплексная информационно - коммуникационная и аналитическая система «ExterNET» [5-8], реализующая в клинической практике все вышеотме-ченные функции и внедренная в Ферганском филиале РНЦЭМП.

Она представляет собой МИС, состоящую из 82 компьютеров, объединенных в единую локальную сеть, серверных станций и специально разработанное программное обеспечение.

Программно - технический комплекс системы «ExterNET» предназначен для автоматизации деятельности учреждении экстренной медицины, которое в своем составе имеет многопрофильный стационар, приемно - диагностическое отделение, клинические лаборатории, подразделения функциональной диагностики, аптеку, отдел переливания крови, блок питания, административные и необходимое инженерно технические, а также другие обеспечивающие подразделения.

Отметим, чтобы обобщить достаточно полную информацию о пациентах и врачебных действиях, организовать и управлять протекающими в лечебном учреждении процессами, необходимы ЭИБ и локальная сеть.

В связи с этим нашей целью явилось проектирование и создание ЭИБ, функциями которой является не столько автоматизация ведения медицинской записи

пациентов, столько новая технология информационной, интеллектуальной и коммуникационной поддержки принятия врачебных решений путем представления первично обработанной информации в виде аналитических данных, а также новая эффективная технология взаимодействия различных подразделений стационара и участников ЛДП.

История болезни должна стать настолько полной и структурированной, насколько это необходимо, чтобы формировать из составляющих её элементов любые вторичные документы: лист назначений, лист анализов, рецепт для аптеки, направления в лаборатории выписки из истории, и т.п.

Поскольку в республике пока еще не принят стандарт на ЭИБ, мы руководствовались требованиями национального стандарта России (ГОСТ 52636-2006) «Электронная история болезни. Общие положения», введенного в действие с 1 января 2008 г. и устанавливающего общие требования для разработки, к созданию, сопровождению и использованию информационных систем типа «Электронная история болезни» [9].

В соответствии с этим под ЭИБ нами понимается информационная система, предназначенная для ведения, хранения на электронных носителях, поиска и выдачи по информационным запросам (в том числе и по электронным каналам связи) персональных медицинских записей (ПМЗ) пациентов именуемых далее электронными персональными медицинскими записями (ЭПМЗ). Относительно ЭПМЗ нами обеспечено главное требование стандарта — обеспечить выполнение условия:

-неизменность и достоверность на протяжении всего периода хранения;

-регламентация прав доступа и конфиденциальность; -персонифицируемость (возможность определить автора и происхождение записи в любой момент времени).

По функциональным возможностям созданная нами ЭИБ относится к коллективному классу и является неотъемлемым элементом лечебно-диагностического процесса. В связи с этим в ней ЭПМЗ отчуждаются от их авторов и могут быть извлечены из электронного архива другим медицинским работником, имеющим на это право, и использованы в качестве официального медицинского документа.

Структура ЭПМЗ включает в себя все необходимые элементы (идентификатор пациента, идентификатор данной ЭПМЗ, дата и время, номер ИБ, идентификатор автора ЭПМЗ, текст, отражающий его содержание, и др.), обеспечивающие ему медицинский и юридический статус.

Нами совместно с руководством ФФРНЦЭМП разработано и внедрено положение о порядке создания и ведения ЭПМЗ пациентов в систему, где определен круг медицинских работников, имеющих на это право, а также структура вводимой ими информации, установленная согласно рекомендациям стандарта.

При такой постановке вопроса ЭИБ будет служить ядром медицинской информационной системы (МИС) многопрофильного стационара, каким и является научной центр экстренной медицины и его филиалы.

Отметим, что ЭИБ взамен «бумажной» — это, бесспорно, основа автоматизации медицинской деятельности. Обычная ИБ - первичной носитель информации в обычной системе работы, ЭИБ - в автоматизиро-

ванной.

Создание подобных МИС имеет несколько вариантов реализации, среди которых нами выбрано проектирование и разработка ИС ведения ЭИБ, интегрируя в него все остальные функциональные модули (регистратура, лаборатория, аптека, ОФД, ОПК, статистика, администрация и др.), необходимые для организации и управлении ЛДП.

Все модули могут работать автономно или в системе «ExterNET».

На рис. показана разработанная нами схема электронной организации ЛДП и управления ЛПУ.

Диапазон функциональных возможностей подобных информационных систем медицинского назначения определяется решением следующих основных задач:

— сбор, регистрация и документирование данных;

— обеспечение обмена информацией;

— хранение и поиск нужной информации;

— контроль течения болезни;

— поддержка принятия решения;

— организация ресурсного обеспечения пациентов;

— статистический анализ данных.

Следует еще раз отметить, что использование ИТ в клинической медицине должно иметь цели не заменить опыт и умение врача, а напротив повысить его роль, снабдить его информацией и знаниями своевременно и в удобной для него формате, позволить концентрироваться на клинической работе, представить ему нужную информацию в нужный момент в нужном месте и в требуемом объеме.

Таким образом, нами разработан математический формализм, технология человеко - компьютерного взаимодействия и необходимый компьютерний программный инструментарий, позволяющие в совокуп-

Рис. Схема электронной организации ЛДП и управления ЛПУ: 1 — канцелярия; 2 — плановый отдел; 3 — бухгалтерия; 4 — пищеблок; 5 — отдел метрологии; 6 — хозяйственный отдел; 7 — отдел кадров; 8 — регистратура; 9 — приемно-диагнос-тическое отделение; 10 — функциональная диагностика; 11 — лаборатория; 12 — операционный блок; 13 — реанимация; 14 — клинические отделения; 15 — отдел переливания крови; 16 — аптека; ЭУР — электронный учет и распределение ресурсов; ЛДП — лечебно диагностический процесс; ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение; ЭлИБ — электронная история болезни; БД — база данных.

ности осуществлять не только сбор, хранение и пред-сотавление медицинской информации, но и интеллектуальную обработку массива медицинских данных при работе с пациентами, и решать необходимые задачи по информационной, а также интеллектуальной поддержке врачебных решений.

Для лечащих врачей нужны компьютерные программы и электронные технологии, соответствующие способу их работы.

Общение пользователя с медицинской информационной системой "ExterNET" осуществляется посредством специально созданных автоматизированных рабочих мест (АРМ) и их интерфейсов. При этом для различных типов пользователей нами создано 25 соответствующих АРМов, предоставляющие возможность реализовать все действия, которые пользователь выполняет в своей работе, то есть учитывающие функциональные обязанности каждой категории сотрудников.

Учёт функциональных обязанностей сотрудников является важнейшим требованием, которое необходимо соблюдать при выборе интерфейсных решений в создаваемом программном обеспечении МИС.

Отметим, что при разработке АРМов и пользовательских интерфейсов учтены все требования стандарта, а именно в разработанных нами интерфейсах предоставления ЭПМЗ интуитивно понятно и не допускает двусмысленного толкования и выполнено с учетом эргономических требований, а также имеются элементы, позволяющие однозначно определить: к какому пациенту относятся данная ЭПМЗ; дату и время описываемого в ЭПМЗ события; статус, стадию жизненного цикла ЭПМЗ и.т.п.

Для удобства ввода информации по осмотру врачу предлагается специальная система шаблонов осмотров, которая создана ведущими специалистами цен-

тра с использованием международных стандартов медицинских терминов (SNOVMED). Отметим, что заранее заготовленные шаблоны текстов — ценный способ облегчения работы врача и одновременного повышения её культуры, если только не предоставлять составление этих шаблонов всем, кто захочет. Задача заключается в том, чтобы с помощью высококвалифицированных специалистов составить набор наилучших, наиболее полных и дифференцированных стереотипных описаний. Разработанные необходимые количества шаблонов по направлением клинической медицины включены в состав сервисных программ системе "ExterNET".

Учитывая актуальность интеллектуальной поддержки процесса принятия врачебных решений, нами разработаны специальная прикладная программа и его база данных (БД), обеспечивающие автоматическую обработку данных ЭИБ и их анализ с учетом имеющихся в клинической практике норм, динамики и т.п., с последующим предоставлением врачу для использования.

Естественно, база данных, база знаний и алгоритм вычисления и анализа медицинских параметров этих программ создаются специалистами — медиками для каждого направления экстренной медицины отдельно, либо они должны основываться на официально утвержденных или рекомендованных источниках.

В результате, разработанная нами система ведения ИБ стала информационно-аналитической, и архитектура, структура его базы данных (БД) спроектированы нами с учетом особых требований, связанных с данной её функцией.

Медицинская информационная система "ExterNET" базируется на клиент-серверной архитектуре. Для максимальной эффективности система использует объектно-реляционный принцип формирования БД.

Известно, что лечебно-диагностические стандарты позволяют регламентировать главный технологический процесс экстренной медицины — своевременную диагностику угрожающих жизни пациента состояний и квалифицированное их устранение на этапах оказания экстренной медицинской помощи. В связи с этим в разработанной нами ЭИБ предусмотрено автоматическое регистрирование даты и времени формирования информации о выполнении тех или иных лечебно - диагностических процедур, а в его БД занесены утвержденные или рекомендуемые регламенты стандарта, что позволит автоматизировать, в рамках ЭИБ контроль за их правильным выполнением.

Разработанные нами ЭИБ и технологии "ExterNET" в 2008 году прошли клинические испытания в Ферганском филиале РНЦЭМП и приняты на опытную эксплуатацию в условиях его стационара, где сегодня успешно функционирует и совершенствуется.

Для обеспечения круглосуточной и бесперебойной работы программно-технической части системы, поддержки его пользователей в структуре ФФРНЦЭМП создан специальный отдел, укомплектованный программистами из числа разработчиков и инженерно -техническим персоналом.

Эффективная эксплуатация информационной системы обеспечиваются путем обучения и тренинга всех пользователей на специальных курсах, по утвер-

жденным программам, со сдачей экзамена на получение сертификата.

Заключение

Использование разработанного нами ИКТ "ExterNET" в клинической практике экстренной медицины позволяет:

1. Весь комплекс медицинских документов, в том числе истории болезни, перевести в электронный формат, обеспечить их автоматизированное формирование, передачу, обработку, поиск и архивирование.

2. Создание единого информационного пространства в ЛПУ обеспечивает информационную, интеллектуальную и коммуникативную поддержку организации лечебно - диагностических процессов и принятия оптимальных врачебных решений.

3. Способствует выполнению лечебно - диагностических стандартов и их оперативному контролю.

4. Автоматизирует взаимосвязи клинических, параклинических и других подразделений ЛПУ в интересах пациентов.

5. Обеспечивая автоматизированное получение различных сводок, данных и официальных статических отчетов и на их основе анализ деятельности как ЛПУ в целом, так и его структурных подразделений, повышает эффективность управленческих действий.

6. Обеспечивает необходимой уровень безопасности медицинской информации.

Литература

1. Назаренко Г.И., Гулиев. Я.И., Ермаков Д.Е. Медицинские информационные системы: теория и практика. М ФИЗМАТЛИТ 2005; 320.

2. Дуданов И.П., Раманов Ф.А., Гусев А.В. Информационные система в организации работы учреждений здравоохранения: практическое руководства. Петрозаводск 2005; 238.

3. Рот Г.3., Фихман М.И., Шульман Е.И. Медицинские информационные системы. Учеб. пособие. Новосибирск Изд-во НГТУ 2005; 70.

4. Романов Ф.А., Гусев А.В., Дуданов И.П. Сравнительный анализ использования электронной и бумажной историй болезни в повседневной практики врача. Мед акад журн 2005; 2(5): 244-247.

5. Карабаев М.К., Морозов А.В., Хошимов В.Г. и др. Комплекс прокладного программного обеспечения "ExterNET" для автоматизации ведения медицинских записей пациентов и ведения электронной истории болезни. Свид. № DGU 01405. Государственное патентное ведомства РУз. Ташкент 2007.

6. Абдуманонов А.А., Карабаев М.К. Компьютерная программа автоматизации организации работы клинико-диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений. Свид. № DGU 01407. Государственное патентное ведомства РУз. Ташкент 2007.

7. Карабаев М.К., Алиев Р.Э., Хасанов А.А. Компьютерная программа оптимизации организации лекарственного обеспечения клинических отделений стационара. Свид. № DGU 01406. Государственное патентное ведомства РУз. Ташкент 2007.

8. Карабаев М.К., Абдуманонов А.А. Компьютерная программа автоматизации формирования медицинских статических отчетов лечебно-

профилактических учреждений. Свид. № DGU 01408. Государственное патентное ведомства РУз. Ташкент 2007. 9. ГОСТ Р 52636-2006. Национальная стандарт Российской федерации «Электронная история болезни. Общие положения». Стандартинформ 2007.

ТЕЗ ТИББИЙ ЁРДАМ ШИФОХОНАЛАРИДА ДАВОЛАШ-ТАШХИС ЖАРАЁНЛАРИНИ

ТАШКИЛЛАШНИНГ АХБОРОТ-КОММУНИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ

А.А.Абдуманонов, М.К.Карабаев, В.Г.Хошимов РШТЁИМнинг ФарFона филиали

Контакт: Абдуманнонов А.А. — администратор сети и безопасности Ферганского филиала. РНЦЭМП.

E-mail: [email protected] Тел: +99893-270-8179.

Маколада тиббиёт ахборот тизимларидан клиник амалиётда фойдаланишнинг долзарблиги асосланган. Бундай тизимларни барпо килишнинг асосий муаммо-лари ёритилган. Муаллифлар томонидан Республика-да илк бор барпо этилган, даволаш муассасасида электрон касаллик тарихини ва электрон хужжат ал-машувини жорий килиш оркали ягона ахборотлар майдонини шакллантирувчи, хамда даволаш-ташхис жараёнларини ташкиллашни ахборот ва интелектуал таъминотига кумаклашувчи "ExterNET" тиббий ахборот тизими ва унинг тез тиббий ёрдам клиник амалиё-тида кулланилиши натижалари келтирилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.